Консультации для родителей

Баймурзина Людмила Геннадьевна

Уважаемые родители здесь вы можете ознакомится с информацией консультаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.  

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим  

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:

1. Выделим голосом первый звук:

ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

2. Выделим голосом второй звук :

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М.

Гласный звук О.

Назовем звуки по порядку: Д О М.

Напишем слово буквами:ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.

В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Буквы, обозначающие звонкие звуки:

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки:

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий. Если «не звенит» - глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух:

МЕЛЬ – звук ль мягкий.

МЕЛ – звук л твердый.

КОТ – звук К твердый.

КИТ – звук Кь мягкий.

Родители могут проконтролировать следующим образом:

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.

Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим: Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребёнок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове – начало, середина, конец слова, но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука  в слове, называя звуки по порядку их следования в слове, можно помочь своему ребёнку  сделать первые шаги в осознании звуковой культуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа.

      При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

     Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трёх цветов: красные  обозначают гласные звуки, синие  - твёрдые согласные, зелёные  - мягкие согласные), в речевом плане и по представлению.

    Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребёнок не умеет произносить или произносит неправильно. Для подсказки родитель может опираться на звуковую ленту памяти.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slova

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slova

Слова, которые не следует давать для анализа.

     Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е ,Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д ,Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, так как  в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Звуковой анализ слов (способ действия - алгоритм).

1. Произнести слово и послушать себя.

2. Выделить звуки в слове (действие -  интонирование).

3. Выделить первый звук, определить гласный он или согласный, обозначить его условным значком. Если звук согласный, дать ему характеристику: звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. Если звук гласный, определить ударный он или безударный, отметить ударный звук значком [ударение] или колокольчиком.

4. Выделить второй звук … (шаг 3, и так с каждым звуком слова).

5. Выложить схему (звуковую модель) слова на столе или зарисовать в тетради.

6. Выделить ударный слог, произнести его.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А: адрес,  Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: улица, угол, уголь, удочка, ужин, узел.

И: Игорь, ива, ирис, искра, Ира.

Э: эхо, эта, этот, эра.

Слова с ударными гласными в середине слова

(для узнавания гласных в слове)

А: зал, рак, мак, час, кран, март.

О: зонт, дом, слон, лом, мост, столб.

У: гусь, зубр, луч, душ, лук, куст, плут.

И: гриб, тигр, рис, щит, лист, кит.

Ы: сын, дым, тыл, мыс.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова

 (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ – лампа, ландыш, ласточка, лимон, лес, луна, лето.

М, МЬ – мак, мама, миска, мир, маска, май.

Н, НЬ – нож, носки, нос, нитки, небо, норка.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slovahttp://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/09/09/konsultatsiya-dlya-roditeley-zvukovoy-analiz-slova

Слова с глухими согласными на конце слова

(для определения последнего звука в слове).

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, билет, балет, пакет.

Слова для полного звукового анализа

Слова из 2-х звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из 3-х звуков: рак, мак, лук, мир, сыр, час, ток, дом.

Слова из 2-х закрытых слогов: утка, ива, уши, ирис.

Слова из 2-х открытых слогов:  дыра, рама, ваза, мама.

Слова из одного слова со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из 2-х слогов со стечением: сумка, кошка, лунка, дырка.

Слова из 3-х открытых слогов: корова, ворона, лопата, машина, лавина.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Придумай слова со звуком Р» (или любым другим): взрослый с ребёнком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова с определённым звуком (например,  С), а ребёнок определяет его позицию в слове.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях"

Опубликовано: 17:40:02 25-02-2016

Автор: Куликова Любовь Владимировна

Цель мастер – класса:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

 

Содержание

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте.

2.Теоретическая часть:

- характеристика звуков.

3. Практическая часть:

- игры и упражнения.

- звуковой анализ слова.

4. Итог.

1. Актуальность проведения мастер - класса по подготовке детей к обучению грамоте. Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.

2. Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

3. Практическая часть:

Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.

 

 

 

Как проводится звуковой анализ слова?

Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове? (Два).

4. Итог:

У кого какие вопросы, дорогие родители?

Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слова.

При выПолнении  анализа слов важно Помнить, чем различаются звуки и буквы. звуки мы Произносим и слышим, а буквы мы видим и Пишем.

   в русском языке 43 основных звука ( 6 гласных и 36 согласных), а число букв 33. разница в количественном составе основных звуков и букв оПределяется особенностями русского Письма.

буквы русского алфавита: 
аа – «а», бб – «бэ», вв – «вэ», гг – «гэ», дд – «дэ», ее – «е», ЁЁ – «Ё», жж – «жэ», зз – «зэ», ии – «и», ЙЙ – «Й», кк – «ка», лл – «эль», мм – «эм», нн – «эн», оо – «о», ПП – «Пэ», рр – «эр», сс – «эс», тт – «тэ», уу – «у», фф – «эф», хх – «ха», цц – «цэ», чч – «че», шш – «ша», ЩЩ – «Ща», ъ – «твердыЙ знак», ыы – «ы», ь – «мягкиЙ знак», ээ – «э», юю – «ю», яя – «я».
   русскиЙ алфавит называют кириллицеЙ или кириллическим.в русском языке суЩествуют гласные и согласные буквы. их название зависит от Произношения тех звуков, которые они обозначают.

  чтобы отличить При изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. наПример, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] , [л] и т.д

  гласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса. При их Произношении воздух Проходит свободно и не встречает Преграды. в русском языке  шесть гласных звуков: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] ( букв 10).

  буквы а, о ,у ,и ,ы, э – обозначают 1 звук.

  буквы я, е, Ё, ю – Йотированные, они  могут обозначать  2 звука: я – [Й`а], е – [Й`э], Ё – [Й`о], ю – [Й`у]. эти буквы выПолняют две функции:

1)  После согласного они сигнализируют о том, что ПредшествуюЩая согласная буква обозначает мягкиЙ согласныЙ звук: мяч  [м`ач`], люк [л`ук];

2) обозначают два звука, наПример:
1. После гласных: жуЁт [жу Й`от]
2. После разделительных ъ и ь: колья [кол`Й`а]
3. в начале слова: ель [Й`эл`].
буква э Пишется в начале слова и После гласных (эта, аэродром). в звуковоЙ схеме мы обозначаем гласные буквы красным цветом.

  гласные звуки могут быть ударными и безударными. важно Помнить Правило: «сколько в слове гласных- столько и слогов». в словах, где только один гласныЙ звук, мы не обозначаем ударение в   звуко - слоговая  схеме, так как ударение всегда Падает только на гласныЙ.

  согласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса и шума или только шума . При их Произношении воздух встречает Преграду, которая образуется нижнеЙ губоЙ или языком При их сближении или смыкании с верхнеЙ губоЙ, зубами или нЁбом. звуков -34, букв- 21. это объясняется тем, что в русском языке твЁрдыЙ и мягкиЙ звук обозначается одноЙ и тоЙ же буквоЙ.

ср.: сэр [сэ?р] и сер [с’э?р].

  согласные звуки могут быть Парными По твЁрдости-мягкости и глухости -звонкости, но не все имеют Пару.

 твЁрдыми и мягкие звуки: [б]- [б`], [в]- [в`], [г]- [г`], [з]- [з`],  [к]- [к`], [л]- [л`], [м]- [м`], [н]- [н`], [П]- [П`], [р]- [р`],  [с]- [с`], [т]- [т`], [ф]- [ф`], [х]- [х`].

 звуки [ж, ш, ц ]- всегда твЁрдые.  звуки [ч`, Щ`, Й` ]- всегда мягкие.

 твЁрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зелЁным.

 Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б]- [П], [в]- [ф], [г]- [к], [ж]- [ш],  [д]- [т], [з]- [с].

звуки [н, м, р, л, Й]- неПарные звонкие.

звуки [ч, Щ, ц, х]- неПарные глухие.

 такие звуки, как [н, м, р, л], мы еЩЁ называем сонорными , а звуки   [ж, ч, ш, Щ]- шиПяЩими (из-за особенностеЙ их Произношения).

 важно Помнить, что если ребЁнок не знает еЩЁ всех букв русского алфавита, он должен уметь составлять  звуко – слоговую схему. как это сделать? вот Пример.

звуко - слоговоЙ разбор слова анюта.

 ребЁнок Произносит слово анюта, оПределяя количество слогов в слове и место ударения.

-сколько слогов в слове? (два)

- какоЙ слог ударныЙ?  какоЙ По счЁту?

- какоЙ ПервыЙ слог ? (а)

- из скольких звуков он состоит? (1)

- Произнеси слово так, чтоб был слышен ПервыЙ звук.

 ребЁнок  Произносит слово  анюта выделяя ПервыЙ звук:

ааанюта. ПервыЙ звук [а]

 - он гласныЙ или согласныЙ? Почему?

(этот звук не встречает никаких Преград во рту. легко и свободно Произносится — [ааа]).

- какоЙ фишкоЙ (цветом) его обозначим?(красноЙ).

- какоЙ второЙ слог? (ню). что из себя Представляет слог ню? (слияние).

- Произнеси слово так, чтоб был слышен второЙ звук.

- а[н’н’]юта. второЙ звук — [н’].

-  какоЙ это звук?( мягкиЙ согласныЙ)

-  каким цветом мы его обозначим? (зелЁным)

- какоЙ третиЙ звук.

- ан[ууу]та, третиЙ звук [у], это гласныЙ, обозначаем его красным цветом.

(ученик рисует нужную схему слога-слияния)

- какоЙ третиЙ слог? (та)?

- является ли он слиянием? Почему?

-  какоЙ ПервыЙ звук в слоге??

(аню[т. четвертыЙ звук [т] — это твердыЙ согласныЙ, обозначим синим цветом).

учитель. какая у него мягкая Пара?

ученик. звук [т’].

ребенок Произносит имя анют[аа], выделяет голосом ПоследниЙ звук в слове, называет его — [а], доказывает, что это гласныЙ звук и обозначает его красным цветом.

 - ПрочитаЙ все слово. если ребЁнок уже знаком с некоторыми буквами, то можно Проговаривать, какоЙ буквоЙ он обозначит ПроизносимыЙ звук.

 



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?!!!

http://cs14113.vk.me/c540100/v540100332/abd4/puLZpQPSWck.jpg

Что значит уметь читать? 
На этот, казалось бы, элементарный вопрос ответит не всякий взрослый. Мало кто задумывается над тем, что мало выучить буквы, научиться складывать слоги или даже запоминать целые слова и предложения.


ОЧЕНЬ ВАЖНО:  
Невропатологи предупреждают - родители, желающие как можно раньше начать обучение малыша чтению, могут навредить ребёнку. 

Суть обучения в том, чтобы ребёнок умел осмысленно воспринимать и усваивать текст. 


Когда же он, наконец, зачитает? 
На этот вопрос самым неправильным ответом будет: «Чем раньше, тем лучше». Конечно, все родители гордятся успехами своего чада и многие хотят продемонстрировать окружающим «маленького гения», читающего уже в год, два, три. Но не вредно ли это? 
Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость. 

Вы можете сами определить физиологическую готовность к чтению: 
1. Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, т.е. он может составить связный рассказ. 
2. У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать звук в начале, середине и конце слова. 
3. У ребёнка нет логопедических проблем (имеется в виду не только неумение произносить некоторые звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи, и т.п.). 
4. У малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ» и т.п. 

Специалисты советуют подождать хотя бы до пяти лет, когда мозг уже способен к освоению знаковых систем (букв, цифр, нот). 


Прыгать, скакать и бить в барабаны! 
«Начинать нужно с букв!» — привыкли мы слышать от родителей. Нет, нет и нет! Буквы — это символы, которые обозначают то, что ребёнок уже усвоил, это конец, а не начало. 
Подготовка к хорошему восприятию текста начинается с движения. Нет, не с движения глаз по строчкам. 
Будущая способность к обучению закладывается в раннем детстве; она зависит от двигательной активности и от того, насколько ребёнок хорошо ориентируется в пространстве. 
Важно развивать у малыша чувство ритма — здесь хорошо помогают пение и игра на простейших музыкальных инструментах (дудочка, бубен, барабан). Полезны любые игры с мячом, а также игры со скакалкой, «резиночки» и т.п.). 
Очень полезно повторять мелодии, просто слова, стихи. Учите ребёнка вслушиваться в незнакомые и тихие звуки (например, на природе). Так же важен фонематический слух — годам к пяти просите ребёнка ответить, какой звук он слышит в конце или в начале заданного слова. 

Слова, слоги, звуко-буквы — что выбрать? 
Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. Но, так или иначе, их можно разделить на несколько групп. 

- Чтение цельными словами (или глобальное чтение — с раннего детства ребёнку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти — методика Глена Домана). 
- Слоговое чтение (ребёнок выучивает и читает целые слоги — методика Николая Зайцева). 
- Сложение букв (сначала ребёнок учит названия букв — «эм», потом пробует их складывать: «эм -а» — «ма», и т.д.). 
- Звуко-буквенная методика (ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами). 

Почему звуко-буквенный метод лучше? 
- Ребёнок сначала воспринимает звуки. Поэтому вполне естественно начинать обучение с них, а не с букв и символов. К тому же при слоговом или глобальном чтении ребёнок заучивает слоги или слова, не анализируя их. 
- При слоговом чтении или, тем более, чтении целыми словами у детей возникают трудности понимания текста, что сильно отражается на грамотности. Часто дети не могут прочитать сложные слова, они привыкают читать лишь открытые слоги («ба», «па», «ма» и т.п.). 
- При слоговом или глобальном чтении нарушается главный педагогический принцип «от простого к сложному», поскольку ребёнок сразу погружается в сложную систему символов. 

От звуков к стихам 
- Сначала нужно заинтересовать ребёнка. Расскажите ему о разных письменностях, покажите иероглифы и различные способы написания букв, древние свитки или таблички в музее. Вспомните, как сами научились читать (но ваш рассказ не должен отбить у ребёнка охоту учиться). И ещё один простой совет — больше читайте вслух. 
- Переходите к звукам. Учите малыша вслушиваться в окружающий мир. Попросите его изобразить, как жужжит пчела, как шуршат сухие листики по земле, как падает с ветки яблоко. Используйте звукоподражательные слова в играх. Научите ребёнка отличать гласные от согласных (важно запомнить не эти названия, а то, что звуки отличаются друг от друга). Спросите, можно ли этот звук петь голосом, какой звук в начале или в конце слова, какое слово начинается с того же звука? Если ребёнок может ответить на подобные вопросы, стоит двигаться дальше. 
- Теперь — буквы. Уже в младенчестве рядом с кроваткой ребёнка вешают красочные плакаты — алфавит с картинками. Но у ребёнка может закрепиться один-единственный образ за каждой буквой. Если он запомнил, что «б» — это «барабан» (так было на картинке!), то на вопрос, что он слышит в начале слова «бык», он ответит: «Барабан»! Лучше не пользоваться такими приёмами и расширять ассоциативный ряд. Мы слышим звуки и обозначаем их на письме буквами. Поэтому мы спрашиваем «какой звук ты слышишь в начале этого слова?», а не «какую букву?». 

Необходимо помнить, что ребёнок воспринимает мир через движение. Как же быть с запоминанием букв? Начертите огромные буквы мелом на асфальте или палкой на песке, пройдите по ним вместе с ребёнком. Сделайте буквы из теста, проволоки, пластилина и т.п. Максимально задействуйте способность ребёнка воспринимать мир через органы чувств. Поиграйте в «загадки» — «нарисуйте» знакомую букву пальцем на спине ребёнка, пусть он её угадает.  

А теперь — слоги. Начать легче всего с двух гласных: 
Ау,  Уа,  Иа 
И далее прочитывать открытые слоги (согласный + гласный), а затем — закрытые. 

Сделайте карточки-таблички (например, в виде многоэтажного домика), где в левом окошке будет согласная буква, а в правое подставляются гласные: 
М (говорим не ЭМ, и не МЭ, а просто 1 звук М ! )
М + а = ма .  М + и = ми 

И обратное упражнение — в левом окошке пишем гласную букву, к ней «приходят» согласные, образуя слоги. 
Уже на этапе прочтения первых слогов полезно давать ребёнку осмысленные слова, хотя бы из двух букв, а не просто слоги. Например, «ах», «он» и т.п. 

Основные упражнения: 
- Подставить нужную букву (в начале, середине, конце слов): _ыба, _ир, _од. 
- Найти лишнюю букву и вычеркнуть. 
- Заменить одну букву так, чтобы получилось новое слово (мак — рак). 
- Составить все варианты слогов из нескольких букв. 
- Добавить недостающий слог в подписи к картинке. Например, к карточке с изображением птицы выкладывается слог «пти». Ребёнок должен закончить слово. 
- Распутать «перепутанные» слоги: 
КА — шап .  КА — лей 
- Составить слова из набора слогов. 
- Выполнить упражнения на развитие внимания при письме. Для этого напечатайте слоги на компьютере, сначала одну строку, потом несколько. В строке с одинаковыми слогами спрячьте слог с ошибкой. Ребёнок должен найти его и вычеркнуть. Это могут быть просто буквенные сочетания, две согласные, к примеру: 
со со со со со со со со оо со со со со со со со со со со со со оо со со со  сс. 

Последний этап — предложения. Если ребёнок легко прочитывает коротенькие слова, составьте простые предложения из двух, а затем из трёх слов, постепенно усложняя задания. 
Вот мак.  Там ель.  Где кот? 

Первые предложения старайтесь составлять из простых знакомых слов: имена членов семьи, основные глаголы и пр. Они не должны быть слишком сложными, чтобы ребёнок, дочитав до последнего слова, не забыл первое. Также на данном этапе не нужно читать стихи — ребёнку еще трудно читать, соблюдая необходимый ритм, и он может расстроиться. 

Постепенно усложните задачу, вводя двусложные слова: 
Он бе-жит.  Ры-ба в мо-ре. 

Очень полезно читать потешки или короткие песенки. Нужно учитывать, однако, что в них есть ритм; они должны вводиться, лишь когда ребёнок может прочитать хотя бы два слова подряд. 

Дедушка Ежок, 
Не ходи на бережок, 
Там растаял снежок, 
Заливает лужок! 
Ты промочишь ножки, 
Красные сапожки! 


Разные дети 
Даже если ребёнок продвигается медленнее, чем хотелось бы родителям, не стоит торопить события и искать «экспресс-метод». Дети разные — и темпы обучения отличаются. Чем увереннее малыш пройдёт начальные этапы, тем лучше сможет в дальнейшем анализировать слова и, соответственно, грамотнее писать. Поэтому лучше ориентироваться не на модное раннее обучение и «чтение с пелёнок», а на особенности мышления и готовность ученика. От того, как вы учите его, зависит, вырастет ли из него вдумчивый и грамотный читатель. 

Желаем удачи !