ЭКОЛОГИЯ

МАОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5"  - АКТИВНЫЙ  УЧАСТНИК  

МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКО - ШКОЛЫ/ ЗЕЛЕНЫЙ ФЛАГ"

 

Это самая крупная программа в мире, объединяющая детей и учителей.
Наша школа третий год является участником этой программы. По результатам работы  мы ежегодно получаем международный символ программы - зеленый флаг и дипломы победителя за реализацию социально значимых проектов:
"Рациональное управление отходами";
"Хранители энергии";
"Поспди дерево";
"Школа - территория здоровья" и др.
Данная награда присуждается образовательным учреждениям, которые успешно работают в экологическом направлении и прошли 7 шагов международной программы «Эко/школы -зеленый флаг»:
1.  Создание экологического совета образовательного учреждения.
2.  Проведение исследования экологической ситуации.
3.  Разработка плана действий.
4.   Мониторинг и оценка.
5.  Включение экологической тематики в школьные курсы.
6.  Предоставление информации и сотрудничество.
7.   Формулировка и принятие Экологического кодекса.
 
                        2012- 2013 гг.                                                              2011-2012 гг.
  
                                 город Иркутск                                                                 город Иркутск 

 

  

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ШКОЛА ДИКОЙ ПРИРОДЫ"

 « Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации»

Г. Ягодин, Л. Третьякова

 

Одной из главных задач образования становится формирование у обучающихся экологического мировоззрения, экологической культуры и экологического воспитания.

  Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие   экологической культуры народа каждого члена общества.

   Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного к ней отношения.

  В связи с этим, согласно ФГОС, важнейшим направлением деятельности школы является экологическое образование и воспитание.

   ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: «…любящий свой край и свое Отечество, …осознающий и принимающий ценности человеческой жизни… активно и заинтересованно познающий    мир… социально активный, уважающий закон, … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды …»

   Моя работа в данном направлении – ответ на требование современного общества к системе российского образования и педагогу с целью создания условий для воспитания и образования личности с новыми качествами: человека  с биосферным мировоззрением, ориентированным на гуманистические ценности, действующего в рамках экологической этики, умеющего принимать решения и отвечать за них.

   Одним из направлений экологического образования является исследовательская работа учащихся, где проводится анализ состояния окружающей среды; проходят «недели экологии»,    экологические турниры, месячники «За здоровый образ жизни», когда учащиеся выполняют задания в форме рефератов, кроссвордов, творческих заданий, выпускают плакаты. Такая форма  внеурочной деятельности позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь реализовать свои способности, выявить наиболее эрудированных.  Участие учащихся в городских экологических проектах побуждает интерес к познавательной деятельности. Активизирует процессы самообразования.  Учащиеся нашей школы со своими проектами « Отходы в доходы», «Хранители энергии», «Посади дерево», «Школа – территория здоровья»- занимают призовые места не только на городских конкурсах, но и на международном уровне эти проекты признаны, как одни из лучших. 

   Традиции экологической работы, проведение праздников «День леса», «День птиц», «День земли», участие в городских экологических акциях «Каждому скворцу по дворцу», «Альтернативная ель», участие  в городских и школьных конференциях, публикации в СМИ, в школьной газете «Четырехэтажка»,  на школьном сайте, развивают у школьников естественно научные взгляды на взаимодействие общества и природы.

   С 1996 года экологическая деятельность в школе организуется учащимися экологического объединения «Школой дикой природы», включающего неравнодушных экологов из разных классов. Основные цели его – изучение природы родного края, пропаганда бережного отношения к ней.

Высший орган научного общества учащихся – экологические заседания, которые проводятся четыре раза в год. На заседании определяются задачи, подводятся итоги работы. Между заседаниями работает совет старшеклассников во главе с председателем экологического объединения.

Экологические знания мы популяризуем среди всего населения микрорайона школы, выступая со статьями и заметками на школьном сайте, проводятся  родительские собрания по экологической тематике.

    Вся проводимая работа способствует  еще большему углублению экологических знаний учащихся, воспитанию внимательного и бережного отношения к окружающей природной среде.

  Вот педагогическое кредо моей концепции, объединяющее три сквозные линии: беречь хоть в меру сил природу, родную речь, родную культуру. Эти три задачи я решаю на каждом своем уроке, каждым словом, обращенным к ребенку.

   Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ, АКЦИИ, ПРАЗДНИКИ.

- Межрегиональный конкурс " Развитие идей энергоресурсосбережения в образовательной системе" (диплом III степени);

- Региональный конкурс "Мы - будущее Сибири" ( диплом II степени);

- Ежегодный конкурс - выставка " Альтернативная ель";

- Акция "Каждому скворцы по дворцу";

- Акция "Покормите птиц зимой";

 

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ( в рамках проекта "Школа - территори здоровья")

  

 

 

 

ДЕНЬ ЗЕМЛИ ( ГОРОДСКОЙ ПРАЗДНИК)

  

АКЦИИ "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!" и "КАЖДОМУ СКВОРЦУ ПО ДВОРЦУ"

  

СУББОТНИКИ

  

АКЦИЯ "ОТХОДЫ В ДОХОДЫ" ( В памках проекта "Рациональное управление отходами")

  

ВЫСТАВКА - КОНКУРС " АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЕЛЬ"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об участии образовательного учреждения

в международной программе

«Эко-Школы/Зеленый флаг»

Статистические данные

Отчетный период 2011-2012 учебный год.

Полное официальное название учебного заведения на русском языке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 5», г. Усть-Илимск, Иркутская область.

Официальное название учебного заведения на английском языке (если есть)

Secondary comprehensive school № 5

Municipal autonomous comprehensive Institution, Ust - Ilimsk, the Irkutsk region.

Ф.И.О. и должность руководителя учреждения

Пахомова Галина Сергеевна, директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Ф.И.О. и должность координатора

 (сотрудника, отвечающего в учреждении за работу по программе

«Эко-Школы/Зеленый флаг»)

Петрова Елена Александровна, учитель биологии и экологии.

Телефон (с выходом)

Учебное заведение

Координатор

Факс (с кодом)

Учебное заведение

Координатор

Электронная почта

Учебное заведение

Координатор

Почтовый адрес учебного заведения

666673 Усть-Илимск, Иркутская область, ул. Булгакова, 7.

Общая численность учителей (преподавателей, воспитателей)

 62

Общая численность всех сотрудников учебного заведения

95

Число сотрудников-участников Программы

78

Общее численность учащихся

753 учащихся

Общее число учащихся, принимавших участие хотя бы в одном мероприятии Плана действий за отчетный период

638

Полное название органа местного самоуправления или местной/районной/региональной администрации, который поддерживает Вашу работу по проекту. Если их несколько, то укажите все.

Управление образования Администрации  г. Усть-Илимска;
-  Усть-Илимский филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Восточно-Сибирская государственная академия образования;
- Отдел по делам молодежи Администрации города;
- Отдел охраны окружающей среды Администрации города;
- детские библиотеки «Родничок» и «Первоцвет»;
- детское дошкольное образовательное учреждение № 22 «Искорка»

 - ЖКХ ( жилищно-коммунальное хозяйство)

  • Школы города № 10, 15, 2, гимназия
  • Усть-Илимский  «Лесхоз»
  • Центр Дополнительного Образования ( ЦДО)
  •  Картинная галерея
  •  Краеведческий музей
  •  Курорт «Русь»

Общее количество учреждений, с которыми сотрудничает Ваше образовательное учреждение

14

Приоритетная тема(ы), по которой работало учебное заведение

Изменение климата

Мусор

Энергосбережение

Сохранение биологического разнообразия

Участвовало ли Ваше образовательное учреждение в 2009-2010 учебном году в международном проекте «Инициатива HSBC и Эко-школ по сохранению климата»

Да

Если да, то зарегистрировались ли Вы на сайте проекта

Да

Дата принятия отчета

Принят на заседании Экологического Совета

«20 »  апреля  2012_года


Описание 7-ми шагов на пути к получению Зеленого флага

Шаг 1. «Создание экологического совета»

Кратко опишите создание Совета (по какому принципу выбирались члены Совета, максимум 0,5 стр.)

  На современном этапе образование и информирование населения об экологических проблемах, возникающих при взаимодействии человека с окружающей средой, считается одним из главных условий перехода стран к устойчивому развитию, и решению проблем будущего выживания человечества. Создание в России образования в интересах  устойчивого развития указывает каждой личности и общества в целом на пути к устойчивому развитию экономики, социальной сфере, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению природной среды.  В этом направлении наша школа работает не первый год. Экологическое образование и воспитание учащихся проходит через учебную и внеклассную деятельность. С 1996 года экологическая деятельность в школе организуется учащимися экологического объединения «Школой дикой природы», включающего неравнодушных экологов из разных классов. Различные направления и формы работы помогли активизировать учащихся на практическое действие по изучению природной среды в микрорайоне школы и в городе:

- работа по общешкольным проектам «Отчий дом», « Сохраним цветущим город» (2005-2007 гг.);

- реализация школьной комплексной программы «Экологическое образование и воспитание школьников на период до 2013 года», осуществление проекта «Парк им. В. Булгакова» (2007-2008гг.);

- экологическая практика в лесу, на пришкольной территории, организация работы экологического отряда «Яблонька» (2008 г.);

- исследовательская деятельность учащихся по изучению степени загрязненности атмосферного воздуха на основе биоиндикации (2007-2009 гг.)

- участие в городских, областных конкурсах, экологических научно-практических конференциях (2009-2012 гг.):

- изучение санитарно-гигиенического состояния классных кабинетов:

- исследование состояния земельных насаждений в микрорайоне школы, составление экологического паспорта пришкольного участка.

Поэтому создание Экологического совета в школе было закономерным процессом.

Приведите список членов Совета

Фамилия И.О. председателя Совета

Должность или класс (секция, группа)

Темникова Елизовета

Учащаяся 10 «б» класса

Фамилии И.О. членов Совета

Должность или класс (секция, группа)

Пахомова Галина Сергеевна

Директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Лобков Артем Валентинович

Заведующий отделом по делам молодежи Администрации города

Болдина Елена Константиновна

Заместитель директора по воспитательной работе

Петрова Елена Александровна

Учитель биологии и экологии.

Бартенева Юлия Павловна

Председатель родительского комитета школы

Каргаполова Юлия Александровна

Учащаяся 10 «б» класса, директор школьного экологического объединения «Школа  дикой природы».

Климовских Галина Аркадьевна

Заведующая хозяйством школы.

Чечелева Елена Владимировна

Корреспондент Информационной радиотелепрограммы.

Устюжина Тамара Николаевна

Заведующая городской детской библиотекой.

Перевалов Иван

Учащийся 4а класса.

Толченова Юлия

Учащаяся 3а класса.

Жиганов Данил

Учащийся 5 б класса.

Кетрарь Надя

Учащаяся 9 б класса.

Угрюмова Ольга Николаевна

Учитель начальных класса.

Малахова Марина Викторовна

Учитель географии

Тайшина Екатерина Афанасьевна

Учитель технологии

Белоносова Валентина Васильевна

Учитель начальных классов.

Торопова Галина Валерьевна

Доцент к.б.н., зав. кафедрой гуманитарных и естественных наук Усть-Илимского филиала ГОУ «ВСГАО».

Бобрыш Ирина Исаевна

Председатель Совета микрорайона школы.


Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации»

Кратко опишите основные направления исследований экологической ситуации (макс. 0,5 страницы)

   На основе ежегодного мониторинга,  на территории школы и микрорайона нами установлено, что загрязненность территории усиливается.  На территории школы исчезли лишайники, которые являются хорошими индикаторами загрязнения воздуха.  Изучение состояние зеленых насаждений в микрорайоне показало, что из 2626 деревьев 88% находятся в неудовлетворительном состоянии - поломки, поражение тлей.

  Учащиеся много времени проводят в школе и хотят, чтобы условия были комфортными.

Любая школа – это небольшое общество , которое живет  по своим законам и правилам.  Так же, как и любое другое сообщество, школа ежедневно сталкивается  с множеством разных проблем. Решение  одних школьных вопросов требует больших денежных средств, а других только желание и совместных действий: учеников, учителей и родителей. Одна из важнейших проблем экологи – это рост разнообразных отходов человеческой деятельности.

Чем сильнее развито производство и лучше работает экономика страны, тем больше выбрасывается мусора и сжигается. А это все попадает  в атмосферу, почву, воздух.

Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают плодородие почвы. Вместе с загрязняющими веществами, часто в почву попадают болезнетворные бактерии, яйца гельминтов и другие вредные организмы.

   В фекальных остатках могут быть возбудители тифа, дизентерии, туберкулёза, полиомиелита. Человек создал такие соединения, которые в природе не разрушаются – это синтетические полимеры, красители, моющие средства, контейнеры для хранения жидкостей, лавсан, резину, упаковочные материалы, число их сильно увеличилось.

Только менее 7% этих отходов идёт на переработку. Поэтому рабочая группа экологов нашей школы провела исследование организации несанкционированных  свалок мусора на улицах города, подсчитала количество мусора, накопленного в школе и школьной столовой  за 1 день, неделю, месяц, учебный год,   провела классификацию отходов жизнедеятельности школы  микрорайона.

На основе полученных данных мы пришли к выводу, что нужно активизировать работу по оздоровлению окружающей среды как, а школе, так и в микрорайоне школы. Учитывая полученные результаты мы пришли к выводу , что если не предпринимать никаких мер, то прогноз на будущее неутешительный  и ситуация усугубится еще больше.  Поэтому в этом году была определена работа по направление « Мусор», чтобы повысить интерес школьников к вопросам изучения экологии, научиться решать проблему мусора, найти способы решения данной проблемы, активизировать коллектив школы, родителей на деятельность по улучшению состояния окружающей среды в школе и микрорайоне.

Шаг 3. «Разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду» (увеличьте количество строк, если нужно)

Мероприятие

К-во участ-ников

Срок прове-дения

Ответственный

Круглый стол «Мы принимаем решение» с целью определения направления деятельности на год.

28

Сентябрь

Пахомова Г.С.

Болдина Е.К.

Бавина Л.М.

Петрова Е.А.

Каргополова Юля

Введение в проект: постановка целей, задач, разработка плана,

определение продукта.

33

Октябрь, 2011

Пахомова Г.С.

Болдина Е.К.

Бавина Л.М.

Петрова Е.А.

Каргополова Юля

Анкетирование среди учащихся, педагогов, родителей  по их отношению к данному проекту.

837

Октябрь, 2011

Петрова Е.А.

Бавина Л.М.

«Всемирный день туризма»

246

Октябрь, 2011

Петрова Е.А., Классные руководители

Цикл классных часов среди школьников по темам:

А) «Бытовые отходы: проблемы и пути решения»;

Б)« Мусор, который мы производим»;

в) «Мусор – на части и нет напасти».

214

Ноябрь-декабрь, 2011

Петрова Е.А.

Классные руководители

Изготовление родителями с детьми кормушек для птиц

86

Ноябрь 2011

Петрова Е.А.

Яковлев Е.В.

Классные руководители

Акция «Покормите птиц зимой!»

68

Ноябрь

Петрова Е.А,

Торопчина О.М., 5А

Карлеева Н.С., 6В

Каргаполова И.Г  

Конкурс – выставка «Альтернативная ель – 2011»

95

Декабрь 2011

Родители,

Петрова Е.А., Тайшина Е.А., Антипина Л.А.,

классные руководители 1- 7 классов

Презентация проекта в дошкольном учреждении № 22 «Искорка»

23

Январь

2012

 Каргаполова Юля, Петрова Е.А.

Газета «Эхо планеты»

14

Февраль, апрель

Петрова Е.А., Янакова Н.П., экологи школы

Родительские собрания  на тему «Мусор - проблема № 1»

332

Март 2012

Классные руководители

Аудит бытовых отходов в школе и школьной столовой

33

Март 2012

Петрова Е.А.,  Бельмер М.А.

Муковозчик Т.А.

Школа Дикой природы

Рекламные листовки для мусорных урн «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!»

57

Март-апрель 2012

Петрова Е.А., Школа Дикой природы, родители, классные руководители.

Выставка поделок  «Отходы – в доходы»

230

Март-апрель

Петрова Е.А., Тайшина Е.А.,

родители,

классные руководители 1-11 классов

Исследование  мест сбора мусора на улицах города

34

Март-апрель

Петрова Е.А., Школа Дикой природы,

Малахова М.В.

Сотрудничество детский сад – школа:  интервью «Устами младенца».

44

Апрель

Петрова Е.А., Каргаполова Юля, Кетрарь Надя, Темникова Лиза.

Уборка пришкольной территории

( субботник)

631

Апрель, май 2012

Пахомова Г.С.

Петрова Е.А.

Болдина Е.К., классные руководители

Фотоконкурс «Во всей красе!»

48

Апрель

2012

Школа Дикой природы, классные руководители, Петрова Е.А, Зенькова О.В.

«День здоровья»

327

Апрель 2012

Петрова Е.А.

Рейнталь Татьяна,

Болдина Е.К.

Спектакль для малышей «Человек живет на планете» («Мусор. Кто виноват? Что делать?»)

171

Май

Каргополова Юля, Тайшина Е.А., Петрова Е.А.

«Экологический десант» (уборка  территории микрорайона)

47

Май 2012

ЖКХ,

Петрова Е.А., родители, классные руководители.

Операция «ТБО» (сбор бумаги, банок алюминиевых, бутылок пластиковых и батареек)

307

Май 2012

Петрова Е.А., классные руководители, родители.

Акция «Продлим  жизнь вещам!»

117

Март-май 2012

Тайшина Е.А., Петрова Е.А.

«Мое зеленое чудо» (выставка-презентация комнатных растений, выращенных учащимися)

34

Март 2012

Петрова Е.А. Тайшина Е.А.,

Школа Дикой Природы

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

36

Апрель-май 2012

Петрова Е.А.

Петрова Е.А.,

Зенькова О.В. ,

Янакова Н.П.

Участие в городских и областных конкурсах, научно-практических конференциях.

28

Февраль – май 2012

Пахомова Г.С., Болдина Е.К., Бавина Л.М., Петрова Е.А., Малахова М.В.

Карлеева Н.С.

Петрова Н.В.

Городской праздник «22 апреля -  Международный День Земли» с целью пропаганды опыта в масштабах города по внедрению  идей устойчивого развития в практику школы.

345

Апрель 2012

Пахомова Г.С., Болдина Е.К., Бавина Л.М., Петрова Е.А., Каргополова Юля

Конкурс экологических кодексов.

27

Апрель – май 2012

Болдина Е.К.

 Информирование и отчет о работе по международной программе «Эко/школы- зеленый флаг» на общешкольном родительском собрании, Управляющем совете школы, городском семинаре, ГМО учителей биологии и экологии, педагогическом совете школы

256

Ноябрь, февраль, апрель,

май 2012

Пахомова Г.С.,

Петрова Е.А.,

Бартенева Ю.П.,

Болдина Е.К., Каргополова Юля, Торопова Г.В.

Информирование общественности (листовки, заметки в СМИ)

37

В течение  года

Петрова Е.А.,

Янакова Н.П., Каргополова Юля.

Шаг 4. «Мониторинг и оценка»

Кратко опишите, как оценивались предварительные результаты, и производился контроль выполнения плана действий (макс. 0,5 страницы)

Экологический совет определил основные показатели успеха в работе по международной программе:

- активность членов школьного коллектива через участие в различных видах деятельности;

- участие в исследовательской работе по выбранной теме;

- изготовление скворечников и кормушек;

- подготовка и распространение буклетов, листовок среди родителей, жителей микрорайона;

- участие в очистке территории школы и города;

- изменение отношения учащихся к вопросам рационального управления отходами.

Мониторинг экологической деятельности в школе проводится по проверке сформированности экологических знаний. В результате чего оказалось, что 87 % учащихся знают мировые глобальные проблемы, 78% - осведомлены о экологических проблемах России, 80 % - знают проблемы города и 63% - проблемы своего жилища.

Показатели активности учащихся и педагогов в экологической деятельности следующие:

- высокую и среднюю активность проявляют 98 % учащихся,

- активность педагогов составила – 99%,

- с удовольствием выполняют общественные поручения по охране и улучшения окружающей среды – 89 %,

- 88 % учащихся участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды. Полученные результаты очень порадовали педагогический коллектив, принято решение, что экологическое образование и воспитание в нашем учебном заведении находится на высоком уровне.

Шаг 5. «Включение экологической тематики в школьные курсы»

Кратко опишите, каким образом и в рамках, каких предметов и курсов была включена экологическая тематика или представьте информацию в виде списка (макс. 1 стр.)

 В школе внеурочная экологическая деятельность тесно связана с учебной. В среднем  звене для 9 классов организуется элективный курс «Стиль жизни» (12 человек). Содержание элективного курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды. Элективный курс «Растения – гениальные инженеры» (9 класс, 14 человек) формирует активную позицию непримиримости  к деятельности наносящий урон природе.

   Экологическое просвещение осуществляется на занятиях «Экология и здоровье в будущей профессии»,  где рассматриваются реальные проблемные ситуации в социо- практической деятельности учащихся при выборе ими профессии, а также пути решения возникающих при этом экологических проблем (10 классы, 34 человека).

  В шестых классах ведется спецкурс «Экология растений» (64 человека). 65 семиклассников изучают предмет «Экология животных». На этих курсах рассматривается многообразие растительного и животного мира.

   Глобальные проблемы человечества изучаются на элективном курсе «Глобальная география» (11 класс, 17 человек). Элективный курс «Цветок науки» (11 класс, 10 человек) формирует  творческое мышление учащихся, вооружает знаниями, необходимыми для творческого труда, активного участия в управлении хозяйством.

   147 учащихся 5 и 6 классов через школьный компонент, изучая курс «Байкаловедение», получают углубленные знания  о природе и экологических проблемах озера Байкал.

   Работа по учебно-методическому комплексу «Учусь общаться» (6-7 классы), «Учусь учиться» (1, 2Б, 4А, 5 классы) помогает учащимся в решении задач экологического образования на примере проблемных ситуаций в учебной деятельности и связанной  с повседневной жизнью. На занятиях формируются представления о взаимосвязях здоровья человека, здоровья природы, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде.

  Во внеклассной работе экологическое объединение «Школа дикой природы» реализует практические проекты «Наше природное наследие», «Утилизация бытовых отходов», «Народные приметы», «Отходы в доходы», « Аудит бытовых отходов», « Места отдыха города», « Места несанкционированных свалок», «Деревья и кустарники школьной территории», «Антропогенные ландшафты» помогают привлечь учащихся к практической деятельности. Экологические тропы помогают объяснить причинно-следственные связи на примере растущих рядом растений и формировать культуру поведения в природе.

   Информация об экологической работе в школе о важнейших экологических проблемах города распространяется через публикации в школьной газете «Четырехэтажка», информационные стенды, СМИ, школьный сайт, классные часы, родительские собрания. 

Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество»

(добавьте строки, если нужно)

Мероприятия

Дата проведения

Целевая группа

К-во участн.

Результативность

1.

Озеленение города и пришкольной территории.

Сентябрь, май.

Классные коллективы, педагоги школы.

123

Посажено в микрорайоне 37 деревьев и 28 кустарников.

2.

Выставка рисунков, поделок «Экология моего города»

Октябрь, ноябрь

Учащиеся, педагоги, родители.

138

27 учащихся заняли призовые места.

3.

Круглый стол «Мы принимаем решение»

Октябрь.

Педагоги, родители, тех. персонал, администрация школы, библиотека.

47

Определены направления работы по международной программе «Эко/школа – зеленый флаг».

4.

Конкурс фотография « Я и природа»

ноябрь

1-11 классы

96

Награждены участники грамотами.

5.

Конкурс сочинений «Мой любимый город»

Декабрь

1-11 классы

75

Сочинения опубликованы в сборнике.

6.

Создание детского экологического журнала «Бурундучок»

Апрель

5- 10 классы

34

Совместно с библиотекой «Первоцвет» презентация журнала ( «живой» журнал).

7.

Школьная акция «Вырастим цветы для школы»

Май.

1-11 классы

64

Учащиеся вырастили рассаду для благоустройства территории школы и микрорайона.

8.

Общешкольный проект «Рациональное управление отходами».

Ноябрь

Петрова Е.А., Каргополова Юля,

Янакова Н.П.

17

Публикация в школьной газете «Четырехэтажка».

9.

Информация в СМИ:

- 3 канал местного телевидения «День Земли в школе №5» (23 апреля 20.30, 00.30);

- заметки в газеты «Вечерний Усть-Илим», «Усть-Илимская правда», «Кстати». «Творим добро».

Апрель

Учащиеся, родители, администрация города, корреспондент местного телевидения, представители школ города.

Местное телевидение, Управление образования.

 

Примечания:

В результате проделанной работы изменилось мнение учащихся по отношению к рациональному использованию отходов. Учащиеся научились рационально их использовать (изготовление поделок, нарядов, картин…). Если вначале проекта многие учащиеся не знали, что отходы можно превращать в доходы (34 %), то после  проведения запланированных мероприятий количество положительных отзывов возросло до 68 %, что составляет 34 %. Каждый ученик школы мог по желанию до пяти-шести  в течение года проявить себя в разных экологических мероприятиях.

Продолжение работы в дальнейшем мы видим в том, чтобы используя бытовые отходы благоустроить территорию школы и микрорайона. Кроме этого, необходимо найти спонсоров для ликвидации несанкционированных свалок на улицах нашего города.

Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса»

Кратко опишите процедуру разработки и принятия Экологического кодекса (макс. 0,5 стр.) и приведите текст или фотографию

  • Сохраняйте богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений;
  • Будьте четкими к людям и всему живому на Земле;
  • - Участвуй в очистке своего города, парка, школьной территории. Улучши среду обитания для себя и жителей города;
  • Не рви цветы для букетов. Они могут быть исчезающими.
  • Используйте  природные ресурсы по потребностям, и это уменьшит наше влияние на среду;
  • Не ломайте ветки, не рубите деревья. Они уменьшают глобальное потепление;

- Не разводите костер около деревьев, кустарников, на сухой траве. Многие растения в огне исчезают НАВСЕГДА!

ПОМНИТЕ! Вы сжигаете и животных, которые живут в почве

  • Природа слишком мала, чтобы удовлетворить нужды любого человека.
  • Следуя этим правилам каждый день, можно сохранить свое здоровье и нашу планету.



Подписи к слайдам:

Авторы проекта: Петрова Елена Александровна, учитель биологии;Каргаполова Юля, учащаяся 10 «б» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Хотелось бы, чтоб век грядущийБыл полон счастья и любви,И чтобы в мир, как в сад цветущий,Ты мог бы с радостью прийти.Не разрушать родной природы,Не загрязнять бы небеса,Не отнимать у братьев меньшихМорской простор, поля, леса…
Любая школа – это небольшое общество, которое живет по своим законам и правилам. Так же, как и любое другое сообщество, школа ежедневно сталкивается с множеством разных проблем. Решение одних школьных вопросов требует больших денежных средств, а других – только желания и совместных действий всех: учеников, учителей и родителей. Одна из важнейших проблем экологии – это рост разнообразных отходов человеческой деятельности. Чем сильнее развито производство и лучше работает экономика страны, тем больше мусора выбрасывается в контейнеры и сжигается. А ведь все это попадает в атмосферу, почву и воздух!Мы прекрасно понимаем, что в одиночку, без помощи властей, невозможно решить проблему переработки отходов даже в одном районе – слишком она глобальная. Поэтому, мы решили ограничиться решением проблемы утилизации отходов в рамках нашей школы и микрорайона.
Учебные: Оценить масштабы накопления бытового мусора в школе. Исследовать организацию несанкционированных свалок мусора на улицах города. Изучить проблемы сбора и уборки мусора в различных странах мира.Развивающие: Учить анализировать полученную информацию, делать выводы, находить решение проблемы.Воспитательные: Воспитывать чувство любви к родному краю, своей планете и ответственность за их будущее.
- Изучить литературу по данному вопросу;- оценить значимость этой проблемы; - исследовать количество мусора, накопленного в школе за 1 день, неделю, месяц, учебный год; - провести классификацию отходов жизнедеятельности школы;- привлечь внимание учащихся, педагогов, родителей, общественность к этой проблеме;- выявить возможные варианты решения проблемы утилизации;- разработать план реализации проекта;
Продукт проекта: Результаты работы в виде презентации, выступление на конференции, педагогических советах, публикации в СМИ, размещение материалов в Интернете, на сайте школы.
Работа поможет сконцентрировать внимание на практической деятельности для улучшения экологической ситуации в школе и в городе, сделать конкретные шаги в течение года для сохранения и восстановления природного и культурного наследия, физического и духовного здоровья, обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.
1 этап – организационный ( сентябрь 2011 - октябрь 2011 );2 этап – практический ( ноябрь 2011 – апрель 2012) 3 этап – обобщающий ( май 2012 )
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
Сроки
Ответственные
1 этап: организационный
1.
Подбор и изучение литературы по данному вопросу
Работа с Интернетом, библиотекой
Сентябрь
Петрова Е.А., библиотекарь, ШДП.
2. 3.
Введение в проект: постановка целей, задач, разработка плана, определение продукта. Анкетирование среди учащихся, педагогов, родителей по их отношению к данному проекту.
Разработка плана проектаСоставление и обработка анкет.
Октябрь Октябрь
ШДП, Петрова Е.А., Бавина Л.М., Болдина Е.К. ШДП, Петрова Е.А.
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
дата
Ответственные
2 этап: практический
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
Изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Акция «Покормите птиц зимой!» Конкурс – выставка «Альтернативная ель – 2011» Презентация проекта в дошкольном учреждении № 22.Газета «Эхо планеты ».Родительские собрания на тему:«Мусор-проблема №1».Аудит бытовых отходов в школе и школьной столовой.
Изготовление кормушек. Сбор корма для птиц Создание ели из бросового материала. Составление презентации .Сбор материала, выпуск газета. Составление паспорта отходов
Ноябрь Ноябрь Декабрь. Январь. Февраль. Март Март
Петрова Е.А., родители, классные руководителиПетрова Е.А, 5 «а» класс, Торопчина О.М. Родители, Петрова Е.А., Тайшина Е.А. Каргаполова Юля, Петрова Е.А.Петрова Е.А., Янакова Н.М., ШДП. Классные руководители. Петрова Е.А., ШДП.
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
дата
Ответственные
2 этап: практический
11.
Рекламные листовки для мусорных урн: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!»
Разработка и распространение листовок
Март-апрель
Петрова Е.А., ШДП, родители, классные руководители.
12.
Выставка поделок: «Отходы – в доходы».
Создание поделок из бросового материала.
Март – апрель.
Петрова Е.А., Тайшина Е.А., родители.
13. 14.
Конкурс экологических рисунков, плакатов, буклетовЦикл классных часов среди школьников по темам: А) «Бытовые отходы: проблемы и пути решения»;Б)«Мусор, который мы производим»;в) «Мусор – на части и нет напасти».
Разработка серии классных часов
Март. Март-апрель
10 «а» класс, Каргаполова И.Г. 9 «а», 6 «а», Петрова Е.А.
15.
Исследование мест сбора мусора на улицах города.
Картирование мест несанкционированных свалок; сбор фотоматериалов;
Март-апрель
Петрова Е.А., ШДП, Малахова М.В.
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
дата
Ответственные
2 этап: практический
16. 17.
Сотрудничество д/с – школа: интервью «Устами младенца».Уборка пришкольной территории ( субботник).
Сборник афоризмов детей 5-6 лет. Уборка территории школы.
Апрель. Апрель.
Петрова Е.А., Каргаполова Юля, Кетрарь Надя, Темникова Лиза. Петрова Е.А.
18.
Фото конкурс « Во всей красе!»
Наряды из бросового материала.
Апрель
ШДП, классные руководители, Петрова Е.А, Зенькова О.В.
19. 20.
Спектакль для малышей: ««Мусор. Кто виноват? Что делать?» «Экологический десант».
Спектакль для детей Д/с № 22Сотрудничество с ЖКХ, оказание помощи в уборке города.
Май. Май.
Каргополова Юля, Тайшина Е.А., Петрова Е.А.Петрова Е.А., родители, классные руководители.
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
дата
Ответственные
2 этап: практический
21. 22. 23. 24. 25.
Операция «ТБО» (сбор бумаги, банок алюминиевых, бутылок пластиковых и батареек). Акция «Продлим жизнь вещам!» «Мое зеленое чудо» Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»Общегородское мероприятие: «Разберем мусор – спасем город!"
Утилизация собранных отходов. штопать, ставить заплатки, чинить обувь, продляя жизнь вещам.Сбор саженцев. Создание фото коллажа. Разработка сценария.
Май. Март – май. Март Апрель-май. Май.
Петрова Е.А., классные руководители, родители. Тайшина Е.А., Петрова Е.А. Петрова Е.А. , Петрова Е.А., Зенькова О.В. , Янакова Н.П. Болдина Е.К., Тайшина Е.А., Петрова Е.А.,
№ п/п
Содержание работы
Виды деятельности
дата
Ответственные
3 этап: обобщающий
26.
Разработка и принятие экологического кодекса.
Оформление экологического кодекса
Май.
ШДП, Петрова Е.А, родители.
27.
Презентации о проделанной работе.
Составление презентации.
Май.
10 «б» класс, Петрова Е.А, ШДП, родители.
28.
Публикация в СМИ
Написание статьи в газету.
Май.
Янакова Н.П., ШДП, Петрова Е.А.
29.
Подготовить и размещение информацию о проекте на школьном сайте.
Подготовка материала.
Май.
Янакова Н.П., ШДП, Петрова Е.А.
Давайте любить и ценить природу!Ведь мир вокруг нас так прекрасен!Давайте сохраним то, что у нас ещё осталось!ВЕДЬ СОХРАНЯЯ МИР ВОКРУГ НАС, МЫ СОХРАНЯЕМ СЕБЯ…


Подписи к слайдам:

*

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №5»
ПРОГРАММА«ЭКО-ШКОЛА/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» пример международного сотрудничества в области образования для устойчивого развития
Г. Усть-Илимск, 2011 – 2012 гг.
*

Цель программы: воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (а в дальнейшем - страны в целом) на путь устойчивого развития.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА«ЭКО-ШКОЛА/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ»
Программа, направленная на экологическое образование  для целей устойчивого развития,  проводится на четырёх континентах Международной организацией по экологическому образованию.
*

В настоящее время в программе участвуют более 26 000 школ в 44 странах мира. Зелёный флаг — хорошо известный в Европе и за её пределами престижный экологический символ. Он вручается всем образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором. Флаг вручается на один год. На следующий год, при достижении результатов по программе опять  вручается флаг.
Символом программы в России является ежик.
*

Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 4001/EMAS.
1. Создание Экологического совета учебного заведения (с участием учащихся, учителей, студентов, преподавателей, технического персонала, представителей  администрации и др. приглашенных  лиц);
2. Исследование экологической ситуации;
3. Разработка плана действий;
4. Мониторинг и оценка;
5. Экологическая тематика в жизни детского сада или в школьных курсах;
6. Предоставление информации и сотрудничество;
7. Составление Экологического кодекса поведения.
*

Программа имеет 4 обязательные темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата». В большинстве стран-участников помимо этого образовательное учреждение может выбрать другие темы, если они считают их более актуальными для своего региона или населённого пункта. Необходимым условием является получение письма поддержки от администрации местных органов власти любого уровня.Работа по программе ведется в течение учебного года с октября по май,  15 мая предоставляется отчёт в   электронном виде. Для участия в международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг» необходимо подать заявку и внести организационный взнос.
*

Цель участия МАОУ «СОШ №5» в программе «Эко - Школы/Зеленый флаг»  
Научиться выявлять и пытаться решать наиболее важные региональные экологические проблемы, связанные со снижением энерго - и водопотребления, уменьшения количества отходов и многие другие, через участие школьников в конкретных проектах, направленных на экологическое образование и воспитание в рамках концепции устойчивого развития.
Основные задачи в рамках участия в программе:
Информационные:- Сбор и распространение информации; - Информирование населения о важнейших глобальных экологических проблемах, о современном состоянии изучения и решения этих проблем.- Информирование населения об источниках получения дополнительной информации о социальных и экологических проблемах, в том числе в системе ИНТЕРНЕТ.- Выпуск и распространение учебно-методических пособий, научно-популярныхкниг, брошюр, буклетов по направлениям программы. Воспитательные:- Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе, культурным ценностям, активной жизненной позиции в решении проблем экологии и устойчивого развития.- Выпуск наглядной агитации направленной на снижение потребления природных ресурсов и вторичную переработку отходов. 
*

Экологический паспорт «школы дикой природы»
1. Название : экологическое объединение «Школа дикой природы»2. Система приема в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление3. Цель, принципы, основные направления деятельности объединения: Цель - экологическое образование учащихся, воспитание ответст­венного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенно­го воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.4. Направления работы:• заседания объединения;• лекторская работа;• исследовательская работа; участие в районных, городских и областных конференциях;• организация школьных экологических праздников;• участие в школьных и районных олимпиадах;• работа с научной и научно-популярной литературой;работа с общественностью. 5. Формы и методы, используемые в работе объединения: В структуру программы входят выезды и исследовательская работа на водоемах и в лесу, экскурсии и встречи, практические работы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции.
*

1. Юным экологом может быть любой учащихся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.2. Юные экологи обязаны:• принимать участие в охране окружающей природной среды;• соблюдать требования природоохранного законодательства;• знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;• изучать и приумножать природные богатства родного края;• постоянно повышать уровень своих знаний о природе экологических знаний среди населения.3. Юные экологи объединения имеют право:• принимать участие в Международных, Всероссийских, област­ных, городских и районных экологических акциях и мероприя­тиях;• вести исследовательскую работу по изучению природы и эколо­гии родного края;• излагать свое мнение на заседаниях объединения и в прессе; • защищать права и интересы населения развивать экологичес­кую культуру. - оказывать всемирное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны. 4. Юный эколог всегда должен помнить:- природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;- от каждого из нас зависит, что остается в этом мире будущим поколениям.
Устав экологического объединения «школа дикой природы»
*

6. Символика: Эмблема, значок.7. Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; линейки, посвя­щенные началу и окончанию экологического месячника; экологи­ческие праздники «День Земли», «День здоровья», «День птиц». Международный день борьбы с курением; выездные заседания объ­единения на природе; день рождения объединения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Школьный двор – цветущий сад АВТОР: Краснова Яна, ученица 9 «А» класса Руководители: Сапрыко Елена Александровна Торопчина Ольга Михайловна

Слайд 2

1 сентября 2014 года – школе 40 лет!!!

Слайд 3

ДЕВИЗ ПРОЕКТА: Самую большую ошибку совершает тот, кто не делает ничего, считая, что может сделать мало.

Слайд 4

Цели: - формирование экологической культуры, активной жизненной позиции учащихся школы; реализация общественно – значимой инициативы: «территория школы, как цветущее сердце» микрорайона. Задачи: - Преобразование и благоустройство школьного участка; - Развитие инициативы и творчества школьников; - Воспитание у школьников эстетического отношения к окружающему миру.

Слайд 5

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Сентябрь 2013 – октябрь 2014 г. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 этап: организационно- подготовительный ( сентябрь – апрель); 2 этап: основной, практический ( май – сентябрь) 3 этап: обобщающий (октябрь).

Слайд 6

. Всего респондентов – 200 Возраст – от 7 до 65 лет 100 % поддерживают инициативу сделать школьный двор цветущим садом. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС «Каким вы видите школьный двор?»

Слайд 7

. ПРИМЕРНЫЙ ЭСКИЗ ШКОЛЬНОГО ДВОРА

Слайд 8

. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЦВЕТЫ БАРХАТЦЫ ЦИНИЯ ПЕТУНИЯ ГЕОГРИНЫ ШИПОВНИК АСТРА

Слайд 9

. НАШИ ПАРТНЕРЫ МАГАЗИН «МАСТЕР» МАГАЗИН «АМЕТИСТ» РЭУ – 13 Усть – Илимский Лесхоз

Слайд 10

. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - вырастить рассаду цветов; - изготовить и оформить цветочные клумбы; - увеличить видовой состав растений на территории школы; - улучшить санитарно-гигиеническую обстановку на территории школы.

Слайд 11

. Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.

Слайд 12

. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

ПЛАН  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА 2013-2014 уч. год.

Руководитель: Сапрыко Елена Александровна, учитель биологии и экологии

СЕНТЯБРЬ

№ п/п

Форма проведения, содержание.  

Возрастная группа

Дата

Ответственные.

Фестиваль агитбригад

 «Очистим город от мусора»

1 – 9 классы

16.09.2013

Сапрыко Е.А.

Конкурс поделок «Чудо осень»

Конкурс осенних букетов «Осенняя палитра»

1-7классы

8-11 классы

28.09.2013

Сапрыко Е.А., Тайшина Е.А, Маркина Е.А., Малахова М.В.

Кл. руководители.

Конкурс рисунков,

сочинений

«Сохрани небо, защити озоновый слой».

1-11 классы

20.09.2013

Зенькова О.В.

Денисюк Л.С., Яшаева Е.В.

Сапрыко Е.А. ,

кл. руководители.

Классные часы: «лес – наше богатство!»

«Берегите лес!»

8-11 классы

1-7 классы

16.09.2013-21.09.2013

Классные руководители.

ОКТЯБРЬ

Конкурс фотографий «Зеленый уголок моего класса»

1-11 классы

10.10.2013

Сапрыко Е.А., Тайшина Е.А.

Урок доброты «С любовью и заботой (домашние любимцы)».

1-4 классы

04.10.2013- 12.10.2013

Малахова М.В. 6 б класс.

Всероссийская занимательная викторина «Явления природы».

1-4 классы

(участие 90 руб. за 1 участника).

Заявка до 14.10.2013

Сапрыко Е.А.

Всероссийский творческий конкурс рисунков  «Азбука флоры и фауны родного края».

1-11 классы

(участие 90 руб. за 1 участника).

Заявка до 24.10.2013

Сапрыко Е.А.

Всероссийский дистанционный марафон «Азбука животного мира».

1-2 классы

(участие 40 руб. за 1 участника).

Заявка до 28.10.2013

Сапрыко Е.А.

Классные часы: «Братья наши меньшие».

1-9 классы

04.10.2013 -12.10.2013

Классные руководители.

Вокальный конкурс «Песни нашего города».

2-11 класс

26.10.2013

Демьянова Н.А.

НОЯБРЬ

Конкурс юных экологов ( 8-10 классы).

5- 7  классы

14.11.2013

Сапрыко Е.А., Торопчина О.М., Маркина Е.А.

Викторина «Свет мой, зеркальце, скажи…»

( о косметике).

8-11 классы

21.11.2013

Сапрыко Е.А., Денисюк Л.С.

Конкурс газет «О здоровом образе жизни».

1-11 классы

18.11.2013-25.11.2013

Зенькова О.В.,

кл. руководители.

Презентация «Наши мамы»

  1. классы

25.11.2013

Кл. руководители.

Всероссийский творческий конкурс «Настроение моего города».

1-4 классы – рисунок

5-11 классы –фотография

(участие 90 руб. за 1 участника).

Заявка до 15.11.2013

Сапрыко Е.А.

Классные часы: « Курение-дань моде, привычка или болезнь?»

1-11 классы

18.11 – 23.11

Сапрыко Е.А. Классные руководители.

Конкурс рисунков  «Орлан - белохвост - Птица 2013 года».

Конкурс докладов, кроссвордов, сочинений…

1-8 классы

9-11 классы

21.11.2013

Зенькова О.В., кл. руководители

Сапрыко Е.А.

II Всероссийская викторина «Наши пернатые друзья».

1-9 классы

(участие 40 руб. за 1 участника).

Заявка до 13.11.2013

Сапрыко Е.А.

ДЕКАБРЬ

Создание картотеки комнатных цветов школы.

5-11 классы

В течение месяца

Тайшина Е.А.8 «В» класс, Торопчина О.М. 7 «а» класс,

Сапрыко Е.А. 7 «в» класс.

Экологический час « Жалобная книга природы».

1-11 классы

16.12.2013-23.12.2013

Кл. руководители.

Конкурс - выставка «Альтернативная ель – 2013».

1-11 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А., Тайшина Е.А., Малахова М.В.

Театрализованное представление « Все живое должно жить».

1-5 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А., Тайшина Е.А.

Игра «крестики – нолики» . Экология.

2-4 классы

25.12.2013

Малахова М.В., Маркина Е.А.

6 «в» класс и 6 «б» класс.

ЯНВАРЬ

Викторина «Экологический светофор»

2-4 классы

18.01.2014

Сапрыко Е.А., Малахова М.В.

Эколого-познавательная игра
«Лесные великаны»

5-8 классы

24.01.2014

Сапрыко Е.А., Маркина Е.А.

ФЕВРАЛЬ

III Всероссийский блиц-турнир по биологии и экологии «Росток».

5-7 классы

Заявка до 03.02.2014

Сапрыко Е.А.

«По следам Робинзона» - эколого - биологическая игра.

8-9 классы

25.02.2014

Сапрыко Е.А., Малахова М.В, Маркина Е.А.

Конкурс Мудрейших.

9-11 классы

20.02.2014

Малахова М.В.

Март  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕСЯЧНИК.

Линейка, посвященная началу экологического месячника.

1-11 классы

03. 03.2014

Сапрыко Е.А., Торопчина О.М.

Создание Красной книги города Усть-Илимска.

  1. 11 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А.,

Кл. руководители

Конкурс листовок о безопасном и бережном использовании водных объектов «Любимой речке – чистые берега».

1-11 классы

В течение месяца

Зенькова О.В.

Круглый стол «Пойми язык живой природы».

10-11 классы

20.03.2014

Сапрыко Е.А., Малахова М.В.

Всероссийская викторина «Царство Нептуна».

1-9 классы

 (участие 40 руб. за 1 участника).

13.03.2014

Сапрыко Е.А.

Бал цветов

5-9 классы

29. 03.2014

Сапрыко Е.А, Торопчина О.М.

АПРЕЛЬ

Конкурс видеороликов  «Экология начинается со двора».

9-11 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А.,

кл. руководители.

Операция «Помоги пернатому другу».

1-11 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

9-11 классы

12.04.2014

День Земли ( отдельный план)

1-11 классы

22.04.2014

Сапрыко Е.А., Торопчина О.М., Малахова М.В.

Линейка Памяти (ко Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф – 26 апреля)

5-11 классы

25.04.2014

Сапрыко Е.А., Торопчина О.М., Маркина Е.А.

Смотр – конкурс тематических плакатов:

«Космос и человек»             

5 классы

21.04.2014

Сапрыко Е.А., Тайшина Е.А., Маркина Е.А.

«Растения и человек»                                                                                

  1. классы

«Птицы нашего края»

7 классы

«Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь!»

8 классы

 «Химия в быту»

9 классы

 «Химия и питание»

10-11 классы

Аукцион цветов.

1-11 классы

22.04.2014

Сапрыко Е.А., Денисюк Л.С.

Кл. руководители.

МАЙ

Конкурс рисунков «Мир живой природы», посвященный Международному дню биологического разнообразия.

1-11 классы

22. 05.2014

Сапрыко Е.А., Зенькова О.В.

«Посади дерево и сохрани его» - акция по посадке деревьев.

1-11 классы

В течение месяца

Сапрыко Е.А., Торопчина О.М.

Акция «Живи цветок».

1-11 классы

12.05.2014- 19.05.2014

Сапрыко Е.А.

Кл. руководители

Акция «Зеленый день для школьников».

1-11 классы

24.05.2014

Сапрыко Е.А.

Кл. руководители

Конкурс листовок «Сохраним первоцветы!»

1-11 классы

24.05.2014

Сапрыко Е.А.

Кл. руководители


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Нашей школе вручили четвертый Зеленый флаг!

10 сентября в г.Иркутске прошла региональная блиц-конференция с международным участием "Проектная деятельность образовательных учреждений в рамках Международной программы "Эко-школы/зеленый флаг". Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.

Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы - могут выбрать другие актуальные для них темы, например:  «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» «Как сберечь лес» и т.д.

На конференции участники прослушали выступления координаторов и представителей Международной программы "Эко-школы/зеленый флаг".

Особенно интересной была презентация Международной программы «Изучение леса» Норвегии, ее представил координатор Бьери Хельге Бьернстал. Он познакомил присутствующих с работой по охране лесного хозяйства в Норвегии и рассказал, каково состояние лесов в его стране: 40% древесины используется в строительстве, 40%  – для изготовления бумаги и 20-25%  - для отопления, есть несколько заповедников, которые закрыты для хозяйственной деятельности. Когда  Бьери Хельге Бьернстал спросили, как в Норвегии решают проблему с незаконной вырубкой лесов, то он ответил, что «черных лесорубов» в стране нет, поскольку большая часть леса находится в частной собственности и тщательно охраняется.

Актуальным и не менее интересным был доклад начальника отдела экономической безопасности и контроля администрации г. Иркутска Н.С.Ступиной «Обращение с отходами на территории г.Иркутска». Наталья Сергеевна подчеркнула, что выгоднее производить захоронение отходов, чем осуществлять их переработку. Сжигать отходы экологически небезопасно, и этот метод уничтожения отходов будет отменен. Докладчик привела в пример неутешительную статистику количества мусора на территории областного центра (3 контейнера за год приходится на каждого жителя города), предложила методы избавления от него (применение глубинных контейнеров, проведение различных акций, осуществление экологических проектов и т.д.) и призвала школы активно поучаствовать в названных мероприятиях.

Методист по дошкольному образованию Центра повышения квалификации специалистов г.Санкт-Петербурга С.Н. Марчук продемонстрировала очень интересный фильм «Селективный сбор отходов», в котором рассказывалось о работе с детьми по раздельному сбору отходов (бумаги, пластиковых бутылок, органических остатков и пищевых отходов, стекла, опасных отходов и проч.).Селективный сбор бытовых отходовуже активно внедряется в  г.Казани.

Директор АНО «Байкальский интерактивный экологический центр» Л.Г. Кошкарева выступила с докладом «Жизнь без отходов» и сделала анонс настольной экологической игры.

Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ. Он присуждается образовательным учреждениям, которые успешно работают по программе «Эко-школы / Зеленый флаг». Флаг присуждается на 1 год.

Решение о вручении Зеленого флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором.

Наша школа является участником Международной программы «Эко-школы / Зеленый флаг» с 2010-2011 учебного года, и в этом году получила  свой четвертый Зеленый флаг.

Церемония вручения Зеленых флагов была довольно внушительной: на сцену поднимались 280 участников конференции. Нашу школу представила учитель биологии Сапрыко Елена Александровна, руководитель школьного  экологического объединения.             Очень радостно осознавать, что наша школа плодотворно работает уже четыре года по этой программе. В 2014 – 2015 учебном году мы продолжаем свою работу. Этот учебный год будет посвящен изучению водных ресурсов г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района.

Я благодарю администрацию школы в лице директора Пахомовой Г.С. и заместителя по учебно – методической работе  Бавину Л.М. , а также  всех педагогов, детей, родителей   за огромный вклад в изучение и охрану окружающей природы.

Авторы: Янакова Н.П.

Сапрыко Е.А.



Предварительный просмотр:

Елена Александровна Сапрыко,

учитель биологии,

МАОУ «СОШ № 5», г. Усть-Илимск

ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» - ПРИМЕР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Экологическое образование – это не часть образования,

а новый смысл и цель современного образовательного процесса –

уникального средства сохранения и развития человечества

и продолжения человеческой цивилизации

Г. Ягодин, Л. Третьякова

 Одной из главных задач образования является формирование у обучающихся экологического мировоззрения и экологической культуры. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие   экологической культуры каждого члена общества.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного к ней отношения.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды всегда было одним из приоритетных направлений работы МАОУ «СОШ № 5».

С 8 октября  1996 года экологическая деятельность в школе организуется учащимися экологического объединения «Школа дикой природы», включающего неравнодушных экологов  5-11 классов. Инициатором создания  данного объединения стала Мичурина Тамара Ивановна, учитель биологии и экологии. Тамара Ивановна дала старт экологической работе в школе. Под ее руководством обучающиеся были вовлечены в различные акции, конкурсы, научно-исследовательскую деятельность: экологический конкурс «Мгновение красоты», игра-соревнование «Познаем природу и себя», акция «Беречь энергию – это круто», «Наш экологический след», «Изучаем растения в природе зимой», Всемирная акция «Час Земли», «Добрые дела сделаем вместе»…

В 2010 году по инициативе Т.И. Мичуриной школа стала участником Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг».  

Международная программа «Эко-школы/Зеленый флаг» направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Содержание программы - комплекс мероприятий, реализуемых образовательным учреждением, направленных на создание благоприятной экологической среды, успешность которых оценивается и подтверждается международными и национальными координаторами процесса сертификации «Зеленый флаг». «Зеленый флаг» − это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. Важной особенностью программы является то, что на решение о присуждении Зелёного флага влияет не количество школ, сдавших отчёты, а только успешная работа самой школы. К флагу выдаётся сертификат установленного образца.

В России программа начала действовать с 2004 года, национальным координатором программы является Ольга Георгиевна Мадисон, сопредседатель Санкт-Петербургской общественной организации «Санкт-Петербург за экологию Балтики», а сама программа в России называется «Эко-школы/Зелёный флаг».

Методология программы основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/EMAS:

1. Создание Экологического совета образовательной организации. Совет организует и направляет деятельность образовательной организации. В состав Совета обязательно входят педагоги, непедагогический и технический персонал, родители, ученики и представители местной администрации.

2. Исследование экологической ситуации в школе и её ближайшем окружении.

3. Разработка плана действий.

4. Мониторинг и оценка выполнения плана. Периодический контроль за соответствием деятельности образовательной организацией по разработанному плану (мониторинг) и оценка промежуточных результатов позволяют отмечать продвижение к цели и, при необходимости, корректировать действия.

5. Включение экологической тематики в школьные курсы.

6. Предоставление информации и сотрудничество.

7. Формулировка и принятие Экологического кодекса. Экологический кодекс разрабатывается в каждой образовательной организации. Он отражает стремление школы в целом и каждого его обитателя в отдельности улучшить состояние окружающей среды.

Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходами», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например: «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д.

С 2011 года координатором экологической деятельности в школе является Сапрыко Елена Александровна, учитель биологии и экологии. Под ее руководством организуется исследовательская работа учащихся по анализу состояния окружающей среды, проходят «Недели экологии»,    экологические турниры, месячники «За здоровый образ жизни». Учащиеся выполняют задания в форме рефератов, кроссвордов, творческих заданий, выпускают плакаты. Экологические тропы помогают учащимся объяснить причинно-следственные связи на примере растущих рядом растений и формировать культуру поведения в природе.

Организация экологической внеурочной деятельности позволяет охватить максимальное количество учащихся, помочь им реализовать свои способности, выявить наиболее эрудированных.  

Участие учащихся в городских экологических проектах побуждает интерес к познавательной деятельности, активизирует процессы самообразования.  Общешкольные экологические проекты востребованы не только в городском сообществе, но и на международном уровне эти проекты признаны как одни из лучших.

В рамках Международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» в течение шести лет были реализованы следующие экологические проекты:

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2015-2016

2016-2017

«Беречь энергию-это круто»

«Посади дерево»

«Отходы в доходы»

«Школа-территория здоровья»

«Водный голос планеты»

«Здоровье и безопасность»

В рамках проектов обучающиеся принимают активное участие в экологических акциях: «Царица сверкающих вод»,  «Голубая струйка», «Пусть ель живет из века в век», «Мы за чистый город», «Зеленая клумба», «Сохраним первоцветы!», «Помоги пернатому другу!», «Берегите лес от пожара!», «Посади дерево!», «Сбереги энергию – сохрани планету!». Организуется выпуск листовок «Сберечь реку Ангару – значит сберечь свое здоровье», брошюр «Как сберечь чистую воду?». Члены школьного экологического объединения тесно сотрудничают с начальной школой, проводят классные часы,  экологические игры, викторины, конкурсы:  «Вода, вода, кругом вода!», «Советы Доктора Воды».

Учащиеся школы являются активными участниками городских акций, праздников, викторин и конференций:

- НПК «Шаг в будущее»: «Качество питьевой воды города Усть-Илимска и Усть-Илимского района» (диплом II степени, Саутина Ангелина, 8 класс), «Вкус, который был всегда» (диплом III степени, Рузавина Алена, 8 класс), «Исследования колбасных изделий г. Усть-Илимска» (диплом II степени, Вдовина Юлия, 8 класс);

- IX городской слет школьных лесничеств и экологических отрядов «Сохраним леса Приангарья» (диплом I степени и кубок победителя);

- городской экологический квест «Выше радуги» (диплом III степени);

- городской экологический марафон «Мы дети Земли» (диплом I степени);

- пресс-конференция «Правильное питание – залог долголетия» (5- 11 классы);

- экологическая викторина «По страницам Красной Книги» (3-4 классы).

Информация об экологической работе в школе, о важнейших экологических проблемах города распространяется через публикации в школьной газете «Четырехэтажка», информационные стенды, СМИ, школьный сайт, классные часы, родительские собрания.

Опыт работы педагогов школы обобщен на муниципальном и региональном уровнях:

- V областная научно-практическая конференция «Экологическое образование, экологическая культура для устойчивого развития образовательных организаций, в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы, перспективы». Темы докладов: «Формирование экологической компетенции учащихся средствами УМК «Байкаловедение» (Малахова М.В. и Сапрыко Е.А.); «Формирование экологической культуры младших школьников как фактор социализации личности учащихся» (Болдина Е. К., и Сапрыко Е.А.);

- городской семинар «Педагогические условия построения и решения учебных задач». Открытое экологическое заседание «Водный голос планеты».

Образовательные учреждения, работающие в рамках программы «Эко-школы/Зелёный флаг», имеют возможность участвовать в различных проектах, предлагаемых программой. В 2007-2009 годах это был проект «Инициатива HSBC и эко-школ по изменению климата», в 2011-13 годах – проект Wrigley «Меньше мусора» и проект Panasonic по посадке деревьев, которые продолжаются уже несколько лет. Эти проекты предполагают различные инструменты поощрения за участие в проекте.  Участники же программы «Эко-школы/Зелёный флаг» ежегодно получают не только Зелёный флаг для школы, но и персональные сертификаты с благодарностью за верность идеям устойчивого развития.

 С 2015 года мы являемся активными участниками проекта  Wrigley «Меньше мусора». Цели данного проекта:

- объединить  усилия населения города и школы в деле сохранения окружающей среды от отходов;

- пропагандировать использование образующихся отходов как ценное вторсырьё;

- приобщить школьников к общественной деятельности  на благо родной природы.

Среди учащихся 9-11 классов был проведён конкурс Экологических кодексов, лучший кодекс был утверждён Экологическим советом школы, девиз кодекса: «Чистый город, чистая планета, чистая совесть».

Для реализации проекта «Меньше мусора» школа получает грант в размере 8000 рублей.   Работа над проектом состоит из  теоретической и практической частей: классные  часы «Скажем мусору – НЕТ!», серия интегрированных уроков: «Биосфера и человек», распространение агитационных листовок «Чистый город, чистая планета, чистая совесть».

В ходе реализации проекта «Wrigley «Меньше мусора» получены следующие результаты: собрано во время субботников 378 кг мусора, 22 кг  коробок из-под сока и пластиковых бутылок, 577 кг металлолома, 2 кг  полиэтиленовых пакетов, 3 кг  батареек, 27 кг колес от автомашин. Итого: 1009 килограммов.

Работа над мини-проектом «Подари улыбку детям»  включала изготовление поделок из бросового материала для детей-сирот и инвалидов, изготовление картин «Подарок для мамы», кормушки для птиц «Покормите птиц зимой»,  изготовление костюмов и постановка спектакля для детей начальной школы, проект «Школьная клумба».  

Активно ведется  сотрудничество с Городским молодёжным парламентом, Центром дополнительного образования, с детскими садами города.

С  2014 года  школа принимает участие в  большой экологической игре  для школьников Иркутской области «Чистый мир» (https://vk.com/club52646327) , которая  проводится по совместной инициативе Благотворительного фонда имени Юрия Тена и Фонда социально-образовательных инициатив «Байкальский свет». Игра направлена на формирование у учащихся экологического сознания, гражданской ответственности, активной жизненной позиции и совершенствования форм и методов приобщения учащихся к общественной деятельности.

Результаты мониторинга сформированности экологической компетентности показали, что 87% учащихся знают мировые глобальные проблемы, 78% - осведомлены об экологических проблемах России, 80% - знают проблемы города и 63% - проблемы своего жилища.

Показатели активности учащихся и педагогов в экологической деятельности следующие:

- высокую и среднюю активность проявляют 98% учащихся;

- активность педагогов составила 99%;

- с удовольствием выполняют общественные поручения по охране и улучшению окружающей среды 89%;

- 88% учащихся участвуют в пропаганде идей охраны окружающей среды.

Полученные результаты радуют, значит, экологическое образование, и воспитание в нашей школе  находится на высоком уровне.

Список интернет – ссылок:

1.http://nsportal.ru/user/347611/page/rabota-s-servisom-learningappsorg

2.http://www.doumarina.spb.ru/pages_61/index.html

3.http://nsportal.ru/user/110480/page/ekologiya

4.http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/sibirskiy_fo/irkutskaya_oblast/24296-pyatiletie_mezhdunarodnoy_programmy_eko_

C:\Users\Елена\Desktop\МОЯ РАБОТА\работа\информация\для Иркутска Болдина\получение флага в адм. города\SAM_2340.JPG

https://pp.vk.me/c626522/v626522622/35567/5WJvneo7bII.jpg

2013-2014 гг. Получение зеленого флага,

 г. Иркутск

2014-2015 гг. Получение зеленого флага в Администрации города Усть-Илимска

2015-2016 гг. Получение шестого зелёного флага НОК «Лицей»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность» И.Д.Зверев МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5»

Слайд 2

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность» И.Д.Зверев 2014 – 2015 учебный год – I место

Слайд 3

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность» И.Д.Зверев Цели и задачи Сетевого проекта: - личностные – гражданская идентичность в форме осознания «я» как жителя области, гражданина России; - предметные – находить на карте страны свой регион, описывать природу экологическую обстановку родного края; - метапредметные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять расширенный поиск информации с помощью Интернет-ресурсов, библиотек, преобразовывать информацию из одной формы в другую, координировать свою работу в группе, знать формы и правила межличностного общения;

Слайд 4

«Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность» И.Д.Зверев Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе Расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; развитие первоначальных географических представлений Задачи экологического развития

Слайд 6

- Учащиеся 1-5 классов (выход со страницы учителя – начальные классы) - Жители города - Учащиеся других школ

Слайд 7

2014\2015 уч.год – 22 чел. 2015\2016 уч.год – 43 чел. 2016\2017 уч.год - более 100 чел.

Слайд 8

https://vk.com/club89952188