Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н.Пономарева

Соколовская Ирина Владимировна

программа по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass_umk_i.n.ponomareva.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов /рабочая программа/

1.

Биология – наука о живой природе

9

2.

Многообразие живых организмов

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7

4.

Человек на планете Земля

6

Итого:

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»
  2. «Знакомство с клетками растений».
  3. «Знакомство с внешним строением растения»
  4. «Наблюдение за передвижением животных»

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Биология – наука о животном мире.(9 ч)

Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Демонстрации

  1. Приборы и оборудование.
  2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
  3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки
  4. Микропрепараты различных растительных тканей

Лабораторные работы

  1.  Изучение строения увеличительных приборов.
  2.  Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника ‒ наука о растениях. Царство  животные. Общая характеристика  животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие  животных, их связь со средой обитания. Роль  животных в биосфере. Охрана  животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

  1.  Знакомство с внешним строением растения.
  2. Наблюдение за передвижением животных.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.

Тема 4 . Человек на планете Земля (6 часа ).

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу.  Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )

Охрана природы. Живой мир планеты.  Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения вводного курса биологии    ученик должен

  • знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
  • знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • приводить примеры   приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;  
  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел живой природы;
  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

Результаты обучения

  • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
  • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;
  • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
  • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);
  • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
  • Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ
  • Личностными результатами являются следующие умения:
  • 5–6 классы
  • • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Формировать эстетическое отношение к живым объектам.

  • Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • 5–6-й классы
  • • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Познавательные УУД:
  • 5–6-й классы
  • • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Коммуникативные УУД:
  • 5–6-й классы
  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
  • 5-й класс
  • – определять роль в природе различных групп организмов;
  • – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
  • – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • – перечислять отличительные свойства живого;
  • – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • – определять основные органы растений (части клетки);
  • – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • – понимать смысл биологических терминов;
  • – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  • – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
  • Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
  • 5-й класс
  • 1-я линия развития – осознание роли жизни:
  •  определять роль в природе различных групп организмов;
  •  объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
  • 2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
  • – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  •  находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  •  объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • 3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
  • – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • 4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
  • – перечислять отличительные свойства живого;
  • – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  •  определять основные органы растений (части клетки);
  •  объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  •  понимать смысл биологических терминов;
  •  характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  •  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
  • 6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
  •  использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
  • Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.
  • Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий. Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
  • Находят значение указанных терминов в справочной литературе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. 5 КЛАСС» (34 Ч)

 

№  урока

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Целевая установка

Понятия

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Домашнее задание

Дата

проведения

предметные

метапредметные

личностные

РАЗДЕЛ 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ. 9 ЧАСОВ.

1.

Наука о живой природе.

1

Комбинированный

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых

они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения

естественных наук и основных правил работы и ТБ в кабинете биологии.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

П.1 Р/т 4-6. Сообщение «Разнообразие живых организмов»

2.

Отличительные признаки живых организмов

1

Изучение нового материала

Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Выделение отличительных признаков живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.

П.2. Р/т 4-6. Сообщение «Способы передвижение растений или животных»

3.

Методы изучения природы.

1

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных

навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного исследования природы

П.3. вопросы 1,3,4. Р/т 5-6.

4.

Увеличительные приборы. Л/р№ 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов».

1

Изучение нового материала

Изучение устройств увеличительных приборов

Лупа, микроскоп

Освоение

основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

П.4. вопросы: 1,3,4. Р/т 5-6

5.

Строение клетки. Ткани. Л/р № 2 «Знакомство с клетками растений».

1

Комбинированный

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

П.5. вопросы:1-4. Р/т 4-5

6.

Химический состав клетки.

1

Комбинированный

Формирование представлений о химическом составе клеток

Неорганические и органические вещества.

Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание единства происхождения всех живых организмов.

П.6. вопросы: 1-4. Р/т 4-6

7.

Процессы жизнедеятельности клетки

1

Комбинированный

Основные процессы в живой клетке. Размножение клетки путём деления.

Взаимосвязанная работа частей клетки, как целостной живой системы ‒ биосистемы

Обмен веществ, деление клетки, клетка

Обмен веществ, деление клетки, клетка

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о размножение клетки и обменные процессы в клетке

П. 7. вопросы 1,3,5 Р/т 1,5,6.

8.

Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология – наука о живом мире»

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Аристотель,

Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Владимир Иванович

Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли исследований и открытий ученых ‒ биологов в развитии представлений о живой природе

Р/т 1-6 стр. 22‒24

9.

Контрольная работа №1 по теме: «Живой организм: строение и изучение».

1

Контроль знаний

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Биология, живые клетки тела, вещества.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к

естественным наукам

РАЗДЕЛ 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 12 ЧАСОВ

10.

Царство живой природы

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

их изучения

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-

кации: тип (отдел) – класс –отряд (порядок) – семейство – род – вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного значения классификации живых организмов

П.8. вопросы 1-4, Р/т 3,5 и 6.

11.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

Изучение нового материала.

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных особенностей

строения и функционирования бактериальных клеток.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о строение и жизнедеятельности бактерий

П.9. вопросы 1-5. Р/т 4-6.

12.

Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики. Роль бактерий

1

Комбинированный

Формирование представление о многообразие бактерий. Иметь представление о болезнетворных бактерия и методах борьбы с ними. Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, размножение бактерий

Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД: определение цели своего обучения; структуирование информации. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Задавать вопросы

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения.

Регулятивные УУД: целеполагание. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций

П. 10. вопросы 1,3,4 Р/т 4-6

13.

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека.

Растения Таборинского района

1

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (По-крытосеменные)

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни человека

П.11 вопросы1,2 Р/т 4,5,6

14.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Л/р№3

«Знакомство с внешним строением растений».

1

Урок-практикум

Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Побег, корень, почки, стебель, листья, цветки, шишки.

Определение существенных признаков семенных растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов

П.11 прочитать доп. мат.,

Р/т задание 7-8

15.

Животные

Животные Таборинского района

1

Комбинированный

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Простейшие, гетеротрофы, млекопитающие, позвоночные, беспозвоночные.

Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека;

Познавательные УУД: определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.Умение работать индивидуально

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения Построение системы нравственных ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

П.12. вопросы 1-4. Р/т 5-6

16.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Л/р№3

«Наблюдение за передвижением животных».

1

Урок-практикум

Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении  движения для животных.

Распознают одноклеточных и многоклеточных животных. Характеристика простейших. Сравнивают строение тела амебы с клеткой эукариот, делают выводы..

Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении за животными, сравнения их способов передвижения, выводы о зависимости способа передвижения от среды обитания;

П.12.прочитать доп. материал, Р/т 1,2,6

17.

Грибы.

Грибы Таборинского района

1

Комбинированный.

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в

природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

помощи при отравлении

ядовитыми грибами

П.13.вопросы 1-5. Р/т 4-6

18.

Многообразие и значение грибов.

1

Комбинированный.

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении Одноклеточные грибы ‒ дрожжи. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; мер профилактики грибковых заболеваний.

Познавательные УУД: определение целей своего обучения и структурировать информацию. Самостоятельно искать информацию. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека. Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач. Организация познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Контролировать действия партнера

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение

Регулятивные УУД: целеполагание.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

П.14. вопросы 1-4. Р/т 4-5

19.

Лишайники.

РК Многообразие лишайников в Таборинском районе

1

Комбинированный

Формирование представлений о лишайниках как представителях царства растений, обладающих признаками и растений и животных.

Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П.15. вопросы 1-4. Р/т 5-6

20.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

 Полезные и вредные живые организмы на территории Таборинского района

1

Комбинированный.

Формирование представлений о значении растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека

Биологическая защита урожая, сорта растений и породы животных, лекарственные растения

Знание о существовании сортов культурных растений и пород животных.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности человека.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

повторение П.8-П.16.

21.

Контрольная работа №2

1

контроль знаний

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

РАЗДЕЛ 3. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 7 ЧАСОВ

22.

Среды жизни планеты Земля

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об особенностях водной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

Среда обитания. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связь теории и практики

П.17. вопросы 1-5, Р/т 4,5,6

23.

Экологические факторы среды

1

Комбинированный

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Абиотические, биотические, антропогенные факторы

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

П.18. вопросы 1-3; Р/т 4-6

24.

Приспособление организмов к условиям среды обитания

1

Комбинированный

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

П.19. вопросы 1-4; Р/т 4-6

25.

Природные  зоны. Особенности природной зоны Урала

1

Изучение нового

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

П.21. вопросы 1-4; Р/т 4-6

26.

Жизнь на разных материках

1

Изучение нового

Формирование представлений о видах различных материков. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях материка

Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

П.22. вопросы 1-5, Р/т 4-6

27.

Жизнь в морях и океанах.

1

Изучение нового

Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана

Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

П.23.вопросы 1-5, Р/т 4-6

28.

Контрольная работа №3 по теме: «Среда обитания живых организмов».

1

Контроль знаний

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. 6 ЧАСОВ.

29.

Как человек появился на Земле.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности к своему народу

П.24. вопросы 1-4 Р/т 5-6

30.

Как человек изменил природу..

1

Комбинированный

Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы

Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

П.25 вопросы 1-5 Р/т 3,5,6

31.

Важность охраны живого мира планеты

РК Красная книга Свердловской области

1

Комбинированный

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

П.26. вопросы 1-5, Р/т 2,5,6

32.

Сохраним богатство животного мира.

1

Обобщение и систематизация

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

Опустынивание

Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе.

33.

Итоговый контроль знаний по курсу

1

Контроль

Систематизация знаний по темам курса 5 класса.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живых организмов. Проверять правильность теоретических выводов.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

34.

Задания на лето

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные УУД: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности