Работа МО

Ворошнина Светлана Вячеславовна

Материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon analiz_raboty_mo_21-22_2.pdf1.46 МБ
PDF icon analiz_raboty_mo_21-22_1.pdf1.56 МБ
Файл seminar-praktikum.docx47.49 КБ
Файл seminar-praktikum.pptx1.37 МБ
Файл pamyatka.docx31.19 КБ
Файл zasedanie_mo_2022.ppsx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила и провела: Ворошнина С.В.

Аннотация

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. И именно поэтому, технологии, которые необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

Цель - теоретический обзор современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей и их использование в развитии творческих способностей детей.

Задачи:

- Рассмотреть теоретические основания современных педагогических технологий.

- Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.

- Рассмотреть использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.

ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

 Тема нашего семинара «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования»

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности, научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

В дополнительном образовании педагогическая технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы.

Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.

Слово «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М. Монахов).

Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами (В.П.Беспалько);

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Понятие «технология» включает три составляющих части:

– Информационную (содержание – «что?») – основополагающие принципы системы – научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.;

– Инструментальную (ресурсы – «чем?») – инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих.

– Социальную (кадры – «кто?») – «реализаторы» (кадры и требования к ним).

2.1. Параметры классификации технологий.

По уровню применения технологии бывают:

  • общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
  • частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
  • локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают:

  • классно-урочные;
  • альтернативные;
  • академические;
  • клубные;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективных способов обучения;
  • дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью:

  • традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
  • дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
  • программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

  • авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
  • сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
  • свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
  • личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
  • гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);
  • массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
  • технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
  • технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

  • информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  • операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  • технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
  • эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  • прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитательные;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессиональные;
  • гуманистические;
  • технократические;
  • моно- и политехнологии;
  • проникающие.

По сфере применения в образовательной области можно выделить:

  • универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области;
  • ограниченные - для нескольких предметов или областей;
  • специфические - для одного-двух предметов.

По характеру содержания образования технологии бывают:

  • обучающие;
  • воспитывающие;
  • светские;
  • религиозные;
  • общеобразовательные;
  • профессионально ориентированные;
  • гуманитарные;
  • технократические.

По типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько):

  • педтехнология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, некорректируемая деятельность учащихся);
  • циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем);
  • рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
  • ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения).

По стилю управления педагогические технологии делятся на:

  • авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся);
  • дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием);
  • личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка).
  • классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  • система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное);
  • обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  • система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  • система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение;
  • "программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

2.2. Классификация педагогических технологий Г.К. Селевко.

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития:биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

2.3. Классификация педагогических технологий В.П. Беспалько.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько - дидактических систем):

2.4. Классификация педагогических технологий по позиции ребенка в образовательном процессе.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

a) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистичекую веру в его творческие силы.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

2.5. Классификация педагогических технологий по категории обучающихся.

По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:

2.6. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации традиционной системы.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования" учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология "Диалог культур" В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система "Экология и диалектика" Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С: френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - "Школа самоопределения" А. Н. Тубельского, "Русская школа" И. Ф. Гончарова, "Школа для всех" Е. А. Ямбурга, "Школа-парк" М. Балабана и др.).

3. Новые педагогические технологии.

Новые педагогические технологии, применяемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):

  • вероятностное образование (А. Лобок);
  • развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «Школа диалога культур - ШДК» (В.С. Библер);
  • гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили);
  • преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин);
  • дизайн-педагогика.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать. Подводя итоги рассмотрения понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:

Универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;

Ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;

Специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.

Сегодня ПТ становятся частью современного образовательного процесса, помогающей педагогу повысить мотивацию учащихся к работе, разнообразить формы обучения и, главное, развить у учащихся необходимые компетенции. Но, к сожалению, современный педагог зачастую сталкивается с рядом трудностей при выборе необходимых ПТ.

Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих педагогов получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять ПТ, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство ПТ (технология проектов, кейс-технологии, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.

Для некоторых ПТ необходимо определенное техническое оснащение кабинета: компьютер, фотоаппарат, сканер, видеопроектор и др. Применение таких ПТ напрямую зависит от уровня материального оснащения учреждения.

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии.

Но сегодня педагогических технологий применяется много.

Как среди них выбрать?

Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения?

Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня.

Практическое задание 1. 

- Какие технологии на взгляд педагога являются эффективными, а на взгляд обучающихся с помощью каких технологий интересно получать знания:

- развивающее обучение

- проблемное обучение

- коллективную систему обучения

- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ)

- исследовательские методы в обучении

- проектные методы обучения

- игровые технологии

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

- ИКТ-технологии

- здоровьесберегающие технологии

- модульные технологии

- классно-урочная технология обучения

- технология «Портфолио»

- технология дифференцированного обучения

- личностно-ориентированные технологии

Задание 2. Определить педагогическую технологию по высказыванию знаменитых людей:

- Человеческая культура возникла и развертывается в игре и как игра (Й. Хейзинга) – Игровые технологии

- Обучение – это общение человека с человечеством (А. Петровский) – Коллективный способ обучения

- Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий (К. Маркс) – Технологии групповой деятельности

- Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить (А. Дистервег) – Технология проблемного обучения

- Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше (Б. Шоу) - Интерактивные технологии

- Человек по своей природе существо коллективистическое, возникшее и развивающееся в коллективе, через коллектив и для коллектива (А.С. Макаренко) – Технологии коллективного творческого воспитания

- Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих (Р. Декарт) – Технология интеграции в образовании

- Я не знаю большей красоты, чем здоровье (Г. Гейне) – Здоровьесберегающие технологии

- Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь (Л.Н. Толстой) – Воспитательные технологии

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности преподавателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы:

Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- а, так же, учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

- гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

- экономичность резерва учебного времени,

- оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

- применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

- на формирование положительной мотивации к учебному труду,

- интенсификацию коммуникативной среды,

- развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

- охрану здоровья учащихся.

- Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще педагоги пользуются традиционными технологиями. В чем же плюсы и минусы?

Практическое задание 3. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны технологий традиционного обучения.

Традиционная технология

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

Классификация современных педагогических технологий

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

традиционные технологии: относятся к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разно-уровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности и многое другое;

классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве

технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей

технология перспективно-опережающего обучения. Достижение обучающимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому обучающемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.

технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению обучающимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.

исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование) или Технология решения исследовательских (изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение обучающихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).

ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.

педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.

технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.

методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности:

Коммуникативные технологии

Технология портфолио

Развитие критического мышления

Модульное обучение

Дистанционное обучение

Тестовые технологии

Технология выявления и поддержки одаренных детей

Технологии дополнительного образования

Практическое задание 4. Заполнить таблицу, определив положительные и отрицательные стороны современных педагогических технологий.

Современные педагогические технологии

Положительные стороны

Отрицательные стороны

развивает мыслительные способности,

вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;

наглядность учебного материала;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя

требует большого времени педагога для подготовки;

необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;

подготовленность учащихся к использованию данной технологии.

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление в работе – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи педагога. Так как в младшем школьном возрасте решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Практическое задание 5.

- Каждой группе надо вытянуть одну из предложенных педагогических технологий.

- Применяя эту технологию разработать фрагмент занятия по своему направлению с использованием элементов ИКТ-технологии.

Проблемное обучение

Здоровьесберегающая технология

Проектная технология

Модульное обучение

Классно-урочная технология обучения

ИТОГ СЕМИНАРА

Сегодня мы рассмотрели некоторые современные технологии в дополнительном образовании. Надеюсь, что вы обязательно, апробируете у себя на занятиях элементы этих технологий и пройдете по ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем.

Мы с вами делаем погоду на занятии. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в кабинете плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в детских объединениях.

Это – когда рядом существуют разные континенты: континент педагогов и континент учащихся.

Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых – большинство.

Не надо нам в Доме детского творчества, в ваших объединениях ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

- Пусть педагог будет метеорологом, предвидящем погоду в детском объединении.

- Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

- Пусть температура знаний ваших обучающихся будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

- Пусть ветер в вашем детском объединении будет ласковым и свежим.

- Пусть светит в вашем детском объединении радуга открытий.

- Пусть ваш кабинет будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

- Пусть геомагнитное поле вашего объединения всегда будет умеренно спокойным. Ведь педагог – магнит, притягивающий или отталкивающий учащихся.

- Пусть всегда в вашем детском объединении будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие педагоги.

И в заключении хочу сказать, что каждый учащийся интересен своей уникальностью, и наша задача – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтобы дети в вашей группе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

подготовила Ворошнина Светлана Вячеславовна педагог дополнительного образования МАУ ДО Сургутского района «Центр детского творчества» Семинар-практикум « СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» пгт Фёдоровский, 2022 г

Слайд 2

Что же такое технология? «Технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон.

Слайд 3

Понятие «технология» включает три составляющих части: Информационную содержание – «что?» Социальную кадры – «кто?» Инструментальную ресурсы – «чем?»

Слайд 4

Универсальные пригодные для преподавания почти любого предмета Ограниченные пригодные для преподавания нескольких предметов Специфические пригодные для преподавания одного или двух предметов 1. По сфере применения

Слайд 5

Общепедагогические Частнопредметные Локальные или модульные 2. По уровню применения

Слайд 6

классно-урочные; альтернативные; академические; клубные; индивидуальные; групповые; коллективных способов обучения; дифференцированного обучения. 3. По организационным формам

Слайд 7

традиционные дифференцированные программированные 4. По типу управления познавательной деятельностью

Слайд 8

авторитарные сотрудничества свободного воспитания личностно-ориентированные гуманно-личностные массовые технология продвинутого образования технология компенсирующего обучения 5. По подходу к ребенку

Слайд 9

и нформационные операционные технологии саморазвития эвристические прикладные 6. По ориентации на личностные структуры

Слайд 10

обучающие; воспитательные; светские; религиозные; общеобразовательные; профессиональные; гуманистические; технократические; моно- и политехнологии ; проникающие. 7. По характеру содержания и структуры

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАУДО «ЦДТ»

Памятка педагогу

«Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»

Составитель:

Ворошнина С.В. – педагог дополнительного образования

гп Фёдоровский

2022 год

В своей практике мы необходимо придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

«Педагогическая технология» –

это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»

(Б.Т.Лихачёв)

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Учреждение дополнительного образования в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как:

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
  • развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
  • возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.

Технология социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждений.

Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: - формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; - устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность: - социальнозначимая, имеющая социальный эффект; - результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; - задуманная, продуманная и осуществленная подростком; - в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; - через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальные проекты направлены на совместную работу педагогов, родителей, детей и жителей социума.

Участие детей в реализации проектов позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни, культуре общения и поведения, формировать потребность в социальной активности.

Групповые технологии

(И.В. Первина, В.К. Дьяченко)

Цель использования:

- Обеспечение активности учебного процесса.

- Достижение высокого уровня усвоения содержания.

- Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно урочную организацию;

- лекционно — семинарскую систему;

- дидактические игры;

- метод проектов.

Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на занятиях творчеством.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных учебных занятий, в которых имеет место разделение группы на подгруппы.

Например: занятие-конференция, занятие-экскурсия,  занятие-путешествие, интегрированное занятие и др.

В результате использования групповых  технологии открываются большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.

Технология

личностно-ориентированного обучения

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога дополнительного образования  – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Здоровьесберегающие технологии

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проведенными на практике, не наносящими вреда здоровью учащегося и педагога.
  • Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии.
  • Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Информационно-коммуникационные технологии

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.  Компьютерные (новые информационные) технологии обучения  - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средст-вом осуществления которых является компьютер.

При подготовке к учебному занятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это занятие, а  значит составляет план исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.

Такому учебному занятию свойственно следующее:

-  принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

-  управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;

- интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия учащегося и педагога; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

-       поддержание у уащегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

-      неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Технология

индивидуализации обучения (адаптивная) –

такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
  • Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
  • Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций педагогов и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
  • Создание персонифицированных программ по направлениям.

Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;
  • общественный смотр знаний;
  • учебная встреча;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;
  • умение моделировать, драматизировать;
  • свобода деятельности;
  • эмоциональная приподнятость;
  • равноправие.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. 

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Технология

программированного обучения

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). 

Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

  • линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
  • разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
  • адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
  • комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение  осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы.

Модульное обучение   - индивидуализированное самообучение, при котором используется программа, составленная из модулей.

Технология

коллективной творческой деятельности

Цель технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.).

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
  • педагогика сотрудничества, сотворчества;
  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технология «ТРИЗ»

Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач.

Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:

  • снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
  • гуманистический характер обучения;
  • формирование нестандартного образа мышления;
  • практико-ориентированное внедрение идей.

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

  • умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
  • умение  обобщать, делать выводы;
  • умение оригинально и гибко мыслить;
  • умение активно использовать воображение.

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Технология

исследовательского (проблемного) обучения,

при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.
  • Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

  • самостоятельность обучающихся;
  • развивающий характер обучения;
  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
  • использование дидактических алгоритмизированных задач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Э ффективные методы набора обучающихся на новый учебный год по сертификатам ПФДО из опыта работы педагогов дополнительного образования МАУДО «ЦДТ» 2022-2023 учебный год гп Фёдоровский

Слайд 2

педагог дополнительного образования Казакова Светлана Альбертовна Программа Направленность Количество групп Количество обучающихся на 2022-2023 уч. год Вожатый Социально-гуманитарная 8 1 год обуч . 2 год обуч . 3год обуч . 116 45 44 27 Сравнительный анализ по набору в этом уч. году по сравнению с предыдущим Было Стало 7 групп-85 обучающихся 8-116 обучающихся

Слайд 3

Что помогло мне в наборе детей на свою программу? Интересная актуальная программа Систематическая работа с родителями- посещение родительских собраний в школах. Реклама – визитки, объявления, посещение классных ч асов в школах поселка.

Слайд 4

Всем! Всем! Всем! МАУДО «Федоровский ЦДТ» Производит набор учащихся 6-9 классов на обучение в объединение «ВОЖАТЫЙ». В конце обучения выдается документ. С 14 лет работа в пришкольных лагерях вожатыми. Срок обучения 3 года. Педагог: Казакова Светлана Альбертовна т: 89322527769, 89048789349 Пер. Тюменский 14 Всем! Всем! Всем! МАУДО «Федоровский ЦДТ» Производит набор учащихся 6-9классов на обучение по направлению «ВОЖАТЫЙ». В конце обучения выдается документ. С 14 лет работа в пришкольных лагерях вожатыми. Срок обучения 3 года. Педагог: Казакова Светлана Альбертовна т: 89322527769, 89048789349 Пер. Тюменский 14 Всем! Всем! Всем! МАУДО «Федоровский ЦДТ» Производит набор учащихся 6-9 классов на обучение в объединение «ВОЖАТЫЙ». В конце обучения выдается документ. С 14 лет работа в пришкольных лагерях вожатыми. Срок обучения 3 года. Педагог: Казакова Светлана Альбертовна т: 89322527769, 89048789349 Пер. Тюменский 14 Всем! Всем! Всем! МАУДО «Федоровский ЦДТ» Производит набор учащихся 6-9классов на обучение по направлению «ВОЖАТЫЙ». В конце обучения выдается документ. С 14 лет работа в пришкольных лагерях вожатыми. Срок обучения 3 года. Педагог: Казакова Светлана Альбертовна т: 89322527769, 89048789349 Пер. Тюменский 14

Слайд 5

Всем! Всем! Всем! Если ты мечтаешь посвятить свою жизнь детям, тебе интересна работа аниматора, вожатого. Если ты хочет работать в пришкольном лагере и у тебя хорошее чувство юмора, есть запас веселья на каждый день, ты фантазер, общителен, любишь детей, то именно тебя ждут для обучения в « Центре детского творчества » , в объединении « ВОЖАТЫЙ » который находится: пер. Тюменский № 14 Приглашаются учащиеся 6-9 классов . В конце обучения выдается документ. С 14 лет работа в пришкольных лагерях вожатыми. Педагог: Казакова Светлана Альбертовна Тел. 89048789349. 89322527769

Слайд 6

В конце обучения вожатым выдается документ установленного образца

Слайд 7

педагог дополнительного образования Гоц Лариса Николаевна Программа Направленность Колличество групп Колличество обучающихся на 2022-2023 уч. год Здоровое питание 1 естественнонаучная 3 45 Здоровое питание 2 естественнонаучная 4 60 Экокулинар естественнонаучная 2 30

Слайд 8

Было Стало «Здоровое питание 1» 45 обучающихся 45 обучающихся «Здоровое питание 2» 45 обучающихся 60 обучающихся « Экокулинар » 45 обучающихся 45 обучающихся Сравнительный анализ по набору в этом уч. году по сравнению с предыдущим

Слайд 9

Что помогло мне в наборе детей на свою программу? Интересная актуальная программа

Слайд 10

Работа с родителями

Слайд 11

Мастер-классы с обучающимися

Слайд 12

педагог дополнительного образования Ворошнина Светлана Вячеславовна Программа Направленность Колличество групп Колличество обучающихся на 2022-2023 уч. год Мастер Самоделкин Техническая 3 45 Мастерская Роботенка (ОВЗ) Техническая 1 12 Проектория Техническая 2 30

Слайд 13

Было Стало Мастер Самоделкин 45 обучающихся 45 обучающихся Мастерская Роботенка (ОВЗ) 12 обучающихся 12 обучающихся Проектория - 30 обучающихся Сравнительный анализ по набору в этом уч. году по сравнению с предыдущим

Слайд 14

Что помогло мне в наборе детей на свои программы? Разработка интересных актуальных программ Материально-техническое оснащение Разновозрастные группы (наставничество, индивидуальный маршрут для каждого обучающегося, мотивация) Систематическая работа с родителями: группа в WhatsApp , родительские собрания, мастер-классы (доверие, авторитет) Реклама

Слайд 15

Программа «МАСТЕР САМОДЕЛКИН » Программа «МАСТЕРСКАЯ РОБОТЁНКА » (ОВЗ) Программа «ПРОЕКТОРИЯ» Направленность: техническая Срок реализации: 1 год Руководитель: педагог дополнительного образования Ворошнина Светлана Вячеславовна Образовательная робототехника – это способ в игровой форме приобщить детей к миру технического творчества! На занятиях используются робототехнические конструкторы LEGO We Do 2.0, LEGO SPIKE Prime , LEGO MINDSTORMS EV 3, VEX IQ . Развитие технического творчества и познавательных интересов обучающихся, а также раннего профессионального самоопределения посредством конструирования и робототехники .

Слайд 17

педагог дополнительного образования Машакова Кызтаман Баубековна Программа Направленность Колличество групп Колличество обучающихся на 2022-2023 уч. год «Бизнес-академия» Социально-гуманитар - ная 5 75 «Шахматы» Физкультурно-спортивная 3 45 Мотивация в обучении: прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения, удовлетворение от деятельности.

Слайд 18

Объединение «Бизнес-академия» Решение задач финансового, экономического и технического содержания для успешного составления бизнес- проектов

Слайд 19

Поощрение добрых начинаний каждого, хвала за достигнутые цели и стремление к новым знаниям

Слайд 20

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом, необходимо то, чтобы он сам захотел что-то сделать. «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду». Восточная мудрость

Слайд 21

Занятия в объединении «Шахматы»- это праздник, это жизнь.

Слайд 22

Согласованность темпа, ритма и сложности обучения с возможностями детей Тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А если активно вовлекать их в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучат друг друга.

Слайд 23

Спасибо за внимание!