Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Данцаранова Светлана Леонидовна

Работа по выявлению и развитию учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

Целью обучения детей в школе является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. И для этого современный педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию, принятию новшеств.

В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В своей практике я использую различные виды деятельности направленные на раскрытие различных потенциалов учащихся. Формы и методы работы с одаренными детьми должны сочетаться с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время должны иметь некоторое своеобразие.

 Вот некоторые приемы работы, как с одаренными, так и с остальными учениками.

Урочная деятельность, предполагающая дифференцированный подход. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Более того, в работе с одаренными детьми следует ориентироваться на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов. 

Характерной особенностью подобных уроков, является дифференцированный подход, который требует определенного количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций, причем все это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных.   Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставника: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

 Особенно раскрываются ученики, работая в малых группах. Учитель может здесь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Различные проекты и мини-проекты. Учащиеся разрабатывают проекты, которые выполняются и в классе, и дома. Класс заранее делится на группы, в которых есть и одаренные, и слабоуспевающие. Дается задание каждому в группе. Сильные ученики помогают слабым.  Проекты защищают всей группой. В результате каждый ученик чувствует свою ответственность и выполняет ему порученное задание. Например, слабые ученики могут хорошо рисовать при этом, подписывая на английском языке слова или предложения, может их запоминать и за всеми правильно произносить.

 Внеклассная работа (олимпиады, конкурсы, литературные ринги, мастер-классы, конференции и т.д.). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся является система внеклассной работы. Ее основными формами являются предметные олимпиады, литературные ринги, мастер-классы, различные конкурсы и викторины, ролевые игры. Они дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Так, ежегодный «Фестиваль английских песен» позволил некоторым моим учащимся попробовать свои силы в конкурсе песен. Результат показал личностный рост учащегося. Детям очень нравиться принимать участие в школьных литературных рингах как театрального, так и иного направления, где раскрываются не только языковая одаренность, но и актерский талант. Научно-практические конференции позволяют моим учащимся проявить исследовательские способности, умение работать с информацией.

Предметные недели, включающие различные творческие мероприятия. В школе проводятся различные мероприятия. Напримердля начальных классов – конкурс постеров «Как я вижу Британию», конкурс «Лучший знаток алфавита» где учащиеся могут показать свои первые успехи в изучении английского языка и т.д. Для 5 - 6 классов - конкурс кроссвордов. Для 7-8 классов – викторина на знание Великобритании. Для 9-х классов – это конкурс песни, конкурс переводчиков. Мероприятия могут иметь различный уровень сложности, обычно в конце всех конкурсов иностранного языка мы организовываем выставку лучших работ по итогам всех мероприятий. 

Самостоятельная работа по индивидуальному плану. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование ряда учебных пособий, современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок или слабоуспевающий может получать адресную информацию.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.