Эссе "Ключик к детской душе"

Баймурзина Людмила Геннадьевна

Ключик к детской душе или пособие как стать волшебником

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ей 35. Она экономист. Но, когда-то еще подростком, она мечтала стать диктором телевидения. Не сложилось, не сбылось. Казалось, что-то важное исчезло из её жизни. Не смогла, не дотянула. Хотя внешностью бог не обидел, умом тоже. Заикание… Вот причина крушений многих мечтаний. Кого винить? Родителей, которые не нашли способа помочь своей девочке? Врачей?..

Ему 38. Он до сих пор не женат. Он ненавидит себя за то, что не подошел, не признался в своих чувствах самой лучшей, нежной, красивой. Она училась в параллельном  классе. Мечты рухнули, когда она вышла замуж.  «Куда мне щуплому, с проблемами в произношении, когда сам староста – красавчик ухаживает за ней», - так думал он, и комок проблем и комплексов только нарастал. Сколько еще несбывшихся желаний и упущенных шансов?..

Ему 5. Он смотрит на меня своими голубыми, полными искренних чувств и доверия  глазами. Так много в них любви, надежды и … недосказанных слов. А причина всему – проблема с речью.

В жизни каждого человека наступает момент, когда надо определить свой дальнейший путь, когда надо сделать выбор.  И этот выбор привел меня к профессии логопеда.

Да я, логопед  и вот уже 5 лет я работаю с детьми, обучаю их красивой, грамотной и выразительной речи. Вы скажете не так уж и много, но для меня это огромный путь …

Все мои воспитанники – любознательные, интересные дети. Я их прекрасно понимаю и люблю, каждый день радуюсь встрече с ними. На меня смотрят мои девочки и мальчики, и их глазки, как лучики, дарят тепло. Порой  моя работа  позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и взрослым надежду своего рода на   «выздоровление». Ведь ребенок  - это   способная личность, в нем заложен огромный потенциал жизненной энергии.  Он желает реализовать себя и имеет право быть счастливым человеком. И это моя  главная задача - помочь детям преодолеть имеющиеся речевые нарушения, способствовать становлению личности ребенка, его социализации в противоречивом и быстро меняющимся мире.

Каждый ребенок   требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо помочь и принять его таким, какой он есть,  и к каждому ребенку нужно подобрать свой «ключик».

Как построить общение с ребенком? - спрашивала я себя не раз. Где найти этот ключик к его душе…

Конечно, нам  взрослым вроде бы проще опираться на хорошо изученные педагогические и психологические методы, на наш такой обширный по сравнению с детским жизненный опыт, на разнообразные знания об устройстве мира…

Но такой путь не решает одной проблемы – дистанции. Конечно, можно общаться и с далекого расстояния, как бы из другого мира: они (дети) – в одном мире, а мы (взрослые) – в другом. И общаемся. Издалека, да ещё на разных языках. Но можно рискнуть и сделать всего один шаг – укоротить дистанцию. Попасть в детский мир. Там не сложнее. Там проще. В этом – то и весь фокус. Про себя мы можем тихо помнить изученное во взрослом мире, содержание умных книг и поучения умных людей. Но это уже будет наш взрослый секрет. А правила игры – детские. И весь антураж – детский.

Когда мой сын был совсем маленьким,   у него был повышенный  тонус  мышц и доктор делавший массаж посоветовал дома  тоже гладить спинку. Я взяла эту приятную обязанность на себя, и каждый раз делала это как  могла, поскольку делать это молча, было не возможно. Я что-то бормотала, разговаривала, придумывала на ходу истории. Так появились откуда-то герои сказок, некоторые конечно известно откуда.  Постоянная любимица -  Маша, попала из сказки   «Три медведя»  и становилась героиней новых историй. Что касается другого героя – принца  Ивана и его друга колючего Ёжика –  так эта сладкая парочка  так развлекала его, что оставалось только придумывать и придумывать… И я придумываю …

 Сочиняя сказки для детей, и просто с ними разговаривая, мы можем либо полностью перейти на детский уровень сложности речи, либо балансировать на грани – там, где появляются  слова и обороты, новые для детей. В любом случае мы должны точно чувствовать стихию детской речи. Как? Дети помогут  - идите вслед за ними. Терпеливо, шаг за шагом,  ступенька за ступенькой, приближаясь  к своим воспитанникам, и уже вместе достигайте поставленной цели. Этот путь долог,  труден, но завершается  успехом – полученным результатом. И нет большего счастья, как слышать красивую и грамотную речь детей, осознавая, что  являешься  первой ступенькой в начале их жизненного пути.

Мир детства, заметил Януш  Корчак – «бесконечно повторяющаяся сказка».

 Не в этих ли словах, ключик к душе  ребенка?

 А вы как думаете?