Лабораторные и практические работы по математике 7- 8 класс

Давыдова Лариса Викторовна

Лабораторные и практические работы по математике 7 класс

Практическая работа по теме:
«Определение функции».

Цель работы: закрепить первоначальное представление о функции, посредством исследования зависимости площади прямоугольника данного периметра от длин его сторон.

Ход работы:

  1. Периметр прямоугольника 24 см, а его основание х см.
    1. Найдите длину второй стороны.
    2. Задайте формулой зависимость площади S (см2) прямоугольника от длин его сторон.
  2. Заполните таблицу.
x23455,55,85,966,16,26,578910
                
  1. При каком значении х получился прямоугольник наибольшей площади.
  2. Вычислите S прямоугольника, если х= 0; 12; 15.
  3. Выберите сами два каких-либо допустимых значения х и вычислите соответствующие им значения S.

 

Лабораторная работа
по теме: «Зависимость положения графика линейной функции у = kx + b в системе координат от коэффициентов k и b».

Ход работы:

  1. На интерактивной доске задаётся график линейной функции y=x+1. В таблице уже приведён пример , где показано, какие сведения надо внести для первого варианта знаков переменных х и у.
  2. С помощью учеников выбираются значения коэффициентов для каждого заданного варианта знаков. Ученики самостоятельно заполняют свои таблицы.
  3. После заполнения таблицы каждый ученик делает определённые выводы. Если кто-то затрудняется ответить, на обратной стороне есть вопросы, на которые должно ответить

Знак коэф-та

 

Уравнение функцииУгол наклона прямойПересекает осьПересекает ось у в точкеПроходит через начало координатПрямая параллельна оси хГрафик расположен в четвертях
kbxy
++y=2x+1острый++1--1,2,3
+-        
-+        
--        
00        
0+        
+0        
0-        
-0        

Выводы:_________________________________________________________

Подсказка: ответив на приведённые ниже вопросы, вы получите нужные выводы.

  1. От чего зависит угол наклона прямой?
  2. В каких случаях прямая пересекает и ось х, и ось у?
  3. При каком условии прямая параллельна оси х?
  4. Как можно определить, в какой точке прямая пересекает ось у?
  5. При каких значениях коэффициентов прямая проходит через определённые четверти? 

 

Лабораторная работа
по теме «Треугольник»

ЗаданияВывод
1Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его АВСВ треугольнике АВС сумма длин двух любых его сторон больше третьей
2Измерьте длины всех его сторон
3Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин двух других его сторон
4Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мерВ треугольнике АВС сумма всех его углов близка к 180º
5Начертите тупой угол РLSМы не можем построить треугольник, у которого больше одного тупого угла
6Попробуйте изобразить треугольник PLS у которого два тупых угла
7Начертите прямой угол MNKМы не можем построить треугольник, содержащий прямой и тупой угол  одновременно
8Изобразите MNK, у которого был бы один прямой и один тупой угол
9Изобразите треугольник МNК, у которого было бы два прямых углаМы не можем построить треугольник с двумя прямыми углами
10Изобразите треугольник, в котором против угла 90º лежала бы сторона, равная 6 см., а один острый угол был бы равен 60ºДлина стороны, лежащей против угла 30º, равна половине длине стороны, лежащей против угла 90º
11Измерьте сторону, лежащую против угла 30º

 

Лабораторные и практические работы по математике 8 класс

Лабораторная работа
«Осевая симметрия».

Цель работы: построение фигур, симметричных относительно прямой.

Ход работы.

  1. Постройте отрезок MN и проведите прямую a, не пересекающую его. Постройте отрезок M1N1., симметричный отрезку MN относительно прямой  a.  Измерьте и сравните длины отрезков MN и M1N1.
  2. Постройте остроугольный треугольник MLK и проведите прямую  n, не пересекающую  его. Постройте треугольник M1L1K1, симметричный треугольнику MLK относительно прямой n. Сравните стороны ML и M1L1,  LK и L1K1;  углы M и M1,, K и K1.
  3. Перерисуйте фигуры и укажите все оси симметрии.

     
  4. Сделайте вывод: сохраняет ли осевая симметрия расстояние между точками и градусные меры углов.

 

Лабораторная работа по теме
«Окружность»

 

ЗаданиеВывод
1Отметьте некоторую точку ОТочка А находится на окружности
2Проведите окружность радиусом 4 см с центром в точке О
3Отметьте точку А, удаленную от точки О на расстояние 4 см
4Соедините точки А и О отрезкомТочки А1; А2; А3 находятся на окружности
5Изобразите отрезки ОА1, ОА2, ОА3, равные отрезку ОА
6Изобразите отрезки ОА4, ОА5, меньшие по длине, чем отрезок ОАВсе точки находятся внутри окружности
7Установите, где находятся все точки, являющиеся концами отрезков, проведенных из точки О, но меньших по длине, чем отрезок ОА. Покажите синим карандашом все такие точки
8Соедините отрезком точку А6, лежащую вне круга, с центром О. Сравните длину этого отрезка с радиусом окружностиДлина отрезка ОА6 больше длины  радиуса ОА
9Покажите красным карандашом тачки, удаленные от центра на расстояние, большее чем длина радиуса.Данные точки находятся вне окружности

 

Практическая работа по теме:
«Теорема Виета»

Цель: установить связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.

Ход работы:

1. Приведенные квадратные уравнения.

1.1. Решите уравнения:

  • а) х2 + 4х + 3 = 0;
  • б) х2 - 10х – 24 = 0.

1.2. Заполните таблицу:

Уравнение

р

q

х1

х2

х1 + х2

х1 · х2

х2 + 4х + 3 = 0;

 

 

 

 

 

 

х2 -10х – 24 = 0.

 

 

 

 

 

 

1.3. Сравните сумму и произведение корней каждого из уравнений с его коэффициентами.

1.4. Гипотеза: какую связь между корнями приведенного квадратного уравнения и его коэффициентами Вы заметили? Запишите ее символами.

1.5. Проверка гипотезы: запишите приведенное квадратное уравнение в общем виде ( х2 + рх + q = 0 ).

1.6. Запишите общую формулу корней приведенного квадратного уравнения.

( Х; X)

1.7. Найдите сумму корней квадратного уравнения.

1.8. Найдите произведение корней квадратного уравнения.

1.9. Сделайте вывод: сформулируйте полученный результат. Запишите в тетрадь.

Дополнительный вопрос.

Проверь свои выводы, решив уравнение: х2 – 12х + 36 = 0.

2. Полные квадратные уравнения.

2.1. Решите уравнения:

  • а) 6х2 – 5х – 1 = 0;
  • б) 5х2 + 9х + 4 = 0.

2.1. Заполните таблицу:

Уравнение

а

в

с

х1

х2

х1 + х2

х1 · х2

2 -5х - 1 = 0;

 

 

 

 

 

 

 

2 + 9х + 4 = 0.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Сравните сумму и произведение корней каждого из уравнений с его коэффициентами.

2.4. Гипотеза: какую связь между корнями полного квадратного уравнения и его коэффициентами Вы заметили? Запишите ее символами.

2.5. Проверка гипотезы: запишите полное квадратное уравнение в общем виде

(ах2 + bх + с = 0).

2.6. Запишите общую формулу корней полного квадратного уравнения.

( Х1 = ; X2 = )

2.7. Найдите сумму корней квадратного уравнения.

2.8. Найдите произведение корней квадратного уравнения.

2.9. Сделайте вывод: сформулируйте полученный результат. Запишите в тетрадь. (Полученное утверждение называется теоремой Виета)

Дополнительный вопрос.

Проверь свои выводы, решив уравнение: -2х2 + 8х + 3 = 0.

Дополнительное задание.

1. Найдите сумму и произведение корней следующих квадратных уравнений:

  • а) х2 – 5х + 6 = 0;
  • б) 3х2 – 4х – 2 = 0;
  • в) х2 – 6х + 24 = 0;
  • г) 6х2 – 5х = 0.

2. Проверьте с помощью теоремы Виета: верно ли найдены корни квадратного уравнения.

а) х2 – 15х – 16 = 0

х1 = - 1; х2 = 16.

б) 2х2 – 3х + 1 = 0

х1 = 1/2; х2 = 1.

3. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.

Найдите с помощью теоремы, обратной теореме Виета корни квадратного уравнения:

  • а) х2 + 11х – 12 = 0;
  • б) 2х2 + 9х + 8 = 0;
  • в) -3х2 – 6х = 0;
  • г) х2 – 6 = 0.

Лабораторная работа по теме
«Прямоугольник»

Задания

Вывод

1

Начертите какой-нибудь отрезок АD

Построенный четырехугольник — прямоугольник

2

Постройте, используя чертежный угольник, прямые углы ВАD и СDА так, чтобы точки С и В лежали по одну сторону от АD

3

Отложите на отрезках АВ и DС от точек А и D соответственно равные отрезки и концы их А1 и D1 соедините отрезком

4

Измерьте два построенных угла транспортиром или сравнивают их с прямым углом чертежного угольника

Диагонали прямоугольника АА1D1D равны

5

Начертите отрезки АD1 и А1D. Точку их пересечения обозначьте буквой О

6

Сравните длины отрезков АD1 и А1D. Отрезки АD1 и А1D в прямоугольнике АА1D1D называются диагоналями

7

Посмотрите на диагонали АD1 и А1D и на их точку пересечения, сравните длины отрезков А1О и ОD; ОА и ОD1 и сформулируйте свои наблюдения

Диагонали прямоугольника АА1D1D точкой пересечения делятся пополам

8

Нарисуйте от руки окружность с центром в точке О радиуса АО

Окружность прошла через вершины прямоугольника

9

Проверьте точность вашего построения с помощью циркуля

10

Нарисуйте отрезок МN

 

11

Найдите середину отрезка — точку К

12

Через точку К проведите какую-нибудь прямую А

13

Отметьте на прямой А точки L и Р так, чтобы четырехугольник МLN был прямоугольником, а отрезки MN и LP были его диагоналями