Конкурсные работы к региональному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2018"

Мокерова Нина Вениаминовна
1. Конкурсное  задание "Методический семинар"  включает компьютерную презентацию с пояснительной запиской. Содержание: описание педагогического опыта работы  участника регионального этапа конкурса, описание инновационной методики и технологии, направленных на реализацию ФГОС.
Пояснительная записка к методическому семинару
2. Открытый урок английского языка во 2 классе к УМК  "Радужный английский". https://yadi.sk/d/uZrytRGp3TuAAk
3.  Эссе "Я-учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

МОКЕРОВОЙ НИНЫ ВЕНИАМИНОВНЫ

ПЕРВАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  КАТЕГОРИЯ,

МБОУ БОЛЬШЕУСТИНСКАЯ ОШ

Шарангского района Нижегородской области

                                     nsportal.runina-veniaminovna-mokerova 

 Методический семинар

« Использование метода проектов на уроке английского языка и во внеурочной деятельности»

                                   

       Пояснительная записка 

      Опыт работы с применением метода проектов позволяет мне утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, во  внеурочной деятельности, на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка. Обращение к проблеме организации проектной деятельности считаю актуальным в условиях обновления содержания образования.                                                                                                                                                                 Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.          
    В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем  в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.
        Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования  является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором  деятельности, консультантом  по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных  средств. Работа над учебным проектом  позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс  в результативную созидательную творческую работу.  

        

 Актуальность
   
    “Развивающемуся обществу нужны  современно  образованные, нравственные, предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать ответственные  решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…»                                                                 (Из Концепции модернизации российского образования). А метод проектов, как раз помогает формировать личность, нужную обществу.                                                                                             Новизна опыта  состоит в разработке, апробации и внедрении различных вариантов использования метода проектов на различных этапах уроков английского языка и во внеклассной        работе.

  Основная цель использования метода проектов в обучении английскому языку 

               Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат, Д.Дьюи);это совокупность приёмов, действий учащихся в определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  
       
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими        учебными        средствами.
         Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися
иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:

  • Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.
  • Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.
  • Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.
  • Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению английским языком.
  • Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
  • Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Положительная специфика данной технологии заключается в следующем:

  • -она основывается на самостоятельной работе учащихся в школе и дома (Учащемуся в ходе работы над проектом необходимо самому вместе с другими учащимися организовать и планировать свою работу, чтобы добиться положительного результата. Учитель лишь выступает в роли консультанта, косвенного руководителя проекта.)
  • -побуждает их к поиску новой информации из любых доступных для них источников. При обучении английскому языку метод проектов  используется  в контакте с учебной программой. Тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для ребят. Выбор темы проектной работы очень важен, именно тема проекта, а,  в конечном счете,  может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

Исследовательские.
Творческие.
Ролевые,игровые.
Ознакомительно-ориентировочные(информационные).
Практико-ориентировочные(прикладные).
Конструктивно-практические.
Игровые,ролевые.
Информативно-исследовательские.
Творческие        работы.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

 По предметно-содержательной области: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

По характеру контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;

По  количеству участников проекта (личностные, парные, групповые);

По продолжительности проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Метод проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Этот метод  позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу.

4 основных этапы работы над проектом:

       1. Подготовительный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

         Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

        Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

                В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

 На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить стратегию проведения проекта:

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
  •  обсудить план написания работы;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

2. Реалзация проекта

           Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет проектирования.  Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.                                           Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений-диалогов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками.  Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту.                 Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

3. Презентация.

        На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Решают какую форму презентации выбрать. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Но много ребят любят оформлять свои работы с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

4 Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).

Метод проектов - результативность

        На мой взгляд, использование метода проектов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день. Я стараюсь использовать различные виды проектов на различных этапах урока  и во внеурочной деятельности, конечно, чаще использую на уроках обобщения,  для текущего и промежуточного  контроля. Целью проектной деятельности учащихся является в определённом смысле сама проектная деятельность, в ходе которой формируются и  развиваются определённый результат и как следствие уровень лингвистической компетенции личности. Что касается реального продукта проекта деятельности учащихся, то применительно к методу проектов это лишь один из результатов проектной деятельности, по которому удобно оценивать качество проекта в целом.

 Могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам:

  • повысился познавательный интерес обучающихся при работе над проектами по английскому языку;
  •  качество знаний  повысилось;
  • отсутствие неуспевающих по предмету;
  • участники конкурса творческих проектов для начальной школы “I would like to present you…” стали победителями в январе 2016г.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно,  привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Проекты в моей практике

Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.                                                                                       Первые два-три года изучения английского языка мои учащиеся выполняют мини- проекты: составляют тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки, поделки. Например, уже  во 2 классе дети начинают работать над первым своим проектом «Моя любимая буква», «Мое Любимое животное». Они с удовольствием рисуют, красиво оформляют их.  Не  успев завершить  один проект, они уже спрашивают, когда будет следующий проект. Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся от 1 урока до 2 недель.. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями        школьников.
          Начало проектной деятельности школьников среднего звена обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree),  «Комната моей мечты моей мечты» и другие. (5-6 классы).
       Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы.  Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);

– мини-исследовательские проекты (например рейтинг любимых каналов). (7 класс)

    Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Помоги природе», выпуск стенгазет. С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как игровые-ролевые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в        нем        творческие        возможности.
         В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы: мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет, интерактивные тесты, интерактивные программы. Они делают уроки, внеклассные мероприятия разнообразными и интересными, учат детей пользоваться различными новыми технологиями.

Трудности при работе над проектом                                                                                                           

Но иногда работа над проектом содержит определённые трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, т.к. часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определённые языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Как показал последующий анализ, учащиеся отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты

-  лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

- трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

-трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

         Применяя метод проекта, увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой деятельности. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Заключение

             Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
              В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

             Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Мною созданы условия, необходимые для развития познавательной активности учащихся, формирования компетентностей учащихся в области изучения иностранных языков для реализации творческого потенциала.

 Список литературы

  1. Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т .1.
  2.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986
  3. Никишина И. В.  Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе. Изд. Учитель. Волгоград. 2006 г.
  4. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1.

 

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001.

        6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего          образования (5-9 кл.), приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Российской Федерации МБОУ Большеустинская основная школа Шарангского района Нижегородской области Конкурсное задание «Методический семинар» Мокерова Нина Вениаминовна учитель английского языка первой квалификационной категории Тема педагогического опыта « Использование метода проекта на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Слайд 2

Актуальность использования метода проектов в обучении английскому языку ФГОС системно-деятельностный подход познавательные и личностные способности ученика формирующаяся личность реализация метода проектов

Слайд 3

“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» ( Из Концепции модернизации российского образования ). Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, учится принимать самостоятельные решения. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании.

Слайд 4

Цель метода проектов : возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией Речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании , говорении, письме, чтении. Социокультурная компетенция – формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка . Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений. Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению английским языком. Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств. Информационная компетенция – умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Слайд 5

Что такое метод проектов? Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» Полат Е.С. Виды проектов Исследовательские; Творческие; Ролевые, игровые; Информативно–исследовательские проекты; Игровые проекты: Сценарные проекты; Творческие работы; Информационно-исследовательские; Издательские проекты.

Слайд 6

По количеству участвующих Этапы работы По контролю освоения знаний По содержанию По протяженности во времени индивидуальные коллективные групповые длительные краткосрочные текущий итоговый монопредметный межпредметный Подготовительный(«погружение» в проблему). Сбор и обработка информации. Реализация плана действий. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. 6. Рефлексия(самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слайд 7

Ожидаемые результаты: На уровне общего образования: повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы ; простор для творческой и созидательной деятельности. Условия реализации: связь педагогов английского языка и учителей естественных наук, краеведения; заинтересованность родителей в обучении своих детей; положительный настрой учащихся; заинтересованность учащихся в самостоятельной работе; оснащение кабинета техническими средствами обучения.

Слайд 8

Практическая применяемость метода проектов Проектная деятельность используется мою на уроках английского языка со 2-9 класс, на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Новизна опыта новизна опыта состоит в разработке, апробации и внедрении различных вариантов использования метода проектов на различных этапах уроков английского языка и во внеклассной работе.

Слайд 9

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ С какими чувствами принимаешь участие над проектами? Март 2015г . 84% 14%

Слайд 10

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Качество %

Слайд 11

Начальная школа

Слайд 12

Творческие проекты

Слайд 13

Сценарные проекты Внеклассное мероприятие «Пасха» 2016г Внеклассное мероприятие « Хеллоуин » 2014г Внеклассное мероприятие «День святого Валентина» 2015г

Слайд 14

Игровые проекты

Слайд 15

Издательские проекты с элементами исследовательской деятельности

Слайд 17

Информационно-исследовательские проекты

Слайд 18

ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ публикации в интернете(сайты : kopilka urokov.ru, http://kopilkaurokov.ru Prodlenka , http://www.prodlenka.org инфоурок http://infourok.ru/ выступления на РМО; выступления на педагогических советах. Область применения: урок; система уроков; внеурочная деятельность; внеклассные мероприятия .

Слайд 19

Литература Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М., 1982.т .1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986 Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе. Изд. Учитель. Волгоград. 2006 г. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.–М.:ВЛАДОС, 2001. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл .), приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897



Предварительный просмотр:

Эссе учителя английского языка Мокеровой Нины Вениаминовны, учителя МБОУ Большеустинская ОШ

                                            « Я – учитель»

                 

      «Великий художник, великий учёный, великий писатель – это звучит очень гордо. Но есть в культуре и незаметная, будничная, но главная работа, и во многом её делает учитель. Он несёт культуру в самую гущу народа. Он бросает первое зерно на ниву таланта, чтобы потом на ней выросли чудесные, прекрасные цветы. И если кто-нибудь из вас станет большим и знаменитым человеком, пусть он, уведя скромного сельского учителя, с почтением снимет перед ним шляпу, помня, что этот маленький и незаметный труженик воспитывает и формирует самое лучшее, самое прекрасное творение природы – Человека».             /А.Рыбаков/

     Я – обыкновенная сельская учительница английского языка. Я люблю свою работу. Своей увлеченностью я делюсь с учениками. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с  урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.  Профессия учителя, как никакая другая, работает на день завтрашний. Ведь не сразу глядя на забавных милых первоклашек можно предугадать, кем они станут в будущем. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего или ученого, воина или юриста, врача или строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения. А главное - своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть людьми.

       Люди по-разному понимают роль учителя.  Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с высказыванием А. Лигова: "Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей".

   Трудно переоценить роль учителя на селе, когда школа осталась единственным островком для подрастающего поколения, где его всегда ждут, где он познает радость открытия мира, где его учат ориентироваться в этом огромном мире. Смею надеяться, что я стала для моих учеников, той первой учительницей, которая была у меня. Может, и желание стать учителем проснулось, когда в мой класс вошла первая   учительница английского языка. Мы восхищались ее эрудицией, красотой и обаянием, и, конечно, знанием языка. Окончив школу и институт, я вернулась в свою родную школу, но уже в качестве преподавателя. Судьба подарила мне возможность учиться у прекрасных педагогов. Они заложили фундамент моей педагогической философии и помогли мне сделать первые шаги в профессии. Они - мои неизменные спутники и свидетели духовных поисков и напряженных процессов, происходящих во мне, моих успехов и неудач.  
     Я считаю, мало иметь учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.
      Я люблю и знаю свой предмет, но что же я могу сделать для своих учеников на современном этапе, когда общество диктует новые условия, когда выпускник учебного заведения должен уметь адаптироваться к часто меняющимся жизненным условиям?                          

     
 Сейчас моя цель – выпустить из стен школы не «напичканного» книжными правилами, заученными темами и правилами «отличника», но подарить миру позитивно и критически мыслящую, деятельную, уверенную в своих силах личность, умеющую не только «поглощать» знания, но и способную самостоятельно добывать и применять эти знания на практике.
        И как важно современному учителю самому быть устремленным в будущее, быть диалогичным и динамичным в стремительно меняющемся мире, уметь встраиваться в современное информационное пространство, уметь мотивировать детей к учению, уметь вызывать всплеск эмоций и креативности, быть носителем активной гражданской позиции.  Вот в чем состоит моя миссия как учителя! Получается, что от меня во многом зависит судьба обновления российского общества. Может показаться, что это высокопарные слова, но достижения общества зависят от слаженной работы каждого учителя, в том числе и меня.
       Но чтобы миссия была выполнима, я должна соответствовать вызовам современности. Что же это значит? Это означает, что на первый план выходит мое
непрерывное профессиональное образование, обмен методическим опытом, использование разнообразных Интернет-ресурсов  на занятиях для повышения мотивации обучения.                        
       В заключение хочу сказать, что я, как учитель,  должна чувствовать биение современной жизни, принимать особенности нового поколения и использовать современные технические и информационные ресурсы во благо ребёнка с целью воспитать прекрасного человека.