ВСЕ О COVID-19

Акбулатова Гульфия Фуатовна

Предварительный просмотр:

О рекомендациях как говорить с

детьми о коронавирусе

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Детям бывает трудно понять, что они видят в Интернете или по телевизору - или слышат от других людей, - поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Но открытый, поддерживающий разговор с вашими детьми может помочь им понять, справиться и даже принести пользу другим.

1. Задавайте открытые вопросы и слушайте

Пригласите вашего ребенка обсудить эту тему. Узнайте, как много они уже знают, и прислушайтесь к их ответу. Если они слишком маленькие и не слышали о вспышке, вам, возможно, не нужно поднимать эту тему - просто воспользуйтесь возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений.

Убедитесь, что вы находитесь в безопасной обстановке, и позвольте ребенку свободно говорить. Рисование, истории и другие методы, возможно, помогут вашему ребенку открыться для разговора.

Самое главное, не преуменьшайте или избегайте их проблем. Примите их чувства и дайте им понять, что естественно бояться этих вещей. Покажите, что вы слушаете, уделяя им все свое внимание, и убедитесь, что они понимают, что могут поговорить с вами и учителями в любое время.

2. Будьте честны: объясните правду доступным для ребенка языком

Дети имеют право на правдивую информацию о том, что происходит в мире, но и взрослые обязаны защищать их от страданий. Говорите на языке, соответствующем возрасту ребенка, следите за их реакцией и будьте чувствительны к их беспокойству.

Если вы не можете ответить на их вопросы, не придумывайте. Используйте это как возможность вместе найти ответы. Веб-сайты международных организаций, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения, являются отличными источниками информации. Объясните, что некоторая информация в Интернете не является достоверной, и что лучше всего доверять экспертам.

3. Покажите им, как защитить себя и своих друзей

Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний - это просто поощрять регулярное мытье рук. Это не должен быть запугивающий разговор. Мойте руки в танце, чтобы весело изучить правила мытья рук.

Вы также можете показать детям, как прикрывать локтем кашель или чихание, объяснить, что лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и попросить их рассказать вам, есть ли у них жар, кашель или затрудненное дыхание.

4. Подбодрите их

Когда мы видим много тревожных кадров по телевизору или в Интернете, иногда мы чувствуем, что кризис окружает нас повсюду. Дети могут не различать изображения на экране и свою личную реальность, и они могут полагать, что им грозит опасность. Вы можете помочь своим детям справиться со стрессом, предоставляя им возможность играть и отдыхать, когда это возможно. Следуйте привычному расписанию и распорядку, насколько это возможно, особенно перед сном, или помогите создать новый распорядок дня в новой среде.

Если в вашем районе есть вспышка болезни, напомните своим детям, что они вряд ли заразятся этой болезнью, что большинство людей, у которых есть коронавирус, не болеют очень сильно, и что многие взрослые прилагают все усилия, чтобы обеспечить безопасность вашей семьи.

Если ваш ребенок плохо себя чувствует, объясните, что он должен оставаться дома/в больнице, потому что это безопаснее для него и его друзей. Заверьте их, что вы знаете, что иногда это трудно (может быть, страшно или даже скучно), но соблюдение правил поможет обеспечить безопасность всех.

5. Проверьте, испытывают ли они на себе стигму или распространяют ее

Вспышка коронавируса привела к многочисленным случаям расовой дискриминации во всем мире, поэтому важно убедиться, что ваши дети не испытывают и не способствуют издевательствам.

Объясните, что коронавирус не имеет никакого отношения к тому, как кто-то выглядит, откуда он или на каком языке говорит. Если в школе их обзывали или издевались, они могут рассказать взрослому, которому они доверяют.

Напомните своим детям, что каждый заслуживает безопасности в школе. Запугивание всегда неправильно, и каждый из нас должен внести свой вклад, чтобы проявлять доброту и поддерживать друг друга.

6. Ищите помощников

Для детей важно знать, что люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.

Поделитесь историями о работниках здравоохранения, ученых и молодежи, среди прочих, которые работают над тем, чтобы остановить вспышку и обеспечить безопасность сообщества. Большим утешением может быть знание того, что сострадательные люди принимают меры.

7. Позаботьтесь о себе

Вы сможете помочь своим детям лучше, если вы также позаботитесь о себе. Дети сами догадаются, как вы реагируете на новости, так что им поможет тот факт, что вы спокойны и контролируете ситуацию.

Если вы чувствуете беспокойство или расстроены, найдите время для себя и обратитесь к другим членам семьи, друзьям и доверенным людям в вашем сообществе. Найдите время для того, чтобы расслабиться и восстановить силы.

8. Завершите разговор, демонстрируя заботу

Важно знать, что мы не оставляем детей в страдании. Когда ваш разговор закончится, попробуйте понять уровень их беспокойства, наблюдая за языком тела, обращая внимание на то, используют ли они свой обычный тон голоса и наблюдая за их дыханием.

Напомните своим детям, что у них могут быть другие трудные разговоры с вами в любое время. Напомните им, что вы заботитесь о них, что вы слушаете их, и что вы готовы прийти на помощь, если они обеспокоены чем-то».



Предварительный просмотр:

Как объяснить детям необходимость изоляции или карантина из-за коронавируса

Важно поговорить с детьми о том, что происходит, в связи с распространением коронавируса. Дети чувствуют, если взрослые ведут себя неуверенно или напуганы.

Как объяснить детям необходимость изоляции

Как объяснить детям необходимость изоляции

Если мы не объясним детям, что такое коронавирус, или что такое карантин, они могут прибегнуть к причудливым фантазиям своего воображения, чтобы компенсировать недостаток информации. При этом они могут представлять себе ужасные сценарии, которые далеки от реальности.

Желательно, чтобы информацию о коронавирусе рассказывали детям авторитетные взрослые. При разговоре с детьми о коронавиусе важно помнить два аспекта:

  1. Мы должны адаптироваться к возрасту ребёнка и его зрелости. Возраст ребёнка может дать нам представление о его способности понимать определенные концепции, но нельзя забывать, что зрелость каждого человека является отдельным аспектом.
  2. Все, что мы будем говорить детям о коронавирусе и карантине, должно быть правдой. Поэтому, если мы не знаем всех данных или у нас нет всех ответов, лучше быть честными и признать, что нам не всё известно.

Основная цель беседы -- уменьшить чувство тревоги и успокоить ребёнка.

Если мы не знаем, как начать разговор о карантине с ребёнком, сначала лучше спросить у него, что он уже знает, прежде чем обращаться к теме напрямую.

В современном мире, где информация распространяется очень быстро, девочки и мальчики получают много сведений обо всём. Не все новости о коронавирусе COVID19 правдивы или одинаково достоверны, поэтому, необходимо узнать, что уже известно детям и учить их находить надёжные источники информации.

Важно обсудить ситуацию с коронавирусом COVID-19 с девочками и мальчиками, чтобы они не боялись ложной информации, а также чтобы они научились разрабатывать стратегии, которые могли бы работать для них в других ситуациях.

Например, мытье рук с мылом и водой помогает предотвратить заражение не только COVID-19, но также защищает от гриппа и других заболеваний.

В продолжение, публикуем несколько рекомендаций о том, как говорить с детьми о карантине и коронавирусе.

Мы должны: рассказать детям информацию, противопоставляя то, что уже известно о коронавирусе

Коронавирус вызывает респираторные инфекции у людей, вызывая у большинства, в основном, лёгкие симптомы. Несмотря на это, многие люди погибли.

Вирус был обнаружен в Китае, в районе Ухань в декабре. Теперь коронавирус распространился и на другие континенты, включая Европу.

Многие медицинские работники работают над тем, чтобы лучше изучить вирус и, таким образом, снизить риски. Хотя вакцины до сих пор нет, они ищут возможные лекарства.

Определяем, что такое изоляция/карантин

Изоляция и карантин — это методы, которые используются для сдерживания или минимизации распространения инфекционных заболеваний путём уменьшения их передачи. Они особенно важны в современном мире, где общение между людьми происходит так быстро и просто. В средствах массовой информации эти термины используются взаимозаменяемо, но технически они не являются синонимами. С одной стороны, карантин — это ограничение передвижения тех, кто потенциально подвергся воздействию вируса, чтобы определить, являются ли они больными. С другой стороны, изоляция – это отделение заражённых людей от здоровых.

После уточнения того, что ребёнок или подросток знает о терминах «изоляция» и «карантин», мы можем сосредоточиться на определении обоих понятий как: предупредительная мера, которая позволяет избежать заболевания и предотвращает заражение других.

Нужно объяснить, где будет находиться ребёнок, с кем он останется и сколько дней специалисты здравоохранения рекомендовали находиться на карантине, чтобы ситуация улучшилась.

Во время беседы дети могут нервничать или испытывать страх, и мы должны перенаправить в другое русло неконтролируемые реакции, которые у них могут возникнуть.

Мы должны дать детям рекомендации о том, что они должны и могут сделать в данной ситуации

Согласно исследованиям, карантин может оказывать негативное влияние на психологическое здоровье людей, например вызывать беспокойство и раздражительность. Мы должны поддерживать активность во время изоляции, чтобы бороться с этими возможными симптомами.

Что касается детей, то главная задача, которую мы должны решить, -- это создать ежедневную рутину, обеспечивающую безопасность и стабильность в новой и неопределенной ситуации. Этот распорядок будет включать в себя разнообразное питание в течение дня, личную гигиену, время для игр и отдыха, время для учебы и для разговора с остальными членами семьи или друзьями. Чтобы дети тоже участвовали, можно вместе составить это расписание или календарь, используя рисунки, которые помогут детям лучше понять то, что будет происходить в ближайшие дни во время карантина.

Дети должны понимать, что это не каникулы, но мы также не должны допустить, чтобы ими завладели страх или паника. Для этого мы составим расписание и установим время, предназначенное для размышлений о том, что происходит, что они думают и что их беспокоит.

Когда дети смогут вернуться в школу, главной задачей учителей различных центров будет объяснение того, что дети, прошедшие карантин, больше не заразят других.

Как отвечать на вопросы детей о коронавирусе и карантине

Вот несколько примеров того, как реагировать на возможные вопросы, которые могут возникнуть у детей во время карантина или изоляции

Что со мной будет? Как я узнаю, есть ли у меня коронавирус?

Помнишь тот грипп, который ты подхватил прошлом году и которым тоже болела мама? Симптомы коронавируса похожи. У тебя может подняться температура, ты можешь почувствовать усталость и начать кашлять, у тебя может болеть горло или голова. То же самое происходит и со взрослыми.

Важно, чтобы, если тебе плохо, ты мне об этом сказал, чтобы мы могли тебе помочь.

Пожилые люди имеют более серьёзные симптомы и должны быть очень осторожны, потому что у них могут быть и другие проблемы со здоровьем, которые ухудшают течение болезни.

На данный момент вакцины нет, но многие учёные работают над тем, чтобы вирус не был такой большой проблемой, и мы учимся лечить его.

Я сделал что-то плохое? Я наказан?

Ты не сделал ничего плохого, и карантин -- не наказание. Вирусы -- не твоя вина или чья-то еще. Мы сидим дома, чтобы не заболеть самим и никого не заразить. Мы должны быть ответственными и добрыми, а это означает, что мы не должны передавать вирус другим людям.

В эти дни ты видел людей по телевидению или на улице в маске. Маска служит для предотвращения заражения других коронавирусом.

Помни, что у нас пока нет вакцины против коронавируса, но учёные много работают, чтобы её создать.

Сколько дней мне придётся быть дома? Когда я пойду гулять?

Важно выздороветь (если больной человек помещён на карантин) или убедиться, что люди не заразны и что распространение вируса замедлилось, прежде чем мы сможем покинуть дом. Это будет как минимум две недели, мы можем повесить календарь и писать каждый день, что мы будем делать.

 Где бы ты хотел повесить календарь? Мы изучим, сколько дней в неделе и какой сейчас месяц. Ты увидишь, что достигать ежедневных целей очень весело. Важно разграничить учебное время и время для отдыха и игр.

Кто позаботится обо мне? Где остальные члены семьи?

Мы все продолжаем заботиться о тебе, но в эти дни дома ты будешь оставаться с ... (с тем, с кем ребёнок будет на карантине). 

Если хочешь, мы можем поговорить с родными по Skype или WhatsApp, или написать им электронное письмо.

Кроме того, ты должен (должна) знать, что много врачей и учёных заботятся о нас и ищут лекарства и вакцину от вируса.

Когда я смогу увидеть своих друзей?

Ты не сможешь их увидеть, пока нам не разрешат выходить из дома, но ты можешь позвонить им по телефону или сделать видеозвонок и поделиться с ними своими переживаниями.

Есть также несколько онлайн-игр и видеоигр, в которые ты можешь поиграть со своими друзьями, даже если вы не находитесь в одной комнате.

Что будет со школой и моими учителями?

Сейчас ты не ходишь в школу, а твои учителя тоже сидят дома, как и мы. В эти дни мы продолжим выполнять домашнее задание и не будем беспокоиться. Учителя объяснят, когда и как нужно будет выполнять задания или экзамены.

Теперь самое важное -- это выздороветь и никого не заразить.

Вирус очень плохой? Вирус опасен?

Коронавирус опасен, если находиться в контакте с больным человеком, но в большинстве случаев симптомы слабо выражены, особенно у детей.

Важно заботиться о себе, чтобы быть здоровым, и не только сейчас, всегда. Ты должен мыть руки с мылом и водой после туалета или общественного транспорта. Если ты почувствовал себя плохо, ты должен рассказать об этом взрослому и всегда следовать советам врача.

Чувство беспокойства или страха - это нормально, но ты должен знать, что мы, взрослые, несём ответственность за улучшение этой ситуации, ты должен  спрашивать обо всём, если тебя что-то тревожит.

А вдруг кто-то из моих знакомых умрёт?

Врачи и медицинские работники прилагают немало усилий и часов, чтобы люди не умирали от этого вируса. Их много, и они работают очень хорошо. Несмотря на это, иногда люди очень сильно болеют, потому что они очень стары или потому что у них есть другие болезни, и тогда они могут умереть.

Когда кто-то умирает, нам становится грустно, и детям, и взрослым, и мы пытаемся вместе научиться преодолевать грусть.

Краткое руководство для взрослых в карантине / изоляции

  1. Оставайтесь активными, установите распорядок. Рутина поможет нам бороться со скукой и негативными мыслями. В неопределённых или нестабильных ситуациях рутина даёт нам ощущение  безопасности.
  2. Поддержание социальных контактов является важной деятельностью. Возможность разговаривать с нашими друзьями и семьёй имеет важное значение в нашей повседневной жизни. Благодаря современным технологиям, мы можем поддерживать эти контакты, не выходя из дома.
  3. Контролируйте тревожные мысли. Беспокойство — это нормально и хорошо, но лучше, если мы будем тратить несколько минут каждый день на размышления и не накручивать себя целый день. Таким образом, мы сможем отделить моменты отдыха и моменты тревоги.
  4. Несколько обновлений новостей в день достаточно. СМИ постоянно дают новую информацию. Это может усилить чувство тревоги и беспокойства, поэтому лучше проверять их только один раз в день из одного и того же надёжного источника. Не вся информация, которая доходит до нас, является правдивой, поэтому мы должны найти безопасные сайты и новостные порталы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста “Что такое коронавирус?”

Конспект беседы «Коронавирусная инфекция» с детьми подготовительной группы

Цель: Формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи: Уточнить представление о характерных симптомах коронавирусной инфекции и его профилактике. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность. Воспитывать у детей потребность заботится о своём здоровье.

Материал: иллюстрации по теме.

Ход беседы:

Воспитатель- Сегодня ребята, мы поговорим о новой болезни короновирусной инфекции. Что это за болезнь?

Дети- Это простудное заболевание, как грипп.

Воспитатель- Это простудное заболевание, но никак грипп.

31 января в России зафиксированы первые случаи заболевания коронавирусом. Однако паника распространяется быстрее, чем он сам. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) по итогам экстренного совещания 30 января объявила вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение.

Первые сообщения ВОЗ о вспышке новой инфекции появились 31 декабря 2019 года, хотя позднее стало известно, что первые заболевшие появились еще в начале декабря. Они были зарегистрированы в городе Ухане в Китае — это центр страны. Заболевание протекало в форме пневмонии неизвестного происхождения. Распространение инфекции началось с того, что заболели жители Ухань, которые работали на рынке, где продавали животных сурков, змей и летучих мышей и морепродуктов или же посещали его.

На данный момент коронавирусом COVID-19 заболели в 183 странах по всему миру. У нас в Дагестане официально нет ни одного случая заболевания коронавирусом.

Воспитатель- Коронавирусы — это целое семейство вирусов (40 видов, которые поражают человека, кошек, птиц, собак, крупный рогатый скот и зайцев. Впервые он был выделен в 1965 году у пациента с острым ринитом.

Вирусы, подобные коронавирусу,встречаются у диких животных: нынешний, к примеру, распространён у летучих мышей. Коронавирусы могут передаваться человеку через домашних и диких животных, а в результате мутации и от человека к человеку.

Дети- Как протекает заболевание?

Воспитатель- Заболевание протекает так: вирус поражает слизистую дыхательных путей, органы зрения, желудочно-кишечный тракт и нервную систему. Заболевание, как и любая вирусная инфекция, начинается с сильного насморка, кашля, температуры, ощущение сдавленности в грудной клетке, затруднённое дыхание. В дальнейшем развивается бронхит, пневмония, возможен септический шок и острый респираторный синдром.

Дети- Как передаётся коронавирус?

Воспитатель- Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязнённой поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязнёнными руками рта, носа или глаз.

Экспресс-тестов на выявление коронавируса пока не разработано.

В Китае тесты проводят в лабораториях при больницах. В России диагноз ставят в лабораториях при научных центрах, больницах и институтах. Средний инкубационный период коронавируса 5,1 дней

Дети- А в нашей стране есть заболевшие этой новой болезнью?

Воспитатель- На данный момент в России заболело 373 человек, некоторые пошли на поправку. Анна Попова, глава Роспотребнадзора, заявила, что на заражение коронавирусом было проверено более 1,3 млн человек - это те, кто прибывал в Россию сухопутными и авиационными рейсами. Роспотребнадзор предпринял обычные меры безопасности - усиленный контроль пропуска на госграницу «прибывающих из неблагополучных регионов лиц с использованием стационарного и переносного тепловизионного оборудования», а также выпустил рекомендацию воздержаться от посещения в страны, где карантин по коронавирусу.

Дети- А как диагностировать и лечить этот опасный вирус?

Воспитатель- Чтобы определить, вирусное или бактериальное заболевание, врачи предлагают сдать анализ крови.

Основные известные вирусы гриппа можно диагностировать тестами на тип гриппа. Тестов на коронавирус пока нет.

Вакцины от нового коронавируса в настоящий момент нет, но они разрабатываются и пройдут первые исследования в июне.

Сейчас для лечения коронавируса используют антиретровирусные препараты, которые применяют при профилактике ВИЧ. В России их достать непросто, тем более их продают только по рецепту врача. Так что лечат симптоматику.

Дети- Что же делать?

Воспитатель- Не паниковать,

• Мыть руки с мылом в теплой воде по 20 секунд.

• Мыть любые овощи и фрукты

• Не контактировать с больными людьми (кашляющими, чихающими, сморкающимися)

• Пользоваться стерильными масками, которые надо менять каждые два часа

• Не контактируйте с дикими и домашними животными,

• Не употребляйте в пищу сырое молоко.

Воспитатель- Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, в общественном транспорте.

• Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам и не касайтесь лица.

• Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.

• Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другое) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.

• Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку, пока эпидемиологическая ситуация не стабилизируется.

• Регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).

Дети- Как правильно носить медицинскую маску?

Воспитатель- 1. Аккуратно закройте нос и рот маской и закрепите её, чтобы уменьшить зазор между лицом и маской.

2. Не прикасайтесь к маске во время использования. После прикосновения к использованной маске, например, чтобы снять её, вымойте руки.

3. После того, как маска станет влажной или загрязнённой, наденьте новую чистую и сухую маску.

4. Не используйте повторно одноразовые маски. Их следует выбрасывать после каждого использования и утилизировать сразу после снятия.

Дети- Можно ли вылечить новый коронавирус?

Воспитатель- Да, разумеется. Однако не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса - так же, как нет специфического лечения от большинства других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания.

Вирусную пневмонию, основное и самое опасное осложнение коронавирусной инфекции, нельзя лечить антибиотиками. В случае развития пневмонии - лечение направлено на поддержание функции лёгких.

Дети- В чем разница между коронавирусом и вирусом гриппа?

Воспитатель- Коронавирус и вирус гриппа могут иметь сходные симптомы, но генетически они абсолютно разные.

Вирусы гриппа размножаются очень быстро - симптомы проявляются через 3-4 дня после заражения, а коронавирусу требуется для этого до 14 дней

Итог: О чём была беседа? Причины и профилактика коронавируса.



Предварительный просмотр:

Как поговорить с дошкольниками о коронавирусе и изменениях, которые происходят в их жизни

Как поговорить с дошкольниками о коронавирусе и изменениях, которые происходят в их жизни

Когда происходит что-то новое и непонятное, важно не молчать, а говорить об этом друг с другом. И с детьми тоже. Не передавать из чата в чат новости и фейковую информацию, свои и чужие подозрения, а поделиться своим состоянием, чувствами, услышать другого, ощутить совместность.

А главное – как при этом не передать ребенку свою тревогу? Не напугать? Что вообще сказать? Надо ли объяснять что-то или лучше оградить от информации?

Чтобы разобраться и найти те самые слова (готового рецепта нет), можно взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Что фактически изменилось в его жизни? Что осталось прежним? Как он себя чувствует? Что его волнует, о чем он спрашивает? Что стало вызывать проблемы? Что появилось хорошего?В сложившейся ситуации есть три важных момента, которым, на мой взгляд, стоит уделить внимание.

1. Ребенку может быть страшно и непонятно

Он мог услышать какие-то новости, увидеть что-то пугающее и заразиться эмоциями встревоженных взрослых. Во-первых, нужно разобраться, что конкретно могло напугать. Во-вторых, поговорить про страхи, принять эмоции, развеять неизвестность, сказать: мы вместе и со всем справимся. В-третьих, можно предложить нарисовать вирус (рисунок как высказывание ребенка может о многом рассказать) и превратить его тут же во что-то смешное и нестрашное, изобрести «уменьшитель», придумать волшебных помощников, придумать свое «супероружие». Также тут важно дать четкую информацию, говорить просто и понятно, превратить неизвестное в понятное и создать чувство безопасности.

Например, можно обратиться к книжке про коронавирус Мануэлы Молины.Рассказать, что вирус похож на простуду (обратиться к опыту ребенка, сделать новое понятным), если все будут действовать вместе, от него можно защититься (перевести беспокойство в конкретные действия). Важно оставаться дома, соблюдать гигиену, тогда мы его победим. Можно также поговорить с детьми о здоровье, обсудить важность мытья рук. Выучить или придумать самим стишок или песенку, которую можно напевать, пока моешь руки те самые 30 секунд, поговорить, почему не надо лишний раз трогать кнопки в лифте и дверные ручки, сделать свою книжку здоровья и т.д.

2. Ребенок может грустить, обижаться, злиться, испытывать разные эмоции из-за перемен, которые произошли в его жизни

В первую очередь нужно понимать, что это он не «назло» и не вредничает, а переживает и по-своему реагирует на изменения, причины которых могут быть ему непонятны. Например, он не может играть с друзьями, а мама, хоть и дома, но не может уделять много времени и не всегда соглашается поиграть, нельзя пойти в парк кататься на карусели или в кафе есть мороженое.

Важно принять эмоции ребенка и мягко объяснить причины возникших запретов, поговорить об изменениях и связанных с ними эмоциях.

Можно вместе обсудить и построить планы, придумать занятия с учетом новых обстоятельств, обсудить новые правила взаимодействия. Чем бы хотелось заняться? Что для этого нужно? Если очень хочется что-то, но нельзя выходить из дома, то как можно было бы попытаться это сделать по-другому? Как учесть разные потребности членов семьи, чтобы всем было комфортно и интересно? В отличие от взрослого, у маленьких детей, оставшихся дома, нет выхода в интернет и онлайн-общения, нет срочных задач, и при этом есть много времени, а детям очень может быть сложно самим себя организовать и занять.

Посмотрите на детскую комнату и вообще домашнее пространство глазами ребенка, насколько оно отвечает разным его потребностям. Ведь чтобы дома было интересно и время карантина не казалось тюрьмой и царством скуки или не обернулось бесконечным онлайном, у ребенка должна быть возможность выбирать дело по душе, чтобы он мог действовать самостоятельно. Можно, например, добавить больше полифункциональных, неструктурированных материалов для игры и экспериментирования, которые могут превращаться во все что угодно (годится все что есть: собрать все коробочки дома, дать бумажный скотч, бумагу, пергамент, фольгу, лоскутки тканей, ватные диски, зубочистки, отсыпать фасоли и гороха, принести из леса палочки, кусочки коры, камешки), пополнить запасы карандашей и красок, завести коробку с бросовыми материалами, достать лоскутки ткани, какую-то одежду для переодевания – в общем, добавить в среду материалы, из которых ребенок сам сможет что-то придумывать и создавать, в которые можно играть и действовать по-разному. Можно добавить к этому какой-то новый опыт для ребенка, который он потом осмыслит через все эти материалы (почитать книгу, рассказать историю, показать что-то интересное и захватывающее), зажечь искру, от которой разгорится огонь воображения.

3. Эмоции взрослых тоже важны. Это то, что точно не стоит обходить стороной

Карантин и самоизоляция – это не внезапный отпуск, когда все расслаблены и могут целыми днями заниматься разным-интересным в свое удовольствие, день за днем повышая свою эффективность. Общий фон неизвестности и тревожных новостей, отмены планов, перестройки графиков, новые вопросы, требующие решений, влияют на наше состояние, подтачивают ресурсы. И важно принимать свои эмоции тоже, разрешить себе волноваться, грустить, уставать, принять себя таким и рассказать домашним о переживаниях, позволить себе не быть суперэффективным, не делать все «на максимуме», искать свой баланс.

С одной стороны, появилось много возможностей, каждый день репосты друзей сообщают о новых промокодах, подписках и пр. С другой стороны, усиливается тот самый FOMO (страх упустить что-то важное), недосмотреть, недоучить, недочитать, недодать что-то ребенку, «недоразвивать» его и прочие «недо-» по отношению к себе или детям. Здесь тоже важно вовремя нажать на паузу и уйти в оффлайн, постараться ограничить инфопоток, восстановить свои силы.

Дома совсем не обязательно целый день организовывать ребенка и предлагать ему бесконечные занятия и развлечения, даже если все вокруг в погоне за развитием делают именно так. Невозможно посмотреть, выучить и развить сразу все, а вот надорваться очень возможно.

Для вашего ребенка самый лучший родитель на свете – именно вы. А простое общение с близким взрослым намного ресурснее организованных занятий. Иногда достаточно взрослого, увлеченно занятого каким-то делом рядом, или разговора, зажигающего интерес, или проблемной ситуации, которую захочется решить, вопроса, на который нужно найти ответ…

Ситуация занятых родителей, сидящих дома, позволяет детям столкнуться с важным опытом ничегонеделанья, которого они часто оказываются лишены, когда их дни расписаны по занятиям и свободного времени нет совсем.

Возможно, первое время будет сложно и скучно, но если будет поддерживающая среда, интересная и бросающая вызов, то ребенок научится очень важному – задумывать и воплощать свои собственные идеи, пробовать, анализировать, при этом у взрослого тоже будут свои границы и личное время. За «домашнее» время можно вырастить новые традиции, укрепить привязанность и не упустить детство.

Ребенку в сложившейся ситуации нужен не домашний педагог, знающий все передовые методики, а поддерживающие, чуткие любимые взрослые.

Если все домашние бережно и с уважением будут относиться друг к другу – это уже большое дело. Время, проведенное вместе и в удовольствие, без угрызений совести, обесценивания себя, истощения и взаимного раздражения – это тот самый ресурс, который может помочь всем нам в ситуации неизвестности вместе справиться со всеми вызовами.