111, 108 и 22 группы. Задание на 14.03.2024

Букарова Юлия Александровна

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы можно задать по адресу zakaz131313@mail.ru

111 гр.

Литература

Тема: Основные направления поэзии Серебряного века

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

 

108 гр.

Русский язык
Тема: Принципы русской пунктуации

Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

 

22 гр.

Литература
Тема: Женские образы в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"
Законспектировать материал прикреплённого файла. Всё должно быть записано подробно в рабочей тетради.
Материалы для конспекта см. ниже
 (прикреплённый файл).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления поэзии серебряного века     

        Серебряный век – не только явление литературы рубежа ХІХ-ХХ веков. Это – глубинное единство философии, богословия, искусства, предполагающее прежде всего осознание уникальности переживаемого времени, резкого отличия его от века предыдущего, а также деятельно-ответственное отношение к его проблемам.

        Для данного культурного комплекса характерно ощущение рубежа веков как глубокого кризиса, перелома, поэтому все происходящее здесь осмысливается амбивалентно: одновременно и в каждом происходит процесс умирания старого и рождения нового. Здесь одновременно сосуществуют «воля к жизни» и «воля к смерти».

1. Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Основные представители:

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

- особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

- поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

- понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

- наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

- мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

- реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

- поэт – пророк, демиург.

2. Акмеизм.

Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников).

Основные представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.

Основные принципы мировидения и поэтики:

- равновесие, прочность, зрелость (Н. Гумилев писал о соединении мудрого физиологизма Ф. Рабле, безоговорочного мироприятия Ф. Вийона и художественного совершенства Т. Готье);

- адамизм – не только «первобытно звериный взгляд на мир» ( Н.Гумилев), но и противостояние разорванности современного сознания;

- вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

- «тоска по мировой культуре» (О.Э. Мандельштам) – восприятие всей культуры как некоего единого текста, входя в который нельзя не использовать чужие слова;

- поэт – мастер.

3. Футуризм

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:
необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами; акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений; широкое использование авторских неологизмов; эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв; сочетание поэтического с обыденным; использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики; пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

Основные принципы мировидения и поэтики:

- отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

- тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

- стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

- словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

- поэт – языческий, природный человек.

5. Новокрестьянская поэзия

Термин "новокрестьянские" используется в литературоведении для того, чтобы отделить модернистов, которые обновляли русскую поэзию, опираясь на народное творчество, от подражателей и эпигонов поэзии Никитина, Кольцова, Некрасова. Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, а не замыкались в них.

Основные представители: Николай Клюев.  Сергей Есенин.  Сергей Клычков.  Александр Ширяевец.  Пётр Орешин.

Основные черты новокрестьянской поэзии:

  • любовь к «малой Родине»;
  • следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
  • использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
  • обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
  • отрицание «порочной» городской культуры, сопротивление культу машин и железа.



Предварительный просмотр:

Принципы русской пунктуации

        Как и орфография, русская пунктуация строится по своим определенным принципам, которые делают ее логичной и понятной при изучении. Хотя в пунктуационных правилах много говорится об обязательной постановке знаков препинания, все же система в целом достаточно гибкая: например, можно вместо одного знака поставить другой, опираясь на смысл синтаксической единицы. Все это изучается на уроках русского языка в 11 классе.

Основные принципы русской пунктуации

        Его называют структурным или синтаксическим, поскольку он основан прежде всего на строении предложения, то есть на его синтаксической структуре. Так, точка в конце предложения обусловлена именно строением предложения, как и знаки препинания между частями сложного предложения.

        В большинстве случаев смысловое членение текста совпадает с синтаксическим, однако есть и такие случаи, когда синтаксическое членение подчиняется смысловому и это влияет на постановку знаков препинания.

        Таком образом, выделяется еще один принцип русской пунктуации – смысловой. Он также влияет на постановку знаков препинания – именно этот принцип допускает постановку тех знаков, которые называются “авторскими”.

        Авторские знаки препинания выполняют функцию различителей смысла, а не просто деления предложения на синтаксические части.

        Третий и последний принцип русской пунктуации – интонационный. Несмотря на то, что знаки препинания отражают интонацию только частично, она все же влияет на их постановку. Так, случай выбора между точкой и восклицательным знаком в конце предложения стоит отнести к реализации именно интонационного принципа.

        Что касается того, что буквального совпадения между интонацией и знаками препинания нет, это легко подтвердить: далеко не во всех случаях интонационные паузы стоят там же, где знаки препинания, то есть этот знак может не стоять там, где есть пауза в речи, или стоять там, где ее нет.

Функции знаков препинания

        Кроме указания на смысловое членение текста, они выявляют его синтаксическое деление и ритмомелодику, то есть фактически реализуют принципы русской пунктуации. Существует несколько типов знаков препинания:

  • знаки выделения, которые необходимы для того, чтобы обозначить те синтаксические конструкции, которые дополняют и поясняют предложение, обращения и т.п. Это всегда парные знаки препинания – скобки, кавычки, два тире или две запятые;
  • знаки отделения – они нужны для того, чтобы обозначить границы, будь то границы между предложениями, однородными членами. также они указывают на тип предложения по цели высказывания и его эмоциональную окраску. Для этого используются как точка и запятая, вопросительный и восклицательный знаки, так и точка с запятой, многоточие, двоеточие и тире;
  • красная строка – это тоже знак препинания, совершенно особый – он указывает на начало нового абзаца.

Все знаки препинания делятся на две категории: одиночные и парные. Первые, как понятно из названия, не требуют постановки второго, а парные – требуют.

Что мы узнали?

        Русская пунктуация основана на трех принципах, которые применяются не отдельно, а во взаимодействии. Первый – синтаксический, который основан на строении предложения. Второй – смысловой, он основан на том, что постановка знаков препинания основана на содержании, так что благодаря этому принципу допускается использование авторских знаков препинания. И третий принцип – интонационный, когда на постановку знаков препинания влияет интонация. Сами знаки препинания делятся на две группы – отделения и выделения, красная строка является особым знаком препинания.



Предварительный просмотр:

Женские образы в романе «Тихий Дон»

Главная идея романа-эпопеи Михаила Шолохова – оставаться людьми в нечеловеческих условиях. Утверждение простых, но в то же время главных человеческих ценностей, которые заключаются в труде, воспитании детей, любви к ближнему и своей земле, автору мастерски удалось осуществить во многом благодаря созданию несравненно жизненных и ярких образов. Воплощением дома, родной земли, семьи, любви и верности являются женские образы в романе «Тихий Дон» Шолохова.

Противоречивость образа Аксиньи

Популярность и бессмертность романа «Тихий Дон» во многом вызвана его жизненностью. Эта черта касается создания образов. Нет в романе положительных или отрицательных героев. Они изображены простыми людьми, которые способны на чувства, эмоции, правильные поступки и ошибки. Самый яркий женский образ, на основе которого построена любовная сюжетная линия романа, – это Аксинья Астахова. Противоречивость ее образа заключается в том, что для общественности она была падшей и бессовестной женщиной, а для Григория – любящей и преданной, готовой на любую жертву ради него.

Ее выдали замуж совсем молодой. Однако брак с казаком Степаном не смог подарить ей ни любви, ни детей. Отличительными чертами персонажа Аксиньи является ее невероятная красота и неистовый смелый характер. Она была горда, упряма, но во всем до конца честна, даже в своей грешной любви.

Она полюбила соседского парубка Григория всем сердцем и душой навсегда. Ни людская молва, ни побои и угрозы мужа, ни периодические возвращения Григория в семью не смогли уничтожить это чувство. Ей не суждено было уберечь собственное дитя от смерти, но ее сердце было настолько широко, что после смерти Натальи она стала настоящей мамой для детей Григория.

Несмотря на ее ошибки и несвойственные для традиционного образа русской женщины неповиновение мужу и связь на стороне, в образе Аксиньи автором утверждается сила истинной любви, которой не страшны никакие социально-исторические события. Ради своей любви она неоднократно бросала дом и шла вслед за Григорием под чужую крышу и даже в отступление. Она была готова на любые жертвы только бы быть рядом. Ее молитвы были услышаны, и она упокоилась на руках любимого.

Олицетворение любви и преданности в образе Натальи

Образ Натальи Коршуновой в романе противопоставляется персонажу Аксиньи. Их многое объединяет – они обе любят Григория и хотят быть с ним вопреки сопернице. Полная отдача чувству, верность и преданность любимому человеку, несмотря на его измены, характеризует этих двух женщин. Однако читатель невольно больше сочувствует Наталье. Так как ее образ несколько положительнее. Она законная жена Григория. Хотя выходя замуж, она знала, что он не любит ее, все же решилась на брак, лишь бы быть рядом с любимым человеком.

Наталья – это воплощение преданной и верной жены и матери в романе. Она надеялась, что подарив Григорию любовь, заботу и детей, сумеет вытеснить Аксинью из его сердца. Однако она не смогла. Именно поэтому читатель и жалеет ее. Несмотря на сходство ситуации, в которой оказались девушки, Аксинья – борец, а Наталья лишь верно и смиренно ждала своего счастья. Всех героев романа отличает жизненность и реалистичность. Не идеальна и Наталья. Расстроившись из-за очередной измены Григория, кроткая жена и мать двоих детей пошла на аборт, стоивший ей жизни.

Бунтарский дух казачества в образе Дарьи

Проблема отчаявшейся и потерявшей себя женщины из-за жесткости Гражданской войны отражена в образе Дарьи. Старшая сноха Мелеховых – всегда веселая и озорная, часом даже резкая. Ее казачий дух неподчинения никаким правилам сразу заметен читателю по ее стилю общения с другими членами семьи. Она любила красиво одеться, выпить, погулять. Домашняя работа или желание завести детей ее не интересовали.

После смерти мужа она словно обезумела без мужского внимания. Она готова была отдаться каждому встречному. Но на хуторе мужиков почти не осталось из-за войны, и она предлагает себя даже свекру. Ее шальная потребность в физической близости закончилась трагически, она заразилась неизлечимым тогда сифилисом. Узнав о болезни, Дарья по-другому стала смотреть на близких и на жизнь: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?». Однако понимая близкую и постыдную смерть, она тихо и с достоинством ушла из жизни, утопив свой позор в реке.

Сложность образа Евдокии Мелеховой

Все женские образы в «Тихом Доне» объединяет общая черта – ради любви они способны на все. Не исключением стала и Дуня Мелихова. Ее сердце было занято Михаилом Кошевым, бывшим некогда близким другом их семьи, но во время революции и гражданской войны принявшим большевицкую сторону. От его руки умирает старший брат Петро, а Григорий вынужден прятаться и скрываться от Михаила. Но, несмотря на все эти факты, а также на запрет матери и жестокость Михаила, Дуня не способна заглушить свои чувства. Так, виновник множества трагедий семьи Мелиховых Михаил Кошевой стал хозяином их дома и законным мужем Дуни, потому что любовь истинной казачки сильнее все остальных чувств, она случается лишь раз и остается навсегда.

Воплощение святости и хранительницы домашнего очага в образе Ильиничны

Мать Григория, Петра и Дуни – один из самых глубоких образов романа. На первый взгляд, ее роль в развитии сюжета невесома, однако именно в этом персонаже Михаил Шолохов закладывает весь глубокий смысл понятия «мать». Ее роль заключалась не только в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага, но сохранять покой, мир, гармонию в семье. Ильинична решает не только бытовые, но и моральные проблемы, стараясь спасти каждого от греха и ошибки. Узнав о боевых «заслугах» Григория, она нежно попрекает его: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались».

Она считает, что несет ответственность за поступки и мысли своих близких: боль Натальи, ошибки Григория, досаду Пантелея, постыдное поведение Дарьи, неопытность и наивность Дуни. Таким образом, Ильинична выступает совестью, хранительницей чистоты души каждого члена ее большой семьи, и это она читает своим святым долгом.

Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.