Внеклассная работа

Цыбикова Владилена Владимировна

Предварительный просмотр:

Программа литературного кружка «Свой голос»

 1. НАПРАВЛЕННОСТЬ КРУЖКА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Кружок имеет практическую направленность, его задача – познакомить учащихся с основами журналистики, помочь сделать им первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии. Программа направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе, позволяет практически освоить ряд компьютерных программ. Выполнение заданий практической части программы позволяет учащимся приобрести навыки работы в команде, воспитывает ответственность, самостоятельность и социальную активность.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Овладение процессом подготовки и выпуска газеты, способствование профориентации учащихся, овладение навыками практического использования знаний по русскому языку, литературе, информатике.

3. КАТЕГОРИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Учащиеся 5-9 классов, заинтересованные в данном виде деятельности.

4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Программа рассчитана на один год при режиме занятий 1 час в неделю. Занятия делятся на два этапа: а) получение необходимого объёма знаний (с творческим практикумом после изучения каждой большой темы), б) практическое использование полученных знаний при выпуске номера газеты.

5. КОНТРОЛЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Итоговой зачётной работой станет групповой проект в виде номера школьной газеты «Палисадник». Промежуточные формы контроля: тест, деловая игра, отредактированные и исправленные чужие тексты, самостоятельно созданные публицистические тексты, подготовленные иллюстрации.

6. ИТОГОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

* повысить уровень общих и специальных знаний по русскому языку, литературе и информатике;

* понимать важную роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

* уметь оценить актуальность темы, высказывать собственную точку зрения и грамотно защищать её;

* уметь собрать информацию для создания журналистского текста;

* знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь создавать собственные;

* уметь редактировать и корректировать текст;

* уметь создавать макет издания и полос, вставлять текст и иллюстрации, выполнять вёрстку.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1

 Журналистика как вид деятельности и профессия.

А) Профессия – журналист, виды СМИ. Этико-правовые основы журналистской деятельности.

Б) Взаимодействие СМИ и аудитории.

В) Творческий практикум.

3 часов.

1 ч.

1 ч.

1ч.

2

Речевая культура журналиста.

А) Культура устной речи.

Б) Культура письменной речи.

В) Основы редактуры и корректуры.

Г) Творческий практикум

7 часов

1

2

3

1

3

Журналистский текст.

А) Основные методы сбора информации.

Б) Структура журналистского текста.

В) Основные публицистические жанры.

Г) Творческий практикум.

12 часов

3

3

4

2

4

Номер газеты.

А) Кто готовит номер.

Б) Приступаем к работе над номером.

В) Вставляем текст и иллюстрации.

Г) Творческий практикум

11 часов

1

1

1

8

5

Подведение итогов работы.

1 час

        

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тема «Журналистика как вид деятельности и профессия» предполагает разговор о том, что такое информация, о типах СМИ и особенностях их аудитории, о профессиональных и личностных качествах, которыми должен обладать журналист.

2. Занятия по теме «Речевая культура журналиста» представляют собой работу по отработке навыков речевой грамотности, редактуры и корректуры текста.

3. В теме «Журналистский текст» рассматриваются этапы создания журналистского текста – от сбора информации до подписи под готовым материалом, говорится о способах получения и обработки информации, о структуре и жанровых разновидностях журналистского текста.

4. Тема «Номер газеты» - последний этап работы – создание номера газеты. Как распределяются функции в редакционном коллективе, из чего складывается процесс работы над номером – об этом заключительная тема курса обучения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ        

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Л.И.Сухарева. Журналистика и русский язык. Элективный курс. – М., Айрис Пресс, 2007.

         

Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Авт.: О.И.Лепилкина и др. – М., Вентана-Граф, 2006.

Ю.В.Дубовицкая. Русский язык. Элективные курсы. – М., Материк-Альфа, 2007. («И голос публицистики в Инете…», «Сам себе редактор».        

 

Список кружковцев

Шарагулова Сарана

Саргаева Арина

Булгутов Дмитрий

Ангрускаева Евгения

Зандеев Алдар



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов

(обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Методы и приемы использования информационных технологий  на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Ответ:

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

Загадки.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,

А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, 13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

1 команда

1.Пр…бежать домой

2.Пр…жадный мальчик

3.Пр…крутил шуруп

3 команда

1.Пр…шел в школу

2.Пр…длинная веревка

3.Пр…клеил марку

2 команда

1.Пр…летел в гнездо

2.Пр…добрая девочка

3.Пр…вязал бант

4 команда

1.Пр…плыл к берегу

2.Пр…мудрый пескарь

3.Пр…шил пуговицу

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

Как называется изменение имен существительных?

Какой частью речи является определяемое слово у причастия?

Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

- Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

- Расставьте знаки препинания в схемах.

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.

Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

расширить кругозор учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, проектор, ручки и листочки.

Ход мероприятия

Учитель (или ведущий):

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2013 года”.

Итак, начинаем.

1 тур.

1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)

Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)

Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)

Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)

Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

"Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)

Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)

Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)

Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)

Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)

Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)

Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)

Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)

Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)

Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)

Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)

Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше

- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

П. Ершов

Калашников

Остап

Капитанская

купец

Астафьев

Виктор Петрович

дети

дочка

Красный нос

"Левша”

нищий

Пеппи

А. Линдгрен

подземелья

"Конёк-горбунок”

мороз

Длинный чулок

"Малыш и Карлсон”

Аввакум

принц

Н.Лесков

В. Распутин

"Уроки французского”

легенда

Тарас Бульба

протопоп

Данко

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).

- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.

4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.

II тур.

- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, ормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

"Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

"Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)

"И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)

"Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

"Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)

"И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)

"Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

"И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А. Платонов)

"Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)

"Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

  1. Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

(…Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном)

("Узник” А.С. Пушкин)

  1.  Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

(…Душа обязана трудиться,

И день, и ночь, и день, и ночь)

("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

  1. Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!

(…Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?)

( "Парус” М.Ю. Лермонтов)

  1. Старик, я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

(…Зачем? Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок.)

("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)

  1. Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

(…Пора, красавица, проснись.)

("Зимнее утро” А.С. Пушкин)

  1. Молча сижу под окошком темницы,

Синее небо отсюда мне видно:

(…В небе играют все вольные птицы,

Глядя на них мне и больно, и стыдно.)

("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)

Финал.

1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

 (Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

На этом наша игра заканчивается. Под музыку "Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются ученики:

1. "Последний герой-2013” - лентой с надписью, грамотой.

2. грамотой "За волю к победе”

3. грамотой.

4. утешительные призы за участие.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

        В рамках Недели гуманитарных наук, которая ежегодно проводится в нашей школе.

1. На сцену выходит сказочник: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Я рад вас видеть в этом зале, счастлив от того, что вы пришли послушать мои сказки».

Поёт песню «Старый сказочник» Ю. Кукина

«В некотором царстве, в некотором государстве жили … две бабули…» (сказочник уходит, открывается занавес. На сцене две старушки ведут беседу)

2. Юмореска «Молодёжь-то какова»

Дунька.  Глянь-ка, Манька,

              Молодёжь-то какова,

              И поступки, и слова!

Манька. Мы-то молодыми были,

              Тем, кто старше, не грубили.

Дунька.  Всё просили мы совета,

              Можно то, а можно ль это?

Манька. А теперь твердят не то:

              Надо это, надо то.

              Вот учащийся Федот –

              Он уже совсем не тот.

              По ступенькам он шагает –

              Грызёт семечки, бросает.

              На «камчатку» заберётся,

              В парту носом он уткнётся.

Дунька.  Поглядишь на парту, вдруг

              Появился там уж круг,

              Ручки, ножки, огуречик –

                Появился человечек.

              Сколько раз твердили вам,

              Чтобы парты не ломали

              И на партах не черкали!

Манька. Но Федот не понимает:

              Снова это продолжает,

      Мусор в мусорку не носит,

      Не туда он воду льёт.

Дунька.  Ну и молодёжь пошла!

              Вдруг возьмут и нагрубят,

              А на уроке – все молчат.

              Их поступки и дела

              Нас подводят иногда.

Манька. В дисциплине нет порядка

              Не помогает и зарядка.

 (старушки встают со скамейки, уходят, появляется сказочник)

3. Сказочник: Озадачили меня эти старушки. Это что же получается – моя сказка не заканчивается победой добра над злом? Надо что-то предпринять… Я придумал! Я приглашаю вас, ребята, в путешествие по Стране Речевого Этикета. Но чтобы прогулка по этой стране была увлекательнее, я предлагаю вам поиграть»

4. Условия игры.

Путешествовать вы будете в составе двух туристических групп.

У каждой группы – свой маршрут.

Путешествовать вам поможет маршрутный лист.

Путешествовать вы будете по станциям.

Условие прохождения каждой станции – выполненное задание.

Чья группа доберётся до конечного пункта быстрее, та и победила.

 Задача  маршрутных листов, выбор руководителя группы.

6. Напутствие сказочника

6. Путешествие по станциям (на каждой станции есть свой ведущий, он и задаёт вопросы; станциями могут быть учебные кабинеты, рекреации, коридоры, актовый и спортивные залы; каждая станция имеет своё название и вывеску).

Станция «Веришь – не веришь»

Верите ли вы, что…

у болгар кивок головой вперёд обозначает «нет»;          (да)

в древности китайцы пожимали руки друг другу в знак приветствия;  (нет, они пожимали руки самим себе)

древние египтяне, приветствуя друг друга, прикладывали ладонь ко лбу (напоминает отдачу чести у военных);  (да)

испанец, выражая восхищение, сложит для этого три пальца, прижмёт их к губам и воспроизведёт звук поцелуя; (да)

бразилец, восторгаясь чем-то, возьмёт себя за оттопыренную губу; (нет, возьмётся за мочку уха)

русские, прощаясь, машут кистью сверху вниз (да)

латиноамериканец воспримет махи кистью сверху вниз как приглашение; (да)

на Тибете показывание языка не является обидным проявлением мимики; (да, это означает «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!»

Станция «Жесты, жесты, жесты»

Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов. Объясните, для чего необходимо владеть этой информацией.

Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему…  (неинтересно то, что вы говорите, или ему всё равно).

Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит…  (он дурачиться или склонен к насмешке).

Если ваш собеседник ударяет себя по подбородку, значит, его…   (его осенила какая-то догадка или он озабочен).

Если человек трогает и потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

Станция «Законы вежливости»

Я -  крестьянка, жну  хлеб. Вы проходите мимо. Что вы мне скажите? («С двумя полями сжатыми и с тремя – засеянными»)

Я копаю грядку, вы проходите мимо. Ваши слова?  («Бог в помощь!»)

Вы зашли ко мне в дом, видите меня сидящей за столом. Что вы скажите? («Хлеб да соль. Приятного аппетита!»)

Вы доите корову, вам говорят: «Море под коровой!». Ваш ответ? («Река молока!»)

Вы идёте на рыбалку, вас приветствуют: «Улов на рыбу!». Ваши ответные слова? («Наварка на ушицу!»)

Вы – женщина, которая замешивает тесто. Вам желают: «Спорынья в квашню (т. е. удачи)!». Ваше приветствие? ( «Сто рублей в мошну!»)

Станция «Что? Где? Когда?»

Кто эти люди? Что они делают? (картинка, эскимосы трутся носами, приветствие)

В какой книге написаны следующие слова: «Вежливому быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорит: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван…» («Юности честное зерцало» Книга о культуре поведения времён Петра 1)

В связи с какими событиями раньше говорили следующие слова: «По сто на день, по тысяче на неделю» (формула приветствия, молотьба хлеба)

Станция «Этикет»  

Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?

А  А  Г  В   О              

Д  Н  О  О  Н              

О  З   Т  Л   Р

В  Я  Ч   С  У

Я  Р  О   Е  Д

Ответ: Дурное слово, что грязная вода

(Читать снизу вверх от последнего столбца)

Вспомните ещё русские пословицы и поговорки, которые учат правилам речевого этикета.

 

7. Сбор в актовом зале.

8. Подведение итогов, награждение победителей



Предварительный просмотр:

№ 3  2017 г.                                                                                      Школьные годы чудесные…

  • Сегодня в номере:

  • Отечества достойные сыны

  • Быть женщиной - почётно

  • Новости спорта

  • Поздравления

Уважаемые учителя и учащиеся!

Поздравляю Вас с наступлением самых светлых и добрых праздников – Дня защитника Отечества и 8 марта.

   Желаю всем Вам мира на земле, тепла и света в каждом доме, покоя и любви в каждом сердце, звонкого детского смеха в каждой семье! Пусть всегда  окружает вас удача, жизнь наполнится  оптимизмом и вдохновением на творческий поиск, крепкого здоровья, успехов в учебе, работе.

  Желаю всем исполнения сокровенных  мечтаний, новых планов, благополучия и долгих лет жизни!

Директор Далахайской ООШ Цыренова Э.Г.

КО ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Отечества достойные сыны

Ко Дню защитника Отечества  хочу рассказать о наших земляках, которые проходили срочную службу в горячих точках нашей страны, а именно в Чеченской республике. Это БудаевБаирДоржеевич, Хунтохеев Алексей Юрьевич, Бильдаков Петр Михайлович, Булгутов Сергей Владимирович. Будаев Б.Д. – участник первой чеченской войны, а всем остальным пришлось участвовать во второй.

      Эту статью хочу посвятить двум из них: Хунтохееву Алексею и Булгутову Сергею.

Хунтохеев Алексей Юрьевич родился 25 октября 1980 года в с. Далахай Тункинского района. Алеша является самым старшим в семье, у него два брата и две сестры. Окончил Далахайскую среднюю школу в 1998 году. 14 декабря 1998 года призвался в армию. Служил в Сосновом бору, близ города Улан – Удэ, в военной части 65262 связистом. Прослужив здесь полтора года, в мае 2000 года был отправлен в Чечню. Там он прослужил 61 день в Аргунском ущелье посёлке Шатой наводчиком пулемёта.

      Демобилизовался в 2000 году. После службы уехал в город Северобайкальск, работает на железной дороге путейцем. Женат, имеет двоих сыновей.

Булгутов Сергей Владимирович родился 24 апреля 1980 года в с. ДалахайТункинского района. Сережа – единственный сын в семье, у него семь сестер. Окончил Далахайскую среднюю школу. Призван в армию 19 мая 1998 году. Проходил учебную подготовку в городе Чита – 45 Каштак, воинская часть 1251 Б, потом переведён в Кяхту в воинскую часть 33134  14-ой танковой роты. Затем переведён в танковый полк г. Гусиноозёрск – 3 в воинскую часть 13206 1 ССАДН в 3-ю батарею. Был назначен старшим стрелком – артиллеристом. В 1999 году отправлен в Моздок, а оттуда в Аргунское ущелье. В 2000 году после демобилизации вернулся домой. Женат, имеет сына.

      Защищать Родину – это достойная задача для каждого из нас. Мы, будущие солдаты, как настоящие патриоты, должны с честью выполнить свой долг перед Отчизной, беря пример с наших старших товарищей. В наше время очень важно, чтобы над нами всегда было мирное небо, никогда мы не услышали орудийных залпов и не увидели ужасов войны.

ТурбяновДамби, ученик 7 класса.

К МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ

Почётные женщины нашего села.

Тарнуева Светлана Доржеевна

(1943-2004) доктор медицинских наук

Окончила Торскую среднюю школу, после окончания школы работала два года пионервожатой, потом она поступила в Читинский мед институт. После окончания института работала в Еравнинском ЦРБ со своим супругом Тарнуевым Владимиром Обогоевичем. Вместе они окончили Московскую

клиническую ординатуру, после окончания ординатуры  в 1975 году они были направлены в государство Алжир, где проработали около 3-х лет. Всю жизнь работала  глав.врачом  в Республиканском кожно –венерологическом  диспансере. В 1998г. она выпустила книгу «Фитотерапия атопического дерматита». Судьба резко оборвала её жизнь - такого талантливого, успешного человека.

Ангрускаева Елизавета Лопсоновна

Родилась в 1953 году в с. Далахай. Работала  главным бухгалтером колхоза «Маяк» с 1978-1993г.г. С 1993- 2003 г.г. она являлась председателем колхоза «Маяк», одновременно с1993- 2008г.г. она Глава местной администрации. Награждена Почетной Грамотой Правительства РБ от 8 марта 2007 г., также награждена грамотами районной администрации. Она делегат Республиканского «Форума женщин» 2007 года. Указом Президента Республики Бурятия Л.   Потапова удостоена Почетного Звания заслуженного работника агропромышленного комплекса от16. 11. 2000г.

СанжихаеваРаднаДашеевна родилась в 1930 году в с.Далахай. Всю жизнь проработала в животноводстве.  Удостоена Знака Почета, награждена многими медалями и грамотами за свой заслуженный труд.

УкоеваСындыбаГомбоевна

( 1936-2013)всю жизнь работала в животноводстве. Удостоена Знака Почета, Кавалер Ордена Трудовой Славы 3- степени.

Булгутова Лидия Васильевна

Родилась в1949 году. Всю жизнь проработала в сельском хозяйстве. Она,

заслуженный животновод БурАССР, награждена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета БурАССР, удостоена Бронзового Знака ЦК ВЛКСМ, занесена в Почетную Книгу района, награждена орденом материнства, сейчас на заслуженном отдыхе.

Убушеева Светлана Сыбыковна

Родилась в 1959 году. Окончила фельдшерское отделение Улан-Удэнского медицинского училища. В настоящее время Светлана Сыбыковна-

заведующая ФАП. За  долголетний труд награждена Почетной Грамотой            Министерства Здравоохранения,  Почетной Грамотой районной администрации и администрации ЦРБ.

Убушеева Валентина Гармажаповна родилась в 1954 году. После окончания БСХИ работала в колхозе «Маяк» экономистом, бухгалтером. Она  заслуженный работник агропромышленного комплекса РБ, награждена грамотами с/х РБ и районной администрации, горсовета г. Улан-Удэ, «Ветеран труда», ее имя занесено в Почетную Книгу «Женщины Бурятии».

Мадыева Екатерина Дашеевна родилась в 1953 году в с.Далахай. После окнчания  БГПИ с 1977 года по сей день неустанно трудится на ниве образования.

С 1999-2008 гг. работала директором школы. Удостоена звания «Отличник народного образования РСФСР».

Булгутова Тамара, ученица 9 класса

О спорт, ты – мир!

        С 4 по 9 февраля в нашей школе прошла Неделя спорта среди 5 – 9 классов, посвящённая национальному празднику Сагаалган. Учитель физкультуры нам любезно предоставил итоги этих соревнований. Состязания проходили по четырём видам спорта: лыжные гонки, бег на коньках, хоккей с мячом и вольная борьба.

    По лыжным гонкам на 1,5 км:                                        1 км:

1 место -  Ларионов Буянто, ученик 8 класса.       Хорёнова Рада, ученица 9 класса

2 место -  Мантуров Слава, ученик 9 класса.        Асламова Лена, ученица 5 класса.

3 место -  Шобосоев Боря, ученик 7 класса.         ОбодоеваЖаргалма, ученица 8 класса.

По бегу на коньках на 800 м:                                               500 м:        

1 место – Ларионов Буянто, ученик 8 класса.       Цыбикова Тамара, ученица 6 класса

2 место – Федотов Дондок, ученик 9 класса          Хорёнова Рада, ученица 9 класса

3 место – Ангрускаев Даши, ученик 6 класса        Андрёнова Диана, ученица 9 класса.

Молодцы! Так держать!!!

Учредители:                             Адрес редакции:                                              Тираж:

Администрация МБОУ              670003, Республика Бурятия,                10 экземпляров                                                    

«Далахайская ООШ»                  Тункинский район, у. Далахай,            Газета выходит                                    

Литературный кружок               ул. Ленина, 3                                             1 раз в четверть  

«Свой голос»                                Тел: 8-(30147) 65535        

 № 4  2017 г.                                                                               Школьные годы чудесные…        

Мальчишки и девчонки!

В номере:

1. Из истории школы

   2. Они сражались за

       Родину

   3. Это интересно

   4. Полезные советы

    5. Поздравления

А также их учители!

Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Если вы неравнодушны

к школе, хотите работать творчески – приходите к нам в редакцию.

Мы с радостью рассмотрим все ваши предложения, идеи, стихи.

Одним словом, всё, что будет интересно вам и окружающим.

        

Все мы родом из детства. А детство наше – это не только семья, это и школа. Когда мы впервые переступаем порог школы с замиранием сердца и ожиданием чего – то нового, интересного, тот первый человек, который встречает нас здесь – это учитель. Долгие одиннадцать лет ведёт он нас по школе знаний, школе жизни.

В своей статье я хочу рассказать вам об одном из первых учителей нашего села Машкееве Буда Сыреновиче.

Машкеев Буда Сыренович родился в 1911 году в улусе Подкукой (ныне Хонгодоры) Торского сельского совета Тункинского аймака БМАССР в семье крестьянина – середняка МашкееваСыренМатюшкеевича и НуржимыХолбоевны. Родители до Октябрьской революции занимались крестьянским хозяйством, а после в 1930 году вступили в колхоз «Осоавиахим» в улусе Далахай.

         Буда Сыренович в 1922 году пошёл учиться в Далахайскую начальную школу, где окончил 3 класса. Затем в 1925 году поступил в Кыренскую семилетнюю школу, которую закончил в 1930 году. Здесь же в Кыренской школе его приняли в ряды комсомола и от комсомольской организации направили для дальнейшей учёбы в город Улан – Удэ.

        С 1932 по 1934 годы учился в Бурпедтехникуме, где закончил 2 курса. После окончания техникума Машкеева направили работать учителем в Тункинский аймак. И с 1932 года началась его педагогическая деятельность. С 1932 по 1934 годы работает заведующим Хобокской начальной школы, затем 2 года работал в Торской семилетней школе в начальных классах. С 1934 по 1936 годы заведует Хойтогольской начальной школой Туранского сельского совета. С 1939 по 1941 годы работал заведующим Зун – Муринской начальной школы Торского сельского совета.

        В период работы в школе Буда Сыренович показал себя деятельным работником, компетентным руководителем. От партийной организации Тункинского района и республики не раз был награждён грамотами за свою активную деятельность в сфере образования.

         До начала войны он успел пожениться, и у них с супругой было двое детей. В суровую военную годину от мала до велика встали на защиту своей Родины. Не остались в стороне и наши земляки – далахайцы. 280 человек ушло на фронт. Среди ушедших на  войну был и наш учитель Машкеев Буда Сыренович.

         Отважного солдата с нетерпением ждала его семья. Вернувшись домой, Буда Сыренович стал работать по своей специальности. С июля 1946 года становится заведующим Далахайской начальной школы. Так и проработал учителем до выхода на заслуженный отдых.

          «Прожив трудную жизнь, полную невзгод и лишений, пройдя Великую Отечественную войну, узнав почём фунт лиха, выстояв и победив в труднейших жизненных ситуациях, мой первый учитель не озлобился, не растерял лучших человеческих качеств. Я помню его добрым, отзывчивым, всегда заботящимся о нас, готовым в любую минуту прийти на помощь, человеком. Тогда в послевоенном 1952 году я училась в 3 классе…» - вспоминает одна из его учеников Ангрускаева Зинаида Лопсоновна.

          Буда Сыренович прожил до 80 лет, и его не стало в 1991 году.

Булгутова Тамара, ученица 9 класса.

К 68 – ой годовщине Великой Победы посвящается...

Игнашкеев  Иван Дамнянович – род.в 1924 году. Он вспоминал: Моих одногодков из Далахая призывалось 14 человек. 10 человек погибло. Я был призван в августе 1942 года. Службу начал на станции Дивизионная в военно-пехотной дивизии. 13 февраля 1943 года нас погрузили в эшелон  вместе с курсантами Сретенского военно-пехотного училища и повезли на запад. Везли через Москву.  В Москве, на станции, простояли четверо суток. Нас помыли в бане. Смельчаки даже побывали на Красной площади. После Москвы мы 18 суток стояли на станции Ржевск. Потом наш эшелон направился на юг. 2 апреля 1943 года нас выгрузили на станции Алексеевка – это под Харьковым. Мы влились в 285 – й  гвардейский полк 93-й  стрелковой дивизии и вошли в степной фронт. Там под селом Холодное, рыли окопы, блиндажи, занимались боевой подготовкой. Фронт был под Белгородом. 5 июля там загремело,  и нас подняли по тревоге. После марш-броска мы оказались на станции Сажино. Там заняли уже готовые окопы, сменив какую-то часть, выведенную на пополнение. Наш 285-й  полк некоторое время находился в резерве. Через несколько дней мы вступили в бой. Началась знаменитая Курская битва. Помню, фашисты пошли в наступление и мы отступили на километров 20. Потом  12 августа, наш полк попал под Прохоровку. Мы сидели в окопах и видели, как около 1000 танков с обеих сторон вели бой. Танки горели как факелы, стреляли катюши. После Прохоровского сражения наш полк пошел вместе с другими частями в наступление. Участвовали в освобождении Белгорода. 23 августа участвовали в боях за Харьков. Дивизии присвоено наименование Харьковская. Затем были оборонительные бои. Наш полк находился неподалеку от города Кировоград, где стояли до февраля 1944 года. 23 февраля оборона немцев была прорвана. Мы дошли до Днестра, форсировали Днестр. С боями прошли Молдавию, Румынию. Затем до 20 августа 1944 года долго стояли на обороне под городом Яссы. Пошли в наступление. Было освобождено ряд румынских городов, а затем были бои в Карпатах. В феврале 1945 года коммунистов и комсомольцев , имеющих семилетнее образование, стали выбирать в военно-политическое училище. Мы прибыли в Среднюю Азию, в город Чарджоу. Был зачислен курсантом в 3-е Харьковское танковое училище. В это время училище было переведено в город Самарканд, где  я учился до 1947 года.

И. Д. Игнашкеев закончил войну в звании младшего лейтенанта. За боевые заслуги Иван Дамнянович награжден орденом Красной Звезды, орден Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу» и другими юбилейными медалями.                

МункуеваСырена, ученица 8 класса

  Мы все очень любим играть в волейбол. А вы знаете, кто изобрел эту игру?   Изобретателем волейбола считается Вильям Джордж Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). В 1895 году в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см и его ученики, число  которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Год спустя на конференции колледжей Ассоциация молодых христиан в Спринфилде по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда игра получила новое название – «волейбол». А в 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола.

     В начале 20 столетия «летающий мяч» появился в Канаде, Японии, на Филиппинах, в Бирме, Индии, Мексике.

     В нашей стране  в волейбол начали играть в Нижнем Новгороде, Казани, Хабаровске, Владивостоке, позже – в Москве.

    Официальной датой рождения отечественного волейбола принято считать 28 июня 1923 года, когда в Москве состоялся товарищеский матч волейболистов Высших художественных и театральных мастерских и Государственной школы кинематографии.

Советы  психолога!!!

Пять аксиом душевного здоровья

  1. Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья
  2. Радуйся своей жизни и жизни своих родных близких, близких и друзей
  3. Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) + Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность)
  4. Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу
  5. Улыбайся! Улыбка – дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.

Поздравляем!!!

  1. Булгутову Тамару – за 1 место в районном литературно-краеведческом конкурсе «Страна Ая-Ганги».
  2. ТурбяноваДамби – за 3 место в краеведческой конференции «Музей и дети».

С получением паспорта:

  • Ободоева Алексея
  • МункуевуСырену
  • Асламова Ивана
  • Тюменцева Егора

Советы библиотекаря!!!

Что должен прочитать обязательно каждый человек

 в течение своей жизни.

1. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

2. Александр Пушкин «Евгений Онегин»

3. Николай Гоголь «Мёртвые души»

4. Лев Толстой «Война и мир»

5. Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»

6. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

7. Уильям Шекспир «Гамлет»

8. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»

9. Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

10. Александр Грин «Алые паруса»

             По материалам газеты «Аргументы и факты», №39 от 21.09.2009 г. Кроме этих книг надо прочитать произведения А.П.Чехова, Жюль Верна, И.С.Тургенева и многое другое.

          Нам нужно читающее и думающее поколение, чтобы каждый человек мог сказать словами М.Горького: «Всем лучшим в себе я обязан книгам!».

Вот тогда Россия будет образованная и духовно воспитанная и станет воистину Великой державой.

Учредители:

Администрация МБОУ «Далахайская ООШ», Совет школы, Литературный кружок «Свой голос»

Тираж:

10 экземпляров

Газета выходит 1 раз

в четверть

Адрес редакции:

670003, Республика Бурятия, Тункинский район, у. Далахай, ул. Ленина, 3



Предварительный просмотр:

№ 5   2017 г.                                                                                                                     Школьные годы чудесные...

Далахайская основная общеобразовательная школа

По дороге фронтовой...

Живым – живое в этой жизни краткой,

Но каждый в вечность уходящий миг

И каждый камень нашей мирной кладки

И каждый колос, что растет для нас

И зреет на полях необозримых

Все это память – о земляках

Когда-то – не вернувшихся с войны.

Все это память о фронтовиках,

О тех, кто вернулся с поля боя.

Мы жизнью нашей, нашим светлым днем

Святой обязаны печали

И мы всегда в долгу перед тобой

Коль не страдаем памятью короткой.

«Сладость победы стирает горечь терпения»,- гласит русская пословица. Стирает ли? Вот уже больше полвека прошло со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из тысячи орудий, знаменующие Победу над фашистской Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

                                    Когда это будет, не знаю:          Победу девятого мая

                                    В краю белоногих берез             Отпразднуют люди без слез…

                                                                                                                С.Орлов.

     Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с ними.

                                 Качалась земля под ногами,           Да билось, пульсируя, пламя

                                 Металась луна меж голов,              На выходах черных стволов.

                                                                                                           Л.Решетников.

    И о чем бы ни вспоминали фронтовики много лет спустя, Великая война останется в нашей памяти навечно, потому что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбы, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.

    В своей статье я расскажу о моем прадедушке – о его военном пути простого солдата. Ангрускаев Бадма Ошорхонович родился в селе Хонгодоры в 1906 году. Закончив 3 класса в Далахайской начальной школе, он начал помогать своим родителям. Итак, с 11 лет стал выполнять тяжелую деревенскую работу. До начала войны он успел пожениться, и у них с бабушкой было  уже трое детей. Еще не родился их четвертый ребенок – сын Бато, как началась война. Весть о войне прошлась по всем Хонгодорам. И в декабре 1941 года дед ушел на фронт. Тогда ему было 35 лет. Он был зачислен в артиллерийский полк и отправлен на второй Украинский фронт под командованием И.С.Конева. Так как дед был участником финской войны, его без всякой учебки отправили сразу на запад. На фронте его назначили командиром расчета. Где нужен был срочный артиллерийский огонь, туда их и направляли. Им приходилось перегружать, перетаскивать технические грузы, ящики со снарядами на своих плечах, менять огневые позиции по три раза в сутки и под интенсивным огнем успевать подвозить боеприпасы. И четыре года долгой военной жизни дед прослужил артиллеристом. От громких выстрелов катюши и бесконечных взрывов бомб и снарядов у него понемногу стал ослабевать слух.

С ужасом, гневом и яростью смотрел он на фашистов, не чувствуя к ним ни капли жалости. Если представить себя на его месте, то поймешь, наверное, какое чувство было у него на сердце, какие эмоции скрывались в его душе, когда он видел как умирают его товарищи, чувствуя свою горячую кровь!

     А тяжелыми боями продвигались на Запад, громя фашистов и освобождая наши земли. Дед участвовал в операции по освобождению правобережной Украины. В конце 1944 года его полк вышел к Висле. Так с боями они дошли от Вислы до Одера. Это была последняя крупная преграда перед Берлином. Бои за Берлин были трудными и жестоки ми. В апреле 1945 года полк деда был уже в Берлине.

      После войны мой прадед вернулся в родные Хонгодоры к своей семье. И до самой пенсии работал в колхозе «Маяк» луговодом, скотником. К сожаленью, я его не застала. Моего прадеда – героя не стало в 1986   году. Но я в своем сердце всегда буду помнить его.

                                                                                       Ангрускаева Зина, ученица 7 кл

Интеллектуальная страничка

Какой ты сказочник?

       1. Коронная фраза Карлсона?

       А) А мы тут чебуреками балуемся?

       Б) Самса, горячая самса!!!

       В) А мы тут, знаете, все плюшками балуемся!

       Г) Чай? Кофе? Потанцуем?

      2. Какой герой всё чаще замечает, что его как будто кто-то подменил?

      А) Дядя Стёпа

      Б) Почтальон Печкин

      В) Шарик

      Г) Кот Матроскин

      3. В сказке «Репка», за кого держалась Жучка?

      А) За ручку

      Б) За Внучку

      В) За шлюпку

      Г) За бочку

      4. Кто гонялся за Зайцем в «Ну, погоди!»?

      А) Милиция

      Б) Директор

      В) Волк

      Г) Киллер

      5. Кто в известной сказке считал себя тучкой?

      А) Зависшее в небе НЛО

      Б) Винни – Пух

      В) «Иванушки – International» в песне «Тучи как люди»

      Г) Электрик, которого ударило током

     

     6. Кто зашёл в гости к трём медведям?

      А) Налоговая полиция

      Б) Четвертый медведь

      В) Призывная комиссия

      Г) Машенька

      7. Сколько лепестков было на Цветике – Семицветике?

      А) Кажется, цветок был тысячелистником

      Б) 7

      В) 13

      Г) В сказке был только стебелёк

      8. Кто помог Золушке поехать на Бал?

      А) Стилисты

      Б) Тимуровцы

      В) Сергей Зверев

      Г) Фея

Проба пера

Поэзия весны

              Весна                                                             Хабар

   На улице стало теплее                                              Халюун хабар ерэжэ,

   Играют лучи на стекле.                                            Хуугэд газаа наадана.

   На душе как-то стало теплее                                    Халуун наран шаража,

   Неужель это кажется мне?                                       Хадын саhан хайлана.

   

   Пришёл месяц март-                                                 Сагаан hарын толондо

   Первый месяц весны.                                                Саяан хадам харагдана.

   Он как будто мне рад,                                               Сагаан hайхан зурхыемнай

   Дарит тёплые, нежные дни.                                      Сарюун хабар амаршална.

   Март- это цветы и любовь,                                       Уhанай шубууд ерэнэ:

   Когда играет в жилах кровь,                                     Галууд, нугаhад, ангирнууд.

   Когда сбываются мечты,                                           Ногоон бултайжа эхилхэнь,

   Которые задумал ты.                                                 Yнеэд бэлшээридээ гараха.

  С женским днём поздравить рада                             hуниин ургэн толондо

  Маму, бабушку, сестру.                                             hара гараад энеэнэ.

  Счастье их – моя награда,                                          hайхан залу наhандаа

  Потому что их люблю!                                               hанаан зурхэм уярна.

Ангрускаева Зина, 7 кл.                                                               Сыбденова Дулма, 7 кл.

Дорогие учителя и учащиеся!

Поздравляем всех с окончанием учебного года!

Хотим пожелать выпускникам хорошей сдачи

государственных экзаменов, отличного летнего

отдыха и, конечно, всем здоровья, удачи,

успехов во всем.

      Учредитель:                             Литературный кружок                          Газета выходит

    Далахайская основная                                                               «Свой голос»                                                                  1 раз в четверть

    Общеобразовательная                                                 ученическое самоуправление

             школа  



Предварительный просмотр:

№ 2  2018 г.                                                                                      Школьные годы чудесные…

МОУ «Далахайская основная общеобразовательная школа»

  • Сегодня в номере:

Тест «Каков твой характер?»

Что кроется в имени твоем?

Веселые частушки

Поздравления

Уважаемые учителя и учащиеся!

     Поздравляю Вас с наступлением самых светлых и добрых праздников – Нового года, Рождества и Сагалгаана. В эти дни мы по традиции вспоминаем о самых радостных минутах уходящего года, подводим итоги, думаем о будущем.

   Пусть новый 2018 год принесет счастье, мир, удачу в каждый дом!

  Хочу, чтобы и в наступающем году был мир на земле, тепло и свет в каждом доме, покой и любовь в каждом сердце, звонкий детский смех в каждой семье! Пусть этот год окружит вас удачей, наполнит оптимизмом и вдохновит на творческий поиск, успехов в учебе, работе.

  Желаю всем исполнения сокровенных  мечтаний, новых планов, благополучия и долгих лет жизни!

Директор Далахайской ООШ

Цыренова Э.Г.

Тест «Каков твой характер?»

1. Считаешь ли ты, что у многих твоих друзей и одноклассников плохой характер?

2. Раздражают ли тебя мелкие обязанности, которые ты должен ежедневно выполнять дома?

3.Веришь ли ты в то, что твои друзья тебя никогда не предадут?

4. Тебе неприятно, если кто – то пытается с тобой фамильярно разговаривать, хотя ты его не знаешь?

5. Способен ли ты ударить кошку или собаку?

6. Часто ли ты чувствуешь себя плохо?

7. Тебе хочется ходить в магазины?

8. Тяготят ли тебя общественные обязанности в классе?

9. Способен ли ожидать друга, с которым решил встретиться, более 5 минут?

10. Способен ли ты терпеливо ждать телефонного звонка?

11. Ты считаешь себя невезучим человеком?

12. Нравится ли тебе твоя фигура?

13. Твои друзья шутят над тобой. Тебе это нравится или нет?

14. Тебе нравится твоя семья?

15. Долго ли ты помнишь зло, причиненное тебе?

16. Когда долго стоит теплая или ненастная погода, ты злишься?

17. Ты бываешь уже с утра в плохом настроении?

18. Тебе нравится, когда в дом приходят люди с маленькими детьми?

Интерпретация результатов. Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.

15 очков и выше – ты доброжелателен, у тебя хороший характер.

8 – 15 очков – у тебя есть недостатки, но с тобой можно ладить.

7 очков и ниже – тебе необходимо обратить внимание на свой характер. Если ты этого не сделаешь, у тебя будут проблемы в общении.

Что означают популярные имена тункинцев?

         В каждом районе имеются наиболее популярные имена. Не исключение и наш Тункинский район. Помимо самых популярных бурятских имен много людей носят и русские имена. Ну, а что же означают бурятские имена, часто встречающиеся в нашей долине.

Ардан (тиб.) – сильный, могучий

Аюна (тюрк.) – медведица. Аю – медведь

Аюша (санскрит.) – продлитель жизни. Имя божества долголетия

Баярма (санскрит.) – радость

Буда – просветленный

Будажаб (санскрит., тиб.) – защищенный Буддой

Буянта – дорбродетель

Гарма (тиб.) – звезда, созвездие

Гомбо (тиб.) – имя покровителя, защитника, хранителя веры

Даба (тиб.) – луна

Дагба (тиб.) – чистый

Дамба (тиб.) – возвышенный, превосходный, святой

Данзан (тиб.) – держатель учения Будды, входит в состав имен Далай ламы,

но в звучании Тензин

Дари (санскрит.) – освободительница

Дарма (тиб.) – юный, молодой

Доржо (тиб.) – алмаз

Дулма (тиб.) – освободительница

Дэнсэма (тиб.) – хорошая истина

Лобсон (тиб.) – мудрый, ученый

Пурбэ (тиб.) – планета Юпитер, что соответствует четвергу: название магического трехгранного кинжала, используемого для изгнания злых духов

Радна (санскрит.) – драгоценность

Самбу (тиб.) – хороший, добрый, красивый

Саян, Саяна – в честь Саянских гор

Чимит (тиб.) – бессмертный

Шагдар – с ваджрой в руке. Имя Ваджрапани (Ошорвани), гневного божества, символизирующего силу, уничтожающего неведение

Эрдэни – драгоценность

Янжима (тиб.) – владычица мелодии, обладающая мелодичным голосом.

Наши частушки

К юбилею подготовка                                          И деревья мы посадим,

Всем селом ведется ловко.                                  И очистим дно реки,

Рассказать готовы вам                                         А еще в поселке нашем      

Как претворяется наш план.                                Зацветут кругом цветы.        

Приходите на концерты,                                      А еще мы к ветеранам

Где мы пляшем и поем,                                        Ходим дружно помогать

Прославляем дружбу нашу                                  И работу, что нам дали

И родной наш отчий дом.                                     Все мы делаем на пять!    

В волейбол мы все играем                                    В  школе все живем мы дружно

И в футбол гоняем тоже,                                      Здесь и русский и бурят.

И хоккей не забываем,                                          Нас делить совсем не нужно

В общем спорт мы одобряем.                               Все по – русски говорят.

А любимой школе нашей                                     Вот такие, вот дела

Мы поможем всей семьей.                                   Мы в селе проводим дружно,        

Уберем мы, все покрасим                                    Чтоб достойно встретить нам

И порядок наведем.                                               Славной даты юбилей!

Наши поздравления

Районный праздник бурятского языка

     Районный праздник «День бурятского языка» проводился в Жемчугской СОШ в октябре. В конкурсе «Знаток бурятского языка» ученица 8 класса Ангрускаева Евгения заняла 1 место (руководитель Ангрускаева Т.Б.)

Районная предметная олимпиада

      В декабре 2011 года в Кыренской СОШ прошла олимпиада по предметам. Из нашей школы приняли участие учащиеся 8 – 9 классов. Неплохие знания показали следующие учащиеся: Ангрускаева Евгения  (8 кл) – биология – 3 место

                  Игнашкеев Гэрэл  (9кл.) – история Бурятии – 4 место

                 

Берите пример с них!!!

     

Учредитель:                                                           Литературный кружок «Свой голос»                                                

Далахайская основная

общеобразовательная школа                                     Газета выходит 1 раз в четверть

             


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В хоккей играют настоящие мужчины

После сильных крещенских морозов 27 января на ледовом катке у. Далахай собрались 5 команд на турнир по хоккею с мячом на призы Заслуженного механизатора РБ, ветерана спорта Андренова Андрея Бадмаевича.  

Право торжественного открытия турнира было предоставлено главе поселения Зайганову Андрею Гомбоевичу. С Администрации МО «Тункинский район» выступила Сушкеева Юлия Максимовна – начальник Управления социального развития, куратор нашего поселения. От имени главы района Ивана Александровича Альхеева поздравила Андрея Бадмаевича и вручила благодарственное письмо, зимнюю спортивную форму сборной Тункинского района. Школьной команде были подарены 14 хоккейных касок.

А теперь несколько слов о виновнике торжества. Андрей Бадмаевич родился в 1953 году в у.Хонгодоры в семье Андреновых Бадмы Базаровича и Евдокии Сыремпиловны. После окончания Хонгодорской начальной школы он в средних классах учится в Жемчугской школе. А десятый класс заканчивал в Торской школе. Из его воспоминаний: «Когда учились в Торской школе, мы, несколько парней, вставали на коньки и по Иркуту мчались до Тор. Так мы в зимние холода укорачивали наш путь и быстрее добирались до школы по льду. С того времени и до сих пор я катаюсь на коньках, играю в хоккей. После окончания школы была служба в армии в Приморском крае.  В1974 году трудовую деятельность начинал помощником машиниста электровозов на станции Слюдянка. Но все – таки меня потянуло в родные края. С 1976 года стал работать в родном колхозе «Маяк» трактористом. В 1984 году наш колхоз получил новый большой трактор  К – 700. Тогда председатель колхоза Пурбо Мыжитович предложил мне сесть за руль этого гиганта и очень образно сказал об этом мне: на семистах лошадях будешь пахать наши поля… И с тех пор я езжу на нем.»                                                                                                        Андрей Бадмаевич – неутомимый труженик. Хотя он на заслуженном отдыхе,  не расстается со своим железным конем.  В каждую весну он вспахивает   не только родные поля, но и помогает соседним фермерам. В 1998 году он был удостоен звания «Заслуженный работник АПК РБ». Андрей Бадмаевич - отличный семьянин. Они  со своей супругой Светланой Санжиевной вырастили и воспитали пятерых замечательных детей, подрастают внуки. Старшие все нашли  свое место в жизни, а самая младшая Диана – студентка 2 курса медицинского факультета БГУ.                                                                                     А.Б. Андренов – живой пример для подрастающего поколения. Он у школьников как тренер. Учит их  хоккейному мастерству: вождению мяча, как вести нападения, играть в защите. В команде еще он является точильщиком коньков. Не только мальчишки прибегают к нему заострить свои коньки, но и взрослые.                                           Благодаря инициативе нашего главы поселения Андрея Гомбоевича и членов ТОСа «Молодёжный» уже на протяжении 8 лет у нас заливается каток. На радость детворе в прошлом году была построена горка. Недавно была приобретена мотопомпа для качки воды на денежные средства наших сельчан. Учащимся нашей школы есть чем заняться после уроков. Ни одного дня не было, чтобы пустовал каток, даже к нам приезжают из соседних сел родители со своими детьми, чтобы покататься.

А теперь вернемся на ледовую площадку, где развернулась нешуточная борьба. Команды упорно боролись за призовые места. Команды «Байкал» г. Слюдянка и  «Далахай - 1» вышли в финал. В финале команда хозяев катка со счетом 4 : 1 выиграла у хоккеистов Слюдянки.  За 3 место встретились команды Турана и МБОУ «Далахайская ООШ». Победила команда Турана со счетом 2 : 1. Главным судьей турнира был Халудоров С.С-Д., а комментировал соревнования Мадыев А.Н.    

Действительно, хоккей – игра для настоящих мужчин. Он закаляет не только здоровье, но и  характер, вырабатывает силу воли, учит чувствовать себя в команде. С уверенностью можно сказать, что наши ребята подрастают настоящими мужчинами.

Все участники были награждены дипломами, кубками, медалями и денежными призами.

Вечером после хоккейных баталий в клубе был организован праздничный банкет. В организации и проведении турнира  большую помощь оказал глава поселения Зайганов А.Г., а семья, родственники А.Б. Андренова выступили спонсорами этого мероприятия.

Следующая встреча этих команд состоится в феврале в соседней Оке. Пожелаем всем успехов и новых побед.

                      Цыбикова Тамара, ученица 11 класса МБОУ «Торская СОШ»