Наставничество
Представлен опыт работы наставнической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Фантазия»
«РУКА В РУКЕ»
Программа по развитию профессиональных компетенций педагогов посредством технологии реверсивного наставничества
Разработала: учитель-логопед
Копысова Н.В.
2021 – 2022 учебный год
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность разработки программы
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Методологическая основа программы
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.5. Целевая группа программы
1.6. Сроки реализации программы
1.7. Применяемые формы наставничества
2. Нормативная основа реализации программы наставничества
3. Ожидаемый результат, показатели, способы оценки результативности программы наставничества
3.1. ожидаемые результаты
3.2. показатели эффективности внедрения программы
3.3. организация контроля и оценки
4. Содержательный раздел
4.1. Направления деятельности по реализации программы
4.2. Основные формы и методы
4.3. Этапы реализации Программы
5. План реализации мероприятий на учебный год
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность разработки программы
Стремительные изменения в системе образования приводят к возрастанию социальной роли педагога, что сопровождается ростом дополнительных требований к его профессионализму и личностным качествам. В связи с этим трудности испытывают как молодые специалисты, так опытные педагоги. Молодым специалистам трудно перенести полученные теоретические знания в реальные профессиональные умения, убедиться в значимости выбранной профессии, а опытные педагоги имеют дефицит знаний в области новых информационных технологий. Именно поэтому в настоящее время так велика роль наставничества, как компонента современной системы образования. Наставничеству отводится роль инструмента интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков и компетенций.
Традиционное наставничество предполагает объединение опытного педагога с молодым специалистом для передачи опыта от старшего поколения к более молодому. Современные подходы к наставничеству имеют более широкие возможности. Одной из востребованных форм наставнической деятельности в современной цифровой образовательной среде является реверсивное наставничество.
Реверсивное наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществлять непрерывное профессиональное взаиморазвитие педагогов.
Суть реверсивного наставничества заключается в том, что опытные педагоги передают имеющийся у них опыт практической деятельности, а молодые специалисты помогают старшим коллегам понять проблемы, связанные с новыми технологиями и способами мышления.
Таким образом, новизна программы заключается в использовании технологии реверсивного наставничества, позволяющей получить новые профессиональные знания не только молодому специалисту, но и высококвалифицированному педагогу.
Такая модель поможет восполнить образовательный дефицит обоих участников Программы наставничества.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для обмена опытом, взаимной передачи имеющихся знаний, совершенствования профессиональных компетенций педагогов.
Задачи:
- оказывать помощь молодому специалисту в адаптации к условиям реальной педагогической деятельности, корпоративной культуре в образовательной организации;
- совершенствовать имеющиеся профессиональные компетенции с учетом выявленных трудностей педагогов;
- оценивать профессиональную деятельность педагогов.
1.3. Методологическую основу программы составляют:
- Феноменологический подход, учитывающий принцип природосообразности, траекторию выбора развития личности, потенциал для профессионального становления и развития личности педагога;
- аксиологический подход, учитывающий общечеловеческие и педагогические ценности, профессиональные установки, траекторию самореализации в профессии;
- акмеологический подход, учитывающий восходящее движение в профессии, единство сознания и познавательной деятельности, опережающее обучение в «зоне ближайшего развития»;
- андрогогический подход, учитывающий активную позицию взрослого как обучающегося, наличие социального и культурного опыта, интерес к получению знания с минимальными затратами;
- системно-деятельностный подход, основывающийся на принципе активности, использовании интерактивных форм, методов и приемов взаимодействия, учете индивидуальных особенностей, равноправии и партнерстве.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
В программе учитываются принципы наставничества:
1) добровольность – искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
2) гуманность – уважение к человеческой личности, соблюдение её прав;
3) взаимопонимание – способность принимать точку зрения друг друга, учитывать интересы и особенности другой стороны, даже если они противоречат их собственным;
4) конфиденциальность – предотвращение разглашения частной информации.
5) ответственность – исполнение обязательств.
- . Целевая группа программы: молодой специалист, опытный педагог.
- . Срок реализации программы: 1 год.
- . Форма наставничества: педагог – педагог.
Вид наставничества: реверсивное.
2. Нормативная основа реализации программы
Программа разработана в соответствии с региональным проектом национального проекта «Образование», Программой развития образовательной организации, основной образовательной программой МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия».
3. Ожидаемый результат, показатели, способы оценки результативности программы
3.1. Ожидаемые результаты программы
Для опытного педагога:
1) Снижение риска профессионального выгорания.
2) Повышение самоуважения, уверенности в себе и позитивное отношение к собственной деятельности.
3) Получение нового опыта и освоение новых компетенций в области информационно-коммуникативных технологий.
Для молодого специалиста:
1) Повышение уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
2) Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.
3) Высокий уровень включенности в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
4) Желание продолжить свою профессиональную деятельность в данной образовательной организации.
Для ДОО:
1) Улучшение психологического климата в образовательной организации.
2) Увеличение числа педагогов, отвечающих требованиям профессионального стандарта.
3) Укрепление профессионального сотрудничества всех членов коллектива.
4) Повышение качества образования.
3.2. Показатели эффективности внедрения Программы наставничества
Определить эффективность внедрения Программы наставничества можно по следующим показателям:
– включенность молодого педагога в профессиональную, а также организационную деятельность образовательной организации;
– профессиональная стабильность молодого специалиста и уверенность в своих силах;
– повышение профессиональных компетентностей опытного педагога и молодого специалиста.
- Организация контроля и оценки
В качестве текущего контроля вопрос о реализации программы включается в повестку совещаний при руководителях 1 раз в месяц. В качестве итогового контроля предусмотрено рассмотрение результатов на итоговом педагогическом совете.
- Содержательный раздел
- Направления деятельности по реализации программы
4.2. Основные формы и методы работы:
1. Универсальные: беседа, консультация, совет, разбор проблемы, совместная
деятельность.
- Поддержка в становлении индивидуальности молодого специалиста: оказание помощи в выборе направлений дополнительного образования (заполнение таблиц «Сильные и слабые стороны»), совместный мониторинг дистанционных курсов;
- Помощь молодому специалисту в самоорганизации: помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания;
- Помощь молодому специалисту в профессиональном становлении: взаимопосещение занятий, совместная подготовка и участие в проведении педагогических советов, родительских клубов; подготовка и проведение литературной викторины; совместный выбор и анализ литературы; подбор дидактических и развивающих игр и упражнений.
- Помощь опытному педагогу в освоении современных информационных технологий.
4.3. Этапы реализации Программы
1 этап. Адаптационно-диагностический
Цель: установление доверительного продуктивного общения между педагогами и выявление трудностей.
Задачи этапа:
- создать эмоционально-комфортные условия для взаимодействия педагогов;
- выявить затруднения опытного педагога в области информационно-коммуникативных технологий;
- выявить профессиональные затруднения молодого специалиста;
- разработать основные направления работы.
Содержание этапа:
На этом этапе проводится предварительная диагностика интересов и ожиданий молодого специалиста, определение его сильных и слабых сторон (Приложение 1), определяются трудности и пожелания опытного педагога в достижении конкретных умений; выявляются особенностей личности педагогов; определяются направления работы.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- беседа;
- анкетирование (Приложение 1).
2 этап Содержательный
Цель: реализация разработанного плана развития профессиональных и личностных компетенций педагогов.
Задачи:
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с дошкольниками и их родителями (законными представителями);
- мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
- создать условия для совершенствования знаний в области информационно-коммуникативных технологий опытного педагога.
Содержание этапа:
- создание благоприятных условий для профессионального роста молодого специалиста;
- изучение нормативно-правовой документации, локальных актов образовательной организации;
- совместная разработка перспективных планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и учетом индивидуальных возрастных и психофизических особенностей детей;
- помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- совместная подготовка и участие в проведении педагогических советов, родительских клубах и других мероприятиях;
- взаимопосещение занятий (с анализом и самоанализом);
- помощь опытному педагогу в освоении современных информационных технологий.
Направления деятельности: адаптационная работа; психологическая и методическая поддержка, сопровождение; профессиональная коммуникация; мотивация и стимулирование саморазвития и самообразования.
3 этап. Контрольно-оценочный (аналитический)
Цель: подведение итогов реализации Программы.
Задачи:
- проанализировать и обобщить достигнутые результаты реализации Программы
- определить перспективы дальнейшего профессионального роста.
Содержание этапа:
- анализ результатов работы молодого специалиста с детьми, педагогами и родителями воспитанников;
- динамика профессионального роста молодого педагога;
- динамика освоения опытным педагогом современных информационно-коммуникативных технологий;
- подведение итогов, выводы;
- определение перспектив дальнейшей работы.
- План реализации мероприятий на 2021 - 2022 учебный год
Ф.И.О. опытного педагога: Копысова Нина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Категория: высшая
Ф.И.О. молодого педагога: Лихенко Неля Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Цель: создание организационно-методических условий для развития профессиональных и личностных компетенций педагогов и успешной адаптации молодого специалиста к работе в детском саду.
Задачи:
- выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с дошкольниками и их родителями (законными представителями);
- мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
совершенствовать знания опытного педагога в области информационно-коммуникативных технологий: компьютерной программы для создания презентаций Prezi, программы видеоредактора.
- провести анализ эффективности реализации программы.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптации молодого специалиста в организации;
- повышение профессиональной компетентности молодого специалиста в вопросах организации коррекционно-развивающей деятельности в ДОО;
- совершенствование форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями;
- использование в работе молодого педагога современных педагогических технологий;
- умение проектировать коррекционную работу с детьми на основе изучения личности ребенка, его индивидуальных психофизических особенностей;
- овладение опытным педагогом современными информационными технологиями: компьютерной программой для создания презентаций Prezi, программой видеоредактора.
№ | Содержание работы | Ожидаемые результаты | Методы | Дата проведения |
1. | Изучение трудностей молодого специалиста. Совместное проведение обследования познавательной и речевой деятельности дошкольников. Заполнение карт индивидуального развития детей с ОВЗ. Планирование коррекционной работы с детьми. | Выявлены теоретические и практические трудности молодого педагога. Владеет методикой проведения обследования, грамотно подбирает инструментарий. Умеет заполнять карты индивидуального развития детей с ОВЗ. Умеет составлять перспективный план работы. | Беседа, анкетирование. Консультирование, показ. Консультирование. Показ, оказание помощи, совместное составление плана. | Сентябрь |
2. | Ознакомление с нормативно-правовой документацией. Выбор темы по самообразованию. | Знает должностную инструкцию, требования к трудовой дисциплине. Выбрана тема по самообразованию, составлен план работы. | Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОО. Консультирование. | Октябрь |
3. | Молодой педагог Изучение методики проведения индивидуального коррекционного занятия, совместная разработка конспектов занятий, подбор дидактического материала. Опытный педагог Ознакомление с компьютерной программой для создания презентаций Prezi. | Знает структуру занятия. Умеет осуществлять подбор необходимого демонстрационного и раздаточного материала. Имеет общие представления о работе в данной программе | Посещение молодым педагогом занятий наставника. Показ, объяснение | Ноябрь |
4. | Молодой педагог Самостоятельное составление конспекта и проведение индивидуального коррекционного занятия молодым специалистом. Совместная подготовка и проведение игрового обучающего семинара для педагогов «Шарик-шоу для педагогов» по теме «Обучение дошкольников составлению рассказов». Опытный педагог Совместная работа по созданию презентаций в компьютерной программе Prezi. | Умеет планировать предстоящую деятельность, владеет навыками подачи нового материала. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке к мероприятию. Имеет базовый навык работы с программой. | Посещение занятий молодого специалиста, обсуждение основных этапов занятия, анализ и самоанализ занятия. Совместная работа, Оказание помощи, психологическая поддержка. Совместная работа, оказание помощи. | Декабрь |
5. | Молодой педагог Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Ознакомление с проектной деятельностью в ДОО. Организация работы с родителями воспитанников, совместная подготовка к проведению родительского клуба «Школа дошколят». Опытный педагог Самостоятельная работа по созданию презентаций в компьютерной программе Prezi. | Умеет находить решение в трудных ситуациях. Умеет составлять план проектной деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке к мероприятию. Умеет самостоятельно работать в программе. | Обсуждение конкретных педагогических ситуаций, поиск решений. Консультирование, ознакомление с основами проектной деятельности. Совместная работа Психологическая поддержка | Январь |
6. | Молодой педагог Организация работы с родителями воспитанников, самостоятельное проведение семейного клуба «Школа дошколят». Опытный педагог Ознакомление с компьютерной программой видеоредактора | Умеет определять цели, задачи и планировать работу с родителями, оценивать и анализировать результаты работы, корректировать процесс взаимодействия с ними. Имеет общие представления работы с программой. | Консультация наставника, изучение плана проведения заседания семейного клуба. Совместная работа, оказание помощи. | Февраль |
7. | Молодой педагог Совместная подготовка и проведение литературной викторины для старших дошкольников «В гостях у Маршака». Опытный педагог Совместная работа по монтажу видео в компьютерной программе видеоредактор. | Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке к мероприятию. Имеет базовый навык работы с программой. | Советы, совместная работа. Совместная работа, оказание помощи. | Март |
8. | Молодой педагог Проведение открытого занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Опытный педагог Самостоятельная работа по монтажу видео в компьютерной программе видеоредактор. | Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Умеет самостоятельно работать в программе. | Консультация наставника, совместное обсуждение. Оказание помощи при необходимости. | Апрель |
9. | Подведение итогов работы. | Имеют профессиональные компетентности. | Самоанализ молодого специалиста и опытного педагога | Май |
Литература
- Балагурова М.С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов // Инновационные педагогические технологии: материалы YIIМеждунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук. 2017. – С.38 – 40.
- Головицина Ю.Б. Клуб «Профессиональный дуэт» как одна из форм работы с молодыми специалистами // Методист. – 2016. – № 7. – С. 17—22.
- Кругликова Г.А. Реверсивное наставничество.Методический навигатор: методическое пособие для наставника / Кругликова Г.А., Антонова А.В., Колотовкина И.М. -Екатеринбург: [б.и.], 2023. - 16 с.
- Методические рекомендации по внедрению региональной целевой модели наставничества для образовательных организаций, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования /Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей», Челябинск, 2021. – 51с.
- Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г.Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина; Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей̮ ФИРО РАНХиГС. – [Электронное издание] – М.: Перспектива, 2020. –108 с.
Приложение 1
Анкета для молодого педагога
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки:
– да; – нет; – частично
- Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватает в начальный период педагогической деятельности?
_________________________________________________________________________________________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы
испытываете трудности:
– в календарно-тематическом планировании – да; – нет; – частично;
– в проведении занятий– да; – нет; – частично;
– в проведении мероприятий – да; – нет; – частично;
– в общении с коллегами, администрацией – да; – нет; – частично;
– в общении с детьми, их родителями – да; – нет; – частично;
–другое (допишите) ____________________________________________
4. Что представляет для вас трудность:
– формулировка целей занятия – да; – нет; – частично;
– выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей занятия – да; – нет; – частично;
– мотивация деятельности воспитанников – да; – нет; – частично;
– формулировка вопросов проблемного характера – да; – нет; – частично;
– создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении – да; – нет; – частично;
– подготовка для воспитанников заданий различной степени трудности – да; – нет; –частично;
– активизация детей на занятии – да; – нет; – частично;
– организация сотрудничества детей – да; – нет; – частично;
– организация своевременного контроля и коррекции образовательных достижений детей – да; – нет; – частично;
– развитие творческих способностей детей – да; – нет; – частично;
– другое (допишите) ____________________________________________
5.Каким формам повышения квалификации своей профессиональной
компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– cамообразованию;
– практико-ориентированному семинару;
– курсам повышения квалификации;
– мастер-классам;
– творческим лабораториям;
– индивидуальной помощи со стороны наставника;
– другое (допишите) ____________________________________________________________
6.Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
– типы занятий, методика их подготовки и проведения;
– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
– приемы активизациипознавательной деятельности дошкольников;
– формы работы с родителями;
- формы и методы педагогического сотрудничества с дошкольниками;
– другое (допишите________________________________________________
7.Знаниями в какой области могли бы поделиться с коллегами?
__________________________________________________________________