1.4. Рабочие программы учителя - логопеда

Борисова Ольга Борисовна

Для проведения коррекционной логопедической работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью разаработала рабочие программы:

1. Программа Логопедической коррекционной работы Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительный, 1 – 7 классы (I вариант)

https://nsportal.ru/user/1102030/page/programma-logopedicheskoy-korrektsionnoy-raboty-dlya-obuchayushchihsya-s

2. Программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" - "Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефекторм и глубокой степенью умственной отсталости" 1 дополнительный, 1 - 4 классы (II вариант)

https://nsportal.ru/user/1102030/page/rabochaya-programma-po-korrektsionnomu-kursu-alternativnaya-kommunikatsiya

3. Рабочая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" II вариант

https://nsportal.ru/user/1102030/page/rabochaya-programma-obrazovaniya-obuchayushchihsya-s-umstvennoy-otstalostyu

4. Индивидуальные программы логопедической коррекции для обучающихся.

 

5. Для работы с дошкольниками разработала авторскую программу профилактики дисграфии с старшем дошкольном возрасте. Данная программа прошла прощла процедуру рецензирования в ГОУ РК ИПКРО.

https://nsportal.ru/user/1102030/page/avtorskaya-programma-profilaktiki-disgrafii-v-starshem-doshkolnom-vozraste

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

на 2019– 2020 учебный год (третий год обучения)

Ф.И. Карина М.

Логопедическое заключение: Нарушение процессов формирования чтения и письма. Системное недоразвитие речи средней степени у ребенка с умственной отсталостью. Синдром дизартрии.

Направление коррекционной работы

Содержание

Развитие общей моторики

  • Создать условия для совершенствования динамической координации движений (совместно с инструктором по физкультуре).
  • Создать условия для совершенствования пространственной организации движений, развития чувства ритма (совместно с музработником).
  • Формировать пространственные представления с опорой на правую руку.

Развитие мелкой моторики

Совершенствовать статическую и динамическую координацию движений через пальчиковую гимнастику, шнуровку, обводку и штриховку фигур.

Развитие артикуляционной моторики

  • Выработать правильные, полноценные движения языка.
  • Развивать артикуляционную моторику, формировать правильный артикуляционный уклад звуков (по плану).
  • Развивать мышечную силу губ и щёк.
  • Отрабатывать движение нижней губы вниз – вверх.
  • Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов.

Развитие просодики

  • Выработать правильное диафрагмальное речевое дыхание.
  • Выработать направленную, концентрированную воздушную струю.
  • Формировать темповую организацию высказывания: развивать восприятие различного темпа речи и умения воспроизводить различный темп речи.

Развитие мимики

Развивать мимическую выразительность через комплекс психогимнастики.

Развитие фонематических процессов

  • Формировать умение подбирать слова на заданный звук.
  • Формировать навык определения звука в слове.
  • Формировать навык выделения гласного звука в начале, середине и в конце слов.
  • Формировать навык выделения согласного звука в начале и в конце слов.
  • Формировать навык анализа и синтеза обратных слогов с помощью выкладывания схем.
  • Выработать умение сопоставлять и различать на слух звуки   [C-Ф], [Ш-Ф] с использованием картинок-символов.
  • Совершенствовать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения.

Совершенствование слоговой структуры слова

  • Обучать осознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.
  • Формировать слоговую структуру сложных слов.

Формирование нормированного звукопроизношения

  • Преодолеть губно-зубной парасигматизм свистящих [С, С’, З, З’] и шипящих [Ш, Ж, Щ] звуков, путём постановки и введения в речь.
  • Дифференцировать поставленные свистящие и шипящие звуки.
  • Сформировать правильную артикуляцию звуков [Л, Л’] и начать автоматизацию изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • Сформировать правильную артикуляцию звуков [Р, Р’] и начать их  автоматизацию изолированно, в слогах, словах и предложениях.
  • Дифференцировать сонорные звуки [Л-Р], [Л’-Р’].
  • Работать над произношением всех поставленных ранее звуков через речевые игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.
  • Использовать программу ИКТ «Приключение Смешариков» для автоматизации поставленных звуков.

Совершенствование словарного запаса

  • Активизировать и уточнять словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Активизировать и обогащать словарь существительных по лексическим темам, формировать обобщающее понятие по группе однородных предметов.
  • Вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов.
  • Обогащать активный словарь наречиями, числительными и местоимениями.
  • Обогащать экспрессивную речь неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Совершенствование грамматического строя речи

  • Учить пониманию и практическому использованию предлогов.
  • Совершенствовать умение и потреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  • Развивать умение согласовывать существительные с числительными, местоимениями, прилагательными и глаголами.
  • Формировать умение изменять существительные среднего рода по числам.
  • Совершенствовать образование относительных и притяжательных прилагательных.
  • Совершенствовать навык образования глаголов с помощью приставок.
  • Совершенствовать навык образования профессий с помощью суффиксов.
  • Совершенствовать умение образовывать уменьшительные формы существительных и прилагательных.

Совершенствование связной речи

  • Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.
  • Формировать навык пересказа.
  • Формировать умение составлять рассказ по картинкам.
  • Формировать умение составления описательных рассказов с опорой на схему.
  • Формировать умение составлять рассказ по серии картинок.

Развитие коммуникативных качеств речи

  • Обучать умению вступать в контакт, общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать умение строить вопросительные и повествовательные модели предложений.
  • Развивать умение вести диалог и использовать его в реальных жизненных ситуациях.

Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии

Воспитывать положительное отношение к своему здоровью.

Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений

  • Развивать наглядно-образное мышление и способность обобщать на наглядном уровне.
  • Развивать умение понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи.

Формирование общедеятельностных умений

  • Формировать игровую деятельность (прививать потребность к игре, обучать созданию замысла игры, развивать умение действовать адекватно поставленной цели).

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности

  • Формировать и развивать познавательную активность, самостоятельность, произвольную деятельность.

Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации

  • Формировать адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
  • Воспитывать положительное отношение к себе и окружающим людям.
  • Формировать адекватную самооценку и чувство уверенности в себе.
  • Развивать умение действовать совместно с другими детьми и взрослыми.

Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в коррекционный процесс

  • Формировать образные представления о окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие мира.
  • Дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.
  • Расширять представления о традициях и обычаях народов России, о государственных праздниках.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

  • Активизировать эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления и использовать их для развития практической деятельности.
  • Формировать адекватное поведение.
  • Снять состояние эмоционального дискомфорта.
  • Развивать социальные эмоции.

Развитие высших психических функций

  • Развивать произвольное внимание и память.
  • Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление.