3.1 Результативность профессиональной деятельности.

Борисова Ольга Борисовна

Мониторинг логопедической работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

  К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений сенсорного и моторного уровней речи, практически полное устранение нарушений фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов), у детей обогатился словарь, улучшились навыки словоизменения и словообразования. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигает нормы (это связано с особенностями речевого развития умственно отсталых школьников).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная логопедическая работа  

  В наш Центр ПМСС поступают дети, в характеристиках которых присутствуют частицы НЕ: они не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т.д. Но самое главное, дети с нарушениями развития, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы, и не ждут от педагогов ничего хорошего.

  Задача педагогов нашего специального (коррекционного) учреждения для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – научить ребенка учиться. Успешность познавательной деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения на уроке эмоционально благополучной позиции ребенка. Создание ситуации успеха его деятельности основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что не так уж трудно и плохо.

   Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка.

   Особенность речевых расстройств у детей с нарушением интеллекта состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект. Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляется на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

   Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушены процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, множественные аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи, наблюдаются трудности при овладении чтением и письмом.

   Своевременное и целенаправленное устранение нарушение речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

  В настоящее время имеется незначительное количество специальной логопедической литературы отражающей специфику коррекции нарушений речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, поэтому свою работу я начала с разработки адаптированной коррекционной развивающей программы для учащихся начальных классов с нарушением интеллекта.

  В «Программе коррекции речевых расстройств у младших школьников с нарушением интеллекта» раскрыла актуальность, цель, выделила задачи, этапы реализации программы, наметила предполагаемый результат, разработала содержание логопедической работы, тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов спец. (корр.)

    Планирование занятий составляла с учетом принципа «от простого к сложному»; поэтапному формированию умственного действии; с опорой на сохранные психические функции.

    В начале и в конце учебного года провожу логопедическое обследование всех учащихся начальных классов: вновь поступившие и ранее зачисленные на логопедический пункт, по адаптированной методике Фотековой Т.А. (Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ. 2000)  Данная методика позволяет в бальной системе оценить уровень развития устной речи детей. На основе данной методики разработала речевую карту. Данные индивидуального логопедического обследование заношу в речевую карту, составляю речевой профиль на каждого ребенка на начало и конец учебного года.  

Речевой профиль Миши А.

  1. Фонематический слух.
  2. Артикуляционная моторика.
  3. Звукопроизношение.
  4. Слоговая структура слова.
  5. Навыки языкового анализа и синтеза.
  6. словарь.
  7. Грамматический строй речи.
  8. Понимание логико-грамматических конструкций.
  9. Связная речь

Методика обследования устной речи Фотековой Т.А. позволяет более полно исследовать речь учащихся, увидеть проблемы, спланировать коррекционную работу. Оценка результатов диагностики речевого развития производится с точки зрения индивидуального развития каждого ученика (если сопоставление результатов диагностического среза по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка является положительной независимо от того, достиг ли ученик каких – то норм или средних показателей в своем развитии).

    В связи с тем, что у школьников с нарушением интеллекта ведущим является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы стараюсь направлять на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, при устранении нарушения звукопроизношения большое место отвожу дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируем с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Использую символы звуков, графические схемы звуков, слов, компьютерные распечатки заданий, ЦОРы. Наряду с использованием собственного ЦОРа применяю в своей практике готовые компьютерные программы.  Были приобретены: логопедическая компьютерная программа «Баба –Яга учится читать»,  "Лунтик. Русский язык для малышей"; "Гарфилд. Лексика и орфография"; "Супердетки. Веселый диктант", «Букварик».

  Занятия носят комплексный характер: в каждое занятие включаю задания и упражнения на развитие психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов речи, лексико-грамматического строя речи, навыков связной речи, понимание логико – грамматических отношений.

      Содержание логопедических занятий согласовано с программой специального (коррекционного) для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по чтению, развитию речи, письму и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

     Количество часов на изучение каждой темы корректирую в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития и потенциальных возможностей каждого ученика.

  В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у учащихся с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются  с трудом, а новые – быстро угасают без достаточно подкрепления – использую частую повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

    Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, на занятиях часто меняю виды деятельности, дозирую задания и речевой материал в зависимости от потенциальных возможностей каждого ребенка.

   Усвоенные на логопедических занятиях правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. Поэтому, работая в тесном контакте с учителями начальных классов, стараюсь закрепить правильные речевые навыки  в различных ситуациях, на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют сделать коррекционно-логопедическую работу ненавязчивой, интересной, естественной, а главное – более продуктивной.  

Взаимодействие в работе учителя – логопеда и учителей начальных классов

МКОУ ЦПМСС помогает в решении задач коррекционной логопедической работы



Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ  УСТНОЙ  И ПИСЬМЕННОЙ   РЕЧИ

младших школьников в специальном коррекционном учреждении для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

 (умственной отсталостью)

Проблема нарушений устной и письменной речи младших школьников с интеллектуальным недоразвитием - одна из самых актуальных, так как чтение и письмо на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Различные нарушения речи часто являются основой неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптацией. В этих условиях остро встаёт вопрос не только о первичной диагностике учащихся, но и последующем отслеживании динамики развития устной и письменной речи детей.  

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления.

Логопедический мониторинг позволяет увидеть, насколько изменился уровень речевого  развития учащихся (как качественно, так и количественно), как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даёт  возможность наметить пути работы по  коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть  развитие ребенка за весь период обучения. Планирование индивидуальных и групповых занятий напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.

Система обследования устной и письменной речи разработана с учётом основных принципов диагностики. Предусмотрено проведение углублённого исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики, а также письменной речи: списывания и самостоятельного письма.  За основу методики взяты  речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой.

Отличительными чертами диагностики являются:

  • полнота обследования;
  • соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа,

диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;

  • доступность и простота применения;
  • возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно);
  • возможность многократного применения методики.

Система обследования устной речи  состоит из 8 серий.

Серия 1. Исследование фонематического восприятия. Включает:

-  воспроизведение слогов  типа: да-та, ка-га-ка, ша-са-ша, ча-тя-ча и т.д.

- называние  картинок парами: коса-коза, день-тень, рожки-ложки и т.д

Серия 2. Исследование звукового анализа. Включает:

- называние первого звука в слове;

-называние последнего звука в слове;

- определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Серия 3.   Исследование звукопроизношения. 

Учащемуся предлагается назвать что изображено на картинках. Обращается  внимание на характер нарушения произношения шипящих, свистящих, сонорных  и других согласных и гласных звуков (замена, смешение, искажение, отсутствие) в различных условиях.

Серия 4.   Исследование сформированности звуко-слоговой структуры. Включает:

- называние картинок;

- воспроизведение слов и предложений.

Серия 5.   Исследование грамматического строя речи. Включает:

-образование существительных множественного числа в именительном  падеже  (Инструкция:  Я назову один предмет, а ты много таких предметов);

- образование форм родительного падежа множественного числа (Инструкция: Я назову один предмет, а ты скажи много чего?);

- согласование существительных с числительными (Инструкция: Дополни предложение  1 стул, а 2 …, а 5…);

- согласование прилагательных с существительными (Инструкция: Назови предмет и его цвет);

- понимание предлогов (Инструкция:  Положи карандаш  на книгу, под …,  в  …. и т.д.) и  употребление (Назови, где  лежит карандаш);

- употребление предложно-падежных форм     Инструкция: Закончи предложения: Лошадь без…, пилят…,  девочка даёт корм… и т.д.).

Серия 6.   Исследование словарного запаса. Включает:

- называние существительных, обозначающих части тела, части предметов  (Инструкция: Назови, что есть у  машины  ….,   у   стула  …, у чайника);

- называние существительных с обобщающим значением  (Инструкция:   Назови кто... лечит людей, варит, шьет и т.д);

- называние существительных со сходным лексическим значением.  (Инструкция: назови, что это: перчатки-рукавицы, лампа-люстра, и т.д);

- название времён года (Инструкция: Скажи, какое время года изображено на картинке);

- прилагательные, обозначающие форму предмета (Инструкция:  Назови, какой формы предметы);

- подбор прилагательных с противоположным значением (Инструкция:   Скажи наоборот: чёрный – белый);

- Употребление глаголов (Инструкция: Кто как голос подает?);

- называние характерных действий по предъявленному предмету  (Инструкция:  Скажи,  кто что делает?)

Серия 7. Исследование навыков словообразования. Включает:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами.  (Инструкция:    Назови  маленький предмет);

- образование названий детенышей животных  (Инструкция: Назови детёнышей животных:   у козы - козлята, а у...);

- образование качественных прилагательных (Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если ...);

- образование относительных прилагательных.  (Инструкция: Шкаф из дерева, значит он какой   ...);

- образование притяжательных прилагательных  (Инструкция: Чья голова или хвост?);

Серия 8. Исследование связной речи. Включает:

- составление предложения по картинке;

- составление рассказа по сюжетной картинке. (Инструкция: Посмотри на эту картинку, расскажи, о чем она);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок  (из 3-4-х картинок) (Инструкция: Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и расскажи, о чем они);

- составление описательного рассказа     (Инструкция: Расскажи о ...).

Система оценки полученных результатов обследования.

Каждая серия содержит методики обследования, параметры и критерии исследования, систему оценки результатов, которые учитель – логопед может разработать сам, учитывая возраст учащихся и их индивидуальные особенности. Максимальное количество баллов зависит от количества заданий, включённых в ту или иную серию.

В сериях 1-7 используется следующая оценка результатов:

1 балл - правильное и точное воспроизведение, правильный ответ, безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях и т.д;

0,5 баллов - правильный ответ после стимулирующей помощи; самокоррекция, правильное выполнение заданий в половине случаев, звуки недостаточно автоматизированы и т.д.

0 баллов – неправильный ответ, отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения, искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

В серии 8 оценка производится по трем критериям: смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление высказывания, самостоятельное выполнение задания. Баллы выставляются за каждый критерий  от 0 до 3.

Обработку  и анализ результатов обследования можно представить в виде таблицы и индивидуального речевого профиля.

Средние показатели успешности выполнения речевых проб

учащимися МКОУ ЦПМСС на начало и конец учебного года в %

Названия проб

Начало учебного года

Конец учебного года

1

Фонематический слух

48,7

59,5

2

Артикуляционная моторика

53

78

3

Звукопроизношение

56

72, 4

4

Слоговая структура слова

44

63, 5

5

Навыки языкового анализа и синтеза

37

51

6

Словарь

61

70

7

Грамматический строй

51,4

63

8

Понимание логико – грамматических отношений

48,4

59

9

Связная речь

35,8

46,5

Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Мы используем 5 уровней успешности: высокий – 91-100%; хороший – 81-90%, выше среднего – 66-80%; средний – 50-65%;  низкий – ниже 50%.

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка.

Полученные данные заносятся в речевую карту ребенка и, на их основе, разрабатывается индивидуальная педагогическая стратегия.

После обработки результатов исследования каждого ребёнка и составления индивидуальных профилей можно подсчитать в процентном отношении успешность речевого развития всех учащихся, посещающих логопедические занятия. Данные мероприятия рекомендуется проводить в сроки, установленные для обследования (в начале и конце учебного года).

Для отслеживания динамики письма мы используем списывание и слуховой диктант. При их оценивании  применяем следующие критерии:

Диктант:

10 баллов - без ошибок

8 баллов -  орфографические ошибки

6 баллов - 1-2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки

4 балла - 3-5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки

2балла – 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки

Списывание

10 баллов - правильное и точное

8 баллов - 1-2 исправления, искажения

6 баллов - 1-2 пропуска, замен

4 баллов - 3-5  пропусков, замен

2 балла - 6 и более пропусков, замен

Полученные баллы переводятся в % и определяется уровень успешности письменной речи (на конец года списывание - выше среднего, диктант - средний).

Представленные мониторинги имеют ряд достоинств: позволяют ясно увидеть картину результатов коррекционной работы, точнее выработать стратегию коррекционной работы по западающим слабым звеньям, достаточно удобны в пользовании, экономят время, позволяют детям увидеть результаты своего труда, побуждают к сотрудничеству педагогов, родителей и детей, помогают в выработке положительной мотивации к учёбе, показывают тесную взаимосвязь устной и письменной речи.

Предложенные в данной статье разработки окажут помощь учителям-дефектологам в проведении мониторинга устной и письменной речи младших школьников с целью повышения качества коррекционной работы.

Литература:

1.Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. Библиотека логопеда. М:ТЦ Сфера, 2011. 64с.

2.Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования. М:  ИД  Образование плюс, 2009.103с.

3.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. Библиотека  логопеда. М: ТЦ Сфера, 2010. 64с.

4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. М: Издательство ГНОМ и Д, 2009.125с.