Эссе - я учитель

Соколовская Ирина Владимировна

Настало время сделать остановку и обернуться назад. Все ли я правильно сделала в жизни, правильную ли дорогу я выбрала?. Я мечтала быть доктором, но судьба распорядилась по-другому. С раннего детства я  представляла себя в белом халате и что лечу маленьких детей. Именно педиатром я хотела быть. Но между доктором, который лечит детей и учителем  много общего, а именно это работа с маленькими человечками.  После окончания школы в 1985 году я на некоторое время стала студенткой Свердловского фармацевтического колледжа. Учась там, я поняла, что можно изучать химию по  восемь уроков в день.  Вскоре я поняла, что фармацевтом быть мне не суждено и поехала домой работать в школу воспитателем группы продленного дня. Так началась моя трудовая деятельность.  Дальнейший выбор профессии был предначертан. Учитель химии и биологии. Во многом на выбор моей дальнейшей профессии повлияли мои родители. Мама Балай Зинаида Яковлевна проработала  35   учителем начальных классов в Новоселовской средней школе, папа Балай Владимир Григорьевич учителем истории.  Все мое детство прошло среди школьных тетрадок, учебников, конспектов уроков. Я считала это неотъемлимой частью своей жизни, как что-то необходимое и повседневное. В том, что я стала учителем, большую роль сыграли мои учителя. Уже в более осознанном возрасте я поняла, как мне повезло учиться у моих учителей.  Первой моей учительницей была Петрущенко Нина Цезаревна. Очень строгий и требовательный учитель. Именно благодаря её усилиям  и старанию мы выросли патриотами своей Родины. Это не громкие слова. Мы гордились тем, что живем в Советском Союзе. Мы считали, что наша страна лучшая на всем белом свете. В Новоселовской школе работало много умных и грамотных учителей. Они на своем личном примере показывали, каким должен быть настоящий учитель. После окончания пединститута нам предложили список школ где требовались учителя химии или биологии. И в этом списке была Таборинская школа. Я не раздумывла ни минуты. В Таборинской школе меня встретила Архипова Алла Ивановна. Замечательный человек, высокий профессионал своего дела. Мы стали одной командой. Она передавала мне свой опыт. Я благодарна судьбе, что мне посчастливилось работать под ее началом. Профессия учитель это от Бога. Призвание быть учителем это подарок судьбы. Сейчас, иной раз, встречаешь учителя, а призвания и близко нет. Это неправильно и не должно быть так. Работать с детьми, учить детей должны одаренные люди. Работа с детьми это очень трудная и ответственная работа. Мы, учителя, участвуем в становлении будущего гражданина общества, и на нас лежит большая ответственность. Учитель своим собственным примером должен воспитывать в детях стремление  быть лучшими, умными, начитанными, востребованными.  Что может быть сложней, важней и интересней, чем воспитание и обучение  наших детей.

 Если размышлять, какими были школьники двадцать, тридцать лет назад с современными  учениками, то можно однозначно сказать, что приоритеты у детей резко изменились. Да и современные реалии требуют нового подхода в образовании и воспитании. Мы, учителя – стажисты, должны идти в ногу со временем, не тянуть детей в прошлое, а идти наравне с ними вперед. Никогда не принимала и не приму «панибратства» в отношении учителя и ученика. Педагог – профессионал должен на голову быть выше своих воспитанников во всех отношениях. Особенно это касается педагогов живущих на селе. На селе педагог не просто учитель, но и представитель определенных моральных и личностных принципов. Он всегда на виду и обязательно должен соответствовать моральным принципам. Это мое непоколебимое мнение. Если этого нет, то «извините», вы выбрали не ту профессию. Сейчас основная платформа для общения – это социальные сети.

Конечно,  все слышали историю об учительнице из Барнаула, которой пришлось уйти из школы из‑за того, что она опубликовала на своей странице «ВКонтакте» всего-навсего две фотографии в купальнике (речь идет о скандале вокруг преподавателя русского языка и литературы барнаульской школы № 13 Татьяны Кувшинниковой, случившемся в феврале 2019-го.). Я не увидела в этих снимках ничего предосудительного: купальник закрытый, человек на фото занимается моржеванием, пропагандирует здоровый обрах жизни. В поддердкувступилось педагогическое сообщество  организовав флешмоб.   Учителя выкладывают свои фотографии в мини-купальниках , да еще в весьма недвусмысленных позах.  Впрочем, эта история примечательна тем, что впервые публично стал обсуждаться вопрос, как следует – и не следует – вести себя преподавателям в соцсетях. Мое мнение: главным мерилом того, стоит что-то выкладывать или нет, служит прежде всего сам учитель, его ценностные установки, а не мнение родителей учеников, коллег или даже начальства. Нет, в любом случае не стоит выкладывать застольные фотографии, на которых педагог запечатлен с бокалом. Но не потому, что ему не дозволено употреблять алкоголь, а потому, что каждое появление учителя в общественном пространстве (а соцсети это как раз общественное пространство) имеет или по крайней мере должно иметь воспитательный эффект. Прежде чем выкладывать фото или текст, педагог должен спросить самого себя: «Как это может повлиять на моих учеников? Чему это их научит? На что вдохновит?» 

   В процессе своей педагогической деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

• Дать детям глубокие и прочные знания , реализация которых в дальнейшем способствовала бы их успешному  трудоустройству в будущем.

• Научить детей быть самостоятельными, самим принимать решения, искать выход из сложившейся ситуации.

       • научить  детей верить в себя, радоваться победам, быть открытыми, контактными.
      • Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного пути, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
     Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я убеждена, что в каждом ребенке можно найти  «золотое зерно», из которого может вырасти крепкое дерево. Все дети обладают разными способностями, талантами и обязанность учителя раскрыть эти способности. Кто-то отличник, кто-то хорошо поет, кто-то рисует, а у кого-то не очень хорошо с учебой, но он хороший спортсмен. В этом и состоит талант учителя дать детям поверить в свои силы, найти себя. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в методах и подходах к обучению.

Очень трудная работа заставить ребенка учиться, мыслить, размышлять, для этого необходим индивидуальный подход к каждому. Приносит удовлетворение, когда видишь, как дети на уроке тебя внимательно слушают, ловят каждое слово,  удивляются услышанному, радуются полученным результатам, и я радуюсь вместе с ними. Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Учитель должен обладать даром предвидения неблагополучной ситуации с ребенком, должен понимать, где эта грань, за которой у ребенка порог неблагополучия и, по возможности, этого не допускать.

При проведении уроков использую различные методы и приемы, индивидуальный подход к каждому ребенку, разноуровневые задания, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Химия и биология – это такие предметы, которые всегда интересны, познавательны и зрелищны.  Ни на каком другом уроке вы не попрыгаете и не измерите пульс после зарядки. А что касается химических превращений – это отдельная тема для разговора.
Если сказать, что я ни разу не задумывалась правильную ли профессию я выбрала, то это неправда. Были моменты в жизни, когда мучили мысли - правильный ли выбор я сделала? Может надо было выбрать профессию более спокойную и менее нервную. Но понимаю, я бы больше нигде работать не смогла. Работая с детьми я обязана находиться  жизненном тонусе. Работа не дает времени  на расслабление. 

Люблю стихотворение «Сердце учителя».

Сердце учителя

Литвинович Галина Николаевна

Оно всё в шрамах - сердце педагога,
Хоть скальпель не касался никогда.
В нём боли, радостей скопилось очень много
За 40 лет тяжёлого труда.

Оно всё бьётся с ритмом жизни в ногу,
Всё новое старается впитать:
Путёвку знаний выписать в дорогу,
Учеников достойных воспитать.

Нет права у него остановиться.
Всё чаще валидола просит дать
И дальше продолжает гулко биться,
Старается тепло своё отдать.

Оно горит, собою зажигая
В глазах учеников познаний свет.
Оно горит, в огне само сгорая,
Стремясь на все вопросы дать ответ.

Вот кардиолог, карточку отбросив,
Вынес вердикт:"В работе сердца сбой"...
Ученики уходят и уносят
Частичку сердца Вашего с собой...