Наставничество

Ворошнина Светлана Вячеславовна

Приказ. План

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАУДО «ЦДТ»        Никитина Т.С.

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

учителя–наставника Ворошнина Светлана Вячеславовна

над молодым специалистом Платонова Екатерина Ивановна

2022-2023 учебный год

г.п. Белый Яр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста к работе в системе дополнительного образования.

ЗАДАЧИ:

  • выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практикеи оказать необходимую помощь по их преодолению;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодогопедагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
  • мотивировать молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
  • оказание помощи в ведении документации учителя.

Содержание деятельности

  1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм организации обучения и воспитания и оказание необходимой помощи на основе анализа выявленных потребностей.
  2. Посещение занятий молодого педагога и определение способов повышения неэффективности.
  3. Ознакомление молодого педагога с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся(олимпиады, конкурсы, профессиональные пробы и др.).
  4. Демонстрация молодому педагогу опыта успешной педагогической деятельности.
  5. Организация мониторинга и рефлексии эффективности совместной деятельности.

Ожидаемые результаты

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросахорганизации образовательного процесса;
  • обеспечение непрерывного повышения качества преподавания;
  • совершенствование методов работы молодого педагога по развитию творческойи самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающих педагогов современных педагогическихтехнологий;
  • умение проектировать воспитательную работу, проводить индивидуальную работу с обучающимися.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Содержание

Сроки

Форма работы

Привлекаются к решению вопроса

Анализ результатов выполнения направления наставничества

Составление и согласование индивидуальных планов работы наставников и молодых специалистов

октябрь

Экспертно-методический совет

Заместитель директора

  1. «Мойпортрет»(определениекругапрофессиональных интересов, проблемв работемолодого специалиста) (Приложение 1)
  2. Знакомство ссайтом образовательнойорганизации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность педагога дополнительного образования: УСТАВ МАУДО «ЦДТ»; Правила внутреннего трудового распорядка для работников МАУДО «ЦДТ»; Положение о внутренней системе оценки качества образования МАУДО «ЦДТ»; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся; Календарный учебный график на учебный год;
  3. Помощь в составлении календарно-тематического планирования.
  4. Составление графика посещений уроков молодого специалиста.

октябрь

Консультации, собеседование, моделирование

Работа наставника и молодого специалиста

Заместитель директора, руководитель МО


Методы и организационные формы обучения. Рациональное применение методов обучения.

Работа с родителями (содержание, формы и методы работы).

Выбор приоритетной методической темы для самообразования

ноябрь

Работа наставника и молодого специалиста. Групповая

Заместитель директора, руководитель МО, коллеги

Анализ занятия. Виды анализа.

Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы.

ноябрь

Практикум

Работа наставника и молодого специалиста

Коллеги

Методы и приемы развития познавательной мотивации обучающихся.

Методика проведения мероприятий.

декабрь

Круглый стол

Работа наставника и молодого специалиста

Заместитель директора

Работапоорганизацииразвитияисовершенствования кабинета (лабораторий).

январь

Консультация

Работа наставника и молодого специалиста.

Коллеги

Посещение занятий опытных педагогов с целью наблюдения и последующим анализом.

Подготовка к участию в соревнованиях оформление заявки и необходимых документов.

в течение учебного года

Наблюдение, анализ Работа наставника и молодого специалиста

Руководитель МО, коллеги

Проектная работа на занятиях.

Посещение занятий опытных педагогов с целью наблюдения по предложенной схеме с последующим анализом.

Наблюдение за коммуникативным поведением педагога.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями

в течение учебного года

Работа в составе творческой группы, заседания МО

Заместитель директора, руководитель МО, коллеги

  1. Организация самостоятельной работы на занятиях.
  2. «Портфолио» педагога дополнительного образования

февраль

Практическое занятие


Формы и методы организации мероприятий, досуга обучающихся

март

Групповая

Работа наставника и молодого специалиста

Коллеги

Выступление молодого специалиста на заседании МО о состоянии работы по теме самообразования.

апрель

Консультация Работа наставника и молодого специалиста

Руководитель МО

Подведение итогов работы за год.

Анализ качества успеваемости обучающихся.

Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Планирование плана саморазвития на следующий учебный год.

май

Собеседование

Заместитель директора

Отчет наставника о работе за год

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?         да; нет; частично.
  2. Каких знаний, умений, навыков, компетенций Вам не хватало в начальныйпериод педагогической деятельности?
  3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса выиспытываете трудности:
  • в        календарно-тематическом планировании:        да;        нет;        частично
  • в        проведении занятий:        да;        нет;        частично
  • в        проведении мероприятий:        да;        нет;        частично
  • в        общении с коллегами, администрацией:        да;        нет;        частично
  • в        общении с обучающимися, их родителями:        да;        нет;        частично
  • другое (допишите)        
  1. Что представляет ли для вас трудность:
  • формулировка целей занятия:        да; нет; частично
  • выбор соответствующих методов и

методических приемов для реализации целей занятия                        да; нет; частично

  • мотивация деятельности обучающихся        да;        нет;        частично
  • формулировка вопросов проблемного характера        да;        нет;        частично
  • создание проблемно-поисковых ситуаций в обучении        да;        нет;        частично
  • подготовка для обучающихся заданий различной степени трудности        да;        нет;        частично
  • активизация обучающихся в обучении        да;        нет;        частично
  • организация сотрудничества обучающихся        да;        нет;        частично
  • организация само- и взаимоконтроля обучающихся        да;        нет;        частично
  • организация своевременного контроля и коррекции

образовательных достижений обучающихся        да; нет; частично

развитие творческих способностей обучающихся        да; нет; частично

  • другое (допишите)        
  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • самообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам;
  • творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • другое (допишите)        
  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы уроков, методика их подготовки и проведения;

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;

- приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- учет и оценка современных образовательных результатов учащихся;

- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов;

- урегулирование конфликтных ситуаций;

- формы работы с родителями;

- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися;

- другое (допишите)___________________________________________________________________________

Приложение 2

ОТЧЕТ-АНКЕТА НАСТАВЛЯЕМОГО О ПРОЦЕССЕ

ПРОХОЖДЕНИЯНАСТАВНИЧЕСТВА И РАБОТЕ НАСТАВНИКА

Уважаемый сотрудник!

Предлагаем вам принять участие в оценке наставничества
         (ФИО наставника)
в отношении (Ваши ФИО)

Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы. В результате ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут определены лучшие наставники, а также выявлены проблемы адаптации в процессе наставничества сотрудника, на которые руководителям структурных подразделений следует обратить внимание, что в конечном итоге поможет быстрее освоиться на новом рабочем месте не только вам, но и будущим новичкам.

Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.

  1. Достаточно ли было времени, проведенного с вами наставником, для получения необходимых знаний и навыков?
  2. Как бы вы оценили требовательность наставника?
  3. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по вашей специализации?
  4. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по вашей должности?
  5. Насколько быстро вам позволили освоиться на новом месте работы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри образовательной организации?
  6. Являются ли полученные в ходе наставничества знания и навыки достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных вашей должностью?
  7. Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с вами (1 — метод почти не использовался, 10 — максимальные затраты времени)
  • В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте
  • В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону
  • Личные консультации в заранее определенное время
  • Личные консультации по мере возникновения необходимости
  • Поэтапный совместный разбор практических заданий
  1. Какой из перечисленных или иных использованных методов вы считаете наиболее эффективным и почему?
  2. Какие наиболее важные, на ваш взгляд, знания и навыки для успешного выполнения должностных обязанностей вам удалось освоить благодаря прохождению наставничества?
  3. Кто из Ваших коллег кроме наставника, особенно помог вам в период адаптации?
  4. Какой из аспектов адаптации показался вам наиболее сложным?
  5. Кратко опишите ваши предложения и общие впечатления от работы с наставником:

Дата        Подпись__________________________