Главные вкладки

    Рабочие программы (ФГОС)

    Мочалова Татьяна Ивановна

    Рабочие программы по истории и обществознанию (ФГОС)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл istoriya_5-9_kl_2017-2018.docx235.78 КБ
    Файл fgos_obshch_5_kl.odt42.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

     

     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа  № 14

    г.Балахна

                                                                       

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    5-9 классы

    (2015-2020г.г.)

                                                                                                                                                 

                                                                             

    Разработчик программы

    Мочалова Т.И.                                                                                                            

                                 учитель истории и обществознания                                                                                                                                    

    МБОУ СОШ №14

    2015г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа составлена на основе авторских  программ по обществознанию для 5 –9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5  –  9 классы». Данная линия  учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту  основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного  анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для  продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

    Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
    2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
    3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
    4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных  задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

    Цели изучения обществознания в основной школе

    • воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации  — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,   становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

    • формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о  социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

    • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источник ов и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

    • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

    Общая характеристика учебного предмета

         Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные  объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. «Обществознание» -  учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную  психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

         Место и роль обществоведческого знания в  образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация  всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.   Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.  Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

         При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.

    Место предмета «Обществознание» в учебном плане.

         Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане

        «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

    Планируемые результаты

    Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

    • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

    • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

    • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

    Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

    • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

    • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

    • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с

    использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

    1) использование элементов причинно-следственного анализа;

    2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

    4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

    5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

    познавательной

    • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

    • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

    • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

    ценностно-мотивационной

    • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

    • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

    • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

    трудовой

    • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

    • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

    эстетической

    • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

    • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

    коммуникативной

    • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

    • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

    • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

    • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

    • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

    • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.  

    Человек в социальном измерении

    Выпускник научится:

    использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его   природы,   характеризовать  основные  этапы  социализации,   факторы  становления личности;

    характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

    осознанно выбирать верные  критерии  для  оценки  безопасных  условий  жизни;  

    на  примерах  показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

    сравнивать   и   сопоставлять   на   основе   характеристики   основных   возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

    выделять   в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные  характеристики   и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

    характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

    описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

    давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

    демонстрировать  понимание  особенностей  и  практическое  владение  способами коммуникативной,   практической  деятельности,   используемыми  в   процессе  познания человека и общества.

    Выпускник получит возможность научиться:

    •        формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

    использовать   элементы   причинно-следственного   анализа  при  характеристике социальных параметров личности;

    описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

    Ближайшее социальное окружение

    Выпускник научится:

    характеризовать семью и семейные отношения;  оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

    характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

    выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,  связанных с различными   способами   разрешения   семейных   конфликтов;   выражать   собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

    исследовать   несложные   практические  ситуации,   связанные   с  защитой  прав   и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию  о  государственной  семейной  политике  из  адаптированных  источников различного типа и знаковой системы.

    Выпускник получит возможность научиться:

    •        использовать   элементы   причинно-следственного   анализа  при  характеристике семейных конфликтов.

    Общество — большой «дом» человечества

    Выпускник научится:

    распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

    характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

    различать   экономические,   социальные,   политические,   культурные   явления   и процессы общественной жизни;

    применять  знания  курса  и  социальный  опыт  для  выражения  и  аргументации собственных  суждений,   касающихся  многообразия  социальных  групп  и  социальных различий в обществе;

    выполнять  несложные  познавательные  и  практические задания,  основанные  на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

    Выпускник получит возможность научиться:

    •        наблюдать и характеризовать явления и события,  происходящие в различных сферах общественной жизни;

    объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

    выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

    Общество, в котором мы живём

    Выпускник научится:

    характеризовать глобальные проблемы современности;

    раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

    называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации,   основные   права   и   свободы   граждан,   гарантированные   Конституцией Российской Федерации;

    формулировать  собственную  точку зрения  на  социальный  портрет  достойного гражданина страны;

    находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

    Выпускник получит возможность научиться:

    характеризовать  и  конкретизировать  фактами  социальной жизни  изменения, происходящие в современном обществе;

    показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

    Регулирование поведения людей в обществе

    Выпускник научится:

    использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования     общественных     отношений,     усвоенные     способы     познавательной, коммуникативной   и   практической   деятельности   для   успешного   взаимодействия   с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека идостойного гражданина;

    на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

    критически    осмысливать    информацию    правового    и    морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков    других    людей    с    нравственными    ценностями    и    нормами    поведения, установленными законом;

    •        использовать   знания   и   умения   для   формирования   способности   к   личному самоопределению  в  системе морали  и важнейших отраслей права,  самореализации, самоконтролю.

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

    моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

    оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

    Основы российского законодательства

    Выпускник научится:

    на  основе  полученных  знаний  о   правовых  нормах  выбирать  в   предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

    характеризовать   и   иллюстрировать   примерами   установленные   законом   права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность   работника   и   работодателя;   предусмотренные   гражданским   правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско- правовых споров;

    анализировать   несложные   практические   ситуации,   связанные   с   гражданскими, семейными,   трудовыми   правоотношениями;   в   предлагаемых   модельных   ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

    объяснять    на    конкретных    примерах    особенности    правового    положения    и юридической ответственности несовершеннолетних;

    находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из   доступных   источников,   систематизировать,   анализировать   полученные   данные;

    применять   полученную   информацию   для   соотнесения   собственного   поведения   и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

    Выпускник получит возможность научиться:

    оценивать   сущность   и   значение   правопорядка   и   законности,    собственный возможный вклад в их становление и развитие;

    осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

    •        использовать   знания   и   умения   для   формирования   способности   к   личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

    Мир экономики

    Выпускник научится:

    понимать и правильно использовать основные экономические термины;

    распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

    объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

    характеризовать функции денег в экономике;

    анализировать   несложные   статистические   данные,   отражающие  экономические явления и процессы;

    получать    социальную    информацию    об   экономической   жизни    общества   из адаптированных источников различного типа;

    формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

    Выпускник получит возможность научиться:

    оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

    анализировать   с   опорой   на   полученные   знания   несложную   экономическую

    информацию, получаемую из неадаптированных источников;

    выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных

    с описанием состояния российской экономики.

    Человек в экономических отношениях

    Выпускник научится:

    распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

    характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

    применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

    использовать  статистические  данные,  отражающие  экономические  изменения  в обществе;

    получать    социальную    информацию    об   экономической   жизни    общества   из адаптированных источников различного типа;

    •        формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов   экономической   жизни   и   опирающиеся   на   обществоведческие   знания   и социальный опыт.

    Выпускник получит возможность научиться:

    наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

    характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

    анализировать   с   позиций   обществознания   сложившиеся   практики   и   модели поведения потребителя;

    •решать познавательные задачи в рамках изученного материала,  отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

    •        выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

    Мир социальных отношений

    Выпускник научится:

    описывать   социальную   структуру   в   обществах  разного  типа,   характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

    характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

    характеризовать     ведущие     направления    социальной     политики     российского государства;

    давать   оценку   с   позиций   общественного   прогресса   тенденциям   социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

    характеризовать собственные основные социальные роли;

    объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

    извлекать   из   педагогически   адаптированного  текста,   составленного   на  основе научных     публикаций     по     вопросам     социологии,     необходимую     информацию,

    преобразовывать её и использовать для решения задач;

    использовать      социальную      информацию,      представленную      совокупностью статистических   данных,   отражающих   социальный   состав   и   социальную   динамику общества;

    •        проводить несложные социологические исследования.

    Выпускник получит возможность научиться:

    использовать  понятия  «равенство»  и  «социальная справедливость»  с позиций историзма;

    ориентироваться в потоке  информации,   относящейся к  вопросам  социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

    адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

    Политическая жизнь общества

    Выпускник научится:

    характеризовать  государственное устройство Российской  Федерации,  описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

    правильно  определять  инстанцию  (государственный орган),  в  который  следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

    сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

    описывать   основные   признаки   любого   государства,   конкретизировать   их   на примерах прошлого и современности;

    характеризовать   базовые   черты   избирательной   системы   в   нашем   обществе, основные проявления роли избирателя;

    •        различать факты и мнения в потоке политической информации.

    Выпускник получит возможность научиться:

    осознавать   значение   гражданской  активности   и  патриотической  позиции  в укреплении нашего государства;

    соотносить различные   оценки  политических  событий  и  процессов  и  делать обоснованные выводы.

    Культурно-информационная среда общественной жизни

    Выпускник научится:

    характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

    распознавать и различать явления духовной культуры;

    описывать различные средства массовой информации;

    находить   и   извлекать   социальную   информацию   о   достижениях   и   проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

    видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

    Выпускник получит возможность научиться:

    описывать процессы создания,  сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

    характеризовать   основные   направления развития  отечественной   культуры   в современных условиях; осуществлять рефлексию своих ценностей.

    Человек в меняющемся обществе

    Выпускник научится:

    характеризовать явление ускорения социального развития;

    объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

    описывать многообразие профессий в современном мире;

    характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

    извлекать социальную информацию из доступных источников;

    •        применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

    Выпускник получит возможность научиться:

    критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких

    направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

    оценивать роль  спорта и спортивных достижений в контексте  современной

    общественной жизни;

    выражать   и  обосновывать   собственную  позицию  по  актуальным  проблемам молодёжи.

    Содержание программы  5 – 9 классы  (175 ч).

    Модули

    Разделы

    Часы

    1. Социальная сущность личности (27ч).

    1.1. Человек в социальном измерении.

    18

    1.2. Ближайшее социальное окружение

    9

    2. Современное общество (27ч).

    2.1. Общество – большой дом для человечества.

    12

    2.2. Общество, в котором мы живём.

    15

    3. Социальные нормы (27ч).

    3.1. Регулирование поведения  людей в обществе.

    18

    3.2. Основы российского законодательства.

    9

    4. Экономика и социальные отношения (27ч).

    4.1. Мир экономики.

    27

    4.2. Человек в экономических отношениях.

    6

    4.3. Мир социальных отношений.

    9

    5. Политика. Культура (27ч).

    5.1. Политическая жизнь общества.

    16

    5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни.

    8

    5.3. Человек в меняющемся обществе.

    3

    Итого

    175

    СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

    1. Человек в социальном измерении (18 ч)

    Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

    Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

    Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

    2.   Ближайшее социальное окружение (9 ч)

    Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

    Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

    Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

    СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

    3.   Общество — большой «дом» человечества (12 ч)

    Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

    Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

    Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

    4.   Общество, в котором мы живём (15 ч)

    Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?  Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

    СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

    5.   Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

    Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

    Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

    Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

    Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

    Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

    Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

    Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

    Как защищаются права человека в России.

    Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

    6.   Основы российского законодательства (9 ч)

    Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

    Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

    Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

    Административные правоотношения. Административное правонарушение.

    Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

    Правоохранительные органы. Судебная система.

    ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

    7.   Мир экономики (12 ч)

    Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

    Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

    Типы экономических систем. Собственность и её формы.

    Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

    Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

    Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

    Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

    Особенности экономического развития России.

    8.  Человек в экономических отношениях (6 ч)

    Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

    Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

    Предприниматель. Этика предпринимательства.

    Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

    Права потребителя.

    9.   Мир социальных отношений (9 ч)

    Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

    Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

    Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                        Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

    ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

    10.   Политическая жизнь общества (16 ч)

    Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

    Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

    Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

    Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

    Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

    Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

    Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

    Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

    Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

    Глобализация и её противоречия.

    Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

    11.    Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

    Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

    Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

    Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

    Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

    12.  Человек в меняющемся обществе (3 ч)

    Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

    Содержание программы 5 класс (35 ч)

    Организационный модуль (2 ч). 

    Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

    Тема 1. Человек. (4 ч). 

    Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.

    Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

    Тема 2. Семья. (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

    Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

    Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

    Тема 3. Школа (5 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

    Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

    Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

    Тема 4. Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

    Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

    Тема 5. Родина (7 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

    Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

    Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

    Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения..

    Итоговое повторение (6 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

    Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

    1.  Социальный портрет моего сверстника.

    2.  Знай свои права (пособие для подростка).

    3.  Защита правопорядка.

    4.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

    5.  Бизнес (иллюстрированный словарь).

    6.  Как работает современный рынок.

    7.  Здоровый образ жизни.

    8.  Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

    9.  Мой город — город для всех.

    10.  Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

    11.  Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).

    12.  Человек долга — кто он, каков он?

    13.  Свободное время школьника.

     

    Содержание программы по обществознанию за курс 6 класса (35 ч)

    Тема 1. «Человек в социальном измерении» (12ч)

     Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

     Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

     Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания

    и умения как условие успешной деятельности.

     Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и

    особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

     Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

    Практикум по теме «Человек в социальном измерении » -

    Тема 2. «Человек среди людей» (10 ч)

     Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

    Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

     Социальные группы. Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

     Общение- форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и

    младшими.

    Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и

    установить контакт.

     Практикум по теме «Человек среди людей»

    Тема 3. «Нравственные основы жизни» (8 ч)

     Человек славен трудом. Доброе- значит хорошее.. мораль. Золотое правило нравственности. Учимся делать добро.

     Смелость. Страх- защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

     Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

     Практикум по теме « Нравственные основы жизни»

    Итоговое повторение (5 ч)

    Содержание программы по обществознанию за курс 7 класса (35 ч)

    Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 ч)

    Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость

    Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

    Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

    Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

    Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 ч)

    Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство.

    Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

    Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

    Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя.

    Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.

    Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.

    Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

    Тема 3. Человек и природа (5 ч)

    Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.

    Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

    Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

    Итоговое повторение (3ч)

    Содержание программы по обществознанию за курс 8 класса (35 ч)

     

    Вводный урок  (1ч).

    Обществознание. Науки, изучающие общество.

    Тема 1 Личность и общество. (7 ч.)

    Понятие    общества,. Основные сферы общественной жизни.. Взаимосвязь     сфер общественной жизни.

    Природа как основа возникновения и жизнедеятельности    человека  и  общества... Экологические  проблемы..  

    Современные подходы  к типологии  обществ.    Доиндустриальное,       индустриальное и постиндустриальное   общества. Человечество  в  XXI в..     Глобализация. Терроризм.

    Основные      закономерности     развития общества. Закон неравномерности    развития народов и наций  мира.  Социальный    прогресс.    Реформа и революция.

    Личность.  Индивидуальность.     Человек. Что оказывает влияние на человеческую личность. Социализация:      содержание   и   стадии процесса.     Воспитание и социализация, сходство и различие. Воспитание в семье.

    Тема 2  Сфера духовной жизни. (7 ч.)

    Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России.

    Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.

    Долг. Совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Моральный выбор. Свобода и ответственность.

    Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных поступков и помыслов.

    Значимость образования в условиях информатизационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

    Наука, её значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда современного учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

    Религия- одна из форм культуры. Религиозные объединения и организации, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

    Тема 3 Экономика.(12 ч.)  

    Что   такое   экономическая наука. Структура экономики.  Основные виды ресурсов   экономики. Экономический выбор. Экономические блага. Альтернативная стоимость.  

    Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

    Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.  

    Рынок, рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Роль маркетинга   в   рыночной экономике.   Цена   как регулятор   спроса   и предложения.

    Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

    Содержание и функции     предпринимательства. Предприниматель: экономический   статус, поведение. Функции.  Цели фирмы, её организационно-правовые формы.      Малый бизнес и его роль в экономике.

    Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

    Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

    Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

    Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит.

    Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

    Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.                                  

    Тема 4. Социальная сфера. (4 ч).

    Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

            Социальный конфликт, пути его разрешения.

    Строение общества. Социальный   статус и социальная роль, их взаимосвязь. Социальная группа. Отношения между поколениями.

            Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

            Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

            Итоговое повторение. 1 час

    Личность в современном мире.

    Содержание курса  «Обществознание» в 9 классе.

    Политика (8ч)

    Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

    Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

    Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

    Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

    Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

    Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

    Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

    Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

    Право (16ч)

    Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

    Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

    Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

    Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

    Конституция — основной закон РФ.

    Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

    Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

    Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

    Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

    Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

    Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

    Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

    Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

    Социальные права. Жилищные правоотношения.

    Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

    Правовое регулирование отношений в сфере образования.

    Итоговое повторение(1ч)

    Резерв (10ч)


    Распределение учебного материала в 5 классе

    №   Наименование разделов                   Количество часов

    1    Человек                                                        6

    2    Семья                                                           4

    3    Школа                                                          6

    4    Труд                                                              5

    5    Родина                                                         10

    6   Проектная деятельность                              3

    7   Итоговое повторение                                    1

    Итого:    35

    Распределение учебного материала в 6 классе

    №                     Наименование разделов                      Количество часов

    1  Человек в социальном измерении                                      13

    2  Человек среди людей                                                            11

    3  Нравственные основы жизни                                                7

    4  Проектная деятельность                                                        3

    5  Итоговое повторение                                                              1

    Итого:    3

    Распределение учебного материала в 7 классе

    №  Наименование разделов                                         Количество часов

    1  Регулирование поведения людей в

    обществе                                                                                      15

    2  Человек в экономических

    отношениях                                                                                  12

    3  Человек и природа                                                                    7

    4  Итоговое повторение                                                                1

    Итого:    35

    Распределение учебного материала в 8 классе

    №    Наименование разделов                                       Количество часов

    1.  Личность и общество                                                               4

    2.  Сфера духовной культуры                                                       12

    3.  Экономика                                                                                 13

    4.   Социальная сфера                                                                     5

    5   Итоговое повторение                                                                1

    Итого:  35

    Распределение учебного материала в 9 классе

    №  Наименование разделов                                              Количество часов

    1  Политика                                                                                      15

    2  Право                                                                                            18

    3  Итоговое повторение                                                                    2

    Итого:    35

    Содержание программы Обществознание (34 ч.) 

    Тема 1. Политика и социальное управление (8 ч.)

             Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

    Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

    Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

    Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

    Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

    Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

    Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

    Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

     

    Тема 2. Право (16 ч.)

             Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.

             Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности  правового статуса несовершеннолетних.

             Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

    Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

             Конституция – основной закон РФ.

             Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

             Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека-идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

             Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

             Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

             Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

             Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

             Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

             Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

             Социальные права. Жилищные правоотношения.

             Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

             Правовое регулирование отношений в сфере образования.

            

    РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 10 ч.