Взаимодействие с родителями

Зверева Инна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для родителей

«Кукла Акань»

Цель: пробудить интерес родителей и детей к традиционной игрушке народов Севера.

Задачи: расширить представления детей и родителей о культуре народов Севера – ханты; активизировать родителей на участие в совместном творчестве; развивать любознательность, коллективизм.

Предварительная работа:

  • изучение истории возникновения куклы Акань;
  • изучение технологии изготовления куклы;
  • создание электронной презентации.

Индивидуальная работа с родителями и воспитанниками: организация бесед по сбору информации о жителях нашего края.

Материал:

  • презентация «Игрушка как часть народной традиции»
  • иллюстрации с изображением ханты и манси, их быт,
  • украшения из бисера, костюмы.

  • Для практической части: ножницы, различные лоскутки ткани.

Участники: воспитанники и родители МАДОУ ДС№52 «Самолетик» Ход мероприятия:

Ведущий. Среди важнейших задач, стоящих перед детским садом, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, изучения традиций различных поколений.

Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру хантыйского народа, поскольку ситуация, в которой он оказался к концу XX в., вызывает тревогу. Поэтому перед всем человечеством стоит глобальная проблема сохранения малочисленных народов, их культуры. Решение данной проблемы является создание системы просвещения, которая призвана ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни хантов, их самобытной культурой, уникальной историей и традициями.

Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы


способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Ведущий. Остановимся подробнее на игрушках детей хантов и манси.

(Презентация) Первая кукла-игрушка у девочек появляется примерно в 3 – 4 года. У каждой девочки ханты есть собственный рукодельный и кукольный мешочки. В первом хранятся принадлежности для шитья, а во втором – куклы с их нарядами. Уже с 5 и до 7 лет девочка сама может сделать куколку. Размеры куклы не должны превышать размера детской ладони, таким образом куклы растут вместе с девочкой. Минимальный размер куклы – не меньше мизинца.

По традиции ханты считается, что кукла больших размеров уже похожа на человека, а маленькая применяется в поминальной практике. Среди кукол-малюток есть изображение младенца в люльке.

Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.

По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.

Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.

  • игровом мире могут присутствовать элементы дерева. Это касается сосновых и кедровых шишек, которые используются для изготовления кукол - шишек. Они представляются духами-покравителями кукольной семьи. В фольклоре ханты существует метафора, где шишки обозначают смену человеческих поколений: «Когда настанет время, посыпятся кедровые шишки, сосновые шишки…» Такая форма является иллюстрацией представлений о рождении нового поколения людей.

Ведущий. Вот сегодня, я вам предлагаю самим изготовить куклу «Акань». Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:

  • 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.;
  • 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.;
  • 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.;


  • 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.

Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине и скручивают в скатку  Скрученный лоскут перегибают пополам  

Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязывают платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест, концы заводят за спину, не завязывая узел  

Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см.

  и перевязывают поясом  

Второй платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка   Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы  

   Ведущий. Многообразие кукольных персонажей по истине велико. Каждый

  персонаж неповторим и интересен.

Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРУШКА «КУКЛА АКАНЬ»

Слайд 2

Чтобы смастерить куклу, нам понадобится: 2 лоскутка яркой ткани размером 10,5х3 см.; 2 лоскутка яркой ткани размером 5х5 см.; 2 лоскутка яркой ткани шириною 0,6 см., длиною – 12-15 см.; 1 лоскуток светлой ткани размером 15х15 см.

Слайд 3

Лоскут ткани размером 10,5х3 см. дважды складываем от краев длинной стороны к средине (рис. 1)

Слайд 4

и скручиваем в скатку (рис. 2)

Слайд 5

Скрученный лоскут перегибаем пополам (рис. 3)

Слайд 6

Треть длины куклы определяем как голову, другие две трети – низ куклы. На голову повязываем платок. Для этого небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складываем по диагонали. Платок накидываем концами крест-накрест, концы заводим за спину, не завязывая узел (рис. 4)

Слайд 7

Затем куклу плотно заворачиваем в другой лоскут ткани размером 10,5х3 см. (рис. 5)

Слайд 8

и перевязываем поясом (рис. 6).

Слайд 9

Второй платок повязываем на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка (рис. 7)

Слайд 10

Концы платка не фиксируем узлом, а стягиваем вторым поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы (рис. 8)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дорожная азбука»

подготовила воспитатель

Зверева И.А.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

Правила безопасного поведения на улице

  • На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
  • Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
  • Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
  • Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
  • Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod52.htm



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»

Подготовила воспитатель Зверева И.А.

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскор - мил, да добру научил», «Не чванься отцом - хвались сыном молодцом».

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»

Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - целый сын». Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».

Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда дороже золота».

Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».

Пример родителей - лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod55.htm