Родителям

Давыдова Лариса Викторовна

Роскошь или нищета общения? Общение невротическое, обычное и роскошное

  Все люди — и взрослые, и дети - общаются друг с другом. Они могут общаться много или мало, хорошо или не очень, трудно или легко, но общение людей не прекращается ни­когда. Общение присутствует в жизни каждого человека, но качество его может быть разным.

 

  Именно качество внутрисемейного общения во мно­гом определяет отношения взрослых и детей, а в конечном итоге и счастливость или несчастливость семейной жизни в целом. Ни большие деньги, ни влиятельные родственни­ки и полезные связи, ни высокие должности и головокру­жительные карьеры не могут сделать семью счастливой. Семье для счастья нужно что-то ещё. Вот это «что-то ещё» и есть внутрисемейное общение людей, как взрослых, так и детей, друг с другом и миром вокруг.

  Любое общение строят и создают сами люди. В итоге у них получается или роскошь человеческого общения, или ужас человеческого общения, или что-то другое. Семьи как раз и различаются тем, общение какого качества они созда­ют, осознанно или неосознанно, в своих семейных домах. И то, как складывается семейная жизнь, какими вырастают дети, во многом зависит от качества внутрисемейного общения. А оно может быть:

• невротическим;

• обыкновенным;

• роскошным.

Также и родители, и вообще все взрослые, бывают невро­тическими, обычными и феноменальными.

 

Невротическое общение

  Это — бурная и нервная коммуникация людей друг с дру­гом, когда все её участники всё время на что-то жалуются, в чём-то (а чаще всего во всём) обвиняют друг друга, что-то постоянно друг от друга требуют и друг друга критикуют, при этом от такого общения искренне и тяжело переживая.

  Невротическое общение людей наполнено обидами, пре­тензиями, оскорблениями и пронизано негативом, большой напряжённостью, а порой ненавистью и даже откровенны­ми страданиями. Каждый настаивает на своём, и все хотят друг друга переговорить, переспорить, перекричать, а глав­ное, перекроить, переделать, изменить. И толком никто ни­кого не слышит и не понимает, а главное — не принимает как личность.

 

Обычное общение

  Участники обычного общения почти всегда разговарива­ют друг с другом, по крайней мере постоянно бросая «Как дела?», «Что будешь есть?» или «Что случилось?» Они могут слушать друг друга, но не всегда выслушивать. Они могут бе­седовать друг с другом, но не всегда понимать и принимать. Они вполне могут покрикивать друг на друга, обижаться и ругаться. А потом виниться, извиняться и мириться. Они так­же могут пошутить и посмеяться, а ещё и поприкалываться друг над другом, но у них редко получается беречь настрое­ние другого человека

  При обычном общении люди могут соглашаться друг с дру­гом и не соглашаться, спорить и обижаться, а ещё обсуждать и критиковать, указывать и приказывать, просить и требовать. Ещё много чего могут делать участники обычного общения, но наслаждаться внутрисемейным межличностным общением у них не получается. Разбираться в психологических тонкостях человеческого общения им некогда, да и неохота. Поэтому за­душевность в общении не получается, но об этом особо никто не задумывается и к этому не стремится.

  Общение получается пресным, невыразительным, обыч­ным и обыденным. Что-то типа такого:

— Здравствуй, Маша. Как твои дела в школе?

— Здравствуй, мама. В школе всё хорошо.

— Что будешь есть?

— Сосиски с картошкой.

— Не забудь потом помыть посуду.

— Ладно.

  Обмен информацией в общем-то состоялся, а общение — нет. Ответы на все заданные вопросы получены, но душа че­ловеческая не удовлетворяется лишь обменом информаци­ей, а неуклонно просит чего-то ещё.

 

  Роскошное общение, или Ласковый шёпот благородства души

  Участники роскошного общения строят его не только из вопросов-ответов и обмена информацией. Они непременно добавляют в общение что-то ещё. И это тонкое и едва уло­вимое «что-то ещё» делает общение человеческим и человеч­ным, душевным и задушевным, а также позитивным, вдум­чивым, искренним и неспешным.

  Такое общение несёт детям не только информацию и ответы на вопросы, а положительную эмоциональную энер­гию взрослых, их доброту и абсолютный позитив, давая детям радость бытия и счастье детства. Дети, пожалуй, не смо­гут описать этого словами. Они просто чувствуют ласковый шёпот души взрослого любящего человека, находящегося рядом. И от этого детские души начинают излучать бархат­ные лучики любви. Любви к этим феноменальным взрослым, находящимся рядом с ними и создающим такую атмосферу вокруг. Дети самозабвенно купаются в ней, а из детских глаз разлетаются во все стороны задоринки детской радости и искорки неподдельного счастья. Всем участникам общения отчего-то хорошо. От чего именно и почему, не всегда мож­но объяснить словами. Но зато очень даже можно почувс­твовать и ощутить.

   Толковательный словарь для толковых родителей

   Родители – это обычные люди, которым крупно повезло в жизни. Им судьба послала подарок – ребёнка или детей.

  Думающие родители – это родители, которые ценят превыше всего дар судьбы – ребёнка или детей. А ещё они способны думать, размышлять, анализировать. Они также способны чинить наломанные дрова, разбирать нагороженные огороды, убирать с жизненных тропинок разбросанные тут и там грабли и извлекать уроки из допущенных ошибок. Но самое главное, думающие родители способны работать над собой, занимаясь самосовершенствованием и личностным ростом и меняться в лучшую сторону. И, конечно же, такие родители очень даже способны наслаждаться собственной жизнью вообще, а своим родительствованием в частности.

  (А. С. Бикеева. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения)

 

 

Одарённые дети

  Что такое одарённость? Как относиться к одарённым детям? Требуют ли они специального подхода и развития?

Одарённость остаётся загадкой для большинства детей,  учителей и родителей. 

Для широкой общественности важными являются не столько научные основания одарённости, сколько их реальные жизненные проявления. Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи в реализации своих способностей. Но проблема диагностики и развития высокоодарённых детей, проблема понимания детьми своей одарённости всё же существует.

   Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался ода­ренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

   Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и яв­ляется идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размы­вает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону по­иска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не все­гда сохраняют свой талант.

   Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (от Бога, родителей и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если сле­довать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. 

    Чем одаренный ребенок отличается от способного?

   Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты.     В исследованиях ученых одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), кото­рая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных периодах детства. 

   В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые демонстрируют высокие достижения в одной или не­скольких сферах.

   Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуем­ное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на ин­тересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую па­мять, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.

   В более старшем возрасте признаками одаренности считаются по­требность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планиро­ванию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концеп­циях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, пред­почтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведе­нии.

 Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?

Отечественные психологи выделяют 4 основных  вида одаренности.

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо дея­тельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возмож­ности реализации неких способностей при соблюдении опреде­ленных условий).

Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько характерных типов.

image

  Эта классификация позволяет увидеть и развить специальную одаренность в каждом ребенке. Причем один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, акаде­мическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет, танцует, на «отлично» успевает по всем школьным дисциплинам. Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности. 

   Одной из сложнейших задач является выявление критериев опре­деления одаренности детей. Существуют очевидные характеристики одаренности:

• опережающее по ряду психических параметров развитие (по отношению к уровню развития сверстников);

• наличие чрезвычайной любознательности;

• способность следить за несколькими процессами одновременно;

• потребность активно исследовать окружающую действитель­ность, отслеживать причинно-следственные связи, делать выводы, создавать альтернативные системы.

 

Признаки одарённости детей

Сфера деятель­ности

 

Признаки 

Психо­физи­ческое разви­тие

• повышенный энергетический уровень (длительность сна, на­пример, у таких детей меньше, чем у сверстников);

• относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие коорди­нации движений может отставать от познавательных  способностей)

Психосоци­альная сфера

• преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности      (деятельность выступает эффективным средством развития,      когда она стимулируется не чувством долга, не стремленем получить награду, а интересом к содержанию);

• самостоятельность, умение принимать решения, настойчи­вость в выполнении задания;

• стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);

• социальная автономность, готовность и стремление отстаи­вать собственную точку зрения, независимость в суждениях;

• склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;

• соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия;

• чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях - свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психоло­гической защиты);

• способность понимать мотивы поведения других людей;

• терпимость к особенностям других людей;

• склонность к самоанализу;

• терпимость к критике;

• готовность делиться идеями;

• чуткость в анализе нравственных проблем;

• уверенность в своих силах

 

Позна­ватель­ная сфера

• умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные  решения;

• большое упорство в решении поставленных задач;

• способность находить альтернативные пути решения проблем;

• способность предвидеть, прогнозировать последствия;

• стремление всегда проверить новую идею;

• способность оценивать процесс и результат действий;

• изобретательность в выборе и использовании различных предметов;

• способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;

• способность не только предлагать собственные, но и разраба­тывать собственные и чужие идеи;

• продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений;

• способность и склонность к интуитивному поиску;

• склонность к логическим построениям и рассуждениям;

• способность оперировать абстрактными понятиями;

• чувствительность к противоречиям;

• интерес к построению гипотез;

• интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;

• раннее языковое развитие, способствующее накапливанию

и интенсивному использованию большого количества инфор­мации, а также большой словарный запас;

• умение хорошо излагать свои мысли;

• владение большим объемом информации;

• способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием;

• способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;

• интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;

• наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;

• высокий уровень развития памяти, способность долго удер­живать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запо­минать услышанное и прочитанное без специального заучи­вания;

• широкий кругозор (круг интересов);

• постоянное желание задавать много вопросов о происхожде­нии и функциях предметов;

• способность легко обучаться, все схватывать на лету;

• проявление ярко выраженной разносторонней любознатель­ности;

• умение делать выводы и обобщения;

• способность следить за несколькими процессами одновре­менно;

• способность создавать в воображении альтернативные системы;

• превышение средневозрастных норм на стадии «приема» ин­формации;

• способность к высокому уровню сосредоточенности;

• изобретательность и богатая фантазия

 

  Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинте­ресна.

3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстни­ками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.

4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собе­седника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы.

5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время раз­говора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.

6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия кон­формизма и способности идти на компромисс.

7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребен­ка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.

   Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно пред­ложить следующее.

1. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учеб­ных заданий.

2. Предоставление большей самостоятельности.

3. Требование выполнения обычного учебного задания в несколь­ких альтернативных вариантах.

4. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию.

 

 

Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек

 1. Игнорирование особенностей пубертатного периода.

  Для учащихся 5-6 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе.

Кроме того, в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, употреблять спиртные напитки.

  Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс по­лового созревания. У ребенка формируется социально-психологиче­ское отношение к окружающим, начинают довольно четко вырисовываться чер­ты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.

  Становление характера и личностных свойств неразрывно свя­зано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освобо­диться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая на­правленность стремлений и убеждений нередко создают для под­ростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружаю­щими.

  Самое важное в этот период - постараться воспитать в  детях независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на по­воду у других.

  Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заман­чивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложени­ям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментиро­вать).

    Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основ­ном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и пре­стижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности.

  Дети бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение, использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, при­ятное общение и популярность. Дети должны знать, для чего служит реклама, кому это выгодно. На картинке - сильный, мужественный, загорелый мужчина с бе­лозубой улыбкой, на которого очень хочется быть похожим. Это при­манка. Человек начинает курить и покупает сигареты, обога­щая фирму, производящую данный сорт сигарет.

  Курение способствует появлению серого цвета лица, желтых зубов и уж точно не прибавляет объема мышцам.

  Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Не­редко в этот период отмечаются так называемые пубертатные пове­денческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжелой болезнью.

2.Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т. п.).

3. Стремление все осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стре­мятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность, негативное отношение к взрослым. Иногда в поведении подростка звучат романтически-таинственные мотивы, иногда - нелепо-цинич­ные, что обусловлено особенностями воспитания и темпера­мента.

 В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоци­альных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об «истинной жизненной философии» без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой «учебной».

2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикациии.

  Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, яв­ляется органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни.

  Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.

 Поражения центральной нервной системы возникают и вслед­ствие перенесенных мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические по­вреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребенка.

  Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состоя­ние ребенка различные физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.), такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают му­чительно переживать свою «неполноценность».

3. Психические травмы - сверхсильные для личности пере­живания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Они играют значительную роль в появлении различных нарушений поведения и вредных привычек. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации.

 Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно пере­живают подростки насильственное лишение общения со сверстни­ками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.

 Болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город или район города, пе­реход в другую школу.

  Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке, пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюбленность, ущемленное самолюбие, раскры­тие тщательно скрываемых секретов и др.

4. Негармоничная семья и неправильное воспитание.

  Типич­ная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внут­ренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

  Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой... Там, где господствует жесткая ре­комендация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает, прежде всего, свободу выбора, направ­ления и способов действия.

  Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельно­сти, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти... Гиперопека  остается самой распространенной  ошибкой вос­питания.

  Чем опасна  гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить ситуацию, когда отличник, по­слушный сын заботливых родителей вдруг оказывался вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.

  Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблаго­приятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одно­временно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, ин­тересном и полезном для них.

  Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует из­бегать.

 Возрастающее стремление ребенка к самостоятель­ности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подрост­ковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению. Как избежать искушения авторитарностью? Кто с высоты своего положения родителя не требовал от подро­стка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечерки­ваете атмосферу взаимопонимания, доверия? Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мне­нием) от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициа­тиву, ломая ему жизнь).

  Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизнен­ных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и лич­ностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет!».

  Необходимо научиться до­верять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельно­сти.

  Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него такого деформирующего воздейст­вия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

  Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки, дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшие эмоционального контакта с ребенком. Различные нарушения в поведении часто бы­вают у подростков, которых родители отдали на воспитание бабушке и дедушке.

  К негармоничным следует относить и семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другими, отсутствует эмоциональная теплота, часто воз­никают конфликтные ситуации.

 

 

 

 

Агрессия

 Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием голов­ного мозга ребенка, нервной системы или некоторыми соматиче­скими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребенка в семье. Если родители часто наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребенка является ответной реакцией на жестокое отно­шение к себе.

 Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплески­вание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребенка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать, и стараются не допустить проявле­ние подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведет к уве­личению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, язвы, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда надо ждать еще большей беды...

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, про­являющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребенка, может спровоцировать новую вспыш­ку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребенка (думая, что все пройдет с возрастом само собой), то он начнет считать это нормой. И тогда привычка действовать аг­рессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости - способом завое­вания места под солнцем или самозащитой.

В любом случае агрессия - это отражение внутреннего дис­комфорта ребенка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Аг­рессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возни­кать у подростков с низкой самооценкой в состоянии фрустрации или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребенка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но все должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Психологи М. Алворд и П. Бейкер выработали критерии опре­деления агрессивности.

Говорить об агрессивности ребенка можно, если ребенок часто:

• теряет контроль над собой;

• спорит, ругается со взрослыми и сверстниками;

• отказывается следовать принятым правилам;

• специально раздражает окружающих;

• всегда винит других в своих ошибках;

• сердится и отказывается что-либо делать;

• завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность;

• быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее чем 6 месяцев в поведении подростка проявляются более 4 перечисленных признаков, то можно предпо­ложить наличие у ребенка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого чело­века или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем боль­ше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

Физическая - использование подростком своей силы против другого человека.

Вербальная - выражение ребенком своих негативных чувств дру­гим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий.

Раздражение - готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.

Подозрительность - склонность подростка не доверять к окру­жающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения, что «меня же хотели обидеть».

Косвенная агрессия - воздействие на кого-либо при помощи дру­гих людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.).

Обида - как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще.

Скрытая агрессия (или пассивно-агрессивное поведение). Ее подсознательная цель - месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих. Это одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмо­циями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «об­разумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) - это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознает, почему он так себя ведет.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подрост­кового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребенок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гне­ву) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течение 5-6 лет подросток овладевает прием­лемыми способами выплескивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребенок эти способы может не найти. Ему надо подсказывать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно-агрес­сивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождетесь», - говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут еще ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведет себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. От него стараются держаться подальше, а зачастую и просто боятся. В результате под­росток чувствует себя одиноким, никому не нужным, нелюбимым и в ответ еще больше озлобляется. Он замечает, что отличается от других, но оценить свое поведение как неправильное не может. Часто ребенок ведет себя так, потому что не знает других способов взаи­модействия. Или так ведут себя родные в его семье, и для него это привычный стереотип поведения.

Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему и самому не­уютно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.

Подростки, скорые на физическую расправу, часто попадают в ми­лицию за драки или за соучастие в правонарушениях. Да и словесные перепалки могут привести к тому, что в ход пойдут кулаки. К тому же подозрительность бежит впереди агрессивного подростка. Он в ка­ждом видит врага, который хочет его обидеть, оскорбить. А лучшая защита - нападение. Вот и нападает такой ребенок на всех подряд.

 

Что можно сделать, если ребенок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на пове­дение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства.

Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного пове­дения своего сына/дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребенка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отноше­ние к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного по­ведения.

Старайтесь найти по возможности спокойные способы выясне­ния отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать дру­гим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они  не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния.

Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Этому может помочь привлечение подростка к совместной заботе о младшем брате (сестре) или о животном. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.

4. Агрессивный ребенок не умеет правильно оценивать и свое со­стояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя.

Научите подростка понимать, что с ним происходит, управ­лять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это про­является внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние близкое к агрессии может выглядеть так: «Сердце колотится, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Также ему помогут методы само­регуляции и аутотренинг. Научите его расслабляться и контроли­ровать свои чувства.

5. Как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрес­сивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно.

Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими еще приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодей­ствовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных си­туаций.

6. Гнев, обида, раздражение - нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом.

Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.

Нарисуйте для подростка «Лист гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ - пусть разорвет его на мелкие ку­сочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл. Можно еще побить с остервенением подушку (или устроить подушечный бой с папой).

Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше).

Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить - подключите его к ре­монту, туда, где надо что-нибудь сломать.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Покажите подро­стку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорб­ляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя также.

Помните: чувству гнева подвержены все без исключения. Лучший способ выражать свой гнев - как можно спокойнее и разумнее направ­лять его только на того, кто разозлил. Тогда другие люди и близкие не будут мишенями. Ведь часто случается, что сын разозлился на слова мамы, а под горячую руку попал младший брат. Проблему все­гда можно решить, если здраво и логично обсудить ее, рассмотреть с разных точек зрения и найти компромисс. Это, конечно, тяжело, и сразу научиться невозможно. А у некоторых и вовсе не получается так справляться с трудностями. Для этого-то и нужны ваше тер­пение и помощь подростку. Да и сами вы должны поступать именно так. Ваш пример ярче всего покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях. Ведь если вы сами постоянно кричите и срываетесь на ребенка, то как можно добиваться от него другой реакции?

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпе­ливом отношении к его взрослению.

Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его агрес­сия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое от­ношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности - долгий путь. Соберите все свое терпение - только так вы сможете помочь своему ребенку.

Старайтесь видеть улучшения в том, как сумел справиться со своими эмоциями ваш ребенок. Например, после проявления его гнева, когда все успокоятся, похвалите его за то, что он сделал правильно в момент гнева. Потом, в подходящий момент еще раз вернитесь к этому эпизоду и проговорите, что еще можно было сделать. Тем самым вы способствуете укреплению в ребенке правильных способов выражения отрицательных эмоций.

 

 

 

Н. М. Амосов о здоровье ребёнка.

  Чтобы иметь «много здоровья», не болеть, а если болеть, то не тяжело, нужны постоянные упражнения. Наши дети болеют по­тому, что они мало двигаются, едят избыточное количество жирной пищи и мало зелени, их постоянно кутают, лишают све­жего воздуха и еще пичкают лекарствами.

 Физкультура и закаливание тренируют не только тело, но и ха­рактер.  Никто не со­мневается в пользе здоровья. Вот если бы оно пришло само собой, без труда! Нет, этого не бывает. Нужны напряжения, ограничения, сила воли. К счастью, развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В детском организме еще действуют врожденные программы активности, которые являются необходимым элемен­том роста.

Нужно верить в здоровье и не бояться болезней, без необходи­мости не принимать медикаменты. Правильное питание, физкуль­тура, закаливание, прежде всего, стимулируют нашу иммунную систему, спасающую от инфекции. Хорошая тренировка физкуль­турой сердечно - сосудистой и дыхательной систем является допол­нительной гарантией. Ограниченное и разнообразное питание улучшает работу пищеварительного тракта и обмен веществ. Здо­ровье, сила и красота предопределяют хорошее настроение ребен­ка. Однако они еще не решают вопроса его счастья. Нужно пом­нить: чтобы быть здоровым, очень важно быть счастливым. Психологические напряжения, неприятности и горе вредны для телесного здоровья детям, как и взрослым. Поэтому так важна ду­шевная атмосфера в семье и успехи ребенка в «общественной жиз­ни»: когда он достаточно хорошо учится и занимает достойное ме­сто среди товарищей по силе, ловкости, уму.

А теперь несколько советов. Во-первых, не доводить удовле­творение любого желания ребенка до полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность в желаемом. Это касается всего.

Во-вторых: нужно создавать трудности, требующие преодоле­ния, для тренировки характера, дозируя их таким образом,чтобы ребенку удавалось в значительной мере их преодолеть (на 50-70 %, но не на 100).

Необходимо стимулировать потребность в общении со свер­стниками, особенно когда в семье один ребенок. Заменить детское общество взрослым невозможно. Пусть не целый день, но несколь­ко часов общения нужны.

Однако одиночество тоже необходимо, для того чтобы нау­читься самостоятельно думать и работать. И, конечно, взрослые должны найти время и терпение для обучения детей труду.

Трудно дать советы, как преодолеть физическую пассивность детей в существующих условиях, когда многие взрослые пассивны. Очень важно обострить у ребёнка чувство «мышечной радости».

 

Возможность привить ребёнку не только потребность в двигательной активности, но и  умение удовлетворить её, выбрав индивидуальную программу действий, - важное преимущество семейного физического воспитания. В совместных занятиях родителей и детей заключается большой нравственный смысл. Научить детей развивать собственные двигательные способности так же важно, как и научить их рационально питаться, со вкусом одеваться, понимать искусство.

 

 

Советую прочитать

 

 Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребёнок.

- М.: Торобоан, 2002. – 416 с.: ил. – (Серия «Конкретная психология»)

 Станислав Мюллер, Светлана Сергеева. Развитие суперпамяти и супермышления 

у детей. Быть отличником просто.

– СПб.: Питер, 2011. – 240 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог»)

Бикеева А. С. Ребёнок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения /

А. С. Бикеева. – Феникс, 2012. – 251 с.: ил. – (Психологический практикум)

Аксёнова М. Д. Знаем ли мы русский язык? / М. Д. Аксёнова.

– М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012. 

 

Грецов А.Г. Практическая  психология для подростков и родителей.-СПб.: Питер, 2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческое развитие ребенка15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое развитие ребенка

Советы Дэвида Льюиса

 Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

 Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

 Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

 Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.

 Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом.

 Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

 Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

√ Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

 Помогайте ему улучшать результаты его работы.

 Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

 Помогайте ребенку общаться с детьми из разных культурных слоев.

 Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

√ Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

 Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

√ Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

 Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

√ Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.

 С вниманием относитесь к его потребностям.

  Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.

  Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

√  Не дразните ребенка за ошибки.

  Хвалите за любые успехи.

  Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

  Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

  Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

√  Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

  Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

  Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.

√  Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.

  Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

  Помогайте ребенку стать личностью.

√  Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

  Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

√  Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

  Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

√  Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».

√  Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.

  Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.