Аналитический отчет педагога за межаттестационный период 2017-2020

Соколовская Ирина Владимировна

Аналитический отчет педагога за межаттестационный период 2017-2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_1.docx443.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Муниципальное казенное общеобразовательное

                                                           учреждение «Таборинская средняя

                                                           общеобразовательная школа»

                                                           с. Таборы Свердловская область

Аналитический отчет о результатах

профессиональной деятельности за период

с 2017 по2020 годы

Соколовской Ирины

Владимировны

Учитель МКОУ «Таборинская СОШ»

Таборы

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                              3

1. Аналитическая часть                                                                                      6

1.1 Анализ уровня развития навыков учебной деятельности учащихся       6

1.2 Анализ технологических условий сопровождения процесса обучения  8

1.3 Анализ динамики учебных достижений обучающихся                            13

1.4 Анализ динамики уровня сформированности общих компетенций         обучающихся                                                                                                       17

1.5 Анализ и результаты работы по организации и сопровождению            19 интеллектуальной деятельности обучающихся

2. Методическая деятельность в межаттестационный период                       24

3. Работа классного руководителя в межаттестационный период                 30

4. Направления педагогической деятельности в последующий межаттестационный период                                                                               38

 Заключение                                                                                                          39

 Библиографический список                                                                               41

Приложение 1. Деятельность обучающихся по возрастам.

Приложение 2. Диагностика уровня сформированности ОУНов.

Приложение 3. Учебно-методический комплект

Введение

Самое полезное в жизни – совершенствовать

свое познание или разум…

Б. Спиноза

          Я учитель химии и биологии МКОУ «Таборинская средняя общеобразовательная школа». В 1991 году окончила Нижнетагильский государственный педагогический институт факультет химии и биологии, педагогический стаж 28 лет. Имею первую квалификационную категорию. Предыдущая аттестация проходила в марте 2017 года.

     Образовательный процесс - это система организованного взаимодействия участников образования, направленная на достижение результатов образования в соответствии с заявленными целями, задачами и ценностными приоритетами, а также на реализацию государственных образовательных стандартов.

  Результат образования во многом определяется его качеством. Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результат образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожидания общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Успешным в современном обществе считается человек, у которого не только прочные знания, умения, но есть способность к самообразованию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.

          Концепция образования современной российской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе вариативного, разноуровневого содержания, развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использования разнообразных видов учебной деятельности.

          Технологии и инновации, вошедшие в систему образования в последнее время, при всех имеющихся различиях в конечном счете, направлены на повышение продуктивности учебной деятельности, превращении учащегося в активного субъекта собственного учения.

          Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализаций своих личных планов. В педагогике общепризнанно, что в обучении ребенок развивается. Но на практике часто приходится наблюдать противоположное: дети от класса к классу все менее активны в учении, все меньше проявляют интереса к знаниям. Осуществление стратегии современного образования считаю возможным через решение основных противоречий:

  • между выдвигаемым ходом образовательного процесса, его логикой, познавательными и практическими задачами и наличными общими учебными компетенциями учащихся;
  • между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;
  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии и биологии;
  • между освоением учебных программ и недостаточным уровнем развития умений учащихся учиться.

 Для решения этих противоречий я определила цель педагогической деятельности в межаттестационный период:

  «Развитие мотивации к изучаемому предмету и познавательной активности школьника».

Одним из  условий для реализации этой темы считаю широкое применение  различных формы контроля, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Новые формы контроля действий учащихся – это многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся, направленные на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий.

Определенная работа ведется по самообразованию. Моя тема самообразования: «Выработка  исследовательской практики на уроках и внеурочной деятельности при реализации ФГОС». Основная цель - это активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности при помощи исследовательских технологий. 

  Считаю, что данная тема может быть реализована посредством внедрения образовательных технологий на основе деятельностного подхода и педагогического мониторинга за деятельностью учащихся.

Сопровождаю научно-исследовательскую деятельность учащихся. Показателем в этом направлении считаются рефераты, проекты и исследовательские работы учащихся, которые они представляют на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни.

   В ходе исследовательской работы учащиеся выступают в роли субъекта: обеспечивается вовлечение каждого школьника в процесс активного участия, формируются навыки аналитической деятельности, учащиеся совершенствуют практические умения и навыки, развивают познавательную деятельность, реализуют идеи применения теоретических знаний в практической ситуации. Происходит развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов в виде реферата, доклада. Учебно-исследовательская деятельность повышает мотивацию к изучению биологии, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие компетенции обучающихся. Применение данных технологий дает возможность в большей степени использовать универсальные особенности личности ребенка. При планировании программы самообразования, я руководствовалась тем, что самообразование - это не контроль достигнутых результатов, а анализ моей деятельности, выявление направлений её развития.Стараюсь активно работать над внедрением информационно коммуникативных, здоровьесберегающих технологий, технологий проблемного обучения, игровых, модульных технологий. Введение данных технологий позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия.

1. Аналитическая часть

1.1 Анализ уровня развития навыков учебной деятельности учащихся

  Начинаю работать с обучающимися с пятого класса. По окончанию начальной школы учащиеся уже имеют определенные навыки учебной деятельности, поэтому в сентябре месяце провожу диагностику уровня сформированности навыков учебной деятельности в виде наблюдения, собеседования, анкетирования, самооценки (Приложения 1).

  Исследования показывают, что наиболее благополучными являются учебно-информационные умения. Большинство учащихся могут успешно работать с учебником и различной дополнительной литературой, усваивать информацию со слов учителя, понимать и пересказывать прочитанное. Однако ребята слабо владеют такими умениями, как

  • самостоятельно проработать параграф учебника;
  • выделить ключевую мысль по прочитанному;
  • составить вопросы к тексту.

          Средний уровень развития у обучающихся учебно-организационных умений. Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель, готовить рабочее место в соответствии с заданием, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы могут половина обучающихся. Другая половина учащихся не могут прогнозировать результат работы, рационально выполнять задания, планировать ход выполнения.

 Исследования показали, что учащиеся имеют низкий уровень учебно-коммуникативных навыков. Умения высказываться устно в виде пересказа, рассказа, тематического ответа, сообщения наиболее ярко выражены у 60% обучающихся, причем преобладает в этом - пересказ.

  И только отдельные учащиеся могут рецензировать ответ товарища, включаться в учебный диалог, в коллективное обсуждение проблем. Практически никто не может рецензировать текст или дать к нему аннотацию.

          Проводимые исследования убедили меня в том, что использование только информационного способа обучения закрепляют и развивают учебно-информационные умения и навыки учащихся. Кроме того, данный способ обучения не развивает учебно-организационные и учебно-коммуникативные умения учащихся, т.е. не способствует развитию самоопределения и самореализации личности, не стимулирует мотивы непрерывного самообразования. Поэтому главной задачей своей педагогической деятельности считаю:

  •  помочь учащимся овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний;
  •  способствовать развитию творческого потенциала учащихся, т.е. использовать деятельностностные и практико-ориентированные технологии обучения, в основе которых лежит совместная деятельность педагога и обучающегося.

          Учиться - значит учить себя. Поэтому уже в школьные годы ребенок должен научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

          Создание условий для возможности научиться учиться, учить не мыслям, а мыслить, помочь учащимся научиться жить вместе, в классе, в группе, в семье, уметь понимать друг друга, помочь учащимся в саморазвитии - вот основная задача моей педагогической деятельности.

          Возрастной состав обучающихся, с которыми мне приходиться работать очень разный от 10 до 17 лет.  Причем, в одном классе находятся дети разного уровня развития. Практически в каждом классе имеются дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. Это явление в общеобразовательной школе приводит к тому, что учитель должен планировать занятие с учетом всех особенностей детей. Поэтому, планируя учебные занятия, я опираюсь на ту деятельность обучающихся, которая на данном этапе является ведущей. (Приложение 2).

          Каждый урок стараюсь, вести в диалоговом режиме при этом учащиеся получают любую необходимую помощь. Любое достижение обучающегося требует необходимого поощрения, для мотивации дальнейшей деятельности. В случае затруднений при выполнении учебной задачи, каждому ребенку дается возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибку.

1.2 Анализ технологических условий сопровождения процесса обучения

  В своей педагогической практике применяю сочетание таких технологий, как:

Технология полного усвоения знаний - ПУЗ (П.Я. Гальперин, З.Ф.Талызина);

Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик);

Технология организации собственной (самостоятельной) учебной деятельности учащихся - ОСУД - на основе теории содержательных обобщений (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

Технология развития критического мышления - ТРКМ (Дж. Стил, К. Меридитон и Ч. Темпл) и другие.

  Модификацию технологии осуществляю с учетом конкретных условий обучения, специфики класса, отдельных обучающихся, материальной базы и другие.

           Технология полного усвоения знаний – ПУЗ. Данную технологию использую на начальном этапе обучения, т.к. учащиеся должны иметь определенный багаж теоретических и фактических знаний, овладеть практическими умениями и навыками работы с лабораторным оборудованием, таблицами, схемами, моделями, уметь проводить эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

          Главную свою задачу при использовании данной технологии вижу в том, чтобы создать условия для усвоения всеми обучающимися необходимого учебного материала.

  Для этого на каждом учебном занятии обсуждаем и намечаем с учащимися конкретные цели учебного занятия и план совместной деятельности (изложение материала в форме диалога), проводим поэтапную проверку усвоения материала (диагностический тест), оцениваем результаты.

          Таким образом, главная цель технологии полного усвоения в том, что ученикам, не усвоившим учебный материал с первого раза, предоставляется возможность еще раз послушать объяснения учителя. Повторное объяснение провожу, используя другие примеры, иллюстрации и т.д., что позволяет закрепить полученные знания, совершенствовать их и тем ученикам, которые данный материал усвоили хорошо.

           Кроме того, данная технология позволяет индивидуализировать процесс обучения (индивидуальные задания на 2-ой и 3-тий уровень усвоения для учащихся хорошо усвоивших материал с первого раза, возможность общения с учащимися при оказании помощи своим товарищам по парте и работа в парах постоянного состава), поработать с другими источниками информации (учебником, дополнительной литературой, таблицами, коллекциями и т.д.).

  Технология уровневой дифференциации.   В основе этой технологии лежит создание гомогенных групп, объединяющих учащихся равных по уровню развития. Данная технология предполагает групповую форму организации обучения.

Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации - это обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, а также адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

          Мною применяются разноуровневые проверочные работы для учащихся по биологии и химии по программам И.Н. Пономаревой, Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, О.Г. Габриеляна. (Приложение 3). На уроках биологии и химии использую с заданиями разной сложности, ребятам предлагается на выбор три варианта:

  • повышенной сложности;
  • средней сложности;
  • самые простые задания.

         

Реализацию этой технологии осуществляю следующим образом:

  • готовлю дифференцированные задания разных уровней усвоения;
  • объясняю учебный материал всему классу;
  • разделяю учащихся на гомогенные группы (с учетом пожеланий учащихся);
  • каждой группе предлагаю задания, соответствующие уровню развития учеников, входящих в эту группу;
  • провожу диагностику результатов обучения.

Таким образом, технология уровневой дифференциации:

  • позволяет обучать каждого ученика на уровне его возможностей;
  • исключает «уравниловку»;
  • открывает возможности помогать слабым ученикам;
  • создает условия для более глубокого понимания материала сильными учениками;
  • повышает уровень мотивации учения.

   Можно использовать сочетание технологии полного усвоения с технологией уровневой дифференциации.

 Данные технологии позволяют усвоить государственный стандарт, обеспечивают учащимся возможность при изучении каждого учебного предмета познавать свой потенциал, а также самореализоваться в различных видах учебной и социальной деятельности.

  Технология развития критического мышления. Данную технологию я считаю наиболее продуктивной, т.к. она позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.

  При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»). На стадии осмысления школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание голоса диктора, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе учащиеся закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились.

 Использую на разных стадиях различные приемы:

На стадии вызова:

  • Приём «Покопаемся в памяти»
  • Приём «Ассоциация»
  • Приём «Перепутанные логические цепочки»
  • Приём «Инструкции»

На стадии осмысления:

  • Приём «Пометки на полях»
  • Приём «Маркировочная таблица»
  • Приём «Двухчастный дневник»
  • Приём «Лист решения проблем»
  • Приём «Таблица аргументов»
  • Приём «Ромашка Блума»

На стадии рефлексии:

  • Приём «Кластер»
  • Приём «Синквейн»
  • Приём «Эссе»
  • Приём «Самоанализ»
  • Приём«6 шляп критического мышления»
  • Приём «Ключевые слова»
  • Приём «Взаимообучение».

  Технология содержательного обобщения и формирования учебной деятельности - технология развития теоретического мышления и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному.

  Главная идея этой технологии - вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, в ходе которой они самостоятельно ставят цели и задачи и ясно осознают изучаемое. Учащиеся планируют этапы достижения цели, проводят теоретический анализ изучаемого материала, отрабатывают элементы прогнозирования. При этом они самостоятельно работают с учебником, справочной и дополнительной литературой, проводят химический эксперимент, наблюдают и обсуждают результаты демонстрационных опытов. Проводят самоконтроль и самопроверку своей работы на каждом этапе учебного занятия, учатся самостоятельно оценивать свои знания и умения, понимают необходимость их совершенствования.

  Свою главную задачу при использовании данной технологии вижу в:

обеспечении развития у школьников умений ставить цель и планировать свою деятельность;

создании условий для развития у учащихся умения работать во времени;

обеспечении развития монологической и диалогической речи, умений общаться;

создании условий для развития умений учащихся структурировать информацию, составлять план;

содействовать развитию у детей умений осуществлять у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

 В конце каждого урока я оцениваю нашу совместную деятельность. Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала исследовательским методом повышает осознанность и прочность знаний, развивает учебно-организационные умения, а комфортный психологический климат урока способствует активизации мыслительной деятельности, развитию учебно-коммуникативных и учебно-информированных умений учащихся, поддерживает интерес к изучаемому предмету.

1.3 Анализ динамики учебных достижений обучающихся

      Охарактеризую ситуацию, сложившуюся в межаттестационный период.

  Сбор информации для анализа проходит через педагогическое наблюдение, беседы и контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся. Регулярно проводятся входная, промежуточная и итоговая контрольные работы. Кроме того, в системе проводятся тематические контрольные и самостоятельные работы, тесты. В результате анализа я выявляю соответствие или несоответствие полученного результата, рассматриваю его эффективность, делаю выводы и намечаю программу коррекции учебных целей, форм, методов обучения с целью повышения эффективности.

        

             Проанализировав степень обученности я пришла к заключению, что  у обучающихся 9 классов наблюдается спад успеваемости. Это можно объяснить тем, что ребята 9 класса углубленно готовятся к тем предметам, которые планируют сдавать на ОГЭ. В 10-11 классах успеваемость возрастает. Это объясняется заинтересованностью в конечном результате, сознательным выбором полного образования, планирование будущей специальности.

 С моей точки зрения, учебные достижения моих выпускников позитивны; положительная динамика качественной и общей успеваемости является показателем результативности единства обучения, воспитания, индивидуального развития.

Результаты итоговой аттестации

ОГЭ

                               

Биология

средний

балл

Химия

средний

балл

2016-2017

  3

4

2017-2018

    3

3

2018-2019

     4

4

В 2015-2016 учебном году появились два обязательных предмета по выбору. Конечно, большая часть выпускников выбирают биологию, считая, что это один из легких вариантов сдачи. Результат планируемый. Неудовлетворительных результатов за все время сдачи ОГЭ по биологии  не наблюдалось. Что касается сдачи ОГЭ по химии, то здесь выбор значительно меньше. Ребята, сдающие химию, уже планируют  дальнейшее углубленное изучение предмета.

Результаты итоговой аттестации

ЕГЭ

                               

Биология

средний

балл

Химия

средний

балл

2016-2017

64

                65

2017-2018

72

                62

2018-2019

56

46

             

   

 

           Результатом своей деятельности считаю то, что выпускники продолжают обучаться в образовательных профессиональных организациях, где профильными предметами, являются биология и химия. За последние 3 года в медицинские учебные заведения поступило 10 выпускников, которые обучаются: Уральской государственной медицинской академии, Тюменском Государственном  медицинском институте, Свердловском областном медицинском колледже, Ирбитском медицинском колледже. Так же выпускники обучаются в педагогических учебных заведениях. За последние 3 года в педагогические колледжи и университеты поступили 5 выпускников.

1.4 Анализ динамики уровня сформированности общих компетенций обучающихся

  Для развития общих компетенций обучающихся использую различные виды деятельности на учебных занятиях и во внеурочное время.

 1. Учебно-познавательная деятельность

Уроки-семинары, фронтальные, групповые, коллективные, парные, индивидуальные консультации. Деятельность обучающегося:

  • пользуется справочной литературой
  • находит в тексте запрашиваемую информацию
  • сопоставляет информацию
  • классифицирует  информацию
  • обобщает  информацию
  • составляет тезисы
  • излагает материал логично
  • умеет слушать
  • устанавливает причинно-следственные связи

2. Предметно-практическая деятельность

Уроки-исследования, уроки-экскурсии, лабораторные и практические работы, предметный кружок. Деятельность обучающегося:

  • пользуется справочной литературой
  • составляет схему
  • выдвигает гипотезы
  • организует рабочее место
  • планирует свою деятельность
  • приводит практические примеры
  • сопоставляет, обобщает информацию, делает выводы
  • соблюдает аккуратность
  • устанавливает причинно-следственные связи

3. Игровая деятельность

Уроки-игры, игровые моменты на учебных занятиях (ребусы, кроссворды, загадки). Деятельность обучающегося:

  • умеет выражать свои мысли
  • умеет работать в команде
  • владеет мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение, сопоставление, классификация)

4. Деятельность общения.

Коллективные, групповые, парные формы обучения. Деятельность обучающегося:

  • излагает материал логично
  • устанавливает позитивный стиль общения
  • мобилен при ответах на вопросы
  • умеет вести диалог
  • умеет выражать свои мысли
  • соблюдает субординацию в общении
  • тактичен и вежлив
  • аргументировано отстаивает свое мнение

5. Эвристическая учебная деятельность

Индивидуальные, групповые, парные формы обучения. Исследовательские проекты, рефераты, творческие задания, изготовление наглядных пособий и опорных конспектов. Олимпиады, конкурсы, конференции. Деятельность обучающегося:

  • планирует свою деятельность
  • выдвигает гипотезы
  • составляет тезисы
  • пользуется различными источниками информации
  • логично излагает материал
  • сопоставляет, анализирует, обобщает, классифицирует
  • создает презентацию
  • пишет реферат
  • составляет таблицу, схему, технологическую карту
  • выстраивает выступление
  • мобилен при ответах на вопросы
  • имеет объективную самооценку
  • реализует различные способы самостоятельной деятельности
  • устанавливает причинно-следственные связи

1.5 Анализ и результаты работы по организации и сопровождению интеллектуальной деятельности обучающихся

          Для организации интеллектуальной деятельности обучающихся применяю метод проектов и технологию ОСУД (обобщенный способ учебной деятельности), которые реализуются на практических работах по предметам, на уроках-исследованиях, на уроках-семинарах, на уроках-экскурсиях. Что позволяет расширить кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. В результате - учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.

           Одним из направлений работы по сопровождению интеллектуальной деятельности учащихся является организация и проведение предметных олимпиад по химии и биологии. Ежегодно в школе проходят олимпиады по всем образовательным областям, призёры которых участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Также обучающиеся дистанционно принимают участие во Всероссийских предметных олимпиадах, интеллектуальных играх проводимых в школе и на районном уровне. На протяжении многих лет являюсь председателем комиссии по проверке работ Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне по химии и биологии.

   

                     год

мероприятия

2017 – 2018 год

2018 – 2019 год

2019 – 2020 год

Название мероприятия

Название мероприятия

Название мероприятия

Результаты Всероссийской олимпиады на

уровне

образовательного учреждения

Всероссийская олимпиада школьников по химии 

Победители и призеры: участники

Всероссийская олимпиада школьников по химии

Победители и призеры: участники

Победители и призеры:

Мусев У. – победитель,

Князев А. – победитель,

Карманович Н. - призер

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Победители и призеры:

Печенев М. – призер,

Пыринн З.-. призер,

Заблотский И. – победитель,

Соколовский И. – победитель,

Лобачев В. – призер.

Всероссийская олимпиада школьников по биологииПобедители и призеры:

Изатуллин К. -победитель,

Князев А. – победитель,

Носова Н. – призер,

Заблотский И. – призер,

Печенев М. – призер,

Пырин З.- победит

ель

Всероссийская олимпиада школьников по биологии -

Победители и призеры:

Багрышева П. – победитель,

Золотарева С. – призер,

Изатуллин К. – победитель,

Политыко Д. – призер,

Иванов Т. – призер,

Козлов И. – призер,

Мусаев У. – победитель,

Романов Д. – призер,

Карманович Н. – призер,

Князев А. – победитель,

Перскаудас Н. – призер,

Мягкова И. – победитель,

Носова Н. – призер

.

Результаты Всероссийской олимпиады на

  муниципальном уровне

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 

Победители и призеры Соколовский И.С.– победитель,

Лобачев В.Г. – призер,

Печенев М.А. – победитель,

Пыринн З.Р. - призер

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

 Победители и призеры: Князев А.С. – победитель,

Носова Н.Д. – призер,

Заблотский И.П – призер,

Пырин З.Р. - призер

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Победители и призеры: Носова Н.Д. – призер,

Перскаудас Н.В. – призер,

Карманович Н.И. – победитель,

Князев А.С. – победитель,

Романов Д.В. – призер,

Мусаев У.А. – победитель,

Козлов И.С. – победитель,

Изатуллин К.А. – призер,

Иванов Т.И. – призер.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

Победители и призеры

Всероссийская олимпиада школьников по химии

Победители и призеры

Всероссийская олимпиада школьников химии

Победители и призеры: Мусаев У. –призер.

              Вторым направлением педагогической работы является организация и сопровождение научно-исследовательской деятельности учащихся. Показателем в этом направлении считаются рефераты, проекты и исследовательские работы учащихся, которые они представляют на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня. Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни.

           В ходе исследовательской работы учащиеся выступают в роли субъекта: обеспечивается вовлечение каждого школьника в процесс активного участия, формируются навыки аналитической деятельности, учащиеся совершенствуют практические умения и навыки, развивают познавательную деятельность, реализуют идеи применения теоретических знаний в практической ситуации. Происходит развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов в виде реферата, доклада. Учебно-исследовательская деятельность повышает мотивацию к изучению биологии, помогает наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие компетенции обучающихся.

В кабинете, в котором я работаю, имеется необходимое оборудование для проведения практических и лабораторных работ, большая методическая база. Оборудованием пользуются учащиеся при написании исследовательских работ.

 

2. Методическая деятельность в мажаттестационный период.

 В течение 20 лет руковожу работой районного МО учителей биологии, химии и географии, обобщаю опыт своей работы, при этом стараюсь заинтересовать, донести до коллег идею о своих методических находках, выступаю с сообщениями о новых образовательных технологиях, организую практикумы и семинары, конференции, мастер-классы, провожу открытые уроки. Для школьного педагогического коллектива провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия. Делюсь своим накопленным профессиональным опытом, находками со своими коллегами. Провожу открытые уроки для учителей школы и на муниципальном уровне.

C:\Users\ученик\Desktop\конкурс на регион\открытое методобъединение на конкурс\IMG_2253.JPG

 Ежегодно на базе нашей школы проводится районный методический день для педагогов района. Этому предшествует большая подготовка. Проводятся открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия, выставки. Я ежегодно принимаю участие по различным направлениям.

 В районе функционируют восемь образовательных школ. Одна из них средняя. Только в двух школах работают  педагоги с педагогическим образованием по данной специальности. Остальные педагоги имеют либо другое образование, либо это учителя начальных классов. Но опыт работы у них большой. Педагоги повышают свой профессиональный уровень через самоподготовку и прохождение курсов повышения квалификации.

Делюсь своими наработками через свой сайт

https://nsportal.ru/sokolovskaya-irina-vladimirovna

  Имею публикации в сети интернет:

https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2019/02/09/prezentatsiya-gidroliz-soley, https://www.uchmet.ru/library/material/164939/

           С целью повышения своей профессиональной компетенции, за межаттестационный период, я прошла следующие курсы повышения квалификации:

  • программа "Оказание первой помощи в образовательных организациях", на факультете повышения квалификации Автономной некомерческой организации дополнительного профессионального образования "Консорциум профессионального менеджмента", в количестве 36 часов. Регистрационный номер 232/109 от 10 марта 2017 года, город Салехард;
  •  Прохождение дополнительной профессиональной программы « Методические вопросы подготовки учащихся к ГИА по биологии» (40 часов). Удостоверение о повышении квалификации № 17695 от 23.11.2018. ИРО;

 

  •     Программа повышения квалификации «Обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций» (40 часов).   Удостоверение о повышении квалификации № 17880;
  •     Всероссийское тестирование  педагогов 2018. Тест «Учитель биологии» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС.  Диплом;
  •   Программа повышения квалификации « Развитие профессиональной компетентности учителей  химии в вопросах подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»  (24 часа).Удостоверение о повышении квалификации № 16416 от 08.11.2019., ИРО.

 

          За свою педагогическую деятельность в межаттестационный период имею благодарности и поощрения различного уровня: администрации школы, областного, регионального и федерального уровней

  • Благодарность МКОУ « Таборинская СОШ» от 22.03.2017года № 72 о/д « За распространение педагогического опыта, в рамках проведения районного методического дня, по теме « От учебных умений и навыков к универсальным учебным действиям»;
  • Благодарность МКОУ « Таборинская СОШ» от 04.04.2017года № 121 о/д « За подготовку и проведение мероприятий в рамках предметной недели биологии»;
  • Почетная грамота Управления образованием администрации Таборинского района  от 02.10.2017 года №12л/с «За качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации ЕГЭ и ОГЭ по химии и биологии»;
  • Благодарственное письмо Управление образованием администрации Таборинского района  от 13.12.2017 года № 187-од « За подготовку победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (предметная область «Биология»)»;
  • Благодарственное письмо Управление образованием администрации Таборинского района  от 09.02.2018 года № 40-од «За качественную подготовку участников районного конкурса детского и юношеского творчества « Таборинская звездочка» в рамках районного фестиваля «Юные интеллектуалы Таборинского района» Номинация: Хоровое пение 11-13лет»»;
  • Благодарность  Управление образованием администрации Таборинского района  от 14.12.2018 года № 234 « За  качественную подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии»;
  • Благодарность  Управление образованием администрации Таборинского района  от 14.12.2018 года № 234 « За  качественную подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии»;
  • Благодарность  Управление образованием администрации Таборинского района  от 19.02.2019 года № 38-од « За подготовку детей и активное участие в районном конкурсе детского и юношеского эстрадного творчества « Таборинскик звездочки – 2019»;
  • Благодарность МКОУ « Таборинская СОШ» от 21.03.2019года № 91 о/д «За подготовку и проведение открытого урока, в рамках методического дня»;
  • Свидетельство запубликацию на сайте infourok.ru методической разработки - презентации по теме "Гидролиз". Web-адрес публикции: https://infourok.ru/prezentaciya po himii tema gidroliz klass 3541545.html
  • Почетная грамота Управления образованием администрации Таборинского района  от 26.08.2019 года №09л/с « За качественную подготовку обучающихся  К ГИА  и высокие результаты ОГЭ 2019»;
  • Благодарность  Управление образованием администрации Таборинского района  от 16.12.2019 года № 237-од « За  качественную подготовку победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии»;
  • Благодарность « Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Московский Центр непрерывного математического образования» за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2019, в качестве эксперта по предмету Окружающий мир в 4 классе;
  • Благодарность « Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Московский Центр непрерывного математического образования» за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2019, в качестве учителя преподающего  в классе по предмету биология 5 класс;
  • Благодарность « Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Московский Центр непрерывного математического образования» за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2019, в качестве учителя преподающего  в классе по предмету биология 6 класс;
  • Благодарность « Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Московский Центр непрерывного математического образования» за участие в проведении Всероссийских проверочных работ ВПР 2019, в качестве учителя преподающего  в классе по предмету география 6 класс;
  •   Благодарность  Управление образованием администрации Таборинского района  от 31.01.2020 года № 20-од « За подготовку победителя  районного конкурса детского и юношеского эстрадного творчества « Таборинскикие звездочки – 2020»;
  • Благодарность от центра дистанционной сертификации учащихся ФГОС тест за организацию и проведение XIII Всероссийской олимпиады (естественнонаучный цикл), февраль 2020, г. Бийск;
  • Сертификат эксперта, подготовившего участников международной образовательной олимпиады «Интересная анатомия» для школьников 7-10 классов в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО на образовательном портале Минобр.орг от 20 марта 2020 г. Санкт – Петербург;
  • Благодарность за личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания современных школьников, Минобр.орг от 20 марта 2020 г. Санкт – Петербург;
  • Сертификат участника заочного этапа Всероссийского конкурса «Учительгода России» в Свердловской области в 2020 году, ИРО Екатеринбург, 2020;
  • Благодарственное письмо от главы  Таборинского муниципального района   В.А. Роененко «За профессиональное мастерство, педагогический талант, душевную щедрость и воспитание учеников»2017;
  • Почетная грамота Главы Таборинского муниципального района В.А. Роененко за многолетний плодотворный труд, успехи в подготовке обучающихся, в развитии их творческой активности и самостоятельности 2018;
  • Ветеран труда с 30.06.2015 года.

Участвую в конкурсах педагогического мастерства:

  • Победитель конкурса педмастерства «Учитель года России» в 2020 году в Таборинском муниципальном районе;
  • Участник заочного тура конкурса педмастерства «Учитель года России» в 2020 году в Свердловской области.

3. Работа классного руководителя в межаттестационный период

  В нашей школе модель воспитательной системы определяется духовно-нравственной направленностью.

Цель воспитания:

формирование личности,  любящей свою Родину, стремящейся к познанию себя, окружающего мира; способной к самостоятельному выбору целей и смысла жизни на основе общечеловеческих ценностей, к личностному и профессиональному самоопределению; способной к бесконфликтному проживанию с обществом и самим собой.

Моя деятельность классного руководителя и мои взгляды на цели и задачи воспитания совпадают с выстроенной в школе системой, ведь мы решаем одну задачу, мы – единая команда. А формы, методы работы я подбираю уже исходя из возрастных, индивидуальных особенностей моих воспитанников.

Изменения, происходящие в обществе, не обходят стороной и школу, влияя на все стороны образовательного процесса, в том числе и на воспитание. Я убеждена, что в новой социальной ситуации, когда в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, необходимо по-иному строить воспитательную работу с учащимися, отлично от той, что была 10-15 лет назад. Необходимо усилить ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту и Добро. А вышедший уже из этой среды ребёнок и его семья, понесут всё это в общество и будут строить такие же отношения в нём. Поэтому основными целями воспитательной работы считаю:

            создать условия для формирования самостоятельной, ответственной,                                                                                социально-мобильной личности, способной к успешной социализации и адаптации в обществе, личностному самоопределению и саморазвитию.

Для достижения целевых ориентиров определила воспитательные задачи:

        создание условий для развития ценностных компетенций ребенка;

развитие интеллектуальных компетенций обучающихся для его            успешной адаптации в новых социально-экономических условиях общества;

создание условий для развития социальных компетенций учащихся.

  В основе моей концепции  – личность с интеллектуальным потенциалом, активной жизненной позицией, творческой индивидуальностью, деятельностной насыщенностью, физическим совершенствованием. Коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности. Личности, которая в начальном и среднем звене проходит ступень самопознания и саморазвития, а в старшем – самореализации и самоопределения.

    Перспективы жизнедеятельности класса: успешно завершить школьную карьеру; оставить добрый след в школе, в селе, благодаря своим значимым делам и достижениям; определиться профессионально.

    Все начинается с планирования работы класса на год, в которое вовлекаются дети и родители.  

 3.1 Интеллектуальное воспитание обучающихся

Моей целью работы, как  классного руководителя в этом направлении - является оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

3.2 Нравственное воспитание

   Цель работы в этом направлении – помочь сформировать нетерпимое отношение к безнравственности, к любым проявлениям чёрствости, равнодушия; приобщать личность к общечеловеческим ценностям.

С ребятами в этом направлении ведется постоянная работа, через классные часы, индивидуальные беседы, беседы с психологом.

Были проведены классные часы:

  •  Знаю ли я себя?
  •  Утверждай себя!
  •  Какой я?
  •  Человек, которому я доверяю
  •  Умеем ли мы себя вести?
  •  Вера в себя и формула успеха

В этом направлении воспитания удалось достичь понимания и  уважения друг к другу и ко всем окружающим. Для нашего коллектива это очень важно, так как у нас в этом отношении в классе были проблемы.

3.3 Военно - патриотическое воспитание

Цель работы – формировать сознательную личность на основе традиций, ценностей, интересов и идеалов России; развивать потребности к изучению истории своей Родины, края, города, народа.

    Этот аспект воспитательной работы очень важен и актуален в настоящее время, так как изменилось время, многие родители моих воспитанников – родители нового поколения. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Как же мы с ребятами работаем в это направлении? Проводятся классные часы, принимаем участие в военных играх, участвуем в смотре стоя и песни, следим за порядком у памятника, помогаем престарелым, ветеранам и труженикам тыла.

  Ребята принимают участие  в конкурсе на лучшего чтеца стихов о войне, выступают на концертах к 23 февраля, к 9 мая. Выпускают газеты на военную тематику, участвуют в  спортивных соревнованиях, посвящённых месячнику военно- патриотического воспитания.

  Ежегодно участвуют в смотре строя и песни, где показывают свою военную выучку.

3.4   Физическое воспитание

Целью данного направления воспитательной работы с подростками

является формирования у них знаний о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни. В классе проводятся беседы, классные часы по данной тематике.

Положительную динамику спортивных достижений мои воспитанники показывали на соревнованиях муниципального уровня. Об этом свидетельствуют призовые места, занятые ими в различных видах спорта. Результаты участия моих воспитанников в районных спортивных соревнованиях

3.5   Трудовое воспитание

Целью данного направления является формирование ответственного отношения к труду, как важнейшему фактору формирования личности, осознанию роли труда в жизни общества,

подготовке сознательному выбору профессии, формирование культуры труда, старания, трудолюбия, бережного отношения к школе.

Ребята постоянно занимаются в библиотеке – работают с книгами, ухаживают за цветами в зеленом уголке, следят за порядком в школе.

3.6  Школьное самоуправление

  В  нашей школе уже десятый  год существует школьное самоуправление. В моём понимании, самоуправление в  классах должно вовлекать в работу всех  ребят в классе. При выполнении поручений учитывалось желание и интерес школьников. Самоуправление помогло развить их личностные качества: самостоятельность, требовательность к себе, инициативность. Ребята моего класса проявляют  в школе высокую активность, реализуют творческий потенциал, являются добрыми и отзывчивыми детьми. Динамика уровня воспитанности коллектива постоянно растет, класс за время учёбы становится большой дружной семьёй. Таких показателей мне удалось добиться благодаря разделению класса на группы по интересам, так как самоуправление шло через управленческий центр и сектора. Это устранило саму функцию управления классом. Вместо этого появилась необходимость в поддержке и координации, психологической помощи. Я поняла, что нужно быть не над детьми, а рядом, не бояться делегировать часть своих полномочий воспитанникам. Такая организация значительно облегчила мою работу, позволила слаженно проводить школьные мероприятия и участвовать в них.

Результат: развитие самоуправления позволило перейти с уровня школы на уровень муниципалитета, расширило пространство для проявления активности, самостоятельности, инициативы обучающихся.

Мои ребята  живут в мире положительных, сильных эмоций и незаметно сами делают себя. Участвуют в  школьных конкурсах: «Лучший класс года», «Лучший  классный уголок», принимают участие в областном конкурсе «Безопасное колесо», участвуют в социальных проектах: «Мы выбираем будущее» и « Будущее за нами».

3.7  Эстетическое направление

Мы с ребятами  посещали музей в городе Тавда. Из-за удаленности от центра мы испытываем недостаток в экскурсиях.

           Принимаем активное участие во всех концертах проводимых на школьном уровне и в районных конкурсах. В традиционном районном творческом конкурсе «Таборинская звездочка» ежегодно являемся если не победителями, то призерами.

Творчество и разнообразие  увлечений моих детей  неисчерпаемы – от рисования до спорта. Зная, что научить творчеству невозможно, но можно повлиять на него, я создавала необходимые условия для этого и сама стараюсь жить по законам творчества. Все ребята посещают кружки и секции в центре дополнительного образования «Радуга». Благо, что на базе центра работают кружки по всем направлениям.

          Наличие разносторонних интересов у учащихся в классе позволили мне помочь им определиться с выбором секций, кружков, факультативов.

3.8  Работа с родителями

Помня о том, что современная семья имеет большой потенциал, смогла привлечь и заинтересовать родителей школьными идеями , использовала системный подход – просветительские педагогические мероприятия, адресованные различным категориям семей. Для этого организовала совместную деятельность родителей и детей, лектории по просвещению семей по психолого-педагогическому, медицинскому, культурологическому всеобучу с привлечением в качестве лекторов психолога, медицинского работника школы, инспектора по делам несовершеннолетних. Форм работы много: собрания-диспуты, вечера вопросов и ответов, семинары, часы откровенного разговора, круглые столы с острыми углами, выставки-ярмарки, семейные галереи, проблемные клубы. Остановлюсь на родительских собраниях. Показателем правильности выбранного направления являлась хорошая посещаемость: на родительские собрания приходят с желанием, на них мы решаем общие проблемы. Результат сотрудничества и деловых взаимоотношений с родителями – общение с ними как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей; позитивное отношение к школе, её нуждам, проблемам и радостям.

          Я уже говорила, что мой нынешний класс сложный. Ежедневно приходится решать с родителями самые разные проблемы. Но я благодарна им за понимание, участие, терпение. Родители мне и ребятам помогают в организации классных и школьных мероприятий, поездках, проведении классных часов и экскурсий.

           Постоянно слежу за уровнем своей методической подготовки, осваиваю  инновационные технологии и использую их в своей работе: технология КТД, технология моделирования воспитательной системы класса, технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе, технология применения методов психолого-педагогической диагностики. Стараюсь воспитать у своих детей такие потребности как толерантное отношение к окружающим, уважение друг к другу; среди учащихся нет отверженных и изолированных. Практически каждый ребёнок чувствует себя в классе комфортно и защищено, учитывая, что в классе учатся дети с разным уровнем развития. В классе учится дети разных групп обучения. Некоторые дети не проходят медико-педагогическую комиссию по несогласию родителей. Эти случаи вносят поправки в воспитательную работу классного руководителя.

Стараюсь сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. Индивидуальности как важнейшего системообразующего качества человека, как уровня развития индивидуума, как способности быть самим собой.

     

           Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидуумами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Зная о том, что здоровье не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия, стараюсь воспитать потребность к здоровому образу жизни,  формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении и укреплении своего здоровья у  воспитанников. Решая задачу по сформированности здорового образа жизни (ценностные компетентности выпускника), участвовуем в походах, традиционных днях здоровья, в социальных проектах «Будь здоров», выступаем с агитбригадой «ЗОЖ».

         Организовываю встречи с врачом-педиатром, с инспектором по делам несовершеннолетних. Разработала и провела часы общения по профилактике вредных привычек: «Здоровый образ жизни – основа долгожительства», «Умей сказать «Спасибо»», «Вредные привычки укорачивают жизнь».     Эффективность проведения профилактических мероприятий подтверждается следующим: учащиеся демонстрировали активную жизненную позицию в организации собственного досуга, большинство ребят  занимаются в кружках, секциях. В классе нет детей с антисоциальными наклонностями.   Результат: многих ребят отличает высокий уровень физической подготовки.

            В классном коллективе сформированы положительные межличностные и деловые отношения между детьми. Ребята внимательны друг к другу, отзывчивы, добры. В классе нет правонарушений. Отсутствуют конфликты с учащимися других классов, с учителями,  между детьми.  

   

4.Направления  педагогической деятельности в последующий межаттестационный период

  Задачи: 

  • Продолжить изучение теоретических основ современных технологий обучения;
  • Продолжить работу с нормативно-правовой документацией и методической литературой;
  • Продолжать проектную  деятельность         
  • Совершенствовать и обобщать свой педагогический опыт и опыт коллег.
  • Создавать условия, необходимые для формирования творческих способностей обучающихся.
  • Мотивировать обучающихся к изучению предметов.

Заключение

   Профессия педагога творческая, её можно сравнить с профессией художника, музыканта, артиста. Ведь педагог создает сценарии учебных занятий, как и режиссер, сценарий фильма или спектакля. Каждый день мы словно на сцене. И хороший урок - это тоже спектакль. Сыграть его хорошо - нужен талант. Я не сомневаюсь, что профессия педагога творческая.

 Каждый год приходят новые учащиеся, все они такие разные, со своими характерами и каждого необходимо понять и научить. Каждый раз приходится решать задачу, как найти подход к каждому, помочь раскрыть им свой потенциал.

         В своей работе я стараюсь создавать атмосферу  доброжелательности, сотрудничества, так как главным в работе, является личность ребенка, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализация ее природных потенциалов.

 Образовательный процесс поворачивается к педагогу разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.

Выбранные мной педагогические технологии, методы и средства обучения, деятельностный подход позволили достичь хороших результатов образования, выполнение требований стандарта и развитие творчества учащихся.

Высокий профессионализм педагога проявляется в способности к рефлексии, в желании задавать вопросы себе, в умении самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности. Подводя итог педагогической деятельности за межаттестационный период, можно отметить, что цель, задачи, определенные мною в начале межаттестационного периода, достигнуты, уровень их реализации - достаточный. Педагогическая деятельность в межаттестационный период дала возможность мне самой совершенствовать собственный профессионализм через самообразование, курсовую подготовку, семинарские занятия, участие в конференциях и конкурсах. Результат своей педагогической деятельности и результаты обучающихся дают стимул для дальнейшей творческой педагогической деятельности.

Библиографический список

  1. Федеральный закон РФ № 273-РФ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  3. Федеральная программа развития образования на 2013 – 2020 годы.
  4. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2010.
  5. Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии: учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004.
  6. Иванова Р. Г., Заграничная Н. А. О содержании базового химического образования в современном социуме // Химия в школе. – 2012. № 1.
  7. Заграничная Н. А., Иванова Р. Г. Современные подходы к обучению химии // Химия в школе. – 2013. № 2.
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.
  9. Чередниченко, И.Б. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.П. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономаревой) / И.П. Чередничен- ко, М.В. Оданович. – М.: Глобус, 2008.
  10. Интернет-ресурсы:

http://www.minobraz.ru

http://www.1september.ru

http://school-collection.edu.ru

http://nsportal.ru

http://www.edu.ru

http://chem.reshuege.ru

http://dnevnik.ru

http://www.proshkolu.ru

Приложение 1.

Деятельность обучающихся по возрастам

   Развитие детей происходит только при условии его собственной активной деятельности, поэтому обучение и деятельность неразрывны. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности, т.е. это не означает, что только ведущая деятельность ведет за собой развитие. Если какая-то деятельность особенно значима для ребенка, это отразится на становлении его личности. но глубокого развивающего эффекта как от ведущей деятельности не будет.

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направлена познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

Младенчество 0-1 год

Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство 1-3 года

Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми)

На познание предмета

Познавательные процессы

Речь и наглядно-действенное мышление. Появление «Я», зарождение самосознания.

Дошкольный возраст 3-7 лет

Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения)

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивационная)

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Соподчинение мотивов.

Младший школьный возраст 7-10 лет

Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения)

На познание начал наук

Интеллектуально-познавательная

произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.

Подростковый возраст 11-15 лет

Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам)

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости». самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.

Ранняя юность 15-17 лет

Общение со взрослыми в учебной деятельности (подготовка к профессиональной деятельности, общение на интимно-личностные темы)

На познание профессий

познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

Приложение 2

    Данную диагностику уровня сформированности ОУНов имеет смысл проводить начиная с 5-го класса. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» школьника, основные способы его учебной деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы.

В опросе принимают участие 6–8 учителей, ведущих уроки по основным предметам и работающих в данном классе не менее 2–3 месяцев. Лучше, если это будут опытные педагоги, у которых вся процедура займет не более часа.

Каждый учитель получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняет в соответствии с инструкций.

Ниже предлагается текст опроса, ключ для обработки полученных данных, описание результатов диагностики и рекомендации для учителей по использованию этих результатов.

ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ

Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные (интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.

Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.

Спасибо!

Интеллектуальные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Восприятие информации 
1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления

 

 

 

 

 

 

3

нуждается в дополнительных разъяснениях

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

 

 

 

 

 

 

1

не воспринимает устную инструкцию

 

 

 

 

 

 

   1.2. Письменную инструкцию
(в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:

 

 

 

 

 

 

4

самостоятельно

 

 

 

 

 

 

3

нуждается в разъяснениях

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

 

 

 

 

 

 

1

не воспринимает письменную инструкцию

 

 

 

 

 

 

2. Интеллектуальная обработка информации 
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

способен выделить самостоятельно

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах

 

 

 

 

 

 

1

испытывает значительные затруднения

 

 

 

 

 

 

2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в помощи

 

 

 

 

 

 

1

испытывает значительные затруднения

 

 

 

 

 

 

2.3. Темп интеллектуальной деятельности:

3

выше, чем у других учащихся класса

 

 

 

 

 

 

2

такой же, как у других учащихся класса

 

 

 

 

 

 

1

значительно снижен

 

 

 

 

 

 

3. Результативность интеллектуальной деятельности 
3.1. Результат получает:

4

успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм

 

 

 

 

 

 

3

оригинальным творческим способом

 

 

 

 

 

 

2

нерациональным («длинным») путем

 

 

 

 

 

 

1

путем подгонки под ответ («методом тыка»)

 

 

 

 

 

 

3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение

 

 

 

 

 

 

3

способен дать правильный ответ, но не может его обосновать

 

 

 

 

 

 

2

приходится «вытягивать» ответы

 

 

 

 

 

 

1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения

 

 

 

 

 

 

4. Самооценка результата работы:

3

способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок

 

 

 

 

 

 

2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

 

 

 

 

 

 

1

не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки

 

 

 

 

 

 

5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки

 

 

 

 

 

 

2

для освоения программы требуется система дополнительных занятий

 

 

 

 

 

 

1

освоение программы по различным причинам затруднено

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСА
(ключ)

Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.http://psy.1september.ru/2006/07/28-1.jpg

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа
(9–15 баллов)

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа
(16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа
(24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Организационные умения и навыки*

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала

 

 

 

 

 

 

2

планирует действия в ходе работы

 

 

 

 

 

 

1

вообще не составляет плана

 

 

 

 

 

 

2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях

 

 

 

 

 

 

3

задает до начала работы

 

 

 

 

 

 

2

в ходе работы

 

 

 

 

 

 

1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях

 

 

 

 

 

 

3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана

 

 

 

 

 

 

3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

 

 

 

 

 

 

2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий

 

 

 

 

 

 

1

работает хаотично, без плана

 

 

 

 

 

 

4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата

 

 

 

 

 

 

2

не доводит работу до окончательного результата

 

 

 

 

 

 

1

довольствуется ошибочным результатом

 

 

 

 

 

 

5. Закончив работу:

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки

 

 

 

 

 

 

3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом

 

 

 

 

 

 

2

результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности

 

 

 

 

 

 

1

результат проверяет, но ошибок «не видит»

 

 

 

 

 

 

6. Помощь в работе:

4

не нуждается

 

 

 

 

 

 

3

нуждается и принимает

 

 

 

 

 

 

2

нуждается, но не умеет пользоваться

 

 

 

 

 

 

1

нуждается, но не обращается

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

* За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности».

Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла).

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа
(6–10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средняя группа
(11–16 балла)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа
(17–22 балл)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других

 

 

 

 

 

 

2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов

 

 

 

 

 

 

1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов

 

 

 

 

 

 

2. Ведение дискуссии
2.1. Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ

 

 

 

 

 

 

3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ

 

 

 

 

 

 

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения

 

 

 

 

 

 

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря

 

 

 

 

 

 

1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы

 

 

 

 

 

 

2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

 

 

 

 

 

 

1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику

 

 

 

 

 

 

2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

обычно возражает своему оппоненту корректно

 

 

 

 

 

 

2

не всегда корректно возражает своему оппоненту

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументированно

 

 

 

 

 

 

2

не всегда аргументированно отстаивает свою позицию

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию

 

 

 

 

 

 

3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости

 

 

 

 

 

 

3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

 

 

 

 

 

 

2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага

 

 

 

 

 

 

1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага

 

 

 

 

 

 

3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы

 

 

 

 

 

 

2

не всегда может подчиниться решению группы

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не подчиняется решению группы

 

 

 

 

 

 

4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения
(способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.

В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителям

Слабая группа (8–13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

 Средняя группа(14–20 балла)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Сильная группа(21–26 балл)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны учебной работы учащихся, выявить наиболее эффективно работающих учителей для обмена опытом. Можно сравнивать одни и те же параметры деятельности учащихся на различных предметах, чтобы при необходимости организовать коррекционную работу. При периодическом проведении данной диагностики в одном и том же классе (не чаще, чем в начале и в конце года) можно увидеть динамику развития ОУНов. Одним словом, у данной методики есть определенный потенциал.


Уважаемые коллеги! 

Приложение 3

Учебно — методический комплект

Автор, название учебного издания, класс

Год выпуска

Издательство

Примечание

Химия

Основное общее образование

1.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия» 8 класс

2017

Москва «Просвещение»

Рабочая тетрадь, настольная книга учителя, сборник проверочных работ

2.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия» 9 класс

2017

Москва «Просвещение»

Рабочая тетрадь, настольная книга учителя, сборник проверочных работ

Полное общее образование

3.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия» 10 класс

Базовый уровень

2019

Москва «Просвещение»

Рабочая тетрадь, настольная книга учителя, сборник проверочных работ

4.

В.В.Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов. В.В. Лунин

«Химия» 10 класс углубленный уровень

2019

Москва «Дрофа»

Учебник, рабочая тетрадь

5.

О.С. Габриелян «Химия» 11 класс,

базовый уровень

2017

Москва «Дрофа»

 Настольная книга учителя, сборник проверочных работ

Биология

Основное общее образование

6.

И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология» 5 класс

2017

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

7.

И.Н. Пономарева,  

О.А. Корнилова , В.С. Кучменко «Биология» 6 класс

2018

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

8.

В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология» 7 класс

2019

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

9.

А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология» 8 класс

2018

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

10.

И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, Н.М.  Чернова «Биология» 9 класс

2018

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

11.

И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина «Биология» 10 класс

Базовый уровень

2018

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

12.

И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, Л.В. Симонова «Биология» 10 класс

Углубленный  уровень

2019

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

13.

И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В. Ижевский «Биология» 11 класс

Базовый уровень

2019

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.

14.

И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, Л.В. Симонова «Биология» 11 класс

Углубленный  уровень

2019

Москва «Вентана - Граф»

Рабочая тетрадь, методические рекомендации, тестовые задания.