Уроки здоровья

Южанина Наталья Михайловна

Уроки здоровья, разработки классных часов по здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 4—5-х классах "Здоровая пища - в моркови силища"

Цели:
–расширить знания об овощах, познакомить с историческими сведениями, дать разнообразные способы и рецепты приготовления блюд из моркови.
– развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствование навыков культуры труда, взаимоконтроля; развития самостоятельности в получении нужной информации;
– воспитать умение видеть прекрасное в окружающем мире; дисциплину; чувство товарищества, взаимопомощь; трудолюбие; ответственность за порученное дело.
–в игровой форме привить интерес к здоровой пище.
–научить приготовлению блюд с использованием моркови.
Межпредметные связи (с литературой, географией, изобразительным искусством,  историей, информатикой, русским языком): использование малых форм народного фольклора: (пословицы, поговорки, загадки и др.), закрепление знаний по истории через изучение истории продуктов и способов питания наших предков.
Материалы и оборудование: Мероприятие проводится в кабинете информатики. Оформленный стенд с изображением овощей, блюд русской кухни. Разные морковки по форме и цвету. Карты техпроцесса изготовление блюд, шаблоны моркови.
Предварительная подготовка:
Задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории овощей рецептов блюд, приготовленных из овощей, о народных праздниках. Сделать рисунки морковки. Подобрать пословицы, загадки на тему «Овощи»;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Организационный момент(3мин.)
Проверка готовности учащихся. Сообщение темы занятия.
-Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии.

1. Мёртвым в землю упал,
Живым из земли встал,
Красну шапку уронил
И людей усыпил.(Мак)

2. Под землёй
птица гнездо свила,
яиц нанесла, (Картофель)

3. Без рук, без ног,
ползёт на батог.(Горох)

4. Стоит Матрёшка
На одной ножке,
Закутана, запутана.(Капуста)

5. Без окон, без дверей –
Полна горница людей.(Огурец)

6. Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло.(Свёкла)

7. Белая в земле,
А зелёная снаружи.(Редька)

–Итак, сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о морковке. Ребята, скажите, кто знает, где растет морковка? Правильно, на грядках! И мы должны сейчас разделиться на команды, которые и назовём  грядки. А сейчас, предоставим слово нашей ведущей Морковине и её деткам. Изложение материала. Лекция.
Морковь.
Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу. Она относится к корнеплодным растениям. Родина моркови – Средиземноморье. Слово «морковь» общеславянского происхождения. Морковь как культура создавалась в течение многих столетий. Сегодня существует множество сортов, различных по вкусу, форме, окраске и размеру – от самой маленькой, каротели, до метровой китайской, японской.
К нам морковь попала в незапамятные времена. На территории нашей страны её возделывают с ХI в. У кривичей, населявших Древнюю Русь, существовал обычай класть ее возле умерших, которых помещали в лодки, а затем сжигали. Сожженная вместе с покойником морковь должна была служить ему пищей на том свете.
Морковь очень полезна, так как содержащийся в ней каротин в организме человека превращается в витамин А – витамин роста. Этот же витамин необходим для нормального зрения, для хорошего состояния кожи слизистых оболочек. Из семян моркови изготавливают лекарство. Морковный сок назначают как лечебное питание. В старину её считали лакомством гномов – сказочных лесных человечков.
Существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миску с пареной морковью - утром на этом месте найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золота, увы, не находили.
. Она была почетным блюдом при дворе императора Карла Великого (VIII в.).Но вплоть до ХVI в. считалась деликатесом, в массовых масштабах её не разводили. Лишь в ХVII в. европейцы начали разводить морковь повсеместно.  Немецкие и французские поваренные книги ХVI— ХVII вв. сохранили для нас много интересных рецептов приготовления блюд из моркови, и среди них—рецепты соусов из тертой моркови с луком. У немцев и французов эти соусы и сегодня считаются деликатесными — их подают чаще всего к телятине.
В ХVII в. европейцы охотно использовали морковную зелень при варке супов, на морковном соке готовили мусс, а поджаренная морковь шла на приготовление так называемого «солдатского» кофе, который в немецких деревнях по традиции потребляют и в наши дни.
В ХVII в. была выведена так называемая кормовая морковь. Она, теряя во вкусе, выигрывает в размерах и употребляется на корм скоту. О ней рассказывают такую легенду: один торговец семенами, переезжая Рейн, уронил в Шварцвальде семечко моркови, а когда спустя несколько недель возвращался назад, то увидел, что из этого семечка прямо на дороге выросла громадная морковь, незначительная часть которой могла насытить быка, причем у животного при этом якобы вырастали громадные рога. В наши дни кормовую морковь разводят повсеместно. Но особое внимание ей уделяется в Англии, где она достигает в длину 40, а в диаметре 30 см.
Морковь варят, жарят, тушат, пассируют, но особенно полезна она в сыром виде.  Лучшему усвоению каротина способствуют потребляемые при этом жиры.
У современных немецких и французских крестьян древний обычай хранить медовую морковь на случай болезни превратился в традиционное приготовление для каждого члена семьи одной такой моркови, подаваемой к столу как новогодний десерт: в наступающем году она якобы обеспечит хорошее здоровье.
Ученые доказали, что в некоторых овощах и фруктах содержатся особые вещества, губительно влияющие на микробы. Назвали эти вещества фитонцидами. Так вот, из овощей фитонциды содержат, прежде всего, лук, чеснок и …морковь! Употребление этих овощей способствует очищению полости рта от микробов. А морковь при этом имеет преимущество, она лишена специфического запаха, который некоторых отпугивает от лука и чеснока.
Перед посевом семена замачивают и выдерживают от З до 5 дней при температуре 15—20°С, а затем на 10— 20 дней помешают в ледник, где семена хранятся при 0° С. Это дает возможность повысить всхожесть семян и резко поднять урожайность. Как уже было сказано, в моркови содержится много каротина (причем в красной моркови его в 9 раз больше, чем в желтой). Каротин лучше усваивается из измельченной моркови. Из минеральных солей в моркови преобладают соли калия. Морковь особенно полезно детям.
При варке морковь лучше опускать в кипящую воду, так как в ней отсутствует растворенный кислород и лучше сохраняется витамин С.  Особенно сильно разрушаются витамины при варке в открытой посуде. Поэтому посуду, в которой варится или тушится морковь, обязательно следует закрывать. Посуда должна быть правильно подобрана по объёму, чтобы в ней при закрытой крышке как можно меньше оставалось воздушного пространства. Долго хранить приготовленное из моркови блюдо не рекомендуется ,так как при длительном простаивании на плите витамин С разрушается совершенно. Позеленевшую головку моркови всегда желательно обрезать.
Прослушали интересное сообщение. Теперь посоревнуемся. За правильные ответы каждый будет получать морковку. Посмотрим в конце мероприятия, на какой грядке вырастет больше морковок. Начинаем
«Морковный час»

Отгадайте загадки:
1.Сидит девица в темнице – Коса на улице
2.Я красна – не девица, зелена – не дубрава, с хвостом – не мышь.
3.Красна, в землю вросла.
4.Это что таково: в землю вросло, сверху толсто, снизу востро, собой красно?
5.Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.
6.Красный нос в землю врос, а зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.(Морковь)

А кто быстрее прополет грядку?
По одному представителю от грядок приглашаем выполнить следующее задание.
Измерьте предложенные морковки и запишите результаты измерения в см, дм, мм.
Второй представитель грядки должен измерить диаметр самой крупной морковки и вычислить радиус.
Решите задачу. На грядке посажено 12 морковок в ширину и 34 моркови в длину. Сколько всего моркови на грядке?
Ребята,  грядку надо нам полить!
А сейчас предлагаем  командам на листах бумаги записать:
морковь– она…….
Кто больше подберет слов, которые обозначают признаки предметов, та грядка и побеждает. Подобрать  также как можно больше однокоренных слов к нашему главному овощу.
Рекламная пауза:
Лучшие фантазеры с грядок должны придумать рекламу нашей морковки.
В заключение нашего мероприятия просим нарисовать  рисунок морковки на компьютере в программе Paint.

А сейчас физкультминутка:
Морковку сажаем(наклоны), морковку поливаем (раскачивания), морковь полем (приседаем) и т.д.
Посмотрите ребята, сколько есть различных блюд из морковки, все они вкусные и, самое главное, полезные и являются здоровой пищей. И когда хочется что-то погрызть, не забывайте о таком продукте, как морковка.
Предлагается прочитать рецепты блюд и листочки с рецептами раздать детям . (
приложение 1).

Вопросы для повторения:
–Сколько лет мы употребляем в пищу морковку?
–Родина моркови?
–Значение слова «морковка»?
–Какие легенды связаны с морковкой?
–Для чего человеку нужны витамины?
–Какими полезными веществами богата морковка?
–Почему морковку необходимо подвергать первичной обработке?
–Ну, а теперь просим поднять заработанные морковки вверх! Посмотрим, сколько выросло на наших грядках моркови.

Молодцы! ( Подведение итогов, награждение)



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА

Классный час

«Наше здоровье – в наших руках!» 

Томск – 2014


Цель: углубить представление детей о рациональном питании; продолжить формирование позитивной оценки здорового образа жизни; побуждать детей к разумному, бережному отношению к своему здоровью; воспитание культуры общения, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран, телевизор.

Наглядные пособия: меню, плакат «Вредная пятерка», названия полезных и неполезных продуктов, чайник с накипью, медная монета, кетчуп, кока-кола, чипсы, сухарики, документальный фильм «Среда обитания».

Содержание классного часа.

  1. Классный руководитель: 

Здравствуйте, дорогие ребята! При встрече люди издревле желали друг другу здоровья. «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили: «Здоровья не купишь» «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»

Что, значит, быть здоровым? (Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым, правильное питание). Здоровье в большей степени зависит от вас самих?

Про здоровье люди думали еще в древности. Древние греки, например, мало болели, но долго жили! От чего же им так везло? Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались. В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.

А что значит правильное питание? Сегодня мы как раз с вами об этом поговорим.

  1. Учитель технологии: Начнем наш урок с эксперимента. Берем чайник с накипью, 1,5 литра кока-колы. Заливаем газировку в чайник, закрываем крышкой, включаем и ждем. Посмотрим, что произойдет через некоторое время.

 Ребята, вы знаете, что некоторые кафе доставляют обеды в офис. Представьте себе, что каждый из нас может сейчас тоже заказать себе, и нам привезут его прямо в класс. Только нужно указать точное количество порций. Платить за еду не нужно – у кафе сегодня праздничная акция. А вот и меню – выбирайте, что хочется.

  1. Дети выбирают блюда.
  2. Учитель технологии: Ой, ребята, вижу, что у многих из вас разыгрался аппетит, но вынуждена просить у вас прощения – это была всего лишь провокация. И затеяна она была только с одной целью: проверить, отдадите ли вы предпочтение самым вредным продуктам питания. Пять таких продуктов скрывались среди этих замечательных блюд. Оказалось, вы выбрали-таки эти продукты! Эти продукты несовместимы со здоровым образом жизни.

Врачи-диетологи всего мира выявили, пятерку самых вредных для человека продуктов. Обратите внимание. Это чипсы и сухарики, картофель фри, хот-доги, сладкая газированная вода, сахар и сладости.

  1. Классный руководитель  

Считается, что американский стиль питания достаточно молодой. Однако первый сэндвич был придуман еще в 18 веке. Его создатель – Джон Монтегю, - был отъявленным картежником. Чтобы не отвлекаться на еду во время азартной игры, он велел повару положить между двумя кусками хлеба ломтик мяса. Так он и продолжал увеличивать картежные долги одной рукой, а в другой держал сэндвич, нисколько не пачкающий пальцы.

 “Отцом” хот-дога (англ. – горячая собака) – блюда быстрого приготовления в закусочных, является некий предприниматель американский торговец из штата Луизиана. Стремясь завлечь посетителей, он вместе с сосиской давал им пару перчаток, чтобы не пачкаться во время еды. Перчатки никто не возвращал. Когда продавец посчитал убытки, он решил вкладывать горячую сосиску в булочку.

 Фаст-фуд (англ. – быстрая еда) у нас в стране появился недавно. Это связанно в основном с изменением уровня и уклада жизни. В наш стремительный век все очень заняты, и поэтому не остается времени на традиционный прием пищи. В пятнадцатиминутный перерыв человек физически не успевает съесть полноценный обед из трех блюд. Поэтому американский “фаст-фуд” твердо укрепился и стал одним из самых распространенных в наши дни.

  1. Просмотр документального эпизода «Фаст-фуд».
  2. Учитель химии:

 Теперь поговорим о вечно валяющихся пакетиков из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что мы едим?

 Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики: (раздать детям)

Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.

Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.

Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.

Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330.

Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226.

Вредные для кожи – Е230-232, Е239.

Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251.

Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312.

Повышающие холестерин – Е320, Е321.

Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

  1. Проведение эксперимента с чипсами
  2. Учитель технологии

Ну а теперь перейдем к практической части. Вам были даны задания на дом. Что у вас получилось? Расскажите!

  1. Ребенок: показывает монету, которую очищал кетчупом.
  2. Классный руководитель

Оздоровительная минутка Упражнение «Деревце»

Стоя или сидя за столом, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

  1. Учитель технологии

А сейчас мы немного поговорим о том, что мы пьем?

В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды - они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит.

Газировка содержит кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса.

Кроме этого она содержит кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде - это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные болезни.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

История кока колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

Чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в кока коле.

Чтобы удалить коррозию с батарей в автомобиле, полейте батареи банкой Колы, и коррозия исчезнет.

Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

О составе кока колы. Активный ингредиент кока колы - фосфорная кислота. За 4 дня она может растворить ваши ногти.

Для перевозки концентрата кока колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

Дистрибьюторы кока колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

Давайте посмотрим, что у нас произошло в чайнике, в который была залита кока-кола.

Все еще хотите бутылочку Колы?

Наши эксперименты доказывают, что в этих продуктах содержится большое количество кислоты.

  1. Классный руководитель:

 Сейчас мы поиграем в игру «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Вам необходимо определить продукты полезные и неполезные.

  1. Ребята. Определяют полезные и неполезные продукты.

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

НЕПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Рыба

Пепси

Кефир

Фанта

Геркулес

Чипсы

Подсолнечное масло

Жирное мясо

Морковь

Торты

Лук

Сникерсы

Капуста

Шоколадные конфеты

Яблоки, груши и т. п.

Сало и т. п.

  1. Учитель технологии

Школьный возраст – Очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

Золотые правила питания:

а) главное - не переедайте.

б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

  1. Классный руководитель:

Сегодня мы с вами будем выпускать газету о правильном питании. Советы этой газеты будут полезны для всех. Информацию, которую вы можете разместить в газете, вы сейчас получите.

  1. Работа в группах. Создание газеты.
  2. Классный руководитель: Как вы ребята считаете «Наше здоровье – в наших руках?»


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 Г. ТОМСКА

Деловая игра

«К барьеру»"

Тема: «Курение.

За и против?"

Педагог-психолог:

  Южанина Н.М.

Деловая игра «К барьеру»"

Тема: «Курение. За и против?"

Цель:

  • помочь учащимся развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
  • на конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;
  • выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

Используемые средства и оборудование:  видеоролики, буклеты, плакаты, презентации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Видеоролик (блиц-опрос «Курение в твоей жизни»)

Ведущий:  Из просмотренного материала вы поняли, что сегодня нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверное, не раз слышали о вреде курения. А может быть, о “пользе”? Многие говорят, что курение никак не влияет на здоровье. Ученые и практика доказывают другое – курение приносит огромный вред нашему здоровью и является вредной привычкой. С доводами ученых надо согласиться, так как они основаны на практических исследованиях. В сегодняшней нашей игре  мы попытаемся отстоять два убеждения совершенно противоположных друг другу. Оппоненты  первой группы будут выдвигать и защищать доводы о вреде курения, второй  – защищать мифы о “пользе” курения.  В первую группу оппонентов входят медицинские работники и  представители молодежного движения «Подросток без сигареты». А вторая группа представлена заядлыми курильщиками и менеджерами известного  сигарного бренда «Cabañas».

Ведущий:  Но перед началом нашего разговора я  предлагаю вам заполнить анкету. Попрошу вас ответить честно. Анкета анонимная. Подписывать её не надо. Пробовали ли вы курить.

             Да

             Нет

  1. Первую сигарету выкурили

            Один

            С другом

             В компании

  1. Почему подростки  курят? Что считаться

 современным

             за компанию

              ради интереса

  1. На твой взгляд курение – это…

            полезное занятие

            вредное занятие

  1. Хотел бы ты, чтобы в твоей семье были курильщики?

да

нет

затрудняюсь ответить

  1. Считаешь ли ты обсуждаемую проблему важной?

Да

Нет

это личное дело каждого

Ведущий: Теперь переходим к обсуждению сути вопроса. Я приглашаю к барьеру сторонников курения: менеджера компании «Cabañas» (Ф.И.О.)

Менеджер компании «Cabañas»: Я представляю старейший в мире сигарный бренд «Cabañas», который впервые был зарегистрирован в 1733 году. Курильщики наслаждаются ароматом сигар «Cabañas» уже почти три столетия! Сегодняшние «Cabañas» - это отлично выполненные сигары, обладающие очень богатым вкусом и экономически обоснованной для запуска в производство ценой. Этот бренд демонстрирует полноценный аромат у всех сигар, сделанных машинным способом или заполненных с помощью машин сигар в стиле ручной работы. Мы гордимся тем, что продукты нашего производства широко известны во всем мире и пользуются большим спросом у россиян. Мы предоставляем выбор нашим почитателям, предупреждая на каждой сигаре о вреде курения. Но ведь наше производство - это бизнес и ничего больше.

Ведущий: Продолжить  разговор я приглашаю курильщика со стажем Николая.

Заядлый курильщик: Я начал курить в 6 классе, даже сам не заметил,  как это получилось. Ребята,  с которыми дружил, курили и предложили мне попробовать. Сначала это казалось здорово, постепенно привык. Без сигареты – как будто чего-то не хватает. Я занимаюсь спортом и пока не ощущаю вреда курения, но стал кашлять, при больших нагрузках задыхаюсь. Но все равно никаких последствий в моем организме нет. Я прекрасно владею ситуацией и в любой момент могу бросить курить. Все эти медицинские угрозы, на мой взгляд, совершенно напрасны. Если курить дорогие сигареты с хорошим фильтром, то не будет никаких страшных последствий.

Ведущий: Мы выслушали точку зрения сторонников курения. Я предлагаю вам высказать свое мнение на этот счет.

К.: Меня взволновала позиция менеджера компании: они ни за что не несут ответственности, в то  время,  когда все обеспокоены последствиями курения,  компанию волнует только её прибыль. А вы не задумывались, что когда- нибудь у вас некому будет работать, ведь последствия курения ужасны.

Менеджер табачного бренда: А разве только курение приносит вред человеческому здоровью: а алкоголь, физические нагрузки, неправильное питание (вы же не отвергаете продукты Макдональдсов).

Ведущий: Но темой нашего сегодняшнего разговора является курение.

М.: А мне жалко курильщика. Он понимает и на собственном организме испытывает вредные последствия курения, но продолжает это вредное занятие. Неужели нельзя найти способа, чтобы спасти и защитить здоровье наших курильщиков.

Медработник: Почему нельзя? В настоящее время все существующие средства и методы оказывают эффект лишь при желании и активном содействии самого курильщика. А он хочет бросить курить. Поэтому они для него могут быть эффективными. Получить необходимую помощь, а также подобрать наилучший метод и средство можно в специальных учреждениях: наркологических кабинетах при поликлиниках. В настоящее время в аптечной сети в продаже имеются жевательные подушечки с никотином «Никоретте». Следует запомнить, что вообще никатинсодержащие средства, в том числе и названное, в строгом смысле слова не является лечащими. Они лишь обеспечивают потребность организма курильщика в никотине, менее опасным способом, чем курение, т.к. при этом отсутствуют другие вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму. Никотинсодержащие средства могут помочь облегчить синдром отмены, возникающий первое время после отказа от курения. А дальше – все зависит от Вашей воли и решимости бросить курить.

Ведущий: Продолжая тему нашего разговора,  я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик. («Правда о табаке»)

Ведущий: Я думаю, что предложенный материал поможет оппонентам предыдущих участников составить свое выступление. И я приглашаю к барьеру врача -  физиотерапевта  Г…….

Врач:  Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы, так  какой же вред наносит организму курение. А знаете ли вы, что причиной 17% смертей в России становятся болезни, связанные с курением табака. Я не буду пугать вас страшными болезнями, я  просто опишу, что происходит в организме курящего человека. А вы уж сами решайте, хотите, чтобы это происходило с вами, или лучше прожить вам лет на 15 дольше. Подсчитано, что каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь человека на 5,5 минут, а средняя продолжительность жизни курящего человека на 15 лет меньше по сравнению с некурящими людьми. Примерно 25% регулярных курильщиков сигарет умрет преждевременно по причине курения.

Вот такие цифры. Но что происходит при курении? Почему это вредно?

Итак, сначала дым попадает в бронхи, а затем в легкие. При этом повреждается эпителий, выстилающий стенку бронхов. У человека развивается хронический бронхит курильщика, сопровождающийся постоянным кашлем, отхождением мокроты. Может произойти закупорка бронха, часто развивается бронхиальная астма. При этом снижается местный иммунитет, что также способствует развитию инфекции в дыхательных путях. Не правда ли, довольно неприятно постоянно кашлять? Или когда рядом с тобой работает вечно кашляющий человек. У курильщика дыхательные пути повреждены, и они не могут выполнять свою работу по защите организма. Поэтому курильщик легче заболевает бронхитами, пневмониями, чем некурящий. Табачный дым повреждает и пищевод, в результате чего развивается его воспаление, возникают проблемы с прохождением пищи. Длительное курение способствует развитию гастрита курильщика. Все это приводит к развитию язвенной болезни. Курение способствует подъему артериального давления, повышению холестерина в крови, развитию атеросклероза. Возрастает риск ишемической болезни сердца, гипертонической болезни. Курящие женщины быстрее “увядают”, теряют красоту, привлекательность, что особенно заметно после сорока лет, по сравнению с некурящими. Курящих женщин чаще беспокоят головные боли, они острее реагируют на перемены погоды, на магнитные бури. Курящая беременная женщина подвергает себя повышенному риску возможного выкидыша, рождения мертвого ребенка или ребенка с низкой массой тела.

Как видите, в такой, казалось бы, безобидной привычке, мало привлекательного. Отрицательных моментов гораздо больше, чем положительных.

Ведущий: Спасибо, ……., за ваше выступление. Продолжит разговор у барьера представитель молодежного движения «Подросток без сигареты» Колесникову Дмитрию.

Представитель молодежного движения «Подросток без сигареты»: Народная мудрость гласит: «Один курит – весь дом болеет». Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть:

-  курение выходит из моды у юных французов;

- на Тайване запрещено курить до 18 лет. В случае нарушения этого запрета родители провинившегося могут заплатить штраф примерно 215 долларов США;

- в Австралии курение запрещено внутри всех аэропортов, государственных учреждений, медицинских учреждений и на рабочих местах. Рестораны и торговые центры в большинстве штатов, также имеют статус свободных от курения зон. В Сиднее, курение запрещено также на всемирно известных пляжах Бонди и Мэнли;

- продажа табачных изделий была запрещена на всей территории Гималайского Королевства Бутан. Она считается первой страной, которая сделала это;

- на Кубе курение запрещено в общественном транспорте, в магазинах и других закрытых помещениях;

- в Испании новый закон, запрещающий курение в офисах, магазинах, школах, больницах, культурных центрах и на общественном транспорте был введён с 1 января 2006 года.

Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам. Наше движение предлагает строго наказывать за несоблюдение Федерального  закона о курении от 10 июля 2001 года:

  • Убрать  киоски, торгующие сигаретами от территорий,  прилегающих к школам нашего микрорайона
  •  На киосках и в магазинах  вывесить баннеры с надписью  о том, что сигареты не продаются лицам моложе 18 лет.
  • Развесить по городу плакаты против курения
  • Открыть рубрику в газете «Новое время» ,,,,,,,,,,,,,,
  • создать медицинский центр для лечения курильщиков.
  • Разработать и ввести систему материального поощрения некурящих работников.

Ведущий: Я думаю, что выступление молодежного лидера затронуло всех присутствующих в этом зале и все вы поддержите идеи представителей движения. В продолжении нашей игры я предлагаю послушать и обсудить выступление работника статистики.

Статист (Д.): Проблема подросткового курения в России в последнее время встает все более остро. Последние исследования утверждают, что курить начинают уже в 10-12-летнем возрасте, а первый опыт «пробы» сигарет и того раньше – до семи лет. Например, по данным статистики, в Белгородской  области курят 39% детей в возрасте от 11 до 13 лет, 68% подростков 14-15-летнего возраста и 71% в возрасте 16-17 лет.

 В последнее время «баловство» детей переходит в настоящую зависимость.

По данным Роспотребнадзора, среди молодежи 33% учащихся средних учебных заведений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодёжи 14 -17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще.

 В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Ситуация усугубляется еще и тем, что дети всегда смотрят на взрослых как на пример для подражания, и никакие уговоры, доводы и убеждения не помогают.

         Установлено, что  курение не закрывает  дорогу в спорт. Не так уж и мало среди успешных спортсменов курильщиков, но многие ли из них выигрывали олимпиады? Таких нет.  (презентация)

Психолог: Многие из тех, кто курит, пробовал отказаться от этой вредной привычки. Однако не всем удается раз и навсегда бросить курить. С чем это связано?

Дело в том, что действие никотина более пагубное, чем действие алкоголя. Он вызывает в организме кратковременное эйфорическое состояние, легкость, душевный подъем. При длительном курении у людей развивается так называемая никотиновая зависимость. Вот почему, бросая курить, человек вначале испытывает довольно тягостное состояние. Но стоит потерпеть лишь несколько дней, и эти явления проходят. Основная причина отказа от курения – ухудшение состояния здоровья. Гораздо легче бросить курить молодым людям с небольшим стажем курения, т.к. организм еще не привык к никотину. Это разумное решение должно быть непоколебимым. Лучше всего не начинать курить. Но уж если появилась тяга к сигаретам, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить:

Вам не придется мучиться, что негде купить сигареты.

Вы не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить.

Ваша жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод.

Вы будете выглядеть лучше.

Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.

Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу? Кстати, этому могут помочь деньги, которые высвободятся у вас потому, что не придется покупать сигареты.

Готовясь к нашей игре, мы провели анкету  по выявлению положительных и отрицательных сторон курения. Давайте сравним эти стороны

Положительные –

с помощью сигарет можно:

выглядеть более взрослыми;

выглядеть более «крутыми»;

легче заводить знакомства;

похудеть

появляется состояние легкости;

Отрицательные –

учащается пульс, повышается кровяное давление;

может возникнуть раздражение глаз;

загрязняется воздух;

в кровь и легкие попадают ядовитые вещества;

могут нарушиться вкусовые ощущения,

подавляется иммунитет организма;

на зубах возникает желтый налет;

на лице раньше появляются морщины;

возникает кашель;

приходится часто сплевывать;

тяжелые заболевания;

испытываешь неудобства, когда нет сигарет или нельзя курить;                                         тратишь деньги, на которые можно купить что-нибудь другое.

Психолог: Как вы видите, отрицательные стороны во много раз перевешивают положительные. А также положительные стороны на деле не всегда такими являются.

Например, существует мнение, что сигареты снимают напряжение. На самом же деле, напряжение возникает из-за того, что никотин от последней выкуренной сигареты рассасывается, организм курящего начинает требовать нового «подкрепления». Поэтому после поступления этого «подкрепления» напряжение снимается.

Поэтому жизнь без вредных привычек – более предпочтительна. Здоровья Вам!

Ведущий: Я предлагаю обсудить данные точки зрения.

Л.: Я поддерживаю Диму, его предложения по борьбе с курением кажутся мне эффективными. Если в такую работу включаться все заинтересованные стороны, результат будет обязательно успешным. Прослушав его выступление, я решила подключиться к этому движению и предложить свои мысли и идеи по борьбе с курением.

М.: Меня взволновали данные статистики, они просто устрашающие. Если мы все вовремя не одумаемся, погибнут нации. Среди будущих поколений не будет здоровых людей. Мне кажется,  курение – это враг всех народов Земли и бороться с ним нужно всем вместе.

 М: Я с тревогой слушала всех выступающих, но приведенные  медицинские факты взволновали меня особенно.  Ведь мы все будущие мамы, к каким последствиям приводит курение женщин. Я хочу обратиться ко всем девчонкам, помните об услышанном, задумайтесь и не курите.

Ведущий: Спасибо всем выступившим, и подводя итог хочу обратиться к учащимся: если тебе не жаль себя, если ты безразличен к собственной жизни, тогда ты действительно можешь попробовать завести себе пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться. Но если ты хочешь:

– сохранить свое здоровье;

– состояться в жизни как личность;

– выглядеть молодо и привлекательно;

– всегда быть в хорошей спортивной форме;

– родить и вырастить здоровых детей;

– быть самостоятельным человеком;

– не быть рабом вредной привычки.

Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать курить.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора. И может на правильный выбор подтолкнет наш разговор. И в заключение, знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28 Г.ТОМСКА

День здоровья

«Здоровому – все здорово!».

Педагог-психолог:

Южанина Наталья Михайловна

«Здоровому – все здорово!».

Как построить классному руководителю воспитательную работу в классе, чтобы улучшить психологическую атмосферу, создать обстановку доверия и взаимной поддержки, помочь детям научиться контролировать свое поведение, позитивно общаться с окружающими? Я думаю – через  классные часы , часы общения и другие внеклассные мероприятия, в которых общение является основной формирующей силой для развития личности ребенка.

 Классные часы являются основным компонентом системы классного руководителя. Кроме традиционных мероприятий, связанных с праздниками, проводится много воспитательных мероприятий. И каждый классный руководитель составляет немало сценариев для своей работы. И вот некоторые свои разработки предлагаю вашему вниманию.

День здоровья

Цель мероприятия: Привитие здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, заинтересовать детей и расширить их кругозор.

Оборудование: интерактивная доска или мультимедиапроектор, фрукты для конкурсов, листы с заданиями.

Предварительная работа: подготовить информацию о витаминах, минеральных веществах из книг и Интернета совместно с учащимися   и создать презентацию по теме.

План:         1. Беседа учителя с учащимися

2. Конкурсы

3. Подвижные игры на свежем воздухе

Ход мероприятия.

  1. . Как вы думаете, сколько может прожить человек? Семьдесят, восемьдесят лет? По расчетам ученых-биологов, продолжительность жизни любого организма могла бы составить около 280 лет. Насчет 280 лет сложно поспорить с учеными, но нет ничего необычного в том, что можно прожить до 100 лет и больше. Есть подтверждение этому и примеры из нашего села.
  2. А теперь , ребята, скажите, как по-вашему, в чем секрет долголетия и вообще, в чем секрет здоровья? (Выслушиваются ответы учащихся).

По данным ВОЗ - здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов (см. табл.)

Факторы

Значение для здоровья в %

Образ жизни

50%

Состояние окружающей среды

20%

Наследственность

20%

Здравоохранение

10%

Так как из всех факторов образ жизни находится на первом месте, возникает необходимость учить людей быть здоровыми и счастливыми, уметь организовать свой образ жизни. По мнению ученых, для долголетия необходимо следующее: физический труд, прямой позвоночник, хорошее питание (достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей), ежедневная нормированная жидкость, полноценный сон, отдых и занятие для рук и для головы. Попробуем каждую составляющую рассмотреть подробнее.

А как вы понимаете «хорошее питание»? Это значит, что ваше ежедневное меню должно включать определенное количество белков (бобовые, орехи, мясо, яичный белок и т.д.),  углеводов (фрукты, сахар, картофель и т.д.),  жиров (растительные и животные), а также витамины и минеральные вещества(овощи и зелень в сыром виде). Фрукты и овощи необходимы при каждом приеме пищи – они очень богаты витаминами и минеральными веществами.

Очень важные советы

  1. Беспорядочное питание от случая к случаю приводит к тому, что органы пищеварения оказываются не подготовленными заблаговременно к приему и перевариванию пищи, они выделяют меньше пищеварительных соков и менее активны. Пищеварение идет дольше, расщепление оказывается менее глубоким, не все вещества пищи, полезные для организма, используются. Необходимо есть не менее трех раз в день, желательно в одно и то же время.
  2. Слишком обильное питание вызывает усиленную и длительную секрецию и перистальтику органов пищеварения, чрезмерное расширение желудка, большой приток крови к органам пищеварения и отток от головного мозга, мышц и других органов. Пища полностью не переваривается и без пользы выводится из организма. При этом часто наблюдается несварение, закупорка кишечника, ожирение. Все это ведет к ослаблению физической силы и умственной деятельности, сопротивляемости организма болезням. Поэтому еще древние греки советовали «есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть».
  3. Питание должно быть умеренным, разнообразным, сбалансированным по калорийности с учетом затрат энергии на трудовую деятельность и возрастных особенностей организма.
  4. Необходимо хорошо прожевывать пищу. Плохое пережевывание пищи вызывает нарушение сокоотделения и перистальтики, при этом пища хуже переваривается и усваивается, дольше задерживается в органах пищеварения, что вызывает несварение, расстройства пищеварительной системы.
  5. Нельзя есть чрезмерно горячую или холодную пищу, так как растрескивается зубная эмаль.
  6. Слишком острая и пряная пища, а также алкоголь вызывают ожоги эпителия, нарушение его секреции, а в желудке выделяется обильная слизь, защищающая его, но затрудняющая пищеварение. Все это может привести к желудочно-кишечным, раковым заболеваниям, болезням печени.
  7. Необходимо регулярно чистить зубы. Если зубы нерегулярно чистят, не полоскают водой после еды, в них скапливаются остатки пищи, в которых поселяются вредные микроорганизмы, разрушающие зубы своими выделениями, отравляющие организм и снижающие эффективность пищеварения.
  8. Хорошо влияют на функционирование органов пищеварения сырые овощи и фрукты, способствуя сокоотделению и перистальтике. Организм получает с ними витамины, фитонциды, углеводы.
  9. Салаты и супы стимулируют сокоотделение и облегчают пищеварение, а молочнокислые продукты уничтожают вредную микрофлору кишечника.

II. А теперь объявляется аукцион. Первый лот – груша. Получит его тот, кто последним назовет существующий витамин (А, В1,В2, В3, В5, В6, В9, ВС, В12, С, РР или В3(никотиновая кислота), Д, Е, К, Н).

Итак, витамины крайне необходимы для жизнедеятельности организма человека.

Название

Проявление авитаминоза

Пищевые продукты, содержащие витамины

Суточная потребность, мг

Жирорастворимые витамины

А

(ретинол)

Замедление роста молодого организма, повреждение роговицы глаза, поражение эпителия кожи, нарушение зрения – «куриная слепота»

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, салат, томаты, тыква, абрикосы и др.

1,5

D

(эргокальциферол)

Развитие рахита у детей

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток, молоко и др.

0,025

Е

(токоферол)

Дистрофия скелетных мышц, ослабление половой функции

Растительные масла, зеленые листья овощей, яйца, зерна злаков и печень и др.

10 – 12

К

(филлохинон)

Нарушение свертываемости крови, желудочно-кишечные кровотечения, подкожные кровоизлияния

Синтезируется кишечными микроорганизмами

В норме не требуется

Водорастворимые витамины

С

(аскорби

новая кислота)

Заболевание цингой; поражаются стенки кровеносных сосудов, кровоизлияния в коже, кровоточивость десен, быстрая утомляемость, ослабление иммунитета

Перец, лимон, черная смородина, плоды шиповника, зеленый лук, молоко, цитрусовые, дыня, помидоры и др.

50 – 100

В1

(тиамин)

Заболевание бери-бери (ножные оковы): паралич конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Бобы, зерновые и семена, мясо (особенно свинина), печень почки, сердце, пивные дрожжи и др.

2 – 3

В2

(рибофлавин)

Задержка роста молодого организма, поражение глаз (катаракта), слизистой оболочки полости рта

Пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, мясо, рыба, птица, сердце, молоко, яйца, томаты, шпинат, капуста, зелень корнеплодов, аспарагус, и др.

2

В6

(пиридоксин)

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражительность, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, говядина, печень, свинина, баранина, сыр, рыба – треска, тунец, лосось, бананы, грецкие орехи, арахис, авокадо и др. Синтезируется микрофлорой кишечника

1 – 2

В12

(кобаламин)

Злокачественная анемия

Печень рыб,  свиней, крупного рогатого скота, устрицы, морские продукты, яичный желток. Синтезируется микрофлорой кишечника

0,001 – 0,003

РР

(эргокальциферол)

Заболевание пеллагрой, воспаление кожи, понос, поражение слизистых оболочек полости рта и языка, нарушение психики

Говядина, печень, почки, сердце, рыба – лосось, сельдь, зародыши зерен пшеницы и др.

15

        Второй лот – апельсин. Теперь называем все известные вам минеральные вещества и микроэлементы. ( Кальций, фосфор, железо, кобальт, цинк, медь, мышьяк, ванадий, поваренная соль (хлорид натрия), калий, йод, кремнезем, бор, магний, алюминий, фтор и сера). Эти 17 основные минеральные вещества считаются необходимыми для организма, хотя существуют и другие минеральные вещества. Но никто для пользы дела не должен съесть кусок алюминия или меди. Все они носят название микроэлементы от того, что их в организме человека в очень малом количестве. А для полноценного питания с достаточным содержанием микроэлементов нужно ежедневно употреблять свежие овощи, мясо, фрукты, молочные продукты и др.

        Конкурс «кормление витаминами». Двое с завязанными глазами, сидя на стульях, кормят друг друга бананами. Кто первым справится с задачей, тот и победитель.

        Рассмотрим еще одну составляющую ЗОЖ – физический труд и активный отдых. Что же включает в себя понятие физический труд? (Выслушиваются ответы учащихся). Правильно, физический труд – это не только работа, но и спорт, зарядка по утрам, подвижный образ жизни и обязательно всевозможные игры. Конечно же, главное – это то, что все занятия и отдых должны чередоваться, не должно оказываться на организм чрезмерной нагрузки, все должно быть посильно. И в связи с этим переходим к следующему конкурсу «Режим дня». (Учащиеся делятся на две команды, каждая команда получает листы с заданием, в котором указаны только время, которое необходимо дополнить правильными записями). Вот примерный режим дня, который проектируется на экран после выполнения командами задания и проверяются совместно:

7.00 – подъем и водные процедуры, зарядка

7.20 – завтрак

7.30 – отправление в школу

8.00 – 13.00 – учеба в школе

13.30 – обед

14.00 – 15.00 – прогулка, подвижные игры на улице, работа на свежем воздухе

16.00 – 19.00 – выполнение домашней работы

19.00 – 21.00 – по усмотрению

21.30 – подготовка ко сну

21.30 – 7.00 – сон

(задан примерный режим дня, который по мере необходимости нужно корректировть в зависимости от класса, от места жительства и др.)

        (После режима дня можно включить «Утреннюю зарядку».  Желающий у доски показывает одно упражнение, а все остальные за ним повторяют. Затем показывает свое упражнение следующий желающий. Можно и обсудить полезность каждого вида упражнений и влияние на конкретные области тела.)

        Режим дня – залог здоровья. Но все же иногда случается заболеть, тогда, конечно же, нужно обязательно обратиться к врачу, самолечение – исключено. Когда человек болен – он вялый, слабый, хмурый. Зеркалом здоровья, несомненно, является улыбка. А теперь все потренируемся.

Аттракцион «Улыбка». Все повернемся к соседу лицом, на счет один по хлопку улыбнемся, на счет два – убираем с лица улыбку. Итак, начали.

Какие все молодцы. Все мы согласимся с тем, что о здравии человека можно судить по его лицу, по настроению, которое выражается его лицом. Да и все мы часто рассматриваем свое лицо в зеркало, чтобы выяснить не грязно ли оно, нет ли болячек или угрей. Объявляется следующий конкурс.

Конкурс «Свет мой зеркальце, скажи…»

Желающие получают карточки с заданиями. Надо прочитать отрывок  известной сказки «Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее

Всех прекрасней и белее?»

  1. как принцесса, сидящая на горошине;
  2. как ребенок, знающий несколько слов;
  3. как Старик Хоттабыч из бутылки;
  4. «спящая на ходу» красавица;
  5.  очаровательная кокетка;
  6.  скоромная Василиса Прекрасная.

Вот провели смешные конкурсы, посмеялись от души. А полезны ли чем-нибудь смех и улыбка? В народе говорят, что 10 минут смеха заменяют дневную норму витаминов, а радость и оптимизм излечивают от многих недугов.

До сих пор мы сегодня говорили о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Кроме «можно», хотелось бы вспомнить, что «нельзя». Перечислим вредные привычки - … (алкоголь, курение, наркомания и др.) Русская пословица гласит «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой». Ярко Р.Гамзатов рисует опасность, которая может отбросить человечество назад:

        Произойти от обезьяны

        Был человеку путь немал.

        В обратный путь пустился пьяный,

        За час опять животным стал.

«Табак и камень сушит» - говорится в следующей русской поговорке. Перечислите, пожалуйста, все вредные воздействия алкоголя и сигареты на организм человека, которые вы знаете.

Немало показывается по TV и пишется в газетах, журналах об этих опасностях, и во всемирной сети Интернет можно найти немало полезного по этой теме. Более подробно об этом мы поговорим в другой раз, это темы наших последующих разговоров.

Простым истинам – не пей, не кури, больше двигайся, ешь в меру – все постараемся придать большое значение и будем всегда следовать им. А теперь  попробуем отгадать, с чем мы должны быть еще дружны, чтобы быть здоровыми. Загадки:

  1. Он лежать совсем не хочет.

Если бросишь – он подскочит.

Бросишь снова. Мчится вскачь.

Отгадай. Что это? (мяч)

  1. Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (лыжи)

  1. Обгонять друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши они, легки,

Быстроходные …(коньки)

  1. На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже,

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет,

Как зовусь?... (велосипед)

        Без движенья нет счастья, более того, без движенья нет жизни. Все одеваемся и идем продолжить наш день здоровья на улицу. Проводятся игры:

  1. командная игра в снежки «По мишеням»;
  2. «Салки кругом»;
  3. лепка снеговика, у кого лучше и больше.

III. Подведение итогов.

 ( Примечание: важные советы, таблица витаминов, режим дня, поговорки и стихи проецируются в виде слайдов)

Курить или НЕ КУРИТЬ

Цели и задачи: профилактика курения среди учащихся, развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам; развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; развитие навыков работы с различными источниками информации, умений выбирать главное.

Ход мероприятия.

Класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа по очереди проходит 4 этапа мероприятия: 1) Вспомни пословицу; 2) Сочини стихотворение; 3) Антиреклама сигарет; 4) Поиск информации в Интернет. После выполнения задания команды меняются местами, переходят в следующий этап.

1.  Вспомни пословицу. Задания напечатаны на листках бумаги для каждой команды. Учащиеся должны дописать окончания пословиц.

1)        Пить и курить –…(здоровью вредить)

2)        Капля никотина…(убивает лошадь)

3)        Береги платье снову, а…(здоровье смолоду)

4)        Берегись бед, пока…(их нет)

5)        Опасенье –…(половина спасенья)

6)        Винцо да игра не…(доведут до добра)

7)        Хмель шумит –…(ум молчит)

8)        Болен – лечись, а…(здоров берегись)

9)        Все пороки от…(безделья)

10)        В здоровом теле…(здоровый дух)

11)        Потянешься за водкой –…(будет жизнь короткой)

12)        Добро сеять,…(добро и пожинать)

13)        Работа денежку копит, а вино…(денежку топит)

14)        Табак и …(камень сушит)

15)        В стакане тонет больше людей, чем…(в море)

16)        Здоров будешь –…(все добудешь)

17)        Красив тот, кто…( красиво поступает)

        

2. Сочини стихотворение. Учащиеся совместными усилиями должны написать стихотворение, строчки которой начинаются со следующих букв:

С

И

Г

А

Р

Е

Т

А

 (Приведу один из примеров, который получился у одной из наших команд:

Слово это – сигарета –

Имеет плохую примету:

Горит сильно и дымит,

А вредного навалом:

Радон, метан, никотин...

Если куришь до отвала,

То у тебя здоровья мало,

А тогда тебе не жить.)

3. Антиреклама сигарет. Мы каждый день почти всюду сталкиваемся с рекламой, порой даже слишком навязчивой: и на улицах города, и в транспорте, и по телевизору… И эта реклама не всегда только полезная, ведь рекламируют и пиво, и сигареты, и… Главное в рекламе дается та информация, которая выгодна рекламодателю, а не пользователю. Смотришь рекламу и даже не возникает сомнения, что сигареты вредны для здоровья, а наоборот даже. О чем же умалчивает реклама? Вам нужно создать рекламу сигареты так, чтобы после просмотра рекламы появилось отвращение к вредной привычке (ведь не зря же называется вредной), чтобы курящему сразу захотелось избавиться от нее.

4. А что нам скажет Интернет о последствиях курения. Для этого можно выполнить поиск в одной из поисковиков. Учащиеся должны собрать информацию о вреде курения, отсортировать и выделить самое важное в виде слайда, состоящего из 10 пунктов. Сохранить свой труд в компьютере.

Пример, приведенный одной из команд:

  • В Европе табачное растение, привезенное из Америки, первоначально использовалось только как декоративное. сажали на кол, в Персии - за курение отрезали губы и нос, в Италии - табак был
  • В истории человечества табак прошел такие же этапы, как и алкоголь. Сначала он применялся в религиозных обрядах, затем как псевдолекарство, затем как средство наживы и, наконец, табак стал средством борьбы против человеческой независимости.
  •         Курильщиков преследовали очень жестоко. Так, например, в Турции - за курение объявлен забавой дьявола и в назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене, в Англии - курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
  •         В России торговля табаком и курение были разрешены Петром I с 1697 года, который и сам курил, и других травиться заставлял.
  •         Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.
  •         Вот, что говорил о табаке писатель Оноре де Бальзак: "Продажа табака - это форма налога, в тысячу раз более безнравственная, чем игорные дома; табак разрушает тело, мешает умственному развитию и одуряет народ".
  •         А Яков I сказал, что курение - это занятие не для цивилизованного человека. И свой знаменитый труд "О вреде табака", опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: "Курение - это привычка, противная  зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких".
  •         Писатель А. Дюма - младший: «…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь».
  •         Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
  •          Табак и табачный дым содержат более 3000 химических соединений, некоторые из которых являются канцерогенными, то есть способными повредить генетический материал клетки и вызвать рост раковой опухоли.10% курильщиков заболевают и впоследствии погибают от злокачественных опухолей (из числа выкуривающих более 20 сигарет в день - 20%).
  •         В настоящее время табак ежегодно убивает около четырех миллионов человек во всем мире, но эта цифра вырастет до 10 миллионов через тридцать лет, если нынешние тенденции курения сохранятся.
  •         Основная причина большой распространенности курения - это на определенное время скрытое разрушительное действие курения, создающее впечатление о его внешней безобидности.

        

        После прохождения всех этапов рассматриваются выполненные учащимися задания, выслушиваются мнения, комментарии, делаются выводы, подводятся итоги.  Мероприятие заканчивается игрой.

        

        



Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС (или внеклассное  мероприятие)

«СУД НАД ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ».

Действующие лица:

Секретарь суда

Судья

Прокурор

Медик

Историк

Адвокат

Обвиняемые ( 3 человека)

Секретарь:

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка – тоже некая болезнь,

Она болит и заживет не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растет микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Её не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит.

Но виноват ты в этом только сам,

Она попросит, а потом заставит,

Приказы отдавая по часам.

Встать! Суд идет!

Судья: Прошу всех садиться. В открытом судебном заседании слушается дело «Граждане против вредных привычек». В преступлениях против человека, его физического и психического здоровья обвиняются  - Зеленый Змий, Сигарета и Белая смерть

(в зал вводят обвиняемых и усаживают на скамье подсудимых).

Прокурор: Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он разрушает всего за несколько месяцев мозг человека, над созданием которого природа трудилась миллионы лет.

Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он отравляет своим зловонным дыханием еще не родившееся поколение. Подумайте, дети еще не родились, а уже принесены ему в жертву.

Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он соучастник многих преступлений. В состоянии алкогольного опьянения совершается 55% всех краж, 79 % грабежей, 70% всех нападений.

Секретарь:

Вызывается свидетель обвинения – Медик.

Медик: Я обвиняю Зеленого Змия в том, что алкоголь, поступая в кровь, заставляет работать сердце в неблагоприятном для него режиме. Изменяются стенки кровеносных сосудов, увеличивается пульс. Развивается атеросклероз, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Она перерождается и наступает внезапная смерть от инфаркта.

Я обвиняю Зеленого Змия в том, что он оказывает отрицательное воздействие на центральную нервную систему. Постепенно кора полушарий головного мозга, которая отвечает за функции сознания и мышления, выходит из строя. Мозг человека разрушается.

Я обвиняю Зеленого Змия в том, что он вызывает цирроз печени – перерождение клеток органа и самоотравление организма.

Секретарь: Слово предоставляется свидетелю обвинения – Историку.

Историк: Человечество давно узнало о вреде пьянства и пыталось поставить преграды на его пути. В Древнем Китае был издан указ, запрещающий употребление спиртных напитков. В Древней Спарте специально спаивали рабов и демонстрировали их молодым спартанцам, чтобы показать к чему может привести употребление алкоголя. Известно, что русский народ  издавна заботился о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Лучшим выражением гостеприимства считалось угощение чаем с вареньем, пирожками, сладостями. Совершенно не принималось спиртное во время полевых работ, запрещалось пить новобрачным. Общества трезвости появились в России во второй половине XIX века, существуют они и поныне.

Секретарь: Слово предоставляется защите. Прошу Вас, господин Адвокат.

Адвокат: Действия алкоголя не всегда вредны. Часто он позволяет снять стресс, скованность в компании, повышает аппетит, делает жизнь веселее. А в умеренных дозах алкоголь даже полезен для здоровья.

Секретарь: Обвинению есть что возразить?

Медик: Это все заблуждения насчет полезности алкоголя. Веселость выпившего связана с расстройством в работе центральной нервной системы. Алкоголь вызывает торможение коры головного мозга, приводя к временному возбуждению низкие подкорковые центры. Необоснованно и представление о том, что спиртные напитки усиливают аппетит. Да, алкоголь вызывает выделение желудочного сока, но в нем мало веществ, необходимых для пищеварения. Кроме того, выделяемая кислота обжигающе действует на слизистую желудка, что приводит к хроническим гастритам и язвам.

Судья: Выслушав свидетелей обвинения и защиты, постановляю считать пьянство вредной привычкой, даже болезнью человека.

Секретарь: Теперь переходим к рассмотрению следующего вопроса.

Слово свидетелю обвинения -  Историку.

Историк: Курение табака является одним из «молодых» пороков. В 1498 году Христофор Колумб, вступив на землю Америки, получил в дар от аборигенов душистые листья многих растений, среди которых был и табак.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. В Италии он был объявлен «забавой дьявола». Римские папы предлагали отлучать от церкви курильщиков. В назидание пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

В Россию табак был завезен английскими купцами через Архангельск. Во время царствования Михаила Федоровича, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами по стопам, во второй – отрезанием носа и ли ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни. В силу того, что табак оказался прибыльным предприятием, т.к. торговля им приносила существенную прибыль, Петр I стал активно вводить курение и российским подданным было велено курить. Сам царь, злоупотребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление легких, переросшее в пневмонию, что явилось причиной смерти царя.

Секретарь: Слово предоставляется свидетелю обвинения – Медику.

Медик: Табачный дым, кроме никотина, капля которого может убить и лошадь, содержит еще 200 вредных для организма веществ, в т.ч. синильную кислоту. Частицы дыма, дегтя, сажи оседают на стенках бронхов и легочных пузырьков. Подсчитано, что курильщик в год вдыхает 800 г табачной смолы, которая глубоко проникает в легкие и уменьшает газообмен. Многие вещества табачного дыма вызывают рак. Поэтому те, кто курит, заболевают раком в 6-10 раз чаще, чем некурящие. Каждую минуту в мире умирает от табака один курильщик.

Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов. После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса.

Никотин расширяет сосуды головного мозга, усиливая в них кровоток, затем резко сужает, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения и как следствие – повышение артериального давления и развитие гипертонического криза.

Секретарь: Слово имеет Адвокат.

Адвокат: Молодежь обращается к сигарете, чтобы казаться взрослыми, снять нервное напряжение. Для девушек сигарета элемент кокетства, да и похудеть с помощью курения можно.

Секретарь: Слово Прокурору.

Прокурор:

Все начинается с одной затяжки,

А дальше стал её рабом.

Спасенье видишь в ней

От жизни тяжкой,

Но жжешь себя ты

Пепельным огнем.

Мы обвиняем Сигарету в том, что она оказывает негативное влияние на здоровье человека

Мы обвиняем Сигарету в том, что она приводит к ухудшению внешнего вида человека: старению кожи, желтым зубам, плохому запаху изо рта, хриплому голосу и т.п.

Мы обвиняем Сигарету в том, что губит ни в чем не повинных людей: дети курильщиков чаще болеют бронхитами, пневмониями, чем другие дети

Мы обвиняем Сигарету в том, что она является причиной 19% пожаров с человеческими жертвами

Судья: Выслушав все «за» и «против» суд постановил: считать курение вредной для человека привычкой.


Секретарь: Обвинение предъявляется Белой смерти.

Прокурор: Мы обвиняем Белую смерть в том, что она подбирает под свое крыло молодых людей, чаще всего в возрасте  от 13 до 18 лет. Мысль о том, что можно стать наркоманом, даже умереть, просто не приходит в голову подростку, который считает «Попробую и брошу, ничего со мной не случится». А даже одна первая доза может оказаться гибельной. В 40% случаев наркотики вызывают зависимость с первой дозы. Опасно употреблять любые наркотики в любом виде. Организм быстро привыкает к наркотикам и требует новых доз, при этом человек испытывает сильнейшие мучения и идет на все – обман, воровство, даже на убийство, лишь бы добыть наркотик. Белая Смерть, как безжалостный палач, требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими её, иначе я подвергну тебя жестокой пытке».

Секретарь: Слово свидетелю обвинения Историку.

Историк: С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился очень давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль. Бедуины , отправляясь в дальние походы, запасались смолой, содержащей марихуану и гашиш, чтобы курением снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни. Шахтеры Боливии издавна получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин. Это помогало им восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землей. Вообще нет такого народа, который не употреблял бы в том или ином виде наркотическое вещество.

Адвокат: Вот, вот! Наркотики издавна применялись в медицине. Сначала как общие болеутоляющие. Затем «отец психологии» Фрейд попробовал применить кокаин как обезболивающее средство в психиатрии.

Прокурор: К чему это привело?

Историк: Один из пациентов впал от кокаина в психоз и подвергся кошмарным галлюцинациям. Фрейд по-настоящему испугался и стал решительным противником использования наркотиков в психиатрии.

Адвокат: Но ведь знаменитый на весь мир напиток «Кока-кола» включает в себя экстракт из листьев кокаинового куста. Недаром первая часть напитка называется «кока»

Историк: Так было лишь до 20-х годов XX века.  Позже компания полностью отказалась от использования экстракта кокаинового куста.

Прокурор: Зафиксированы ли в истории случаи массового отравления наркотическими средствами?

Историк: Да, в 1994 году умерло более 40 тыс. французов.

Секретарь: Приглашается еще один свидетель обвинения – Медик.

Медик: Под крыло Белой смерти, в первую очередь, попадают те, чьи любимые занятия – многочасовая пустая болтовня, просмотр всех передач по телевизору, праздные прогулки по улицам. С чего начинается наркомания? Почти у всех первый побудительный мотив – любопытство. Наркотическая эйфория длится не более 1-5 минут, а остальное время от 1,5 до 3 часов человек находится в фазе расслабления, переходящей в состояние бреда или сна. Причем сновидения не всегда доставляют  удовольствие. Кошмар картины своей смерти, расчленения своего трупа и похорон – острые ощущения не для широкого круга. Если наркотик – лишь трехминутное удовольствие, то уже спустя месяц наркоман не может без него существовать

Редкий наркоман доживает до 30 лет. Обычно он погибает от передозировки, общей дистрофии, сердечной недостаточности, в драке, криминальной разборке, от заражения инфекционными болезнями, гепатитом, СПИДом.

Судья: Суд постановил считать наркотики злом. Они не спасают человека от несчастья, а сами приводят к еще большему несчастью

Выслушав выступления обвинения и защиты, суд постановил изгнать человеческие пороки из нашей жизни

(охрана выводит из зала подсудимых)

XXI век – век огромных скоростей. Не каждому человеку удается успевать за жизнью, его часто подстерегают стрессы. Люди спасаются по-разному: одни находят отдушину в различных добрых увлечениях, другие – в алкоголе, табакокурении и наркотиках, т.е. в смерти. Помните, выбор за вами! Помните, вы молоды, за вами будущее планеты, вы должны сохранить генофонд Homo Sapiens.  Помните, богатство нации в её здоровье

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой –

Ты вправе сам командовать судьбой.

Ты согласиться можешь, но отказ

Окажется получше в сотню раз.

Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым.