Кибербезопасность. 7 класс

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ (презентации).                   Дата опубликования - 25.12.2021

Данные материалы можно использовать для проведения внеурочных занятий или классных часов по безопасному Интернету в течение учебного года. Созданы на основе Рабочих тетрадей по курсу "Кибербезопасность". Авторы Г.У.Солдатова, С.В.Чигарькова, И.Д.Пермякова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 1. Как не заблудиться в интернете.

Слайд 2

# Из _ истории_Интернета Популярность Интернета увеличивалась стремительно. Уже через четыре года после появления первого сайта Интернетом пользовалось около 50 миллионов человек. Сравните: такая же аудитория пользователей телефонов образовалась за 75 лет, радио- за 38 лет, телевизоров - за 13 лет. А число поклонников игры AngryBirds с помощью Интернета достигло 50 миллионов человек- внимание- всего за 35 дней!

Слайд 3

Задание 1. Как вы считаете… … как изменилась жизнь людей с появлением Интернета? …для чего вам нужен Интернет? …для чего используют Интернет ваши друзья и родные? …как Интернет помогает в учебе, работе, повседневной жизни? Ответы напишите в тетради.

Слайд 4

Задание 2. Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Что вы можете делать в Интернете, но не можете в реальности? 2. Что вы можете делать в реальности, но не можете в Интернете?

Слайд 5

# Из _ истории_Интернета У каждого компьютера или другого электронного устройства, подключённого к Сети, есть свой IP- адрес - электронное имя. Он, как и телефонный номер, состоит из цифр, но устроен по- другому: это четыре числа, разделённых точками. Например: 78.138.250.146. IP- адреса трудно запоминать. Поэтому в 1984 г. Была создана система доменных имен – Domain Name System (DNS) . Она позволяет присвоить IP- адресам символьное имя,, которое легче запомнить. Это можно сравнить с обозначение адреса через название улицы и номер дома. Согласитесь, запомнить такой адрес гораздо проще, чем длинное описание дороги к дому.

Слайд 6

# Из _ истории_Интернета Система доменных имен – это база данных, в которой хранятся все доменные имена и соответствующие им IP- адреса. DNS определяет и выполняет поиск ресурсов в Интернете. Когда пользователь вводит адрес веб-страницы, система DNS проверяет соответствие этого имени IP- адресу данного сайта, после чего направляет пользователя на соответствующий сайт. Современное доменное имя должно соответствовать таким требованиям: содержать не менее 2 символов содержать не более 63 символов начинаться и заканчиваться буквой или цифрой не содержать символов, отличных от букв, цифр и дефиса не содержать двух дефисов подряд прописные и строчные буквы в доменном имени не различаются.

Слайд 7

# Словарик Доменное имя разделено на части – домены. Домены бывают разного уровня значимости; домены высшего уровня пишутся последними. Разберем пример-доменное имя forum.example.ru: forum- домен третьего уровня, . example – домен второго уровня, . ru – домен верхнего уровня.

Слайд 8

# Словарик Система доменов верхнего уровня выглядит так: К c с Домены верхнего уровня Категориальные Национальные com net org прочие прочие ru рф su

Слайд 9

Категориальные домены верхнего уровня указывают на предназначение сайта. Например, .info –информационный сайт, .org - некоммерческий, .com –коммерческий. Это правило не всегда соблюдается, однако некоторые домены нельзя использовать не по назначению. Например, . edu - может быть связан только с образованием. Национальные домены верхнего уровня присваиваются определённым странам. Например, . ru –национальный домен России, .by - Беларуси. Внутри национального домена верхнего уровня может быть географический домен более низкого уровня, указывающий на принадлежность к определённой географической области . Например,. msk , . spb указывают на принадлежность сайтов к Москве, Санкт-Петербургу. Совокупность всех доменов определённого уровня, например, верхнего, называется доменной зоной . Самые большие доменные зоны в России- это . ru и . рф . А обозначение доменной зоны, с которой начинался Интернет в нашей стране, выглядело так: . su .

Слайд 10

Задание 3 . Найдите в Интернете и запишите в тетради значения слова «домен» в других науках: истории, биологии, физике. Запишите в тетради адрес сайта вашей школы, выделите в нём домены разных уровней. Выполните в тетради одно из следующих заданий: А) Изучите сайт своей школы. Какого раздела ему, на ваш взгляд, не хватает? Опишите недостающий раздел и напишите его адрес (доменное имя). Б) Какого сайта вам не хватает в Интернете? Придумайте ему полный адрес (доменное имя) и сделайте краткое описание контента. Доменное имя должно быть составлено в полном соответствии с правилами.

Слайд 11

Задание 4. Проведите исследование методом опроса. Узнайте у старших родственников , что они помнят о развитии Интернета в России. Напишите в тетради отчет о вашем исследовании. В отчёте должны быть отражены следующие пункты. В каком году ваши старшие родственники начали пользоваться Интернетом Как в то время люди подключались к Интернету С каких устройств тогда можно было выйти в Интернет Для чего ваши родственники использовали Интернет Какие были ограничения в использовании Интернета Чем нынешний Интернет отличается от Интернета прошлого Что вас больше всего удивило в полученных ответах.

Слайд 12

# Любопытный факт По данным исследования факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет, у двух из трёх подростков можно отметить склонность к чрезмерной увлечённости Интернетом. А в одном случае из 10 речь может идти даже об интернет-зависимости.

Слайд 13

Задание 5. Напишите в тетради небольшое эссе, опираясь на вопросы: Почему современные молодые люди проводят много времени в Интернете и за компьютером? Всегда ли проведенное в Интернете время идёт на пользу? Можно ли часть этого времени использовать с большей пользой для общения, домашних дел, учёбы или здоровья?

Слайд 14

Задание 6. Проведите небольшое исследование. Сначала напишите в тетради, сколько времени в день, как вам кажется, вы проводите в Интернете. Затем в течение следующей недели каждый день подсчитывайте точное количество часов, проведённых в Интернете. Фиксируйте данные по образцу: Подсчитайте, сколько времени в среднем вы проводите каждый день в Интернете. Совпало ли изначально указанное вами время с результатом вашего исследования? Проанализируйте содержание средней колонки вашей таблицы Чем вы занимаетесь в Интернете чаще всего? Придумайте свой рецепт, как сократить время, проведённое в Интернете бесполезно. Напишите в тетради три главных «ингредиента» вашего рецепта Время выхода в Интернет Что было сделано в Интернете Сколько времени было поведено в Интернете

Слайд 15

# Любопытный факт Учёные из Университета Вирджинии (США) провели такой эксперимент. В течение 2-х недель они наблюдали за двумя группами участников, которым были даны одинаковые тесты на внимание; при этом первая группа следила за уведомлениями на смартфоне, а вторая - отключила любые оповещения и открывала приложения только тогда, когда это было действительно нужно. В конце эксперимента результаты тестов на внимание были лучше у тех, кто отключил уведомления. Психологи из Великобритании провели похожий эксперимент и выяснили, что концентрация внимания становится хуже даже в том случае, если телефон просто находится рядом, а не в другом помещении, так как люди отвлекаются, чтобы посмотреть, не пропустили ли они оповещение.

Слайд 16

# Словарик Всплывающие уведомления ( push- уведомления, англ. push -толчок)- короткие всплывающие сообщения, которые сайты рассылают своим пользователям на компьютеры и мобильные устройства. Содержат краткую информацию о событиях и новостях сайта и побуждают его открыть.

Слайд 17

Интернет даёт людям удивительные возможности, но при этом содержит много информации, что в ней легко потеряться. Чтобы разобраться в массиве информации, нужно быть очень внимательным. Потренируйте своё внимание-проведите Гошу Геймерова к домашнему заданию . ЛАБИРИНТ

Слайд 18

# Совет Для того, чтобы успешно справляться с учёбой или другими серьёзными делами и при этом не переутомляться, попробуйте следовать следующим советам. Отключите всплывающие уведомления. Когда приступаете к серьёзным занятиям, убирайте из зоны видимости телефон. Вы не будете на него отвлекаться, а значит, выполните работу более качественно. Помните поговорку «Делу время, а потехе - час»: сначала используйте Интернет для учёбы и важных дел, а уже после – для развлечений. Если вы находитесь в Интернете более 40 минут, сделайте небольшой перерыв – выполните несколько физических упражнений, маленькую работу по дому (полейте цветы, протрите пыль). Так вы будете меньше уставать.

Слайд 19

Задание 7. Напишите правило безопасного использования Интернета, которое можно сформулировать как главный вывод из этого занятия. Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 2. Как безопасно подключаться к интернету.

Слайд 2

# Из_истории_Интернета Интернет- это «сеть сетей»: он объединяет все компьютерные сети в единую систему для передачи и хранения информации. В 1969 г. Была создана первая компьютерная сеть, она называлась ARPANET . Словом «интернет» первоначально обозначили один из способов передачи данных от источника информации к получателю – «интернет-протокол» (англ. InternetProtocol -IP) . Поскольку среди множества протоколов именно этот протокол оказался в основе работы первой успешной сети ( ARPANET ), то за ней первоначально и закрепилось название «Интернет».

Слайд 3

# Из_истории_Интернета Затем стали появляться другие, конкурирующие сети. Наиболее успешной среди них была сеть, связывающая учёных, - NSFNet . Сначала ею могли пользоваться только учёные, но позже был открыт доступ и обычным пользователям. И в последствии название «Интернет » перешло к этой сети. В Советском Союзе первой национальной компьютерной сетью был «РЕЛКОМ». В августе 1990 г. б ыло установлено первое зарубежное соединение « РЕЛКОМА» - с компьютером в Хельсинкском университете (Финляндия). В 1990-е гг. компьютерные сети разных стран соединились, и появился Интернет в его сегодняшнем виде.

Слайд 4

Задание 1. Ответьте при помощи Интернета на вопросы: Как расшифровывается слово Wi-Fi ? Где и когда была разработана технология Wi-Fi ? Как устроена Wi-Fi - сеть? Какие возможности даёт Wi-Fi ?

Слайд 5

# Из_истории_Интернета Все способы соединения с Интернетом делятся на две группы: проводные (данные передаются посредством кабеля) и беспроводные (данные передаются радиоволнами в определённом частном диапазоне).

Слайд 6

Проводное соединение Телефонный кабель . Самый старый способ подключения к Интернету- через телефонный кабель. Изначально во время связи с Интернетом телефон был занят – люди либо звонили по телефону, либо выходили в Интернет. Позже была разработана новая технология – она позволила одновременно по одному и тому же телефонному кабелю связываться с Сетью и разговаривать по телефону. Эта система востребована и сейчас – она недорогая и обеспечивает доступ к Интернету везде, где есть телефонная связь. Кабель из оптического волокна . Следующий этап – подключение к Сети с помощью отдельного (выделенного) кабеля. Главное достоинство этого способа – большая скорость Интернета. Однако доступен он только в больших населённых пунктах, где проведены кабели местных провайдеров.

Слайд 7

Беспроводное соединение Wi-Fi . Один из самых распространённых сейчас способов подключения к Интернету. К точке доступа, которая «раздаёт» Интернет по Wi-Fi , можно подключиться во многих общественных местах: кафе, библиотеках, аэропортах, на вокзалах и даже в общественном транспорте. Спутник . Этот способ подразумевает наличие традиционной спутниковой антенны и специального оборудования. Он удобен тем, что антенну можно установить в любом месте: в горах, на острове, в лесу, нужно только, чтобы между антенной и спутником не было физических преград (например, деревьев с густой кроной или г ор). Мобильная связь . К Интернету можно подключиться, находясь в зоне покрытия мобильного оператора. Есть два варианта мобильной связи: через мобильный телефон и специальный модем. Модем можно подсоединить к смартфону, планшету или ноутбуку через порт USB в качестве отдельного небольшого устройства, похожего на флешку .

Слайд 8

# Любопытный факт Представьте, есть страна, в которой Wi-Fi уже несколько лет абсолютно бесплатный! Это маленькое государство-остров Ниуэ в Тихом океане. Его население составляет всего 1400 человек. Именно эти счастливчики имеют бесплатный доступ к Интернету через Wi-Fi в любой точке страны.

Слайд 9

Сейчас есть возможность подключиться к беспроводным сетям не только дома, но и в других местах: на улице, в метро, в кафе, в аэропорту, в гостях. Это очень удобно, но не безопасно. Передавать данные в открытой беспроводной сети – всё равно что разговаривать вслух в общественном месте: любой из присутствующих сможет подслушать ваш разговор . Вот советы, которым нужно следовать, чтобы обеспечить себе безопасность в беспроводной сети:

Слайд 10

# Советы 1. Обращайте внимание на адрес сайта: не поддельный ли он? Проверьте, начинается ли он с комбинации https :// - это значит, что ваше соединение с сайтом зашифровано и злоумышленникам будет сложнее получить ваши личные данные. Кроме того, в некоторых браузерах рядом с обозначением протокола https :// отображается значок замка: это значит, что соединение защищено. 2. Не доверяйте Wi-Fi соединениям без пароля. Чаще всего именно такие сети злоумышленники используют для воровства личных данных пользователей.

Слайд 11

# Советы 3 . Закрытые сети тоже могут быть поддельными. Преступник легко может узнать пароль от Wi-Fi в кафе или отеле и создать фальшивую одноимённую сеть с таким же паролем, чтобы украсть данные расслабившихся посетителей. 4. Если вам всё-таки нужно подключиться через общедоступную сеть Wi-Fi , помните, что любой может отследить информацию, которой обменивается ваш компьютер и точка доступа. Не пользуйтесь платёжными системами и другими важными сервисами при работе с такими соединением. Не вводите свои логины и пароли, пока находитесь в такой сети. 5. Выключайте Wi-Fi в вашем телефоне или планшете, когда вы им не пользуетесь. Это и защита, и экономия заряда батареи.

Слайд 12

Задание 2. Дополните этот список другими важными правилами, связанными с безопасным подключением к Wi-Fi .

Слайд 13

# Совет Посмотрите в Интернете полезное видео про выбор пароля: https://www.youtube.com/watch?v=QvOlgob5njQ Задание 3 . Какими правилами из видео, которое вам рекомендовали , вы уже пользуетесь? Задание 4 . Какие правила, перечисленные в видео , вы запомните, будете применять и посоветуете друзьям?

Слайд 14

Задание 5.Познакомьтесь с примером алгоритма для создания надежного пароля: Шаг 1. Случайным образом берём любое прилагательное. Например, «зажаренный». Шаг 2. Случайным образом берём любое существительное. Главное, чтобы это существительное «плохо сочеталось» с прилагательным, которое мы взяли на 1 шаге. Например, «снежок». Шаг 3. Берём число, которое легко запомнить (дату рождения, последние 4 цифры мобильного телефона и т.д.). Например, «1984». Шаг 4. Берём любой знак препинания. Например: «!». Шаг 5. Запишем всё, что мы получили в шагах 1-4, в одну строку: зажаренныйснежок1984! Шаг 6. Поменяем первую букву на заглавную: Зажаренныйснежок1984! Шаг 7. Наберём на клавиатуре эту строку в английской раскладке: Pf;fhtyysqcyt;jr1984! Придумайте свой алгоритм создания надёжного пароля для защиты подключения к своей сети Wi-Fi . Запишите в тетради алгоритм или созданный с его помощью пароль.

Слайд 15

Задание 6 . Кейс. Вы сидите в кафе со своей бабушкой и обсуждаете совместную поездку. Вы обнаружили сеть Wi-Fi и подключились к ней. Бабушка попросила посмотреть наличие билетов на поезд в другой город на сайте железных дорог и купить их, если есть свободные места. Вы знаете, что для покупки билетов нужно ввести данные паспортов. Вопрос. Какую из этих просьб вы выполните, пока находитесь в кафе? Объясните почему.

Слайд 16

Задание 7. Напишите правило безопасного использования Интернета, которое можно сформулировать как главный вывод этого занятия. Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как искать полезную информацию в интернете. Занятие 3.

Слайд 2

Задание 1. Гоша Геймеров считает, что Интернет нужен только для игр. Игорь Неюзеров хочет его переубедить и доказать, что в Интернете много полезных вещей, в первую очередь-разнообразная информация. Помогите Игорю придумать 5 аргументов, чтобы убедить Гошу. Запишите их в тетради. Пример аргумента: с помощью Интернета можно быстро найти нужный маршрут в незнакомой части города.

Слайд 3

Задание 2. Дайте определение понятию «контент сайта».

Слайд 4

# Любопытный факт Название поисковика Яндекс ( Yandex ) составлено из частей английского словосочетания yet another indexer – «ещё один индексатор». Индексатором называют программу для анализа информации, собранной специальными роботами-»сетевыми пауками». Они «бродят по просторам Интернета и собирают текстовую информацию со страниц сайтов. Собранная и проанализированная информация помещается в специальную базу данных-поисковый индекс. Его можно сравнить с алфавитным указателем или оглавлением в книге. В этой базе данных с помощью системы поиска подбираются именно те страницы в Интернете, которые содержат слова, введённые в строке поиска.

Слайд 5

Во время работы с сайтом-поисковиком происходит следующее: 1. Пользователь вводит запрос в поисковой строке. 2. Запрос поступает на сервер индекса. 3. Специальная система поиска ищет в базе данных все соответствующие запросу документы. Ссылки в этом списке располагаются в определённом порядке-ранжируются (существует много признаков, по которым ссылки признаются поисковой системой более или менее важными и , соответственно, располагаются в списке вверху или внизу). 4. Пользователь получает список ссылок.

Слайд 6

# Любопытный факт Сайт http://www.internetlivestats.com собирает статистику по использованию Интернета. Вот, например, статистика на 7 ноября 2017 г. Количество веб-сайтов: более 1 280 000 000(более 1 миллиарда). Количество запросов в поисковике Google : более 2 954 000 000 (практически 3 миллиарда). Количество просмотренных видео на YouTube : 3 300 000 000 (более 3 миллиардов).

Слайд 7

Задание 3. Зайдите на сайт http://www.internetlivestats.com и посмотрите его данные на сегодняшний день. Начертите в тетради таблицу по образцу и внесите в неё данные. Как сильно изменились данные по сравнению с ноябрем 2017? Дата Количество веб-сайтов Количество запросов в поисковике Google Количество просмотренных видео на YouTube

Слайд 8

Задание 4. Представьте, что вам нужно подготовить доклад для конференции по астрономии на тему «Есть ли жизнь на …?» . Для подготовки доклада вы должны выяснить, существуют ли какие-либо доказательства наличия жизни на выбранной планете. Ваша задача-изучить основные характеристики планеты, сопоставить различные факты и свидетельства наличия жизни на ней и сформулировать своё мнение по данному вопросу.

Слайд 9

Выберите одну из планет: Марс, Венера, Плутон,- и следуйте инструкциям. Найдите основные сведения о выбранной планете и заполните в тетради сводную таблицу характеристик. ПОДСКАЗКА. В поисковике используйте функцию «Что такое», которая позволяет осуществлять поиск информации среди словарей. Пример запроса: «что такое идентификатор». Название планеты Основное определение Масса Масса по отношению к Земле (масса планеты/масса Земли) Средний радиус Радиус по отношению к радиусу Земли (радиус планеты/радиус Земли) Среднее расстояние от Солнца Длительность солнечных суток

Слайд 10

2. Произведите некоторые вычисления на основе полученных данных. Вес космонавта . Известно, что вес любого тела определяется силой притяжения. Узнайте, сколько будет весить космонавт на данной планете, если его вес на Земле -70 кг. ПОДСКАЗКА. Чтобы рассчитать вес путешественника: Используйте функцию подсчёта математических выражений в строке поиска Яндекс. разделите массу планеты по отношению к земной на квадрат радиуса планеты по отношению к земному (сила притяжения на планете по отношению к земной) Умножьте получившееся число на вес космонавта на Земле.

Слайд 11

Расстояние от Солнца до планеты . Световой год-единица измерения расстояния в астрономии, равная расстоянию, проходимому светом за один год. Посчитайте, сколько световых минут от Солнца до данной планеты. ПОДСКАЗКА. Чтобы рассчитать, сколько световых минут отделяет планету от Солнца. Найдите информацию о расстоянии в километрах между Солнцем и планетой Переведите километры в световые минуты (используйте для этого инструмент преобразования единиц измерения).

Слайд 12

3. Найдите в Интернете три книги о данной планете, которые можно бесплатно прочитать в режиме онлайн. ПОДСКАЗКА. Воспользуйтесь поиском по категории «книги». Для этого введите название в строку поиска и нажмите «книги» на навигационной панели, расположенной над результатами поиска. 4. Составьте список использованной литературы. 5. На основании проведённого исследования напишите доклад для конференции.

Слайд 13

Задание 5. Найдите названия и авторов представленных ниже картин. Укажите годы их жизни. ПОДСКАЗКА. Используйте поиск по картинке в Яндексе. Для этого сфотографируйте картинку и загрузите её в браузер.

Слайд 14

Задание 6. Кейс. Рита Картинкина в течение дня успела в Интернете сделать много разных дел: она искала информацию для учёбы, смотрела сериал, выбирала новую камеру, читала новости про любимого блогера . Затем Рите нужно было прочитать рассказ для урока литературе, но она никак не могла сосредоточиться на нём. Рита послала Игорю Неюзерову жалобное СМС и получила ответ: «У тебя информационная перегрузка». Вопросы: Что такое информационная перегрузка? Случаются ли с вами похожие истории? Мешают ли такие ситуации в жизни? Почему? Стоит ли предотвращать такие ситуации? Если да, то как?

Слайд 15

Задание 7. Напишите правило использования Интернета, связанное с темой этого занятия. Задание 8 . Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему нужно проверять информацию в Интернете. Занятие 4.

Слайд 2

# Любопытный факт Словом «утка» называют не только известную всем водоплавающую птицу, но и ложную информацию в журналистике. По одной из версий, такое значение у слова «утка» появилось в Бельгии. В начале XIX в. Местный журналист решил проверить доверчивость своих читателей и напечатал в газете заметку о прожорливости уток: одна утка, дескать, съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. Эта история привлекла много внимания. Только через некоторое время автор признался в том, что это был розыгрыш. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, стали называть газетной уткой или просто уткой.

Слайд 3

Задание 1. Как вы думаете, можно ли верить любой информации в Интернете? Остаётся ли информация, попавшая в Интернет, неизменной? Напишите ваши ответы в тетради.

Слайд 4

Задание 2. Сталкивались ли вы с недостоверной информацией в Сети? Были ли у вас из-за этого неприятности?

Слайд 5

Задание 3. Выберите правильный ответ. Достоверность-это … принцип проверки верности своей родине достаточный уровень доверия между друзьями обоснованность, доказательность, бесспорность знания мнение специалиста о каком-то факте Запишите правильный ответ в тетради.

Слайд 6

Задание 4. Дайте определение понятию « фейк ».

Слайд 7

# Любопытный факт Мы часто используем Википедию для поиска достоверной информации. Но даже такому известному ресурсу нельзя слепо верить. И в Википедии то и дело появляются фейковые статьи. Однажды, к примеру, в Википедии была опубликована статья о Биколимском конфликте-войне, якобы имевшей место в XVII в. Между Португалией и Государством маратхов . Эта статья была оформлена по всем правилам и сопровождалась большим количеством ссылок на выдуманные источники. Статья получила статус хорошей и просуществовала более пяти лет, прежде чем надувательство было раскрыто.

Слайд 8

Задание 5. Определите, какая из приведенных ниже новостей правдивая, а какая фейковая . Обоснуйте свой ответ. Мужчина застрял внутри банкомата на три часа и передавал клиентам записки с просьбой о помощи. Белка за 24 часа украла 150 лампочек с рождественской ёлки. На российской ферме « Сокобловский » неподалёку от Краснодара разводят новых домашних питомцев-карманных жирафов. Это очень милые и забавные создания, требующие специального ухода и обращения. Без вашего внимания они просто увядают на глазах и даже могут умереть от тоски.

Слайд 9

4. В 2016 г. По приказу президента Зимбабве арестовали всех членов национальной олимпийской сборной из-за отсутствия медалей после соревнований в Бразилии. 5. На форуме профориентации « ПроеКТОриЯ » в Ярославле школьникам показали самых современных роботов. Один из андроидов по прозвищу Борис продемонстрировал отличные знания математики, а затем станцевал под песню Skibidi группы Little Big. 6 .В Кении была обнаружена редчайшая дикая кошка-черная пантера. Впервые за 100 лет её удалось сфотографировать.

Слайд 10

Задание 6. Как вы определяете, какая перед вами информация-правдивая или фейковая ? Напишите ответ в тетради.

Слайд 11

Задание 7. Разгадайте кроссворд. По горизонтали: 2. Ложная информация, выдаваемая за правду. 4. Девиз этого ресурса- «Найдется всё!» 6. На страницах этого ресурса вы не только прочитаете интересные статьи, но и сами сможете поучаствовать в их создании. По вертикали: 1. Форма представления информации, которая задействует одновременно видео, текст, музыку, фото. 3. Информационное наполнение сайта. 5. Не только направление в музыке, но и самая маленькая единица объёма информации.

Слайд 12

# Совет Новости помогают нам ориентироваться в мире. В Интернете новости появляются мгновенно, и не всегда легко определить их достоверность. Есть несколько признаков, которые позволяют заподозрить, что перед нами фейк . В тексте описываются невероятные события, в истинность которых не даёт поверить здравый смысл. При переходе по ссылкам на солидные источники (например, на сайт информационного агентства ТАСС) информация, данная в тексте, не подтверждается. Текст отсылает к определённым источникам: «по исследованиям учёных», «британские учёные сообщили», как сообщили конфиденциальные источники» и т.д.

Слайд 13

# Совет 4. Автор использует особую манеру изложения: прибегает к широким обобщениям, преувеличениям, включает в текст много сложных, наукообразных слов и эмоционально окрашенную лексику. 5. В тексте обнаруживаются логические ошибки и противоречивые утверждения. 6. Текст предваряется кричащим заголовком. В нём используются заглавные буквы и большое количество восклицательных знаков. Иногда мы видим только заголовок- например, «Это не ЛЕГЕНДА» – и ссылку, по которой нам предлагают перейти.

Слайд 14

Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 5. Человек в И нтернете: реальный или виртуальный?

Слайд 2

# Из истории Интернета Одним из способов общения при помощи компьютере была электронная почта, она появилась в 1971г. Начиная с 1988 г. стали активно развиваться технологии общения в режиме реального времени – в чатах. После 1990-ч гг. появились и стали популярны форумы, мессенджеры, социальные сети, а позже – и видеосвязь. В наши дни люди используют все эти способы коммуникации.

Слайд 3

Задание 1. Найдите в Интернете и напишите в тетради год создания и название: первого мессенджера первого почтового интернет- сервиса в России первой социальной сети

Слайд 4

# Совет В социальных сетях несколько изменилось значение слова «друг». Там «в друзьях» можно добавить действительно своего друга, а можно – просто знакомого человека и даже того, кто в реальной жизни тебе вовсе не знаком. Результаты исследования Фонда Развития Интернет показывают, что чем больше у подростка друзей в социальной сети, тем больше среди них незнакомцев. Таким образом, можно говорить о феномене «незнакомых друзей». «Незнакомые друзья» расширяют наши возможности и социальные связи, но могут также представлять потенциальную опасность. Поэтому важно внимательно и ответственно относиться к добавлению «в друзья» незнакомых людей.

Слайд 5

# Словарик Аватар (от англ. avatar)- изображение, представляющее пользователя в виртуальной реальности. Прикрепляется к профилю (на форуме, в социальной сети, блоге, мессенджере и т.д.) Аватар создает впечатление о пользователе, может отражать его характер, увлечения. Это «лицо» человека в Интернете.

Слайд 6

# Из истории Интернета Слово « авата » пришло в европейские языки из древнего языка Индии-санскрита. В переводе оно означает «нисхождение», «тот, кто снисходит», «воплощение», «явление». Слово использовалось для обозначения спустившегося на землю в человеческом облике божества. В компьютерной игре понятие « аватар » впервые было использовано в 1985г – это была игра Ultima . Играющий должен был стать « Аватаром ». Поздние игры серии подразумевали, что игрок и есть « Аватар », то есть в игровом мире таким способом представлен человек. Позже слово стали всё чаще употреблять в играх, а затем и для обозначения графического представления человека в Интернете.

Слайд 7

Задание 2. Подумайте, какие пять черт вашего характера вам нравятся. Какие действия в Интернете помогут вам продемонстрировать именно эти черты характера? Какие действия, наоборот, могут создать неправильное впечатление о вашем характере? Заполните таблицу по образцу. Действия, которые помогут создать правильный образ Действия, которые помешают создать правильный образ

Слайд 8

Задание 3. Нарисуйте для себя аватар . Отразите в нём свои увлечения, черты характера. Не обязательно рисовать свой портрет, аватар может быть, например, коллажем из картинок или названий того, что вы любите.

Слайд 9

# Любопытный факт В Интернете каждый пользователь является тем, за кого себя выдает. По данным исследования «Дети России онлайн», 30% опрошенных подростков признались , что хотя бы раз представлялись в Сети другим человеком; каждый шестой делает это часто.

Слайд 10

Задание 4. Предлагаем вам игру «Вычисли обманщика». Создайте на отдельных карточках свой профиль (имя вы можете изменить) и профиль полностью вымышленного персонажа. Образец карточки: Имя пользователя: Статус: Местоположение: Увлечения: Любимый фильм: Любимая музыка: Любимая книга: Выберите один из профилей. Ваш партнёр по игре тоже выберет один из созданных им профилей. Начните общаться от лица своих персонажей. Задача: понять, общаетесь вы с реально существующим человеком или выдуманным. Придумайте и используйте не более 10 вопросов каждый. Опишите свой опыт в тетради, опираясь на вопросы: Поняли ли вы, с кем общаетесь? Понял ли ваш партнёр по игре, с кем общался? Что вам помогало и что мешало справиться с заданием?

Слайд 11

Задание 5. 1.Как вы думаете, почему люди в Интернете представляются иногда кем-то другим? 2. К каким рискам и опасностям это может привести? 3. Уместно ли такое поведение? Если да - в каких случаях? 4. Выдавали ли вы себя в Интернете за другого человека? Для чего?

Слайд 12

Задание 6. Кейс 1. Вы состоите в интернет-сообществе своей любимой музыкальной группы. В этом сообществе вы много общаетесь с другими фанатами. Вам особенно нравится общаться с Машей. Она написала вам личное сообщение с предложением встретиться. Вопросы: Может ли эта ситуация быть опасной? Почему? Что нужно сделать, если вы захотите встретиться ? Кейс 2. Вам «в друзья» несколько недель назад добавился Саша. Лично вы его не знаете, но у вас есть три общих друга в социальной сети. Всё это время вы общались, но Саша больше расспрашивал о вас. У вас схожие интересы, и вам интересно общаться с Сашей. Вчера он предложил встретиться в реальности. Вопросы: Может ли эта ситуация быть опасной? Почему? Что нужно сделать, если вы захотите встретиться?

Слайд 13

Задание 6. Кейс 3. Ваш друг Ваня – фанат игры World of Warcraft . Он играет в неё давно и развил своего персонажа до высокого уровня. Несколько месяцев назад Ваня познакомился с другим игроком, своим сверстником Мишей. Они периодически общаются. Ваня даже покупал у Миши атрибуты для своего персонажа. Недавно Миша предложил Ване встретиться, пообщаться, а заодно Миша может продать Ване атрибут для персонажа, который очень нужен Ване. Вопросы 1. Может ли эта ситуация быть опасной? Почему? 2. Что бы вы порекомендовали Ване?

Слайд 14

# Совет С осторожностью относитесь к заявкам о добавлении в виртуальные друзья. Если вы хотите встретиться с теми, с кем знакомы только по Сети, назначьте встречу в общественном месте и придите со взрослым человеком (например, с кем-нибудь из родителей, со старшим братом или сестрой).

Слайд 15

Задание 7. Напишите правило безопасного общения в Интернете, которое можно сформулировать как главный вывод этого занятия.

Слайд 16

Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 6. Как противостоять агрессии в Интернете.

Слайд 2

# Любопытный факт С помощью Интернета общаются самые разные люди. Поэтому, как и в реальной жизни, в Сети можно столкнуться со злостью и агрессией. Исследование «Дети России онлайн» показало, что 12% подростков вашего возраста в течение года обязательно сталкиваются с агрессией и конфликтами в Интернете. 28% признались, что сами обижали или оскорбляли в Сети других пользователей. Конфликт в Интернете, как и в реальной жизни, может иметь серьёзные последствия. 34% подростков сильно расстраиваются из-за конфликтов в Интернете и переживают потом несколько дней

Слайд 3

Задание 1. Как вы думаете, различаются ли агрессия и ссоры, а также их последствия в Интернете и в реальности? Если да – в чём состоят различия? А в чём вы видите сходство? Напишите свой ответ в тетради.

Слайд 4

# Советы, которые помогут вам уберечься от агрессоров и не разжигать конфликты в Интернете самому. Будьте вежливы со своими собеседниками. Уважайте других людей. Контролируйте выражение своих эмоций. Не передавайте слухи и непроверенную информацию. Будьте терпимы к особенностям и недостаткам окружающих вас людей. Всегда думайте, прежде чем нажать кнопку «отправить». Помните, что ваши слова и действия могут задеть других людей. При столкновении с агрессором игнорируйте его слова. Технические советы: Регулируйте настройки приватности своих аккаунтов. Помните, что вы всегда можете сделать скриншоты сообщений и действий, которые вас расстраивают, обижают или оскорбляют. Пользуйтесь возможностью заблокировать пользователя или пожаловаться на агрессора администрации сайта.

Слайд 5

# Словарик Одну из самых распространённых форм агрессивного поведения в Интернете называют троллингом . Троллинг ( от англ. trolling - ловля рыбы на блесну)- размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты. Пользователей, осуществляющих троллинг , называют троллями. У многих это слово ассоциируется с одноимённым персонажем скандинавской мифологии- враждебным человеку злым существом. Первое упоминание троллинга произошло в 1996 г. и принадлежит Джудит Донат , американской исследовательнице общения в Интернете.

Слайд 6

Задание 2. Кейс 1. К вам в класс пришла новая девочка по имени Рита. Она забавно одевается, а её интересы отличаются от интересов одноклассников. Пока с ней никто не подружился. Про Риту часто пишут разные шутки, выкладывают в Интернет её фотографии со смешными комментариями. Порой эти комментарии получаются обидными. Вопросы Как вы отнесётесь к этой ситуации? Что плохого в этой ситуации? Какие чувства может испытывать Рита? Что можно сделать, чтобы эту ситуацию улучшить? Чего делать не стоит, чтобы не ухудшать ситуацию? Какими словами можно поддержать Риту?

Слайд 7

Задание 2. Кейс 2. У класса Гоши Геймерова есть закрытый чат, в котором обсуждаются новости, домашние задания, встречи, совместные праздники. Гошу не очень любят в классе, поэтому не включили в чат. Вопросы Как вы относитесь к тому, что Гошу не включили в чат класса? Как бы вы себя чувствовали на месте Гоши, если бы узнали о существовании чата? Нужно ли эту ситуацию изменить? Если да – опишите подробно необходимые действия. Какими словами можно поддержать Гошу?

Слайд 8

Задание 2. Кейс 3. Волейбольная команда класса Игоря Неюзерова принимала участие в полуфинальном матче районного турнира и проиграла. После матча Игорю в мессенджер стали приходить анонимные сообщения в проигрыше команды. Вопросы Какие чувства может испытывать Игорь? Почему анонимы стали отправлять Игорю сообщения? Правы ли они? Что можно сделать, чтобы эту ситуацию улучшить? Чего делать не стоит, чтобы не ухудшать ситуацию? Какими словами можно поддержать Игоря?

Слайд 9

Задание 2. Кейс 4. Представьте, что у вашего класса есть своя закрытая группа в социальной сети – в ней вы делитесь новостями, общаетесь, решаете школьные дела. Однажды вы зашли в группу и увидели, что ваш одноклассник выложил обидный мем про одного из учителей. Несколько человек поставили «мне нравится» и написали одобрительные комментарии. Вопросы Как вы отнесётесь к этой ситуации? Что можно сделать, чтобы эту ситуацию улучшить? Чего делать не стоит, чтобы не ухудшать ситуацию?

Слайд 10

Задание 3. Напишите в тетради свои предложения, как можно помочь тем, кого обижают в Интернете.

Слайд 11

# Совет Если вы стали объектом агрессии в Интернете, вы можете… …рассказать об этом близким …написать в чат на сайте detionline.com …позвонить по телефонам специальных служб по номеру горячей линии «Дети России онлайн» 8-800-25-000-15 По номеру Всероссийского детского телефона доверия 8-800-2000-122

Слайд 12

Задание 4. Представьте себя на месте ребят из историй, описанных в задании 2. Подумайте, к кому вы могли бы обратиться за помощью, если бы описанные ситуации случились с вами. Составьте список людей, к которым вы можете обратиться в случае проблем в Интернете. Вспомните советы и составьте в тетради памятку «Что нужно делать, чтобы защитить себя от агрессии в Интернете».

Слайд 13

# Любопытный факт В Интернете часто проходят акции, посвящённые борьбе с агрессией в Сети. Для этого создаются специальные сайты, проводятся флешмобы в поддержку пользователей, которые столкнулись с агрессией в свой адрес. Такие флешмобы организуют известные компании, сайты и неравнодушные пользователи. В 2015 г. В российском Интернете проходила акция, в которой людей призывали отправлять воодушевляющие, вдохновляющие, приятные и добрые комментарии и сообщения другим пользователям. В 2017 г. Компании, работающие в области информационных технологий, начали акцию, в рамках которой известные видеоблогеры России снимают видеоролики о том, как они сами сталкивались с агрессией в Интернете и как справлялись с конфликтом. # поддержи другого # будь добрее # станьдругом

Слайд 14

Задание 5. Какие ещё добрые и поддерживающие действия можно совершать в Интернете?

Слайд 15

Задание 6. В мини-группе разработайте проект противодействия агрессии в Интернете. Опишите свой проект в тетради по пунктам: В чём заключается проект? Это сообщество в социальной сети, флешмоб , акция, группа поддержки или что-то другое в реальной жизни? Какова цель проекта? В чём его особенности? Сколько он будет продолжаться? Что нужно для его реализации? Создайте логотип и слоган вашего проекта.

Слайд 16

Задание 7. Сформулируйте главное правило мирного общения в Интернете. Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ 7. Как безопасно совершать покупки в Интернете.

Слайд 2

#СЛОВАРИК Цифровая экономика- экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях и взаимодействии между виртуальным и реальным миром; система производства и потребления цифровых товаров и услуг (программного обеспечения, онлайн-образования, контента). Задание 1. Пробовали ли вы покупать что-то в Интернете? Если да-что именно и каким способом?

Слайд 3

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ По данным опроса Фонда Развития Интернет, проведенного в 2018 г, в России более половины подростков используют Интернет для поиска информации о товарах или для их покупки. При этом каждый девятый подросток сообщаеи, что потерял деньги из-за обмана в Сети, а каждый десятый считает, что потратил слишком много денег в онлайн-играх или в приложениях для покупок. Интересно, что в 2013 г. Цифры были совсем другими: тогда, к примеру, только каждый двенадцатый подросток использовал Интернет для покупки товаров и услуг. Это говорит о том, что школьники с каждым годом становятся всё более активными участниками цифровой экономики.

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 2. Проведите небольшое исследование на тему покупок в Интернете. Для этого задайте нескольким взрослым вопросы: Как часто они делают покупки в Интернете? Какие категории товаров покупают? В чём, пор их мнению, преимущества покупок в Интернете? Какие правила безопасности они соблюдают при покупках в Интернете? На основании опроса ответьте на вопросы: В каких случаях лучше совершать покупки в Интернете? В каких случаях лучше совершать покупки в реальности? Какие правила безопасности стоит соблюдать, когда покупаешь что-то в Интернете?

Слайд 5

#СОВЕТЫ 1. Совершайте покупки только в крупных интернет-магазинах, надёжных сервисах, которыми пользуются ваши близкие. 2. Прежде чем купить что-то в Интернете, советуйтесь со взрослыми. 3. Внимательно читайте условия покупки и пользовательское соглашение – чтобы убедиться, что в нём нет трудных для вас обязательств. 4. Уточняйте по телефону условия заказа и доставки. 5. Знакомьтесь с отзывами о сайте или товаре, но помните, что они могут быть написаны на заказ. 6. Помните, что магазин ни при каких условиях не будет запрашивать пин-код банковской карты.

Слайд 6

ЗАДАНИЕ 3. Кейс 1. Рита решила скачать новое бесплатное приложение для мобильного телефона. Она приняла условие скачивания, не прочитав его. Приложение оказалось очень интересным. Через какое-то время девочка стала замечать, что со счёта её мобильного телефона пропадают деньги. Вопросы 1. Что делать Рите? 2. Как Рита могла обезопасить себя от потери денег? Ответ: 1. Попросить помощи у взрослых, удалить приложение; попытаться отключить подписку. 2. Устанавливать только проверенные лицензионные приложения; читать пользовательское соглашения; не разрешать приложениям подозрительные настройки; установить антивирус на телефон.

Слайд 7

ЗАДАНИЕ 3. Кейс 2. Гоша Геймеров увидел рекламу новой многопользовательской онлайн-игры и решил опробовать новинку. Игра ему очень понравилась, Гоша легко проходил уровни. Постепенно игра становилась всё труднее. Гоше было необходимо развивать своего персонажа, но для этого требовались реальные деньги, которые списывались со счёта мобильного телефона. Сначала суммы были небольшими, но потом они стали увеличиваться. Вопросы Как бы вы поступили на месте Гоши?

Слайд 8

ЗАДАНИЕ 3. Кейс 3. Игорь часто скачивает книги и фильмы в Интернете. Иногда, чтобы скачать файл, ему требуется ввести номер своего телефона. В последнее время Игорь стал замечать, что со счёта мобильного телефона стали пропадать деньги? Вопросы 1. В чем может быть причина пропажи денег? 2. Что делать Игорю? Ответы: 1. При введении номера телефона могли подключиться платные подписки и услуги. 2. Обратиться за помощью к взрослым; сделать детализацию счёта; посмотреть информацию в личном кабинете; отключить все подписки; подключить у оператора запрет платных подписок.

Слайд 9

При покупках в Интернете можно столкнуться с разными рисками. Чтобы избежать неприятностей, важно оставаться внимательным. В рамке размещён текст, в котором скрыты ответы на вопросы. Найдите их и запишите в тетради. Что вы можете потерять, если перейдёте на поддельный сайт или по поддельной ссылке? (подразумевается 2 ответа) 2. Товар в Интернете может быть не только качественным, но и … 3. Как называется массовая рассылка писем, приходящих, как правило, на электронную почту? Большинство почтовых сервисов имеют фильтры, которые отправляют подобные письма в специальную папку. 4. Как называется интернет-мошенничество, цель которого получение личных данных: логина, пароля, данных банковского счёта, паспортных данных? 5. Сообщения от мошенников могут прийти не только на электронную почту, но и на мобильный телефон. Как называются такие сообщения?

Слайд 10

АВКГЛОМВКСВМИТТИСМСОРПВЫСАПРОЬКЫЕИТЬОДЖЮБЖДЬЖАВКМИАЕИТАИПИАПРОРРТЬЛРШПРБДРШБДФИШИНГАВМИАЛИЧНЫЕДАННЫЕРПИИНТРШЗЬШГАДЛОРГРЬЛНТЬЛОДТЬДЬЬДДЛПТГНПЕНТДЕНЬГИИРПАРПНГНГГМОРПГТЛЬОРЛЬОПИЛЬОБДЖОАПТТЛРИОББРПТРОБОПТШГРШЖОБШЖОЗЭПОДДЕЛЬНЫМЛРПААЛОИПСПАМОМРАКФЧКЛДЖАПШДЖООЛАЫВВАПОЭХЭ Ответы: 1. Деньги, личные данные. 2. Поддельными. 3. Спам. 4. Фишинг. 5. СМС.

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 4. Кейс 1. Представьте, что вы вместе со взрослыми решили купить подарок родственнику. Вы остановили свой выбор на коллекционном полном собрании книг оГарри Поттере и договорились заказать его в Интернете. Однако ещё не определились, где именно. Задание. Напишите в тетради положительные и отрицательные стороны каждой из перечисленных интернет-площадок: сообщество-магазин в социальной сети, известный интернет-магазин, небольшой интернет-магазин, интернет-аукцион, сайт частных объявлений, интернет-магазин сети книжных магазинов.

Слайд 12

ЗАДАНИЕ 5. Представьте, что вам нужно купить подарок своему другу на день рождения. Вы решили сделать это через Интернет. Опишите алгоритм своих действий. Как вы проверите надёжность продавца и обезопасите себя при покупке?

Слайд 13

ЗАДАНИЕ 6. Кейс 1. Мама Игоря Неюзерова решила купить ему новый рюкзак. Она заказала рюкзак в Интернете на иностранном сайте. Когда посылка пришла, мама Игоря обнаружила, что рюкзак маленький и легко помещается на ладони. Вопрос: Какие ошибки при покупке могла совершить мама Игоря? Ответ: Не посмотреть размеры покупки; купить товар, реальные размеры которого не указаны. Кейс 2. Игорь Неюзеров вместе со старшим братом решили подарить маме букет цветов. Они заказали букет в сообществе в социальной сети. Курьер привёз букет, но он сильно отличался от того, что ребята выбрали по фотографии. Вопрос: Что могли сделать Игорь с братом, чтобы обезопасить себя? Ответ: Посмотреть информацию о магазине; почитать отзывы о магазине; выбрать известный, надёжный магазин.

Слайд 14

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ В Интернете бывает не только явная, но и скрытая реклама. Например, на сайтах, в социальных сетях, блогах, форумах можно встретить отзывы о товаре, фильме или услуге. Не все эти отзывы искренние, часть может быть скрытой рекламой. Часто положительные отзывы пишутся за вознаграждение, при этом авторы отзыва могут быть даже не знакомы с этим товаром или услугой. Некоторые популярные блогеры и известные люди рекламируют подобным образом разные товары на своих страницах или в социальных сетях. Для того чтобы не поддаться влиянию рекламы, важно вовремя задаваться вопросами: можно ли доверять этой рекламе, нужна ли вам рекламируемая вещь, - а также советоваться о покупке с теми, кому доверяешь. А ещё можно пользоваться расширениями браузера, блокирующими рекламу.

Слайд 15

Задание 7. Напишите правило безопасного использования Интернета, которое можно сформулировать как главный вывод из этого занятия. Задание 8. Напишите, что для вас оказалось самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 8. Как персональные данные оказываются в сети.

Слайд 2

Задание 1. Дайте определение понятию «персональные данные». Ответ: Персональные данные- это любая информация, которая имеет отношение к конкретному человеку. Задание 2. Выберите правильный ответ. Конфиденциальность — это условие, предписывающее хранить полученную информацию в тайне право на частную жизнь принцип неограниченного доступа к информации о человеке не соответствующая действительности информация о человеке принцип, в соответствии с которым нельзя разглашать доверенную человеку или организации информацию.

Слайд 3

Задание 3. Определите, какие из приведенных ниже примеров относятся к персональным данным. Ответ: 1. Медицинская карта. 3. Личная переписка.

Слайд 4

Задание 4. Ниже приведены карточки с примерами публикаций, которые содержат «цифровые следы». Определите, в каком виде персональная информация представлена в каждом примере. Оформите и заполните в тетради отчёты по каждой карточке. Образец. Отчёт по карточке 1. Это пост, размешённый в одной из социальных сетей. В нём пользователь открыто делится персональной информацией с другими пользователями данного ресурса. Персональная информация касается увлечений пользователя. Карточка 2. Личная переписка двух пользователей в мессенджере. Карточка 3. Поисковая строка в поисковике Google. Карточка 4. Папка с файлами, разиещёнными в облачном хранилище.

Слайд 5

Карточка 5. Вкладка браузера «История посещения страниц». Виден список веб-страниц, которые посетил пользователь. Карточка 6. Вкладка браузера «Скачанные файлы». Виден список скачанных пользователем файлов. Карточка 7. Пост в социальной сети, в которой один пользователь (Рита Картинкина) упоминает другого пользователя (Игоря Неюзерова), разглашая его персональные данные (сведения о том, где он находился во время уроков). Карточка 8. Размещённая в социальной сети фотография, на которой пользователь (Рита Картинкина) отметила других пользователей (Игоря Неюзерова и Гошу Геймерова). Карточка 9. Комментарии к посту в социальной сети, в которых пользователи (Рита Картинкина и Игорь Неюзеров) разглашают персональные данные данные автора поста (Гоши Геймерова).

Слайд 6

Задание 5. Обратите внимание, что у карточек в задании 4 рамки разных цветов: зелёного, жёлтого и синего. Таким образом они разделены на три группы, которые соответствуют трём способам попадания в сеть персональной информации: 1. Информацию об активности пользователя в Сети собирают приложения и онлайн-ресурсы. 2. Информацию о пользователе в Сеть выкладывают третьи лица. 3. Пользователь сам выкладывает в Интернет информацию о себе. Напиши в тетрадь, какой способ иллюстрирует каждая группа. Ответ: Желтые карточки-2-ой способ. Синие карточки- 3-й способ. Зелёные карточки- 1-й способ.

Слайд 7

Задание 6. Ответьте на вопросы: 1. О каких способах попадания информации в Интернет вы узнали? 2. Как вы думаете, каким образом информация чаще всего попадает в Сеть? Почему? 3. Как вам кажется, каким образом ваша персональная информация чаще всего попадает в Сеть? Почему?

Слайд 8

#Словарик Куки (от англ.cookie, буквально-печенье)- файлы, которые веб-сайт передаёт браузеру пользователя в момент посещения им этого сайта. Получив куки, браузер размещает ихна компьютере в особой папке. Файлы куки содержат информацию о пользователе — она помогает «подстроить» страничку под конкретного человека и облегчить ему последующие посещения. Это может быть информация об индивидуальных настройках, предпочтениях, о статистике посещений, о логине и пароле. Когда пользователь зайдёт на сайт в следующий раз, браузер отправит куки с компьютера на сайт, и страничка приобретёт индивидуальный вид. Файлы куки можно сравнить с номерком в раздевалке: он позволяет найти среди множества курток одну-единственную-вашу. Важно помнить, что пользователь может запретить запись куки на компьютер (в настройках браузера есть такая функция). Тогда сайты не будут его «узнавать».

Слайд 9

#Любопытный_факт Главным параметром куки-файлов является сроких действия. Временные куки-файлы создаются на время одной сессии работы с сайтом и удаляются при закрытии браузера. Постоянные куки-файлы хранятся на компьютере после закрытия браузера; они удаляются по истечении определённого или в конкретный день; также их можно удалить при помощи функции очистки в браузере.

Слайд 10

#Советы Помните следующие правила защиты персональных данных: 1. Используйте защищенные соединения. 2. Удаляйте цифровые следы с компьютера, особенно с чужого устройства, после работы в Интернете. Очистите журнал посещений и загрузок (в браузере) и историю поисковых запросов (в аккаунте сайта-поисковика). 3. При работе на чужом компьютере используйте в браузере режим «инкогнито». 4. На странице онлайн-ресурса используйте вкладку «настройки приватности». 5. Запрещайте другим пользователям отмечать вас на фотографиях и упоминать в постах. Ограничьте круг лиц, которые могут комментировать ваши записи. Добавляйте нежелательного пользователя в «черный список». 6. Если другой пользователь использует ваши персональные данные, например фотографии, без вашего согласия, вы можете пожаловаться в службу поддержки ресурса (на странице онлайн-ресурса), приложив к жалобе необходимые доказательства.

Слайд 11

#Любопытный факт

Слайд 12

#Словарик Режим «инкогнито» - это функция браузера, благодаря которой история поисковых запросов и посещения страниц не сохраняется в браузере, а сайты не загружают куки на устройство.

Слайд 13

Задание 7. Представьте, что вы работаете в агентстве по защите персональных данных. К вам приходит запрос на консультацию по поводу защиты персональных данных. Вам нужно подобрать способ защиты для случаев, представленных в карточках в задании 4. Для примера приведён способ защиты для карточки 1: Содержание поста должно определяться самим пользователем в соответствии с правилами управления персональными данными. Уровни доступа других пользователей к посту определяются настройками приватности. Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.

Слайд 14

Ответы на задание 7. Карточка 2. Защитить свою переписку можно, используя мессенджеры с шифрованием передачи данных, а также защищая аккаунт надёжным паролем. Карточка 3. Удалить историю поисковых запросов можно в своём аккаунте на сайте поисковика. Чтобы история поисковых запросов не сохранялась, можно использовать режим браузера «инкогнито» или не заходить в свой аккаунт поискового сервиса при использовании обычного режима браузера. Карточка 4. Доступ к облачному хранилищу, размещённому на удалённом сервере, осуществляется с помощью пароля. Уровни доступа к файлам, размещённым в хранилище, определяет сам пользователь в настройках приватности. Карточка 5. Удалить список посещённых веб-страниц можно с помощью настроек браузера (удалить историю или очистить журнал).

Слайд 15

Ответы на задание 7. Карточка 6. Удалить загрузки можно во вкладке браузера или в папке «Загрузки» на диске. Карточка 7. Если пост, в котором отмечен пользователь, нарушает законодательство и/или правила сообщества, можно его удалить; для этого необходимо обратиться в службу поддержки социальной сети или к регулятору (в России -Роскомнадзор). Запретить другим пользователям упоминать себя в их постах можно с помощью настроек приватности, например добавив их «в черный список». Карточка 8. Запретить другим пользователям отмечать себя на фотографии можно с помощью настроек приватности. Если пользователь сообщает ваши персональные данные, необходимо сообщить в службу поддержки. Карточка 9. Запретить другим пользователям оставлять комментарии к постам можно в настройках приватности. Неприятный комментарий можно просто удалить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ 9. Для чего нужно управлять персональными данными

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 1. Кейс. Рита Картинкина решила, что хочет завести свой бьюти-блог. Она не уверена, получится ли у неё , и пока держит эту затею в секрете. Она рассказала об этом только Гоше Геймерову и Игорю Неюзерову и попросила никому не говорить. Игорь поддержал её и сказал, чтобы она не боялась пробовать что-то новое, только так можно чего-то достичь. Игорь никому не стал рассказывать про секретный проект Риты. Гоша Геймеров отнёсся к этой затее с некоторым недоверием: такое дело требует определённого постоянства, а Рита часто меняет свои интересы. Гоша обсудил эту идею ещё с одним одноклассником в мессенджере. Кто-то из класса подсмотрел их переписку, и другие одноклассники узнали об идее Риты.

Слайд 3

Вопросы: 1. Случалось ли вам доверить свой секрет другому человеку? 2. Что вы чувствовали, когда ваш секрет находился в чужих руках? Почему? (Если вам такого ещё не было, попробуйте представить себе, что бы вы чувствовали). 3.Что бы вы чувствовали на месте Игоря или Гоши, когда чужой секрет находится в ваших руках? Почему? 4. Хотелось ли вам когда-нибудь узнать чужой секрет? 5. Если бы вы узнали секрет, поделились ли бы вы им с другими? Почему?

Слайд 4

Задание 2 . Случалось ли вам выкладывать личную или секретную информацию о другом человеке в Сеть? Если да – зачем вы это делали? Что вы чувствовали при этом? Задание 3. Напишите, почему, как вам кажется, делиться персональными данными в Интернете нужно с той же аккуратностью, что и секретами в реальной жизни.

Слайд 5

#СОВЕТЫ Сталкиваясь с проблемами в Сети, мы часто не знаем, как поступить в неприятной или опасной ситуации и куда может обратиться за помощью. В 2009 г. В рамках Года безопасного Интернета в России была создана линия помощи «Дети онлайн» для оказания психологической и информационной поддержки детям и подросткам. Линия помощи «Дети онлайн»- это служба телефонного и онлайн- консультирования по вопросам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений.

Слайд 6

На линии помощи работают профессиональные психологи-эксперты Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Обратиться на линию помощи можно как по телефону, так и по электронной почте или в онлайн-чате. Часы работы: с 9 до 18 часов в будние дни (перерыв с 13 до 14 часов), звонок п о России бесплатный. Телефон: 8-800-25-000-15. Электронная почта: helpline@detionline.com Онлайн-чат: http://detionline.com Все обращения на линию анонимны и конфиденциальны!

Слайд 7

Задание 4. К кому вы обращаетесь, если у вас возникают проблемы при использовании Интернета? Получаете ли вы необходимую помощь и поддержку? Если да, приведите пример. Задание 5. Представьте себе, что вы устраиваетесь на работу консультанта на линию помощи «Дети онлайн». Чтобы оценить уровень вашей подготовки, вам дают для анализа несколько реальных обращений от подростков. Прочитайте каждое обращение и напишите в тетради аналитический отчёт по образцу.

Слайд 8

ОБРАЗЕЦ Обращение Добрый день! Меня зовут Марина, мне 14 лет. Недавно кто-то взломал мой аккаунт в социальной сети «Вконтакте» и стал размещать на моей стене неприличные изображения. А ещё оскорблять от моего имени друзей в комментах и в личке. Обо всём я узнала от подруги, так как на даче, где я была, не было Интернета. Я восстановила доступ к аккаунту и поменяла пароль, но было уже поздно. Многие удалили меня из друзей и добавили в «чёрный список», а кое-кто даже перестал со мной разговаривать. Я несколько лет вела эту страницу, у меня была почти тысяча пописчиков, а теперь всё пропало. Подскажите, как мне поступить. Как вернуть доверие подписчиков?

Слайд 9

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ Причина возникновения проблемы Из письма довольно сложно установить причину произошедшего. Наиболее распространённые причины взлома аккаунта: использование простых паролей; неправильное хранение паролей; вход в аккаунт с чужого устройства; ввод пароля на поддельной страничке; действие вредоносных программ; передача пароля третьим лицам. 2. Советы для решения проблемы Сменить пароли к аккаунтам на других онлайн-ресурсах. Удалить все неприятные сообщения со своей страницы. Разместить на странице пост, разъясняющий причины произошедшего, извиниться перед читателями. Постараться лично поговорить с самыми близкими друзьями и объяснить ситуацию. 3. Рекомендации для предотвращения подобных ситуаций Использовать сложные пароли и двухэтапную систему аутентификации. Установить антивирусные программы на все устройства, с которых осуществляется выход в Интернет. Соблюдать правила предосторожности при входе в аккаунт с чужого компьютера. Соблюдать правила поведения при столкновении с поддельными страницами.

Слайд 10

ОБРАЩЕНИЕ 1. Доброго времени суток! Я Артём, учусь в 7 классе. Однажды на уроке информатики я зашёл в свой аккаунт в социальной сети и забыл выйти. Через неделю мой одноклассник создал паблик, в котором теперь выкладывает скриншоты моей личной переписки с друзьями и гадкие комментарии к ним. Там нет ничего такого, но это всё равно неприятно. Надо мной все смеются. Я и раньше не был самым популярным в классе, а теперь стал настоящим изгоем. Что мне делать? Можно ли удалить этот паблик? Как наказать одноклассника? Ответ

Слайд 11

1. Причина возникновения проблемы Из письма становится ясно, что произошла кража аккаунта и персональных данных, которая стала возможна из-за неосторожного входа в социальную сеть на чужом компьютере. 2. Советы для решения проблемы. 1) Сменить пароль от аккаунта и временно закрыть его. 2) Написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить паблик, приложив скриншоты из самого паблика и из личной переписки, подтвердив тем самым неправомерное использование личных данных одноклассником. 3) Если ситуация повторится и после удаления будет создан новый паблик, написать в службу поддержки социальной сети письмо с просьбой удалить аккаунт пользователя, нарушившего правила пользования ресурсом. 4) Рассказать о ситуации взрослым (родителям или учителям) и попросить их вмешаться в ситуацию в школе. 3.Рекомендации для предотвращения подобных ситуаций. 1) Использовать двухэтапную систему аутентификации. 2) Соблюдать правила предосторожности при входе в аккаунт с чужого компьютера. 3) Соблюдать осторожность в личной переписке в социальных сетях.

Слайд 12

ОБРАЩЕНИЕ 2. Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще-то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, я в школу не хожу. Подскажите, как мне быть? Ответ

Слайд 13

Обращение 2 1.Причина возникновения проблемы. Проблема возникла из-за того, что автор письма передал шантажисту свою персональную информацию. 2. Советы для решения проблемы. 1) Внимательно перечитать историю переписки и понять, какая персональная информация могла попасть шантажисту. 2) Внимательно изучить общие контакты и понять, какую информацию о школьнице шантажист мог узнать от третьих лиц, например прочитать на страницах и в профилях друзей. 3) Рассказать или показать историю переписки взрослым (родителям, учителям), чтобы они могли предпринять действия по защите школьницы, вплоть до обращения в правоохранительные органы. 4) В случае если шантажист снова выйдет на связь, сообщить ему обо всех предпринятых действиях и добавить его в «черный список». 3. Рекомендации для предотвращения подобных ситуаций. 1) С большой осторожностью добавлять незнакомцев в друзья и вступать с ними в переписку, даже если они являются друзьями друзей. 2) Не сообщать личную информацию незнакомцам. Даже если она кажется безобидной, она может быть легко использована против жертвы.

Слайд 14

ОБРАЩЕНИЕ 3. Добрый день! Меня зовут Егор, мне 12 лет. Я тут увидел в Интернете рекламу одной игры. Для того чтобы в неё поиграть, нужно было зарегистрироваться на сайте и указать номер мобильного, что я и сделал. В результате игра мне совсем не понравилась, и я быстро забыл про неё. А через несколько дней мне на телефон стали приходить СМС с рекламой с разных номеров. Я удалил свой аккаунт на сайте игры, но это не помогло, СМС продолжают приходить. Подскажите, как от них избавиться? Ответ

Слайд 15

1.Причина возникновения проблемы. В данном случае мы имеем дело со спамом — рассылкой коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выржавшим желания их получать. Как видно из письма , проблема скорее всего, возникла после того, как школьник ввёл свой номер телефона на сайте игры. 2. Советы для решения проблемы. В этом случае необходимо обратиться к аператору, предоставляющему услуги сотовой связи, и подключить опуию «блокировка отправлений с коротких номеров». Это можно сделать самостоятельно- в личном кабинете на сайте оператора. 3. Рекомендации для предотвращения подобных ситуаций. Не оставлять номер мобильного телефона на незнакомых и непроверенных онлайн-ресурсах.

Слайд 16

ОБРАЩЕНИЕ 4. Добрый день! Меня зовут Лена. Мне 15 лет. Меня обманула моя «подруга» из социальной сети. Мы общались больше года. Познакомились в паблике про ролевые игры. Я говорила ей, что мечтаю приобрести последний сет одной игры, но у нас он не продаётся. Заказать по Интернету я не могу: у меня нет банковской карты, а родители свою не дают. Подруга предложила мне помочь купить сет. Она уже студентка, и у неё ксть карта. Она предложила мне перевести ей деньги на Яндекс-кошелёк и обещала сделать заказ с доставкой на мой адрес. Я с радостью согласилась и перевела ей деньги. Прошёл месяц, а посылка не приходила. Когда я спрашивала её об этом, она овечала, что нужно подождать. Потом она стала появляться в сети всё реже и реже, пока совсем не пропала. Совершенно случайно я узнала, что она обманула ещё несколько человек аналогичным способом. Подскажите, можно ли что-то сделать? Можно ли вернуть деньги или наказать эту мошенницу? Ответ

Слайд 17

1.Причина возникновения проблемы. Мы имеем дело с «мошенничеством на доверии». Судя по письму, мошеннице удалось втереться в доверие к школьнице благодаря той личной информации, которую она могла узнать как от неё самой, так и из её профиля в социальной сети. Как правило, «мошенники на доверии» действуют очень осторожно и ждут удобного случая, чтобы обмануть жертву. В данном случае школьница сама спровоцировала событие, рассказав «подруге» о своём желании приобрести игровой сет. 2. Советы для решения проблемы. В такой ситуации помочь школьнице очень трудно. Доказать факт мошенничества и вернуть похищенное практически невозможно, так как деньги были переданы по собственному желанию и без давления со стороны. Единственный способ решения проблемы — это коллективное заявление в прокуратуру. В этом случае все пострадавшие лица должны собрать доказательства противоправных действий мошенницы (личная переписка, реквизиты платежей и т. д.). Можно поискатьдругих жертв мошенницы в социальных сетях. Чем больше пострадавших подадут заявление, тем более шансов призвать мошенника к ответственности. 3. Рекомендации для предотвращения подобных ситуаций. 1) С большой осторожностью добавлять незнакомцев в друзья и вступать с ними в переписку. 2) Никогда не обсуждать с незнакомцами финансовые вопросы, например касающиеся дорогих покупок или путешествий.

Слайд 18

Задание 6. Приходилось ли вам или вашим знакомым сталкиваться с проблемами, описанными в задании 5? Как вы или ваши знакомые справлялись с подобными ситуациями? Задание 7. Сформулируйте три главных условия надёжной защиты персональных данных. Задание 8. Напишите, что для вас было самым полезным на этом занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНЯТИЕ 10. Цифровой мир будущего

Слайд 2

ЗАДАНИЕ 1.ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О ТЕХНОЛОГИЯХ ДЛЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. #Из_истории_Интернета В 1999 г. была сформулирована идея Интернета вещей, то есть таких вещей, которые подключили к Интернету и поэтому они стали «умными». Эти умные вещи могут взаимодействовать не только с пользователем, но также между собой и с окружающей средой. Идея Интернета вещей постепенно воплощается в жизнь. Уже сейчас электроника, бытовая техника, различные цифровые мимтемы управляются при помощи Интернета, а некоторые из них обмениваются данными через Сеть друг с другом. Далее вы узнаете о некоторых интересных устройствах такого рода.

Слайд 3

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ Компания Microsoft разработала «очки дополненной реальности». Когда человек надевает такие очки, он видит одновременно то, что реально находится у него перед глазами, и голографические изображения, которые проецирует на линзы компьютер, встроенный в очки. Управлять виртуальной картинкой человек, надевший очки, может с помощью жестов или голоса. Эта технология пригодится в самых разных областях: врач с их помощью сможет «наложить» на пациента его рентгеновский снимок, любитель футбола — посмотреть матч любимой команды в виртуальном телевизоре, а люди, беседующие в скайпе, смогут видеть голограммы друг друга.

Слайд 4

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ Бывает, что общаться с интересным человеком мешает языковой барьер. Для таких случаев были придуманы беспроводные наушники, которые переводят речь на нужный язык. Устройство работает с помощью микрофонов, которые крепятся к одежде собеседников, и приложения для смартфона, в котором задаются настройки перевода. У изобретения пока есть минусы: перевод бывает не точным, не передаёт смысловые оттенки высказывания, осуществляется машинным голосом. Конечно, это устройство очень облегчает жизнь, но не заменит реального значения иностранных языков.

Слайд 5

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ Даже производители одежды думают над тем, как встроить цифровые технологии в свои изделия. Уже выпускается одежда, украшения светодиодами,- она может менять цвет и рисунок. Недавно было выпущено платье с сим-картой: в нём можно разговаривать по телефону без телефона. Разработана футболка, на которую с помощью специального приложения можно проецировать любые изображения. Если даже одежда, на которую могут передаваться сообщения из «Твиттера», помеченные специальным хештегом!

Слайд 6

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ Разрабатывается одежда, которая предназначена не для развлечений, а приносящая пользу. Разработана одежда со встроенными солнечными аккумуляторами, которые могут заряжать мобильные телефоны и другую технику. Один дизайнер обуви вмонтировал в ботинки GPS-навигатор. Встроенные в мысок светодилды показывают, куда идти. Правда, маршрут в обувь нужно загружать при помощи компьютера заранее.

Слайд 7

#ЛЮБОПЫТНЫЙ_ФАКТ Существует ручка, которая запоминает, что было ею написано или нарисовано, и передаёт эти данные по Wi-Fi или Bluetooth на смартфон или компьютер. Затем запись в специальной программе можно перевести в печатный текст, а рисунок отредактировать и раскрасить в приложении и опубликовать в Сети.

Слайд 8

Вариант 3. Напишите рассказ о том, как будет проходить один день из жизни ваших сверстников в будущем, например через 10 лет. Какие новые устройства они будут использовать и какие проблемы с их помощью решать. Не забудьте, что у рассказа обязательно должно быть название, главные герои и, конечно, увлекательный сюжет.

Слайд 9

Задание 2. Найдите в Интернете другие изобретения и технологии, которые улучшают жизнь и в скором будущем могут широко распространиться. Обсудите их с близкими и друзьями. Задание 3. Как вы думаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у такого явления, как Интернет вещей? Заполните в тетради таблицу по образцу. Положительные стороны Отрицательные стороны

Слайд 10

ЗАДАНИЕ 4. П одумайте, каких высокотехнологичных вещей вам или вашим знакомым не хватает. Самостоятельно или в группе разработайте проект «Умные вещи будущего». Помните, что устройство, которое вы придумаете, должно быть не только технологичным и безопасным, оно также должно решать существующую проблему, быть полезным. Учтите риски и отрицательные стороны, о которых вы написали в предыдущем задании. Вариант 1. Придумайте устройство, которое вам (или кому-то другому) сейчас не хватает и которое могло бы помочь многим людям. 1. Напишите название нового устройства. 2. Напишите, как и для чего это устройство будет использоваться, какую проблему оно должно решить. 3. Сделайте иллюстрацию: изобразите, как это устройство будет выглядеть.

Слайд 11

Вариант 2. Найдите и опишите несколько высокотехнологичных устройств, которые ещё не распространены и малоизвестны, но могут решить проблему и улучшить многим жизнь. Соберите информацию об этом устройстве. Напишите: Как называется цифровое устройство Кто автор этого устройства На какой стадии реализации находится этот проект (проходит тестирование устройства; выпущен образец и идёт сбор средств на выпусксерии в свободную продажу; устройство уже можно купить и т. д.) Как и для чего цифровое устройство используется, какую проблему решает. Нарисуйте это устройство или найдите готовое изображение.