108, 114, 118, гр. Задания на 29.03.2025
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
114 группа
Литература
Тема: Основные направления поэзии Серебряного века
Законспектировать материалы прикреплённого файла. Конспект должен быть подробным. Работу выполнить в тетради по литературе.
108 гр.
Основы проектной деятельности
Тема: Основные моменты устного выступления.
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).
118 группа
Русский язык
Тема: Грамматическая основа
Задание: выделить в следующих предложениях грамматическую основу.
- Гудит тайга, и слышен в целом мире звон топоров Западной Сибири (Алигер).
- Кто идет?
- Беречь и улучшать надо то, что уже создано человеческим трудом.
- Смелый там найдет, где робкий потеряет.
- Провожавшие возвращались домой.
- Семеро одного не ждут.
- Путешествовать – уехать куда-то за тысячи километров от дома.
- Но – сочинительный союз. Ах – междометие. В – предлог.
- У ворот гостей встречали хозяин с хозяйкой.
- Призыву подлежал старший из сыновей. Встретились два брата.
- Прошло около часа.
- На берегу расположилось с десяток новеньких домиков.
- Уже не поют в лесу звонкоголосые соловьи.
- Без тебя я не разобрался бы в прочитанном.
- Сегодня я буду читать всю ночь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления поэзии серебряного века
Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.
Для данного культурного комплекса характерно ощущение рубежа веков как глубокого кризиса, перелома, поэтому все происходящее здесь осмысливается амбивалентно: одновременно и в каждом происходит процесс умирания старого и рождения нового. Здесь одновременно сосуществуют «воля к жизни» и «воля к смерти».
1. Символизм.
Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
Основные представители:
3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.
- особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;
- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;
- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;
- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;
- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;
- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;
- поэт – пророк, демиург.
2. Акмеизм.
Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).
Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Основные принципы мировидения и поэтики:
- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);
- адамизм – не только «первобытно звериный взгляд на мир» ( Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;
- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;
- «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) – восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;
- поэт – мастер.
3. Футуризм
Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.
Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:
необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами; акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений; широкое использование авторских неологизмов; эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв; сочетание поэтического с обыденным; использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики; пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).
Основные принципы мировидения и поэтики:
- отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);
- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;
- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;
- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;
- поэт – языческий, природный человек.
5. Новокрестьянская поэзия
Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них.
Основные представители: Николай Клюев. Сергей Есенин. Сергей Клычков. Александр Ширяевец. Пётр Орешин.
Основные черты новокрестьянской поэзии:
- любовь к «малой Родине»;
- следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
- использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
- обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
- отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.
Предварительный просмотр:
Речь для защиты проекта
Что такое защитная речь
Защитная речь — это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:
- раскрыть тему проекта;
- описать суть исследования;
- продемонстрировать практическую значимость;
- доказать актуальность выбранной темы.
Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.
На что комиссия обращает внимание
Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:
- согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
- грамотность, логичность построения речи докладчика;
- обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.
Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
Оптимальный объем текста
В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени.
Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:
- Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
- Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
- Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды.
Заготовки (клише)
Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.
Теоретические исследования
Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:
Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.
Аналогично пересказываем содержание следующих глав.
Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:
«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».
«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».
«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».
Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.
Общие рекомендации по составлению защитной речи
Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.
- Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
- Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления.
- Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
- Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
- Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет.
- Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.
Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.