Рабочая программа 5 класс
Рабочая программа для работы логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и дифференциации согласных и гласных звуков и букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская общеобразовательная
адаптивная школа – интернат »
(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)
______________________________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Козицкая Н.В.
(подпись) « » ___________2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Логопедия»
(5 класса 1 вариант УП)
Составитель (и): учитель Константинова Лариса Васильевна ______________
(подпись)
Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения
« » ___________ 2020 г., протокол № 1
Руководитель методического объединения ФИО ______________
(подпись)
Рабочая программа согласована на МС ______________
(подпись)
« »___________ 2020г., протокол №
Калачинск, 2020г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедия» для обучающихся 5 класса 1вариант УП составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Логопедия». На изучение данного предмета в учебном плане отводится в 5 классе– 3 часа в неделю.
Основой для реализации учебного предмета «логопедия» является программа по логопедии Лалаевой Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» -М.. Гуманит. и зд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.. Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти.
В структуру занятия входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения,
2) коррекция фонематических процессов,
3) коррекционная работа на лексическом уровне,
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,
5) совершенствование связной речи.
Ставятся следующие задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
- обогащение словаря.
Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.
1. Обследование учащихся.
2. Повторение изученного во 4 класс:
- развитие языкового анализа и синтеза,
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии,
Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
- развитие языкового анализа и синтеза,
- устранение оптической дислексии и дисграфии,
- устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
- корень слова, родственные слова.
Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
Совершенствование связной речи.
Подведение итога - написание диктанта.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
- выполнять морфемный анализ и синтез слов,
- выделять родственные слова из текста.
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- название букв русского алфавита,
- падежи и вопросы к ним,
- вопросы к именам существительным,
- вопросы к именам прилагательным,
- вопросы к словам действиям,
Календарно-тематическое планирование.
№ | Раздел, тема. | К. ч. | Дата. | Лексическая тема. | Виды учебной деятельности. | ||
1 | Диагностика | 6 | 1.3.7.810.14. 09 | Обследование. | Коммуникативная | ||
2 | Звуковой анализ. | 2 | |||||
3 | Гласные звуки. | 1 | 15.09 | Семья. | Двигательная, познавательная. | ||
4 | Сходство парных гласных. | 1 | 17.09 | Дом. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
5 | Твёрдые и мягкие согласные. | 2 | Комнаты дома. | Познавательная, предметно-практическая | |||
Твердые и мягкие согласные | 1 | 21.09 | |||||
6 | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | 1 | 22.09 | Мебель. | Двигательная, познавательная. | ||
7 | Состав слова. | 6 | Библиотека. | Коммуникативная, предметно-практическая. | |||
Родственные слова. | 1 | 24.09 | |||||
8 | Сложные слова. | 1 | 28.09 | Осенний лес. | Познавательная, предметно-практическая | ||
9 | Корень слова. | 1 | 29.09 | Водопад. | Двигательная, познавательная. | ||
10 | Приставка как часть слова. | 1 | 01.10 | Сад. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
11 | Образование слов при помощи приставок. | 1 | 05.10 | Дорожные знаки. | Коммуникативная, познавательная. | ||
12 | Суффикс как часть слова | 1 | 06.10 | Явления природы. | Познавательная, предметно-практическая | ||
13 | Суффиксальное образование слов | 1 | 08.10 | Дождь. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
14 | Окончание в словах | 1 | 12.10 | Ветер. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
15 | Установление связи между словами с помощью окончания | 1 | 13.10 | Ураган. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
16 | Диктант «Гроза» | 1 | 15.10 | Гроза. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
17 | Имя существительное | 3 | 19.10 | Листопад. | Двигательная, познавательная. | ||
Имя существительное | 1 | ||||||
18 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные. | 1 | 20.10 | Ледоход. | Двигательная, познавательная. | ||
19 | Собственные и нарицательные существительные. | 1 | 22.10 | Признаки зимы. | Двигательная, познавательная. | ||
1 четверть | 23 | ||||||
Словосочетание. | 4 | ||||||
20 | Согласование имён существительных с глаголами в числе и роде. | 2 | 16.11 17.11 | Профессии. | Двигательная, познавательная. | ||
21 | Согласование существительных с прилагательными в числе и роде. | 2 | 19.11 23.11 | Дикие животные и их детёныши. | Двигательная, познавательная. | ||
22 | Предлоги. | 13 | 24.11 | Среда обитания диких животных | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
Предлоги: в, на. | 1 | ||||||
23 | Дифференциация предлогов на - в. | 1 | 26.11 | Времена года | Познавательная, предметно-практическая | ||
24 | Предлоги с (со). | 1 | 30.11 | Коммуникативная, предметно-практическая. | |||
25 | Предлоги с (из). | 1 | 01.12 | Воробьишко. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
25 | Дифференциация предлогов: с(со)-с(из) | 1 | 03.12 | Пожарные собаки. | Познавательная, предметно-практическая | ||
26 | Предлоги: по, к. | 1 | 07.12 | Сказка о рыбаке и рыбке. | Двигательная, познавательная. | ||
27 | Предлоги: за, из-за. | 1 | 08.12 | Домашние животные. | Двигательная, познавательная. | ||
28 | Дифференциация предлогов: за-из-за. | 1 | 10.12 | Детёныши домашних животных. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
29 | Предлоги над, под, из-под. | 1 | 14.12 | Птицы. | Познавательная, предметно-практическая | ||
30 | Дифференциация предлогов: над – под. | 1 | 15.12 | Коммуникативная, предметно-практическая | |||
31 | Дифференциация предлогов под- из-под. | 1 | 17.12 | Коммуникативная, предметно-практическая. | |||
32 | Закрепление по теме «Предлоги» | 1 | 21.12 22.12 | Двигательная, познавательная. | |||
33 | Диктант «Рыбная ловля». | 1 | 24.12 | Рыбы. | Коммуникативная. | ||
34 | Предложение. | 23 | |||||
Словосочетание и предложение. | 2 | 28.12 29.12 | Двигательная, познавательная. | ||||
2 четверть | 22 | ||||||
35 | Работа с деформированным предложением. | 1 | 11.01 | Посуда. | Познавательная, предметно-практическая | ||
36 | Повествовательное предложение. | 1 | 12.01 | Транспорт. | Двигательная, познавательная. | ||
37 | Вопросительное предложение. | 1 | 14.01 | Воздушный транспорт. | Двигательная, познавательная. | ||
38 | Восклицательное предложение. | 1 | 18.01 | Водный транспорт. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
39 | Простое предложение. | 1 | 19.01 | Наземный транспорт. | Познавательная, предметно-практическая | ||
39 | Сложное предложение (союз «и»). | 1 | 21.01 | Зоопарк. | Двигательная, познавательная. | ||
40 | Сложное предложение (союз «а») | 1 | 25. 01 | Овощи. | Двигательная, познавательная. | ||
41 | Сложное предложение («но»). | 1 | 26.01 | Двигательная, познавательная. | |||
42 | Сложное предложение (союз «потому что») | 1 | 28.01 | Фрукты. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
43 | Сложное предложение (союз «чтобы»). | 1 | 01.02 | Продукты питания. | Познавательная, предметно-практическая | ||
44 | Распространение предложений. | 2 | 02.02 04.02 | Хлеб. | Двигательная, познавательная. | ||
45 | Составление предложений из данных слов. | 2 | 08.02 09.02 | Как делают хлеб. | Двигательная, познавательная. | ||
46 | Главные члены предложения. | 2 | 11.02 15.02 | Город. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
47 | Второстепенные члены предложения. | 2 | 16.02 18.02 | Деревня. | Познавательная, предметно-практическая | ||
48 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | 22.02 | Улицы нашего города. | Двигательная, познавательная. | ||
49 | Составление схем предложений. | 2 | 25.02 01.03 | Каникулы. | Двигательная, познавательная. | ||
50 | Диктант «Весной в поле». | 1 | 02.03 | Поле. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
51 | Однородные члены предложения. | 1 | 04.03 | Одежда. Обувь. | Познавательная, предметно-практическая | ||
52 | Текст: | 14 | Музей. | Двигательная, познавательная. Коммуникативная, предметно-практическая. | |||
Восстановление деформированного текста | 2 | 09.03 11.03 | |||||
53 | Пересказ текста по опорным словам и вопросам. | 2 | 15.03 16.03 | Космос. | Познавательная, предметно-практическая | ||
54 | Пересказ по плану. | 1 | 18.03 | Перелётные птицы. | Двигательная, познавательная. | ||
3 четверть | 28 | ||||||
55 | Выборочный пересказ. | 2 | 01.04 05.04 | Музыкальные инструменты. | Двигательная, познавательная. | ||
56 | Краткий пересказ. | 1 | 06.04 | Ранок. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
57 | Составление начала к рассказу. | 2 | 08.04 12.04 | Виды жилищ человека. | Познавательная, предметно-практическая | ||
58 | Составление заключения к рассказу. | 2 | 13.04 15.04 | Горы. | Двигательная, познавательная. | ||
59 | Составление плана текста. | 2 | 19.04 20.04 | Древний и современный человек. | Двигательная, познавательная. | ||
60 | Составление заголовка к тексту. | 2 | 22.04 26.04 | Двигательная, познавательная. | |||
61 | Составление текста по сюжетной картинке. | 1 | 27.04 | Поздравительная открытка. | Познавательная, предметно-практическая | ||
62 | Составление текста по сюжетным картинкам. | 2 | 29.04 04.05 | Лес и его обитатели. | Двигательная, познавательная. | ||
63 | Диктант «Ёжик» | 1 | 06.05 | Ежи в лесу. | Коммуникативная, предметно-практическая. | ||
64 | Составление текста из случаев из жизни. | 2 | 11.05 13.05 | Деревья и кустарники. | Двигательная, познавательная. | ||
65 | Диагностика | 6 | 17.18.20.24. 25.27. 05 | Обследование. | Коммуникативная. | ||
4 четверть | 23 | ||||||
Всего:12ч. диагностика | 62 |
Учебно-методическое обеспечение.
1. Используемая литература:
-Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной
-Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г
. -Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
.- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
-Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
-Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
-Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
Материально-техническое обеспечение.
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- презентации по темам:
«Артикуляционная гимнастика»,«Дыхательная гимнастика»,«Пальчиковая гимнастика»,«Сказки», «Животные», «Насекомые», и др.
3. Технические средства:
- классная доска; персональный компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа-142», компьютерные диски «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.
4. Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (зеркала, палочки, щёточки, трубочки, игрушки, раскраски сказочных героев);
- набор предметных картинок;
- набор сюжетных картинок; карточки по темам «Сказки», «Герои сказок», «Времена года», «Деревья» и др.;