1.4.5 Авторская программа профилактики дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Борисова Ольга Борисовна

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье.

  В действительности большая часть этих детей не относятся к детям со сложными нарушениями речи, и корни их проблем лежат не  в органическом поражении центральной нервной системы, а в других первопричинах. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справится с этими проблемами самостоятельно, а с другой – ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу.

   Если ДОУ общеобразовательного типа не имеет возможности ввести в штатное расписание ставку учителя – логопеда, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пудожского района Республики Карелия

186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69- б. Тел.5-21-37 ,

 E-mail: zpmsspudoch@yandex.ru

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

(ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТИПА)

Составитель: Борисова Ольга Борисовна

учитель – логопед высшей категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье.

  В действительности большая часть этих детей не относятся к детям со сложными нарушениями речи, и корни их проблем лежат не  в органическом поражении центральной нервной системы, а в других первопричинах. С одной стороны, ребенок и его родители не в состоянии справится с этими проблемами самостоятельно, а с другой – ребенок не подлежит зачислению в специальную речевую группу.

   Если ДОУ общеобразовательного типа не имеет возможности ввести в штатное расписание ставку учителя – логопеда, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса.

   Анализ состояния речевого развития детей подготовительных групп ДОУ г. Пудожа выявил, что во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии нерезко выраженного общего недоразвития речи. Речь воспитанников отличается бедным словарным запасом, несформированностью грамматических форм, нарушенным звукопроизношением, несформированностью фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза.

  Все эти речевые нарушения являются предпосылками дисграфии:

  • Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков (дисграфия на почве фонемного распознавания)
  • Наличие полных звуковых замен в устной речи (артикуляторно – акустическая дисграфия)
  • Несформированность простейших фонематического анализа слов (дисграфия на почве несформированности речевого анализа и синтеза) –  
  • Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования (аграмматическая дисграфия) –
  • Несформированность зрительно пространственных представлений (оптическая дисграфия)

Цель программы:  формирование и развитие речевых навыков, которые в наибольшей степени влияют на обучение письму и чтению;  развитие фонематического восприятия, формирование умения  производить звуко-буквенный,  слоговой  и  ритмический анализ  для безошибочного   графического изображения  услышанного слова; обогащение словаря, грамматического  строя речи, навыков связной речи.

Основные направления работы воспитателей ДОУ:

1. Воспитание слуховой дифференциации звуков речи.

2. Развитие простейших видов фонематического анализа слов.

3. Обогащение и уточнение словарного запаса.

4. Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.

5. Формирование навыков связной речи.

6. Формирование коммуникативной деятельности.

7. Подготовка руки к письму.

Содержание программы

1 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(октябрь, ноябрь, декабрь)

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.

         Игры «Кто скорее?» включают: 1) выкладывание узоров с помощью счетных палочек или ниток; 2) игры с мозаикой; 3) нанизывание бусинок на леску; 4) наматывание ниток на катушку; 5) работа со шнурками; 6) работа с прищепками.

    Развивая моторику рук, совершенствовать хватательные движения, закреплять различные способы хватания: кулаком, щепотью.

    Учить правильному захвату карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом и бумагой, учить выполнять свободные дугообразные и кругообразные движения рукой, обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата посредством комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (серия игр «В гостях у Веселого Язычка»).

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки): (серия игр «Послушный ветерок»)

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. («Громкие и тихие звуки», «Паровоз»).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, куст)

2. Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик)

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1.  Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки) Познакомить детей с понятиями: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые) звуки.

(серия заданий «Что я слышу?»)

Упражнения и игры на развитие слухового внимания:

  • “Какие звуки нарушают тишину?”
  • “Кто услышит больше звуков?”
  • “Назови звуки групповой комнаты”
  • “Назови звуки улицы”
  • “Вспомни звуки леса, луга, болота”
  • “Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”
  • “Жмурки с колокольчиком”
  • “Ладушки”,
  • “Морзянка”
  • “Чей голос?”
  • Звучание музыкальных инструментов.
  • Песенки насекомых.
  • Голоса животных, птиц.
  • Звуки транспорта.

2.  Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове», «Поймай звук», «Сигнальщик») – на материале изученных звуков.

 Лексические темы: Лето Детский сад. Игрушки. Семья. Мой город (поселок). Наш край Осень, Овощи, фрукты, ягоды. Труд людей осенью. Хлеб. Одежда, обувь, Головные уборы

 Грамматический строй

( по лексическим темам 1 периода обучения)

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. (игрушка, игрушке, игрушкой)

2. Преобразование существительных в Им. падеже ед. числа во множественное число. (кукла – куклы, мяч – мячи, лист – листья)

3. Согласование глаголов с существительными единственного числа (яблоко растет, яблоки растут)

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

(красное яблоко, желтая груша, зеленый огурец)

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Согласование числительных два и пять с существительными.

Связная речь

1. Составление простых распространенных предложений:

а) субъект — предикат — объект: подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (девочка рисует дом);

б) субъект — предикат — объект — объект: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);

в) субъект — предикат — локатив: подлежащее —сказуемое — обстоятельство места (Дети играют в саду);

г) субъект — предикат — объект — локатив: подлежащее — сказуемое — дополнение — обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);

д) субъект — предикат — объект —атрибутив: подлежащее — сказуемое — дополнение — определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

2. Обучение детей умению составлять несложные описательные рассказы по лексическим темам 1 периода обучения.

3. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

4. Работа над диалогической речью. Овладение простейшим диалогом в игровых и проблемных ситуациях, экскурсиях, групповых традициях, театрально-игровой деятельности. Ознакомление с культурой диалога. С этой целью используются: образцы диалогов («Взрослый – игрушка»), введение дополнительного коммуниканта (игрушка, сказочный персонаж, куклы бибабо и т.п.), разнообразные типы вопросов (педагога, дополнительного коммуниканта) и др.

5. Развитие диалогической речи в условиях сюжетной игры и в играх с использованием элементов драматизации. Стимуляция аутодиалогов (в ситуации «ребенок – игрушка»)

6. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с опорой на имеющиеся умения: прослушать рассказ, понять его содержание, уловить последовательность действий.

Формирование коммуникативных навыков

1. Установить устойчивый эмоциональный и деловой контакт с ребенком с целью стимулирования развития фразовой речи, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию.

2. Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности, стимуляция речи у ребенка в процессе совместных действий.

3. Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонацию, побуждать к использованию в речи невербальных и вербальных средств общения.

4. Вызвать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах и муз. играх,

5. Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы, учить осмысленному пользованию языковым материалом в зависимости от ситуации общения (приветствие, обращение, просьба, благодарность, прощание).

2 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(январь, декабрь, март)

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.

    1.Учить детей координировать движения рук и ног, овладевать сложными двигательными навыками (прыжки на обеих ногах, на одной ноге; ходьба на носочках «как зайчики», марширование по кругу, ходьба с подниманием и опусканием рук, ходьба по узкой доске.

    2. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

(серия игр «Шнуровки», «Солнышко с прищепками», «Лабиринты»,  «Помоги Золушке перебрать крупу», «Веселые бусы», «Мозаика»), пальчиковая гимнастика, игры на координацию слова и движений пальцев руки.

    3. Развитие конструктивного праксиса. («Конструкторы ЛЕГО»,  «Разрезные картинки», «ПАЗЛ», кубики и т.д.)

    4. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур  по изученным темам).

    5. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

Развитие общих речевых навыков

 1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей в играх  1 и 2 периодов обучения.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. («Спроси, ответь, позови»)

3. Активно развивать интонационную выразительность речи детей, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, платье), в середине слова (окно,  карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова ( статуя, ступени)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Выделение ударного гласного в словах. (Оля, иней, ухо, аист)

2. Подбор слов на заданный гласный звук.

3. Различение на слух гласного и согласного в слове.

4. Анализ звукосочетания: АУ, УА, ИА

5. Звуковой анализ слов: АМ, УМ, МУ, МЫ, ДА, ОН, НА, НО, НУ.

6. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, носки)

7. Выделение гласных в трехзвуковых словах (мак, дом, сук)

8. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

9. Выделение твердых и мягких согласных в начале и в конце слова (дом, день).

10. Придумывание слов на определенный звук.

 Лексика: Перелетные птицы. Зимующие птицы. Домашние животные (млекопитающие)

Дикие звери Подготовка к зиме. Посуда Продукты Зима. Зимняя одежда и обувь Новый год. Рождество Спорт. Зимние забавы детей на улице Домашние птицы. Профессии Орудия труда. Инструменты. День защитника Отечества

Грамматический строй речи

1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных единственного числа.

2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Согласование  прилагательных с сущ. в роде, числе и падеже.

4. Практическое употребление простых предлогов места (В, НА, ЗА, ПОД, НАД) и движения (В, ИЗ, К, ОТ, ПО)

5. Образование притяжательных  прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам 2 периода обучения.

6. Образование глаголов движения с приставкам.

7. Образование существительных единственного и множественного числа по темам «Дикие и домашние животные и их детеныши».

8. Согласование числительных ДВА и ПЯТЬ с существительными.

Развитие связной речи

1. Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

2. Закрепить умение сравнивать предметы с выделением различных сходных качеств.

3. Составление простого описания предмета. Закрепление навыка построения простого предложения.

4. Распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения.(Морковь красная, длинная, вкусная, сладкая, полезная.) 

5. Первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений:

      а) сложносочиненных с противительным союзом А (Сначала нужно посуду вымыть, а потом ее вытереть. Капуста – это овощ, а яблоко – это фрукт.);

     б)  с разделительным союзом  ИЛИ (У Вовы карандаш. Он будет рисовать дом или писать письмо.)

6. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин, для чего используются наводящие вопросы логопеда по содержанию рассказа или картины, опорные схемы, мнемотаблицы.

7. Заучивание простых стихотворений, обучение умению рассказывать стихи, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.

Формирование коммуникативных навыков

1. Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных и подгрупповых занятий, в играх, в быту, стимуляция речи у ребенка в процессе совместного решения практических задач, при представлении результата и условий действий.

2. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой. Совершенствовать возможности ребенка использовать развернутую фразовую речь в процессе общения.

3. Учить элементарным правилам поведения в ситуации общения (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора).

                                            3 ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(апрель, май, июнь)

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Усложнение работы с карандашом (штриховка, зарисовка узоров, печатание букв)

3. Усложнение работы над конструктивным праксисом.

4. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур  по изученным темам).

5. Работа с карандашом по клеткам в тетради.

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи на занятиях, в играх-драматизациях.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, коробка, карандаш

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а],  [о],  [у], [и],  [ы],  [э], составление схемы слова (осы, уха, эхо, мак, кот и др.)

2. Дифференциация на слух парных согласных [б]-[п], [д]-[т], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш],  [з]-[с] в словах-паронимах

ЛЕКСИКА. Лексические темы: Транспорт. Весна, Восьмое марта, Мебель. Предметы быта Экзотические Животные. Части тела. Внутренние органы. Космос. Рыбы. Животный мир океана Моя страна. Насекомые. Поздняя весна. Начало лета. Труд людей.

Грамматический строй речи

1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа.

2. Согласование числительных  два и пять с существительными.

3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и др.

4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее- самый длинный).

5. Образование наречий от прилагательных (быстрый - быстро).

6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Развитие связной речи

1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, из опыта.

2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами:

  • с союзом А (Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.)
  • с союзом ПОТОМУ, ЧТО (Я не пошел на улицу потому, что шел дождь.)
  • с союзом ЧТОБЫ ( Я хочу, чтобы Саша поиграл со мной.)

3. Научить в простой форме передавать чужую речь с помощью союзов ЧТО и ЧТОБЫ. (Коля сказал, чтобы я принес ему мяч. Наташа сказала, что мой рисунок получился красивым.)

Формирование коммуникативных навыков

1. Расширить диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета с целью закрепления речевых умений.

2. Объединять детей в сюжетно-ролевых играх с целью развития навыков самостоятельного ведения диалога.

3. Учить детей обращаться друг к другу с просьбами, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию, передавать это средствами выразительной речи (голос, интонация, логическое ударение).

 4. Продолжать учить элементарным правилам поведения в ситуации общения (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора)

5. Закрепить представление о том, что насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу происходит общение.

6. Развивать умение детей актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта.

        



Предварительный просмотр:

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ  

ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

И  НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА

                       

неделя

Лексическая тема

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

1-2

Лето

Активизация словаря:

лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых; отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, плавать, нырять, ездить, летать; жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный  

Обогащение глагольного словаря

дождь (что делает?) – моросит, идет, льет; солнце (что делает?)

Активизация словаря наречий.

На улице (как?) – солнечно, тепло, дождливо, облачно, прохладно.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Лесная поляна, глубокая речка.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дождь – дождик, дождичек.

Подбор однокоренных слов.

Лес – лесной, лесовик, лесничий, лесозаготовки

.Образование относительных прилагательных.

Сок из земляники – земляничный. Воздух – морской, горный.

Употребление окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

Летний день, летнее солнце, летние платья.

Образование глаголов с помощью приставок.

Плыть – приплыть, уплыть и др.

Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом.

3

Детский сад.

.Школа Семья.

Активизация  словаря:

школа, класс, кабинет, урок, учитель, ученик, перемена, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, директор, одноклассник.

Заниматься, лепить, рисовать, вырезать, клеить, конструировать, танцевать, петь, слушать. Большая, уютная, разноцветная, удобная, теплая, веселая.

 В школе (как?) – уютно, тепло, весело, интересно.

Образование существительных ед. и мн.числа в разных падежах.

1.родительный падеж.

В школе есть классы, много парт ,столов.

2.творительный падеж.

Учитель пишет  мелом.

3.предложный падеж.

Рассказывать об уроках, переменах о,  празднике.

Согласование существительных с числительным в роде и числе.

Один друг, два друга, пять друзей.

Дифференциация глаголов совершенного вида.

Лепят яблоко – слепили яблоко.

Образование однокоренных слов.

Друг – дружба, дружить, дружеский, подружиться.

Составление простых предложений по содержанию текста с опорой на картинку. Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок .

4

Мой город (поселок). Наш край.

Активация словаря:.Север, Карелия, столица, Петрозаводск, Кижи, Онежское озеро, район, районный центр,  город, поселок, названия  улиц, площадь, река Водла, Журавка, лес,  Летний сад, Дом культуры, день года, «Зори Пудожья», музей (экспонаты, выставки), стадион ( беговые дорожки, футбольное поле), березовая аллея, автовокзал, домашний адрес;строить, убирать, ремонтировать, любить, украшать, охранять.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.родительный падеж.

В нашем краю много грибов, ягод.

2. предложный падеж.

Я рассказывал о нашей улице, о нашем городе, о речке Журавке .

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Одно озеро, два озера, пять озер.

Образование однокоренных слов (город, городской, пригород).

Образование сравнительной степени прилагательных.

Чем севернее, тем холоднее.                                  Согласование числительных  существительными в роде, числе и падеже.

Одна улица, две улицы, пять улиц.

Образование сложных слов.

Много людей – многолюдно.

Много этажей – многоэтажный.

В Пудоже живут пудожане.

Образование относительных прилагательных.

Музей в Пудоже – Пудожский музей.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Улицы широкие, а проспекты еще шире.

Формирование вопросно-ответной речи.

Пересказ коротких описательных рассказов о нашем городе (поселке) по образцу учителя-логопеда.

5

Осень.

  Активизация словаря: время года, сезон, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья листопад, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ель, сосна.

Активизация прилагательных: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, унылый;

прилагательные, обозначающие цветовые оттенки: багряный, желто-коричневый, алый.;

качественные прилагательнве.

Ветер – пронзительный, холодный; птицы – перелетные.

Активизация глагольного словаря.

Наступить, лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать.

Активизация словаря наречий.

Хмуро, дождливо, пасмурно, холодно

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный п..(Мало солнца, много туч.)

2.Творительный п. (Иду под дождем (дождями).

3.Предложный падеж. (Дети рассказывали о дождливой погоде, о серых тучах.)

Образование глаголов с помощью приставок.

Вылетать, перелетать.

Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Лист – листочек, листик).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. (Голубое небо, бирюзовые небеса).

Дифференциация глаголов ед. и мн. числа.

1.Несовершенный вид. (Улетает – улетают).

2.Совершенный  и не совершенный вид (Улетают – улетели).

Образование относительных прилагательных.

День с солнцем – солнечный день. День с дождем – дождливый. Лист березы – березовый лист. Ствол ели – еловый ствол.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Осенью погода холоднее, чем летом, но теплее, чем зимой.

Составление предложений по вопросам

Распространение предложений однородными членами

Составление предложений по демонстрации действий

Рассказывание стихотворений

Пересказы по картинкам обо всех периодах осени.

6

Овощи, фрукты, ягоды. Труд людей осенью.

Активизация словаря: урожай, овощи (картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок), фрукты (яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград), ягоды, огород, грядки, парник, теплица, садовод. Зреть, спеть, копать. Срезать. Подкармливать, рыхлить, подкармливать, поливать, заготавливать;

Активизация словаря признаков.

Цвета (оттенки), формы (круглый, овальный), размеры (большой, средний), вкус (сладкий, горький); спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий;

Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) – кисло, сладко, горько, пресно.

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Помидор – помидорчик – помидорище.

Образование сущ – ных ед. и мн. ч. в разных падежах.

1.Родительный падеж:много ягод, овощей, фруктов, но ни одного огурца.

2.Дательный падеж: подойди к овощам и фруктам в магазине.

3.Творительный падеж: можно наесться персиками, абрикосами, дынями.

Согласование числ-ных с сущ-ми в роде, числе и падеже.

Одна слива, две сливы, пять слив.

Образование относительных прилагательных.

Сок из моркови – морковный.

Варенье из слив – сливовое.

Употребление предлогов: сорвать с грядки,упало с дерева, лежит на земле.

Образование глаголов с помощью приставок.

Копать – выкопать, закапывать, откапывать.

Образование сложных слов путем соединения двух корней: кисло-сладкий вкус, красно-желтый бочок

Составление предложений с однородными членами. Составление рассказа-описания по плану.

Что это? Цвет, форма, вкус, размер. Где это растет? Что из этого можно приготовить?

7

 Хлеб.

Активизация словаря.

Хлебобулочные изделия, урожай, бутерброд, каравай, зерно, колосья, комбайнер, пекарь.

Активизация глагольного словаря.

Что делают с зерном? – Сеют, выращивают, убирают, мелят.

Обогащение словаря

признаков.

Хлеб (какой?) – ржаной, пшеничный, мягкий, черствый, вкусный.

Активизация словаря наречий.

Мягко, черство, вкусно, душно, аппетитно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Хлеб – хлебушек, булка-булочка.

Образование относительных прилагательных.

Продукты из муки - мучные.

Образование существительных в разных падежах.

  1. Родительный падеж множественного числа.

Если много зерна – будет много хлеба.

  1. Творительный падеж единственного числа.

Я буду есть с хлебом.

Иду из магазина с булкой.

  1. Предложный падеж единственного и множественного числа.

Рассказать сказку о каравае, булочке и сухариках.

Образование однокоренных слов.

Хлеб – хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня.

Образование глаголов с помощью приставок.

Печь – испечь, запечь, напечь, выпечь. Месить – замесить, вымесить, намесить.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Булочка мягче сухарика.

Печенье слаще хлеба

Составление предложений по вопросам.

Придумывание конца рассказа.

 Пересказ

8

Одежда, обувь, Головные уборы

Активизация и обогащение словаря.

1.Классификация одежды и обуви.

Мужская, женская, детская, подростковая, летняя, зимняя, домашняя, праздничная, рабочая.

2.Детали одежды: манжеты, воротник, .петли, пояс, голенища, козырек.

3.Инструменты, использующие при изготовлении одежды и обуви: нитки, сантиметр, лекала, иглы, наперсток, молоточки, гвозди , ножницы.

4.Профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Ткачиха, художник-модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница.

Активизация словаря признаков.

1.Названия предметов одежды, обуви и головных уборов: юбка, брюки, пиджак, жилет, платок, шляпа, берет, кепка.

2.Антонимы: жакет тесный, а пиджак свободный.

Активизация глагольного словаря.

Надеть (что?), одевать (кого?), шить, выбирать, стирать, чинить, зашивать. Гладить, мыть.

Активизация словаря наречий: быстро, удобно, красиво. Нарядно.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Рукава, манжеты, воротник – у платьев.

  1. Предложный падеж.

Я пойду гулять в сапогах, кедах.

3. Творительный падеж.

Я пойду на рынок за сапогами, брюками.

Образование относительных прилагательных.

Фетровая, ситцевая, шерстяная.

Образование глаголов с помощью приставок.

Соткать, выткать.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Кофта короче платья.

Составление описательного рассказа по плану-схеме.

Что это?

Детали одежды.

 Ее цвет, форма. Классификация.

Составление предложений -сравнения по выбору, например о шубе и пальто, панаме и кепке, сапогах и ботинках (чем похожи, чем отличаются?).

Составление рассказа из личного опыта, по серии картинок «Как я одевался летом (зимой, осенью).

9

Перелетные птицы. Зимующие птицы.

Активизация словаря: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, стрижи, чижи; стая, клин, части тела (крылья, клюв. лапки, перья, хвост),птенцы, (названия детенышей), лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, гоготать, клевать. Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Классификация птиц.

Зимующие: воробьи, дятел, ворона.

Перелетные: ласточка, журавль, грачи.

2.Части тела.

Крылья, клюв, лапки, перья, хвост.

3.Детеныши-птенцы.

Грачонок, вороненок. совенок, кукушонок, перепеленок.

Активизация словаря признаков.

1.Внешний вид:серый, маленький, высокая, длинноногая, короткохвостая.

2.Характер: драчливый, вертлявый, гордый, царственный, шустрая.

3.Антонимы.

Грустный – веселый, суетливый – спокойный, маленький – большой.

Активизация и обогащение глагольного словаря.

1.Кто как кричит? (каркает, чирикает, кукует, свистит, поет, тенькает)

2.Кто как передвигается?

Порхает, планирует, кружит, парит, планирует, пикирует, скачет, ходит, прыгает.

Обогащение словаря наречий.

Пронзительно, неустанно, медленно, ловко, быстро.

Образование сушествительных единственного и множественного числа в разных падежах:

1 Родительный падеж (В лесу много дроздов.)

2 дательный падеж (Насыпали корм птицам.)

3 Предложный падеж (Учитель рассказал о журавлях, аисте, лебедях).

Употребление сложных предлогов (Птенец вылетел из гнезда, ласточка вылетела из-за дома).

Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже (одна ласточка, две ласточки, пять ласточек).

Образование притяжательных прилагательных (соловьиный, журавлиный, ласточкин, лебединый)

Образование глаголов с помощью приставок (лететь-улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь)

Пересказ описательных рассказов о перелетных птцах.

10

Домашние животные (млекопитающие)

Обогащение предметного словаря.

1.Названия животноводческих профессий: свинарка, конюх, телятница, доярка.

2.Места обитания: ферма, свинарник, коровник, конюшня, конура, овчарня.

Активизация словаря признаков.

1.Прилагательные, характеризующие внешний вид:

корова – большая, рогатая, пятнистая.

2.Прилагательные, характеризующие повадки.

щенок шустрый, корова медлительная.

3.Антонимы: большая – маленькая, толстая – тонкая, длинная – короткая.

Активизация глагольного словаря.

1.Кто как голос подает?

Мычит, лает, ржет.

2.Способ передвижения.

Прыгает, потягивается, ходит, бредет, бежит.

Активизация и обогащение словаря наречий: медленно, жалобно, тонко, быстро.

Образование сущ-ных мн. числа от ед.

Жеребенок – жеребята, конь – кони, кот – коты.

Согласование числительных с сущ-ными в роде и числе.

Один теленок, два теленка, пять телят.

Образование сущ-ных ед. и

мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

Нет коня – много коней. Нет щенка – много щенков, нет ягненка – много ягнят.

2.Творительный падеж.

Лошадь кормят сеном. А собаку мясом.

Притяжательные прилагательные.

Морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья.

Образование сложных слов.

Длинная грива – длинногривая.

Короткий хвост – короткохвостая.

Образование глаголов с помощью приставок.

Собака – прибежала, подбежала, выбежала, забежала.

Составление рассказа описания по схеме.

Внешний вид животного.

 Части тела. Детеныши. Повадки. Чем питается?

 Кто за ним ухаживает?

 Какую пользу приносит это животное?

11

Дикие звери Подготовка к зиме.

Активизация словаря: логово, нора, берлога, дупло, туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши; бурый, белый, мохнатый, гималайский, рыжая, черно-бурая, пушистая, остромордая; переваливается, скачет, бежит, прыгает, догоняет, охотится.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Как прыгает белка? – Ловко, стремительно, быстро, резво, высоко, далеко, пугливо.

Образование существительных ед. и мн. числа, обозначающих детенышей: лисенок – лисята, бельчонок – бельчата, ежонок – ежата.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1. Родительный падеж. (В лесу много лис и лисят.)

2. Творительный падеж.(Наблюдают за белкой (белками).

3. Предложный падеж. (Расскажу о зайце и зайчатах.)

Согласование числительного с сущ. в роде и числе.

Один ежонок, два ежонка, пять ежат.

Образование сравнительной степени прилагательных.

У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее.

Образование притяжательных прилагательных.

Морда – волчья, лисья, заячья, медвежья.

Образование сложных прилагательных

Длинноногий, короткохвостый, быстроногий.

составление загадки-описания по предлагаемой схеме.

Внешний вид зверя. Его повадки. Чем питается? Где живет? Есть ли у него враги? Как он защищается?

Составление рассказа-сравнения о двух животных (белка и лиса).

Театрализация сказок о диких зверях.

12

Посуда

  Активизация и обогащение предметного словаря.

Сервиз, кофейник, самовар, гончар.

Классификация: чайная посуда: чашки, блюдца; кухонная посуда: сковорода, кастрюля, ковш; приборы: нож, вилка, ложка.

  Обогащение словаря качественных признаков: цвет, форма, размер.

  Активизация глагольного словаря: мыть, накрывать, вытирать и др.

   Активизация словаря наречий.

На столе (как?) – красиво, чисто.

Образование сущ-ных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж (нет самовара, вилок, ножей).

2.Творительный падеж (я ем ложками, вилкой).

3. Предложный падеж (я жарю в сковороде, а варю в кастрюлях).

 Согласование сущ-ных с числ-ми в роде, п. и ч. (один нож, два ножа, пять ножей).                                     Образование глаголов с помощью приставок (мыть – перемыть, вымыть, отмыть).                                  Образование однокоренных слов (кофе – кофейник, кофеварка, кофемолка, кофейный)

Составление рассказа-описания по схеме.

Цвет, форма посуды. Как ее используют? Как за ней ухаживать?

Пересказ рассказа «Откуда к нам пришла тарелка»

13

Продукты

Активизация предметного словаря: бутерброд ,кофе, карамель.

Активизация глагольного словаря: продукты пьют, варят, едят, жарят, готовят, заготавливают.

Обогащение словаря признаков.

1.Качественные прилагательные.

Каша (какая?) – молочная, пшеничная, масляная, сладкая, горячая.

2.Антонимы: сыр твердый, масло мягкое.

Уточнение словаря наречий.

После лимона во рту (как?) – кисло.

Образование сущ-ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ек,-ок и с увеличительными суф-ом –ищ.

Хлеб – хлебушек, пирог – пирожок, масло – маслище, торт – тортище.

Образование относительных прилагательных.

Продукты из муки – мучные.

Продукты из молока – молочные.

Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж мн.числа.

В магазине много хлеба, молока, кефира, колбасы.

2. Творительный падеж ед. ч.

Я буду есть хлеб с сыром.

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Один бутерброд, два бутерброда, пять бутербродов.

Образование однокоренных слов.

Масло – масляный, масленка.

Образование глаголов с помощью приставок.

Пожарить, поджарить, нажарить, пережарить.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Режет – порезали, чистит – почистили, трет – потерли.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Хрен редьки не слаще.

Составление рассказа о том, что можно подать на завтрак, обед, ужин.

Формирование вопросно-ответной речи (рассуждение на тему).

Пересказ текста.

Составление рассказа по данным словам (обед, школа, дом, стол, ложка, вилка, хлеб, солонка, молоко, лапша).

Придумывание окончания рассказа.

14

Зима.

Активизация предметного словаря: зима, время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, снежки, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Активизация словаря признаков.

1.Качественные признаки.

Снежный, морозный, холодный, скрипучий, мягкий.

2.Антонимы.

Мягкий – твердый, холодный – горячий, большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий.

Уточнение словаря наречий.

На улице (как?) – морозно, холодно, темно.

Активизация словаря, характеризующего особенности зимы в Карелии.

Образование  сущ-ных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж: Зимой много метелей, заносов, снега.

2.Творительный падеж: Дети выходят на улицу с санками, лыжами.

3.Предложный падеж: Дети рассказывают о горке, катании, снеге, сугробах.

Согласование существительных с   числительными в роде, числе и падеже: один снеговик, два снеговика, пять         снеговиков.

Образование сложных слов.

Голый лед – гололед.   Падает снег – снегопад.

Ходит по снегу – снегоход.

Катится по снегу – снегокат.

Образование глаголов с помощью приставок.

Лепить – вылепить, залепить, прилепить, отлепить

Употребление сложных предлогов.

Дети спрятались за сугробом. Они выскочили из-за сугроба. Из-под снега уже выглядывает земля.

Составление рассказа-описания по схеме.

Погода: небо, солнце, осадки.

Растения зимой. Люди зимой: одежда, развлечения.    

Составление сравнительного рассказа-описания о двух временах года(лето и зима)

15

Зимняя одежда и обувь.

Активизация и обогащение словаря.

1.Классификация одежды и обуви.

Мужская, женская, детская, подростковая, летняя, зимняя, домашняя, праздничная, рабочая.

2.Детали одежды: манжеты, воротник, .петли, пояс, голенища, козырек.

3.Инструменты, использующие при изготовлении одежды и обуви: нитки, сантиметр, лекала, иглы, наперсток, молоточки, гвозди , ножницы.

4.Профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Ткачиха, художник-модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница.

5.Названия предметов зимней  одежды, обуви и головных уборов: пальто, шуба, куртка, дубленка, полушубок, шапка. шарф, рукавицы, варежки, перчатки, комбинезон, рейтузы и т.д.                          .

6.Активизация глагольного словаря.

Надеть (что?), одевать (кого?), шить, выбирать, стирать, чинить, зашивать. Гладить, мыть.

7.Активизация словаря признаков: зимняя одежда – теплая, шапка - пушистая

8.Активизация словаря наречий: быстро, удобно, красиво. Нарядно.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Рукава,  воротник, капюшон – у куртки.

  1. Предложный падеж.

Я пойду гулять в сапогах, в валенках.

3. Творительный падеж.

Я пойду на рынок за сапогами, брюками.

Образование относительных прилагательных.

Фетровая, шерстяная, меховая, пуховая, кожаная. Образование глаголов с помощью приставок.

Сшить, пришить.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Куртка короче пальто.

Составление описательного рассказа по плану-схеме.

Что это?

Детали одежды.

 Ее цвет, форма. Классификация.

Составление предложений -сравнения по выбору, например о шубе и пальто, панаме и кепке, сапогах и ботинках (чем похожи, чем отличаются?).

Составление рассказа из личного опыта, по серии картинок «Как я одевался зимой, (осенью).

16

Новый год. Рождество.

Активизация  словаря:праздник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление, сказка.

Активизация словаря качественных признаков:

новогодняя, сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная.

Активизация глагольного словаря:

наряжать, встречать, водить, петь, танцевать.

Активизация и обогащение словаря наречий: на празднике (как?) – шумно, весело, сказочно, нарядно, празднично, интересно.

Образование сущ-ных в разных падежах.

1.Родительный падеж мн. ч.: много игрушек, подарков, сказок.

2.Творительный п. ед. и мн. ч

Делая гирлянды, работают с клеем, бумагой, кисточками, фантазией.

Образование относительных прилагательных: шары из стекла – стеклянные, гирлянды из бумаги – бумажные.

Употребление сложных предлогов.

Подарок достать из-под елочки.

Мешок достать из-за спины.

Согласование сущ-ных   с числительными в роде, числе и падеже.

Одна шоколадка, две шоколадки, пять шоколадок.

Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год».

Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки».

Заучивание стихотворений  и текста к новогоднему утреннику.

17

Спорт. Зимние забавы детей на улице

Активизация и обогащение  словаря.

1.Классификация.

Летние виды спорта: бег, легкая атлетика.

Зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт.

2.Названия спортсменов: боксер, лыжник, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист.

3.Спортивное снаряжение:

велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки.

Активизация глагольного словаря:

бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.

Уточнение и активизация словаря признаков:атлетика тяжелая – легкая, результаты хорошие – плохие.

Обогащение словаря наречий

пробежать (как?) – быстро, успешно, результативно.

Образование сущ-ных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.: у меня нет лыж, велосипеда и мяча.

2.  Предложный падеж: репортаж о зимних соревнованиях лыжников, фигуристов состоялся.

3.Творительный падеж: мы пойдем на склад за рапирой, боксерскими перчатками, обручем.

Согласование сущ-ных с числительными в роде, числе и падеже: один обруч, два обруча, пять обручей.

Употребление предлогов:  Идти на стадион. Выйти со стадиона.

Образование однокоренных слов.

Бокс – боксерский (ринг), боксер.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Тот, кто занимается спортом, сильнее того, кто спортом не занимается.

Образование относительных прилагательных.

Лыжи из дерева – деревянные.

Лыжи из пластика – пластиковые.

Образование сложных слов: бегает на коньках – конькобежец,.гонки на велосипедах – велогонки.

Пересказ рассказа педагога.

18

Домашние птицы.

Активизация и обогащение  словаря.

1.Представители домашних птиц.

Утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, курица, петух, цыпленок.

2.Названия, связанные с птицеводством.

Птичник, птицеферма, птицефабрика.

3.Части тела. Клюв, туловище, голова, крыло, перо, лапы, гребень.

Активизация глагольного словаря.    

Кто как кричит? – Гогочет, болбочет, кудахчет, кукарекает, крякает.

Обогащение словаря признаков.

1.Внешний вид. Большой, цветастый, пернатый.

2.Характер. Задиристый, вертлявый, трудолюбивый.

Обогащение словаря наречий.

Хлопотливо, непоседливо.

Образование сущ. в разных падежах.

  1. Род.падеж мн. числа.

На ферме много кур, цыплят, петухов.

Папа купил на рынке гусят, индюшат, утят.

  1. Творит. падеж ед. и мн. ч.

Курица защищает своих цыплят клювом и крыльями.

Утка питается водорослями, травой, червяками.

  1. Предложный падеж ед. и мн. числа.

Я расскажу об индюке, гусе и утках.

Мы заботимся об индоутках, цесарках и канарейке.

Образование сложных слов.

Белая голова – белоголовый,

Длинная шея – длинношеий.

Согласование сущ. с числительными в роде, числе и падеже.

Один селезень, два селезня, пять селезней.

Употребление сложных предлогов.

Цыпленок вылупился из яйца. Утенок вышел из-за утки. Гусь вынырнул из-под воды.

Образование относительных прилагательных.

Петух – петушиный, индюк – индюшачий, курица – куриный, цыпленок – цыплячий.

Составление рассказа-описания по схеме.

Цвет, размер птицы.

 Части туловища.

 Где она живет?

Чем питается?

как называется?

19

Зимующие птицы.

(перелетные птицы –повторение)

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Классификация птиц.

Зимующие: воробьи, дятел, ворона.

Перелетные: ласточка, журавль, грачи.

2.Детеныши-птенцы.

Грачонок, вороненок. Совенок, кукушонок, перепеленок.

Активизация словаря признаков.

1.Внешний вид: серый, маленький, высокая, длинноногая, короткохвостая.

2.Характер.: драчливый, вертлявый, гордый, царственный, шустрая.

3.Антонимы.

Грустный – веселый, суетливый – спокойный, маленький – большой.

Активизация и обогащение глагольного словаря.

1.Кто как кричит?

Каркает, чирикает, кукует, свистит, поет, тенькает.

2.Кто как передвигается?

Порхает, планирует, кружит, парит, планирует, пикирует, скачет, ходит, прыгает.

Обогащение словаря наречий.

Пронзительно, неустанно, медленно, ловко, быстро.

Образование сущ-ных ед. и мн.числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

В лесу много дятлов, дроздов, кукушек.

На ветке нет грача и соловья.

  1. Дательный падеж.

Насыпали корм голубю и воробьям.

  1. Предложный падеж.

Папа рассказал о журавлях, синице и аисте.

Употребление сложных предлогов.

Птенец вылетел из гнезда.

Ласточка вылетела из-за дома.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Образование притяжательных прилагательных.

Воробьиный, соловьиный, голубиный, журавлиный, орлиный, фазаний, перепелиный.

Образование глаголов с помощью приставок.

Лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь.

Петь – запеть, перепеть.

Составление рассказа-описания по схеме.

Цвет, размер птицы.

 Части туловища.

 Где она живет?

Чем питается?

как называется

20

Профессии Орудия труда. Инструменты.

Активизация и обогащение предметного словаря.

Армия: танкисты, моряки, артиллеристы, летчики.

Сельское хозяйство: доярка, фермер, телятница, пастух.

Строительство: архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, стекольщик.

Наука: профессор, ученый, инженер, физик, химик, биолог.

Медицина: врач, хирург, гомеопат, педиатр, ортопед.

Школа: учитель, директор, воспитатель, логопед, медсестра, повар.

Ателье: закройщик, лекальщик, портной.

Профессии родителей, бабушек, дедушек.

Орудия труда: ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, тяпка, дрель, ручка, карандаш.

Активизация глагольного словаря: защищает, шьет, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит.

Активизация словаря признаков.

Трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый.

Активизация словаря наречий.

Умело, творчески, аккуратно.

 Образование сущ-ных в разных падежах.

1.Родительный падеж мн. ч.

В армии много танкистов, летчиков, моряков.

2. Творительный п. ед. и мн. ч.

Плотник работает с молотком, рубанком, пилами и гвоздями.

3.Предложный п. ед. и мн. ч.

Дети рассказали о любимых воспитателях, логопедах, медсестре.

Образование глаголов с помощью приставок.

Работать – отработать, заработать, выработать, переработать.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Один часовщик, два часовщика, пять часовщиков.

Образование притяжательных прилагательных.

Плотницкие, малярные, хирургические, врачебные, воспитательские, танкистские, редакторские, педагогические.

Формирование слоговой структуры на предложениях типа

Часовщик чинит часы; регулировщик регулирует движение.

Составление рассказа-описания по предлагаемой схеме.

Классификация орудия труда. Предмет воздействия этого труда. Какая у этого орудия форма Для чего оно предназначено? Пользовался ли ты этим орудием сам?

Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

21

День защитника Отечества

Активизация и обогащение предметного словаря.

Отечество, Родина, армия, войска.Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы., летчики: пилоты, штурманы, радисты.

Обогащение и активизация словаря качественных признаков: бесстрашные, геройские, смелые, отважные.

Активизация глагольного словаря: защищать, воевать, стрелять, заряжать.

Активизация словаря наречий.

Смело, метко, быстро, решительно, настойчиво.

Образование сущ-ных родительного падежа ед. и мн. числа.

Много (кого?) – моряков,  солдат, летчиков, штурманов.

Много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования.

Образование глаголов с помощью приставок.

Побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал.

Согласование сущ-ных с числ-ми в роде, ч. и падеже.

Одно орудие, два орудия, пять орудий.

Образование относительных прилагательных.

Сухопутные, военно-морские, авиационные, военно-воздушные.

Образование имен существительных с помощью суффиксов –чик, -ист (ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик, связист, танкист, артиллерист

Заучивание стихотворений к праздничному вечеру.

Составление рассказа о военных по карте-схеме «Профессии».

22

Транспорт.

Активизация и обогащение предметного словаря.

  1. Составные части.

В кабине: руль, педали, рычаг передач.

2.Профессии, связанные с транспортом.

Пилот, стюардесса, механик, водитель, контролер, капитан, радист.

Обогащение словаря признаков.

Классификация транспорта: автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Активизация глагольного словаря.: плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, чинить, ремонтировать.

Уточнение и активизация словаря наречий.

В путешествии может быть (как?) – удобно, быстро, просторно, уютно.

Активизация и обогащение предметного словаря.

  1. Составные части.

В кабине: руль, педали, рычаг передач.

2.Профессии, связанные с транспортом.

Пилот, стюардесса, механик, водитель, контролер, капитан, радист.

Обогащение словаря признаков.

Классификация транспорта: автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Активизация глагольного словаря.

Плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, чинить, ремонтировать.

Уточнение и активизация словаря наречий.

В путешествии может быть (как?) – удобно, быстро, просторно, уютно.

Придумывание окончание рассказа.

Составление рассказа «Как я путешествовал».

Составление рассказа-сравнения о двух видах транспорта, например о самолете и ракете, грузовом автомобиле легковом (чем похожи, чем отличаются?).

23

Весна. Восьмое марта.

Активизация предметного словаря: весенние явления: град, оттепель, капель, проталины, сосульки;  месяцы весны: март, апрель, май.

Активизация словаря признаков.

1.Качественные прилагательные.

Бирюзовый, изумрудно-зеленый, солнечная, теплая, жаркая.

2.Антонимы.

Прозрачная – мутная, холодная – теплая, солнечная – пасмурная.

Активизация глагольного словаря.

Земля (что делает?) – оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает.

Активизация и обогащение словаря наречий:  На улице (как?) – тепло, солнечно, дождливо, погоже, светло, ветрено.

Активизация предметного словаря: женщина, мама, бабушка. весна, праздник.

Активизация словаря признаков.

  1. Качественные прил-ые.

Красивая, милая, добрая.

2.Относительные прил-ые.

Мамины, бабушкины, сестрины.

3. Антонимы.

Молодая – старая, больная – здоровая, добрая – злая. Активизация глагольного словаря.

Что умеет мама? – Печь, варить, жарить, шить, любить.

Активизация словаря наречий.

Как смотрит бабушка? – Сурово, сердито, ласково, нежно, строго.

Образование сущ-ных ед. и мн. числа в разных падеж.

1.Родительный падеж.

В весенний день много света, луж, ручьев.

2.Дательный падеж.

Мы радуемся свету, лучам, теплу.

3.Творительный падеж.

Сходить в лес за березовыми ветками, березовым соком.

4.Предложный падеж.

Мы жалеем зимой о весенних ручейках, цветах, теплом солнышке.

  • Образование глаголов с помощью приставок.

Рос – зарос, вырос, перерос, отрос.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Весной на озере опасно, а на быстрой реке еще опаснее.

Образование сложных слов.

Сходит лед – ледоход.

Круглые сутки – круглосуточно.

Образование сущ-ых ед. и мн. числа в разных п.

1.Родительный падеж.

Бабушка печет много пирогов и т.д.

2.Творительный падеж.

Мама согреет сердцем, душой.

3.Предложный падеж.

Говорить о мамах, бабушках и т.д.

Согласование сущ-ых с числ-ыми в роде, п. и ч.

Одна сестра, две сестры, пять сестер.

Образование глаголов с помощью приставок.

Гладить – погладить, выгладить, загладить, отгладить.

Составления рассказа

сравнения по трем картинкам (чем похожи и чем отличаются март, апрель, май).

Составление рассказа по данному набору слов.

Началось таяние.

Тянутся к свету, теплу.

Журчит.

Проклюнулись, как птенцы.

Составление рассказа-описания по предлагаемой схеме.

Погода весной: небо, осадки, солнце. Растения весной. Животные весной. Люди весной: одежда, игры.

Составление рассказа-описания о маме (бабушке) по плану.

Возраст, внешность.

Профессия.

За что ты ее любишь?

Чем ей помогаешь?

24

Мебель. Предметы быта.

Обогащение предметного словаря.

  1. Профессии.

Лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик, краснодеревщик.

2. Детали и составные части.

Ножка, крышка, подлокотник, дверца.

Активизация и обогащение словаря признаков.

1. Классификация мебели.

Детская, спальная, школьная, кухонная.

2. Качественные прил-ые.

Мягкий, удобный, вместительный, красивый, полированный.

3. Антонимы.

Кресло мягкое, а стул жесткий. Шкаф большой, а тумбочка маленькая.

Активизация глагольного словаря.

Мастерить, чинить, полировать, вытирать, расставлять, собирать, ломать.

Активизация словаря наречий.

Жестко, мягко, удобно, комфортно, красиво.

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Основные понятия.

Приборы, предметы, электричество, устройства.

2.Названия приборов.

Магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, телефон, холодильник, пылесос, комбайн, утюг, чайник, кофеварка, электроплита.

3.Части приборов.

Шнур, вилка, подставка лампа, плафон, выключатель,.

Обогащение словаря признаков.

Электрический, бытовой, удобный, механический, кухонный.

Активизация глагольного словаря.: помогать, пылесосить, хранить, заводить, включать, выключать.

Активизация словаря наречий.

Удобно, быстро, легко, правильно.

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Один диван, два дивана, пять диванов.

Употребление сложных предлогов.

Взять книгу с полки. Достать мяч из-под стола. Выглядывать из-за шкафа.

Образование притяжательных прилагательных.

Стол для письма – письменный.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Мастерит – смастерил, пилит – выпилил, прибивает – прибил, сидит – посидел.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Кровать шире дивана. Кресло мягче стула.

Образование относительных прилагательных.

Мебель из кожи – кожаная. Мебель из дерева – деревянная. Мебель из пластмассы – пластмассовая.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

Дома много электроприборов. У нас нет телефонов, магнитофонов и телевизора.

2.Творительный падеж.

Мама пользуется мясорубкой, миксерами.

3.Предложный падеж.

Мама рассказала о новом пылесосе, утюге и других приборах.

Согласование  сущ-ных с числительными в роде, числе и падеже.

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Образование сложных слов.

Пылесос – сосет пыль.

Кофеварка – варит кофе.

Употребление сложных предлогов.

Достать продукты из холодильника.

Взять программу из-под телевизора.

Достать кассету из-за магнитофона.

Образование глаголов с помощью приставок.

Тереть – вытереть, протереть, затереть.

Стирать – выстирать, простирать, застирать.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Из печки каша вкуснее, чем из микроволновки.

Комбайн мелет продукты быстрее, чем мясорубка.

Составление рассказа по заданным словам.

Составление рассказа-описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)».

Придумывание окончания рассказа.

Пересказ текста.

Составление рассказа «Как я убрал в комнате»,

творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?»

Заучивание стихотворений о предметах быта Составление.

25

Экзотические Животные.

Обогащение предметного словаря.

Юг, Север, Африка, Антарктида, Антарктика, жираф, бегемот, лев, леопард, белый медведь, олень, пингвин, тюлень, котик, кенгуру.

Активизация глагольного словаря.

Прыгает, тянет, плавает, гоняется, рычит, ныряет.

Обогащение словаря признаков.

  1. Внешний вид.

Огромный, пятнистый, лохматый, косолапый.

  1. Повадки.

Неуклюжий, быстрый, медлительный.

  1. Антонимы.

Проворный – неповоротливый,

быстрый – медлительный,

колючий – пушистый.

Активизация словаря наречий.

Быстро, холодно, морозно, жарко, тепло.

Образование сущ. мн. ч. от единственного.

Верблюжонок – верблюжата,

бегемот – бегемоты, жираф – жирафы, олененок – оленята.

Согласование числит., в роде и числе.

Один страусенок, два страусенка, пять страусят.

Образование сущ., в разных падежах.

  1. Родительный падеж мн. ч.

В Африке много жирафов, львов.

2.    Творительный падеж ед. и мн. числа.

Буду наблюдать за моржами, тюленями, пингвинами.

Образование притяжательных прилагательных.

Морда – верблюжья, оленья, тюленья, медвежья.

Детеныш – львиный, обезьяний, тюлений.

Образование сравнительной степени прилагательных.

У оленя короткий мех, а у олененка еще короче.

Образование сложных слов.

Жираф – длинношеий,

Медведь – толстопятый,

Олень – короткохвостый,

Бегемот – толстомордый.

Составление рассказов-описаний по предлагаемой схеме.

Кто это? Внешний вид животного. Чем он питается? Где живет? Есть ли у него враги? Как оно защищается?

Сравнение двух животных, например

Оленя и верблюда, жирафа и бегемота (чем похожи, чем отличаются?)

26

Части тела. Внутренние органы.

Активизация предметного словаря.

Голова, затылок, подбородок, брови, веки, запястья, пятки.

Сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

Обогащение глагольного словаря.

Волосы моют, подстригают, накручивают, красят, расчесывают.

Активизация и обогащение словаря признаков.

Пальчики: большой, средний и др.

Сердце: сильное, крепкое, старое.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Говорим (как?) – медленно, быстро, понятно, громко.

Образование сущест-ных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

Не видно пальца, много пальцев.

2.Творительный падеж.

Думаем головой.

3.Предложный падеж.

Рассказать о печени и почках.

Согласование существительных с числительным в роде и числе.

Один желудок, два желудка, пять желудков.

Образование сложных прилагательных.

Голубоглазый, длинноволосый, большеротый.

Уточнение многозначности существительных.

Нос – человека, самолета.

Кисть – винограда.

Составление рассказа-описания о лице человека.

Форма лица.

Цвет глаз.

Длина волос.

Цвет волос.

Форма губ, бровей, носа, ушей.

27

Космос.

Активизация и обогащение словаря: космос, космодром,  космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, первый, космический, орбитальный, осваивать, летать, стартовать, приземляться, взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

Употребление предлогов.

Согласование числительных с существительными.

Подбор родственных слов к слову космос                   

28

Растения

Активизация и обогащение предметного словаря.

  1. Классификация.

Трава, кусты. деревья, цветы.

  1. Части растения.

Ствол, корень, ветки, листья, цветы.

  1. Деревья.

Дуб, береза, осина, рябина, клен, ель.

  1. Кустарники.

Сирень, верба, ива.

  1. Трава.

Клевер, осока.

  1. Цветы.

Полевые: мать-и-мачеха, колокольчики, ромашка.

Садовые: розы, астры, тюльпаны, бархатцы, ирисы.

Обогащение и активизация словаря признаков.

  1. Качественные прил-ые.

Красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные.

  1. Антонимы.

Высокий – низкий, толстый – тонкий, узкий – широкий.

Активизация глагольного словаря.

Растет, питается, расцветает, вянет.

Активизация словаря наречий.

Высоко, низко, глубоко, красиво.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

В поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера.

2.Дательный падеж.

Стволу и веткам нужно питание.

3.Творительный падеж.

Цветы поливают водой, подкармливают удобрениями.

4.Предложный падеж.

Дети рассказывают о любимых цветах: розах, астрах, тюльпанах, вербе.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ветка, две ветки, пять веток.

Употребление сложных предлогов.

Подснежники выглянули из-под снега. Под развесистым деревом всегда тенисто.

Образование однокоренных слов.

Цветы – цветок, цветастый, соцветия, цветник.

Образование глаголов с помощью приставок.

Рос – вырос, зарос, подрос, перерос, отрос.

Образование относительных прилагательных.

Лист клена – кленовый, лист осины – осиновый, лист рябины – рябиновый, лист дуба – дубовый.

Составление сравнительного рассказа-описания (дерево и куст).

29

Рыбы. Животный мир океана.

Активизация словаря: река, озеро, пруд, море, океан, аквариум; рыба, малек, икра, хищник, названия аквариумных, речных, морских рыб; прозрачный, юркий, длинный, зубастый, усатый, полосатый

Образование притяжательных прилагательных.

«Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»

Согласование имен существительных с числительными.

«Сосчитай рыбок».

Образование приставочных глаголов.

Рыбка к камню…(подплыла, отплыла),

Щука всю реку … (переплыла, вплыла)

Отгадывание и объяснение загадок про рыб:

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

30

Моя страна.

Активизация предметного

словаря : страна, Родина, Россия, флаг, гимн, герб, флаг, Москва, столица, государство, президент, часы – куранты, кремль – крепость, мавзолей – памятник

Активизация словаря признаков.

Независимая, сильная, большая, широкая, российская.

Антонимы: озера спокойная, а реки бурные; в морях вода соленая, а в реках пресная;  горы высокие, а равнины низкие. Активизация глагольного словаря.

Страна строится, хорошеет, ширится, расцветает, побеждает.

Активизация словаря наречий.

Спокойно, быстро, широко, гордо, смело.

Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж ед. и мн. числа.

В стране много народа, городов, полей, морей.

2.Винительный падеж ед. числа.

По телевизору можно часто видеть президента и его правительство.

3.Творительный падеж ед. и мн. числа.

В Москве любуемся Кремлем, курантами, площадями и улицами.

4. Предложный падеж ед. и мн. числа.

Другу можно рассказать о нашем городе Пудоже  и о других городах России.

Согласование сущ-ных с числительными в роде, числе и падеже.

Одно государство, два государства, пять государств.

Образование притяжательных прилагательных.

Русь – русская старина.

Россия – российское гражданство; горы – горный район;

Москва – московские улицы. Петрозаводск – петрозаводский порт.

Образование глаголов с помощью приставок.

Ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать.

Составление рассказа «Россия – Родина моя» по опорным словам.

Страна, столица, президент, флаг, города, леса, поля, моря.

Заучивание стихотворений о Родине.

31

Насекомые.

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Названия.

Оса, комар, пчела, жук, кузнечик, стрекоза, улей, муравей, муравейник, гусеница, бабочка.

2.Части тела.

Крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок.

Активизация глагольного словаря.

1.Кто как кричит?

Стрекочет, жужжит.

2..Кто как передвигается?

Летает, порхает, ползает, прыгает.

Активизация словаря наречий.

Больно, вредно, ярко.

Образование существительных в разных падежах.

  1. Родительный п. ед. и мн.ч.

В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев.

2.Творительный п. мн. ч.

Птицы питаются насекомыми: комарами и жуками.

3.Предложный п. ед. и мн. ч

Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах.

Употребление сложных предлогов.

Гусеница вылезла из-под листочка.

Муравей вылез из-за камня.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз.

Образование притяжательных прилагательных.

Комариный, пчелиный, муравьиный.

Образование глаголов с помощью приставок.

Ползать – уползти, переползти, выползти, отползти, заползти.

Прыгать – упрыгать, допрыгать, запрыгать, перепрыгнуть.

Образование сложных слов.

Стрекоза с большими глазами – большеглазая. Бабочка с яркими крыльями – большеглазая.

Кузнечик с длинными ногами – длинноногий.

Заучивание стихотворений о насекомых.   Пересказ басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

32 -33

Поздняя весна. Начало лета. Труд людей.

Активизация словаря по изученным лексическим темам: времена года, сезонные изменения в природе, растительный и животный мир, труд взрослых, предметы обихода и пр.

Закрепление навыков словоизменения и словообразования, согласования имен существительных с числительными и прилагательными, навыков правильного использования простых и сложных предлогов.

Совершенствование навыков полного и краткого пересказов, описательного рассказа, рассказа по картине и серии картинок, из личного опыта.