Рабочая программа 10-11 класс по биологии базовый уровень УМК И.Н. Пономарева

Соколовская Ирина Владимировна
Биология 10—11 классы
(базовый уровень)
Рабочая программа к линии УМК
под редакцией И. Н. Пономарёвой
(авторы: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,
Л. В. Симонова)
1. Пояснительная записка
1.1. Цели среднего общего образования
Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
• становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;
 
• достижение выпускниками планируемых результатов:знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, об-
щественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекто-
рии его развития и состояния здоровья.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
• сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение
родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
• обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом;
• обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматриваю-
щей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнитель-
ных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также вне-
урочную деятельность;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
• обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
• развитие государственно-общественного управления в образовании;
• формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, органи-
заций, осуществляющих образовательную деятельность;
• создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
1.2. Цели и задачи учебного курса
   Рабочая программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
    Программа разработана с учетом актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся.
   Программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе. Курсивом в содержании программы выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым обучающиеся «получат возможность научиться».
   Предлагаемая рабочая программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными, с учетом необходимости достижения предметных результатов.  В системе естественнонаучного образования биология как
учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе
и человеку; собственной позиции по отношению к биологичской информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций. Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
   Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано: на подготовку к последующему профессиональному образованию; на развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира. Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний
для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов;
развитие способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в живой природе. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
1.3. Краткое описание общих подходов к преподаванию биологии.
Программа и содержание курса биологии 10—11 классов разработаны в полном соответствии со Стандартом среднего
общего образования базового уровня.
   Программа построена на важной содержательной основе: гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явленийв природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы.
   Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодежи, формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной деятельности (и, соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и расширению пред-
ставлений о научной картине мира с учетом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных, эстетических и культурологических аспектов.
    Настоящая программа максимально направлена на развитие экологического миропонимания и воспитание у школьников экологической культуры.    Особенностями данной программы являются:
• формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
• усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности, к изучению живой природы родного края и бережному отноше-
нию к ней;
• обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
• обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма;
• изучение содержания курса в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности;
• подготовка выпускников базовой школы к пониманиюценностной роли биологии в практической деятельности общества в области сельского хозяйства;
• рационального природопользования, здравоохранения, биотехнологии, фармацевтики;
• раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступно-сти с опорой на преемственность знаний и умений,
 
приобретенных при изучении предшествующих курсов биологии;
• формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего жизненного пути в результате избрания определенного направления профильного обучения.
    Методологической основой представленного комплекта УМК является системно-деятельностный подход, который предполагает:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
 
   Основная образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного подхода, в связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образова-
тельной организации, отраженный в основной образовательной программе, рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, содержания образования на уровне среднего общего образования, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, технологии, методы и приемы работы.
   Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обуючающегося.

   Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15—18 лет, связанных:

  • с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться им в деятельности;

• с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и  операционно-технического компонентов к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;

• с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

• с формированием у обучающихся научного типа мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

• с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.

     Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных  черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленость личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических  и психологических функций, необходимых взрослому челове-
ку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не  столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
     Предлагаемая программа курса биологии для старшей  школы (10—11 классы) служит непосредственным продолжением программы курса биологии 5—9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И. Н. Пономаревой.
 
2. Планируемые результаты освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится:
• раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
• понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
 • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
• использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов
и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
• формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
• сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических тео-
рий;
• приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
• распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций ком-
понентов клетки, обосновывать многообразие клеток; • распознавать популяцию и биологический вид по ос-
новным признакам;
• описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
• объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
• классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения,
особенности развития);
• объяснять причины наследственных заболеваний;
• выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
• выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
• приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
• оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее
в учебной деятельности и решении практических задач;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
• оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;
• объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
• объяснять последствия влияния мутагенов;
• объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
    Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
• характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
• сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
• решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
• решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
• решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и исполь-
зуя биологическую терминологию и символику;
• устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
• оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
 
3. Содержание курса
Биология как комплекс наук о живой природе
     Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
     Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
    Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
    Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.
   Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
   Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
    Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
   Организм
    Организм — единое целое.
    Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.
 
    Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека.
   Жизненные циклы разных групп организмов.
   Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности.    Определение пола. Сцепленное с полом наследование. 
   Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
  Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние   на здоровье человека.
   Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
 Теория эволюции
   Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
   Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
   Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
   Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
 Организмы и окружающая среда
   Приспособления организмов к действию экологических факторов.
  Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности  человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как
основа устойчивости экосистемы.
   Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
   Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
   Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя)
1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.
2. Техника микроскопирования.
3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
6. Изучение движения цитоплазмы.
7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
10. Выделение ДНК.
11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
18. Составление элементарных схем скрещивания.
19. Решение генетических задач.
20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
21. Составление и анализ родословных человека.
22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
23. Описание фенотипа.
24. Сравнение видов по морфологическому критерию.
25. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
27. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
28. Методы измерения факторов среды обитания.
29. Изучение экологических адаптаций человека.
30. Составление пищевых цепей.
31. Изучение и описание экосистем своей местности.
32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
33. Оценка антропогенных изменений в природе.
4. Тематическое планирование
Биология. Базовый уровень. 10 класс (35 часов, 3 часа — резерв)
Основное содержание по темам                                 
Введение в курс общей
биологии
(5 ч)
Содержание и структура курса общей биологии.
Основные свойства живого.
Уровни организации живой материи.
Значение практической биологии.
Характеристика основных видов учебной деятельности
Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных
законах жизни на всех уровнях ее организации;
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и
вклад биологических теорий в формирование современной естествен-
нонаучной картины мира;
называть науки, пограничные с биологией;
формулировать задачи общей биологии;
характеризовать различные виды живых организмов;
обосновывать значение биологического разнообразия для устойчивого
развития природы и общества на Земле;
определять основные свойства живого;
определять универсальные признаки живых объектов, отличать их от
тел неживой природы;
называть отличительные признаки живых объектов от неживых;
определять существенные признаки природных биологических систем,
их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции;
определять и сравнивать между собой существенные признаки биоло-
гических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на
разных уровнях организации жизни;
умение характеризовать биосистемы разных структурных уровней орга-
низации жизни;
 
планировать и проводить эксперименты, объяснять результаты и их
значение;
определять виды растений и животных;
перечислять уровни организации живой материи;
приводить примеры биологических объектов на разных уровнях органи-
зации;
анализировать взаимосвязь уровней организации материи;
рассматривать примеры значения биологии в современном обществе
Биосферный уровень жизни
(8 ч)
Учение о биосфере.
Происхождение живого вещества.
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
Условия жизни на Земле.
Биосфера как глобальная экосистема.
Круговорот веществ в природе.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.
Характеристика основных видов учебной деятельности:
Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;
рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни;
называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли;
раскрывать особенности учения В. И. Вернадского о биосфере;
объяснять происхождение и роль живого вещества в существовании биосферы;
объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии в биосфере;
характеризовать и сравнивать гипотезы происхождения жизни на Земле;
раскрывать сущность эволюции биосферы и называть её этапы;
анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы;
называть и характеризовать среды жизни на Земле как условия обитания организмов;
Продолжение
Основное содержание по темам Характеристика основных видов учебной деятельности
19
определять и классифицировать экологические факторы среды обита-
ния живых организмов;
анализировать и оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие науки
о Земле и в естественнонаучную картину мира;
применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обоб-
щать, делать выводы и заключения, пользоваться аппаратом ориенти-
ровки учебника;
применять умения самостоятельно находить биологическую информа-
цию в разных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе,
интернет-ресурсах);
приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой
природы, взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимо-
сти сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости
биосферы;
характеризовать признаки устойчивости биосферы, объяснять механиз-
мы устойчивости биосферы;
выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в усло-
виях определённой среды жизни, и объяснять их значение;
сравнивать различные объекты и явления природы, находить их
общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы;
находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях,
интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразо-
вывать ее из одной формы в другую;
проводить анализ и оценку глобальных экологических проблем и путей их решения;
последствий антропогенной деятельности в окружающей среде
Биогеоценотический уровень
жизни (6 ч)
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
Учение о биогеоценозе и экосистеме.
Строение и свойства биогеоценоза.
Совместная жизнь видов в биогеоценозе.
Причины устойчивости биогеоценозов.
Зарождение и смена биогеоценозов.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления;
определять биогеоценоз как биосистему и экосистему;
раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме;
называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе;
раскрывать структуру и строение биогеоценоза;
характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза;
объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценоза;
сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами;
объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;
составлять схемы цепей питания в экосистемах;
описывать процесс смены биогеоценозов;
приводить примеры сукцессий;
выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах;
называть пути сохранения устойчивости биогеоценозов;
решать практические задачи;
характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоре-
чие, возникающее между потребностями человека и ресурсами природы
Популяционно-видовой уровень жизни (13 ч)
Вид, его критерии и структура.
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая
система.
Популяция как основная единица эволюции.
Видообразование — процесс возникновения новых видов на Земле.
Система живых организмов на Земле.
Этапы антропогенеза.
Человек как уникальный вид живой природы.
История развития эволюционных идей.
Естественный отбор и его формы.
Современное учение об эволюции.
Основные направления эволюции.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Всемирная стратегия охраны природных видов.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Определять понятие «вид»;
характеризовать критерии вида и его свойства как биосистемы;
выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности;
объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида;
характеризовать популяцию как структурную единицу вида;
определять понятие «популяция»;
объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»;
раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»;
сравнивать формы естественного отбора, способы видообразования;
объяснять процесс появления новых видов (видообразование);
характеризовать вид и популяцию как биосистемы;
определять популяцию как генетическую систему;
анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции;
характеризовать особенности и этапы происхождения уникального вида на Земле — Человек разумный;
определять место человека в системе живого мира;
анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида;
называть ранних предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных;
называть основные стадии процесса становления человека современного типа;
называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек;
характеризовать общую закономерность эволюции человека;
объяснять единство человеческих рас;
характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка,
выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения;
характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина;
излагать историю развития эволюционных идей;
объяснять сущность современной теории эволюции;
устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления;
называть основные закономерности и результаты эволюции;
характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на Земле;
характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного
усложнения форм жизни;
характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот;
определять существенные признаки популяционно-видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты, процессы, организацию
и значение данного структурного уровня жизни, сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни;
решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой;
характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия «редкие виды» и «исчезающие виды», объяснять значение Красной книги
Резерв — 3 часа
Биология. Базовый уровень. 11 класс (35 часов, 2 часа — резерв)
Основное содержание по темам 
Организменный уровень жизни (16 ч)
Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.
Организм как биосистема.
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Размножение организмов.
Оплодотворение и его значение.
Развитие организма от зарождения до смерти (онтогенез).
Изменчивость признаков организма и ее типы.
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
Наследование признаков при дигибридном скрещивании.
Генетические основы селекции.
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Наследственные болезни человека.
Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.
Факторы, определяющие здоровье человека.
Царство Вирусы: разнообразие и значение. Вирусные заболевания
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать структурные элементы и основные процессы организменного уровня жизни;
 
приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне; сравнивать особенности организменного уровня жизни
с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней;
определять понятие «организм»; характеризовать организм как биосистему; называть существенные признаки биосистемы «организм»;
характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма;
определять понятие «ткань»; различать типы тканей растений и животных; приводить примеры специализации тканей и органов у растений,
грибов и животных; характеризовать значение обмена веществ;
сравнивать результаты процессов ассимиляции и диссимиляции;
называть и кратко характеризовать системы органов животного организма;
аргументировать необходимость питания для организмов; называть типы питания организмов и иллюстрировать их примерами; характеризовать
размножение организмов как их самовоспроизведение;
называть основные типы размножения;
приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных;
оценивать значение бесполого размножения для природы и для человека;
характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения; объяснять свойства зиготы;
выявлять существенные признаки различия полового и бесполого размножения; раскрывать биологическое преимущество полового размножения; определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез»;
называть периоды онтогенеза; характеризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, дифференциацию);
объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды; характеризовать особенности развития
организмов в постэмбриональный период;
формулировать закон Бэра;
определять понятия «наследственность», «изменчивость»; называть основные положения исследований, проведенных Г. Менделем;
определять понятие «ген»;
объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном».
Объяснять понятие «изменчивость»; раскрывать особенности механизма модификационной изменчивости, приводить примеры;
характеризовать наследственную изменчивость и ее типы; характеризовать типы мутаций;
давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую науку.
Строить вариационную кривую изменчивости; объяснять понятие «аллель»;
формулировать законы Менделя, приводить примеры;
объяснять сущность правила чистоты гамет; составлять элементарные схемы скрещивания;
решать генетические задачи; характеризовать особенности и значение анализирующего скрещивания; называть причину сцепленного наследо-
вания генов;
объяснять сущность кроссинговера; определять понятие «пол», раскрывать механизм определения пола у млекопитающих и человека;
сравнивать половые хромосомы (X и Y) по объему генетической информации и объяснять биологическую роль X-хромосомы.
Характеризовать особенности наследования признаков, сцепленных с полом, приводить примеры;
определять понятие «кариотип»;
оценивать роль изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях;
характеризовать причины наследственных болезней и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры; аргументировать необходимость
профилактики наследственных заболеваний как основного средства их предупреждения;
называть меры профилактики наследственных заболеваний человека;
обосновывать необходимость медико-генетического консультирования;
характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека;
раскрывать сущность современных методов гибридизации: молекулярной гибридизации (in vitro), мутагенеза и полиплоидии;
характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры;
аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам;
характеризовать отличительные особенности строения и размножения вирусов;
объяснять механизм проникновения вируса в клетку;
использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений,
животных, человека;
приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать
приносимый ими ущерб сельскому хозяйству;
определять понятия «бактериофаг», «эпидемия», «пандемия», «ВИЧ», «СПИД»;
анализировать строение вириона ВИЧ и механизм инфицирования им клеток хозяина;
обосновывать соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний;
называть меры профилактики СПИДа; характеризовать достижения вирусологии в настоящее время.
Клеточный уровень жизни (9 ч)
Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.
Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.
Строение клетки эукариот.
Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.
Клеточный цикл.
Деление клетки — митоз и мейоз.
Особенности образования половых клеток.
Структура и функции хромосом.
История развития науки о клетке.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Определять понятие «клетка»; характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным
и организменным уровнями;
называть структурные компоненты клетки; приводить доказательства того, что клетка является живой системой — биосистемой;
характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жизни на Земле;
характеризовать свойства первичных клеток; называть этапы эволюции клетки;
аргументировать преимущества эукариотической клетки в эволюции жизни;
характеризовать многообразие клеток в живом мире;
называть основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот;
называть отличительные признаки растительной и животной клеток;
называть и характеризовать части клетки;
различать постоянные и непостоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки»;
характеризовать строение и значение клеточного ядра;
раскрывать значение хроматина в ядре клетки;
объяснять взаимосвязь между понятиями «хроматин» и «хромосома»;
характеризовать строение и свойства цитоплазмы клетки;
называть органоиды и включения цитоплазмы; характеризовать значение размножения клетки;
определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза»; называть и характеризовать этапы клеточного цикла;
характеризовать основной признак интерфазной клетки. объяснять биологическое значение интерфазы;
определять понятия «кариокинез» и «цитокинез»;
характеризовать стадии клеточного деления (фазы М);
объяснять биологическое значение митоза; определять понятие «мейоз»;
различать понятия «сперматогенез» и «оогенез»;
называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов;
характеризовать периоды формирования женских и мужских половых клеток;
описывать этапы формирования сперматозоидов;
называть основное различие процессов сперматогенеза и оогенеза;
объяснять структуру и свойства хроматина;
характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина;
объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом;
обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению);
называть главную функцию хромосом
Молекулярный уровень жизни (8 ч)
Молекулярный уровень организации.
живой материи и его роль в природе.
Основные химические соединения живой материи.
Структура и функции нуклеиновых кислот.
Процессы синтеза в живых клетках.
Заключение: структурные уровни организации живой природы
Процессы биосинтеза белка.
Молекулярные процессы расщепления.
Регуляторы молекулярных процес-
сов.
 
Характеризовать особенности молекулярного уровня организации жизни;
называть структурные элементы молекулярного уровня жизни;
характеризовать биологические функции важнейших макромолекул;
называть основные процессы молекулярного уровня жизни.
Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного уровней
жизни; на конкретных примерах; характеризовать значение молекулярно-
го уровня жизни в биосфере, называть неорганические вещества клетки;
характеризовать значение воды в живой клетке; называть органические вещества клетки;
раскрывать значение углеводов в живой клетке;
характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке;
объяснять строение молекул белка как полимерных соединений, состоящих из аминокислот; характеризовать структуру молекулы ДНК;
называть имена ученых, установивших ее;
обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК;
объяснять значение матричной функции цепей ДНК;
характеризовать структуру молекул РНК;
определять понятие «биосинтез»;
характеризовать общую схему фотосинтеза и его результат;
называть условия протекания и локализацию световой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение;
называть условия протекания и локализацию темновой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение;
характеризовать фотосинтез как пластическую составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клетке;
объяснять понятие «генетический код», называть свойства генетического кода;
характеризовать процесс транскрипции генетической информации;
характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания;
объяснять роль рибосом в биосинтезе белка;
называть формы молекул РНК, участвующих в биосинтезе белка;
объяснять понятия «кодон», «антикодон»;
давать общую характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме;
моделировать состав белковых молекул по кодонам;
определять понятие «биологическое окисление» («клеточное дыхание»);
раскрывать особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как этапа клеточного дыхания;
характеризовать брожение как способ бескислородного получения энергии;
объяснять особенности протекания и локализации кислородного этапа клеточного дыхания;
характеризовать его результат и биологическое значение;
характеризовать энергетику полного биологического окисления и его этапов;
определять регуляторы физиологических процессов в клетке;
обобщать знания об уровнях организации живой материи;
определять значение биологических знаний в жизни
Резерв — 2 часа
Содержание
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
1.1. Цели среднего общего образования . . . . . . . . . . . . .  3
1.2. Цели и задачи учебного курса . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4
1.3. Краткое описание общих подходов
к преподаванию биологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  6
2. Планируемые результаты освоения курса . . . . . . . . . . . . . 10
3. Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Биология. Базовый уровень.
10 класс. (35 часов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Биология. Базовый уровень.