111, 108, 114, 118, гр. Задания на 26.04.2025
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
114 группа
Литература
Тема: Тема: В. В. Маяковский. Судьба и личность. Поэма "Облако в штанах" (Обзор)
1) Поэму "Облако в штанах" читать.
2) Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
Основы проектной деятельности
Тема: Основные моменты устного выступления.
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
108 гр.
Основы проектной деятельности
Тема: Основные моменты устного выступления.
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
111 группа
Литература
Продолжаем изучать творчество А. А. Блока!
Задание
Законспектировать материалы прикреплённого файла. Конспект должен быть подробным. Работу выполнить в тетради по литературе.
118 группа
Русский язык
СПП. Сделать упражнение из прикреплённого ниже файла. Пишем в рабочей тетради. Проверяем на уроке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ | |
| 106.5 КБ | |
| 13.83 КБ | |
| 648.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь для защиты проекта
Что такое защитная речь
Защитная речь — это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:
- раскрыть тему проекта;
- описать суть исследования;
- продемонстрировать практическую значимость;
- доказать актуальность выбранной темы.
Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.
На что комиссия обращает внимание
Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:
- согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
- грамотность, логичность построения речи докладчика;
- обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.
Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
Оптимальный объем текста
В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени.
Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:
- Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
- Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
- Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды.
Заготовки (клише)
Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.
Теоретические исследования
Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:
Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.
Аналогично пересказываем содержание следующих глав.
Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:
«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».
«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».
«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».
Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.
Общие рекомендации по составлению защитной речи
Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.
- Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
- Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления.
- Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
- Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
- Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет.
- Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.
Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.
Предварительный просмотр:
Тема Родины в творчестве Александра Александровича Блока
Тема Родины в творчестве различных писателей и поэтов «воспевается» совершенно по-разному. Некоторые описывают ее в образе матери, другие в образе возлюбленной. Кто-то уверен, что родной край — это именно то место, где человек родился. Многие поэты персонифицировали Родину, пытаясь показать ее в образе какого-то отдельно взятого человека, который способен, как и тысячи других людей, испытывать чувства, вроде любви, страданий, переживаний, волнений...
Александр Александрович Блок, в свою очередь, объединил в своих произведениях понятие Родины, совместил несколько вариантов воедино. Следует отметить, что несмотря на подобное объединение, в каждом новом произведении Родина в лирике Блока представляется совершенно по-разному, каждый раз открывается ее новый образ. Это совсем не означает того, что восприятие родного края рассеивается или к нему у писателя изменяется отношение – нет. Все дело в том, что, по мнению самого поэта, Родина многогранна, она велика.
Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. Также здесь присутствует упоминание мифических существ вроде: ведунов, ворожеи и других. Такие слова, как «дебри», «болота» тоже чаще всего упоминаются именно в мифологических сказаниях. Загадочность Руси подчеркивает цветовой контраст. Сначала в воображении читателя начинают появляться черные, серые, коричневые и грязно-зеленые цвета.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Потом становится ясно, что таким образом писатель подчеркивает неординарность Руси, ее контрастность.
Романтизация присуща стихотворениям о «Прекрасной даме». Здесь Родина у поэта выступает в образе прекрасной, молодой красавицы, собственно, так же представляли родные края и предшественники Блока. Женщина эта обладает весьма неординарным характером, она одновременно необузданная, сильная и тем самым, манящая к самой себе дива, но также она и нежная, смирная и красивая. Страдания, по мнению Блока, тоже являются возвышенными чувствами. Собственно, в отношениях людей они присутствуют очень часто. Это должен почувствовать и пропустить через себя каждый человек, но самое важное и главное при этом – не потерять самого себя. С Россией все обстоит так же. Чтобы полюбить этот прекрасный и такой неоднообразный край, требуется почувствовать к нему сострадание, постичь и прочувствовать на себе глубину всех ее горестей.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!
Историзм очень хорошо заметен в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь, как можно догадаться из названия, описываются события исторического характера, которые происходили с родным краем Блока. Здесь буквально подается панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига до современности. Также Блок говорит и о светлом будущем своего родного края, о надеждах, о том, что стремясь вперёд Россия многое одолела, перестрадала, и достойна благоденствия.
Несмотря на то что во многом Россия в произведениях Блока обладает каким-то пессимистичным образом, тема родины у него высветляется в оптимистичном русле. Автор говорит о своих предположениях, мыслях о том, что в будущем непременно все изменится, станет гораздо лучше, чем сейчас. Объясняется это все так же просто, как и говорится об этом. Простой закон справедливости, вот почему перемены обязательно должны произойти в жизни страны. Конечно, когда точно это произойдет – одному Богу известно, но тем не менее, без изменений, причем положительных – никуда. Страна претерпела огромное количество войн, революций, нищеты попросту не может не стать действительно сильной державой, которую будут бояться и уважать.
В цикле стихотворений «Родина» она выступает в персонифицированном виде перед читателем. При всем этом, Блок добился того, что родина не привязывается к какому-то конкретному образу, личности. Она является обобщенной – одновременно живым и эфемерным существом, которая стоит за душой человека, в качестве его главного, основного богатства, которым надо всегда дорожить. При этом, она же часто приносит страдания ему. Страна в буквальном смысле отрывается от земного, материального, того к чему привыкли мы все и появляется в качестве высшей материи.
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Понятие Родины для Блока
Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.
Родина в произведения Александра Блока пришла после длительных скитаний по стране, множества пережитых страданий, что только еще больше способствовало погружению писателя в саму тему, стало подталкивать его к написанию, интриговало больше и больше. Именно это и является причиной тому, почему писатель отказался описывать Родину в образе некоего абстрактного явления. Такой шаблонный подход к описанию родного края ему не подходил, чем «грешило» в свое время множество известных личностей.
Россия для Блока существовала и существует всегда, как константа, у которой значение остается неизменным. Она не существует только сейчас, она была и будет оставаться всегда, несмотря ни на что. Родной край способен проникать в вещи, судьбы человека, рассеиваться в воздухе, впитываться в землю, в общем – он существует везде и что-то несомненно будет напоминать о Родине. Таким образом, становится вполне ясно, почему в творчестве Блока у Родины нет какого-то единого лица.
Как уже было сказано выше – Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько:
• Сказочность. В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны.
• Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой.
• Историзм. В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения.
События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю.
• Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей. Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем.
• Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем.
• Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать.
Новаторство Блока в описании Родины
Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Чаще всего Родина описывалась в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе. Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое. Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты.
Как правило, такая тема, как Родина в произведениях Блока раскрывается посредством развития образа. На этом приеме построены буквально все варианты подачи, о которых было сказано выше. Несмотря на то что образ Родины часто воспринимается абстрактно, поэт старался сделать свою Родину живой, вдохнуть в неё жизнь. Александр Александрович не хотел чтобы читатель видел только изображение или картинку, он старался затронуть глубокие чувства.
Заслуга поэта в том, что он смог объединить прошлое и настоящее, и этим внёс большой вклад в развитие поэтической культуры нашей страны.
Предварительный просмотр:
СПП4. Перепишите предложения, вставляя пропущенные знаки и буквы. Выделите грамматические основы.
1. Лучшая доля достаёт..ся тому кто стр..мит..ся к успеху.
2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намере..ы делать.
3. Чего я жду (не)знаю сам.
4. Он спросил не будет(ли) приказаний и исчез.
5. Я (не)могу определё..о сказать что нам нравилось больше ходить босиком или ощущать свободу.
6. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь.
7. Утром когда ещё солнце не успело поднят..ся мы покинули поселок.
8. Науче..ый горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с неё.
9. Тропинка подн..мается в скалы где смотрят..ся в небо красные сосны и падает в моховые болота.
10. Я взбежал по лес..нице которая вела в св..тлицу и вош..л в комнату.
11. Она подала мне знак что(бы) я подождал и вышла.
12. Я смотрю (в)даль где видны с..луэты судов и вижу ми..ионы огней.
13. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
14. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.
15. Я пол..гаю что все короли хотят что(бы) мы приняли турецкую веру.
16. (Не)хорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда ра..чихаеш..ся когда войдёшь.
17. Вы думали что я буду слушать смире..о дерзости потому(что) у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.
18. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда об..явили ему что мы уходим.
Предварительный просмотр:
Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930 гг.) – знаменитый советский поэт ХХ века, публицист, драматург, художник. Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист. Писал в направлении футуризм. Известен необычной формой стихотворений – «ступеньками».
Ранние годы
Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдади, в Грузии, в семье лесничего. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли, еще будучи детьми.
Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.
В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии №5. Революция Маяковского не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии. Затем Владимир Владимирович вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию.
Начало творческого пути
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909 г.). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
Путешествия и общественная деятельность
1918–1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, С.Третьяков, и др.
В 1922 –1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.
Вернувшись из-за границы, поэт путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского «Клоп», в 1929 году – «Баня».
Смерть и наследие
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского
История создания
Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ “Облако в штанах” поможет понять, что поэма состоит из четырёх частей и имеет революционный характер.
Владимир Маяковский задумал свою поэму ещё до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания её начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей; её отказ вступать с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение уже под названием “Облако в штанах” было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 год, и оба были сильно урезаны цензурой.
Тема
Поэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.
Композиция
Произведение состоит из четырёх частей. Четырёхчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.
Жанр
Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырёх частей”. Он считал “Облако в штанах” катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.
Средства выразительности
Поэзия Маяковского была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нём использованы:
эпитеты – “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”;
метафоры – “окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“;
гиперболы – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“;
сравнения – “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“;
оксюморон – “пульс покойника“.
Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.





