Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В. Пасечник (линейный курс)

Соколовская Ирина Владимировна

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В. Пасечник (линейный курс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_5_v.v._pasechnik.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

        


Рабочая программа по биологии в 5 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. В. Пасечника 5-9 класс / В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.: «Дрофа», 2011 г. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.

Рабочая программа рассчитана на 35 часа (по 1 часу в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Изучение биологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
  • приведение фактов, доказывающих взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека;  значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Ученик научится:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
  • получать биологическую информацию из разных источников;
  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

Ученик овладеет:

  • системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
  • сведениями по истории становления биологии как науки.

Ученик освоит общие приемы:

  • составления плана текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;  
  • составления сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • работы с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей.

Ученик приобретет навыки использования:

  • научно-популярной литературы по биологии;
  • справочных материалов (на бумажных и электронных носителях);
  • ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.

Содержание программы

Биология. 5 класс

35 часов (1 час в неделю)

Введение. Биология как наука (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Демонстрации:

Демонстрация №1. «Приборы и оборудования».

Практические работы:

Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».

Экскурсии:

Экскурсия №1. «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Тема №1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации:

Демонстрация №2. «Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений».

Демонстрация №3. «Схемы и видеоматериалы о делении клетки».

Демонстрация №4. «Микропрепараты различных растительных тканей».

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1. «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений».

Лабораторная работа №2. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».

Лабораторная работа №3. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Лабораторная работа №4. «Пластиды в клетках листа элодеи».

Лабораторная работа №5. «Наблюдение движения цитоплазмы».

Тема №2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.  

Тема №3. Царство Грибы (5 часов)

Строение и многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.  

Демонстрации:

Демонстрация №5. «Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и т.д.)».

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №6. «Строение плодовых тел шляпочных грибов».

Лабораторная работа №7. «Плесневый гриб мукор».

Лабораторная работа №8. «Строение дрожжей».

Тема №4. Царство Растения (12 часов)

Характеристика царства Растения. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лишайники. Мхи.  Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Демонстрации:

Демонстрация №6. «Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы».

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №9. «Строение зеленых одноклеточных водрослей».

Лабораторная работа №10. «Строение мха».

Лабораторная работа №11. «Строение спороносящего хвоща».

Лабораторная работа №12. «Строение спороносящего папоротника».

Лабораторная работа №13. «Строение хвои и шишек хвойных».

Лабораторная работа №14. «Строение цветкового растения».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Биология. 5 класс(35часов, 1час в неделю)

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Биология как наука.

6

Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Различать и описывать методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах.

2.

Клеточное строение организмов.

10

Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими инструментами.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их.

3.

Царство Бактерии.

2

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.

Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

5.

Царство Грибы.

5

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

6.

Царство Растения.

12

Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов.

Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов.

Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе (классифицируют).

Сравнивают  представителей разных групп растений,  делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека.

Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений.

Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.

Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.

Итого:

35

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Коррекция

 БИОЛОГИЯ КАК НАУКА (6 часов)

1/1

Биология – наука о живой природе.

02.09-07.09

2/2

Методы исследований в биологии.

09.09-14.09

3/3

Как работают в кабинете химии и биологии.

16.09-21.09

4/4

Разнообразие  живой  природы.

23.09-28.09

5/5

Среды  обитания  живых организмов.

30.09-05.10

6/6

Проверочная работа №1. «Биология как наука».

07.10-12.10

ТЕМА №1. КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА (10 часов)

1/7

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная  работа  №1.«Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений».

14.10-19.10

2/8

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

21.10-25.10

3/9

Химический состав клетки. Органические вещества.

05.11-09.11

4/10

Строение клетки

Лабораторная  работа №2. «Строение  клеток  кожицы  чешуи  лука  под  микроскопом».

11.11-16.11

5/11

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная  работа №3. «Наблюдение движения цитоплазмы».

18.11-23.11

6/12

Деление клетки.

25.11-30.11

7/13

Понятие «ткань».

02.12-07.12

8/14

Единство живого. Строение клеток организмов разных царств живой природы.

09.12-14.12

9/15

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

16.12-21.12

10/16

Проверочная работа №2 по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».

23.12-27.12

ТЕМА №2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

1/17

Классификация организмов. Раздел систематики.

13.01-18.01

2/18

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Формы бактерий.

20.01-25.01

3/19

Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе и жизни человека.

27.01-01.02

ТЕМА №3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)

1/20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

03.02-08.02

2/21

Шляпочные грибы. Плесневые  грибы  и  дрожжи.Лабораторная работа №4. «Строение дрожжей».

10.02-15.02

3/22

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Царства бактерий и грибов».

17.02-22.02

4/23

Проверочная работа №3 по теме: «Царства бактерий и грибов».

24.02-29.02

ТЕМА №4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (12 часов)

1/24

Общая характеристика царства Растения. Ботаника – наука о растениях.

02.03-07.03

2/25

Водоросли, их многообразие, строение, среды обитания.Охрана водорослей.

09.03-14.03

3/26

Лишайники. Проверка знаний по темам: «Водоросли» и «Лишайники».

16.03 – 21.03

4/27

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

30.03-04.04

5/28

Голосемянные растения. Покрытосемянные растения.

06.04-11.04

6/29

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Царство растения».

13.04-18.04

7/30

Проверочная работа №4 по теме: «Царство растения».

20.04-25.04

8/31

Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные (простейшие).

27.04-02.05

9/32

Подцарство Многоклеточные. Губки, Кишечнополостные, Иглокожие, Черви, Моллюски, Членистоногие.

04.05-08.05

10/33

Позвоночные животные.

11.05-16.05

11/34

Многообразие позвоночных  животных.

18.05-23.05

12/35

Итоговый контроль по курсу 5 класса.

25.05-30.05