Конспекты уроков


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок 25. Визуализация информации в текстовых документах.

Предмет/ класс: Информатика 7 класс

УМК: Информатика: учебник для 7 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 224 с. : ил.

Цель урока: Формирование представлений о разнообразии и целесообразности визуализации информации в текстовых процессорах.

 Задачи урока:

Предметные

  • познакомить обучающихся со средствами  визуализации текстовой информации;
  • сформировать представление о способах создания списков и возможностях их использования в текстовых документах;
  • сформировать представление о способах создания таблиц и возможностях их использования в текстовых документах;
  • научить составлять разноуровневые нумерованные и маркированные списки;
  • сформировать представление о способах создания схем и возможностях их использования в текстовых документах;

Метапредметные

- сформировать потребность в знаниях по предмету;

- научить выбирать средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов;

 - сформировать навыки рационального использования имеющихся инструментов.

Личностные

- сформировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформировать потребность в самовыражении и самореализации;

 - привить навык самоконтроля и самооценки.

Материально-технические средства: презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, проектор, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник, карточки для рефлексии урока.

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент -1 мин

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

 Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2. Проверка домашнего задания - 5мин

Актуализация опорных знаний и способов действий

Проверка домашней работы ( в парах, взаимопроверка)

§ 4.3, №197 и №198 в тетради на печатной основе

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: умение работать в парах.

3. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока – 4 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий

- С каким понятием мы с вами познакомились на прошлом уроке? Что это за процесс?

- Что можно изменять в процессе форматирования символов?

- Абзацев?

 - Какие параметры страницы можно задать для рабочего листа текстового редактора? - Чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайды (на слайде текст с перечислением устройства компьютера через запятую и оформленный в списке;

на слайде фрагмент классного журнала с отметками и та же информация, записанная текстом).

- Какую информацию нам легче воспринимать?

 - К какому виду информации по способу восприятия можно отнести списки, диаграммы, таблицы?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Отвечают на вопросы:

 - оформление текста

- шрифт, размер шрифта, начертание, цвет;

 - выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после;

 - поля, ориентация, размер бумаги.

Отвечают на вопросы:

- список,  таблица, схема;

- зрительная (визуальная).

 Формулируют тему урока "Визуализация информации в текстовых документах".

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм

4. Усвоение новых знаний – 8 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

- Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована

- организована в виде списков, диаграмм, таблиц, сопровождается графическими изображениями (рисунки, фото).

По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки (на слайде пример).

По структуре: одноуровневые и многоуровневые (на слайде пример).

- Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из строк и столбцов (на слайде структура таблицы).

 - В таблицах могут размещены тексты, числа, изображения (на слайде пример таблицы содержащий и тексты, и числа, и изображения).

Рисунки можно создавать самостоятельно в графических редакторах, можно использовать уже созданные или найденные в сети Интернет.

Во многих текстовых процессорах можно создавать изображения из автофигур (на слайде пример графических примитивов в Word).

Просмотр презентации по теме, короткая запись важных аспектов материала в рабочую тетрадь.

Познавательные: развитие познавательной активности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

 Личностные: развитие памяти, внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: развитие диалогической речи

5. Физкультминутка

Эмоциональная разрядка

Выполняют релаксирующее упражнение.

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

6. Первичное закрепление материала - 8 мин

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

- Давайте вместе выполним задание в тетради на печатной основе №201, 203 (на слайде задания, затем ответы)

Обсуждают с педагогом решение задач, пишут ответы, сравнивают с ответами на слайдах.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда

Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

7. Компьютерный практикум -15 мин

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

- Для закрепления полученных знаний, предлагаю   визуализировать текстовую информацию.

Выполняют практическую работу.

Задания:

1) создать нумерованный  и маркированный списки

2) создать и заполнить таблицу «Города Челябинской области»

3) создать схему

Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда; формирование и развитие

8.Итоги урока, рефлексия-2 мин.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Оценка практической работы учащихся (отметки выставляются в журнал). Рефлексия

Представляют педагогу выполненные практические работы.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Информация о домашнем задании.- 1мин

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание: § 4.4 РТ. №202

Записывают домашнее задание в дневник

Личностные: формирование навыков самоорганизации



Предварительный просмотр:

 Урок 20. Компьютерная графика

Планируемые учебные результаты: 
Предметные: систематизация представлений о растровой и векторной графике;
Метапредметные: формирование умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; 
Личностные: получение сведений о сферах применения компьютерной графики; развитие способности применять теоретические знания для решения практических задач; формирование интереса к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.

Решаемые учебные задачи: 

  • расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
  • обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
  • расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
  • формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов. 

Электронное приложение к учебнику: Презентация «Компьютерная графика».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Цветовая модель CMYK» (179601), анимация «Изображения на компьютере» (196610), тренажер «Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»(125772).

Ход урока.

  1. Организационный момент-1 мин.
  2. Проверка изученного материала -10 мин

Отвечают устно на вопросы п.3.1, проводится визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №128-132.

Работают с тренажером «Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации» в режиме зачета.

  1. Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала-14 мин.

Новая информация излагается с использованием презентации «Компьютерная графика» из электронного приложения к учебнику. По ходу изучения выполняются задания из рабочей тетради №155, 157, 160, 161.

  1. Компьютерный практикум -15 мин

Выполняют задания в графическом редакторе задания 3.2-3.4.

  1. Подведение итогов, рефлексия, информация о домашнем задании-5 мин

Я знаю…

Я умею…

Я хотел бы научиться…

Д/з п.3.2, РТ №158, 152.



Предварительный просмотр:

Урок 14. Алгоритмы и исполнители.

Цель: формировать понятия «алгоритм», «исполнитель»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; умений исполнять и создавать алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.

Задачи:

  • обобщить первоначальные представления учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
  • рассмотреть свойства алгоритма;
  • рассмотреть возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма;
  • формировать навыки записи алгоритмов на формальных языках.

Средства ИКТ: ПК учителя, проектор, экран

Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы и исполнители»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: «Происхождение и определение понятия алгоритм» (126137), «Свойства алгоритма» (128655), «Исполнитель алгоритма» (128639).

Ход урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока – 5 мин

Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: открывания двери ключом, нахождения среднего арифметического двух чисел, покупка кофе в автомате. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах или ватмане (раздает учитель).

Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:

  • Что общего во всех инструкциях? (Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)
  • Что получается после выполнения инструкции? (Конкретный результат - свойство результативности.)
  • Можно ли один алгоритм, например, инструкцию по совершению покупки кофе в автомате, применить для выполнения аналогичного действия, например, покупки шоколадки в автомате? (Свойство массовости.)
  • Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выполнимости и понятности команд.)
  • Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности? (Свойство детерминированности.)

  1. Усвоение новых знаний - 10 мин

Изложение нового материала ведётся на основании презентации «Алгоритмы и исполнители» с привлечением дополнительных демонстраций из ЕКЦОР.  Определение алгоритма и свойства ученики записывают в тетрадь.

Рассматриваются определения:

Процесс создания алгоритмов называется –алгоритмизацией.

Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.

Исполнитель алгоритма – это человек или автоматическое устройство, которое способно воспринимать и исполнять алгоритм.

Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.

Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может исполнять.

  1. Первичное закрепление материала – 11 мин

Выполняют задания на определение системы команд исполнителя. Задание №10.

Выполнение алгоритма для исполнителей Чертежник в РТ №98 (а) и Черепаха РТ №99 (а).

  1. Компьютерный практикум- 15 мин

Работают в среде КуМир.

Создают алгоритм для исполнителей Чертежник  РТ №98 (б) и Черепаха РТ № 99(б).

  1. Итоги урока, рефлексия-3 мин

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание § 2.1 У № 18.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме

«Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений.

Класс: 8.

Цель: формирование у учащихся умения решать задачи с алгоритмическими конструкциями «цикл».

Задачи:

1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;

2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;

3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;

4) получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический

алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального

исполнителя с заданной системой команд;

метапредметные – умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Используемое на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска.

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов» (127435), модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие. Проверка к готовности урока.

2. Актуализация знаний и умений (5 мин)

Какие циклические конструкции вы знаете?

В каких случаях их нужно использовать?

Что их объединяет?

Какой вариант мы ещё не рассматривали? (когда известно количество повторений).

 3. Изучение и первичное закрепление нового материала (20 мин)

Изучение нового материала сопровождается презентацией «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» .

Учащиеся записывают в тетрадь блок-схему алгоритма и его общий вид на алгоритмическом языке.

Рассматривают пример в учебнике: Алгоритм переправы через реку воинского отряда из 5 человек.

Выполняют задания в РТ №163, 165.

4. Практическая работа на компьютере (15 мин).

Работа с модулем «Циклические алгоритмы с параметром» и в программе «Конструктор алгоритмов»

5. Подведение итогов урока (3 мин)

Я знаю...

Я умею...

Я хочу научиться...

6. Домашнее задание (1 мин)

§ 2.4.3 (п.3); вопросы и задания №33-34, РТ №164, 166.



Предварительный просмотр:

Урок 5. Информационные процессы. Хранение и передача информации.

Цель урока: составить представление об инфомационных процессах: хранение и передача.

Задачи урока:

  • расширить представления учащихся об информационных процессах;
  • систематизировать представления учащихся о носителях информации; схеме передачи информации;
  • рассмотреть приемы хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Метапредметные: навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыкиквалификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;

Личностные-понимание значимости информационной деятельности.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
    Приветствие. Проверка к готовности урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Визуальная проверка выполнения заданий в РТ.

  1. Актуализация знаний, формулировка темы и целей урока.

Фронтальный опрос по определениям.

Какие информационные процессы вы знаете?

Какие виды обработки информации есть? Приведите примеры.

Какие действия с информацией, кроме получения и обработки, можно ещё сделать?

  1. Объяснение нового материала.

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Информационные процессы», анимаций из ЕКЦОР «История хранения информации»(125863), «Информация в человеческом обществе» (135083), «Информация в технике» (134950), «Информация в живой природе» (134839), «Информация в неживой природе» (135142).

  1. Первичное закрепление  материала.

Выполнение в РТ № 15, 16.

  1. Практическая часть.

Тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и её носитель»- «Система тестов и заданий №8».

  1. Рефлексия/Подведение итогов урока. 
  1. Какие информационные процессы мы изучили сегодня на уроке?
  2. Назовите современные носители информации.
  3. Назовите схему передачи информации.

-Понравился ли вам  урок?

-Было всё понятно?

Выставление оценок.

        8. Домашнее задание. : п.1.2.4- 1.2.6, вопросы №9-11, РТ №17, 18.