Предметно - развивающая среда логопедического кабинета

Баймурзина Людмила Геннадьевна

     Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_predmet._razv._sredy.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно – пространственная среда кабинета учителя - логопеда

     Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального, ближайшего и перспективно творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.                  

     Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

     При организации коррекционно – развивающей среды в логопедическом кабинете мы стремились создавать все условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность коррекционного воздействия на все стороны речи и неречевых функций.

     Площадь логопедического кабинета, рекомендуемая СанПином – 20 кв.м. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.

     Логопедический кабинет оснащен наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.

     Организуя предметную среду кабинета, мы руководствовались следующими принципами:

  • Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда –в шкафу.
  • Системность: весь материал систематизирован по лексическим темам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
  • Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, проведена пожарная сигнализация, мебель для детей регулируется по высоте. Стены кабинета имеют светло – розовый цвет, цвет мебели и ковра пастельных тонов.
  • Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с возрастом детей группы.
  • Мобильность: дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр, расположение мебели постоянно меняется в зависимости от того, чем заняты ребята, окна по мере необходимости закрываются жалюзи.
  • Вариативность: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель.
  • Эстетичность: наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.

      По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно условно разделить на центры:

Центр индивидуальной работы.

     Центр находится в освещённом месте. Рабочее место оснащено зеркалом 50-80см, перед ним стол для индивидуальной работы.  На дополнительных полках в контейнере хранится инструментарий для постановки звуков: логопедические зонды, шпателя, вата, стерильные салфетки, спирт.

Учебный центр.

     Здесь расположены: магнитная доска 80-120см (для написания мелом), детские столы для занятий: установлены вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении. Столы имеют матовое покрытие светлого тона.

Центр хранения наглядно – дидактических пособий и документации.

    Находится в шкафу на отдельной полке. Весь материал систематизирован по разделам: речевые игры, конспекты занятий (по разделам: формирование фонетической стороны речи, лексико -грамматических представлений, развитие связной речи). Наглядно – методический материал и дидактические игры хранятся в отдельных папках.

Сенсомоторный центр.

    Находится на доступном для детей месте (на нижних полках шкафа).  Содержит материал для самостоятельных игр для развития:

-  мелкой моторики рук (Пазлы, массажные мячи, шнуровками, трафареты, разукрашки, прищепки);

- дыхания (Вертушки, мыльные пузыри, пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки, воздушные шарики);

- лексико – грамматического строя речи (игры «Что напутал художник», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку» и т.п.);

- тактильного ощущения и осязания («Набивные подушечки» —внутри насыпаны камушки, песок, горох, рис. «Чудесный мешочек» с мелкими предметами);

- обоняния («Флакончики» - наполненными разнообразными пахучими веществами. «На что похоже», «Как пахнет это слово»).

Центр «Волшебных картин».

     Включает мольберт с набором съёмных предметов, картинок, для создания картин по лексическим темам, составлению рассказов.

Рабочее место учителя – логопеда.

     Оборудовано столом, стулом. Имеется ТСО: магнитофон с аудиозаписями; компьютер с набором обучающих компьютерных программ; фонотекой звуков окружающей среды: пением птиц, шум моря, детским пением и т.д.

Центр «Поляна звуков»

     Для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мною разработано, изготовлено и активно используется дидактическое пособие, способствующее активизации речевых навыков, формированию у дошкольников положительной мотивации для успешного преодоления трудностей.  «Поляна звуков»- это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в организации и проведении подгрупповых и индивидуальных занятий, дидактических игр по обучению грамоте, формированию лексико –грамматических представлений, развитию речи и устранению дефектов звукопроизношения.

     Занятие проводится по подгруппам 3 раза в неделю.

На каждом занятии   дети в игровой форме учатся правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки, активизируют и актуализируют словарь, совершенствуют грамматический строй и синтаксические стороны речи, развивают связную речь.

    Благодаря своей многофункциональности дидактическое панно предоставляет большие возможности для решения коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Любой компонент пособия может использоваться как изолированно, так и в необходимой комбинации с другим оборудованием.

      Композицию панно составляют:

     Подвесные бабочки – звуковой элемент панно для выработки правильного речевого выдоха. Предлагаю подуть на бабочек будто дует слабый (сильный) ветер.

     Змейки – используется для автоматизации звука и предполагает ведение пальчика по дорожке и длительное произнесение изучаемого звука.

     Облачко -  составляющее панно, предназначено для автоматизации слогов. Перед ребенком стоит задача: «Прыгать» по капелькам дождя с помощью пальчика и повторять слоги с автоматизируемым звуком. (Маленькая капелька – слог произносим тихо, большая капля – слог произносим громко).

      Солнышко – используется для автоматизации слов, а также для развитие мелкой моторики пальцев рук. Ребенку предлагается «подарить» солнышку лучики (деревянные прищепки) и повторять слова с изучаемым звуком.

     Пчела – элемент панно, предназначенный для определения места звука в слове. Пуговица на леске обозначает позицию звука в слове.

     Дерево – яблоня- состоит из яблок-кармашков для букв (картинок), каждый из которого имеет свой крючок. Между собой ребенок соединяет их канцелярской резинкой для составления слогов и простых слов. Так же «Яблонька» -  прекрасно подходит для знакомства со звуком и буквой. На яблоньке выставляется буква. Далее, дети соединяют букву с изображением предметов и определяют количество слогов в слове.

Другой вариант использования Яблони. Гласные буквы располагаются по периметру яблони, изучаемый звук в центре. Детям предлагается соединить резинкой яблочки и прочитать прямые и обратные слоги. Далее можно соединять резиночками по порядку буквы в словах, н-р «ДОМ», «СУП», «МОСТ» и т.д.          

     Еще один элемент панно -  Гусеница - используется для составления слов, в карманы которой вставляются фишки, буквы.  Детям предлагается на гусенице выложить слово из разрезной азбуки. Выполнить звуковой анализ слова с помощью специальных фишек – карточек предназначенных для панно представленных в виде теневых изображений насекомых, где гласный звук – обозначается божьей коровкой, согласный твердый звук – стрекоза, согласный мягкий звук – кузнечик, всегда твердый согласный звук– жук, согласные беззвучные – муравей, к согласному для обозначения звонкости прикрепляется колокольчик, к глухим согласным – изображение наушников.

 Вариант упражнения: На полянку прилетели насекомые (божьи коровки, стрекозы, кузнечики, жуки). Детям предлагается правильно рассадить насекомых в соответствии с характеристикой и последовательностью звуков в слове.

     Ёжик – его яблочки-буквы используются для образования простых слов. Детям предлагается составить слова из букв, изображённых на яблоках у ёжика.  Необходимо составить как можно больше слов с заданными буквами.                                                                                                                                          

Божьи коровки – пластмассовые кубики, на каждой грани которого изображена божья коровка с разным количеством точек на спинке, для составления слов с определенным количеством слогов, равным указанным точкам. Предлагаем детям поочереди бросить   кубик и составить слово из того количества слогов, сколько выпадет точек на спинке божьей коровки.

        Представленное панно используется не только для формирования навыков звукобуквенного анализа, совершенствования звукопроизношения, произносительной стороны речи и формирование навыков чтения, но и для развития связного высказывания и совершенствование лексико- грамматических категорий.

  • Например: для согласования числительных с существительными используется элемент панно «Яблоня» Детям предлагается сосчитать предметы от одного до семи, затем обратно. Сколь всего карандашей…?» (пять карандашей, тетрадей, яблок). Для согласования прилагательных с существительными. «Из чего сделаны предметы?», «Какой сок, варенье?»
  • Для понимания и употребления предложно – падежных конструкций используется панно «Поляна звуков». Детям предлагается ответить на вопросы. «Где летит пчелка? (Над гусеницей). Где растут яблоки? Откуда падает яблоко?  Куда упало яблоко? По чему идет гусеница? Куда спряталась бабочка? Откуда она выглядывает? Где сидит ёжик? Откуда он выглядывает»
  • Элемент панно Гусеница так же используется при составлении предложений, схем предложении, составление рассказов.

   

    Логопедическое панно «Поляна звуков» привлекает внимание детей, вызывает у них живой интерес. Играя на этой полянке, ребенок не замечает, что его учат. А значит процесс развития речевых навыков протекает активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходит легче. Они уходят с чувством умиротворения и удовлетворенности и с нетерпением ждут следующего посещения.

    Панно «Поляна звуков» можно использовать не только в кабинете логопеда, но и в логопедической группе. Оно окажет помощь в работе начинающим логопедам и воспитателям.

     Таким образом, умело организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет вывести детей на новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.