Мои публикации

Копысова Нина Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Нина Викторовна Копысова,

учитель-логопед МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»,  

г. Пыть-Ях

Вариативные формы дошкольного образования

Аннотация. Обобщение опыта работы дошкольной образовательной организации по внедрению  альтернативных форм получения дошкольного образования детьми раннего возраста, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Ключевые слова. Образовательная организация, альтернативные формы оказания дошкольных образовательных услуг, группа кратковременного пребывания, Лекотека,  оказание ранней помощи, инклюзия, дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Дошкольное детство один из важных периодов в развитии каждого человека, в становлении его личности, в закладке фундамента успешности уже взрослого гражданина. Именно поэтому дошкольному этапу образования отведено важное место в программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года», как залогу успешного обучения в школе и позитивной социализации.

На современном этапе дошкольное образование должно обеспечить социальную мобильность представителям всех слоев общества, поэтому актуальным становится развитие вариативных форм оказания дошкольных образовательных услуг.

В соответствии с целевыми ориентирами, заданными в программных документах федерального и регионального уровней, особое внимание направлено на развитие детей раннего возраста, оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и их семьям. С целью реализации данных задач в образовательной организации в октябре 2018 года были открыты группа кратковременного пребывания детей (ГКП) и Лекотека.

Группа кратковременного пребывания создана для детей от 1 года до 1 года и 6 месяцев, не посещающих дошкольные образовательные организации города  с целью адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, содействия развитию личности ребенка через специально организованную образовательную деятельность при реализации модели взаимодействия «педагог-родитель-ребенок». Данная модель взаимодействия позволяет рассматривать педагогов, родителей и детей как субъекты, склонные к саморазвитию, и ориентирует педагогов на выявление потребностей родителей, поддержку их образовательных инициатив; поддержку детской инициативы и самостоятельности, спонтанной игры детей; предполагает создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Для работы данной группы была разработана образовательная программа «Вместе с мамой»   в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования «Первые шаги» под редакцией Е.О. Смирновой, Л.И. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой.  Непринужденная деятельность ребенка совместно с мамой, под руководством педагогов, позволяет сохранить психологический комфорт семейного воспитания и постепенно вводить ребенка в мир сложных социальных взаимоотношений незнакомых взрослых и детей. Использование в соответствии с возрастными возможностями детей развивающих игр и игрушек, игровых методов обучения, различных образовательных ситуаций, интегративного и индивидуального подходов способствует достижению оптимального результата обучения детей раннего возраста. Основой перспективного и календарного планирования осуществления образовательной деятельности является тематический подход, который обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. В соответствии с темой подбираются игровые  пособия и оборудование.  

 В реализации программы принимают участие следующие педагоги: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,  воспитатель с функциональными обязанностями воспитателя по театрализованной деятельности, воспитатель с функциональными обязанностями воспитателя по изодеятельности, педагог дополнительного образования. В режиме дня ГКП отведено время для различных видов детской деятельности, характерной для данного возраста. Так, во время «Утра радостных встреч»,  проводится приветствие под музыкальное сопровождение, во время организованной деятельности – НОД по расписанию. Непосредственная образовательная деятельность (НОД) с группой детей организуется 2 раза в неделю, продолжительностью от 6 до 8 минут.

В совместной деятельности взрослого с детьми проводятся игры с театральными куклами, строительным материалом, дидактические и подвижные игры, организуется индивидуальная работа. Отводится время для свободного общения родителей и детей - это время питьевого режима, формирования культурно-гигиенических навыков, время самостоятельной игровой деятельности.  Традиционным является ритуал «До свидания, друзья!», который  способствует доброжелательному завершению данной встречи и позитивному настрою на будущую.  

Неотъемлемыми участниками образовательной деятельности  в рамках реализации Программы являются родители (законные представители) детей. Родители (законные представители) вместе с детьми участвуют во всех видах деятельности,  имеют возможность  получить консультацию специалистов  по   вопросам  развития и воспитания детей, адаптации к детскому саду, а также  высказать свои пожелания по организации работы  группы кратковременного пребывания.  

Особое внимание уделено развивающей предметно-пространственной среде ГКП, которая  отвечает всем современным требованиям.  Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

     Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, их двигательную активность и максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.        

Несмотря на внедрение инклюзивного образования на территории Российской Федерации не все дети имеют возможность посещать дошкольные организации, даже в рамках точечной инклюзии, в силу психофизических особенностей и поведения, уровня здоровья и коммуникации. С целью оказания ранней коррекционной помощи детям группы риска и инвалидностью, детям с генетическими нарушениями, а также сопровождения семей, имеющих таких детей,  в МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия» с октября 2018 года открыта Лекотека. Лекотека представляет собой специально организованную развивающую предметно-пространственную среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей-инвалидов,  детей с  ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте и функционирует два раза в неделю по два часа.  Для работы Лекотеки в образовательной организации выделено отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и имеющее:  приемную, помещение для  индивидуальных и групповых занятий, игр, консультаций, туалетную и умывальную  комнаты.

 Коррекционно-развивающую, образовательную деятельность в  Лекотеке  осуществляют следующие  специалисты:  педагог-психолог, учитель-логопед,  педагог дополнительного образования, воспитатель с исполнением должностных обязанностей воспитателя по театрализованной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие обязательную базовую подготовку повышения квалификации для специалистов Лекотеки.

Для оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях Лекотеки разработана программа «Выход есть».  Основной формой работы с детьми-инвалидами и  детьми с ОВЗ в Лекотеке является индивидуальный и групповой игровые сеансы. Наполняемость групп при организации группового игрового сеанса  составляет 2 ребенка со сложным дефектом и  4 ребенка с изолированным дефектом. В работе группы принимают участие родители (законные представители). Продолжительность группового игрового сеанса составляет от 60 до 90 минут в зависимости от возраста и сложности нарушений развития детей и проводится 1 раз в неделю. Используются такие педагогические  технологии как: психогимнастика, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия, цветотерапия, танцевальная терапия, смехотерапия, ИКТ технологии, пальчиковая, дыхательная и артикуляционные гимнастики,  гимнастика для глаз и пр.

 Особое внимание уделяется  взаимодействию с семьями. Работа построена так¸ чтобы сформировать у родителей  предпосылки для возникновения осознанного желания к реализации воспитательной функции своего «особенного» ребенка. Специалисты, сопровождающие семью, ведут работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребенка и общении с ним, создании атмосферы принятия и безопасности, установления более полного и осознанного контакта (эмоционального, интеллектуального, телесного) между ребенком и родителями.  Совместная работа специалистов направлена на оказание квалифицированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также членам семьи, на стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях.

Одним из важнейших условий организации деятельности Лекотеки является правильная организация развивающей  предметно-пространственной среды, которая рассматривается как  комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих, физических  способностей  детей в организованном пространстве. Специалисты Лекотеки организуют развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую содержанию поставленных задач, так, чтобы все участники взаимодействия на игровом сеансе находились в состоянии эмоционального комфорта, обеспечивали возможность ребенка самостоятельно регулировать степень своего участия во взаимодействии.

В процессе реализации индивидуальной коррекционно-образовательной программы и постепенной социализацией  «особенного»  ребенка появляется возможность постепенного вхождения его в группу типично развивающихся сверстников. Это могут быть «гостевые», кратковременные  визиты в группы общеразвивающей направленности. А в случае успешной адаптации и социализации инклюзия может стать частичной и даже полной.

Организация Лекотеки дает возможность семьям получить своевременную помощь в раннем выявлении характера и степени нарушения, определить индивидуальный путь развития и коррекции, научить родителей взаимодействовать с ребенком, чтобы активизировать его развитие.

Таким образом, развитие вариативных форм дошкольного образования позволяет выстроить единую систему образования детей раннего возраста, отвечающую принципам единства и непрерывности образования и одновременно самоценности периода раннего детства, а также расширить границы получения дошкольного образования за рамки семейного воспитания для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.