КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ

Акбулатова Гульфия Фуатовна

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Общая цель коррекционной работы, как указано в ФГОС ДО  обеспечение коррекции нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; создание условий для социальной адаптации.

Основной целью Программы коррекционной работы выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Специальные методы обучения

Коррекционно-развивающая работа воспитателя

музыкального руководителя

воспитателя продуктивной деятельности с

детьми в повседневной жизни

Общеобразовательная подготовка.

Педагогические

услуги

Работа специального образовательного

подразделения  ДОУ  –  «Консультационный

центр»

Медицинские услуги

В штате ДОУ имеются:

-медсестра;

Услуги ассистента (помощника)

Услуги ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь,  при  проведении  групповой  и

индивидуальной коррекционной деятельности, предоставляют:

воспитатель;

помощник воспитателя;

тьютор;

родители (законные представители).

Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы соответствует Инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (2020 год)

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, в том числе ребенка-инвалида, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

Для ДОУ наиболее приемлемой формой выявления проблем развития, здоровья и разработки стратегии сопровождения ребенка является психолого- -педагогический консилиум (ППк).

Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в образовательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка.

ППк является одной из форм методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состоянием декомпенсации (возрастные кризисы, психогенные ситуации, соматические заболевания, нервные стрессы и переутомление) в условиях ДОУ.

Цель ППк – диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ и/или состояниями декомпенсации, исходя из возможностей ДОО и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи ППк:

  • своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
  • выявление резервных возможностей развития;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи;
  • разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей;
  • подготовка и введение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень успешности, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка ее эффективности;
  • консультирование родителей (законных представителей);
  • организация взаимодействия между педагогическим составом ДОУ и специалистами, участвующими в деятельности ППк.

Алгоритм выявления детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, создание для них специальных условий

  • В начале учебного года в образовательной организации специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОУ выявляют детей с ОВЗ, в том числе детей инвалидов (далее – детей с ОВЗ).
  • Проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого- медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
  • По результатам обследования на ПМПк даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий

(ст. 79 ФЗ № 273., «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».):

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка на адекватном возрасте форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно - гигиенических правил и норм);
  • включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям, так как они выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей.

  • На  основании  рекомендаций  ПМПк,  специалисты   ДОУ  разрабатывают индивидуальный        образовательный        маршрут        и/или индивидуальную образовательную программу.

В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:

  • определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
  • определение объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого- педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
  • определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;
  • определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы МБДОУ;
  • определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
  • определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально- технических ресурсах;
  • подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.
  • После разработки индивидуального образовательного маршрута и/ или индивидуальной образовательной программы, педагоги и специалисты ДОУ осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и/или индивидуальной образовательной программы проводится в рамках ППк (не реже трех раз в год).

Индивидуальный образовательный маршрут и/или индивидуальная образовательная программа являются механизмом адаптации основной образовательной программы ДОУ.

Психолого-педагогическое    сопровождение    ребенка    с    ОВЗ    можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Психолого-педагогическое сопровождение основывается на следующих принципах:

  • Опора на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван сопровождать ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка (педагог– психолог, другие специалисты).
  • Системность. Принцип обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребннку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлениях, способах психолого-педагогического сопровождения.

Наличие в группе общеразвивающей направленности ребенка-инвалида требует к нему внимания со стороны воспитателей, других специалистов, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

Для успешности индивидуального сопровождения ребенка необходима правильная оценка возможностей.

В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности.

Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень формированности деятельности в целом - ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения, а также разработать индивидуальный образовательный маршрут сопровождения.

  • случае получения заключения медико-социальной экспертизы с указанием разработки адаптированной образовательной программы, на ребенка будет составлена индивидуальная адаптированная программа.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ

Воспитатель

- педагогическая диагностика;

- исследование социального статуса семьи;

- организация эмоционально благоприятного климата в группе;

- реализация рекомендаций специалистов;

- взаимодействие с семьей

Медицинский работник

- исследование физического развития и физической подготовленности;

- комплексная оценка состояния здоровья;

- контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей;

- сезонная профилактика

Музыкальный

руководитель

- использование элементов музыкальной и танцевальной терапии;

- организация совместных праздников и развлечений

Инструктор по физической культуре

- диагностика физического развития; выполнение рекомендаций специалистов;

- индивидуальная коррекционная работа;

- организация совместных праздников и развлечений.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ

ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Форма организации занятий – индивидуальная. Индивидуальные занятия направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определенные трудности в овладении программой. Учет индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, что позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. Индивидуальные занятия проводятся педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий всех специалистов.

Ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу с воспитанником, являются воспитатель, педагог-психолог.

Педагоги ДОУ осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции нарушений у воспитанника и консультируют их родителей по вопросам коррекционно- образовательного процесса; проводят индивидуальные и групповые занятия по расписанию.

Воспитатель:

  • Формирует представления о себе и окружающем мире Развивает конструктивные навыки
  • Формирует элементарные математические представления (количество и счет, величины, цвет, геометрические формы).
  • Учит способам обследования предметов, используя зрение и осязание.
  • Учит группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы
  • Учит ориентироваться в расположении частей своего тела.
  • Развивает общую и мелкую моторику. Развивает понимания речи:
  • Развивает жестикуляцию. Формирует голос.
  • Развивает подвижность органов речи. Накапливает пассивный словарь.
  • Создает доброжелательную обстановку в группе, способствующую активизации речи детей.
  • Обеспечивает индивидуальный подход к воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
  • Объясняет задания специалистов родителям для закрепления пройденного материала.
  • Систематический сформированных навыков не только во время занятий, но и в режимные моменты.
  • Проводит индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.

Педагог-психолог:

  • оказывает помощь ребенку в адаптации (совместно с воспитателями); проводит консультативную работу с педагогическим персоналом; направляет профессиональную деятельность на создание социально–
  • психологических условий для комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении;
  • проводит индивидуальные занятия с ребенком с ОВЗ.

Учитель-логопед: 

  • логопедическая диагностика;
  • коррекция и развитие речи;
  • разработка рекомендаций другим специалистам по использованию логопедических приемов в работе с воспитанником;
  • педагогическая диагностика;
  • разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с воспитанниками по коррекции речи.

Администрация учреждения:

  • осуществляют тесное взаимодействие педагогических и медицинских работников; создают оптимальные условия для организации преемственности в работе сотрудников педагогического коллектива;
  • оказывают методическую помощь педагогам;
  • привлекают родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; оценивают качество и устойчивость результатов коррекционной работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий.

Все специалисты, осуществляющие коррекционные мероприятия, сопровождение ребенка, совместно участвуют в решении следующих задач:

  • определение причин трудностей с помощью комплексной диагностики;
  • разработка индивидуальной образовательной программы ее реализация; анализ результатов реализации.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Акбулатова Г.Ф.

 старший воспитатель

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный материал облегчит вам работу по составлению индивидуального образовательного маршрута ваших воспитанников.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:

  • Интеллектуального;
  • Эмоционально-волевого;
  • Деятельностного;
  • Нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально-личностному развитию ребенка

  • Создать благоприятную предметно- развивающую среду для социального развития ребенка;
  • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально- личностному развитию ребенка;
  • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально- личностных проблем.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

  • организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
  • развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно- социальных);
  • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно- перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
  • формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.

  1. В разделе «Общие сведения о ребенке» следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.
  2. В разделе «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях.

Заполнить подразделы:

  • Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.
  • Тип семьи:

а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);

б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду);

в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не

занимаются);

г)        конфликтная        семья        (в        семье        неблагополучная        эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).

  • Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.
  • Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

а)        семейный        диктат        (систематическое        подавление        инициативы        и собственного достоинства ребенка);

б)        чрезмерная        опека        (удовлетворение        всех        потребностей        ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

в)        попустительство        (уклонение        от        активного        участия        в        воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка);

г)        сотрудничество        (отношение        взаимного        уважения,        совместное переживание радости и горя).

  1. В разделе «Особенности внешнего вида ребенка», кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.
  2. В разделе «Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.
  3. В разделе «Особенности моторной сферы» описывать по данным

«Представления».

Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.

  1. В разделе «Характеристика познавательной сферы ребенка» дать характеристику психическим процессам.

Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает - произвольное, непроизвольное, другое.

Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.

Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не)

подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.

  1. В разделе «Состояние знаний  ребенка  по  разделам  программы» описать знания ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.
  • Запас общих сведений об окружающем: называет , (не) называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет , (затрудняется) , не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.
  • Сформированность навыков рисования: (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.)
  • Сформированность элементарных математических представлений: Количество  и  счет:  ((не)  дифференцирует  понятия  «один-много»,  (не)

владеет количественным (порядковым) счетом в пределах…,  (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счет), (не) знает элементы знаковой символики (<,

>, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не) решает примеры в пределах…, (не) решает задачи на наглядном материале.

Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

  1. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
  2. Характеристика речи ребенка

Звуковая        сторона        речи: охарактеризовать        особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.

Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.

Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.

  1. Характеристика деятельности

Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.

  1. Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.
  2. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности , наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества : адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д., умение  подчиняться требованиям взрослых , аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
  3. Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый,        неуверенный,        импульсивный,        стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого , при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.
  4. В  разделе  «Дополнительные   особенности   развития ребенка» можно отметить, к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей

  1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания,

речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

  1. Диагностика развития ребенка

Диагностика ребенка проводится  специалистами  детского  сада.  Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

  1. Наблюдение за поведением в группе

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Методы, используемые в работе

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с

«волшебными» средствами понимания;

  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Особенности        работы        воспитателя        по        созданию        индивидуального маршрута ребенка

  1. этап Выбор

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития.

  1. этап Наблюдение

  • Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
  • Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
  • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
  • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями.
  1. этап Диагностика

  • Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);
  • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;
  • Подбор методик, определение методов и приемов работы.
  1. этап Работа

  • Подбор индивидуальных заданий;
  • Связь с родителями и педагогами;
  • Домашние задания;
  • Корректировка задач, методов работы с ребенком.
  1. этап Контроль

  • Итоговая диагностика;
  • Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.

При        разработке        индивидуального        маршрута        дошкольника, должны соблюдаться следующие принципы:

  • Принцип опоры на обучаемость ребенка;
  • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
  • Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его

«на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации);
  • Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден;
  • Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-

педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация эмоционального благополучия ребенка

  1. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
  • «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
  • «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
  • «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
  • «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
  1. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводятся:

  • Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
  • Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
  • Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
  • Коллективные работы по изобразительной деятельности.
  • Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
  • Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
  • Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
  • Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
  • Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.
  1. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

  • Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
  • Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
  • Пуговичный        массаж        в        сочетании  с        заданиями        на эмоциональное проявление.
  • Игры драматизации.
  • Театрализованные игры.
  • Просмотр спектаклей.
  • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
  1. Для        развития        социальных        навыков        у        ребенка        мы проводятся:

  • Дидактические игры («Правда или нет»).
  • Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
  • Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».
  • Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкотерапии.
  1. Развитию        бережного        отношения        к        окружающему        миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:

  • НОД по экологии и по ОБЖ;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические игры природоведческого содержания;
  • разбор ситуаций;
  • просмотр спектаклей на экологические темы;
  • акции (Посади дерево, покорми птиц);
  • уход за растениями в уголке природы и на участке;
  • трудовая деятельность (различные виды труда).

Необходимые        критерии        оценок        результативности        ребенка        по социально - личностному развитию:

  • Выработаны привычки нравственного поведения;
  • Имеют способность к самооценке, оценке;
  • Имеют представления о моральных качествах;
  • Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
  • Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
  • Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
  • Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
  • Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Предполагаемый результат:

  • развитие социальной компетентности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
  • развитие чувства самоценности;
  • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Содержание работы

  1. Развитие        игровой        деятельности        (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):
  • побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов («Коммуникация»,

«Чтение»);

  • учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью («Коммуникация»);
  • устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации («Коммуникация»);
  • в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию («Коммуникация», «Чтение»).
  1. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):

  • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»);
  • развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
  • развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»);
  • формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность»
  • «щедрость» и др.)
  1. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:

  • продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) («Познание», «Безопасность»);
  • развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;
  • развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. («Коммуникация», «Познание»);
  • формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей («Познание»);
  • формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет) («Познание», «Безопасность»);
  • воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями.

Для развития компетентности педагогов по данному вопросу проводятся консультации на темы: «Формирование нравственного здоровья», «Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками», «Работа по ознакомлению детей с именем».

Темы педсоветов: «Обеспечение психофизического здоровья дошкольников», «Учимся понимать друг друга»,

Подготовить методические рекомендации для педагогов:

«Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Березка»» ГО г.Сибай Республики Башкортостан Подготовила: Старший воспитатель Акбулатова Г.Ф.

Слайд 2

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 3

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

Слайд 4

Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме.

Слайд 5

Виды трудностей ИОМ в рамках образовательных областей.

Слайд 6

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) ОО «Познавательное развитие» - снижена познавательная активность об окружающем мире, - кругозор ограничен - испытывает трудность длительно, целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. - социальные представления о социальном мире, жизни людей ограничены, поверхностны. Беседы на тему: «Что мы умеем, чему мы научимся». Игры: «Люблю — не люблю»; «Кем я стану»; «Ласковое имя» Игры: «Я умею»; «Отгадай, кто какой»; «Мое будущее»; Ролевые игры. Использование пословиц и поговорок (чтение и беседы, заучивание). Игры: «Договори предложение»; «На кого я похож». Игровой массаж «Что? Где?» -не проявляет особого интереса к цифрам, как знакам чисел, к их написанию. - испытывает трудности при решение логических задач. - нет усидчивости; - слабо развито воображение; - отвлекаемость; - частая смена объектов внимания; Предварительное знакомство с предстоящей деятельностью, трудным заданием. Похвала, поддержка. Психогимнастика Упражнение «Я не могу - я могу - я сумею». Дидактические игры: «Квадрат Воскобовича»; «Торопись, да не ошибись», «Игровизор», «Волшебная восьмёрка», Не тающие льдинки», «Установи последовательность», «Логика и цифры», «Составь фигуру», «На золотом крыльце сидели»( игры с палочками Кюизинера). Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)

Слайд 7

ОО «Речевое развитие» - не проявляет интерес к речевому творчеству. - Речь грамматически неправильная, проблемы со звуковым анализом слов. - допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов; - при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого; - описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов; - не проявляет словотворчества; Чтение литературных произведений, беседы на этические темы. Игра «Приглашение в гости». Решение проблемных ситуаций: «В вежливом автобусе»; «Как поступить». Игры: «Круг добра»; «Кто подарил добрые слова»; «Колечко дружелюбия». Азбука вежливых фраз (составление предложений). Игры на обогащение словаря. «Из каких мы сказок». Посещение театрализованного кружка в ДОУ.

Слайд 8

ОО «Социально – коммуникативное развитие» - слабо проявляет свою активность в сюжетных играх; - в играх с правилами не точно выполняет нормативные требования, не может объяснить содержание и правила игры другим детям; - знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру. Создание ситуации успеха. Разработка системы пошагового поощрения (фишки, баллы и др.) Использование невербальных рефлексивных методик. Мимическая зарядка (выражение эмоциональных состояний) Проигрывание проблемных ситуаций. Игры: «Ласковые лапки»; «Повтори за мной»; «Волшебные очки». Упражнение «Послушай, ответь и расскажи». ОО «Художественно-эстетическое развитие» - невысокий уровень творческой активности; - частично сформированы КГН. - создает изображения примитивными однообразными способами; - затрудняется в планировании работы; - плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой; Игры и хороводы с диалогами ситуаций «Этикет наоборот», «Нарисуйте в паре с..», тематическое рисование с учетом трудностей ребенка «Игры с кляксами», «Волшебная палитра», дидактическая игра «Укрась салфетку так, как я скажу», упражнение «Найди и обведи». Посещение кружка по хореографии в ДОУ.

Слайд 9

Виды трудностей (педагогическая симптоматика) Причины трудностей Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя, инструктора по физической культуре ) ОО «Физическое развитие» - двигательный опыт ребенка не богат, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. - стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в движении. Неумение находить средства и способы для достижения целей в процессе деятельности. Игра «Быстро возьми, быстро положи», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишка, бери лен-ту», «Тюлени», «На одной ножке по дорожке», «Попади в корзину», «Прокати мяч в ворота», «Вниз – вверх» «Перебрось через планку», «Кто прыг-нет?» Неумение осуществлять контроль и оценивать результаты деятельности «Успей первым», «Через бревно», «Прыгаем по кругу», «Поймай мяч», «Ловишка с приседанием».

Слайд 10

Специальные условия Требования по АООП, рекомендации ЦПМПК Обеспечение Образовательная программа АООП для детей с РАС Обеспечено Срок реализации Дошкольная ступень Обеспечено Форма обучения Очная (неполный(полный) день) Обеспечено Модель включения Группа комбинированной направленности (инклюзивное образование) Обеспечено Обязательные коррекционно-развивающие курсы Учитель-логопед Коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендованной АООП Подгрупповые/ индивидуальные занятия Обеспечено Педагог-психолог Коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендованной АООП Подгрупповые/ индивидуальные занятия Обеспечено Учитель-дефектолог Коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендованной АООП Подгрупповые/ индивидуальные занятия Обеспечено Утвержден ППк МДОБУ ЦРР д/с «Березка» ГО г.Сибай РБ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД Фамилия, имя Кириллов Александр ….. Дата рождения 01.09.2015 Группа «Березка»

Слайд 11

Безбарьерная архитектурная среда Не требуется Организация пространства Соответствие мебели росту обучающихся, обеспечение возможности поддерживать правильную позу Обеспечено Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Не требуется Специальные учебники Не требуется Специальные учебные пособия Методические материалы для освоения Программы коррекционной работы Обеспечено Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования Не требуется

Слайд 12

Другие условия Согласно ИПР/ИПРА Нуждается в мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации Обеспечено Предоставление услуг ассистента, тьютора Требуется Обеспечено С ИОМ ознакомлен Родитель (законный представитель) _______________/________________________________________

Слайд 13

Специа-листы Рекомендации ЗПМПК Дефициты ребенка (заключение ППк) Ресурсы ребенка (ППк) Задачи развития ребенка на учебный год Специальные условия обучения и воспитания Педагог-психолог Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, развитие игровой деятельности. Очень низкие темпы освоения навыков в различных видах деятельности и снижение навыков за летний период. Бытовые навыки сформированы не в полном объеме, нет автоматизации. Игровая деятельность остается манипулятивной: отсутствует целевой компонент. Низкий объем внимания и памяти Недостаточно сформированы навыки имитации и следования словесной инструкции. Неустойчивое, кратковременное внимание. Улучшение бытовых навыков. Достаточно хорошее развитие зрительного восприятия. Усвоены основные сенсорные эталоны. Увеличена длительность концентрации внимания до нескольких минут. М ожет попросить помощь взрослого при затруднении. Н аличие речи в виде первых слогов слов, обозначающих любимые предметы и занятия. Увеличение объема внимания и памяти до 5-6 единиц. Формирование простейших игровых навыков. Стимулирование развития воображения. Увеличение интенсивности навыка имитации и следования слов инструкции. Формирование процессов обобщения и классификации по основным категориям. Развитие поведения слушателя. Наличие: АООП; ИОМ ТСО; методических и дидактических материалов. Коррекционно-развивающие занятия с психологом не реже 2 раз в неделю продолжительностью 20–25 минут, индивидуальные – не реже 1 раза в неделю, подгрупповые – не реже 1 раза в неделю

Слайд 14

№ п/п Дата Тема занятия, количество часов Деятельность музыкального руководителя (используемые технологии, формы и методы) Деятельность воспитателя Возможность работы с другими специалистами Направления работы с родителями Календарное планирование индивидуального маршрута в ОО «Худдожественно-эстетическое развитие» ( Музыкальное развитие) Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ в образовательной области «Физическое развитие» Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; оказать помощь в адаптации к коллективу детей; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; развить в ребенке осознание своих возможностей; обеспечить позитивные сдвиги в физическом развитии ребенка, стимулировать раскрытие индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих / ограниченные возможности здоровья/ /одаренных детей в области «Физическое развитие»/ ; вовлечение родителей в образовательный процесс ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ Количество занятий в неделю:_________________________________________________________________________________ Форма проведения: организованная образовательная деятельность, индивидуальные занятия, игровая деятельность, совместная деятельность педагогов ДОО, родителей, детей; самостоятельная двигательная деятельность, беседы, презентации, ведение портфолио здоровья ___________________________________________________________________________________________________________ Ожидаемый результат:________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________

Слайд 15

Ожидаемые результаты

Слайд 16

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами воспитанников заметна положительная динамика качества обучения в группе, повысился уровень умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от воспитателя профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Слайд 17

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ответы на самые частые

вопросы про АООП ДО

На сегодняшний день нет утвержденных методических рекомендаций, которые определили бы единую форму написания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим у педагогов часто возникают вопросы. В каком случае разрабатывать адаптированную основную образовательную программу на группу детей, а в каком – на одного ребенка, кто должен ее разрабатывать и на какой срок? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.


 

Обязательно ли разрабатывать адаптированную основную образовательную программу или можно ограничиться разделом «Коррекционная работа» в ОП ДО?


Разрабатывать адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования нужно обязательно, если родитель (законный представитель) представил в образовательную организацию заключение ПМПК с рекомендациями о создании специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. Содержание образования и условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяет адаптированная образовательная программа, для детей-инвалидов также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (
статья 79 Закона № 273-ФЗ)1. Наличие адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования и их реализацию в дошкольной организации проверяет служба по надзору и контролю в сфере образования.

 

Обязательно ли согласие родителей на обучение ребенка по АООП и что делать, если они против?
 


Да, обязательно. Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Поэтому они могут ему не следовать (пункт 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии)
2.

Именно заключение ПМПК, которое представляют родители (законные представители) ребенка с ОВЗ в образовательную организацию, становится основанием, чтобы создать для него рекомендуемые в заключении условия для обучения и воспитания. Родители (законные представители) ребенка представляют заключение ПМПК руководителю образовательной организации и оформляют письменное согласие на его обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. Без их согласия вы не можете разрабатывать программу.

Если ребенок испытывает стойкие трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, специалисты образовательной организации должны организовать с родителями просветительскую работу, разъяснить преимущества специальных условий образования, рекомендовать обратиться в ПМПК для получения рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка

Если родители согласие не дают, ребенок продолжает обучаться по основной образовательной программе дошкольного образования. Однако педагоги должны будут выстроить индивидуальную систему психолого-педагогического сопровождения данного ребенка.

 

Кто разрабатывает адаптированную основную образовательную программу?
 


Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования разрабатывает образовательная организация. Руководитель образовательной организации приказом утверждает рабочую группу. В ее состав входят специалисты, которые работают с ребенком или группой детей с ОВЗ:

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог;
  • воспитатели;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • педагог дополнительного образования;
  • тьютор;
  • старший воспитатель;
  • медицинский работник.

В реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, так же как и основной образовательной программы дошкольной организации, участвуют все педагоги. Поэтому неправильно считать, что разрабатывать адаптированную основную образовательную программу должны отдельные специалисты дошкольной организации или старший воспитатель.

Если специалист работает с дошкольной организацией в рамках сетевого взаимодействия, он также участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования. Только в этом случае возможен комплексный подход к ее разработке и реализации.

 

Кто утверждает адаптированную основную
образовательную программу и на какой срок?
 


АООП утверждает педагогический совет и подписывает руководитель образовательной организации. Порядок, по которому разрабатывают и утверждают АООП, регламентирует локальный нормативный акт образовательной организации – положение о разработке, об утверждении, изменении АООП. В соответствии с данным положением выстраивает свою деятельность рабочая группа.

После того как рабочая группа разработала адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования, ее рассматривают члены психолого-медико-педагогического консилиума и утверждает педагогический совет дошкольной организации.

Затем программу согласовывают родители (законные представители) детей и подписывает каждый член рабочей группы. Руководитель издает приказ об утверждении адаптированной основной образовательной программы.

Как правило, АООП разрабатывается на уровень образования в соответствии с рекомендациями ПМПК, а не на конкретный учебный год. Заключение комиссии действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания3. Если в течение года родители не воспользовались рекомендациями ПМПК, комиссию придется проходить повторно.

 

Какие документы должны быть в дошкольной организации для разработки АООП?
 


Для того чтобы организовать деятельность рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы, руководитель образовательной организации:

  • готовит проект положения о разработке, утверждении, изменении АООП совместно с рабочей группой;
  • подписывает протокол педсовета по обсуждению и принятию решения по данному проекту положения;
  • издает приказ об утверждении положения о разработке, утверждении, изменении АООП;
  • издает приказ об утверждении АООП.

 

У нашей организации изменился статус. Нужно ли в связи с этим вносить изменение в АООП?
 


Да, вам необходимо внести изменения в части наименования образовательной организации. Вносить изменения в утвержденную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования нужно в том случае, если на это есть обоснованные причины. Они могут быть связаны как с внешними факторами, так и с внутренними:

  • изменения в нормативно-правовом регулировании, которые касаются образовательной деятельности с детьми с ОВЗ;
  • изменение статуса образовательной организации на основании устава;
  • уточнение содержательных аспектов программы по результатам мониторинга (самообследования);
  • рекомендации независимой экспертизы;
  • предписание органов контроля и надзора в сфере образования.

 

Наш детский сад посещает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Можем ли мы использовать в работе с ним утвержденную ПАООП для детей данной категории?


Нет, вы должны самостоятельно разработать адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для воспитанника с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • на основании заключения ПМПК;
  • с учетом индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и возрастных особенностей данного ребенка;
  • в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • с учетом ПАООП для детей этой категории.

Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, не являются документом прямого действия. Согласно Закону № 273-ФЗ данные программы рассматриваются в качестве ориентира для разработки собственной адаптированной основной образовательной программы для одного ребенка и группы воспитанников с ОВЗ.

 

Какие примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования на данный момент утверждены и где их можно посмотреть?


На данный момент федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию одобрило девять примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для разных категорий детей:

  • слабослышащих и позднооглохших;
  • глухих;
  • с амблиопией и косоглазием;
  • слабовидящих;
  • слепых;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с тяжелыми нарушениями речи.

Все эти программы размещены на fgosreestr.ru. В разработке находятся проекты еще четырех ПААОП:

  • для диагностических групп (для детей 2–3 лет);
  • детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития;
  • детей после кохлеарной имплантации;
  • детей с расстройствами аутистического спектра.

 

Нужно ли нам составлять индивидуальный образовательный маршрут, если мы разработали АООП
для конкретного ребенка с ОВЗ?


Нет, не нужно, если этого не требует региональное законодательство или локальные нормативные акты образовательной организации.

Понятие адаптированной основной образовательной программы определяет Закон № 273-ФЗ. Это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Нормативный документ, который регламентирует написание АООП и включает требования к ее структуре, – ФГОС ДО. Ни Закон № 273-ФЗ, ни Стандарт не содержат понятия «индивидуальный образовательный маршрут» в контексте АООП или как отдельного документа. Однако разработку индивидуального образовательного маршрута могут регламентировать нормативные документы регионального уровня, к которым вам нужно обратиться. Необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута также может быть закреплена локальным актом вашей организации.

 

В начале этого учебного года нам предстоит разработать АООП для ребенка с ОВЗ. С чего начать?
 


Распределите деятельность по разработке адаптированной основной образовательной программы на этапы. Сначала изучите заключение ПМПК: рекомендации по созданию специальных условий образования, включая образовательную программу, формы и методы психолого-медико-педагогической помощи и др.

Оцените образовательные потребности ребенка и запросы его родителей. Организуйте диагностическую работу специалистов психолого-педагогического сопровождения с воспитанником. Данная работа предусматривает тесное взаимодействие всех специалистов.

Определите группу, которую будет посещать ребенок, – компенсирующей или комбинированной направленности. Согласуйте необходимое количество специалистов с учетом новых требований к штатному расписанию для данных групп4.

По результатам диагностической работы разработайте адаптированную основную образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС к структуре программы и условиям ее реализации. Особое внимание уделите описанию специальных условий для получения образования данным воспитанником с ОВЗ. Согласуйте программу с родителями, вынесите проект на обсуждение педсовета. Организуйте работу с воспитанником по АООП только после ее утверждения.