Дистанционные задания (3 класс)

Осиноватикова Марина Александровна

Уроки и задания с 1 по 8 классы.

3 класс:

№1.

Песня, танец, марш.

Одни историки предполагают, что вообще музыка произошла от природных звуков.

Раскаты грома, шелест листвы, шум дождя-были прообразом первого музыкального ряда.

Другие уверены, что музыка произошла от человеческой речи: напевное протяжное произношение слов.

Однозначного ответа нет и можно только гадать о том, какой же была первая мелодия, созданная человеком.

 

Оглянись вокруг, прислушайся - в машине музыку включили, концерт по телевизору, мама укладывает малыша (что-то напевает), у соседей кто-то играет на гитаре и т.д.

Много песен, разные они. Одни песни можно спеть одному, другие лучше вместе (хором). А есть очень сложные, которые поют со сцены.

И всё-таки, начало народных песен идёт с давних времён, и теперь их можно разделить на отдельные группы!

Прослушай 5 (в одном фрагменте две песни) видео фрагментов и выбери один, который понравился. Запиши в тетрадь и объясни свой выбор.

1). https://www.youtube.com/watch?v=8KwH5uEkg64 - "Колыбельная медведицы" Е. П. Крылатов

2). https://www.youtube.com/watch?v=0ecfTFo1MWs - частушки Бабок- Ёжек М. И. Дунаевского

3). https://www.youtube.com/watch?v=iwjrsTDToBE - солдатские и календарные песни из м/ф

4). https://www.youtube.com/watch?v=uBwbMsuKgAU - "Во поле берёза стояла"

5). https://www.youtube.com/watch?v=9IR6pbv6oHk - Ой, ты Полюшка, Пораня"

А танцевали люди еще в глубокой древности.

Танец при этом был обрядовым действием, которое необходимо было совершать для того, чтобы задобрить богов, чтобы рос урожай, рождались дети, прибавлялось здоровье.

Позже танцы утратили обрядовый смысл и стали исполняться преимущественно с целью увеселения и развлечения.

В период Средневековья танцы исполняли скоморохи и ряженые на ярмарках. Они поднимали настроение продавцам и покупателям.

К началу XVIII века появляется так называемая специфическая хореография. Специально обученные люди - танцмейстеры - обучали танцам представителей высшего сословия, аристократии, чтобы аристократы могли танцевать на балах.

 

Но в нашей большой стране живут разные народы со своими традиционными песнями и плясками! 

Просмотри 4  видео фрагмента и выбери один, который понравился. Запиши в тетрадь и объясни свой выбор.

1). https://www.youtube.com/watch?v=gDbpJNhfrW4 - горский танец

2). https://www.youtube.com/watch?v=Fu2e2_VPDHE - марийский танец

3). https://www.youtube.com/watch?v=ADlvKRyXZoc - ненецкий танец

4). https://www.youtube.com/watch?v=fUJNbpNqtlQ - казахский танец

Типичная черта марша – присутствие ритмического (ударного) инструмента.

В древнегреческих трагедиях ритмический аккомпанемент сопровождал выходы актеров на сцену

В конце 16 в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана;

этот обычай позаимствовали и французы.

Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. 

Ещё во втором классе мы познакомились с темой "Марш".

Поэтому предлагается определить вид марша: торжественный (праздничный), свадебный, спортивный, военный, детский, цирковой, игрушечный (кукольный), траурный, походный или шуточный? Запишите в тетрадь ответ на вопрос: по каким признакам вы определили вид марша? А может здесь несколько видов маршей?

https://www.youtube.com/watch?v=M_2naJAAPb4 - Турецкий марш (В. А. Моцарт)


№2.

Песенность.

Конечно понятие песенность связана с понятием песня. Это понятно.

Тогда разберемся: что главное в песне ? Возможность её спеть (со словами или без слов, пропевая на каком-то гласном звуке). Она должна стать - певучей. А в песенности? Тоже самое: певучесть - главная движущая ...МЕЛОДИИ. Только петь её необязательно.

А если очень хочется, то можно и пропеть. Но без слов. 

Встречается певучесть в разных жанрах, видах и направлениях музыки:

опере, балете, симфонии, кантате, балладе, сонате, прелюдии, вальсе и т.д.

Посмотрите и прослушайте 5 видео фрагментов, где ярко представлено понятие ПЕСЕННОСТИ, и ответьте на следующие 3 вопроса (ответы запишите в тетрадь):

- Какой из видео фрагментов понравился больше? Почему?

- Какие музыкальные инструменты, по вашему мнению, могут выполнять роль солирующих мелодию произведения, для ощущения песенности в музыке?

- Согласны ли вы, что основными чертами песенности являются: напевность, мелодичность, яркость, эмоциональность? (ответ НЕТ или ЧАСТИЧНО- поясните).

1). https://www.youtube.com/watch?v=QRkCQeXBRnk - танец маленьких лебедей (П. И. Чайковский балет "Лебединое озеро")

2). https://www.youtube.com/watch?v=wP82Aq9ygaE - увертюра к опере "Евгений Онегин" П. И. Чайковского

3). https://www.youtube.com/watch?v=ugoMprA7hho - симфония №40 I часть  В. А. Моцарта (фрагмент)

4). https://www.youtube.com/watch?v=jefVkSu8psY - прелюдия Ф. Шопена

5). https://www.youtube.com/watch?v=uIwMMjz-rKI - вальс Е. Дога 


№ 3.

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

Песенность в вокальной музыке - это удивительная плавность, протяжность. напевность и распевность мелодии. Кажется, что душевность мелодии отражает весь мир и чувства человека.

1). https://www.youtube.com/watch?v=3QihFJjk1a0 - В. Ободзинский

2). https://www.youtube.com/watch?v=V3enRbnoqJo - вокализ на два голоса

3). https://www.youtube.com/watch?v=Apx6oZoIRik - вокализ из к/ф

Какой из трех  рисунков больше подходит к видео фрагментам (линии могут повторяться в изображении вокализов!): 

Песенность в инструментальной музыке имеет те же характеристики, но мелодию озвучивает музыкальный инструмент!

1). https://www.youtube.com/watch?v=6CcEEwRyOMs - вокализ С.В.Рахманинова

2). https://www.youtube.com/watch?v=iJWQ9oW5qYg - вокализ на баяне

3). https://www.youtube.com/watch?v=f0uu1BFZb0M - вокализ Е. Крылатова из к,ф "Русалочка" на синтезаторе

Выберите из предложенных картинок ту, которая больше подходит к следующему фрагменту.

И напишите в тетрадь, можно ли сочинить поэтические строки к этому видео фрагменту. Какие они будут? (характеристики - 2-3).

https://www.youtube.com/watch?v=TQYY8aGe_os

                


 

№ 4. 

Танцевальность.


№ 5 (и №6).

Танцевальность в классической и народной музыке.


№ 7 (и №8).

Марш. Ритмическое построение марша.


№ 9.

Песенность, танцевальность и маршевость в одном произведении.


№ 10.

Интонация. Основа музыки.

image

Интонация - это душа музыки, единство звука и смысла.

Интонация помогает не только произнести слово, но и ощутить и пережить его.

От латинского слово - ИНТОНО - громко произношу. Воплощение художественного образа в музыкальных звуках.

Попробуйте произнести, представленные ниже слова с разной интонацией, и запишите их в таблицу (в тетради) в те ячейки, которые больше подходят по настроению (может быть несколько вариантов одновременно!):

зайчик, подарок, дождь, урок.

веселобезразличнораздражённогрустно
    
    
    


 

 

Посмотрим, как в музыке интонация меняет не только образ, но и его настроение и даже характер.

Выберите из ниже приведённых трёх видео фрагментов один, и объясните, почему исполнение с этой интонацией вам больше нравится (в тетрадь).

1). https://www.youtube.com/watch?v=iz2vgkbqq7A - песня "Хорошее настроение" (из к/ф "Карнавальная ночь")

2). https://www.youtube.com/watch?v=It8kaC4pqXw - группа СтилягиBand

3). https://www.youtube.com/watch?v=aFG3iycgeMo - ведущие 1 канала 1993 года


№ 11 (и №12).

Музыкальная речь. Многообразие. Сходства и различия музыкальной и разговорной речи.

1. Интонация жалобы, страдания.frown

2. Интонация призыва, подъёма.wink

3. Интонация колыбельной.angel

4. Интонация вопроса.blush

Интонации вопроса, ответа, просьбы и угрозы. Когда мы спрашиваем о чем-то, интонация нашего голоса повышается, при ответе, наоборот, понижается. Однако, если в разговоре высота нашего голоса нечеткая, то в музыке это звучит конкретнее и выразительнее. 

Речь понимают не все. Например если ты не знаешь английский, то не сможешь понять, что тебе сказал англичанин.

А музыкальную речь понимают все. Люди любой нации, всех возрастов. Мы все чувствуем музыку, слышим и воспринимаем ее.

И нам понятно, что хотел сказать тот или иной композитор своим произведением...

После просмотра видео фрагмента, запишите в тетрадь ответ на вопрос: какое произведение начинается с интонации "призыва" (ч.4, т.е. чистой кварты)?

 https://www.youtube.com/watch?v=0YNtdFUBp08 - "Шишкина школа" (музыкальные интервалы, как мелодические интонации к произведениям)


№ 13 (и №14).

Выразительные и изобразительные интонации.

https://www.youtube.com/watch?v=7KcMGW4i4bA - средства музыкальной выразительности

Давайте посмотрим, какие музыкальные фрагменты предлагаются по теме "Море". Сравните их и напишите, какие инструменты (по вашему мнению) лучше изображают морскую стихию.

1). https://www.youtube.com/watch?v=bh20V6Pj_kE - скрипка и море

2). https://www.youtube.com/watch?v=adDEy-w5HvY - хрустальная арфа и море

3). https://www.youtube.com/watch?v=c6UZayvE540 - саксофон и море

Решаем филворд!

В тетради напишите все слова, которые нашли в этом весёлом филворде.


№ 15 (и №16).

Мелодия - интонационно-осмысленное музыкальное построение.


№ 17 (и 18).

Сходство и различие образов.  Развитие композиторами и исполнителями.

Художественный образ имеет свои индивидуальные качества, но как много зависит от автора, его видения, представляющего этот образ. И, действительно, одно дело солнышко в детском рисунке, а другое - огненный гигант во Вселенной!

                                                        

Так же и в музыке - сравните:

1). https://www.youtube.com/watch?v=V0W03vQEHL0

2).https://www.youtube.com/watch?v=SLFafKrfrEU

Однако, привычнее посмотреть и разобраться в знакомых образах. Давайте попробуем!

Новая кукла - замечательный подарок. Можно рассматривать бесконечно! И в музыке - быстрота (темп), яркость (мелодия), смена высоты звучания (регистр) - всё "дышит" и "движется". 

https://www.youtube.com/watch?v=0siDUcM08o8

(П.И. Чайковский - "Детский альбом" - "Новая кукла")

Любимая кукла - заболела. Только хозяйка знает, что с ней случилось. Но в музыке уже тихо (динамика), медленно звучат ноты (темп) и окраска мелодии печальная (лад).

Тише, тише, тишина!

Кукла бедная больна!

Кукла бедная больна просит музыки она!

Дайте, что ей нравится и она поправится!

https://www.youtube.com/watch?v=faiKoskldXs

(П.И.Чайковский "Детский альбом" - "Болезнь куклы")

А теперь задание для вас: 

Найдите разницу в образах, используя термины: мелодия, динамика, темп, регистр, лад. Напишите в тетрадь, в чём вы увидели разницу?

1).https://www.youtube.com/watch?v=HiUkmghWoWo 

и

2).https://www.youtube.com/watch?v=SEHH942Q1Kk

Рассмотрим ещё один из вариантов:

Романс «Соловей» — музыкальное произведение композитора А. А. Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига.

Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня.

Но вариантов исполнения оказалось достаточное количество! Разные голоса, инструменты, и, даже, с юмором

https://www.youtube.com/watch?v=iBdXEQbqSyQ (Е. Мирошниченко - колоратурное сопрано)

https://www.youtube.com/watch?v=hjy6JAAqNig (флейта)

https://www.youtube.com/watch?v=h-tX5P35kTY (фрагмент из к/ф "Курьер")

https://www.youtube.com/watch?v=M0OUi6F4B9g (гармошка)

В тетради напишите, чьё исполнение вам понравилось больше. Объясните свой выбор, используя термины: темп, динамика, тембр (неповторимость звучания), мелодия и регистр.

 


№19 (и 20).

Ладовое и динамическое развитие.

После просмотра мультфильма, напишите (в свободной форме, на 1/2 стр.) кто, по-вашему мнению. ближе к мажору, а кто к минору? Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=Avx8ciedjCA - м/ф "Ох и Ах"


№21 (и 22).

Принципы развития музыки. Кульминация.

Самый простой способ как-то изменить или разнообразить музыку - это повторение.

Можно повторить большой фрагмент, а можно только небольшую фразу.

Такое повторение может быть несколько раз или с определённой периодичностью,

т.е. через ровные промежутки (как ПРИПЕВ в песнях!).

 

https://www.youtube.com/watch?v=RCbEIJK2UDo

 

Ещё один замечательный способ, принципиально нового взгляда на произведение, это варьирование.

Здесь есть возможность показать свой талант в вокале или игре на инструменте во всю силу!

Поистине, импровизация - это свобода творчества.

https://www.youtube.com/watch?v=LGi6A8z7N28

 

Белый-чёрный, жёлтый-зелёный, сладкий-солёный, день-ночь...

Это известные противоположности. Иначе - контрасты.

В музыке они тоже являются принципиальными способами разнообразить музыку.

https://www.youtube.com/watch?v=xufLo7_X9io

Кульминация - точка навысшего напряжения, подъёма и развития. В рисунке это может выглядеть так: 

     

Определите по видео фрагменту, сколько кульминаций было в танце и где ГЛАВНАЯ кульминаци? Напишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=IFqMNsEnJsU (Русский народный танец - Ульяна Лопаткина)

 


№23 (и №24).

Интонационно-мелодическое и ладово-гармоническое развитие музыки.

 


№25.

Развитие музыки в произведениях П. И. Чайковского. 

После просмотра м/ф и фрагментов определить, какие средства музыкальной выразительности (динамика, темп, регистр, тембр) особо  влияют на изменение в музыке. Записать в тетрадь все 4 ответа (по одному главному выразительному средству к каждому фрагменту).

  1. https://www.youtube.com/watch?v=zVPALfOPMyA - фрагмент м/ф "Щелкунчик"
  2. https://www.youtube.com/watch?v=9MrH2VkFovs - фрагмент из балета "Лебединое озеро" танец маленьких лебедей
  3. https://ok.ru/video/1074821730694 - фрагмент из цикла "Времена года" - "Подснежник" (апрель)
  4. https://www.youtube.com/watch?v=DxunKApfC6c - м/ф "Детский альбом"

 


№26. 

Развитие музыки в произведениях Э. Грига.

После просмотра м/ф и фрагментов определить, какие средства музыкальной выразительности (динамика, темп, регистр, тембр) особо  влияют на изменение в музыке. Записать в тетрадь все 4 ответа.

https://www.youtube.com/watch?v=EOU1Frk0aLQ - шествие гномов из камерного симфонического произведения "Пер Гюнт" (фортепиано)

https://www.youtube.com/watch?v=DpO-lnDU-Pw - фрагмент м/ф "Гномы и горный король" 

https://www.youtube.com/watch?v=gHAZ6AUwbvU - Норвежский танец (балет)

https://ok.ru/video/1790405906760 - "Утро" 


№27 ( и №28).

Жанры музыки. Двух- и трёхчастные формы музыки.

1. Разгадать шарады.(см.ниже в прикреплённом файле)

2. После просмотра видео файла, нарисуйте в тетради, используя рисунки, варианты двух и трёх частных форм (smiley ; crying ; angry)

https://www.youtube.com/watch?v=d7JS2rwnvpU - музыкальные формы


№29 ( и №30).

Форма рондо и вариации.

Рондо - музыкальная форма,

в основе которой лежит чередование главной темы с различными контрастными эпизодами.

https://www.youtube.com/watch?v=M_2naJAAPb4 - рондо в турецком стиле (В.А.Моцарт)

https://www.youtube.com/watch?v=rXCYDtgu5Mg - м/ф "Болеро" (на музыку М.Равеля)

Вариации - музыкальная форма,

которая состоит из темы и нескольких её повторений,

в каждом из которых тема предстаёт в изменённом виде.

 

https://www.youtube.com/watch?v=WctTNrUfR80 - вариации на тему русской народной песни "Светит месяц"

https://www.youtube.com/watch?v=pK8cihcoCYs - вариации на тему русской народной песни "Во поле берёза стояла"

1.  Сколько вариаций можно придумать к такой фигуре, как круг? (запишите или зарисуйте в тетрадь).

2. Какие средства музыкальной выразительности можно добавлять, чтобы тема изменялась? (варианты: динамика, тембр, стиль, темп, интонация, гармония, ритм, регистр, лад, штрихи, фактура и т. д.) Запишите в тетрадь.

 


№31 (и №32 и № 34).

Средства построения музыкальной композиции: повторение, контраст.

Повтор в музыке — это повторение последовательности нот одного фрагмента или нескольких.

Музыкальный повтор обозначается специальным символом — знак повтора - реприза.

1. После просмотра видео фрагмента попробовать определить, сколько раз повторялась (с небольшими дополнениями) мелодия песни: 10 или 22 раза?

https://www.youtube.com/watch?v=xufLo7_X9io - танец "Во поле береза стояла" (ансамбль"Березка") 

КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов.

Контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

МЕЛОДИЯ – подъём, спад; 

РИТМ – двудольный, трёхдольный; 

ЛАД – мажор, минор, 

ТЕМП – быстрый, медленный; 

РЕГИСТР – высокий, низкий, 

ДИНАМИКА – громко, тихо; 

Контраст в рисунке - 

Контраст в архитектуре - 

Контраст в одежде - 

 

 2. Для просмотра и знакомства.

https://www.youtube.com/watch?v=u3-bnt-4ID8 - танец "Контрасты" (контрасты во всём!)


№33.

Стилистика произведений и  композиторов.

Как известно, слово стиль  заимствовано из древнегреческого.

Палочке для письма на восковых дощечках соответствовало в греко-латинской терминологии слово stylus, и оно легко ассоциировалось с почерком.

Узнаваемый почерк - стиль и послужил прототипом для понятия более высоких уровней -- индивидуальности авторского слова, творческой манеры.

После просмотра видео фрагмента попробуйте выбрать тот стиль композитора, который вам понравился больше: В. А. Моцарт, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Я. Брамс, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов и ...И. Ковач. Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=uJn4ULNQCXU - песня "В лесу родилась ёлочка" в разных стилях композиторов

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanry_pesen.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Жанры песен.

Переставьте слоги по горизонтальным рядам так, чтобы получились названия шести жанров русских народных песен.

        

1

2

3

4

5

6

БЫ

НЫ

ЛИ

ДО

ТРУ

Е

ВЫ

РЯ

ВЫ

ДО

ОБ

Е

ЧЕ

ЛИ

СКИ

РИ

Е

РО

ХО

ВОД

Е

НЫ

РИ

ЧЕ

Е

И

СТО

СКИ