1.4.2 Программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости» 1 дополнительный, 1 – 4 классы (II вариант)

Борисова Ольга Борисовна

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью.

Программа рассчитана на 5 лет обучения

Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи тяжелой степени. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.

Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  - развитие коммуникативных навыков.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
  • развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
  • воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пудожского района Республики Карелия

186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69- б. Тел.5-21-37 , E-mail: zpmsspudozh@yandex.ru

Программа рассмотрена на заседании МО МКОУ ЦПМСС № __от___________

Утверждена на педсовете № __ от __________

Директор МКОУ ЦПМСС: ___________ Мартяшкова Н.В.

Рабочая программа 

по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация»

«Формирование и развитие устной и письменной речи

 у обучающихся со сложным дефектом

и глубокой степенью умственной отсталости»

1 дополнительный, 1 – 4 классы (II вариант)

                                                                                

                                                                                                 

                                                                                          Составил:  Борисова О.Б., учитель логопед высшей категории

2017 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  на основании:

  • Программы  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII   вида    (  0-4 классы) ,  п\ред. В.В.Воронковой,  Москва, «Просвещение»,  2004 г .
  •         «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.А.Р.Маллер, Г.В. Цикото «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей».
  • Методических рекомендаций по логопедии В.К. Воробьевой, О.Н. Лиманской, Т.В. Пятницы, Т.В. Башинской В.И. Рождественскойи др.

Программа рассчитана на 5 лет обучения

Особенность учебного процесса: основное логопедической заключение обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью - системное недоразвитие речи тяжелой степени. Все обучающиеся нуждаются в логопедической помощи, и работа с ними имеет определенную специфику. Программа рассчитана для не говорящих обучающихся и имеющих нарушения произношения и лексико-грамматического строя речи.

Главная цель обучения обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталостью  - развитие коммуникативных навыков.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • формировать и учить пользоваться жестовой речью, лексико-грамматический строй речи;
  • развивать коммуникативную функцию речи, мелкую и речевую моторику, пластику;
  • воспитывать у обучающихся потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.

Курс представлен следующими разделами:

  1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

В данном разделе ведется работа по  формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, умения различать неречевые и речевые звуки, слушать обращенную речь, понимать простые и сложные инструкции.  А также ведется работа по развитию общего подражания, умения использовать простые бытовые жесты.

  1. Развитие тонкой  и грубой моторики.

Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата,  формирование правильного типа физиологического и речевого дыхания, направленной воздушной струи; мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики.   Данные задачи решаются за счет различных игр и упражнений.

  1. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений, коррекция просодической стороны речи; формирование и развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; корригирование звукопроизношения и звуко – слоговой структуры слова.

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи

В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование грамматических категорий словоизменения и словообразования; формирование  и развитие связной речи.

  1. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

Раздел включает формирование пространственной ориентировки (ориентация на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги), графомоторных навыков, знакомство с буквами Русского алфавита,   дифференциация понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

Для неговорящих обучающих приоритетным является раздел «Понимание обращенной речи и формирование жестовой речи»  

Принципы логопедической работы:

  • Личностное ориентирование – учет психо - эмоциональных особенностей обучающегося. Все психические проявления у обучающихся данных категорий  выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными обучающимися. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый обучающийся требует своего подхода. На занятиях важна динамика обучающегося. Важно отличать, когда и как переключить внимание обучающегося.;
  • Эмоциональный резонанс и поддержка - создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки. На занятиях нужно создавать обучающемуся такие условия, чтобы у него возникла потребность говорить. Но для того, чтобы вербальная коммуникация стала привычной и необходимой требуется очень много времени.;
  • Взаимодействие с родителями, воспитателем, педагогом, педагогом-психологом. Связь логопеда с родителями и педагогами обеспечивает закрепление  приобретенных навыков в повседневной жизни.
  • Игровой контекст занятий - формирование положительной мотивации обучения. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключить обучающегося с одного вида деятельности на другой.
  • Преподавание курса связано с содержанием других курсов для глубоко умственно отсталых обучающихся – «Речь и альтернативная коммуникация», «Развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Предметно практическая деятельность» и опирается на их содержание.
  • Учет концентрического принципа размещения учебного материала.

Основные формы организации учебного процесса: индивидуальные занятия,     групповые занятия.

Основные средства: сюжетные картинки, разрезные картинки, предметные картинки, дидактические игры, игрушки, пособия.

Основные методы:

  • практические (игры, упражнения);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Контроль результатов освоения коррекционной программы осуществляется в виде стартового и итогового контроля в следующих формах:

  • наблюдение;
  • работа с карточками;
  • выполнение продуктивных заданий.

Перспективное планирование логопедических занятий по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у детей со сложным дефектом и глубокой умственной отсталостью».

1 дополнительный класс

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты.

Тематический план

1 дополнительный класс

 (2 часа в неделю, всего 66 часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

20

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

14

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

10

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

10

Всего:                                                                                                                  

66

Календарно – тематическое планирование

1 дополнительный класс

п\п

Название раздела, темы

Содержание

Количество часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

1

Игра «Где ты?»

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

1

2

Закрепление игры «Где ты?»

1

3

Повторение игры «Где ты?»

1

4

Игра «Где звук»

1

5

Закрепление игры «Где звук»

1

6

Определение нахождения звука

1

7

Различение звуков окружающей среды

1

8

Игра «Привет! Пока!»

1

9

Повторение игры «Привет! Пока!»

1

10

Закрепление игры «Привет! Пока

1

11

Игра «Нет»

Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи.

1

12

Игра «Да - нет»

1

13

Закрепление игры «Да - нет»

1

14

Игра «На! Дай!»

Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение имитировать и сознательно использовать их в общении.

1

15

Закрепление игры «На! Дай!»

1

16

Игра «Дай предмет»

1

17

Повторение игры «Дай предмет»

1

18

Закрепление игры «Дай предмет»

1

19

Игра «Выполни команду»

1

20

Повторение игры «Выполни команду»

1

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

21

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

1

22

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

1

23

Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке»

1

24

Выполнение упражнения «Прогулка»

1

25

Игра «Покажи язык»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

26

Игра «Накажем непослушный язычок»

1

27

Упражнение «Качели»

1

28

Упражнения «Надуй шар», «Часики»

1

29

Упражнение «Вдох – выдох»

Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху.

1

30

Упражнение «Ветер дует»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

1

31

Упражнения «Одуванчики», «Снежинки»

Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ.

1

32

Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

33, 34, 35

Упражнение на звукоподражание

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

3

36, 37, 38

Повторение упражнения на звукоподражание

3

39, 40, 41, 42

Вызывание произношения звуков

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков.

4

43, 44

Произношение гласных

2

46, 46

Повторение артикуляции гласных

Формирование умения произносить сочетания гласных звуков.

2

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

47

Игрушки: кубики

Сравнение большой – маленький, закрепление основных цветов.

1

48

Игрушки: кукла (описание, манипуляция по заданию)

Части тела: голова, глаза, нос, уши, живот спина, руки, ноги и т.д.

1

49

Овощи: помидор (описание по схеме)

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения понимать  обобщающие слова; взаимосвязь рода и вида; развитие понимания  связной описательной речи.

1

50

Овощи: огурец (сравнительное описание)

1

51

Фрукты: яблоко (описание по схеме)

1

52

Фрукты: банан (сравнительное описание)

1

53

Дикие животные: зайка (описание «какой»?)

1

54

Дикие животные: мишка (чистоговорка – загадка)

1

55

Домашние животные: собака (загадка - описание)

1

56

Домашние животные: кошка (загадка - описание)

1

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

57

Упражнение «Мое тело»

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

58

«Мой портрет - мое лицо» - показ описание

1

59

Упражнение в показе частей лица

1

60

Сравнение и показ частей лица куклы и себя

1

61

Игра «Что есть у игрушки»

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

1

62

Повторение игры «Что есть у игрушки»

1

63

Закрепление игры «Что есть у игрушки»

1

64

Игра «Погладь по...»

1

65

Повторение игры «Погладь по.. »

1

66

Знакомство с карандашом и листом бумаги

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

1

Всего

66

1 класс

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;

Тематический план

1  класс

 (2 часа в неделю, всего 66 часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

20

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

14

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

10

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

10

Всего:                                                                                                                  

66

Календарно – тематическое планирование

1  класс

п\п

Название раздела, темы

Содержание

Количество часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

1

Игра «Привет! Пока!»

Формирование умения употреблять жесты-действия;

1

2

Закрепление игры «Привет! Пока

1

3

Игра «Нет»

1

4

Игра «Да - нет»

1

5

Закрепление игры «Да - нет»

1

6

Игра «На! Дай!»

Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении.

1

7

Закрепление игры «На! Дай!»

1

8

Игра «Дай предмет»

1

9

Закрепление игры «Дай предмет»

1

10

Игра «Выполни команду»

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания и развитие зрительного восприятия.

1

11

Повторение игры «Выполни команду»

1

12

Закрепление игры «Выполни команду»

1

13

Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!»

1

14

Закрепление игры «С кем мы хотим поиграть? Покажи!»

1

15

Упражнение «Я - сам!»

Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

1

16

Упражнения в выполнении заданий «Я - сам!»

1

17

Закрепление упражнений «Я - сам!»

1

18

Игра «Собери корзинку»

1

19

Закрепление игры «Собери корзинку»

1

20

Повторение игры «Собери корзинку»

1

Раздел  2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

21

Артикуляционное упражнение «Улыбка» «Трубочка»

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

1

22

Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке»

1

23

Выполнение упражнения «Прогулка»

1

24

Игра «Покажи язык» «Накажем непослушный язычок»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

25

Упражнение «Качели»

1

26

Упражнения «Надуй шар», «Часики»

Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху.

1

27

Упражнение «Вдох – выдох» «Ветер дует»

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

1

28

Упражнения «Одуванчики», «Снежинки»

1

29

Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания

Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ.

1

30

Игра «Пальчики - семья»

Развитие пальчиковой моторики, умения соотносить движения с текстом совместно со взрослым.

1

31

Игра «Ладушки»

1

32

Игра «Капуста»

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков

33

Вызывание произношения звуков

Закрепление умения правильного произношения гласных звуков.

1

34, 35

Произношение гласных

2

36, 37

Повторение артикуляции гласных

2

38

Закрепление артикуляции гласных

1

39, 40

Игра «Скажи через трубочку»

2

41, 42

Закрепление игры «Скажи через трубочку»

2

43, 44

Произношение согласных

Закрепление умения правильного произношения согласных звуков.

2

46, 46

Повторение артикуляции согласных

2

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи

47

Птицы (домашние): петушок (описание)

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения понимать  обобщающие слова; взаимосвязь рода и вида; развитие понимания  связной описательной речи.

1

48

Птицы (домашние): курочка (чистоговорки)

1

49

Птицы: воробей (чистоговорки с движениями)

1

50

Птицы: снегирь (описание, узнавание)

1

51

«Попроси предметы» - игра (игрушки)

1

52, 53

Ситуация «Обед» (с комментированием)

2

54, 55

Ситуация «В больнице» (с комментированием)

2

56

Ситуация «В магазине» (с комментированием)

1

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

57, 58

Знакомство с карандашом и листом бумаги

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

1

59

Штриховки «Дождик»

1

60

Штриховки «Травка»

1

61

Штриховки «Солнечные лучики»

1

62

Штриховки «Иголки у ежика»

1

63

Штриховки «Следы на снегу»

1

64

Штриховки «пушистая кошка»

1

65

Штриховки «Иголки у елки»

1

66

Штриховки «шарики на ниточках»

Всего

66

2 класс

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;

Тематический план

2 класс

 (2 часа в неделю, всего 68часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

18

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

18

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

10

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

10

Всего:                                                                                                                  

68

Календарно – тематическое планирование

2  класс

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи.

1

Речь – средство общения.

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

1

2, 3, 4

Упражнение в употреблении жестов – отрицаний.

Формирование умения понимать жест-отрицание; сознательно использовать данный жест в общении.

3

5

Игра «Нет».

Формирование умения понимать жест отрицания и использовать его в собственной речи.

1

6, 7, 8

Упражнение в употреблении жестов-утверждений.

Формирование умения понимать жест-утверждение; сознательно использовать данный жест в общении.

3

9

Игра «Да – нет».

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов.

1

10

Игра «Покажи, не ошибись».

Формирование умения понимать и дифференцировать жесты.

1

11, 12, 13

Упражнение в употреблении жестов радости.

Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении.

3

14, 15, 16

Упражнение в употреблении жестов-приветствий.

Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении.

3

17

Жесты печали и гнева.

Формирование умения понимать жесты печали и гнева; умение имитировать и сознательно использовать их в общении.

1

18

Упражнение в употреблении жестов печали и гнева.

Формирование умения понимать жесты печали и гнева; сознательно использовать их в общении.

1

Раздел 2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

19

Мимическое упражнение «Хмурая туча».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

20

Мимическое упражнение «Мигалки».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

21

Мимическое упражнение «Толстый – худой».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

22

Мимическое упражнение «Радость».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

23, 24

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

2

25

Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Вкусное варенье».

Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии.

1

26

Упражнение «Качели»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

27

Пальчиковая гимнастика «Повар».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

28

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

29

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

30

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

31

Игра «Где звук?»

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

1

32

Определение нахождения звука.

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

1

33, 34

Игра «Стучит – звенит».

Развитие фонематического восприятия; узнавание и различение неречевых звуков.

2

35

Узнавание «Первый звук – последний звук».

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего.

1

36

Игра «Назови, что услышал».

Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием.

1

37, 38

Повторение артикуляции гласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков.

2

39, 40, 41

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

3

42, 43, 44, 45

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

4

46, 47, 48

Уточнение произношения гласных.

Закрепление умения правильного произношения гласных звуков.

3

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи.

49, 50

Обогащение и уточнение словаря по теме «Семья».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; закрепление общего понятия «семья». обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

2

51, 52

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Осень».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

2

53, 54

Обогащение и уточнение словаря по теме «Времена года. Зима».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; развивать умение определять время года по характерным признакам.

2

55, 56

Обогащение и уточнение словаря по теме «Птицы».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

2

57, 58

Обогащение и уточнение словаря по теме «Игрушки».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

2

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

59

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

60, 61

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

2

62, 63

Знакомство с карандашом и листом бумаги. Ориентировка на листе бумаги.

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

2

64, 65, 66, 67, 68

Обучение штриховке и обведению по контуру.

ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

5

3 класс

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги.

Тематический план

3  класс

 (2 часа в неделю, всего 68часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

18

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

14

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

12

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

12

Всего:                                                                                                                  

68

Календарно – тематическое планирование

3  класс

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи.

1

Речь – средство общения.

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

1

2, 3

Игра «Да – нет».

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов.

2

4, 5

Игра «Покажи, не ошибись».

Формирование умения понимать и дифференцировать жесты.

2

6, 7

Жесты просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи».

Знакомство с жестами просьбы «Дай», «На», «Иди», «Уходи»; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

2

8, 9

Упражнение в употреблении жестов – просьбы.

Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении.

2

10, 11

Жесты – действия.

Формирование умения употреблять жесты-действия;

2

12, 13, 14

Упражнения в употреблении жестов – действий.

Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

3

15, 16, 17, 18

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания, развитие зрительного восприятия.

4

Раздел 2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

19

Мимическое упражнение «Радость».

Развитие мышц мимической мускулатуры; формирование правильного  понимания эмоций.

1

20

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

1

21

Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Вкусное варенье».

Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. Развитие подвижности языка.

1

22

Упражнение «Качели»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

23

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

24

Пальчиковая гимнастика «Кто же это?»

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

25

Речедвигательное упражнение «Потешки».

Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия.

1

26

Упражнения для формирования спокойного и короткого вдоха.

Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху.

1

27

Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

1

28

Упражнения для формирования силы выдоха.

Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ.

1

29

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».

Формирование правильного типа физиологического дыхания.

1

30

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

31

Игра «Где звук?» Определение нахождения звука.

Определение нахождения звука в пространстве; развитие слухового восприятия и внимания.

1

32

Узнавание «Первый звук – последний звук».

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти; определение и различение первого звука и последнего.

1

33

Игра «Назови, что услышал».

Развитие фонематического восприятия; соотношение образа предмета со звучанием.

1

34

Повторение артикуляции гласных. Упражнение на звукоподражание.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад гласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов гласных звуков. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

1

35

Уточнение произношения гласных.

Закрепление умения правильного произношения гласных звуков.

1

36

Произношение сочетания гласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания гласных звуков.

1

37

Повторение артикуляции согласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков.

1

38

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

1

39

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

1

40

Уточнение произношения согласных.

Закрепление умения правильного произношения согласных звуков.

2

41

Произношение сочетания согласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания согласных звуков.

1

42

Уточнение произношения слогов.

Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги.

2

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи.

43

Обогащение и уточнение словаря по теме «Овощи».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

44

Обогащение и уточнение словаря по теме «Фрукты».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

45

Обогащение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

46

Обогащение и уточнение словаря по теме «Дикие животные».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; формирование умения различать диких и домашних животных; развитие связной описательной речи.

1

47

Обогащение и уточнение словаря по теме «Мебель».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

48

Обогащение и уточнение словаря по теме «Части тела».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

49

Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

50

Обогащение и уточнение словаря по теме «Обувь».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

51

Обогащение и уточнение словаря по теме «Посуда».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

52

Упражнение «Один - много».

 Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе.

1

53

Действия предмета.

Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

1

54

Упражнение «Большой - маленький».

Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. 

1

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

2

Знакомство с карандашом и листом бумаги.

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

1

Ориентировка на листе бумаги.

Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

2

Изучение гласных букв. Письмо по обводке и образцу.

Знакомство с гласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

2

Изучение согласных букв.

Письмо по обводке и образцу.

Знакомство с согласными буквами; формирование навыка правильного соотношения звуков и букв; формирование графического образа. Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

2

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

2

4 класс

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся должны знать:

-значение бытовых жестов;

-названия окружающих предметов и их назначение;

-отдельные звуки и буквы

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться общим и речевым подражанием;

-использовать простые бытовые жесты;

-понимать обращенную речь;

-использовать в собственной речи звукоподражания;

-ориентироваться на собственном теле, в пространстве комнаты, на листе бумаги;

-писать отдельные буквы, по обводке и самостоятельно

Тематический план

4 класс

 (2 часа в неделю, всего 68часов)

Раздел

Название раздела

Количество часов

Раздел 1

Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи

14

Раздел 2

Развитие тонкой  и грубой моторики.

12

Раздел 3

Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

14

Раздел 4

Формирование лексико-грамматического строя речи

14

Раздел 5

Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

14

Всего:                                                                                                                  

68

Календарно – тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимание обращенной речи.

1, 2

Речь – средство общения.

Привлечение внимания к обращенной речи; формирование умения понимать обращенную речь.

2

3

Игра «Да – нет».

Формирование умения понимать жест согласия, использовать его в собственной речи. Дифференциация жестов согласия и отрицания, закрепление жестов.

1

4

Игра «Покажи, не ошибись».

Формирование умения понимать и дифференцировать жесты.

1

5

Упражнение в употреблении жестов радости.

Формирование умения понимать жесты радости; сознательно использовать их в общении.

1

6

Упражнение в употреблении жестов-приветствий.

Формирование умения понимать жест-приветствие; сознательно использовать данный жест в общении.

1

7, 8, 9

Упражнение в употреблении жестов – просьбы: «Дай», «На», «Иди», «Уходи».

Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении.

3

10

Жесты – действия.

Формирование умения употреблять жесты-действия;

1

11, 12, 13

Упражнения в употреблении жестов – действий.

Формирование умения понимать жесты-действия; умение иммитировать и сознательно использовать их в общении.

3

14

Игра «Где мы были, мы не скажем».

Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового восприятия, внимания иразвитие зрительного восприятия.

1

Раздел 2. Развитие тонкой  и грубой моторики.

15

Выполнение артикуляционных упражнений «Улыбка», «Трубочка».

Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую.

1

16

Упражнение «Лопаточка».

Упражнение «Вкусное варенье».

Формирование умения удерживать губы в статичном положении; выработка умения удерживать язык в расслабленном состоянии. Развитие подвижности языка.

1

17

Упражнение «Качели»

Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую.

1

18

Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

19

Пальчиковая гимнастика «Какая у нас семья большая».

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

20

Пальчиковая гимнастика «Кто же это?»

Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу.

1

21

Игра – имитация «Бадминтон».

Развитие грубой моторики; умения имитировать простейшие движения.

1

22

Речедвигательное упражнение «Повторяй за мной».

Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия.

1

23

Речедвигательное упражнение «Потешки».

Выполнение упражнения для развития грубой моторики; развитие умения выполнять отраженные действия.

1

24

Упражнения для формирования длительного и плавного выдоха. Упражнения для формирования силы выдоха.

Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ.

1

25

Упражнения для формирования диафрагмального дыхания «Надуваем шар».

Формирование правильного типа физиологического дыхания.

1

26

Развитие речевого дыхания «Погрей ладошки».

Развитие правильного речевого дыхания; увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

1

Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.

27

Уточнение произношения гласных.

Закрепление умения правильного произношения гласных звуков.

1

28

Произношение сочетания гласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания гласных звуков.

1

29

Повторение артикуляции согласных.

Создание и закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный уклад согласных звуков; развитие умения плавной перестройки артикуляционных укладов согласных звуков.

1

30

Вызывание произношения звуков.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; формирование умения звукоподражания.

1

31

Упражнение на звукоподражание.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания; развитие звукоподражания.

1

32, 33

Уточнение произношения согласных.

Закрепление умения правильного произношения согласных звуков.

2

34

Произношение сочетания согласных звуков.

Формирование умения произносить сочетания согласных звуков.

1

35,36

Уточнение произношения слогов.

Формирование умения произносить слоги; закрепление умения синтезировать буквы в слоги.

2

37, 38

Упражнение в употреблении простых слов.

Развитие умения употреблять простые слова в речи.

2

39, 40

Построение словосочетаний.

Развитие умения составлять словосочетания.

2

Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи.

41

Обогащение и уточнение словаря по теме «Предметы гигиены».

Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения пользоваться обобщающими словами; понимания взаимосвязи рода и вида; развитие связной описательной речи.

1

42

Упражнение «Один - много».

 Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения различать предметы в единственном и множественном числе.

1

43

Действия предмета.

Формирование умения определять и называть действия предметов; обобщать и классифицировать предметы по их действиям.

1

44

Единственное и множественное число действий.

Формирование навыка понимания грамматических форм словоизменения; умения распознавать действие в единственном и множественном числе.

1

45

Упражнение «Большой - маленький».

Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования; умения различать большой и маленький объект. 

1

46

Цвет предмета.

Формирование умения определять цвет предмета; называть основные цвета.

1

47

Игра  «Назови ласково».

Формирование навыка понимания грамматических форм словообразования.

1

48, 49

Построение простой фразы «Это…»

Формирование фразовой речи; умения соотносить вербальное описание с образом описываемого предмета.

2

50

Упражнения в построении вопросительных предложений.

Развитие связной речи; формирование умения составлять вопросительные предложения, соблюдая интонацию.

1

51

Упражнение «Вопрос - ответ».

Формирование вопросно-ответной формы речи; умения понимать обращенную речь; развитие слухового восприятия и внимания.

1

52

Упражнение «Диалоги».

Развитие связной диалогической речи; формирование умения вести диалог; развитие слухового восприятия и внимания.

1

53, 54

Упражнение «Закончи предложение».

Развитие связной диалогической речи; обучение  составлению простых предложений; развитие умения заканчивать предложение с использованием активной лексики.

2

Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие  графомоторных навыков и обучение грамоте.

55

Ориентировка в схеме собственного тела.

Формирование ориентировки в схеме собственного тела; закрепление названий частей тела.

1

56

Пространственные представления  (где? куда? откуда?)

Развитие пространственных представлений с опорой на дифференциацию правых и левых частей тела; определение места нахождения предмета в пространстве.

1

57

Знакомство с карандашом и листом бумаги.

Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом.  

1

58

Ориентировка на листе бумаги.

Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол»,  «центр листа».

1

59, 60

Обучение штриховке и обведению по контуру.

Формирование графомоторных навыков; ознакомление с различными направлениями при штриховании предмета; с трафаретом и шаблоном: объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.

1

61, 62, 63

Письмо по обводке и образцу.

Формирование графомоторных навыков; написание простых элементов, прямых и ломаных линий по обводке и образцу.

3

64,65, 66

Написание элементов букв.

Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа  буквы.

3

67, 68

Написание и чтение букв.

Формирование графомоторных навыков; умения проводить анализ и синтез графического образа  буквы; тренировка в написании изученных букв. Овладение звукобуквенными обозначениями.

2

Всего

68

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- фланелеграф;

- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).  

 - графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

 - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- книги с иллюстрациями  сказок («Репка», «Колобок», «Теремок».В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);

  - настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);

   - технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства, синтезирующие речь:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

 -компьютерные программы символов;

-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

-  аудио и видеоматериалы.

Список литературы:

  1. Воробьева, В.К.. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006.
  2. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: 2-е издание дополненное /
  3. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007
  4. Крупенчук, О.И.  Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008
  5. Коррекционная педагогика: коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
  6. Лиманская О.Н.,  Пятница Т.В., Башинская Т.В., Система коррекционного воздействия при моторной алалии.- М.: Сфера, 2010.
  7. Маллер А.Р, Цикото Г.В. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.: 1983.
  8. Маллер А.Р, Цикото Г.В.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. –М.:Академия, 2003.
  9. Рождественская В.И. Воспитание речи не говорящих детей-алаликов.-М.: Просвещение, 1966.