Элективный курс

Телегина Анна Витальевна

Элективный курс по английскому языку «Проектно-исследовательская лаборатория» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№  от «  »   2019 года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ  №______

от «  »   2019 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

« »   2019  года

        дата согласования

Рабочая программа

элективного курса

по английскому языку

«Проектно-исследовательская лаборатория»

 на 2019 – 2020 учебный год

по   английскому языку

                                        

Класс  8г

Количество часов 35               Уровень углубленный

                                                                                                                   

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя  Телегина Анна Витальевна

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

                                                                

Сургут, 2019-2020 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа предпрофильного элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 Г класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2010 года, на основе программы по английскому языку, допущенной и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в 2009 году под редакцией А.А. Миролюбовой, И.Л. Бим и учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2019 – 2020 учебный год.

Данная программа авторская, рассчитана на 35 часов.

   Обоснование необходимости выбора данного типа программы

   Актуальность курса:

В связи с приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это, достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности. Под проектно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.  Под самостоятельностью школьника в проектно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но не диктует и не пишет работу за ученика.

Проектно-исследовательская   деятельность учащихся  обучающихся в МБОУ СОШ №46 с УИОП осуществляется на основании Положения, где указаны цели, задачи, критерии оценивания проектных работ, сроки этапов реализации проектов, рекомендации для защиты проектов для  учащихся  8-11классов.

В связи с приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это, достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социокультурного опыта исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (педагога-исследователя, ученого) в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования):

1. Изучение теоретического материала

2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования

3. Формулировка гипотезы

4. Методики исследования

5. Практическая часть (сбор экспериментального материала)

6. Обработка результатов

7. Выводы, обобщение

8.Презентация  исследовательской работы.

     Актуальность программы  также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Цели и задачи изучения данного курса

Цель: Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления.

Элективный курс «Проектно-исследовательская лаборатория» предназначен для обучающихся основной и средней школы (8 классы)  интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся, так как в МБОУ СОШ№46 с УИОП  проходит промежуточная аттестация учащихся 8классов в форме защиты проектов.                                                                                                                     Курс  направлен  на формирование организационно-деятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение  поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить следующие задачи:

•        приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;

•        овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

•        освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

•        выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

•        выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

•        разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

•        формирование умений и навыков работы с научной литературой, Интернетом;

•        приобретение учащимися навыков самостоятельной научной работы, умений оформлять результаты своей работы, представлять работу на научно-практических конференциях.

•        формирование у обучающихся чувства значимости научного исследования, социальной активности, культуры общения и поведения в социуме;

•        развитие у обучающихся самостоятельности, активности, аккуратности;

•        формирование у учащихся потребностей в самопознании, саморазвитии.

Специфика данного предпрофильного курса

Основной особенностью подросткового возраста (13-14 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенностей учащихся. В ходе разработки методических приемов систематизации грамматических явлений на среднем этапе обучения английскому языку регулярно применяются тренировочные грамматические упражнения. Это позволяет образовать систему научных понятий и соответствующие им способы действий. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации внеурочной деятельности позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы. Развивая основы теоретического рефлексивного мышления у обучающихся, данный элективный курс способствует переходу от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития при постановке целей, поиске информации, осуществлении самоконтроля и оценки деятельности. Он дает возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные умения и навыки, учитывая уровень мотивации учащихся.

Данный элективный курс способствует формированию основных компетенций при изучении английского языка:

Речевая компетенция.

      умение представить на иностранном языке цель, задачи, гипотезу, объект, предмет, актуальность и новизну;

         умение убедительно довести до аудитории важную для научно-исследовательской работы информацию, отражающую достижение главной цели в ходе поставленных задач;  продемонстрировать глубокие знания по исследуемому вопросу;

         логичное представление информации, плавный переход от одного вопроса к другому;

умение говорить ясно и четко, правильно произнося термины;

 давать исчерпывающие ответы на заданные вопросы.

     Языковая компетенция.

     Освоение новых языковых средств в соответствии с отобранными темами и увеличение объема используемых лексических единиц. Лексический материал, подлежащий усвоению лексики по выбранной теме.

     Социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка.

     Компенсаторная компетенция  - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.

Личностные, метапредметные результаты обучающихся

Личностными результатами являются:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям  народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

•        стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

•        формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

•        развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

•        формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

•        стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

•        готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметными результатами являются:

•        целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

•        владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам;

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•        умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);

•        развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

•        развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

•        развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

•        развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

•        осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе выполнения исследовательской работы.

Техническое оснащение курса:

Аудио- и видеозаписи. Компьютер.

Наглядный дидактический материал.

Таким образом, данный элективный курс предусматривает типовое оборудование школы с применением аудио- и видеозаписей, разнообразный наглядный дидактический материал, имеющийся в школе.

Место данного курса в учебном плане ОУ с указанием количества часов на его изучение по федеральному, региональному или школьному компонентам учебного плана.

В данной программе тематика предусматривает обучение на основе стандартов предпрофильного образования. Таким образом, 35 часов соответствуют школьному компоненту: базисному учебному плану МОУ СОШ № 46 на 2019 – 2020 учебный год.

Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал, который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих, интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.

Обоснование особенностей изучения данного курса (распределение между теоретической и практической частью программы, включение регионального содержания, учет познавательных возможностей учащихся).

     Программа смоделирована с учетом возрастных особенностей обучающихся, с учетом их интересов и возможностей обучения и самообучения. Программа рассчитана на обучающихся одной возрастной группы, что способствует более комфортному продолжению обучения и совершенствованию в речевом этикете.

Соотношение содержания данной программы и обязательного минимума содержания образования соответствует федеральному компоненту и имеет большую практическую направленность, отличается уровнем гуманизации образования, включает школьный компонент.

Результаты освоения программы

В ходе освоения программы обучающийся будет иметь представление о:

  • понятиях: проблема, цели и задачи исследования, методы исследования, конспект, план, библиография;
  • правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
  • правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
  • эффективных способах презентации результатов исследования

и уметь:

  • работать в библиотеке;
  • работать с Интернетом;
  • находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
  • оформлять результаты своего исследования;
  • выступать перед аудиторией с презентацией результатов собственной деятельности.

Обучающийся приобретает опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами;
  • анализа и конспектирования литературы;
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
  • определения целей и задач исследования;
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности;
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
  • оформления результатов исследования на электронных и бумажных носителях;
  • публичной защиты результатов собственного исследования.

Методы обучения

–самостоятельная индивидуальная и групповая работа, исследовательская деятельность, проблемный метод, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, активные методы обучения

Форма организации учебного процесса

Основными формами организации учебной деятельности являются теоретические и практические занятия,  самостоятельная работа , групповая работа в ходе ролевой игры, работа с источниками Интернета, социализация  творческого продукта, организованное обсуждение (рефлексия) результатов творческих заданий, итоговая конференция.

 Занятия проводятся по технологии мастерской построения знаний –Educational Workshop. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, требующих от учащихся интеллектуальных поисковых усилий.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Элективный курс предназначен для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.  

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы.

На занятиях учащиеся знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и ее обработки, правилами структурирования информации. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения обучающимися.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

Для того чтобы подвести учащихся к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три этапа:

выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;

консультирование учителя;

защита проектов.

Защита проекта (промежуточная аттестация)- заключительный этап, как в индивидуальной работе учащихся, так и в групповой, подразумевает под собой подведение итогов учебно-исследовательской деятельности. Подведение итогов включает в себя итоговую рефлексию, которая помогает оценить, что из задуманного в исследовании удалось, а что - нет; каков был индивидуальный или групповой вклад учащихся в решении проблемы; каковы перспективы развития темы; чему научились и над чем необходимо продолжить работу.

Объем программы: курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю, включает теоретические и практические занятия.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения План

Дата проведения Факт

Контролируемые элементы содержания (КС)[1]

Контролируемые умения

(КУ)

1

Вводное занятие

3.2

2.4.1

2

Исследовательская деятельность

3.2, 2.1, 5.2.15, 4.3, 2.4

1.2.1, 2.4.1, 1.3.2, 1.3.7

3

Виды исследовательских работ

3.2, 2.1, 5.2.15, 4.3, 2.4

1.1.2.1, 2.3.28

4

Методы научного исследования

3.2, 2.1, 5.2.15, 4.3, 2.4

1.1.2.5, 1.1.2.3, 1.2.1, 1.3.7

5

Постановка проблемы

1.2.1,1.2.4

2.2.1, 2.2.2, 2.3.15

6

Выбор темы и оценка ее актуальности

3.2, 3.1, 1.1.2

1.3.1, 1.3.2, 1.1.1.7

7

Источники информации

 1.1.2

1.1.2.5, 1.1.2.3,

1.2.1

8

Практическая и теоретическая значимость работы

3.2, 3.1, 1.1.2

1.3.7, 2.2.1, 2.2.2, 2.3.15

9

Цель и задачи работы

3.2

1.1.2.5, 1.2.1, 1.3.3

10

Выбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами

3.3

1.3.3, 2.4.1, 3.3.1

11

Выдвижение гипотезы

3.2

1.1.2.2, 1.3.7, 1.3.2, 1.4.2, 2.1.1

12

Организация работы с литературными источниками

Оформление библиографического списка согласно требованиям ГОСТ.

2.2

2.2.1, 2.2.2, 2.4.1,1.2.2, 2.3.15, 2.3.18, 3.3.3

13

Введение. Правила написания

3.2

1.4.3-1.4.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.3.25, 3.3.1

14

Написание введения. Практическая работа.

1.1.1.3

1.4.3-1.4.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.3.25, 3.3.1

15

Обобщение полученных данных

5.3.4

1.2.1, 1.1.1.2, 1.1.1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.4.1, 2.4.3

16

Структура глав

3.1

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3-1.4.6, 2.1.1

17

Практическая часть. Правила оформления

3.2

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3-1.4.6, 2.1.1

18

Представление иллюстративного материала.

Практическая работа

3.3

2.2.1, 2.2.2, 2.1.1, 1.4.1

19

Обучение эксперименту

3.2

1.2.1, 1.3.7, 1.3.3, 3.3.1, 3.3.2

20

Сбор экспериментальных данных

21

Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы

3.2

1.4.3-1.4.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.3.25, 3.3.1

22

Практическая работа. Написание основной части.

1.1.1.3

1.4.3-1.4.6, 2.1.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.4.1, 2.3.25, 3.3.1

23

Практическая работа.  Описание результатов исследования, экспериментов.

5.3.4

1.2.1, 1.1.1.2, 1.1.1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.4.1, 2.4.3

24

Правила оформления приложения.

3.1

1.4.1, 1.4.2, 1.4.3-1.4.6, 2.1.1

25

Практическая работа. Правила оформления приложения.

5.2, 5.3,

1.2.1, 1.2.2, 3.3.3, 2.4.1, 1.4.3-1.4.6, 2.4.4-2.4.7

26

Правила написания заключения, выводов.

3.2

2.3.6, 2.3.15, 2.3.18, 2.3.28, 1.3.7, 1.3.2, 1.3.3

27

Практическая работа. Написание выводов

3.2

1.2.1, 1.2.2, 3.3.3, 2.4.1, 1.4.3-1.4.6, 2.4.4-2.4.7

28

Библиография. Оформление ссылок.

3.2

1.3.5

29

Практическая работа. Оформление библиографии, ссылок.

3.1, 3.2, 3.3, 2.1,2.2

1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2

30

Правила успешного выступления.

3.2, 2.1, 5.2.15, 4.3, 2.4

1.2.1, 2.4.1, 1.3.2, 1.3.7

31

Тренинг. Правила успешного выступления.

5.2, 5.3,

1.2.1, 1.2.2, 3.3.3, 2.4.1, 1.4.3-1.4.6, 2.4.4-2.4.7

32

Практическая работа “Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступления”.

3.2

2.3.6, 2.3.15, 2.3.18, 2.3.28, 1.3.7, 1.3.2, 1.3.3

33

Рефлексия

3.2

1.2.1, 1.2.2, 3.3.3, 2.4.1, 1.4.3-1.4.6, 2.4.4-2.4.7

34

Защита проектной работы

3.2

1.3.5

35

Защита проектной работы

3.1, 3.2, 3.3, 2.1,2.2

1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.3.2

Информационное обеспечение образовательного процесса

Название

Авторы

Наличие электронного приложения

Учебники, учебные пособия

1

2

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Примерная программа по учебным предметам иностранный язык 10-11 Москва «Просвещение» 2010год, Апальков В.Г. Английский язык 10-11 Предметная линия учебников 10-11 «Английский в фокусе» Москва «Просвещение» 2015 год

http://prosv.ru/umk/spotlight

3

Example of Research Work Evaluation Rubric.

URL: https://ru.scribd.com/document/341736706/Research-Project-Rubric

4

Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2012. 110 с

Леонтович А.В.

Методические пособия

Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя.

Хуторская А.В. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. –

Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей

Степанова М.В. Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2011.


[1]Для предметов, по которым на сайте http://fipi.ru опубликованы Кодификаторы элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы соответствующего уровня образования контролируемые элементы содержания могут быть зафиксированы в форме кода КС, представленного в Кодификаторе; по предметам ИЗО, музыка, технология, астрономия, ФК, ОБЖ и т.п. КС фиксируются в КТП описательно в форме текста