Для вас, родители!

Копысова Нина Викторовна

Здесь Вы найдете добрые советы по развитию речи детей, познакомитесь с интересными играми, научитесь с пользой проводить время с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Советы логопеда по теме недели "Армия России"112.64 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Военная техника"587.31 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Мамин праздник"493.46 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Дом доброты. Мир семьи в сказках"119.67 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Какой бывает транспорт"151.46 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "О чем рассказывает книжка"15.57 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "День космонавтики. Звездолеты"16.26 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Весенние цветы"16.57 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Домашние животные"17.02 КБ
Файл Советы логопеда по теме недели "Наши любимые занятия с мамой и папой"15.78 КБ
Файл Советы недели по теме "Волшебство, которое помогает"15.53 КБ
PDF icon Советы родителям "Как воспитать успешного ребенка"1.22 МБ
PDF icon Памятка для родителей "Как воспитать детей успешными"2.4 МБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей "Что делать, если ребенок не говорит"57.5 КБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей "Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам"31 КБ
Microsoft Office document icon Консультация для родителей "Приобщение ребенка к книге"34 КБ
PDF icon Буклет "О чем должны знать заботливые родители"688.87 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Армия России»

Спросите у детей, зачем нам нужна армия. Внимательно выслушав ответы, сделайте вывод, что с сильной армией Россию никто не сможет завоевать. Сильная, большая, хорошо подготовленная армия - опора и защита государства.

Сейчас в армии служат не только юноши, но и девушки. Расскажите детям, чему обучают в армии (стрелять из разного вида оружия, знакомят с военной техникой, показывают, как лучше расположить войска, как должны передвигаться отряды при атаке, и при обороне). Солдаты много занимаются спортом, чтобы стать сильными, крепкими и выносливыми.

Игра  «Разведчики, парад, засада»

По команде «Парад» дети идут парадным шагом, высоко поднимая колени.

По команде «Разведчики» дети идут осторожно, согнувшись.

По команде «Засада» приседают и не шевелятся.

Расскажите, какие войска есть в российской армии (сухопутные войска; военно-воздушные силы; ракетные войска стратегического назначения; военно-морской флот). Покажите детям форму солдат разных родов войск.

Предложите детям по головному убору определить, где служит солдат (у танкиста, летчика – шлемофон;  у моряка – бескозырка; у пехотинца – пилотка; у пограничника – фуражка, у десантника - берет).

Выучите с детьми стихотворение.

Служба идет

Об армии любимой знает стар и млад

И ей, непобедимой сегодня каждый рад.

Есть в армии солдаты, танкисты, моряки,

Все сильные ребята, им не страшны враги!

Стоят ракеты где-то, и на замке граница.

И так чудесно это, что нам спокойно спится!

Воспитывайте у ребенка патриотические чувства, гордость за российскую армию.

                      C:\Users\Kop_86reg\Downloads\моряк.jpg      Наша армия в картинках для детского сада и для школьников      Идеи на тему «АРМИЯ» (84) | армия, детские картинки, сова аппликация



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Военная техника»

Военная техника, как правило, интересует только мальчишек. Но, если рассказать о ней увлеченно, да ещё спросить у детей, чей папа служил на такой технике, думаю, что этой темой заинтересуются и девочки.

Для расширения и уточнения словарного запаса покажите детям картинки с военной техникой и назовите её. Расскажите, из каких частей состоит данная военная техника. Например, у танка есть гусеницы, корпус, сделанный из брони. В корпусе расположены двигатель и приборы. У танка есть топливные баки, они расположены снаружи для экономии места внутри танка. Сверху корпуса находится башня. Она нужна командиру, чтобы наблюдать за тем, что находится вокруг танка. Пушка – главное орудие танка.

Для того, чтобы дети лучше запомнили названия частей техники, предложите им нарисовать её. Нарисуйте сами военную технику, «забыв» нарисовать какую-нибудь деталь, пусть ребенок догадается, что Вы «забыли» нарисовать.

Предложите поиграть в игру «У гномика в гостях». Вы называете предмет, а ребёнок называет такой же предмет, только маленького размера. Например, самолет – самолетик, пушка – пушечка.

Моделирование, конструирование техники из бумаги, конструктора, спичечных коробков повысит интерес детей к этой теме, будет способствовать развитию мелкой моторики кистей рук.

Играя с детьми, Вы помогаете детям лучше усваивать новые знания.

png_lelik: Военная техника - на прозрачном фоне                   png_lelik: Военная техника - на прозрачном фоне

                            Клипарт - Военная техника - танки клипарт без фона. Military tanks - PSD.  Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Мамин праздник»

На свете добрых слов живет немало,

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово – мама!

И нету слов нужнее, чем оно!

Мама - это самый родной, близкий,  любимый, добрый и самый надежный друг для каждого ребенка. И сколько бы ни было нам лет - нам всегда нужны мамины поддержка, забота и добрый совет.

Как научить ребенка выражать ответные чувства? Основным примером для вашего ребенка станете Вы сами, ваше отношение к своим родителям (бабушкам и дедушкам). Важную роль в воспитании добрых чувств к матери играет отец. Помогите ребенку и научите его выражать свои чувства к маме с помощью слов и поступков.

Предлагаю простую и весёлую игру-соревнование «Добрые слова». Побеждает тот, кто назовет больше добрых слов о маме. Такая игра поможет не только весело провести вечернее время, но и расширит словарный запас детей.

Можно организовать совместное приготовление ужина, например, вместе сварить борщ. Спросите у ребенка, что вам для этого понадобится. Поверьте, так закреплять название овощей намного интереснее, чем рассматривать их на картинке. Борщ, приготовленный собственными руками, ребенок будет есть с большим удовольствием, да и маме такая помощь будет приятна.

Расширить словарный запас детей, закрепить умение употреблять глаголы в будущем времени поможет игра «Мамины помощники». Вспомните, какую помощь можно оказать маме по дому. Называйте свои действия по очереди:

- Я буду мыть посуду.

- Я буду мыть пол.

- Я буду протирать пыль.

Главное, не забывайте, что забота о маме - это не только слова, но и поступки! Будьте внимательны к близким!

                                

Лексическая тема "Мамин день. Женские профессии" информация для родителей



Предварительный просмотр:

Советы логопеда по теме недели

 «Дом доброты. Мир семьи в сказках»

Все мы хотим, чтобы миром правила доброта. Но это чувство не зарождается спонтанно и самостоятельно. Этому чувству ребенка надо учить. Самый лучший способ познакомить ребенка с добром и злом – это чтение и обсуждение сказок.

После чтения сказки обязательно расспросите малыша, кто из героев сказки ему понравился больше всего. Почему он считает этого героя добрым? Как по-другому можно его назвать (ласковый, отзывчивый, милосердный, великодушный)? В эти минуты общения с ребенком не только укрепляется тонкая нить доверительных отношений между вами, но и обогащается и уточняется словарный запас детей.  Они начинают понимать лексическое значение слов, многообразие их смысловых оттенков.

После чтения поиграйте в сказку с помощью настольного театра, который можно сделать вместе с детьми или придумайте пальчиковую гимнастику на сказочный сюжет. Если же Вы не очень творческий человек и фантазии Вам не хватает, то можно воспользоваться готовыми сказочными сюжетами.

Пальчиковая гимнастика  «Колобок»

Жили-были дед да баба

На поляне у реки.                            Стучат кулачком о кулачок.

И любили очень-очень

На сметане колобки.               Сжимают, разжимают кулачки.

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.                        Встряхивают кисти рук.

Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.                     Трут ладошки.

Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.                     Гладят поочередно руки.

Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.                   Хлопают в ладоши.

герои сказки `Репка` - Наталья Анатольевна Галанина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы логопеда Тема «Транспорт » интересна не только мальчикам, но и девочкам. Разложив перед детьми картинки, нарисуйте на листе бумаги облака, реку и дорогу и предложите назвать виды транспорта (наземный, водный, воздушный) и положить картинку в нужное место на вашем импровизированном игровом поле. С помощью такой игры можно не только закрепить название транспортных средств, но и совершенствовать грамматический строй речи, закрепить в речи предлоги ПО, В. Предложите ребенку составить предложение с каждой картинкой. Например, самолет летит в небе. Машина едет по дороге. Спросите у детей, знают ли они, как называются профессии людей, работающих на транспорте. Напомните им, что машиной управляет водитель (шофер), самолетом - летчик (пилот), поездом – машинист, кораблем – капитан. Получить новые знания вам поможет «Большая детская энциклопедия». А узнав что-то новое, обязательно поделитесь этим с друзьями.


Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «О чем рассказывает книжка»

«Книга – источник знаний» - гласит народная мудрость. Объясните ребенку это выражение. Расскажите, что книги бывают разные: сказки, рассказы, стихи, энциклопедии, справочники и т.д. В зависимости от того, какую информацию мы хотим узнать, такую книгу и выбираем.

 Помещение, в котором хранятся книги, называется библиотека. А человек, который работает в библиотеке и помогает нам в выборе книги, называется библиотекарь. Книги в библиотеке хранятся на полках в определенном порядке, поэтому библиотекарь быстро находит нужную нам книгу. Одну и ту же книгу по очереди читают многие люди, поэтому книги надо беречь: нельзя в них рисовать, загибать и вырывать страницы. Если мы будем беречь книги, то они расскажут нам о многом: о тайнах, хранящихся на дне морей и океанов, о том, есть ли жизнь на Марсе, об удивительных цветах, которые едят насекомых, о редких народах, населяющих нашу землю.

Узнав что-то новое, обязательно поделитесь этим с друзьями в группе, может быть, они тоже захотят последовать Вашему примеру и прочитают книгу. А ещё можно нарисовать картинки к книге, которую Вы прочитали с ребенком, тогда в Вашей семье появится новая книга, которую, я уверена, ребенок с удовольствием будет пересматривать, показывать и рассказывать родным и близким, а значит, у него будет развиваться память и умение передавать свои мысли, то есть речь.

Загадайте детям загадки

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает.

(книга)

Не куст, а с листочками

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(книга)

Не шумим и не играем –

Здесь мы книги выбираем.

Книжных полок этажи

Тут зовутся стеллажи.

А на них – стихи и сказки,

Прочитать хотят их глазки.

Просят девочки, мальчишки:

– Дайте всем нам по три книжки!

(библиотека)



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «День космонавтики. Звездолеты»

Расскажите детям о Дне космонавтики. Я уверена, что им интересно будет узнать о том, что именно наш советский космонавт Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, совершившим полет в космос 12 апреля 1961 года. На корабле «Восток – 1» он облетел всю нашу планету всего за 1 час 48 минут. С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Детям интересно будет узнать и о том, что еще раньше человека в космосе побывали два других отважных космонавта. Это были простые советские собаки Белка и Стрелка. Они вышли на орбиту Земли и 25 часов летали вокруг нашей планеты. Именно собаки открыли человечеству путь в космос.

Спросите детей, знают ли они, что для полета в космос используют особый транспорт – космические корабли.

Космические корабли предназначены для доставки людей в космос и безопасного их возвращения на Землю. Также на космических кораблях доставляют в космос аппаратуру, предназначенную, например, для наблюдения за изменением температуры поверхности Земли.

Космический корабль, способный перемещаться между звёздами, называется звездолёт.

Предложите детям нарисовать космос, космические корабли, планеты, которые они знают.

Загадайте загадки:

Планета голубая,                                        На корабле воздушном,

Любимая, родная,                                 Космическом, послушном,

Она твоя, она моя,                                Мы, обгоняя ветер,

 А называется… (Земля)                        Несемся на … (ракете)

Есть специальная труба,                        В космосе сквозь толщу лет

В ней Вселенная видна,                        Ледяной летит объект.

Видят звезд калейдоскоп                        Хвост его — полоска света,

Астрономы в … (телескоп)                        А зовут объект… (комета)

Поиграйте в игру «Четвертый лишний», предлагая детям найти слово, не относящееся к космосу.

Ракета, комета, планета, диета.

Телескоп, скафандр, невесомость, ласты.

        А ещё, понаблюдайте с детьми за звездным небом. Выберите для этого тихий ясный вечер. Я уверена, что впечатления от увиденного не оставят равнодушными ни малышей, ни взрослых.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Первые весенние цветы»

Обратите внимание детей на изменения, которые происходят в природе весной. Расскажите, что как только растает снег, из под снега появляются первые весенние цветы: одуванчики, мать-и-мачеха, в лесу можно увидеть подснежники, ландыши. Рассмотрите первые весенние цветы. Обратите внимание, на что они похожи.

Загадайте загадки:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом,

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

Первым вылез из земли на проталинке.

 Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)

Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Предложите ребенку составить небольшой рассказ про цветок. Лучше всего это сделать с опорой на картинки. Их можно нарисовать вместе. Если ребенок затрудняется составить рассказ, предложите ему послушать Ваш рассказ, а затем, ответив на вопросы, пересказать его. Начинать обучение пересказу и составлению рассказов надо с нескольких предложений.

Вот пример рассказа об одуванчике.

Это одуванчик. У одуванчика ярко-желтый цветок, похожий на солнышко и тонкий гладкий стебель. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах. Одуванчик – лекарственное растение.

Примерные вопросы:

  1. Как называется цветок?
  2. Какой у одуванчика цветок и стебель?
  3. Где растут одуванчики?
  4. Какую пользу приносят одуванчики?

        



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Домашние животные»

Расскажите детям о домашних животных, объясните, почему они так называются, какую пользу приносят людям. Рассмотрите животное, попросите ребенка его описать. Для облегчения составления описательного рассказа, используйте план-схему. Чтобы такие занятия не были скучными, превратите их в конкурс загадок. Например, ребенок описывает животное, а Вы отгадываете, какое животное ребенок загадал. Затем поменяйтесь ролями.

Повторите с детьми названия детенышей животных: у кошки – котенок, у кролика – крольчонок. Особую сложность у детей вызывают названия детенышей собаки (щенок), свиньи (поросенок), коровы (теленок), лошади  (жеребенок).

Загадайте загадки:

Кто имеет пятачок,                                Говорит она нам: «Му!»,

Не зажатый в кулачок?                                Ночью спит в своём хлеву,

На ногах его копытца.                                Днём на пастбище идет.                

Ест и пьет он из копытца.                         Молочко нам всем дает.     (Поросенок)                                                        (Корова)

В капусту  он забрался                                По пустыне он идёт,

Осеннею   порой.                                        Грузы и людей везёт.

Рогатый и лохматый                                У него в горбах всегда

И с длинной бородой.                                Есть прохладная вода.

                           ( Козел)                                             (Верблюд)

Рассмотрите, чем похожи животные, и чем они отличаются. Поиграйте в игры «Угадай, чей след?», «Угадай, чей хвост?».

Если ребенку интересна эта тема, то редкую информацию о домашних животных можно узнать в энциклопедии. Например, познакомьте детей с породами собак или кошек, расскажите, откуда завезли к нам в Россию этих животных.

Уверена, что, не смотря на то, что с домашними животными детей знакомят с самого раннего детства, Вы найдете, чем их удивить и заинтересовать.

        

        



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Наши любимые занятия с мамой и папой»

Каждый ребёнок любит играть с мамой и папой. Это прекрасное время не только для общения с малышом, но и возможность обучения в интересной, доступной форме.

У каждого ребёнка свои любимые игры, связанные с его интересами и предпочтениями. Кто-то любит читать и рассматривать книги, кто-то строить замки из кубиков и другого строительного материала, а кто-то шумно играть в прятки. Но главное во всех этих совместных мероприятиях одно – все члены семьи должны получать радость от общения. Только позитивные эмоции и интерес к совместной деятельности будет способствовать не только развитию игры, но и решению воспитательных и образовательных задач.

Во что поиграть с мамой и папой? Предлагаю несколько игр.

Игра «Маленькие помощники»

Замесите тесто. Предложите ребенку помочь вам насыпать в миску муку. Раскатайте тесто. Отделите кусок теста для ребенка, пусть раскатает его сам. А затем, используя формочки, сделайте заготовки для печенья. Уверена, что печенье, испеченное вместе с мамой, будет самое вкусное. И познавательное значение такого занятия велико: ребенок узнает, из чего делают тесто, как печенье попадает на стол.

Игра «Мушкетеры»

Сверните из газеты трубочки, это будут шпаги. Предложите ребенку поединок. Такая весёлая игра не только поможет выплеску негативных эмоций, но и будет способствовать развитию внимания, координации движений, равновесия, ловкости, а также волевых качеств.

Отгадывание кроссвордов

Возьмите любой детский кроссворд и предложите ребенку помочь Вам его разгадать. Возможно, Вам понадобится помощь мамы (папы) или энциклопедии. Не пренебрегайте этой помощью. Советуясь с мамой (папой), можно сказать: «Только мама (папа) знает ответ на этот вопрос!» Такими словами Вы поднимаете авторитет родителей в глазах ребёнка. Разгадывание кроссвордов расширяет кругозор ребенка, а, значит, способствует расширению словарного запаса и развитию речи в целом.

        Любимой может стать любая незатейливая игра, придуманная Вами и ребенком. Главное – найти для этого врем и добавить немного фантазии.



Предварительный просмотр:

Советы логопеда

по теме недели «Волшебство, которое помогает»

Если Вы спросите у ребенка: «Что такое волшебство», он, конечно же, начнет фантазировать на сказочные темы. Тогда обратите его внимание на простые «волшебные» слова, помогающие творить чудеса: пожалуйста, спасибо, извините.

В словаре ребенка старшего дошкольного возраста таких  «волшебных» слов должно быть уже около 15. Чаще всего эти слова усваиваются детьми в семье, по подражанию родителям. Но, если в Вашей семье не принято говорить вежливые слова, этому придется учить ребенка целенаправленно. Как это сделать? Конечно, играя!

Игра «Волшебные слова»

Вариантов игры очень много. Вы можете придумать и свой вариант. Главное – это соревновательный момент и цель: вспомнить как можно больше вежливых слов и выражений. Можно рекомендовать родителям перед игрой самим вспомнить и записать эти «волшебные» слова. Должно набраться не меньше 20-25 слов. Попробуйте, это не так просто!

Вариант первый: «Командная вежливость». Если в гости к вам пришли дети, разделите их на 2 команды. В каждой команде может быть взрослый, но он вступает в игру только тогда, когда дети уже не могут ничего нового предложить. Кто первый – решает жребий. Говорить может любой из членов команды. Цель – назвать как можно больше вежливых слов и выражений. Побеждает та команда, которая назвала последнее слово. Таким же образом вы можете играть вдвоем с ребенком.

Вариант второй: «Вежливые вышибалы».

Вы, конечно, помните, игру в вышибалы. Цель игрока – перейти на другую сторону, а ведущего, стоящего посередине – не дать ему этого сделать. Чтобы беспрепятственно перейти на другую сторону, в «вежливых вышибалах» нужно назвать «волшебное» слово или выражение. Слова повторять, конечно же, нельзя. Уже поиграв в такую игру несколько раз, дети хорошо усваивают вежливые слова. Вы можете модифицировать эту игру, если играете вдвоем с ребенком, просто перебрасывая мяч друг другу.

Вариант третий. За каждое названное вежливое слово участник игры получает «фант». Побеждает тот, кто больше наберет «фантов».

Играя с ребенком в такие игры, Вы не только закрепите вежливые слова, но и расширите его словарный запас.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Очень часто от родителей можно услышать: "Мой ребенок всё понимает, но не говорит».  Что делать в таком случае?

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи.

Ниже приведена таблица, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.

В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течение которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

N

Форма речи

Примерный возраст появления

1.

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2.

Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1.5-3 мес.

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов)

4-5 мес

4.

Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав)

8 мес- 1 год 2 мес.

5.

Двухсловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд

1год 6 мес - 2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1,9 года - 2,6 года

7

Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др)

2,4 года - 3,6 года

8

Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2,6 года - 3,5 года

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес- 1,5 мес

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2,6 года - 3,6 года


         Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всего лишь исключение из правила, подтверждающее это правило.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

•Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

•У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

•Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

•Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

•Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

•Ребенок развивается с задержкой.

•Ребенок перенес тяжелые заболевания.

•У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный» ребенок).

•Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на языке, понятном ему

одному. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Почему у ребенка речь формируется с задержкой?

 Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается

недоразвитие речи той или степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы

речи ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «скажи» и «повтори» хотя бы на первое время. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Необходимо срочно обратиться к специалисту. Такими специалистами могут быть: учитель-логопед, педагог-дефектолог, врач-педиатр, врач-невропатолог.

Занятия надо начинать как можно раньше!

          Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Помните! Диагноз - не приговор, диагноз - успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.

По материалам Ольги Евгеньевны Грибовой, кандидата педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.



Предварительный просмотр:

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. А как выбирать полезные и интересные книги для малышей разного возраста?

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой - ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т.п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

(По материалам журнала "Мой ребенок".)



Предварительный просмотр:

Приобщение ребенка к книге

К сожалению, в наш век кинематографического бума отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Проще посмотреть яркий, красочный мультфильм, насыщенный быстрой сменой декораций, эмоций, взаимоотношений героев. Ребенок не успевает задуматься,  оценить поведение этих героев, прочувствовать эмоциональное переживание. Вся информация подается на «блюдечке с голубой каемочкой», всё упрощается. И, как результат, дети не любят, не хотят читать. Ведь чтение, слушание – процесс, требующий определенных умственных усилий.

А ведь именно книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же должен открыть этот талант? Это должны сделать мы с вами - родители и педагоги.

Дети дошкольного возраста — пока ещё слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них взрослый, поэтому каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребенка эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Очень важным, по-прежнему остается чтение перед сном. Оно становится неким ритуалом перед подготовкой ребенка ко сну и заключает в себе что-то личное, сокровенное, тайное, помогает налаживать доверительные отношения между близкими людьми. Недаром наши мамы и бабушки никогда не передоверяли эту «волшебную» работу няням и тетушкам.

Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский).

Для привития интереса к книге воспитатели вынуждены изыскивать интересные формы работы, как с детьми, так и с родителями. Традиционной формой является оформление уголков чтения в группах.  Часто воспитатели оформляют тематические выставки, посвященные творчеству писателей. Очень востребованными у детей являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась. Организуются занятия «Как книга к детям пришла» и «Из прошлого книги», на которых дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Воспитатели организуют  «Книжкину больницу» в группах, прививая детям бережное отношение к книге.

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.  

Возможно, интересной будет такая форма работы, как организация семейной библиотеки, в которую вы, родители, принесёте свои любимые книги, и дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги.

Но самой действенной и результативной, на мой взгляд, является такая форма работы, как создание книг-самоделок. Одно дело прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Можно создать книгу по произведениям детских писателей, а можно и по сказкам, которые дети придумывают сами.  Презентацию этих книг можно провести как на родительских собраниях, так и на специально организованных литературных вечерах. Именно в создании авторских книг-самоделок велика роль родителей, ведь вы становитесь соавторами, соредакторами ребенка. Такие книжки-самоделки особенно дороги ребенку, они с удовольствием листают их, рассматривают, показывают товарищам, рассказывают содержание книги, тем самым развивая собственную речь.

В прошлом году я тоже попыталась решить задачу приобщения детей к книге на своих логопедических занятиях. С этой целью мною был разработан проект «По следам трудного звука», в рамках которого мы вместе с детьми и родителями создали логопедические книжки-самоделки. Что из этого вышло вы можете увидеть на представленной выставке. Но ценность таких книг очень велика, она заключается в том, что:

во-первых, это книжка – самоделка, что само по себе уникально, так как является отражением внутреннего мира ребенка, раскрывает его творческие способности;

во-вторых, это книжка-помощница по закреплению труднопроизносимых звуков в речи;

в-третьих, это книжка-пропись для подготовки дошкольника к письму и развития зрительно-пространственной ориентации;

в-четвертых, это книжка-альбом для развития творческих способностей детей и развития мелкой моторики рук;

в-пятых, это книжка – игрушка, в которой предложены различные игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и, конечно, речи.

Для создания книжки-самоделки необходимо только желание и доброжелательное отношение с ребенком, а всё остальное он предложит вам сам.

Если вы хотите видеть вашего малыша развитым, смышленым, добрым и чутким, помогите ему проникнуться любовью к книге и тогда душа его никогда не станет пустой. И помните: главное – не упустить время!


Предварительный просмотр: