Дистанционные задания (7 класс)

Осиноватикова Марина Александровна

Уроки и задания с 1 по 8 классы.

7 класс:

№1.

Философский смысл. Художественная идея.

 

https://www.youtube.com/watch?v=dFTaJR8dOmQ - о смысле жизни в детских мультфильмах 

Тема, идея. сюжет, композиция - всё это основные понятия литературного искусства. Но музыка - тоже вид иску

сства, и поэтому там эти понятия тоже имеют место. 

Идея - это основная мысль

произведения. В неё отображается отношение автора к теме его произведения.

А отображение идёт художественными средствами,  устами персонажа или прямым авторским текстом.

Но в музыке невсегда есть текст!... Да! Однако есть бесконечно много вариантов отобразить то или иное музыкальными средствами ( и инструментовкой).

https://www.youtube.com/watch?v=qAxI735mOUk - музыкальная идея

https://www.youtube.com/watch?v=IvUU8joBb1Q - 2000 шариков от подшипников в механическом устройстве с ручным приводом

https://www.youtube.com/watch?v=MfusXCl6SEE - П.И.Чайковский "Вальс цветов" (балет "Щелкунчик")


№2.

Густав Малер "Песнь о земле".

 

О том, что «Песнь о Земле» — именно симфония, свидетельствует про­блематика сочинения, тесно связанная с предшествующим симфоничес­ким творчеством Малера. В основу сочинения легли вольные переводы немецким поэтом сти­хов китайских поэтов VIII и IX веков. Обратившись к, казалось бы, экзо­тическим текстам, Малер создал глубоко современное произведение.

Однако сам композитор определил «Песнь о Зем­ле» как «симфонию в песнях».

Жизнь, смерть, смысл бытия, бренность человеческого существования, юность. красота, вечность.

Всё это понятия для философского рассуждения.

Но в каждом рассуждении есть явления и образы, описываемые, в том числе, художественными средствами!

Прослушайте видео фрагмент и определите какое из философских понятий (выделенные оранжевым цветом) может быть раскрыто.

https://www.youtube.com/watch?v=oiHa12wY5ho - альт (скрипка)

heart

Четвертая часть — «О красоте» на стихи Ли Бо — своеобразный мед­ленный менуэт.

В ритме старинного европейского танца звучит прелест­ная стилизованная мелодия. Контральто начинает свой рассказ.

Мело­дия, гибкая и выразительная, сопровождается другой — архаичной, продолжающей впечатление «живописи по фарфору», вызванное предшествующей частью.

Внезапно резко меняется характер музыки. Звуча­ние прорезается взвивающимися пассажами струнных, пронзительными фанфарами. Непрерывные глиссандо арф передают нарастающее волне­ние. Появляется ритм скачки, быстрого неистового марша. Вновь воз­вращается музыка первого раздела. 

heart

https://www.youtube.com/watch?v=fMAQjhMf5AM - контральто

Вот в таком порядке композитор Густав Малер определил идею своего видения человеческого бытия. Запишите в тетрадь своё мнение (согласны/не согласны и почему?).

"Застольная песнь о горестях земли"

"Одинокий осенью"

"О юности"

"О красоте"

"Пьяный весной"

"Прощание"


№ 3.

Антонио Вивальди. Цикл "Времена года".

image

Появился на свет 4 марта 1678 года. Родным городом известного композитора является Венеция. Антонио родился недоношенным, ранним родам способствовало землетрясение. Мальчик был слаб, было принято решение его срочно крестить. Мама Вивальди обещала отдать мальчика в священнослужители в случаи если он выживет. 

Отец семейства начинал свои трудовые будни с работы парикмахером. Но любовь к музыке взяла вверх. Вскоре он стал одним из создателей музыкального сообщества, сам писал музыку, сочинял тексты. Он же привил любовь к музыке и сыну. Мальчику было нельзя играть на духовых инструментах из-за астмы. Зато можно было обучаться игре на скрипке.

В 1703 году в возрасте двадцати пяти лет, Антонио начал работать в консерватории. Работа Антонио в консерватории омрачалась придирками со стороны членов совета директоров заведения. В Риме он прожил три года, писал оперы, выступал в том числе перед самим папой. В этот период Вивальди написал «Четыре времени года». Это собрание концертов, каждый из которых демонстрирует определенную пору.

Посмотрите следующие фрагменты и каждому из них напишите: какой тип оркестра исполняет, солирующий инструмент и динамические оттенки (f - форте - громко, p - пиано - тихо, или меняются?).

https://www.youtube.com/watch?v=h_z_OBvnZ54 - "Осень" (видео фрагмент)

https://www.youtube.com/watch?v=RWhhnS3SLJw - "Зима" (видео фрагмент)

https://www.youtube.com/watch?v=uD-l9QYUH3I - "Весна" (видео фрагмент)

https://www.youtube.com/watch?v=170uRBTUgvc - "Лето" (видео фрагмент)

image


№ 9 (и №10).

Первые русские оперы. М. И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила".

image

«Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» - первая русская национальная опера, созданная великим русским композитором 

Михаилом Ивановичем Глинкой.

Получив всеобщее признание, она заслуженно вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Данное гениальное творение, самим автором охарактеризованное, как «отечественное героико-трагическое произведение», такую высокую оценку получило за глубину и силу художественного воздействия на зрителя.

Это не случайно, ведь в основу сюжетной линии произведения было положено реальное историческое событие – героический подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина.

Его жизненная драма стала выражением истинного патриотизма, любви и преданности Отчизне.

image

1). https://www.youtube.com/watch?v=vO6fRblZDqE - финальный хор "Славься!"

2). https://www.youtube.com/watch?v=_5nI4g95mX8 - ария Сусанина "Ты взойдешь, моя заря!"

Премьера оперы "Руслан и Людмила" состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября). После народно-исторической трагедии композитор обратился к сказке, поэтично пересказанной в ношеской поэме А.С. Пушкина.

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры. Пушкинская поэма в интерпретации Глинки отличается эпическим тоном, она как бы «распета на былинный лад» (Асафьев). Композитор назвал свое сочинение «большой волшебной оперой»

По жанру это народная сказочно-эпическая опера.

image

1). https://www.youtube.com/watch?v=9MpvLD86-E8 - увертюра к опере

2). https://www.youtube.com/watch?v=nrMm1B1P1pU - марш Черномора

3). https://www.youtube.com/watch?v=wjPuiyxW2s0 - сцена встречи Фарлафа и Наины

Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте письменно на вопросы:

1. Почему царь был против не только самой оперы, но даже ее названия. и переписал её как "Жизнь за царя" вместо "Иван Сусанин"?

2. Сколько частей в увертюре к опере "Руслан и Людмила" ? (разнохарактерных!)

3. Почему все (почти) герои имеют арии, а главный злодей - Черномор, безмолвен?

4. Какими вокальными голосами исполняют арии Фарлаф и Наина?


№ 11.

Ж. Бизе "Искатели жемчуга". Подвиг во имя любви - жертвенность или безысходность".
 
image
 
Сюжет, заинтересовавший 24-летнего Бизе, —  индийская легенда о любви
искателя жемчуга Надира и его друга, вождя племени Зурги к прекрасной жрице Лейле —
«чистой деве», которая своим пением укрощает морских богов. 
Лейла нарушает обет девственности из-за любви к Надиру, но Зурга,
ценой собственной жизни, помогает влюбленным избежать кары. 
После 18 спектаклей опера исчезла из репертуара театра.
 
1). https://www.youtube.com/watch?v=u_sahUgpQIw - ария Надира "В сиянье ночи лунной"
 
2). https://www.youtube.com/watch?v=8aPVEB3Xu48 - дуэт Надира и Зурги
 
3). https://www.youtube.com/watch?v=OEnuluwvh4U - ария Надира в стиле рок (В. Кипелов)
 
Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте письменно на вопросы:
 
1. Чем так сложна ария Надира, что ее исполнение считается вершиной вокального искусства?
 
2. Назовите вокальные голоса героев - Надира и Зурги.
 
 

№ 12.

Жорж Бизе опера "Кармен".
 
image
 
 
История рассказывает о гордой, свободолюбивой цыганке по имени Кармен.
Однажды она поссорилась с другой работницей сигарной фабрики. За это цыганка была отправлена в тюрьму. По пути Кармен сбежала, ей помог Хосе, которому было приказано заключить цыганку под стражу.
За это несчастный капрал сам был отправлен в тюрьму.
 
Дон Хосе влюбился в Кармен. Ради прекрасной цыганки он бросил Микаэлу, свою невесту, связался с контрабандистами.
Но Кармен охладела к Хосе. Она полюбила Эскамильо, смелого тореадора.
Дон Хосе поклялся убить Кармен. Он сдержал своё слово.
 

1). https://www.youtube.com/watch?v=mV7T38JfUdI - Сегидилья Кармен (кокетничает с Хосе)

2). https://www.youtube.com/watch?v=ycXug1eilQ0 - Хабанера Кармен

3). https://www.youtube.com/watch?v=IL0O0GPVlJ0 - куплеты тореадора Эскамильо 

4). https://www.youtube.com/watch?v=PP8w4m_Yi3c - увертюра к опере "Кармен"

5). https://www.youtube.com/watch?v=xd7QNzBdT98 - Кармен-сюита (фрагмент)

Прослушав и посмотрев видео фрагменты ответьте письменно на вопрос:

1. Какие национальные инструменты Испании должны быть в наличие симфонического оркестра, чтобы успешно исполнить музыку к опере Ж. Бизе - "Кармен"? 

2. Какой из фрагментов понравился больше? Почему?


№ 19 (и № 20).

Первая американская опера Дж. Гершвина "Порги и Бесс" (джаз-опера).

Выбор жизни - выбор судьбы.

 

Творческий путь Гершвина был полон увлекательных открытий и интересных знакомств.

Если кратко, самое главное, что сделал американский композитор в мире музыке – создал уникальное сочетание классики и джаза. Подобный смелый эксперимент до него ранее никто не осмеливался сделать,

и Гершвин стал настоящим первопроходцем в этом направлении.

https://www.youtube.com/watch?v=oQdeTbUDCiw - I got rhythm, I got music...

 

«Порги и Бесс»

Всемирную славу композитору принесла его опера «Порги и Бесс», написанная на основе романа Дюбоза Хейварда о жизни афроамериканцев.

Во время ее написания Гершвин поселился в крошечном негритянском поселке, и в течение полутора лет совершенствовал свое творение, наблюдая за жизнью простых деревенских жителей, их бытом и культурой.

Постановка «Порги и Бесс» совершила настоящую революцию не только в мире музыки и драматургии: это был первый спектакль в Америке, на котором имели право присутствовать представители различных рас.

Опера Гершвина подарила миру замечательную композицию «Колыбельная Клары», более известную как «Summertime» , которая стала самой популярной мелодией XX века.

https://www.youtube.com/watch?v=o8SlSmPhGCM (колыбельная Клары из джаз-оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина)

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст.
Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.
 
Это Порги - бедный калека и Спортинг Лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены.
 
В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни.
 
Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
 
https://www.youtube.com/watch?v=66FLyouCfXs (финальный хор из джаз-оперы "Порги и Бесс" Дж. Гершвина)

Ради чего нужно рисковать всем, если цель не оправдывает средства?

Может стоит довериться СУДЬБЕ и не стараться быть полноправным хозяином своей жизни?

Каждый имеет право на свой выбор в жизни. А что такое - судьба? 

Порассуждайте (письменно в тетради) о выборе жизненного пути, как выбора судьбы /1 страница/. А чтобы было интересней, посмотрите ещё один видео файл, прикреплённый ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=lhMYnl48IP8 - притча о выборе судьбы


№21.

Рок - опера А. Л. Рыбникова "Юнона и Авось".
 
image
 
В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника
Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон.
 
В 1806 году сорокадвухлетний граф Резанов предпринял морскую экспедицию с Аляски к берегам Калифорнии на кораблях “Юнона” и “Авось”
с целью получения провианта для голодающих российских колоний в Америке.
 
Прибыв в Калифорнию, он встретил в испанской колонии Сан-Франциско прекрасную, юную, шестнадцатилетнюю дочь местного губернатора,
но их стремительно развивавшийся роман был прерван необходимостью срочного отъезда графа в Россию для получения разрешения на брак с католичкой.
 
На обратном пути Резанов умер от простуды под Красноярском.
Кончита ждала любимого тридцать пять лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти,
после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь.
 
«Юнона и Авось» — о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь.
В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» — как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.
 
 
Попробуйте порассуждать - в этом произведении, сюжет это драма или трагедия? Драма - о серьёзных, печальных и волнующих событиях и чувствах людей. Трагедия - острое противоречие, конфликт (конфликты), которые приводят к неразрешимым проблемам и, как следствие, катастрофе. 
А здесь? 
 
1). https://www.youtube.com/watch?v=Q7Xs_fnCNXg -  романс "Белый шиповник"
2). https://www.youtube.com/watch?v=zLjIKdrq2wE - романс "Я тебя никогда не забуду"
3). https://www.youtube.com/watch?v=lueYfc3Byrk - "Аллилуйя!" (финальный хор)
 
Письменно ответьте в развёрнутом описании на вопрос - "Выбор в жизни - это выбор судьбы?"
 
 

№22.

Исторические события и их роль в жизни человека.

 

 

 


№25 (и № 26).

Д. С. Бортнянский и И. С. Бах.

1. Где получил музыкальное образование будущий гений духовной музыки? Кто из композиторов опубликовал бессмертные произведения Д. С. Бортнянского? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=WuPDi6zVJQM - страницы истории. Д. С. Бортнянский

2. Для просмотра и знакомства

https://www.youtube.com/watch?v=XMp_kndPgMg - церковное пение

3. Определите: тип хора, количество музыкальных голосов, тип исполнения (музыкальное сопровождение?) Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=uNQHJ8ze04c - "Сей день"

4. После просмотра, назовите  произведение И. С. Баха, которое произвело "революцию" в музыкальном мире? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=YXdPwsJoxXE - биография И.С.Бах

 

5. Для просмотра и расширения знаний

https://www.youtube.com/watch?v=TTz5YaLTbL4&t=255s - фрагмент из к/ф "Михайло Ломоносов" (встреча с И.С.Бах) 

6. После просмотров фрагментов напишите вывод - почему музыка И. С. Баха остается востребованной и интересной сегодня? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=qds0m8gQBVE - "Шутка" (в мультипликации)

https://www.youtube.com/watch?v=amQbh2YEkvY - разнообразие в звучании органа

https://www.youtube.com/watch?v=6Kvs2K6hjxM - фрагмент из "Страсти по Матфею" (Тайная Вечеря)

https://www.youtube.com/watch?v=x1ByRGNIpFA - "Ария" (в исполнении современных музыкантов)


№27 (и №28). 

И. Ф. Стравинский и  Н. Я. Мясковский.

1. Стравинский с самого начала — модернистский, хулиганский, провокационный даже для современного ему ЗападаСравните два фрагмента и запишите в тетрадь, в чем разница в мелодиях?

https://www.youtube.com/watch?v=DOYERRKGnzM - фрагмент из оперы "Соловей" (по Г.-Х. Андерсену)

https://www.youtube.com/watch?v=wtI3jl5qd9Q - фрагмент романса "Соловей" (Дельвиг -Алябьев)

2. Любые модернистские эксперименты приводятся у Игоря Федоровича к высшей эстетической гармонии, музыка всегда остается музыкой. Обратите внимание на музыкальное "подражание" птицам.

Балет Стравинский Пляс Жар птицы - YouTube - фрагмент из балета "Жар -птица" 

3. Основанные на фольклорных мотивах, произведения стали той призмой, через которую поколения  образованных европейцев и американцев воспринимали нашу культуру. Какие чувства испытывает герой - Петрушка в следующем фрагменте? Похожи ли они на чувства простого человека? Запишите в тетрадь. 

https://www.youtube.com/watch?v=FlViAzWBzOo - фрагмент из балета "Петрушка"

Николай Яковлевич Мясковский создавал произведения, наполненные эмоциями, но эмоциями не внешними. Скорее они похожи на импульсы, рождающие в душе слушателя чувственный отклик. 

4. Яркая, динамичная и действенная музыка в следующем фрагменте. По-вашему мнению, удалось ли автору передать весь спектр звучания колоколов посредством звуков фортепиано? Запишите в тетрадь развернутый ответ.

https://www.youtube.com/watch?v=mwUigA59IJ0 - пьеса "Звоны" из цикла "Импровизации" (фортепиано)

5. Мясковский избрал путь погружения в осмысленность стиха, в его эмоциональную сторону. Такой подход и отличает его от других композиторов, находя в стихах, прежде всего, изысканное кружево фонических сочетаний. Юношеские порыв и осознание со временем всего богатства жизни, во всех её проявлениях, чувственно раскрыты в следующем фрагменте. К какому жанру относится музыкальный фрагмент, и какой теме посвящен? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=0-1ewj18fS0 - "У моря"


№29 (и №30).

С.С.Прокофьев и А.Н.Скрябин.

Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным.

Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.

1. После просмотра видео ответьте на вопрос: музыка композитора С.С.Прокофьева действительно подходит к выбранному фрагменту из к/ф "Александр Невский"? И в какой момент звучит обработка русской народной мелодии - в хоровом звучании, или  во время речи Ал. Невского,  или в  ответном конном нападении русичей? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=1REYcSiiwXg - фрагмент из к/ф "Александр Невский" (музыка из кантаты "Александр Невский")

2. Определите какая группа инструментов ярко звучит в мелодии фрагмента из балета "Ромео и Джульетта"? Используйте файл "Инструменты симфонического оркестра", представленный ниже. Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=Zc8ZpxZR44s - фрагмент из балета "Ромео и Джульетта" (Танец Рыцарей)

3. Скрябин говорил, что «видит» свои произведения то как светящиеся сферы, то как бесконечные хрустальные гирлянды.

По его мнению, пространство и время представляли единое целое, а главным являлось творчество. 

Согласны ли вы, что выбранный цвет подходит к данному музыкальному произведению? А может у вас другое мнение? Запишите в тетрадь.

Этюд о цветах на музыку Скрябина.ru - YouTube - цвет и звуки (А. Н. Скрябин)


№31.

С.В.Рахманинов Вокально-симфоническая поэма "Колокола". 

Сергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор,

стал символом русской музыки во всем мире. 

 

После просмотра видео фрагмета вставьте пропущенные слова в тексте, представленном ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=tBXqztBEKg8 - "Колокола" (1 часть)

       В творении американского поэта-романтика Эдгара Аллана По, переведённом на русский язык Костантином Бальмонтом, человеческая _____________ представлена на фоне колокольного ____________.

     Сам ____________ определил "Колокола" как поэму для хора, солистов и ______________. В первой части мужской вокальный голос - ____________, - беспечный, исполненный надежд юноша. В музыкальном сопровождении преобладает группа струнно-смычковых _________________ и деревянных ______________. В сочетании с быстрым темпом это создаёт впечатление лёгкости и хрупкости.


№32 (и № 33).

Джаз - искусство XX века. Развитие джаза - стили и направления.

https://www.youtube.com/watch?v=UHRaterpRi0&t=7s - о джазе (и саксофоне)

https://www.youtube.com/watch?v=2_8mYYg9KfE - джазовые стили.

Проверь себя. Тест с ответами:

1. Укажите, как называется религиозная песня американских негров:
а) спиричуэлс 
б) блюз
в) джаз

2. В какой стране впервые появился джаз:
а) Япония
б) Америка 
в) Россия

3. Какие из трех музыкальных жанров стали основой джаза:
а) Песня
б) Марш
в) Танец 

4. Какую певицу считали «первой леди» джаза:
а) Элла Фицджеральд 
б) Елена Образцова
в) Мадонна

5. Самый известный исполнитель джазовой музыки:
а) Д. Элингтон
б) М. Джексон
в) Луи Армстронг 

6. Кто из композиторов сочинял в стиле джаз:
а) Ф. Лист
б) Дж. Гершвин 
в) Д. Шостакович

7. Джаз – это:
а) Жанр в европейской музыке, появившийся в середине XX века
б) Музыка афроамериканцев, поселившихся в Америке
в) Уникальный сплав европейской и африканской музыки, появившийся на рубеже XIX – XX веков 

8. На появление джаза значительное влияние оказали:
а) Блюз 
б) Концерты профессиональных европейских музыкантов
в) Появление оперы

9. Что такое диксиленд:
а) Северные районы США
б) Марширующий оркестр, популярный на рубеже ХIХ – ХХ веков
в) Джазовый коллектив начала ХХ века, состоящий из белых музыкантов, разновидность традиционного джаза 

10. Импровизация – это:
а) Создание произведения на ходу, экспромтом 
б) Исполнение джазовых произведений
в) Коллективное исполнение произведения

11. Период, названный «джазовым веком»:
а) Конец XIX века
б) 1917 – 1929 годы 
в) Середина ХХ века

12. Инструмент, получивший распространение в Чикагский период развития джаза:
а) Кларнет
б) Саксофон 
в) Тромбон

13. Известный музыкант, работавший в Новом Орлеане и Чикаго:
а) Скотт Джоплин
б) Луи Армстронг 
в) Джон Колтрейн

14. Музыкальный инструмент, которым владел Армстронг:
а) Саксофон
б) Корнет, труба 
в) Фортепиано

15. Назовите один из стилей современного джаза:
а) Кул-джаз
б) Рэгтайм
в) Кантри

Ответы: а) - 1,4,8,10,15.    б). - 2,6,11,12,13,14.   в). - 3,5,7,9.


№34.

"Золотой фонд".

Лучшие песни из советских кинофильмов (youtube.com)

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=JcgVjWpxirI - 50 саундтреков из фильмов/мультфильмов западных (и не только...)