Кибербезопасность. 9 класс

Дата опубликования - 25.08.2023

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ (презентации).                   

Данные материалы можно использовать для проведения внеурочных занятий или классных часов по безопасному Интернету в течение учебного года. Созданы на основе Рабочих тетрадей по курсу "Кибербезопасность". Авторы Г.У.Солдатова, С.В.Чигарькова, И.Д.Пермякова.

Тест Безопасность. Персональные данные.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как увидеть правду в море лжи Занятие 3

Слайд 2

#Любопытный факт Каждый год составители толковых словарей в разных странах выбирают слово года. Присуждение такого титула можно сравнить с вручением престижной кинопремии. И это не обязательно новое и не просто хорошо запомнившееся многим слово; оно должно оказаться в центре общественного внимания, быть связанным с каким-то актуальным явлением. В последнее время выбор лингвистов часто останавливается на словах из области информационных технологий. Например, составители Оксфордского словаря английского языка в 2013 г. присудили этот титул слову «селфи». А слово 2016 г. по версии Оксфордского словаря, - «постправда» (анг. Post-truth). Представители издания говорят, что это слово описывает ситуацию, при которой «объективные факты становятся менее значимыми в процессе формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям». В 2017 г. составители британского словаря Collins English Dictionary объявили словом года словосочетание «фейковые новости» (англ. fake news). По их определению, это «ложная, часто сенсационная информация, которая распространяется под видом новостей».

Слайд 3

Задание 1. Обсудите в классе несколько вопросов: 1. Почему фейковые новости часто становятся популярным? 2. Для чего люди придумывают и публикуют фейковые новости? 3. Случалось ли вам поверить новостному сообщению, которое впоследствии оказалось фейком? 4. Пытались ли вы проверять новости на достоверность? 5. Какие чувства вы испытывали, когда узнавали, что новость, которую вы восприняли всерьёз, оказалась фейком?

Слайд 4

Задание 2. Найдите в Интернете информацию о том, как российское законодательство блокирует распространение фейков, и опишите кратко меры, предусмотренные законом для борьбы с фейковыми новостями.

Слайд 5

#Любопытный факт Сейчас часто говорят о новом феномене, который называют цифровой амнезией (от греч. аmnesia- потеря памяти): мы перестаём запоминать информацию, поскольку легко можем найти её, введя запрос в строке любого поисковика. Мы не стараемся запомнить нужную информацию, поэтому наша память не тренируется и постепенно ослабевает. А между тем хорошая память-это важное условие успеха в любой деятельности. В том числе-в проверке информации. Прочитайте отрывок из письма, которое написал своему внуку известный писатель Умберто Эко. «Мой дорогой внук! Я не хотел бы, чтобы это рождественское письмо прозвучало слишком наставительно, в духе Де Амичиса, и проповедовало бы любовь к нашим ближним, родине, человечеству и тому подобным вещам. Ты не стал бы к этому прислушиваться (ты уже взрослый, а я слишком стар), так как система ценностей настолько изменилась, что мои рекомендации могут оказаться неуместными. Итак, я хочу дать только один совет, который может пригодиться тебе на практике сейчас, когда ты пользуешься своим планшетом. Я не стану давать тебе совет не заниматься этим из страха показаться глупым стариком. Я ведь и сам им пользуюсь. <...>

Слайд 6

<...> Я говорю о потере памяти. Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать всё из Интернета. Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить её содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию. Этому явлению можно привести следующее сравнение: узнав, что с одной улицы до другой можно добраться на автобусе или метро, что очень удобно в случае спешки, человек решает, что у него больше нет необходимости ходить пешком. Но если ты перестанешь ходить, то превратишься в человека, вынужденного передвигаться в инвалидной коляске. О, я знаю, что ты занимаешься спортом и умеешь управлять своим телом, но вернёмся к твоему мозгу. Память подобна мускулам твоих ног. Если ты её перестанешь упражнять. То она станет дряблой, и ты (будем говорить без обиняков) превратишься в идиота. Кроме того, все мы в старости рискуем заболеть болезнью Альцгеймера, и один из способов избежать этой неприятности заключается в постоянном упражнении нашей памяти.

Слайд 7

Вот в чём заключается мой рецепт. Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память. Если тебе не нравится поэзия, то ты можешь запоминать состав футбольных команд, но ты должен знать игроков не только команды Рмского клуба, но и игроков других команд, а также их состав в прошедшие времена...Состязайтесь в том, кто лучше помнит содержание прочитанных книг (кто был на борту «Испаньолы», отправившейся на поиск острова сокровищ? Лорд Трелони, капитан Смоллетт, доктор Ливси, Джон Сильвер, Джим...). Выясни, помнят ли твои друзья имена слуг трёх мушкетеров и д Артаньяна (Гримо, Базен, Мушкетон и Планше)... А если ты не хочешь читать «Трёх мушкетёров» (хотя ты не знаешь, что при этом терряешь), то проделай подобную игру с той книжкой, которую ты прочёл.

Слайд 8

Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самыми разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга-больше связей, чем у компьютера. Мозг- это такой же компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, а твой настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в 90 лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому жее бесплатный...». Впервые письмо было опубликовано в итальянской газете Lespresso. Источник перевода: электронное издание «Иносми.ру» (https://inosmi.ru/archive2015/20160221/216819572.html).

Слайд 9

Задание 3. Представьте себе, что вы входите в группу экспертов по фейковым новостям. Ваша задача-составить для школьников памятку, которой он могли бы пользоваться при анализе новостей. Каждый пункт этой памятки дополните хэштегом, который будет кратко и ярко передавать главную идею пункта. За основу для своей памятки вы можете взять советы, приведённые ниже. Советы по определению фейковых новостей 1. Остановитесь на заголовке. Заголовки фейковых новостей часто содержат много заглавных букв или восклицательных знаков. Если заголовок звучит нелепо, то, возможно, за ним скрывается неправда. 2. Проверьте адрес статьи. Многие фейковые новости маскируются под новости известных новостных сайтов. Вы можете зайти на реальный сайт, чтобы сверить адреса страниц. 3. Поинтересуйтесь реальным источником статьи. Какова репутация сайта, на котором размещена статья? Если она «висит» на малоизвестном сайте, почитайте, что авторы сайта пишут о себе в разделе «О нас».

Слайд 10

4. Обратите внимание на некорректное оформление, опечатки и грамматические ошибки-это тоже может быть признаком фейковых новостей. 5. Проверьте фотографии и видео. Часто они вызывают у нас сильные эмоции, но не всегда правдиво отражают действительность. К примеру, нам могут показать только часть фотографий или подходящий для целей автора отрывок видео. Постарайтесь найти первоисточник. 6. Проверьте даты. Время обозначенное в фейковых новостях, может быть спорным или неверным. 7. Подумайте над тем, как автор аргументирует свою точку зрения. К примеру, в фейковых новостях часто в качестве аргумента приводят мнения анонимных экспертов. Которые невозможно проверить. 8. Поищите другие репортажи на эту тему. Если вы не найдёте никаких материалов об этой новости, появившихся одновременно или чуть раньше, скорее всего, перед вами фейк. 9. Задайтесь вопросом: а может быть это просто шутка? Иногда за фейк можно принять юмористическую статью. Возможно, в тексте угадывается ирония, и на самом деле цель автора-просто посмеяться вместе с читателями. 10. Возможно, это сатира или пародия, а примеры, включённые в статью, придуманы и описаны специально таким образом, чтобы их просто невозможно было принять за правду, и автор именно на это и рассчитывает.

Слайд 11

Познакомьтесь с заметками из разных изданий. Определите, какие из них фейковые, а какие правдивые. Обоснуйте своё мнение. Самым высоким человеком, о котором имеется достоверное свидетельство, был Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918г. В Олтоне, штат Иллиноис, США. Когда 27 июня 1940г. Ему измеряли рост, он равнялся 2,72 м при размахе рук -2,88м. На 2 см в среднем меняется рост человека в течение дня. На одной ноге можно стать на 1 см выше. 147 см составлял средний рост 15-летних москвичей сто лет назад, в 1923 году-157 см, а в 1982 году-170 см. На 8-11 см меньше средний рост женщин среднего роста мужчин. Источник: http://aif.ru/health/27922

Слайд 12

В августе заканчивается строительство Стоунхенджа в посёлке Вожега. «Это первый подобный проект в России. Нами реализуется уникальная туристическая концепция по воссозданию древней финно-угорской культуры», -говорит глава агентства Савелий Новгородцев. Православная церковь уже пообещала взять под своё покровительство каменный комплекс. После освящения в нём будут проводиться традиционные православные обряды. Жители региона ожидают, что крещение в новом храме будет способствовать долгой и счастливой жизни, а администрация Вожеги надеется, что венчания в богоугодном месте снизят количество разводов в 2 раза. По источнику: ИА «Панорама» (http://panorama.pub/18204-russkiy-stounhendj.html) ЛОЖЬ

Слайд 13

Ученые из университета Гааги провели исследование, по результатам которого был вынесен вердикт о признании мухомора красного съедобным грибом. Как заверяют микологи, стереотипы о ядовитости мухоморов полностью развенчаны в ходе эксперимента. «Мы собрали группу из 50 заключённых, осужденных за различные преступления, и регулярно кормили их мухоморами. Правда, делали это без их согласия, но это не столь важно. Выяснилось, что мухомор не только безопасен, но и обладает даже целительными свойствами. Гриб обладает тонизирующим эффектом, активизирует работу желудочно-кишечного тракта, стимулирует умственную активность. У огромного числа пациентов улучшился обмен веществ и стул, а осуждённые за растление малолетних исправились и больше не смотрят в сторону ранее желаемых объектов,-рассказал доктор медицинских наук Пауль ван Керк. О результатах работы учёных стало известно в Министерстве здравоохранения Нидерландов. Мухомор изъяли из списка запрещённых к продаже грибов. Грибы появились в меню ресторанов и ночных клубов, а также в продуктовых магазинах и аптеках. По источнику: ИА «Панорама» (https://panorama.pub/17972-muhomor-polezen.html)

Слайд 14

Если бы случилось невозможное и группировка коал ограбила банк, оставив на месте преступления отпечатки пальцев, то криминалисты были бы абсолютно уверены, что преступление совершили люди. Отпечатки пальцев у коал практически идентичны человеческим. Коалы- одни из немногих не-приматов, имеющих папиллярных узор на подушечках пальцев. Именно этот узор среди животных наиболее близок человеческому. Для чего нужны узоры на пальцах? До сих пор единого мнения нет. Исследователи из Аделаидского университета (Австралия), выяснившие, что у человека и коал отпечатки пальцев идентичны, считают, что данная особенность увеличивает цепкость конечностей. Коалы питаются листьями эвкалиптов, и благодаря папиллярному узору, считают учёные, хватать такие листья и отправлять их в рот коалам проще. По источнику: National Geographic Рооссия (https://nat-geo.ru/fact/lyudi-i-koaly)

Слайд 15

Задание 5. Рита Картинкина увидела ошеломительную новость в социальной сети: «Каникулы в школах России продлят до 1 октября». Она тут же сделала репост, чтобы поделиться радостью с друзьями. Её публикация набрала много лайков и перепостов. Через некоторое время Рита увидела другой пост, который разоблачал данную информацию как фейковую. Вопросы: 1. Что бы вы предположили сделать Рите в такой ситуации? 2. Какие советы вы дали бы Рите на будущее? 3. Делились ли вы сами когда-нибудь непроверенной информацией? Какие чувства вы испытывали, когда узнавали, что распространили недостоверную информацию? Предпринимали ли вы что-нибудь после этого?

Слайд 16

Задание 6. Напишите эссе на одну из двух тем: 1. Сложно ли жить в мире постправды? 2. Критическое мышление-зачем оно нужно и как его развивать.

Слайд 17

Задание 7. Сформулируйте и запишите в тетради правило- главный вывод из этого занятия. Задание 8. Напишите в тетради, что для вас было самым полезным на этом занятии.