Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Данцаранова Светлана Леонидовна

Методы и формы организации деятельности учащихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства  

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения английскому языку. Кроме того, реализую личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.

Я ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Хочется отметить, что у учащихся повысился интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Формы и методы, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:

- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.

В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:

сценарно – контекстная технология- создаю реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые стимулируют изучение материала и вырабатывают адекватное поведение. Данная технология основана на принципах делового общения.

-технология интерактивного обучения- Одним из основных требований, предъявляемых к обучению английского языка с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике технологией интерактивного обучения.

Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством английского языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах мои ученики отрабатывают грамматику, чтение, аудирование с выполнением заданий. Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: что будем делать? как будем делать? сколько времени? в каком виде будем проводить? Итог.

-проектная технология- совместно со своими учениками я провожу большую работу по созданию проектов. Они делятся на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные, интернет - проекты. Они способствуют развитию активного самостоятельного мышления у обучающихся, формируют у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим учащимся применить накопленные знания по предмету. В курсе английского языка я использую метод проектов в рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.

-технология обучения в сотрудничестве- Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:

- учитель – ученик (я помогаю, консультирую, являюсь партнером, источником информации; ученик осуществляет учебную деятельность);

- ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);

- ученик – группа (группы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической совместимости детей). При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

- ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).

        Практика показывает, что вместе учиться значительно эффективней.

-игровая технология - я использую игры на разных возрастных ступенях, которые способствуют сплочению коллектива, имеют познавательное значение, обеспечивают речемыслительную активность учащихся на иностранном языке, создают условия для детского творчества. Провожу уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-смотры знаний, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки показа мод, уроки-конкурсы чтецов и т.д.

-здоровьесберегающие технологии- это создание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности.

Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Увеличение умственной нагрузки на уроках английского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.

Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей использую следующие организационные формы обучения: фронтальные, групповые и индивидуальные.

Методы, которые я использую на уроках:

-Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски. Данный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

-Проблемный метод учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, ученик усваивает логику решения. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

-Частично-поисковый (эвристический) метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

-Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.