108, 114, 118, гр. Задания на 29.03.2025

Букарова Юлия Александровна

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

114 группа

Литература

Тема: Основные направления поэзии Серебряного века

Законспектировать материалы прикреплённого файла. Конспект должен быть подробным. Работу выполнить в тетради по литературе.

 

108 гр.

Основы проектной деятельности

Тема: Основные моменты устного выступления.

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.

Материалы для конспекта см. ниже (прикреплённый файл).

 

118 группа

Русский язык
Тема: Грамматическая основа

Задание: выделить в следующих предложениях грамматическую основу.

  1. Гудит тайга, и слышен в целом мире звон топоров Западной Сибири (Алигер).
  2. Кто идет?
  3. Беречь и улучшать надо то, что уже создано человеческим трудом.
  4. Смелый там найдет, где робкий потеряет.
  5. Провожавшие возвращались домой.
  6. Семеро одного не ждут.
  7. Путешествовать –   уехать куда-то за тысячи километров от дома.
  8. Но – сочинительный союз. Ах – междометие. В – предлог.
  9. У ворот гостей встречали хозяин с хозяйкой.
  10. Призыву подлежал старший из сыновей. Встретились два брата.
  11. Прошло около часа.
  12. На берегу расположилось с десяток новеньких домиков.
  13. Уже не поют в лесу звонкоголосые соловьи.
  14. Без тебя я не разобрался бы в прочитанном.
  15. Сегодня я буду читать всю ночь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления поэзии серебряного века     

        Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

        Для данного культурного комплекса характерно ощущение рубежа веков как глубокого кризиса, перелома, поэтому все происходящее здесь осмысливается амбивалентно: одновременно и в каждом происходит процесс умирания старого и рождения нового. Здесь одновременно сосуществуют «воля к жизни» и «воля к смерти».

1. Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Основные представители:

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

- особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

- поэт – пророк, демиург.

2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

- адамизм – не только «первобытно звериный взгляд на мир» ( Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;

- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

- «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) – восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;

- поэт – мастер.

3. Футуризм

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:
необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами; акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений; широкое использование авторских неологизмов; эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв; сочетание поэтического с обыденным; использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики; пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

Основные принципы мировидения и поэтики:

- отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

- поэт – языческий, природный человек.

5. Новокрестьянская поэзия

Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них.

Основные представители: Николай Клюев.  Сергей Есенин.  Сергей Клычков.  Александр Ширяевец.  Пётр Орешин.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

  • любовь к «малой Родине»;
  • следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
  • использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
  • обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
  • отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.



Предварительный просмотр:

Речь для защиты проекта

Что такое защитная речь

Защитная речь — это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:

  • раскрыть тему проекта;
  • описать суть исследования;
  • продемонстрировать практическую значимость;
  • доказать актуальность выбранной темы. 

Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.

На что комиссия обращает внимание

Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:

  • согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
  • грамотность, логичность построения речи докладчика;
  • обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.

Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.

Оптимальный объем текста

В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени. 

Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:

  • Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
  • Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
  • Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды. 

Заготовки (клише)

Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.

Теоретические исследования

Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:

Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.

Аналогично пересказываем содержание следующих глав.

Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:

«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».

«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».

«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».

Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.

Общие рекомендации по составлению защитной речи

Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.

  • Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
  • Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления. 
  • Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
  • Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
  • Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет. 
  • Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.

Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.