Коррекционная работа с детьми

Зверева Инна Александровна

В этом разделе собраны материалы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 52 «Самолётик»

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

Родитель____________                                                  Заведующий МАДОУ______

Дата________________                                                  Дата____________________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

воспитанника старшей «А» группы

ф.и.о. ребенка

Ответственный за реализацию программы:

Зверева Инна Александровна

г. Нижневартовск, 2015г.

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу учителя-дефектолога в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
  • методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
  • инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
  • приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры от 27.08.2014г. №1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 уч.год»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • инструктивное письмо Минобразования и науки РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 №2;

Адресат: ФИО ребёнка, воспитанника старшей группы МАДОУ города Нижневартовска детского сада № 52 «Самолетик». Обучается по программе 7 вида.

Мальчик  легко  вступает в контакт со взрослыми и детьми. Навыки самообслуживания сформированы по возрасту, моторика пальцев рук развита слабо. Счет в пределах 10, итоговое число не называет, обратный счет от 5.

Работоспособность низкая. Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация не соответствуют возрасту. Пространственно-временные представления не сформированы.

Снижено восприятие цвета и формы. Внимание неустойчивое. Объем зрительной и слуховой памяти снижен. Особенности мышления: классифицирует и обобщает с помощью взрослого. Бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, снижен фонематический слух, нарушена слоговая структура слова. Запас общих сведений снижен. В играх выполняет второстепенную роль.

Диагноз: Смешанные специфические расстройства психологического развития

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Целью данной рабочей учебной программы является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребёнка, его оздоровление.

Задачи программы:

1) Охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия;

2) Формирование общей культуры личности ребенка;

3) Развитие социальных,  нравственных, интеллектуальных качеств ребенка;

4) Создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) Формирования предпосылок учебной деятельности;

6) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

Форма коррекционно-развивающей работы – подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  •  обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса. Индивидуальные дефектологические занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип динамичности восприятия;
  • принцип продуктивной обработки информации;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип субъективности.

Основные методы обучения:

- практические,

- словесные,

- наглядно-демонстрационные

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие сенсорного восприятия;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • ориентировка во времени и пространстве;
  • развитие фонематического слуха;
  • обогащение словаря.

Содержание программы

Основные направления коррекционной работы

(согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ):

Содержание

Развитие сенсорного восприятия.

Развитие ориентировки во времени.

Развитие ориентировки в пространстве.

Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Найди геометрическую форму

Угадай на ощупь. Волшебный мешочек.

Лепим ягоды.

Царапка.

Мозаика на пластилине.

Найди фигурке место.

Проворные мотальщики.

Развивать непроизвольное и произвольное внимание и его свойства: концентрацию, объем, устойчивость, переключаемость и распределение.

Найди фигурке место. Четыре стихии.

Да или нет?

Кто как голос подаёт?

Развивать зрительную, наглядно-образную, двигательную, слуховую, эмоциональную память и его свойства: объем, точность, скорость процессов запоминания.

Развивать зрительные, слуховые, представления.

Про бабку. Боровичок.

Лошадки.

Запомни слова.

Слог-шаг. Ухо-нос.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами.

Подбери фигуру.

Вид-вид.

Фрукты, овощи, ягоды.

По порядку.

Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в пространстве.

Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве.

Овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности.

Вместе с мамой.

Листья полетели. Накроем стол.

Уютный дом куклы Насти.

Рисуем нитью по клеточкам.

Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога с обучающимся:

  • дыхательная гимнастика;
  • физкультминутки;
  • игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия;
  • пескотерапия; упражнения для релаксации;
  • самомассаж рук; элементы точечного массажа;
  • логоритмика;
  • методика «Расскажи стихи руками».

Планируемые результаты:

У обучающегося произойдут качественные изменения в показателях психического развития:

  • улучшится качество слухового и осязательного восприятия;
  • улучшатся качества и свойства непроизвольного и произвольного внимания;
  • улучшатся качества и свойства зрительной, наглядно-образной, двигательной, слуховой, эмоциональной памяти;
  • улучшатся качества мышления: овладеют начальными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладеют умениями соотнесения предметов с моделями, макетами;
  • улучшатся качества зрительных, слуховых, осязательных представлений;
  • будут закреплены знания об основных сенсорных эталонах формы, величины.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы (личностные результаты):

  • будут развиты мотивы учебной деятельности;
  • будет владеть коммуникативными умениями, знать основные нормы межличностного взаимодействия;
  • сформировано умение узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве;
  • сформировано умение узнавать и различать по голосам окружающих людей, определять по голосу эмоциональное состояние человека;
  • будет владеть различными способами осязательного обследования;
  • будут сформированы элементарные умения и навыки ориентировки в пространстве.

                

Календарно-тематический план

№занятия

Тема

Задачи занятия

№1-2

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№3-4

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№5-6

Я и моя семья.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (стучат карандашом, играют мячом).

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (положение людей относительно ребенка, по отношению друг к другу).

Развитие координации движений

Развитие временных представлений: молодой, старый, моложе, старше.

№7-8

Осень.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

Развитие координации движений

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№9-10

Ягоды.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: шар.

Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

№11-12

Овощи.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие логического мышления, обучение классифицировать предметы.

№13-14

Фрукты.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие мышления, обучение ребёнка классифицировать предметы.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№15-16

Осенние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей природе (идёт дождь, шумят листья, жужжит жук).

№17-18

Растения: трава, цветы.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие кратковременной долговременной слуховой память.

№19-20

Растения: деревья, кустарники.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№21-22

Домашние птицы.

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, памяти.

№23-24

Домашние животные

Развитие слухового внимания.

Развитие тактильного восприятия.

Укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением рук по показу и словесной инструкции.

№25-26

Зима.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№27-28

Игры и забавы детей.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие тактильного восприятия.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№29-30

Дни недели.

Развитие слухового восприятия, умение определять звуки в окружающей действительности (шум крупы, воды и др.).

Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

№31-32

Зимние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение работе по образцу.

№33-34

Сутки.

Развитие временных представлений суток: утро, день, вечер, ночь.

Развитие произвольного внимания.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

№35-36

Новый год.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№37-38

Мои друзья.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в

пространстве (положение предметов на плоскости относительно ребенка, по отношению друг к другу).

Развитие координации движений.

Развитие мелкой моторики, развитие микропространства.

№39-40

Одежда.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

Развитие произвольного внимания.

Развитие мелкой моторики.

№41-42

Обувь.

Развитие мелкой моторики.

Развитие сенсомоторной координации, обучение выполнению движений двумя руками одновременно.

Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

№43-44

Посуда.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№45-46

Мебель.

Развитие представлений об объёмных геометрических фигурах: куб, брус.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№47-48

Транспорт.

Развитие слухового внимания через подвижные игры, направленные на восприятие звуков речи.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве (на листе бумаги).

№49-50

Птицы.

Развитие слухового внимания.

Развитие внимания.

Развитие координации движений.

№51-52

Дикие животные

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями длинный – короткий.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№53-54

Школа. Школьный двор.

Развитие слухового внимания через различение звуков окружающей действительности.

Развитие произвольного внимания и восприятия.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве

№55-56

Дни недели.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№57-58

Весенние месяцы.

Развитие отношений порядка следования: первый, последний, после, за, следующий за.

Обучение ребёнка продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№59-60

Насекомые.

Развитие слухового внимания.

Развитие координации движений, памяти.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие гибкости и силы мелкой мускулатуры пальцев рук через лепку из пластилина (сдавливание, расплющивание, раскатывание).

№61-62

Сад, огород.

Развитие пространственных отношений: ориентировка в пространстве .

Развитие произвольного внимания и восприятия.

Развитие координации движений, моторной памяти.

Развитие мелкой моторики, развитие пространства.

№63-64

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

№65-66

Диагностика уровня развития познавательных психических процессов.

Взаимодействие педагогов в коррекционной работе с детьми с нарушениями развития

Инструктор по физической культуре

- развитие общей моторики и координации движений;

- развитие произвольности;

- развитие умений мышечной релаксации.

Учитель-дефектолог

- определение сложности и выраженности дефекта развития и речевых недостатков;

-коррекция речевой и познавательной сферы;

- постановка и автоматизация звуков;

- оказание консультативной помощи педагогам и родителям

Педагог-психолог

- коррекция основных психических процессов;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие произвольности психических процессов;

- снятие состояний тревожности, помощь в создании психологически-благоприятного климата в группах.

Воспитатель по ИЗО

- развитие тонкой моторики;

- развитие зрительно-пространственной ориентации;

- развитие воображения;

- расширение кругозора.

Музыкальный руководитель

- развитие чувства ритма и темпа речи

- автоматизация звуков при исполнении песен;

- работа над интонационной и мимической сторонами речи;

- выработка положительной мотивации на чистую речь.

Воспитатель

- соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов;

- развитие познавательной сферы;

- развитие тонкой моторики;

- индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня

Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в режимных моментах

Формы коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Утренняя коррекционная гимнастика

Коррекция дыхания, опорно-двигательного аппарата. Элементы фонетической ритмики.

Развитие слухового внимания, мелкой моторики, пальцев рук. двигательной активности, ориентировки в пространстве

Засыпание под музыку

Релаксация: переход от активной деятельности ко сну

Пробуждение под музыку

Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный заряд детей для дальнейшей деятельности во второй половине дня

Коррекционная гимнастика пробуждения

Развитие обшей и мелкой моторики. Коррекция дыхания. Элементы фонетической ритмики. Умение ориентироваться в пространстве

Дидактическая игра

Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях

Сюжетно-ролевая игра

Закрепление умений организовывать и поддерживать игровую  деятельность.

Обогащение лексики.

Развитие связной речи.

Развитие коммуникативной стороны речи

Индивидуальная коррекционная работа по заданию логопеда

Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений грамматической стороны речи и связной речи. Коррекция звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика. Обогащение лексики

Индивидуальная коррекционная работа по заданию дефектолога

Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, сенсорного

восприятия.

Развитие познавательной деятельности

Индивидуальная коррекционная работа по заданию психолога

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

Досуги, праздники,

театрализованная

деятельность

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Формирование предпосылок к развитию творческого

воображения.

Развитие мелкой и общей моторики

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках инклюзивного образования

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместное пребывание ребенка и родителей в группе, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.

Образование родителей

Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность

Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии).

Литература

Филичева Т.Б.,   Чиркина Г.В. Подготовка к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Части I – II: Пособие для студ. Дефектол. ф- тов, практич. работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. М., 1993.

 

Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: ВЛАДОС, 1999.

        Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития: Учебное пособие учителя. - М.: Просвещение, 1990.

        Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. /сост. В.М.Астапов. – М: Международная педагогическая академия, 1995.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Развитие партнерства, активности, самостоятельности дошкольников на занятиях с использованием коллективного способа обучения»

«ОБУЧЕНИЕ - это общение человека с человечеством» А.Петровский

Основная идея технологии Коллективного Способа Обучения (КСО)

заключается в организации занятий на основе взаимодействия детей. Идея обучения ребенка самим ребенком берет свое начало из древности.

Впервые технологию КСО использовал на Украине в 1918 году талантливый инженер педагог Александр Григорьевич Ривин.

С 1984г и до сих пор во главе движения КСО-шников стоит его теоретик Виталий Кузьмич Дьяченко, профессор, член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук, и Манук Ашотович Мкртчян, доцент, кандидат физико-математических наук.

В книге Г.К.Селевко «Педагогические технологии» дается такое определение КСО: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого».

В настоящее время господствующим способом обучения является групповой, который в XVI веке сменил индивидуальный способ обучения. В групповом способе обучения используется групповая организационная форма, она же является ведущей. А в коллективном способе обучения оптимально сочетаются уже четыре организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Именно коллективная организационная форма является принципиально новой.

Главная проблема КСО - освоить эту новую организационную форму и сделать ее ведущей,

Новая педагогическая технология профессора В. К. Дьяченко осваивается в школах учителями предметниками. Проводятся многочисленные открытые коллективные занятия, семинары, курсы. Разработаны для учителей - предметников доступные пособия. Для педагогов дошкольников эта технология принципиально новая, нет разработок по ее внедрению в воспитание и обучение детей дошкольного возраста. А между тем, используя элементы технологии КСО, можно разнообразить проведение занятий в детском саду, повысить их эффективность.

Ознакомившись и изучив технологию В.К.Дьяченко, мы попробовали использовать ее элементы на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

На первых порах детям предлагалась игра. Например, «Найди лишний» Цель игры: На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен в таблице, и обосновать выбор. При обычном способе обучения мы всем детям даем одинаковые карточки. Дети выполняют одно и то же задание одновременно. Но дети индивидуальны: кто-то выполняет задание быстро, а кто-то долго не может с ним справиться. Когда с заданием справилась основная масса детей мы, как правило, разбираем данное задание. Отвечают чаще всего наиболее смелые, способные дети. А те, у кого способности ниже, они наверняка еще и не успели справиться с заданием. И выходит, что удел этих детей: всегда получать готовую информацию. Возможно, что они к этому привыкнут, и не будут стремиться закончить работу быстрее. Вот поэтому мы стали давать детям разные, но подобные задания. Теперь ребенку обязательно надо выполнить все самому. Тем детям, у которых способности выше, предлагались более сложные задания, а тем, кто послабее - наоборот, легкие. Дети, которые быстро справляются с заданием, получают дополнительное задание, и снова работают. Поэтому праздно сидящих детей на занятии нет.

Теперь уже каждый ребенок включается в работу, он в принципе не может «отсидеться» как на обычных занятиях. Мы пришли к выводу, что только на коллективных занятиях возможна подлинно индивидуальная работа с детьми. Работа в паре делает помощь воспитателя адресной и своевременной, что не всегда удается при обычной организации занятия.

На следующем этапе внедрения элементов КСО в обучение детей дошкольного возраста математике мы использовали такой прием: дети выполняют каждый свое задание, например, в игре «Закрой коробку подходящей крышкой» Цель игры: упражнять детей в количественном счете до 10, уметь соотносить количество с нужной цифрой.

Выполнив свою работу, ребенок проверяет ее, затем меняется заданием со своим товарищем, выполняет и это задание. Если кому-то из детей необходима помощь воспитателя он поднимает сигнал - светофор.

На третьем этапе мы усложнили работу. Предложив детям не только меняться заданием с соседом, но и закончив выполнять свои задания, поменяться заданиями с другой парой. Вот тут у нас возникла непредвиденная ситуация. В силу того, что темп работы у каждой пары свой, он разный, случалось так. что дети, закончив работу, не находили пару, которая тоже закончила работу и им приходилось «простаивать», дожидаясь других. Тогда мы поставили дополнительный, свободный стол, за который садилась выполнять задания, та пара, которая уже закончила свою работу. Проблема исчезла. Дети стали выполнять подобных заданий на 1-2 больше.

На следующем этапе введения элементов КСО в обучение дошкольников математике мы внесли стенд учета выполненных заданий. У каждого ребенка на стенде фотография. Выполнив задание, ребенок подходит к стенду и ставит в свою ячейку значок (капельку), который символизирует выполнение одного задания. В конце занятия каждый ребенок видит свой результат. Он может посчитать капельки и узнать, сколько заданий он успел сделать.

В последующем ввели еще одно новшество: если ребенок выполнил задание сам, без помощи товарища или воспитателя, то он выставляет себе один значок (например, сердечко), но если ребенку была оказана помощь, он сам затруднялся в выполнении задания, то выставляет себе уже другой значок (например, цветок). И также в конце занятия подводит итог своей работы. Каждый из детей стремится выполнять задание сам и на помощь зовет в крайних случаях.

Активность детей на таких занятиях -100%, нет праздно сидящих детей, все работают.

Работают в том темпе, в каком могут оба. Развивается речь детей, т.к. информацию передают товарищу. На обычных занятиях, если у ребенка плохие знания, он старается молчать, а в парах волнение проходит, и ребенок говорит и работает в режиме, подходящем для него. В течение определенного времени каждая пара выполняет столько заданий, сколько им под силу.

Некоторым детям рассказать воспитателю перед группой страшнее, чем своему же товарищу. Например, Алеша Б. никогда на обычном занятии по математике, не отвечал ни на какие вопросы, часто плакал оттого, что не может справиться с тем или иным заданием, очень переживал свои неудачи. После того, как мы начали применять элементы технологии КСО, Алеша стал более уверенным в себе. В пару он всегда выбирает своего товарища Кирилла. При необходимости Кирилл помогает Алеше, объясняет ему, советует как лучше, рациональнее выполнить задание. Дети учатся общаться, договариваться, формируется чувство взаимопомощи.

При подобном подходе у детей возникает ощущение радости победы над поставленной задачей и над собой, радости творчества. Это позволяет ребенку подняться на более высокую ступеньку развития своих возможностей, где его развитие идет более успешно. Приятно наблюдать, как дети активно работают. Дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, анализировать, сопоставлять. Коллективный способ обучения (в парах, группах) способствует приобретению не только специальных учебных навыков, но и навыков социального общения, самостоятельности.

Оценив применение технологии КСО на занятиях по математике, мы решили попробовать ее на познавательных занятиях и занятиях по развитию речи. Дети с увлечением пересказывают друг другу тексты, составляют рассказы по модулям, по картине, заучивают стихи и т.д., потому, что рассказать, например, стихотворение товарищу совсем не страшно, по сравнению со всей группой. И на обычном занятии, например, рассказать составленный рассказ успевают 4-5 человек, обычно самых активных, а остальные только слушают, А на занятиях с использованием КСО каждый должен составить рассказ и рассказать его своему партнеру, а может, даже еще и перейти к другому ребенку и успеть рассказать свой рассказ и послушать рассказ партнера.

Первый удачный опыт при заучивании стихотворения «Осенний клад» И.Пивоваровой: Воспитатель Безденежных В.П. распределила детей в пары так, чтобы один из них был с более лучше развитой памятью. Прочитав стихотворение и поговорив о его содержании, как на обычном занятии, воспитатель предложила детям заучивать стихотворение в паре. Дети по очереди рассказывали друг другу и в результате, стихотворение было на занятии заучено всеми детьми, а не 5-6, как обычно.

Воспитатель Дронина Н.А. при обучении детей пересказыванию сказки «Лиса и рак» тоже использовала элементы технологии КСО, Дети, прослушав и поговорив о содержании сказки, стали пересказывать ее друг другу. В результате сказку пересказал даже Ваня И., который никогда не рассказывал на занятии ничего, хотя речь его развита в соответствии с возрастом. Сказку он пересказал девочке Саше С, с которой был в паре. Пусть первый раз неуверенно, не смело, еле слышно, но на лицо был положительный результат.

Теперь уже, спустя год, мальчик рассказал стихотворение на утреннике, рассказал очень хорошо, громко, выразительно. Мы рады, что проходит его скованность, стеснение, он стал увереннее в себе. Думаем, что положительный результат дает использование нами технологии КСО.

Хороший, положительный результат виден и при составлении рассказов по модулям, например, составление рассказа «Весна» в старшей группе. Составление рассказа «Кормушка» по фабульным картинкам.

На познавательном занятии «Береги свои игрушки» дети в конце занятия составляют небольшой рассказ в паре (по модулям) «Моя любимая игрушка» При обычном способе организации занятия такой рассказ успели бы рассказать 3-4 человека из самых способных детей, а в нашем случае рассказ рассказал каждый ребенок.

Мы считаем, что это самое главное - активное участие в занятии.

На занятии «Если хочешь быть здоров» дети в конце занятия составляют правила безопасности и меры профилактики в дидактической игре «Если в доме больной»; классифицируют предметы гигиены личного и общественного пользования в дидактической игре «Кому что?».

На занятии «Птицы - наши друзья» дети разгадывают ребусы о птицах. За определенное время каждая пара разгадывает столько ребусов, сколько им под силу. Кто-то успеет разгадать один ребус, а некоторые 3-4.

Эффективность таких занятий превзошла все ожидания. В результате: стихотворение заучено всеми детьми, а не 5-10 самыми способными. Выполнено на занятии от 10 до 16 заданий. Структура занятий по технологии КСО достаточно разнообразна, но подчинена двум принципам - сочетанию активной мыслительной деятельности с практическими действиями.

Мы увидели, что при таком способе организации дети все работают, им некогда отвлекаться, они зависят не только от того, как работают сами, но и от работы товарища. Им приходится помогать друг другу, считаться с мнением напарника. Дети научились доказывать свою точку зрения, рассуждать, если надо, убеждать.

Работой этой мы заинтересовались, показали открытые занятия для педагогов нашего детского сада, многим понравился такой способ организации детей на занятии. Впоследствии мы сделали по этой теме сообщение на педсовете. В апреле 1999 года на базе нашего МОУ было проведено методическое объединение воспитателей города по математике на тему: «Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста». Мы составили занятие на эту тему с использованием технологии КСО. Занятие прошло очень хорошо, всем присутствующим понравилось, также, как и понравились все наши пособия, которые мы придумали сами. Например, игра «Построй дом». Детям предлагалось по алгоритму, например: провести линию от заданной точки. Ребенок делал свое задание, проверял его, проверял выполнение задания у товарища (у каждого свой алгоритм) и шел за другой стол выполнять такое же задание, но совсем по другим алгоритмам. За короткое время дети выполняют 5 - 6 подобных заданий.

Или другая игра: «Помоги белочке набрать грибов». По алгоритму дети закрашивают столько грибочков, сколько обозначено на карточке, например, слева от елочки 3 грибочка, а справа - 4. У каждого свой алгоритм.

Материала на занятия с такой организацией требуется много, надо хорошо продумывать, как сам материал, так и его расположение.

Мы не хотим сказать, что теперь все занятия проводим только так, конечно нет. Но стараемся использовать эту технологию на многих своих занятиях.

Хочется сказать еще об одной технологии. В своем детском саду мы изучаем и внедряем гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили. В своей работе мы стараемся следовать его принципам, и считаем, что наш опыт по внедрению технологии КСО перекликаются с технологией Ш.А.Амонашвили.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КСО

  1. ИДТИ ОТ РЕБЕНКА, НЕ НАВЯЗЫВАЯ ЕМУ ТЕМП И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЕГО РАБОТЫ
  2. ПООЩРЯТЬ НЕ СТОЛЬКО РЕЗУЛЬТАТ, СКОЛЬКО СТРЕМЛЕНИЕ РЕБЕНКА К ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ.
  3. СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ

                                w                                        w                                  

  1. непрерывной и безотлагательной передачи полученных

знаний друг другу

  1. обучение по способностям ребенка

ОСОБЕННОСТИ КСО

Дидактические:

А/ обучают дети друг друга Б/ сотрудничество - основа обучения В/ полная самостоятельность Г/ разные темпы и материал

Организационные:

А/ нет четкости и упорядоченности Б/ говорят все, общаются В/ рабочий шум Г/ смена рабочего места

Развивающие:

А/ в соответствии с индивидуальными особенностями Б/ учатся выступать, рассуждать, доказывать. В/ развитие педагогических способностей

Воспитательные:

А/ работают на себя и на других Б/ отношения ответственной зависимости

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ КСО:

Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль воспитателя

Одним из преимуществ КСО является высвобождение воспитателя от значительной доли фронтальной работы с группой и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи детям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по развитию речи

Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Продолжать учить детей самостоятельно, без повторов, последовательно передавать содержание текстов.

Совершенствовать умение составлять рассказы (по плану, по картине, по модулям и т.п.), сказки, заучивать стихи.

Воспитывать умение радоваться вместе с товарищем своей и его удаче.

По ФЭМП

Углублять представления детей о составе числа. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, цифрах и знаках. Совершенствовать умение решать задачи, задачи - шутки. Закреплять умение работать по схемам, модулям, алгоритмам.

Развивать пространственное воображение, творческое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ

СЕНТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1. Игра «Закрой коробку» (переход в паре сменного состава) Игра «Проведи лягушонка» (переход в паре сменного состава)

ЗАНЯТИЕ 2. Ориентировка на листе бумаги (в паре постоянного состава)

ЗАНЯТИЕ 3. Головоломки с палочками (в паре)

ОКТЯБРЬ

ЗАНЯТИЕ 1. Измерение условной меркой (в паре) Головоломки с палочками

ЗАНЯТИЕ 2. Состав числа 6 «Примеров много, ответ один» Составление задач.

Ориентировка на листе бумаги, Зрительный диктант. Игра «Найди лишнюю».

НОЯБРЬ

Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы) Составление и решение задач (в паре).

Прямой и обратный счет «Проводи лягушонка» Ориентировка на листе бумаги

Разложение числа 8. «Примеров много, ответ один» Игра « Построй дом» (по схеме)

ДЕКАБРЬ

Прямой и обратный счет «Проводи жучков» Головоломки «Колумбово яйцо» (в паре)

Геометрические фигуры «Найди паспорт каждой фигуры» Дни недели, месяцы года.

Сравнение двух чисел Головоломки с палочками

ЯНВАРЬ

Состав числа «Подбери пару» Задачи

Прямой и обратный счет «Покажи стрелками» Деление на 2, 4, 8 частей

ЗАНЯТИЕ 3.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2,

ЗАНЯТИЕ 3,

Цифры и знаки «Сравни и заполни» Головоломки «Пифагор»


ФЕВРАЛЬ

Знаки, цифры. Игра «Нарисуй стрелки и запиши ответ» Продолжи ряд

Нарисуй предметы так, чтобы они увеличились. Подбери к каждому кубику недостающий кусочек Головоломки «Танграм»

МАРТ

Цифры, знаки. Игра «Цепочки»

Состав числа 9. «Разбей на части разными способами» Игра «Найди лишнюю»

Состав числа. «Строим домики» Равенства «Сравни и допиши» Дни недели, части суток

«Который час»

АПРЕЛЬ

Ориентировка на листе (алгоритмы) Головоломки «Собери квадрат»

Геометрические фигуры, ориентировка на листе «Магазин ковров» Задачи - шутки.

Прямой и обратный счет. «Проводи черепаху» Игра «Нарисуй следующую»

МАЙ

Игра «Нарисуй пропущенную» Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Продолжи ряд» Игра « Найди лишнюю»

Игра «Проводи жучков»

ЗАНЯТИЕ 1

ЗАНЯТИЕ 1

ЗАНЯТИЕ 2.

ЗАНЯТИЕ 3. ЗАНЯТИЕ 1.

ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗАНЯТИЕ 2. ЗАНЯТИЕ 3

Игра «Помоги белочке набрать грибов» (алгоритмы)

 

Воспитатель: Зверева И.А.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: