Использование открытых задач на уроках математики и во внеурочной деятельности как средства формирования УУД

Давыдова Лариса Викторовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Каждый день жизнь сталкивает нас с проблемами, ставит перед нами какие-то задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.  Поэтому хочется, чтобы наши дети обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной ситуации, вести конструктивный диалог. Кажется, что нет такой науки, кроме жизненного опыта, которая бы этому учила. Но это не так. Как учителю мне понятно, что математика уже сама по себе открывает огромные просторы для развития аналитического, логического и творческого мышления. Значит, важным становится вопрос не «Что?», а «Как?» Акцент в преподавании меняет ориентацию с накопления знаний на освоение способов мышления и деятельности, поэтому  задачи, поставленные перед учителем ФГОС, Концепцией развития математического образования, профессиональным стандартом педагога, не могут решаться в полной мере  средствами традиционной педагогики. Возникла необходимость в поиске новых возможностей и методических решений.

Я считаю, что учебный процесс должен основываться на деятельностном  подходе, цель которого – развитие личности ученика при активном восприятии учебного материала. Главной задачей учителя становится создание условий, провоцирующих детское действие.  Существовавшие теории развития творческой личности и современные тенденции развития образования остановили мой выбор на использовании задач открытого типа. Решая многие противоречия традиционной системы обучения, открытые задачи могут выступить средством достижения всех видов результатов, в том числе и метапредметных.

Открытые задачи  хорошо «вписываются» в структуру развивающего урока и могут использоваться на любом этапе. При построении модели развивающего урока в качестве его основы я использую систему непрерывного  формирования  творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с активным использованием теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной, пытаясь максимально учесть требования к современному уроку. В этой системе предлагается структура спаренного креативного урока, но отсутствие таких уроков в основной школе привели меня к необходимости ее модернизации. Приведу структуру своего урока:

1.     Мотивация

2.     Содержательная часть

3.     Психологическая разгрузка

4.     Головоломка (интеллектуальной разминки)

5.     Содержательная часть

6.     Резюме

Самый важный на таком уроке первый этап – мотивация. Нужно в ходе него вывести ребят к спорной ситуации, непонятному положению, чтобы родился вопрос, возникла проблема, удивление от нее… Приемы мотивации могут быть различными. Например, формулирование гипотез на основе анализа фактов.

Например, при изучении темы «Сложение натуральных чисел и его свойства» привожу известный в истории математики  факт. В Германии в конце 18 века, для того чтобы заставить детей поработать, учитель дал  задание – сложить все числа от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда через несколько минут один из учеников сказал правильный ответ 5050. Им оказался десятилетний Гаусс, который впоследствии стал великим математиком. Возникает проблема:  как он это сделал?

Отличительной особенностью предлагаемой структуры урока является блок интеллектуальной разминки. Это тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от ученика нестереотипного поворота мысли. Например, при изучении темы «Теорема Пифагора» (8 класс) включаю задачу: Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 метров. Домой ему приходится добираться автобусом. Автобус очень большой, но в нем запрещено перевозить предметы длиной более 4-х метров. Удочка не разбирается и не гнется. Как можно упаковать удочку, чтобы провезти ее в автобусе?

Открытые задачи позволяют  формировать все виды УУД школьника:

регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

При решении таких задач у детей появляется возможность генерировать идеи, предлагать нестандартные способы действий, планировать свою деятельность, организовывать эксперимент, участвовать в групповой работе, продуктивно взаимодействовать. Открытые задачи предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях.

Включение открытых задач в содержание урока сопровождаю их решением  во внеурочной деятельности.

Интеллектуальные  игры, в которых все задания носят открытый характер, позволяют выходить за рамки предмета и объединить всех участников образовательного процесса. Например, всегда очень эмоционально проходит игра «Креатив-бой», в которой могут участвовать как команды учеников, так и учителей.

Кроме того, что открытые задачи для меня – это методическая находка, мне очень важно эмоциональное восприятие этих заданий учениками.  Убедившись в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в общеучебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументацию, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), я задаю себе очередной вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач – открытые и закрытые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности.

Использование открытых задач на уроке и за его пределами позволяет улучшить результаты освоения учениками программного материала. Мониторинг результатов учебной деятельности школьников показывает  положительную динамику (ежегодно показатели  качества знаний растут, результаты  ЕГЭ по предмету  выше средних по области).

 Открытые задачи повышают воспитательный потенциал урока, являются средством формирования качеств ученика: они заставляют оценивать содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личный моральный выбор. Так, ученики используют математический аппарат для реализации социально - значимых проектов, демонстрируя готовность применять усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Используя методы научного творчества, мои ученики пробуют смотреть на будущее общества как на открытую задачу.

 Сегодня убедительной считается оценка деятельности в количественном выражении, но не всё можно измерить числами. Метапредметные результаты – это результаты на перспективу успешной самостоятельной жизни наших детей. К тому же, при решении учебных и внеучебных задач ученики проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию математических задач и рассуждений, берут на себя ответственность за выбор способа решения и ответа. Значит, открытые задачи могут быть средством достижения результатов личностных.

Говоря о средствах формирования у учеников универсальных учебных действий, компетенций, умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах и  окружающей жизни, предлагаемые методические решения должны быть также универсальными. Открытые задачи может использовать учитель любого предмета.  Представляя свой опыт работы, я хотела показать, что открытые задачи в структуре креативного урока – универсальное средство реализации ФГОС, создания условия для достижения всех видов результатов, подготовки учеников к самостоятельной взрослой жизни.