Дистанционные задания (5 класс)

Осиноватикова Марина Александровна

Уроки и задания с 1 по 8 классы.

5 класс:

№1.

О чём молчит рояль.

 

Музыка говорит на своём языке: звук, мелодия и ритм. Но и литература имеет свой язык - слово и письменная речь.

Вопрос возникает сам собой - что общего? (Попробуйте ответить самостоятельно).

Давайте рассуждать. Из чего состоит слово? 

из букв и звуков

Итак №1 - Музыку и литературу объединяет звук!

https://www.youtube.com/watch?v=-PhRvcn4big - трели соловья

Средь воскреснувших полей
Гений звуков - соловей
Песнью весь излиться хочет,
В перекатах страстных мрет,
Вот неистово хохочет,
Тише, тише стал - и вот
К нежным стонам переходит
И, разлившись, как свирель,
Упоительно выводит
                                   Он серебряную трель...      (В. Г. Бенедиктов)

Что ещё объединяет музыку и литературу...

Попробуйте произнести фразу

"Сегодня хорошая погода"         весело,   грустно,    удивлённо,    раздражённо и    сонно

Представлено 5 инструментов. Распределите их по пяти эмоциям (каждый инструмент для своей эмоции), указанным выше^.

1. Барабан

          

          https://www.youtube.com/watch?v=vuOo81P_-uQ

2. Труба

                            

                       https://www.youtube.com/watch?v=yKfxgUr84A4

                    

3. Скрипка

                                             

                       https://www.youtube.com/watch?v=Vpx4K5psDnU

4. Саксофон 

                         

                        https://www.youtube.com/watch?v=VyxVy2G5zs8

5.Вибрафон

                         

                         https://www.youtube.com/watch?v=4Zh5R5lEiGk

Ответы запишите в тетрадь.

И последнее, что же ещё объединяет литературу и музыку?     

 

Ответ в вопросе - на какие вопросы отвечает Дательный падеж в русском языке?

Запишите в тетрадь. 

Какое из предложенных слов (одно) больше подходит для ответа на вопрос что объединяет музыку и литературу (третий вариант):

люди - природа - образы - герои - персонажи

Запишите в тетрадь только одно слово.

Соберите 5 пар литературных и музыкальных произведений, которые связаны между собой и запишите их в тетрадь:

1). Э.Гофман "Щелкунчик" (сказка);

2). Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка"(опера);

3). А.С.Пушкин "Руслан и Людмила"(поэма);

4). А.Варламов "Горные вершины"(романс);

5). У.Шекспир "Ромео и Джульетта"(трагическая повесть);

6). П.И.Чайковский "Щелкунчик"(балет);

7).А.Н.Островский "Снегурочка"(сказка);

8).С.С.Прокофьев "Ромео и Джульетта"(балет);

9). М.Ю.Лермонтов "Горные вершины"(стихи);

10). М.И. Глинка "Руслан и Людмила"(опера).


№2.

Мир, запечатлённый человеком.

Целый мир отражается в наших глазах! Но разве только в глазах?

Мы слышим мир, чувствуем, реагируем, т.е отражаем его.

Музыка, как часть искусства тоже отражает мир. Но как?

С помощью звуков, интонаций и образов.

Музыка использует для этого не только музыкальные инструменты, но и инструмент - человеческий ___________ .

Как называют человека, который исполняет музыку голосом? Певец? Исполнитель? Солист?

Все слова подходят в той или иной степени.

Но всё же - ВОКАЛИСТ.

VOX - "голос" и VOCALIS - "звучащий"

А вот и примеры видов вокального исполнения:

№1. Академический (оперный) вокал.

№2. Джазовый вокал.

№3. Рок вокал.

№4. Эстрадный вокал.

№5. Народный вокал.

https://www.youtube.com/watch?v=eUpa0jjTM2o - певческие голоса (виды)

Интонация голосом может показать не только эмоцию, но и создать целый образ. А может и "новый" взгляд на знакомый образ: 

Природыhttps://www.youtube.com/watch?v=OkLPNdLPp3s ;

Ёлочкаhttps://www.youtube.com/watch?v=rqbSurSwzXo ;

             - https://www.youtube.com/watch?v=VkezN_oWsSU ;

            - https://www.youtube.com/watch?v=kAaV0CMNKQw ;

Робототехникаhttps://www.youtube.com/watch?v=EWeuihxIGG0.

Запишите в тетрадь, какой из трёх представленный видео фрагментов вам понравился больше и почему.


№10 (и №11)

Сочинение сочинённого.


№12 (и №13)

Беседы на перекрёстке искусств.


№15. 

Великие музыканты-исполнители.


№16. 

Жизненные правила для музыкантов.


№17. 

Ещё один взгляд на цветок.


№18 (и №19). 

Рисует пианист. Рисует вокалист.

f39f150dc214d6cc15cf2d9fc51a6e46 (539x700, 46Kb)

Фортепиано – это прекрасный инструмент, издающий чарующие мелодии.

Поэтому мы воспринимаем пианистов как настоящих магов и волшебников.

Они тратили сотни и даже тысячи часов, практикуя гаммы и разучивая музыкальные произведения.

Каждый раз они садились за инструмент и повторяли пьесы снова и снова.

Пианисты не знают покоя, пока не доведут процесс звукоизвлечения до совершенства.

https://www.youtube.com/watch?v=tpp221g9P1Q

https://www.youtube.com/watch?v=rwJpp_sjZdw

2845 (700x584, 145Kb)

Язык искусства живописи, графики, музыки по-своему отображает окружающую действительность,
передает информацию о предметах, природе и событиях, особым «закодированным» способом.
Автор, создавая произведение, отражает в нем своё мироощущение, говорит с нами языком линий и цвета,
каскадом архитектурных и музыкальных элементов, достигая своей цели в художественном творчестве. 

А почему только пианино? Много других замечательных и ярких инструментов.

Попробуем порисовать санками и линиями вместе с музыкой Л. ван Бетховена  "Симфония №5" (письменно в тетради - один из фрагментов) - 

https://www.youtube.com/watch?v=fxxSr-MtoMw

А что же вокалист? Его голос и есть музыкальный инструмент.

image

Попробуем посмотреть видео, где ария главной героини (Кармен) представлена в мультипликации, т.е. голос помогает увидеть то, о чем поётся

https://www.youtube.com/watch?v=VEY6Z9J6_yc&list=P...

Поиграем - https://yandex.ru/video/preview/17506060796028454778 - игра "Поиграй своим голосом"

После просмотра, поробовать нарисовать линию свиста (в самом начале видео!) в тетради https://www.youtube.com/watch?v=jjiFDL-QhbQ


№20 ( №21 и №22). 

"Ветер Эллады несёт...". Сафические строфы.


№23 (и №24, 25). 

Великие универсалы.

После просмотра видео файлов ответить на вопросы:

1). Какие номера, из представленных в видео фрагменте, показались незнакомыми? Запишите только цифры в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=p9XQC2HxgmI - 10 классических произведений

2).Перечислите варианты сопровождения мелодий к каждому фрагменту: оркестр или инструмент (какой?). Запишите в тетрадь.

 https://www.youtube.com/watch?v=stZ8r4qILDY - 10 классических шедевров

 3). Какой из представленных вокалистов понравился больше остальных? Почему? Запишите в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=Mg8-6SRfyGY - 5 непревзойденных вокалистов популярной музыки XX века (зарубежные)

4). Следующие фрагменты для прослушивания и выбора одного понравившегося. Запишите в тетрадь.

     https://www.youtube.com/watch?v=WGYV655tMyo - "реактивный" пианист

     https://www.youtube.com/watch?v=DgEOA831jKo - бесподобный скрипач

     https://www.youtube.com/watch?v=lzRK73-hNFA - лучший гитарист


№27 (№28, 29). 

Музыка-колокол. Истинный слух.

1). Для прослушивания и развлечения:

https://www.youtube.com/watch?v=4dYH_R6ijDs - шумовые и музыкальные звуки. Игра.

2). Определить высоту звучания колоколов с размерами. Записать и зарисовать в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=69nZVp2rNyM - оркестр колокольчиков

3). Перечислить  и записать в тетрадь особенности звучания колокольчиков Валдая.

https://www.youtube.com/watch?v=1e9-QJz8WsM - Валдайские колокольчики


№30. Звук и цвет в музыке.

Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности, в которой обозначил до-мажор красным цветом, ре-мажор — желтым, соль-мажор — оранжево-розовым, а ля-мажор — зеленым. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.

1. Пример цвета в музыкеВальс цветов - Щелкунчик - Пётр Ильич Чайковский - Шедевры классической музыки в HD - YouTube

2. Какие главные открытия сделал композитор? Запишите в тетрадь.

А.Н.СКРЯБИН. ГДЕ ЗАРОДИЛАСЬ СВЕТОМУЗЫКА И КАКОЙ ПУТЬ ОНА ПРОШЛА - YouTube - цвет и звуки (А. Н. Скрябин)

3. После просмотра видео, нарисуйте в тетрадь семь клавиш с "правильным" цветом.

https://www.youtube.com/watch?v=6WTY3IbTMoE - цвет и тональности


№31 (и № 32).

Царство Будущего.

Большая, очень красивая пьеса Метерлинка повествует о том, как брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски некой синей птицы, способной спасти внучку одной феи.

Они попадают в волшебный мир, их окружают души вещей, коварная кошка строит козни, добрый пес выручает из неприятностей, дети разочаровываются в ложных ценностях и постигают истинные…

Пару раз Тильтилю и Митиль даже удается поймать синих птиц, но в первом случае дрозд оказывается черным, во втором ночные птицы гибнут, не вынеся солнечного света.

Вернувшись домой после многих испытаний (хотя и прошла всего одна ночь), дети обнаруживают, что живущая у них горлица – синего цвета, и отдают ее болеющей внучке соседки.

https://www.youtube.com/watch?v=jglgRGnkGIY - фрагмент из к/ф "Синяя птица"

https://www.youtube.com/watch?v=qHJAIQw--_c - х/ф "Синяя птица" (музыкальный)

Задание: нарисуйте свою синюю птицу в тетрадь.

 

 


№33.

Механизмы "заражения" и "внушения" в музыке.

Музыка совершенно беспомощна в своей неопределённости там, где дело касается фактов,

но она способна с исключительной точностью отобразить и передать эмоциональные состояния.

Мелодическая материя пространства музыки отличается экономией и простотой восприятия. 

https://www.youtube.com/watch?v=eVhmKnuT7kE - как музыка влияет на человека.

 

1. П Р Е В Р А Щ Е Н И Е .

https://www.youtube.com/watch?v=Wev-22er9hU - из простого в красивое (звук) 

2. Совмещение звуков природы и музыки.

https://www.youtube.com/watch?v=pIZuCwt1jco - фортепиано и дождь.

https://www.youtube.com/watch?v=gIHvEgdsmww - гитара и костёр.

https://www.youtube.com/watch?v=4lbPGBJfw7E - оркестр и прибой.

 


№34.

Интонационные "узелки на память".

Традиция завязывать узелки на память пришла из глубокой древности, когда не существовало развитой системы счёта и долги одного человека другому обозначались количеством узлов на специальной «долговой веревке».

Прибегая к такому счету, человек совершал самый настоящий магический ритуал, позволяющий приумножать достаток.

Вот потому-то и узелок на память, чтобы не забыть о долгах.

 

Слышали вы такое выражение — «завязать узелок на память»? Наверняка слышали.

А те, кто постарше, конечно, и видели в своём далёком детстве этот самый узелок.

Его завязывали на носовых платочках наши бабушки. Помните, вытащит, бывало, старенькая бабушка свой платочек, увидит узелок, и сразу всплеснёт рукам: «Вот ведь, какая я! Чуть не забыла, спасибо, что узелок на платочке подсказал!» Маленький узелок, но он способен помочь вспомнить что – то очень нужное и важное. 

Для закомства и просмотра

https://www.youtube.com/watch?v=Rfy28X9wdxg - скрипка и звуки 

Классическая музыка в м/ф "Том и Джерри" ("Концерт"):

https://www.youtube.com/watch?v=Z7eo_iyFRtw -  1 часть

https://www.youtube.com/watch?v=Gor3UAFxnF8 - 2 часть

https://www.youtube.com/watch?v=syxkfIM9LlI - 3 часть