Рабочая программа 5 класс

Рабочая программа для работы логопеда с детьми с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия и дифференциации согласных и гласных звуков и букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  общеобразовательная

адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

______________________________________________________________________________________________________

         УТВЕРЖДАЮ

        Директор КОУ

                                                                                                                        «Калачинская адаптивная

                                                                                                                         школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.

        (подпись)    «    » ___________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  коррекционному курсу «Логопедия»

 (5 класса 1 вариант УП)

Составитель (и): учитель Константинова Лариса Васильевна ______________

(подпись)

                                                                                                               Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

«   » ___________ 2020 г., протокол № 1

                                                                                                                                 Руководитель методического объединения ФИО ______________

(подпись)

                                                                                                                                      Рабочая программа согласована на МС ______________

(подпись)

                                                                    «    »___________  2020г., протокол №             

Калачинск, 2020г.                                                      

Пояснительная записка.

     Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедия»  для обучающихся 5 класса 1вариант УП составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29. 12. 2012г. за №273. Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» содержит учебный предмет «Логопедия». На изучение данного  предмета в учебном плане отводится   в  5 классе– 3 часа в неделю.

Основой для реализации учебного предмета «логопедия»  является программа по логопедии Лалаевой  Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах» -М.. Гуманит. и зд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.. Программа предназначена для работы с детьми с системным недоразвитием речи.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его, на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
  • создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти.

В структуру занятия  входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

   Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

 2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

              5) совершенствование связной речи.

Ставятся следующие задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
  • улучшение фонематического слуха;
  • формирование речевого дыхания;
  • улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
  • улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
  • уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
  • повышение речевой и эмоциональной активности детей;
  • совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
  • обогащение словаря.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.

1.        Обследование учащихся.

2.        Повторение изученного во 4 класс:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и  невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
  • корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.                                                                 

                                                       

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
  • выполнять морфемный анализ и синтез слов,
  • выделять родственные слова из текста.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв русского алфавита,
  • падежи и вопросы к ним,
  • вопросы к именам существительным,
  • вопросы к именам прилагательным,
  • вопросы к словам действиям,

                                                                            Календарно-тематическое планирование.

Раздел,  тема.

К.

ч.

Дата.

Лексическая тема.

Виды учебной деятельности.

1

Диагностика

6

1.3.7.810.14.

09

Обследование.

Коммуникативная

2

Звуковой анализ.

2

3

Гласные звуки.

1

15.09

Семья.

Двигательная, познавательная.

4

Сходство парных гласных.

1

17.09

Дом.

Коммуникативная, предметно-практическая.

5

Твёрдые  и мягкие согласные.

2

Комнаты дома.

Познавательная, предметно-практическая

Твердые и мягкие согласные

1

21.09

6

Обозначение мягкости согласных посредством «ь».

1

22.09

Мебель.

Двигательная, познавательная.

7

Состав слова.

6

Библиотека.

Коммуникативная, предметно-практическая.

 Родственные слова.

1

24.09

8

Сложные слова.

1

28.09

Осенний лес.

Познавательная, предметно-практическая

9

Корень слова.

1

29.09

Водопад.

Двигательная, познавательная.

10

Приставка как часть слова.

1

01.10

Сад.

Коммуникативная, предметно-практическая.

11

Образование слов при помощи приставок.

1

05.10

Дорожные знаки.

Коммуникативная, познавательная.

12

Суффикс как часть слова  

1

06.10

Явления природы.

Познавательная, предметно-практическая

13

Суффиксальное образование слов

1

08.10

Дождь.

Коммуникативная, предметно-практическая.

14

Окончание в словах

1

12.10

Ветер.

Коммуникативная, предметно-практическая.

15

Установление связи  между словами с помощью окончания

1

13.10

Ураган.

Коммуникативная, предметно-практическая.

16

Диктант  «Гроза»

1

15.10

Гроза.

Коммуникативная, предметно-практическая.

17

Имя существительное

3

19.10

Листопад.

Двигательная, познавательная.

Имя существительное

1

18

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

1

20.10

Ледоход.

Двигательная, познавательная.

19

Собственные  и нарицательные существительные.

1

22.10

Признаки зимы.

Двигательная, познавательная.

1 четверть

23

Словосочетание.

4

20

Согласование имён существительных с глаголами  в числе и роде.

2

16.11

17.11

Профессии.

Двигательная, познавательная.

21

Согласование существительных с прилагательными в числе и  роде.

2

19.11

23.11

Дикие животные и их детёныши.

Двигательная, познавательная.

22

Предлоги.

13

24.11

Среда обитания диких животных

Коммуникативная, предметно-практическая.

Предлоги: в, на.

1

23

Дифференциация предлогов на -  в.

1

26.11

Времена года

Познавательная, предметно-практическая

24

Предлоги с (со).

1

30.11

Коммуникативная, предметно-практическая.

25

Предлоги с (из).

1

01.12

Воробьишко.

Коммуникативная, предметно-практическая.

25

Дифференциация предлогов: с(со)-с(из)

1

03.12

Пожарные собаки.

Познавательная, предметно-практическая

26

Предлоги: по, к.

1

07.12

Сказка о рыбаке и рыбке.

Двигательная, познавательная.

27

Предлоги: за, из-за.

1

08.12

Домашние животные.

Двигательная, познавательная.

28

Дифференциация предлогов: за-из-за.

1

10.12

Детёныши домашних животных.

Коммуникативная, предметно-практическая.

29

Предлоги над, под,  из-под.

1

14.12

Птицы.

Познавательная, предметно-практическая

30

Дифференциация предлогов: над – под.

1

15.12

Коммуникативная, предметно-практическая

31

Дифференциация предлогов под- из-под.

1

17.12

Коммуникативная, предметно-практическая.

32

Закрепление по теме «Предлоги»

1

21.12

22.12

Двигательная, познавательная.

33

Диктант «Рыбная ловля».

1

24.12

Рыбы.

Коммуникативная.

34

Предложение.

23

Словосочетание и предложение.

2

28.12

29.12

Двигательная, познавательная.

2 четверть

22

35

Работа с деформированным предложением.

1

11.01

Посуда.

Познавательная, предметно-практическая

36

Повествовательное предложение.

1

12.01

Транспорт.

Двигательная, познавательная.

37

Вопросительное предложение.

1

14.01

Воздушный транспорт.

Двигательная, познавательная.

38

Восклицательное предложение.

1

18.01

Водный транспорт.

Коммуникативная, предметно-практическая.

39

Простое предложение.

1

19.01

Наземный транспорт.

Познавательная, предметно-практическая

39

Сложное предложение (союз «и»).

1

21.01

Зоопарк.

Двигательная, познавательная.

40

Сложное предложение (союз «а»)

1

25. 01

Овощи.

Двигательная, познавательная.

41

Сложное предложение («но»).

1

26.01

Двигательная, познавательная.

42

Сложное предложение (союз «потому что»)

1

28.01

Фрукты.

Коммуникативная, предметно-практическая.

43

Сложное предложение (союз «чтобы»).

1

01.02

Продукты питания.

Познавательная, предметно-практическая

44

Распространение предложений.

2

02.02

04.02

Хлеб.

Двигательная, познавательная.

45

Составление предложений из данных слов.

2

08.02

09.02

Как делают  хлеб.

Двигательная, познавательная.

46

Главные члены предложения.

2

11.02

15.02

Город.

Коммуникативная, предметно-практическая.

47

Второстепенные члены предложения.

2

16.02

18.02

Деревня.

Познавательная, предметно-практическая

48

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

22.02

Улицы нашего города.

Двигательная, познавательная.

49

Составление схем предложений.

2

25.02

01.03

Каникулы.

Двигательная, познавательная.

50

Диктант «Весной в поле».

1

02.03

Поле.

Коммуникативная, предметно-практическая.

51

Однородные члены  предложения.

1

04.03

Одежда. Обувь.

Познавательная, предметно-практическая

52

Текст:

14

Музей.

Двигательная, познавательная.

Коммуникативная, предметно-практическая.

Восстановление деформированного текста

2

09.03

11.03

53

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

2

15.03

16.03

 Космос.

Познавательная, предметно-практическая

54

Пересказ по плану.

1

18.03

Перелётные птицы.

Двигательная, познавательная.

3 четверть

28

55

Выборочный пересказ.

2

01.04

05.04

Музыкальные инструменты.

Двигательная, познавательная.

56

Краткий пересказ.

1

06.04

Ранок.

Коммуникативная, предметно-практическая.

57

Составление  начала  к рассказу.

2

08.04

12.04

Виды жилищ человека.

Познавательная, предметно-практическая

58

Составление заключения к рассказу.

2

13.04

15.04

Горы.

Двигательная, познавательная.

59

Составление плана текста.

2

19.04

20.04

Древний и современный человек.

Двигательная, познавательная.

60

Составление  заголовка к тексту.

2

22.04

26.04

Двигательная, познавательная.

61

Составление текста по сюжетной картинке.

1

27.04

Поздравительная открытка.

Познавательная, предметно-практическая

62

Составление текста по сюжетным картинкам.

2

29.04

04.05

Лес и его   обитатели.

Двигательная, познавательная.

63

Диктант «Ёжик»

1

06.05

Ежи в лесу.

Коммуникативная, предметно-практическая.

64

Составление текста из случаев из жизни.

2

11.05

13.05

Деревья и кустарники.

Двигательная, познавательная.

65

Диагностика

6

17.18.20.24.

25.27.

05

Обследование.

Коммуникативная.

4 четверть

23

Всего:12ч. диагностика 

62

Учебно-методическое обеспечение.

1. Используемая литература:

   -Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной    

   -Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –  М:, « Айрис дидактика», 2007

  - Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г

  . -Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

  .- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

  -Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.  

  -Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

  - Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

   -Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

Материально-техническое обеспечение.

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-  презентации по темам:

«Артикуляционная гимнастика»,«Дыхательная гимнастика»,«Пальчиковая гимнастика»,«Сказки», «Животные», «Насекомые», и др.

3. Технические средства:

- классная доска; персональный компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа-142», компьютерные диски «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и др.

4. Учебно-практическое оборудование:

-раздаточный дидактический материал (зеркала, палочки, щёточки, трубочки, игрушки, раскраски сказочных героев);

- набор предметных картинок;

- набор сюжетных картинок; карточки по темам «Сказки», «Герои сказок», «Времена года», «Деревья» и др.;