В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ

Акбулатова Гульфия Фуатовна

В этой рубрике представлены материалы для проведения семинаров, педагогических часов, советов, мастер-классов. Также материалы по оснащению ППРС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум в виде игрового

занятия «Играем пальчиками»

Актуальность. 
Работая на группе детей раннего возраста и наблюдая за детьми, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обследовании детей выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний и т.п.

Как выяснилось из бесед с родителями, многие из них слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как её развивать они не знают. Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики. 
Также уделяется мало времени совместным играм с малышами. Большинство родителей не считают полезными такие занятия детей, как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами. Проанализировав всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара-практикума на данную тему.

   Цель: сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка, о способах профилактики плоскостопия у детей.

Задачи: 

1.  Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.  Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

  3.  Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).

  4.  Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Беседа с родителями

        Родителям предлагается ответить на вопросы:

- занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой?;

- играли ли Вы с Вашими пальчиками? Как?;

- как Вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

    О значении, содержании пальчиковой гимнастики имеется много книг. Движения  пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

     На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («кисть и ступня»). В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки – это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец – голова и шея, ладонь – туловище, указательный и мизинец – руки, средний и безымянный - ноги). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

     Пальчиковая гимнастика:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность коры головного мозга;
  • развивает у ребенка психические процессы: мышление. Внимание, память, воображение;
  • снимает тревожность.

   Игровое занятие родителей вместе с детьми

   Ведущий. Что умеют ваши пальчики на ножках и на руках?

   Дети. Рисовать, лепить, держать ложку, шалить.

   Ведущий. Правильно. А хотите узнать. Что еще могут ваши пальчики?

   Дети. Да!

   Ведущий. Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

           Взрослые и дети выполняют самомассаж тела под речитатив.

    Вы готовы, глазки?

    Поглаживают веки глаз.

    Да!

    Смотрят в «бинокль».

    Вы готовы, ушки?

    Поглаживают уши.

    Да!

    Прикладывают ладони к ушам.

    Вы готовы, ручки?

    Поглаживают кисти рук.

    Да!

    Хлопают в ладошки.

    Вы готовы, ножки?

    Поглаживают ноги.

    Да!

    Притопывают.

    Вы готовы?

    Разводят руки в стороны.

    Да!

    Обнимают себя руками.

    А теперь все садимся в поезд и отправляемся путешествовать.

Звучит аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки».

Первая станция «Лесная».

        Детям предлагается подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»).

    Цель: научить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.

    Оборудование: цветные круги и эмблемы (красного, зеленого, синего и желтого цвета).

    Ход игры. В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители. На сигнал «Идем по лесу!» - взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

  • медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнутые в локтях перед собой);
  • лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
  • тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
  • волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены в запястье – одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
  • дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
  • оленя (ходьба с высоким поднимание колена, руки над головой пересекаются);
  • филина (Обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).

По сигналу «По палаткам!» - каждая пара (взрослый и ребенок) должны занять свое место – встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету эмблемы каждого участника. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

 Ведущий. А вы знаете, что пальчики умеют изображать животных и даже показывать театральное представление?

Вторая станция «Театральная».

      Детям предлагается малоподвижная  игра «Зеркало и обезьяны».

      Цель: научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивающей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.

      Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитатив, а участники повторяют.

      «Петушок»

   Петушок стоит весь яркий

   Гребешок он чистит лапкой.

   Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

      «Гусь»

   Гусь стоит и все гогочет,

   Ущипнуть тебя он хочет.

   Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.

      «Кошка»

   У кошки ушки на макушке,

   Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

   Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

    Ведущий. А давайте проверим, любят ли пальчики соревнования?

Третья станция «Эстафетная»

    Цель: помочь в развитии быстроты, ловкости, мелкой моторики рук и ног.

    Оборудование: канаты (2 шт.), цветные резиновые диски, ребристые доски (2 шт.), мячи диаметром 15см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (2 шт.).

     Участники располагаются в двух колоннах. За взрослым стоит ребенок.

     Задание для родителей: найти и взять в руки резиновый круг такого цвета, который соответствует цвету эмблемы, пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, положить круг возле гимнастической палки и вернуться бегом.

     Задание для детей: пройти приставным шагом по канату, по ребристой доске, взять мяч из корзины и положить его на круг.

    Ведущий. А еще наши пальчики очень любят, когда мы их растираем, разминаем, массажируем.

Четвертая станция «Массажная»

    Цель: научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.

    Оборудование: массажные мячики.

    Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

                                                       * * *

Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно,

Растирают ладони.

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Захватывают каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходят до ногтевой фаланги.

Затем руки я помою,

«Моют» руки.

Пальчик в пальчик я вложу,

Пальцы складывают в «замок».

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Расцепляют пальцы и перебирают ими.

Пусть бегут как зайчики.

                                                       * * *

              В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Пятки и носочки

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Ножку до колена

Вверх-вниз, вверх- вниз,

Мы помоем чистенько

Вверх-вниз, вверх- вниз,

А бедро разотрем

Вверх-вниз, вверх- вниз,

И гулять пойдем

Вверх-вниз, вверх- вниз.

 

                                                        * * *    

             Родители делают массаж стопы своему ребенку.

Пальчики на ножках,

Как на ладошках,

Вместе их соберу

И шагать начну.

Растирают каждый пальчик стопы.

Разведу вперед, назад

И сожму руками

Руками тянут пальцы от себя, на себя.

Здравствуйте, пальчики!

Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

Пощипывают стопы.

          Ведущий. Мы приближаемся к следующей станции. Вы готовы к новым испытаниям?

          Дети. Да!

Пятая станция «Джунгли»

      Проводится подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню «Чунга-Чанга»).

    Цель: развивать быстроту, мелкую моторику рук.

      Дети и взрослые, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне – ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, тем самым, заманивая их в лес. Обезьянки повторяют движения:

     - руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев;

     - руки согнуты в локтях перед собой. Перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев;

     - руки разведены в стороны, наклоны в стороны; руки разведены в стороны, наклон влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену;

     - руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя;

     - ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

    По сигналу «Ловец!» - обезьяны бегут к своим местам. Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

     Ведущий. Итак, наше путешествие близится к концу. Впереди последняя станция. Вы готовы к ней?

     Дети. Да!

Шестая станция «Игровая»

    Цель: научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику пальцев ног.

    Оборудование: большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).

 

     Взрослый располагается напротив своего ребенка и боком к центру круга. Все участники садятся по-турецки.

  1. Упражнения для профилактики плоскостопия:

   «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени;

   «Барабанные палочки»- постукивание пальцами ног;

  «Пальчики поссорились и помирились»- размыкание и смыкание пальцев ног;

  «Пальчики играют»- волнообразные движения пальцами ног.

  1. Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
  2. Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к

уголку».

     Ведущий. Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики рук и ног могут многое: играть, изображать животных, показывать театр, соревноваться. Играть с пальчиками рук и ног вы сможете с родителями, друзьями. И дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходное положение для выполнения этих упражнений вы можете выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».

     В конце встречи родителям и детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю с ребенком  вручается буклет «Играем пальчиками».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ментальные карты как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Образовательная программа каждой дошкольной организации должна «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывать основные направления развития и образования детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое» (раздел II п. 2.6 ФГОС ДО).

Социально-коммуникативное развитие направлено:

на усвоение детьми норм и ценностей, которые приняты в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества и др.

Вы знаете, что дошкольникам трудно выполнять совместную работу в парах или группах, так как она предполагает умение договариваться, распределять обязанности, решать общие задачи. В дошкольном возрасте эти умения только формируются. Легче детям даются индивидуальные задания или работа совместно со взрослым. Поэтому социально-коммуникативное развитие дошкольников – одно из сложных направлений в работе педагогов.

Чтобы решить задачи социально-коммуникативного развития, которые перед нами ставит ФГОС, необходимо использовать активные и интерактивные методы работы с детьми. Один из них – метод интеллект-карт.

В чем заключается метод ментальных карт

Метод интеллект-карт основывается на трех видах мышления: ассоциативном, иерархическом и визуальном. Интеллект-карта – информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты – общая тема. От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности.

Ассоциации с общей темой интеллект-карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать и запоминать.

Метод интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен. В своих книгах «Супермышление», «Научите себя думать» он описал принципы, по которым составляется интеллект-карта. В отечественной педагогике этот метод стал известен во второй половине XX века.

Какие преимущества имеет метод ментальных карт

Метод интеллект-карт имеет преимущества перед другими методами, которые позволяют решать разные образовательные задачи. Рассмотрим их.

Наглядность. Тема, которую вы транслируете детям с помощью интеллект-карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.

Привлекательность. У каждой интеллект-карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.

Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.

Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия.

Как научить детей составлять ментальные карты

Чтобы научить детей составлять интеллект-карту, педагогу нужно самому представлять ее структуру. На рисунке 1 – пример одноуровневой интеллект-карты. В центре листа – центральный образ, который символизирует основную идею или тему. От центрального образа вы рисуете ветки первого уровня и фиксируете на них слова, идеи, которые ассоциируются с ключевыми понятиями и раскрывают центральную тему.

Рис. 1. Пример одноуровневой интеллект-карты

Чтобы раскрыть идеи первого уровня, вы рисуете ветки второго уровня. Чтобы показать связь идей на ветках разных уровней, соединяете их стрелками.

Пример многоуровневой интеллект-карты – на рисунке 2.

Рис. 2. Пример многоуровневой интеллект-карты

Чтобы интеллект-карта была красочной, используйте максимальное количество цветов. Для наглядности везде, где возможно, добавляйте рисунки, символы и другую графику, которые ассоциируются с ключевыми словами.

Мы рассматриваем интеллект-карту, как один из методов социально-коммуникативного развития детей. Поэтому перед вами стоит задача не только научить детей составлять карту, но и реализовать с ее помощью задачи социально-коммуникативного развития. Для этого организуйте совместную с воспитанниками работу. Возможно, вам придется составить не одну интеллект-карту, чтобы они научились ориентироваться в ее структуре и запомнили принципы, по которым составляется карта.

Интеллект-карта может стать итогом цикла занятий или тематической недели. Например, в течение недели дети узнают новую информацию, рисуют, лепят, слушают произведения художественной литературы по конкретной теме. Такая разнообразная деятельность повышает их интерес к изучаемой теме, побуждает к мыслительной активности и формирует внутреннюю мотивацию узнать еще больше.

В конце тематической недели, когда у детей уже будут представления о предмете изучения, предложите им вместе составить интеллект-карту. Первую карту составляйте со всеми воспитанниками группы. Работу организуйте поэтапно.

1-й этап. Определите ключевое понятие по теме недели, по которой будете составлять карту. Например, «Зима» или «Дикие животные». Если дети не смогут самостоятельно назвать ключевое понятие, задайте им наводящие и уточняющие вопросы.

2-й этап. Предложите детям материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, картинки по теме, клей, ножницы и другие необходимые предметы. Напомните правила безопасности перед началом работы.

3-й этап. В центре бумажного листа обозначьте тему с помощью рисунка или картинки. Затем организуйте с детьми диалог. Задавайте вопросы и зарисовывайте на карте информацию, которую они вспомнят по теме. Это своего рода мозговой штурм – подбор слов-ассоциаций по теме и соответствующих им признаков. В ходе обсуждения предлагайте детям по очереди дополнять интеллект-карту новым рисунком или картинкой.

На этом этапе знакомства детей с интеллект-картой их задачи не ограничиваются тем, чтобы наклеить или нарисовать картинку. Это лишь фиксация образов, за которыми стоит вся информация, которую вы обсуждаете с детьми. Графический образ играет большую роль, особенно для ребенка старшего дошкольного возраста, мышление которого наглядно-образное. Рисунок или картинка формирует ассоциации и способствует тому, что ребенок лучше понимает и запоминает тему. Важно, что, добавляя в интеллект-карту новые образы, дошкольник видит и то, что он или другой воспитанник зафиксировал ранее. Благодаря этому он вспоминает предыдущий материал, видит направление своей дальнейшей деятельности. У дошкольника включаются процессы предварительного обдумывания и повышается мыслительная активность.

После того как ваши воспитанники научатся составлять интеллект-карту вместе с вами, учите их делать это в парах и мини-группах. При этом не делите детей по уровню сформированных у них навыков. Участвовать должны дети с разными навыками. Кроме того, так у каждой мини-группы получится своя, индивидуальная, карта.

В ходе коллективной работы над интеллект-картой дети будут учиться слышать и слушать друг друга, договариваться, распределять обязанности. Например, кто-то из них хорошо рисует, знает буквы и может написать нужные слова на карте. Кто-то может взять на себя роль лидера и координировать работу остальных детей. Также совместная деятельность научит детей планировать свои действия, проявлять инициативу, самостоятельность и нести ответственность за конечный результат. Это и есть навыки и умения, которые характерны для полноценного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Как использовать ментальные карты в работе с детьми

Готовые интеллект-карты обязательно размещайте в приемной для родителей, чтобы они видели, чем дети занимаются в детском саду. Также вы можете использовать их как один из вариантов детско-родительских проектов. Предложите родителям составить интеллект-карту дома с ребенком по теме недели в детском саду или теме, которой интересуется дошкольник. Например, «Динозавры», «Космос». Затем по готовой карте в группе воспитанник расскажет другим детям, что он знает о доисторических пресмыкающихся или планетах.

Интеллект-карт по одной теме может быть несколько. Например, одна карта – это продукт совместной деятельности родителей и детей, другая – воспитателей и детей, третья – специалистов и детей, четвертая – самих воспитанников, без участия взрослого. Затем вы можете проанализировать эти карты с детьми и соединить в одну – итоговую.

Используйте интеллект-карты, чтобы интегрировать разные образовательные области. Когда дети продумывают структуру интеллект-карт, они вспоминают нужную информацию, устанавливают причинно-следственные связи, затем вымеряют расстояния на карте, подсчитывают необходимое количество стрелок – познавательное развитие. Чтобы оформить карту, дошкольники рисуют, заштриховывают, приклеивают картинки – художественно-эстетическое развитие.

В процессе совместной работы дети высказывают свое мнение, рассуждают, знакомятся с новыми понятиями, обогащают словарный запас – речевое развитие. Кроме того, работа с интеллект-картой предусматривает определенную нагрузку: дети находятся в одной позе, рисуют мелкие детали. Чтобы снять мышечное напряжение, необходимо проводить физкультминутки – физическое развитие.



Предварительный просмотр:

17 приемов, чтобы научить детей принимать

решения на разных этапах занятия

 Приемы на этапе «Обсуждение ситуации»

В начале занятия воспитатель обсуждает с дошкольниками реальную или сказочную ситуацию. Он предоставляет им слово, но контролирует ход беседы. Чтобы направить дошкольников, воспитатель задает вопросы, обращается к чувствам детей, просит их привести примеры из личного опыта. Педагог должен быть готов помочь детям, посоветовать, как поступить, если они попросят об этом. Есть четыре приема, которые помогут на этом этапе.

«Обрати внимание». Педагог подсказывает детям, на что обратить внимание, когда они обсуждают ситуацию. Дети определяют и называют существенные детали предмета, который рассматривают.

«Обратись за помощью». Педагог напоминает дошкольникам правило: «Если не можешь сам с чем-то справиться – попроси помощи у взрослых». Воспитатель говорит им, что когда трудно что-то решить или выразить свои мысли, они могут попросить помочь им. Дошкольники по очереди обращаются с просьбой к сверстникам или педагогу. Так воспитатель формирует у детей умение просить и принимать помощь.

«Нельзя – можно». Педагог предлагает детям плакат. На нем – разные ситуации, как взаимодействуют между собой сверстники и герои мультфильмов. Дошкольники рассматривают плакат и определяют, можно так поступать или нет. Они убирают все иллюстрации, где персонажи нарушают правила, и оставляют те, на которых соблюдают. В результате дети сами составляют плакат «Правила дружбы».

«Вспомни». Педагог обсуждает с детьми ситуацию и на основе личного опыта приводит детям пример конфликта. Он предлагает им вспомнить ситуации из их жизни, результаты наблюдений за окружающим миром, информацию из разных источников: книг, телепередач, мультфильмов. Дети делятся мнениями, рассказывают, как они поступали в аналогичной ситуации, размышляют, как поступили бы сейчас.

Приемы на этапе «Обсуждение вариантов решения ситуации»

На этом этапе дети делятся мыслями, говорят свое мнение, как решить проблемную ситуацию. После того как ребенок высказался, воспитатель обращается к нему: «Как ты думаешь, ребята согласны с тобой? Спроси их об этом: „Вы со мной согласны?“». Если кто-то из детей не принимает решение товарища, педагог обращается к нему: «Ты не согласен? Объясни, пожалуйста, почему?».

Тому, кто просто отрицательно оценивает идею товарища, педагог предлагает не говорить, хорошо это или плохо, а обсудить ее. Все вместе разбирают, подходит это решение или нет. Если ребенок недоволен, что ему подсказывают, воспитатель напоминает, что все делают общее дело и нужно принимать любую помощь, советы. Если дети начинают бунтовать или спорить, педагог тактично напоминает детям правила взаимодействия.

«Цветик-многоцветик». Педагог предлагает детям с помощью бумажного цветика-многоцветика обсудить, как решить ситуацию. Он показывает разноцветные лепестки и зачитывает, что написал на них. Каждый ребенок выбирает для себя лепесток и объясняет, почему взял именно его. Этот прием также можно использовать, чтобы напомнить дошкольникам правила. Тогда дети собирают лепестки в общий цветок и получают готовый наглядный материал.

«Паровозик». Педагог показывает детям поезд с вагончиками-кармашками или прозрачными файлами, на которые он прикрепил картинки с вариантами решения ситуации. Затем раздает каждому ребенку по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. Педагог предлагает детям опустить «веселое личико» в вагончики с решением, которое им интересно и комфортно будет выполнять с другом, а «грустное личико» – где неинтересно и некомфортно. Таким образом, дети оценивают, нравится им решение ситуации или нет.

«Пустое кресло». Педагог записывает варианты решения ситуации на альбомных листах, раскладывает их на 4 стульях и зачитывает. Дети выбирают варианты и встают у соответствующего стула. Тот, кто имеет другое мнение, встает у стула со знаком «?». Каждая группа объясняет свой выбор.

Приемы на этапе «Рефлексия»

С помощью рефлексии педагог в процессе занятия определяет, насколько эти приемы помогли, а дети самостоятельно оценивают свое состояние и эмоции. В зависимости от задач педагог может провести один из видов рефлексии: физическую (успел – не успел), сенсорную (комфортно – дискомфортно), интеллектуальную (что понял – что не понял) или духовную (стал лучше – хуже). Рефлексию педагог проводит в середине и по окончании детской деятельности.

«Яблоня». Педагог показывает детям изображение яблони и предлагает прикрепить на него яблоки. Если в процессе совместной деятельности им было комфортно общаться со сверстниками, они выбирают зеленое яблоко, некомфортно – красное.

«Светофор». Педагог раздает детям карточки и предлагает ими «просигналить» свои впечатления. Дети поднимают карточки: зеленую – понравилось; желтую – понравилось, но не все; красную – не понравилось, было скучно.

«Елочка настроения». Педагог раздает детям вырезанные из бумаги шишки. Дети рисуют на них свое настроение и прикрепляют на елочку.

Приемы на этапе «Принятие решений»

Цель этого этапа, чтобы дети коллективно приняли решение. Для этого сначала педагог озвучивает им решение, которое бы принял он. Затем организует обсуждение, спрашивает мнение дошкольников. Дети высказываются, как поступили бы они, и предлагают свой вариант.

Дошкольники могут принимать самостоятельные решения, когда свободно исследуют пространство: в контактном зоопарке, музее, галерее и т. д. Вместе с взрослыми они могут обустроить групповую комнату, выбрать очередность игры, маршрут движения на экскурсии. Они сами могут придумать, что подарить малышам, решить участвовать в педагогических и экологических проектах и акциях. Педагог должен поддержать их идеи и помочь реализовать предложения – акции, проекты, экскурсии, которые они инициировали.

Педагог учит детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом. Для этого он предлагает детям разные способы, как можно распределиться на пары (тройки или микрогруппы). Так дети учатся налаживать контакт и совместно принимать решения.

«Цветные шнуровки». Педагог распределяет воспитанников на пары с помощью шнурочка. Для этого он кладет на стол шнурочки разного цвета по количеству, равному половине детей в группе, и закрывает их ладошкой. Дошкольники выбирают и тянут за конец шнурочка слева или справа от ладони взрослого.

«Найди пару». Педагог предлагает детям распределиться на пары по картинкам. Они объединяются с теми, кому достанутся фрагменты, из которых можно составить целую картинку.

«Случайный выбор». Чтобы распределить детей на пары, педагог раздает им карточки. В одну группу объединяются те, кому достались карточки с одинаковым цветом, формой, картинкой.

«Жмурки». Педагог завязывает детям глаза и дает задание: распределиться на пары (тройки или микрогруппы). Дошкольники на ощупь ищут себе партнера. Кто нашел – снимает повязку с глаз.

«Считалки». Педагог предлагает детям распределиться на пары с помощью считалки. Дошкольники самостоятельно выбирают считалочку или тянут жребий.

«Договоритесь». Педагог просит воспитанников распределиться на пары (тройки или микрогруппы) по желанию. Дети договариваются между собой, кто с кем хочет взаимодействовать.

Приемы на этапе «Планирование дальнейшей деятельности»

Когда дети приняли основное решение, они вместе с воспитателем выбирают способы, чтобы реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. В конце занятия педагог подводит итоги и оценивает результат от приемов, которые он использовал. Обсуждает с детьми, что они узнали нового, просит оценить занятие и свою активность на нем.

«Дерево творчества». Педагог предлагает дошкольникам подвести итоги совместной деятельности – прикрепить на дерево листья, цветы, плоды. Если дети будут соблюдать правила дружбы – они прикрепляют плоды, если будут соблюдать не всегда – цветы, а если не будут соблюдать – листики.

«Я попробую сам». Педагог просит детей по кругу высказаться одним предложением, чтобы подвести итоги и понять, как дети освоили материал. Начало фразы они выбирают с листа или экрана: я буду выполнять…, теперь я могу решать…, у меня получится…, я смогу…, я попробую сам…

Если педагоги будут использовать на занятиях 17 педагогических приемов, они предоставят детям возможность делать выбор, покажут, как это делать, и создадут в группе комфортные условия. Дети будут чувствовать уважение к своим интересам и идеям, будут свободными в выборе средств и партнеров, научатся просить помощи и принимать участие в деятельности по своей инициативе. Педагоги будут наблюдать за воспитанниками и оказывать помощь и поддержку, если они попросят. В таких условиях дошкольники будут выражать свою индивидуальность, проявлять творчество и самостоятельно принимать решения.



Предварительный просмотр:

Как оформить уголок ПДД.

Памятка для педагогов

           Уголок ПДД в группе должен соответствовать требованиям ФГОС: быть полифункциональным, трансформируемым, вариативным, доступным и безопасным. Содержание уголка должно отвечать возрасту воспитанников конкретной группы и программным задачам. Чтобы поддерживать интерес детей к уголку в течение года, воспитатели должны менять игровые и наглядные материалы и добавлять новые. 

  • Выберите место для уголка ПДД

Проанализируйте пространство в группе и оборудуйте уголок так, чтобы дошкольники могли свободно к нему подходить, брать игровые и наглядные материалы и организовывать самостоятельные игры. Для этого подойдет стол или открытая полка в шкафу на уровне роста воспитанников.

Задействуйте стену рядом с уголком ПДД. Повесьте на нее тематические плакаты, изображения персонажей, например веселого светофора с антропоморфными чертами, мальчика-регулировщика или мультяшного инспектора ДПС. Но не перегружайте стену наглядными элементами. Лучше периодически их меняйте, чтобы привлекать внимание детей к теме безопасности на дороге.

  • Продумайте содержание уголка

Разместите в уголке ПДД игровые и наглядные материалы с учетом возраста воспитанников. Это могут быть игрушечные автомобили, рули с кнопочками, пазлы-вкладыши, тематические лэпбуки, кейсы по ПДД, дидактические игры, сюжетные картинки с ситуациями на дороге и пр.

 

 

Настольный макет города или района с проезжей частью – главный объект для тематических бесед с воспитанниками и детских игр. Используйте его, чтобы формировать у дошкольников знания ПДД, а также развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве. Макет и фигурки, которые помогают воссоздать городскую среду с проезжей частью, должны быть мобильными, чтобы дети могли самостоятельно моделировать любую дорожную ситуацию в процессе игры.

  • Чтобы расширить пространство для сюжетно-ролевых игр детей и закрепить их знания правил безопасного поведения на дороге, используйте другие игровые зоны в группе. Подберите для этого или сделайте своими руками напольное игровое оборудование и элементы одежды спецслужб. Привлеките к оформлению уголка ПДД родителей.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как оформить группы в осенней

тематике. Рекомендации

Каждый год в любом детском саду воспитатели стараются украсить группы в осенней тематике и ищут для этого новые идеи. Цель такого оформления в соответствии с сезоном – не только сделать группу красивой и создать эстетические условия, в которых дошкольникам будет комфортно находиться длительное время и легче адаптироваться. Осеннее украшение групповой комнаты, приемной, окон, стен должно помогать педагогам решать образовательные и развивающие задачи.

Яркие краски осени предоставляют простор для фантазии и творчества. Все природные превращения в это время года можно перенести в помещение группы, чтобы расширять и закреплять знания детей о признаках осени. При этом педагоги должны учитывать возраст своих воспитанников, когда украшают группу, и позаботиться о том, чтобы развивающая среда отвечала требованиям ФГОС.

Цели осеннего украшения группы 

  • Подготовить РППС для тематических занятий.
  • Помочь детям запомнить характерные признаки осени.
  • Развивать у них интерес к природным явлениям в осенний период.
  • Развивать воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • Вызвать эмоциональный отклик.

Создать условия для коллективной творческой деятельности детей и взрослых.

Рекомендация 1. Учитывайте возраст детей

Все элементы осеннего декора в группе следует подбирать с учетом возраста воспитанников. Они не должны быть слишком яркими и большими, чтобы не отвлекать внимание дошкольников. Достаточно разместить один крупный объект, например девушку Осень или дерево с желтыми листьями на свободной стене в группе. У входной двери в группу можно оформить вместе с детьми коллективную работу – приветствие осени.

На остальных стенах вешайте небольшие элементы – признаки осени: осенние листья, изображения грибов, овощей, фруктов, перелетных птиц, тучи и дождя. Этот декор дошкольники могут рассматривать и самостоятельно менять, например, в зависимости от темы недели. Для этого размещайте все элементы на уровне роста воспитанников. Так вы сможете поддерживать инициативу и творческие способности дошкольников и сделать развивающую среду в группе для них более доступной.

Рекомендация 2. Украшайте группу и приемную в единых тематике и стиле

Чтобы осеннее украшение группы выполняло эстетическую функцию, нужно выдерживать единую тематику и стиль во всех помещениях: приемной, игровой комнате и спальне. Если вы решили оформить группу по определенному сюжету, то можно развивать его, переходя из одного помещения в другое. Такой прием поможет воспитателям организовать интересные занятия, на которых дети будут учиться выявлять связь между явлениями в природе осенью. Например, осенний лес, тучи и дождь на одной стене, и поляна с грибами – на другой.

Для оформления группы можно использовать сюжеты и персонажей из знакомых детям сказок и мультфильмов. При этом не забывайте основную тему осени. Чтобы подготовить необходимые изображения для декора, вовлекайте в совместную творческую работу родителей. Среди них наверняка найдутся те, кто умеет рисовать, увлекается фотографией и владеет компьютерными программами.

Также можно комбинировать разные варианты оформления в рамках одной группы. Например, в раздевальной на стенах оформите листопад, а в игровой комнате – общую композицию из большого дерева с грибами и ежами у ствола. Композиция может быть любая другая. Это зависит от вашей фантазии и материалов, которые есть в наличии. Стиль оформления при этом должен быть единым.

Рекомендация 3. Не используйте опасные предметы декора

Безопасность – одно из главных требований ФГОС к развивающей среде. Если вы не планируете менять элементы осеннего декора, то следите, чтобы они хорошо крепились на поверхность и чтобы дети их случайно не сняли.

Если оставляете детям возможность использовать украшение группы в играх, то материалы украшения должны быть безопасными: без осыпающихся элементов, нетоксичные, непачкающиеся.

Рекомендация 4. Не занимайте декором пространство для игр

При оформлении группы учитывайте размеры помещения. Напольные осенние композиции размещайте там, где они не будут мешать детям свободно перемещаться и играть. Для творческих детских работ, которые являются неотъемлемой частью осеннего украшения группы, выделите отдельный уголок. Лучше оформить его в приемной, где поделки детей увидят родители.

Небольшие композиции, которые остаются в группе после выставок, разместите в свободных нишах в шкафчиках, если есть такая возможность. При этом проследите, чтобы поделки были устойчивыми и без опасных декоративных элементов.



Предварительный просмотр:

Почему к одному воспитателю ребенок идет, а к другому – не хочет.

Когда ребенок начинает ходить в детский сад и новую возрастную группу, родители часто замечают, что с одним воспитателем ребенок ладит, а к другому не хочет идти. Если воспитатель не нравится ребенку или его родителям, сложностей не избежать. Дети в таком случае сопротивляются посещению группы, а родители ищут и находят поводы, чтобы подловить педагога на ошибке, обвинить в непрофессионализме, раздуть скандал.

Какие возможны негативные последствия конфликта, если его вовремя не решить 

  • Ребенок демотивируется, будет постоянно испытывать негативные эмоции в детском саду, а также прямо (скандалами, плачем, просьбами) и косвенно (болезнями, травмами, неспособностью адаптироваться) избегать посещения группы.
  • Родитель будет испытывать нарастающий стресс, злиться на воспитателя, а часто и на ребенка, и искать способы повлиять на ситуацию с помощью заведующего или старшего воспитателя.
  • Воспитатель будет нервничать, начнет настороженно или негативно относиться к ребенку и его родителям, срываться и терять профессиональную мотивацию.

«Мой ребенок не хочет к вам идти» – начало конфликта с родителями, знакомое многим воспитателям. Если эти слова прозвучали, нужно незамедлительно принимать меры. Это сигнал эмоционального конфликта между ребенком, воспитателем и родителями, когда внимание с сути противоречий переносится на личности участников. Фоном в отношениях становится личная неприязнь. Такой конфликт часто выходит за пределы группы: родители привлекают старшего воспитателя, других родителей, заведующего, муниципальные органы, а иногда и широкую аудиторию в интернете. Все участники конфликта страдают, проблема не решается. Чтобы избежать негативных последствий, учитывайте все возможные причины.

Ситуация 1

 

Что на это указывает: особенности эмоционального состояния ребенка замечают другие воспитатели, психолог, случайные наблюдатели. Например, он часто плачет, злобный, испуганный. Известно, что ребенок пережил резкие изменения в жизни: смерть родственника, появление брата или сестры, отчима, развод родителей, переезд, смена детского сада, группы, внезапное тяжелое заболевание члена семьи или самого ребенка. Ребенок с трудом приспосабливается к нормативным требованиям и режиму в детском саду.

Пять причин, почему ребенок может быть негативно настроен к воспитателю

  1. Потребность быть с родителями. Любому ребенку нужно приспособиться не просто к новым условиям в группе и к отсутствию мамы, а к тому, что требования, тон, темп во взаимодействии с ним отличаются от домашних. Каждое различие (мама разрешает, а воспитатель нет) может вызвать дискомфорт и нежелание контактировать с педагогом.
  2. Эмоциональные трудности. Это страхи, повышенная тревожность, невротизированность, травматический опыт ребенка в связи с пережитым от взрослых насилием. В этом случае ребенок будет воспринимать взрослого как опасного или плохого в ответ на самые незначительные требования и запреты.
  3. Волевые сложности. Это избалованность, воспитание в условиях потворствующей опеки, когда все можно, все действия ребенка вызывают дома умиление. Такому ребенку будет сложно, даже если педагог мягко предъявит к нему требования.
  4. Эффект ореола: влияние общего впечатления на восприятие частных особенностей. Если воспитатель сразу показался ребенку чужим, страшным (например, заговорил громким строгим тоном), то и замечать ребенок будет только недостатки. Эффект ореола может быть усилен действиями других взрослых: например, этой воспитательницей другая пугала детей или родители при ребенке обменялись негативными мнениями.
  5. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Если ребенок еще не умеет строить отношения с ровесниками и взрослыми, проявляет агрессию, его пребывание в группе превратиться для него в постоянный источник недовольства. Тот из воспитателей, кто меньше уделяет внимания разрешению его конфликтов и реже защищает, может стать нелюбимым.

Ситуация 2

 


Что на это указывает: родители постоянно указывают воспитателю на его ошибки, собирают о нем всю негативную информацию у других родителей, говорят о том, что им самим было плохо в детском саду. Во время разговора с воспитателем закатывают истерику, кричат, говорят «я сам(а) вас боюсь». Интересуются, можно ли сменить воспитателя. Обвиняют педагога в том, что он не видит в ребенке какое-то важное качество (позитивное или делающее его нуждающимся в особых условиях), считает ребенка плохим.

Пять причин, по которым родители винят воспитателя

  1. Родители слышат от ребенка, что воспитатель ему не нравится. Ребенок жалуется или изменился в негативную сторону: стал боязливым, конфликтным. Даже если родители не отреагируют сразу, при первых же проблемах в детском саду эту информацию они используют против воспитателя.
  2. Неприязнь к воспитателю. Может возникнуть на основе серьезной ситуации (педагог конфликтует, кричит на детей) и субъективного восприятия: не нравится такой тип внешности, слишком молодая / старая, слышали плохие отзывы, не устраивает образование / национальность. Даже помада на зубах и дорогой телефон могут вызвать неприязнь, которую родители намеренно или неосознанно транслируют ребенку.
  3. Несоответствие действий воспитателя представлениям родителей, как надо обращаться с детьми. Большинство семей имеют систему убеждений, а реже – знаний о том, как надо общаться с ребенком. Сложности возникают, если у них есть нетипичные воспитательные установки и если педагог нарушает очевидные профессиональные нормы, например грубит детям.
  4. Задетая самооценка. Воспитатель не признал ребенка талантливым, обладателем лидерских качеств, вольно или невольно занизил воспитательную компетентность родителей (сравнил с другими, дал совет). Эти действия задевают самооценку родителей.
  5. Перенос собственных детских переживаний на воспитателя и ребенка. Родитель, который сам был психологически травмирован в детском саду, бессознательно оценивает происходящее в группе ребенка с позиции маленькой жертвы, которой все еще больно. Перенос могут вызвать действия воспитателя (такая же недовольная, как педагог из детства) и пустяк: тоже зовут Наталья Петровна.

Ситуация 3

 

Что на это указывает: многие дети не хотят идти к этому воспитателю, и это наблюдается из года в год. Об этом воспитателе можно услышать чаще негативные отзывы от родителей, чем положительные. Воспитатель часто нарушает профессиональную этику: проявляет агрессию к детям, запугивает их, жестоко наказывает, негативно высказывается о ребенке, его семье, своей работе. При этом с другими педагогами детского сада у этого ребенка нет никаких сложностей.

Пять особенностей воспитателя, из-за которых ребенок не хочет
ходить к нему в группу

  1. Стрессовые педагогические тактики. Воспитатель постоянно кричит, взвинчен, имеет привычку «сливать» на детей негативные эмоции, выбирает любимчиков и отверженных – парии, контролирует каждую мелочь.
  2. Предвзятое отношение к ребенку. Может быть следствием множества причин, от предубеждений в отношении пола («мальчики утомляют»), национальности, профессии родителей до накопившихся негативных эмоций из-за конфликтов с воспитанником.
  3. Негативное отношение к родителям, которое воспитатель переносит на ребенка. Проблемные родители, которые постоянно критикуют воспитателя, жалуются, опаздывают в детский сад, асоциальные, с низкой культурой, фамильярные, со странностями – все это может сформировать у педагога негативное отношение и к ребенку.
  4. Профессиональное выгорание. Утрата положительных эмоций от работы, постоянное переживание скуки, усталости, раздражения, деперсонализация детей («все одинаковые»), желание просто побыть в тишине, чтобы никто не болтал, не мельтешил, ничего не просил, – типичные симптомы профессионального выгорания воспитателя. С таким взрослым ребенку скучно и дискомфортно общаться и находиться рядом.
  5. Внешний облик и манеры. Иногда детей отталкивает некрасивая, с их точки зрения, одежда или прическа (слишком короткие волосы, серая кофта), длинные острые ногти, толстые очки, визгливый голос воспитателя. Но внешность не бывает единственной причиной, всегда есть какая-то причина, которая усиливает негативный эффект.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: