Разработка урока русского языка по теме"Cложные слова.Образование сложных слов." (с презентацией)

Афанасьева Анита Михайловна

Разработка урока  русского языка по теме"Cложные слова.Образование сложных слов." (с презентацией)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка ( с презентацией)

Тема:Cложные слова.Образование сложных слов.

Тип урока: введение нового знания.

Предмет: русский язык.

Класс: 3, общеобразовательной школы

Цель:1.введение понятия  «сложные слова»; 

2.формировать умение образовывать сложные слова

Ожидаемые  результаты:

Предметные: формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь  различать сложные слова от обычных слов; уметь образовывать «сложные» слова.

Метапредметные: 

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план ответа, действий).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре,  самостоятельно.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции.

2. Оценивать действия в  соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

IΙ. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока.

Слайд 1-2

- Добрый день! 
- Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

- Начинаем урок русского языка.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова. 
Но сегодня будь готов 
Сам раскрыть секреты слов.

Слайд 3


 В одном словесном государстве жили и не тужили ОРФОГРАММЫ.
Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось:
Безударные......
Согласные.......
Удвоенные......
Непроизносимые.......

Назовите, как звучат эти орфограммы?
– Хорошо! А сейчас откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
Орфограммы веселились,
И ошибки проявились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.

На доске записаны слова:
ворабьи, лесница, шосе, мухолофка.

Какое слово "лишнее"? Почему?

Как вы думаете о чем будем говорить на уроке?

Слайд 4

Итак, тема сегодняшнего урока “Сложные слова”.

А вы знаете, что такое сложные слова?

Слайд 5


(
Ситуация)
В стране «ГРАММАТИКЕ» жили-были корни:
«лёд» и «руб».
Жили они каждый отдельно со своими родственниками. Стало им скучно и они решили подружиться друг с другом. Но как они не старались, у них ничего не выходило. Не получались слова. А чтобы дружить, нужно получать новые слова – это закон этой страны. Как же помочь корням сдружиться? Соединить их вместе так, чтобы получались слова.
Если взять два корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово

Слайд 6-8

"Корзина идей" - Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать и чему научиться?

+ план исследований
(
Проблема)
Что нам надо решить? Как соединить два корня, чтобы получились сложные слова?
(
Цель)
Соединить два корня так, чтобы получились сложные слова.
(
Задачи)
Понаблюдать за словами: как соединяются корни в словах.
Составить схему образования сложных слов.
Составить алгоритм.

Слайд 9

Работа с предложением.

 Ответы детей

Подготовка к работе

Комментированное  письмо даты и вида работы.

Дети записывают слова в тетрадь. Один работает у доски.

Ответы детей

Высказывают свои понятия сложных слов

Фронтальные работа: ответы детей, сравнение с образцом.

Познавательные УУД

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Находить ответы на вопросы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения («мозговой штурм» в форме подводящего диалога)

Слайд 10

- Какие вы знаете способы образования новых слов? (Уч-ся называют способ и приводят пример)

  1. Приставочный, например: ходить – переходить.
  2. Суффиксальный, например: сад – садовый,
  3. Приставочно-суффиксальный, например: море – приморский.

- Может ли новое слово образовываться из двух слов?

- Как называется такой способ образования?

d. сложение (корней, основ, слов, частей слов), например: луна + ходить = луноход

5. Поиск слов с двумя корнями.

1) Исправление ошибок в нахождение сложных слов. Проблемная ситуация.

Слайд 11

- Дети получили задание: найти слова с двумя корнями, отметить в них корни и объяснить значение. Дима сделал такое объяснение словам и решил, что там 2 корня:

На  доске неверно выполненное задание.

Пароход – ходить парой.

Сероватый – серая вата.

Мышеловка – ловкая мышка.

Величайший – великий чай.

- Согласны ли вы с Димой?

- Какой совет вы бы ему дали?

- Какой приём мы можем ему предложить, чтобы правильно выполнить работу или проверить её.

(Дать развёрнутое толкование слов, с подбором однокоренных слов, которое позволяет проверить, верно ли в слове 2 корня.)

Я думаю, что сейчас вы сами воспользуетесь этим советом и исправите его ошибки.(дети получают карточки и работают парами) 

 Определение лексического значения слов. Разбор по составу

Во втором столбике на карточке в данных словах выделите корни, запишите лексическое значение сложных слов. 

Проверяем на  доске: 

Слайд 12

 - Какое первое сложное слово встретилось? Что такое пароход?

(Пароход – судно, которое ходит на пару)

- Какие корни у этого слова?

- Какое ещё слово с двумя корнями вы нашли? В чём не прав Дима? Второй корень лов – от слова ловить.

- Как вы объяснили слово мышеловка?

(Мышеловка – ловушка для мышей)

- Есть ли ещё слово с двумя корнями? (Нет)

- Тогда как вы объясните слово сероватый, почему оно не является таким?

(Сероватый – неполнота признака, слегка серый)

- Что такое ОВАТ? (Суффикс)

- И последнее слово: Что оно означает?

(Величайший – очень великий)

- Сколько здесь корней?

Проблемный диалог

Фронтальная работа, поиск решения проблемы

Аргументированный выбор верного ответа

Работаем в тетради. По одному работают у доски.

Регулятивные УУД

- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом разных источников.

-Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

-  Выявлять сущность, особенности объектов.

-  На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план действий).

Коммуникативные УУД

азвиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

-  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

V. Первичное закрепление

Сегодня на уроке мы  знакомимся со способом образования новых слов. Думаю, что этот способ вы откроете сами, я вам лишь немного помогу.

Слайд 13

-Как вы думаете, а зачем нам нужны сложные слова? Какова их роль в русском языке?


3.1. Работа в группах.
– Соедините стрелочкой части слов в 1и 2 столбиках и образуйте слова. Запишите их

Слайд 14

Слайд 15

– Как образованы эти слова?
Из двух корней при помощи гласной 
о или е.
– Как бы вы назвали такие гласные?
Соединительные гласные

-Давайте понаблюдаем в каких случаях пишется соединительная буква о и е

Слайд 16-17

– Как нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную в сложных словах? Составьте алгоритм:

1. Прочитай слово
2. Убедись, что оно сложное (найди корни)
3. Если сложное, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е
4. Запиши слово

-  Слайд 18

Однажды Незнайка и Знайка, герои известной сказки, а какой сказки??? поспорили: Знайка говоирит, что "сложные слова - это слова, в которых два корня и они соединяются гласными о или е", а Незнайка говорит, что "сложные слова -все длинные слова". С кем вы согласитесь?

- Тогда давайте обобщим полученные знания:

Слайд 19

1) Кроссворд.

Орфографический тренинг написания сложных слов. Работа в группах.

Слайд 20

- Отгадайте кроссворд. Картинки являются для вас подсказками

Проверка на доске

2) Происхождение слова САМОЛЁТ

Слайд 21-24

- Какое первое слово вы вписали? (Самолёт)

А знаете ли вы, что слово САМОЛЁТ имело 3 значения со времён Петра 1: 

1) В армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.

2) Ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока. 

3) Всё то, что может само летать по воздуху (волшебный ковёр-самолёт) 

Когда же в 19 веке появилась новоизобретённая воздушная машина,  сначала её назвали аэроплан (это заимствованное слово из греческого и французского языков – парить по воздуху). Потом люди вспомнили, что для этой машины уже есть название в русском языке. И заменили его на слово, самолёт

3) Словарная работа и лексическая.

- А знаете ли вы значение данных слов? (Устно)

Слайд 25

Замените одним словом и запишите слова:

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Носорог: Крупное  млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха

Аргументированный выбор верного ответа

Фронтальное выполнение задания с проговариванием выбора слова.

Осуществление самопроверки

Коллективная работа

Коммуникативные УУД--Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- Развиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.

VI.Самостоятельная работа c проверкой по эталону.

Учимся применять правила написания соединительных гласных

Слайд 26-32

Тестирование

Слайд 33-38

Самостоятельная работа на листочке

Взаимопроверка ( работа в парах)

Регулятивные УУД

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

ценивать действия в  соответствии с определённой ситуацией.

VII. Итог урока. Рефлексия.

VIII.Домашнее задание.                                                                

Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта работа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен в группе).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе?
(обведи) ДА. НЕТ. Почему?

Слайд 39

Ответы детей.

Самооценка собственной учебной деятельности

Познавательные УУД

-На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СЛОЖНЫЕ СЛОВА» Тема урока

Слайд 2

лёд руб Страна Грамматика о

Слайд 3

Корзина идей Узнаем Как образуются слова с двумя корнями Будем учиться различать, образовывать, правильно писать слова с двумя корнями

Слайд 4

План исследований: 1.Как образуются сложные слова? 2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах? 3.Какую роль играют сложные слова в речи? 4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».

Слайд 5

Составляем предложение: Ветер, подул, снегопада, после, холодный После снегопада подул холодный ветер.

Слайд 6

мор сад ход

Слайд 7

лун ход луна + ходить сложение двух корней о

Слайд 8

Конструкторское бюро Пароход – ходить парой Сероватый – серая вата Мышеловка – ловкая мышка Величайший – великий чай Петя

Слайд 9

Конструкторское бюро Пароход – судно которое ходит на пару Сероватый – слегка серый Мышеловка – ловушка для мышей Величайший – очень великий

Слайд 10

Какую роль играют сложные слова в речи? Выпадение снега в большом количестве. Завод ,на котором делают масло. Снегопад. Маслозавод. Краткость речи

Слайд 11

сено кол кофе молоть масло ход бетон мешать лёд косилка мясо ловить везде завод мышь рубить Конструкторское бюро

Слайд 12

Соединительная гласная в сложных словах. о о пыл сос е е каш вар

Слайд 13

Когда пишется О, а когда Е ? После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пусть будет Е . А после твердых пусть будет О – Не перепутает их никто!

Слайд 14

Алгоритм: Когда пишется О, а когда Е ? 1.Прочитай слово 2. Убедись, что оно сложное (найди корни) 3. Если сложное, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О , если на мягкий – Е 4. Запиши слово

Слайд 15

Все длинные слова – это сложные слова. Слова, в которых два корня называются сложными словами о , е ?

Слайд 16

1.Слова, у которых два корня называются сложными 2.Как образуются сложные слова? Образуются сложением двух корней 3.Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? Соединительные гласные о е

Слайд 17

Листопад электронная физминутка для глаз

Слайд 25

Заполни кроссворд Картинки тебе будут подсказкой 1 3 4 5 6 2 С А М О Л Ё Т

Слайд 26

Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – так в армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.

Слайд 27

Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока.

Слайд 28

Словарь: САМОЛЁТ Самолёт – всё то, что может само летать по воздуху ( волшебный ковёр-самолёт)

Слайд 29

Словарь: САМОЛЁТ Аэроплан – парить по воздуху (это слово заимствованно из греческого и французского языков)

Слайд 30

Заполни кроссворд Картинки тебе будут подсказкой 1 3 4 5 6 2 В Е Р Т О Л Ё Т С А М О К А Т С А М О С В А Л Н О С О Р О Г П Ы Л Е С О С

Слайд 31

Учимся применять правила Работа в тетради «Пишем грамотно» с. 28 Упражнение 1 Составьте сложные слова из частей. Цветными карандашами соедините части слова. Получившиеся слова запишите в нужный столбик: с гласной О или Е.

Слайд 32

Проверка 1 группы с гласной О с гласной Е снегоход пешеход снегокат овцевод снегопад

Слайд 33

Проверка 2 группы с гласной О с гласной Е в одовоз з емлемер в одопад з емлекоп паровоз

Слайд 34

Проверка 3 группы с гласной О с гласной Е самовар вездеход самокат мореход пароход

Слайд 35

Проверка 4 группы с гласной О с гласной Е гололёд сталевар ледоход кашевар ледокол

Слайд 36

Проверка 5 группы с гласной О с гласной Е рыболов птицеферма мухолов птицелов мухомор

Слайд 37

Проверка 6 группы с гласной О с гласной Е лесовод овощевод самолёт вертолёт лесоруб

Слайд 38

сложные простые составные 1.Как называются слова с двумя корнями?

Слайд 39

-о- -е- -и- -е- -о- -а- 2.Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

Слайд 40

-о- -е- -а- 3.Какая соединительная гласная пишется в словах сад...вод, скор..варка, дом..хозяйка ?

Слайд 41

скалолаз лазоскал скалелаз 4.Какое сложное слово получится из слов скала и лазить ?

Слайд 42

-е- -о- -и- 5.Вставь соединительную гласную в слово мор…плаватель .

Слайд 43

Ключ ответов: 1 2 3 4 5 сложные о, е о скалолаз е

Слайд 44

Домашнее задание: -А домашнее задание вы выберите себе сами. Вы видите две карточки: зелёную и розовую. На зелёной карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания . Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - _________________________ Длинные ноги - ________________________ Короткий хвост - _____________________ Пёстрые крылья - _____________________ По воде плавает - _________________________ Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.

Слайд 45

Найди своё место на данной лестнице