СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Акбулатова Гульфия Фуатовна

Предварительный просмотр:

Ментальные карты как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Образовательная программа каждой дошкольной организации должна «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывать основные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое» (раздел II п. 2.6 ФГОС ДО).

Социально-коммуникативное развитие направлено:

на усвоение детьми норм и ценностей, которые приняты в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и др.

Вы знаете, что дошкольникам трудно выполнять совместную работу в парах или группах, так как она предполагает умение договариваться, распределять обязанности, решать общие задачи. В дошкольном возрасте эти умения только формируются. Легче детям даются индивидуальные задания или работа совместно со взрослым. Поэтому социально-коммуникативное развитие дошкольников – одно из сложных направлений в работе педагогов.

Чтобы решить задачи социально-коммуникативного развития, которые перед нами ставит ФГОС, необходимо использовать активные и интерактивные методы работы с детьми. Один из них – метод интеллект-карт.

В чем заключается метод ментальных карт

Метод интеллект-карт основывается на трех видах мышления: ассоциативном, иерархическом и визуальном. Интеллект-карта – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема. От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности.

Ассоциации с общей темой интеллект-карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать и запоминать.

Метод интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен. В своих книгах «Супермышление», «Научите себя думать» он описал принципы, по которым составляется интеллект-карта. В отечественной педагогике этот метод стал известен во второй половине XX века.

Какие преимущества имеет метод ментальных карт

Метод интеллект-карт имеет преимущества перед другими методами, которые позволяют решать разные образовательные задачи. Рассмотрим их.

Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью интеллект-карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.

Привлекательность. У каждой интеллект-карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.

Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.

Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия.

Как научить детей составлять ментальные карты

Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, педагогу нужно самому представлять ее структуру. На рисунке 1 – пример одноуровневой интеллект-карты. В центре листа – центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа вы рисуете ветки первого уровня и фиксируете на них слова, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.

Рис. 1. Пример одноуровневой интеллект-карты

Чтобы раскрыть идеи первого уровня, вы рисуете ветки второго уровня. Чтобы показать связь идей на ветках разных уровней, соединяете их стрелками.

Пример многоуровневой интеллект-карты – на рисунке 2.

Рис. 2. Пример многоуровневой интеллект-карты

Чтобы интеллект-карта была красочной, используйте максимальное количество цветов. Для наглядности везде, где возможно, добавляйте рисунки, символы и другую графику, которые ассоциируются с ключевыми словами.

Мы рассматриваем интеллект-карту, как один из методов социально-коммуникативного развития детей. Поэтому перед вами стоит задача не только научить детей составлять карту, но и реализовать с ее помощью задачи социально-коммуникативного развития. Для этого организуйте совместную с воспитанниками работу. Возможно, вам придется составить не одну интеллект-карту, чтобы они научились ориентироваться в ее структуре и запомнили принципы, по которым составляется карта.

Интеллект-карта может стать итогом цикла занятий или тематической недели. Например, в течение недели дети узнают новую информацию, рисуют, лепят, слушают произведения художественной литературы по конкретной теме. Такая разнообразная деятельность повышает их интерес к изучаемой теме, побуждает к мыслительной активности и формирует внутреннюю мотивацию узнать еще больше.

В конце тематической недели, когда у детей уже будут представления о предмете изучения, предложите им вместе составить интеллект-карту. Первую карту составляйте со всеми воспитанниками группы. Работу организуйте поэтапно.

1-й этап. Определите ключевое понятие по теме недели, по которой будете составлять карту. Например, «Зима» или «Дикие животные». Если дети не смогут самостоятельно назвать ключевое понятие, задайте им наводящие и уточняющие вопросы.

2-й этап. Предложите детям материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей, ножницы и другие необходимые предметы. Напомните правила безопасности перед началом работы.

3-й этап. В центре бумажного листа обозначьте тему с помощью рисунка или картинки. Затем организуйте с детьми диалог. Задавайте вопросы и зарисовывайте на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. В ходе обсуждения предлагайте детям по очереди дополнять интеллект-карту новым рисунком или картинкой.

На этом этапе знакомства детей с интеллект-картой их задачи не ограничиваются тем, чтобы наклеить или нарисовать картинку. Это лишь фиксация образов, за которыми стоит вся информация, которую вы обсуждаете с детьми. Графический образ играет большую роль, особенно для ребенка старшего дошкольного возраста, мышление которого наглядно-образное. Рисунок или картинка формирует ассоциации и способствует тому, что ребенок лучше понимает и запоминает тему. Важно, что, добавляя в интеллект-карту новые образы, дошкольник видит и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. У дошкольника включаются процессы предварительного обдумывания и повышается мыслительная активность.

После того как ваши воспитанники научатся составлять интеллект-карту вместе с вами, учите их делать это в парах и мини-группах. При этом не делите детей по уровню сформированных у них навыков. Участвовать должны дети с разными навыками. Кроме того, так у каждой мини-группы получится своя, индивидуальная, карта.

В ходе коллективной работы над интеллект-картой дети будут учиться слышать и слушать друг друга, договариваться, распределять обязанности. Например, кто-то из них хорошо рисует, знает буквы и может написать нужные слова на карте. Кто-то может взять на себя роль лидера и координировать работу остальных детей. Также совместная деятельность научит детей планировать свои действия, проявлять инициативу, самостоятельность и нести ответственность за конечный результат. Это и есть навыки и умения, которые характерны для полноценного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Как использовать ментальные карты в работе с детьми

Готовые интеллект-карты обязательно размещайте в приемной для родителей, чтобы они видели, чем дети занимаются в детском саду. Также вы можете использовать их как один из вариантов детско-родительских проектов. Предложите родителям составить интеллект-карту дома с ребенком по теме недели в детском саду или теме, которой интересуется дошкольник. Например, «Динозавры», «Космос». Затем по готовой карте в группе воспитанник расскажет другим детям, что он знает о доисторических пресмыкающихся или планетах.

Интеллект-карт по одной теме может быть несколько. Например, одна карта – это продукт совместной деятельности родителей и детей, другая – воспитателей и детей, третья – специалистов и детей, четвертая – самих воспитанников, без участия взрослого. Затем вы можете проанализировать эти карты с детьми и соединить в одну – итоговую.

Используйте интеллект-карты, чтобы интегрировать разные образовательные области. Когда дети продумывают структуру интеллект-карт, они вспоминают нужную информацию, устанавливают причинно-следственные связи, затем вымеряют расстояния на карте, подсчитывают необходимое количество стрелок – познавательное развитие. Чтобы оформить карту, дошкольники рисуют, заштриховывают, приклеивают картинки – художественно-эстетическое развитие.

В процессе совместной работы дети высказывают свое мнение, рассуждают, знакомятся с новыми понятиями, обогащают словарный запас – речевое развитие. Кроме того, работа с интеллект-картой предусматривает определенную нагрузку: дети находятся в одной позе, рисуют мелкие детали. Чтобы снять мышечное напряжение, необходимо проводить физкультминутки – физическое развитие.



Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -  содействовать становлению ребенка как личности.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др. 
  1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

         от типа дошкольного учреждения,

         от продолжительности пребывания в нем детей,

          от программы, по которой работают педагоги,

          конкретных условий ДОУ,

          профессиональной компетентности педагога,

         показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
  2.  физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
  3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
  4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
  5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  6.  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
  7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу: 

  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.

2. по характеру содержания: 

  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте: 

  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов: 

  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников: 

  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.

6. по продолжительности: 

  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  •  долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности: 

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.       Опыты (экспериментирование)

         Состояние и превращение вещества.

         Движение   воздуха, воды. 

         Свойства почвы и минералов.

         Условия жизни растений.

2.       Коллекционирование (классификационная работа) 

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

3.       Путешествие по карте

       Стороны света.

        Рельефы местности.

       Природные    ландшафты и их обитатели. 

       Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.       Путешествие по «реке времени»

       Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

        История    жилища и благоустройства.

4.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

         идти в ногу со временем,

         стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

         наставником в выборе  компьютерных программ,  

         сформировать основы информационной культуры его личности,

         повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

         Исследовательский характер

         Легкость для самостоятельных занятий детей

         Развитие широкого спектра навыков и представлений

         Возрастное соответствие

         Занимательность.

Классификация программ:

         Развитие воображения, мышления, памяти

         Говорящие словари иностранных языков

         Простейшие графические редакторы

         Игры-путешествия

         Обучение чтению, математике

         Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

         предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

         несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

         движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

         обладает стимулом познавательной активности детей;

         предоставляет возможность индивидуализации обучения;

         в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

         позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

         Недостаточная методическая подготовленность педагога

         Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

         Бесплановость, случайность применения ИКТ

         Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5.       Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

  • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

         диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

          содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

          рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

 блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

 блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

7. Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

         творчески думающим,

         владеющим современными технологиями образования,

         приемами психолого-педагогической диагностики,

         способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

         умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

 Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

  • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
  • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

         материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

         материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

         сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

         анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

  • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
  • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
  •  материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  •  в неделях педмастерства;
  • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
  •  авторские программы, методические разработки;
  • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

       планы по организации предметно-развивающей среды;

       эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

8. Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

         В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


9. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

         Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

         Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

         Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

Человек не может по- настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз  Диккенс)



Предварительный просмотр:

Картотека

электронных образовательных ресурсов используемых педагогами МДОБУ ЦРР детский сад «Березка»

Раздел представляет порталы и сайты, содержащие огромную информацию о писателях и поэтах, собрание сочинений различных авторов, предназначенных для просмотра в электронном виде. Здесь и классика, и современная литература. Раздел содержит перечень детских сетевых библиотек. С помощью различных библиотек можно быстро найти необходимую книгу. Также можно найти информацию о развивающем обучении, принять участие в конкурсах, разместить методические материалы, занятия, праздники и развлечения.

Электронные образовательные ресурсы

Адрес

Информация

1

http://detskiy- mir.net/rating.php

Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики

2

http://kidsbook.naro

d.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

3

http://lukoshko.net

«Лукошко        сказок».        Детская        электронная        библиотека        -

народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.

4

http://www.dedushk a.net

Детская сетевая библиотека. Каталоги по возрасту, по авторам. Полезные ссылки: Сайты для родителей; Электронные архивы.

5

http://www.fplib.ru

Русская литература. Электронная библиотека, войдя в которую любой пользователь окунается в волшебный мир поэзии. Здесь можно услышать голоса замечательных русских и зарубежных

авторов, получить наслаждение от встречи с давно любимыми или новыми произведениями.

6

http://www.lib.com. ua

Большая электронная библиотека, в которой можно найти книги в электронном виде практически на любую тему. Здесь находятся не только художественные, но и научно-популярные

тексты.

7

http://www.rgdb.ru/ Default1.aspx

Российская государственная детская библиотека. На сайте представлены различные каталоги: Методические материалы;

Каталог        «Редкая        книга»;        Каталог        отдела        литературы        на иностранных языках.

8

https://www.maam.ru

/

Международный образовательный портал

9

http://edu-time.ru/

Сайт международных и всероссийских конкурсов для педагогов, воспитателей и детей "Время знаний"

10

https://nsportal.ru/

База разработок для воспитателей. Планирование, сценарии,

разработки занятий, мероприятий.

11

http://stranamasterov.

ru/

Прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях.

12

http://www.solnet.ee/

Материалы по подготовке предметных и тематических

праздников.

https://ped-kopilka.ru/

Учебно-методический кабинет

https://portalpedagoga

.ru/

Портал педагога

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ

http://potomy.ru

«Потому.ру  -  Детская  энциклопедия.  Вместе   познаём   мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы. Ежедневно на сайте появляются более десятка новых ответов от квалифицированных педагогов - учителей школ и воспитателей детских садов. Зарегистрировавшись, любой посетитель сайта, может задать свой вопрос. Учителя или

воспитатели могут бесплатно размещать на сайте свои статьи.

http://vip.km.ru/Me gabook/child/index. asp

Энциклопедии        vip.km.ru:        «Универсальная        энциклопедия»,

«Детская        энциклопедия»,        «Энциклопедия        популярной музыки»,  «Энциклопедия  животных»,  «Энциклопедия кино»,

«Энциклопедия  кулинарии»,  «Автомобильная энциклопедия»,

«Туристический        атлас        мира»,        «Энциклопедия        спорта»,

«Энциклопедия        здоровья»,        «Энциклопедия        персонального компьютера».

http://www.books.k

harkov.com

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

http://www.megak m.ru

Мегаэнциклопедия        Кирилла        и        Мефодия.        Универсальная библиотека, несколько тематических энциклопедий и словарей.

Возможность поиска информации по ключевым словам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

http://adalin.mospsy

.ru

Психологический центр «АДАЛИН». Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста (диагностика и развитие мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей), подготовка ребенка к школе. Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологические тесты,

коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии.

http://azps.ru

«А.Я. Психология». Сайт содержит статьи по разным отраслям

психологии, в том числе - по детской психологии

http://azps.ru/article

s/kid

(фактически  -  гиперучебник),  тесты,  программы  тренингов,

словарь психологических терминов, есть раздел для родителей.

http://edu.km.ru

Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий».

http://illustrators.od ub.tomsk.ru/illustr

Художники-иллюстраторы детских книг. Сайт знакомит детей, родителей и воспитателей с творчеством художников- иллюстраторов        детских        книг        (Билибина, Васнецова, Конашевича, Лебедева, Мавриной, Митрохина, Пахомова, Рачева, Сутеева, Фаворского, Чарушина, Чижикова и других); вводит ребенка в созданный художниками мир линий  и  красок;  учит видеть красоту. Задачи  сайта: повысить

уровень  художественного  восприятия,  обогатить   творческое

воображение, фантазию ребёнка.

http://kinklub.com

Каталог детских сайтов. В каталоге представлены сайты только

с детской тематикой. Детская поисковая система АГА.

http://ladushki.ru

«Ладушки». Сайт для малышей и малышек, а также их родителей. Галерея детских рисунков. Детское литературное творчество. Поделки. Живая азбука. Весёлая математика. Полезные ссылки («Каталог детских ресурсов», «Игра в глину», «Занимательная физика в вопросах и ответах»

http://playroom.com

.ru.

Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры

развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы.

http://detskiy- mir.net

«Детский мир» - Весёлый детский сайт. Программа «Раскрась- ка!» поможет превратить рисунки для раскрашивания в шедевры, выучить азбуку и цифры, создавать свои рисунки и весело, с пользой проводить время. Можно скачать 42 альбома,

в которых более 850 раскрасок.

http://www.e-

skazki.narod.ru

«Сказка для народа - новости мира сказок». Самые различные

народные и авторские сказки со всех уголков планеты.

http://www.forkids.r u

«Отдых и досуг детей». Сайт имеет ссылки на дружественные ресурсы. Сайты для детей. Сайты для родителей. Для всей семьи. Спортивные ресурсы. Активный отдых. Другие

ресурсы.

http://www.moi- detsad.ru; http://ival ex.ucoz.ru

Все для детского сада. Методические разработки, консультации для воспитателей, конспекты занятий, материалы по безопасности жизнедеятельности, игры, сказки,

песенки; работает форум.

http://www.solnet.e e

Детский портал «Солнышко». Проект ориентирован на три основных группы посетителей: на детей (игры, конкурсы, сказки, раскраски, детский журнал, виртуальная школа, форумы); на родителей (on-line консультации по воспитанию, раннему развитию и образованию детей, обмен опытом,

форумы); на педагогов (копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки).

http://www.tikki.ru/ skazki - Сказки        и

 детские песенки в MP3

Каталог сказок и детских песен, которые можно скачивать бесплатно. Музыкальные сказки.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И

ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

http://dob.1septemb

er.ru

Газета «Дошкольное образование».

http://periodika.web

sib.ru

Педагогическая        периодика:        каталог        статей        российской

образовательной прессы.

Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии в ДОУ

Слайд 2

Задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Слайд 3

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Слайд 4

Требования к педагогической технологии

Слайд 5

Современные образовательные технологии здоровьесберегающие технологии технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника социгровая технология интерактивные технологии технология проблемного обучения

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Слайд 7

Классификация здоровьесберегающих технологий

Слайд 10

Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Слайд 11

Классификация учебных проектов:

Слайд 13

Типы проектов

Слайд 15

Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Слайд 16

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.

Слайд 17

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

Слайд 18

Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Слайд 19

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: Идти в ногу со временем Стать для ребенка проводником в мир новых технологий Наставником в выборе компьютерных программ Сформировать основы информационной культуры его личности Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей

Слайд 20

ИКТ в работе современного педагога 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Слайд 21

Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Слайд 22

Интерактивные технологии Интерактивный – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Слайд 23

Интерактивные технологии Большой круг Дерево знаний Незаконченные предложения Броуновские движения Кластер Мозговой штурм Кейс-технология



Предварительный просмотр:

Данмалы – идея осенних прогулок и занятий с детьми (технология – арт-терпия)

Чтобы помочь воспитанникам справиться с эмоциональными переживаниями в начале учебного года после длительного карантина, предложите им сделать данмалы – мозаики из осенних листьев. Дошкольники смогут сделать их во время прогулок и на занятиях в группе. Как организовать работу с данмалами, читайте в статье. В конце статьи смотрите галерею с фотографиями данмал.

Осенью воспользуйтесь природными материалами, чтобы провести необычное занятие или прогулку с дошкольниками и собрать данмалы из осенних листьев. Эта деятельность привлечет внимание детей и поможет отвлечься от негативных переживаний воспитанникам, которые долго не посещали детский сад из-за режима самоизоляции. Возьмите за образец готовый сценарий первого занятия.

1. Воспитатель обсуждает с детьми, какую данмалу они будут делать
2. Дети собирают листья для осенней данмалы
3. Дошкольники совместно делают данмалу из листьев, которые собрали

Какие задачи помогут решить данмалы в работе с детьми

Занятия с данмалами – это вид арт-терапии, который нравится детям и который могут использовать не только педагоги-психологи, но и воспитатели. Ведь данмалы помогают решать разные развивающие и воспитательные задачи.

СПРАВКА

 Данмала – это мандала из природных материалов, круглая мозаика из цветов и листьев. Она переводится как «тот, кто дает гирлянды из цветов»

Работа с данмалами особенно полезна гиперактивным, тревожным и импульсивным детям и воспитанникам в негативном эмоциональном состоянии. Когда дети создают данмалу, у них развивается воображение, творческие способности, мелкая моторика рук, повышается концентрация внимания и снижается общий уровень тревожности. Воспитанники осваивают новый для них способ успокоиться, снять стресс и справиться со сложными эмоциями, который они могут использовать во время самостоятельной деятельности.

В ходе создания данмалы дети начинают чувствовать радость от своего участия в общем деле, стремятся помогать друг другу, интересуются результатом совместной работы. Это формирует у них дружеские, доброжелательные отношения, навык взаимопомощи. С помощью данмал воспитанники учатся выражать себя и свои чувства, использовать символический язык рисунка, чтобы передавать свой внутренний мир.

Как подготовиться к занятию с данмалами

Осенью в хорошую погоду лучше проводить занятия с данмалами на улице. Для этого найдите на территории детского сада безветренное и доступное место, где родители и другие воспитанники смогут увидеть результат работы, похвалить детей. Объявите дошкольникам, что это место – их природная мастерская, где они – мастера.

СОВЕТ

 Используйте живые цветы только в период, когда они уже отцветают. Напоминайте детям, что к растениям нужно относиться бережно

Если погода пасмурная, занятие можно провести в помещении в мини-группах по 3–4 человека. Вам понадобится заранее собрать природные материалы и подготовить широкие плоские тарелки, в которых дети будут выкладывать данмалы. В список природных материалов также можно добавить плоды, например гроздья рябины.

Перед первым занятием расскажите детям о мандалах, познакомьте с их видами, в том числе с данмалами. Не углубляйтесь в философский смысл, говорите о визуальной стороне мандал и о творчестве. Покажите воспитанникам готовые образцы мандал и данмал, чтобы они сами проанализировали их структуру и способы, как они составлены. Так детям будет проще впоследствии создавать мозаику из листьев по собственному замыслу на занятиях и прогулках.

СОВЕТ

 Если на занятии присутствует много детей, выбирайте крупные листья, например кленовые. Так периметр данмалы будет больше и дети не помешают друг другу, когда будут ее выкладывать

Как организовать занятие с данмалами

Занятие с данмалами требует усидчивости и концентрации, поэтому в начале проведите дыхательное упражнение, чтобы настроить детей на работу. Затем вместе соберите материалы и обсудите, какие из них вы будете использовать и как будет выглядеть данмала. Ее рисунок можно продумать заранее или формировать в процессе работы.

Выкладывайте данмалу из центра или от окружности, в зависимости от задумки. Если результат не нравится детям, можно разобрать данмалу и дать им возможность придумать новый узор.

Во время работы важно не торопить и не оценивать детей. Вначале они часто повреждают мозаику из листьев, ведь для того, чтобы аккуратно ее составить, нужна ловкость. Хвалите их за удачи и направляйте в процессе работы. В конце занятия повторите дыхательное упражнение и обсудите с детьми их эмоции и чувства, которые они испытали, когда составляли данмалу.


 



Предварительный просмотр:

Lego конструирование и робототехника как образовательная технология

Согласно исследованиям сотрудников Союза педиатров России, многие дети регулярно пользуются современными устройствами, начиная с младенчества, а каждый второй из 10 детей в возрасте от 2 до 8 лет пользуется современными электронными устройствами минимум 1 час в день. В работах отечественных учёных подчёркивается мысль о том, что современные дети обращены к технологиям с ранних лет. Однако, несмотря на страх взрослых, число детей в интернете и детей с IT-новинками неуклонно растёт. Происходит это вследствие того, что посредством применения техники дети подражают взрослым, поэтому взрослые игрушки переходят в мир детской игры. Возможно ли развивать ребёнка, используя «взрослые игрушки»?. Какие из современных технологий целесообразны для обучения? Чему и как можно научиться посредством новых игр?

Исходя из активного использования детьми современных технологий и важности обучения детей элементам компьютерной грамотности, популярной и повсеместной становится заинтересованность педагогического сообщества в возможностях, предлагаемых Лего-конструированием и образовательной робототехникой.

Лего-конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Идеи приобщения детей к данной технологии уже нашли отражение в концепции развития образования и стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также они актуальны в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, потому что:

• позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей

• дают возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

• позволяют формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе;

• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).

Данная технология является на сегодняшний день лучшим способом обучения актуальным практическим навыкам воспитанников, позволяет на практике применить знания, полученные на занятиях по всем образовательным областям.

Образовательная робототехника – это новое направление, нацеленное на повышение эффективности образования, на активное использование детьми современных технологий, элементов компьютерной грамотности, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

В рамках разработки модуля «Образовательная робототехника»

перед нашим дошкольным учреждением встал ряд задач:

1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO – конструкторов в образовательной деятельности, начиная со средней группы.

2. Разработать и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности «Роботёнок» с использованием программируемых конструкторов LEGO WEDO.

3. Создать LEGO –центр

4. Создать картотеку игр с использованием конструктора LEGO, Алгоритмики, мобильного приложения «Пиктомир».

5. Повысить образовательный уровень педагогов за счёт обучения LEGO и ИКТ технологиям.

6. Принимать участие в LEGO- выставках и фестивалях технического творчества (дети, педагоги и родители).

7. Транслировать свой опыт на сайтах педагогических сообществ в сети Интернет и на мероприятиях различного уровня.

8. Повысить интерес родителей к LEGO конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

9. Синхронизировать программы образовательного и дополнительного обучения.

Основными задачами модуля

«Образовательная робототехника» в работе с дошкольниками являются:

Образовательные задачи:

1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

2. Обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;

3. Содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

4. Изучить виды конструкций и соединений деталей;

5. Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора LEGO;

6. Приобретать опыт и самостоятельность при решении конструкторских задач по механике, знакомства и освоения программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WEDO;

7. Стимулировать мотивацию обучающихся к получению знаний, формировать творческую личность ребёнка.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;

2. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, мыслительные процессы, пространственное и техническое мышление;

3. Развивать конструкторские, инженерные и вычислительные навыки;

4. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя общеречевое развитие и умственные способности дошкольников.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение планировать свои действия, применять план для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работе;

2. Содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

3. Создавать условия для развития навыков межличностного общения, коллективного творчества.

Все занятия с образовательными конструкторами LEGO предусматривают, что учебный процесс включает в себя 4 составляющих:

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование

3. Рефлексия

4. Развитие.

Кратко рассмотрим каждый из них:

Установление взаимосвязей – это установление связей между уже имеющимся опытом ребёнка и новым опытом, полученным в процессе обучения.

Конструирование – это обучение в процессе практической деятельности ребёнка. Предполагает создание моделей и практическую реализацию идей.

Рефлексия – это возможность обдумать то, что они построили, запрограммировали. Помогает детям более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а так же предыдущим опытом.

Развитие – на этом этапе детям предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или программированию, что развивает самостоятельное техническое творчество ребёнка.

LEGO конструирование и Робототехника легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивают детей. Их можно включать как элемент в структуру непосредственно образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию и речевому развитию.

Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные LEGO постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, что создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.

LEGO элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильного восприятия. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори» и т. д. Работу по Робототехнике необходимо вести в непосредственной и совместной образовательной деятельности с детьми. Тематика непосредственной образовательной деятельности разрабатывается в соответствии с возрастом детей и комплексно-тематическим планом.

С детьми старшего дошкольного возраста используются следующие формы работы: создание совместных построек, беседы, разнообразные игры, изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности, создание макетов, проектная деятельность, экспериментирование, оформление выставок, продуктивная деятельность.

Специально организованная образовательная деятельность по лего-конструированию и робототехнике включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Дети начинают заниматься лего-конструированием со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления и речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.

Подготовительная к школе группа - завершающий этап в работе по развитию конструктивной деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.

Освоение навыков робототехники дошкольниками происходит в 4 этапа:

1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

2. на втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по образцу.

3. На третьем этапе перед педагогом стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, в компьютерной среде.

4. Этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

В старшей и подготовительной группе юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, сценарии и разыгрывают спектакли с построенными моделями.

Работа в проектной деятельности учит планировать и самостоятельно выполнять творческие задания. Например: дети и педагоги создают проекты: «В мире животных», «Мы идем в зоопарк», «Мы строим Космодром», «Летим к звездам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия», «Растительный мир и животный», «Чудесный парк» и т. д.

Важно, чтобы внедрение Лего-конструирования и Робототехники в деятельность дошкольных образовательных учреждений проходила системно, при поддержке руководства как региона в целом, так и руководителей муниципального уровня. Такая поддержка позволяет выстроить чётко организованную систему, обеспечивающую преемственность и работающую на важную для совместного общества задачу-воспитание будущих инженерных кадров России.



Предварительный просмотр:

Технология портфолио

Дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений дошкольника в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника

задачи:

-создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

-поощрять его активность и самостоятельность;

-формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования дошкольника;

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

-укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Функции портфолио:

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Виды портфолио:

- Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольниковПортфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

- Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать самого дошкольника. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации

В портфолиоможно предложить следующие рубрики:

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

«Я расту».Эту рубрику можно подразделить на две:

- Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

- Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собойпедагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.