Статья "Логосказки - как средство личностно речевого развития детей"

Баймурзина Людмила Геннадьевна

Сказки - это то золото, что блестит огоньком в детских глазах....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_skazki.docx237.65 КБ

Предварительный просмотр:

Логосказки, как средство  личностно-речевого развития детей

Сказка- это то золото,

что блестит огоньком в детских глазках.

Ганс  Христиан Андерсен

   Одной из  актуальных проблем  в настоящее время является  увеличение количества детей  дошкольного возраста имеющих различные речевые нарушения. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики,  эмоционально-волевая сфера. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Без дополнительного вмешательства учителя - логопеда в этот процесс проблемы не только не исчезают, но и усугубляются. Так же наряду с ростом нарушений речи практикующими логопедами часто отмечается и быстрая потеря детьми интереса к ежедневным  коррекционным занятиям, а соответственно и снижение эффективности коррекционных мероприятий.

Все это неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-воспитательного воздействия.  Одним из  подходов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние  десять лет и применяемых в коррекционной работе, является использование сказки.

 Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.  И несомненно через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. И наконец, сказка лечит душу!

        Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,  совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко). К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина,  Т. Зинкевич-Евстигнеева и  другие.

Популярность сказки как средства личностно-речевой коррекции и развития коммуникативной функции детей объясняет О. Г. Ивановская:

  • сказка информативна – через анализ сказки учитель-логопед дает ребенку информацию о жизни героев, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях персонажей, создавая познавательно-лингвистическую базу для речевого взаимодействия;
  • сказка дидактична – посредством художественных образов и языка сказки учитель-логопед гармонично активизирует речевые средства общения ребенка с нарушением речи;
  • сказка экологична – находясь не в обыденной, а в драматической реальности, ребенок с речевой патологией эмоционально защищен, сказка – неприкосновенный для действительности мир фантазий и волшебных грез;
  • сказка безгранична – дополняя, изменяя, обогащая сказку, учитель-логопед преодолевает ограничения, дополняет, изменяет и обогащает жизнь ребенка новыми эмоциональными красками, переживаниями;
  • сказка эмоциональна и оптимистична – через участие в жизни сказки ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет, развивая коммуникативную вариативность посредством обогащения языковых средств;
  • сказка мудра – через сказку учитель-логопед имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы коррекции и развития речевых умений и навыков, алгоритмы выхода из проблемных коммуникативных ситуаций [4].

     В настоящей  работе  речь пойдет о возможностях использования сказки в детском саду  логопедом с  целью комплексного  личностно-речевого развития  детей.  

Учитывая, что  сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста (в автономности - в сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы, в компетентности - герой побеждает, преодолевая препятствия и временные неудачи,  в активности -  герой активен, всегда в действии), определяется выбор логосказки (логопедической сказки), как средства коррекции и развития  речи.

В  системе коррекции логосказки являются дидактическими. Они создаются учителем-логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития психологической базы речи ребенка, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предметы и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Логосказки сочетают волшебную, ярко-образную, эмоционально-отзывчивую атмосферу мира фантазий и определенную звуковую, лексико-грамматическую нагрузку, разнообразные способы формирования и расширения семантического поля слова, алгоритмы словообразования и словоизменения и т. д. (в зависимости от поставленной учебной задачи).

 Основные виды применяемых логосказок:

  • логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний;
  • логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность»);
  • логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской);
  • логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).

В зависимости от задач  коррекционной работы с детьми  используются также  следующие виды логосказок:  артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики), пальчиковые (развитие  мелкой моторики, графических навыков), фонетические (уточнение артикуляции заданного звука), лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний  грамматических категорий), сказки способствующие формированию связной речи, сказки для обучения  грамоте (о звуках, буквах).

 Остановимся на некоторых из них. Так на  материале различных сказок  успешно используются игры и упражнения на развитие просодической стороны речи. Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе произносятся фразы: «Расти, расти, репка, сладка. Расти, расти, репка, крепка» («Репка»). На развитие голоса  используются такие упражнения, как «Спой песенку внучки на одном выдохе». На развитие ритма используются упражнения  «Отстучи телеграмму доктору Айболиту». На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок» (хитрую лису, злого волка, т.д.) - проговаривание фраз из сказок  разной интонацией. На развитие слухового внимания успешно используются  игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки).

 Чтобы разнообразить  артикуляционные тренировки и сохранить интерес можно применять  комплексы сказочных артикуляционных  гимнастик Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».

При обучении детей грамоте используется  пособие «Поляна звуков», разработанное автором статьи,   где различные герои,  живущие на этой «поляне»  помогают преодолеть препятствия   в  увлекательной и доступной для детей форме.панно1

На основе сказок  разработаны занятия по  лексическим темам: «Осень» («Встреча с гномом»), «Овощи. Фрукты» (Весёлое путешествие  в деревню «Репкино»), «Посуда» («Федорино горе») и т.д.  На занятиях активно применяются  компьютерные технологии. К сказкам  можно разработать  презентации. Таким образом,  в логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать  с приёмами, истоки которых уходят к сказке.

      Результатом использования логосказки как средства  личностно-речевого развития является повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей, развитие свойств личности, характера ребенка с нарушением речи (самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность), а также создание единого, эффективного процесса коррекционной работы   с  активным  участием заинтересованных и увлеченных  детей.

Практическая значимость данного опыта заключается в том, что  он может быть использован не только учителями – логопедами, но также и педагогами и родителями, кто    верит в  каждого ребенка  и  в полной мере использует   древний опыт наших предков - сказку.

Используемая литература:

  1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  2. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1. – С. 19
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001. – 310 с.
  4. Ивановская, О.Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.