Воспитательная работа

Кирамова Аклима Расиховна

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематического классного часа,

посвященного Дню Республики

Единая дата проведения – 9 октября 2019 года.

Единое наименование тематического классного часа – Башкортостан: люди и события. 

Основные содержательные направления классного часа,

посвященного Дню республики

  1. Национально-территориальное устройство Башкортостана (территория республики в разные периоды исторического развития).
  2. Государственные символы Башкортостана (герб, флаг, гимн).
  3. Природа Башкортостана (природные памятники, реки, озера, горы).
  4. История сел и городов Башкортостана.
  5. Башкортостан – семья народов.
  6. Руководители Башкортостана (с древних времен по настоящее время).
  7. Известные люди Башкортостана (количество имен в зависимости от возрастной категории).
  8. Известные люди города, района, села, деревни (встреча с ветеранами, работниками различных сфер экономики, молодыми специалистами, выпускниками школ и т.д.)
  9. Исторические памятники.
  10. Историко-культурные учреждения (музеи, театры, центры).
  11. Бренды Башкортостана (башкирский мед, курай и т.д.).
  12. Награды Башкортостана.
  13.  Договорные отношения России и Башкортостана (исторический экскурс).
  14.  Место и роль Башкортостана в мире.
  15. Место и роль Башкортостана в России.
  16. Вклад района/города в развитие республики.

Классные часы как одна из основных форм воспитательной работы имеют несомненное преимущество перед другими формами работы с обучающимися. Во время классного часа педагог имеет возможность общаться и оказывать влияние сразу на всех обучающихся класса. Каждый из них может высказать свое мнение, проявить себя эмоционально и интеллектуально. На классном часе высказывается мнение не только учителя, но и самих обучающихся, что очень важно для подростков, которые порой к словам сверстников прислушиваются более охотно, чем к взрослым.

Цель работы педагога в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина и патриота России – это конечный результат, к которому стремится педагог в системе учебно-воспитательной работы.

Отсюда вытекают и задачи классного часа:

  • Формировать знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы;
  • Формировать гражданскую позицию, нравственно-эстетические качества личности;
  • Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
  • Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Хорошо продуманные и подготовленные классные часы позволяют создать учителю естественную атмосферу общения.

Классный час состоит из трех основных частей:

1) вступление;

2) основная часть;

3) заключение.

Вступление. Эта часть должна привлечь внимание обучающихся и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у обучающихся серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит педагог, хорошо известно обучающимся, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть. Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных участником конкурса воспитательных целей.

Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание обучающихся будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.

В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес обучающихся может снизиться.

Заключительная часть. Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами обучающиеся (это способствует самовоспитанию).

Формы проведения классных часов.

Существует большое разнообразие форм, которые педагог может использовать для организации общения на классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с обучающимися;

2) возраста обучающихся;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения классных часов:

1) беседа на определенную тему (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающиеся имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для обучающихся темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т.п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т.д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует обучающихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих обучающихся, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит обучающихся быть откровенными друг с другом и педагогом, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (педагог и обучающиеся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение, помогают в игровой форме расширить кругозор обучающихся);

12) тренинги (обучают детей правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким обучающимся предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько обучающихся, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми участниками);

17) мастер-классы (обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все обучающиеся класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал обучающихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т.п. (в интересной для обучающихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

21) капсула культуры (проект выполняется с целью приобретения обучающимися умений размышлять о культуре своей страны (республики) и определять, какие культурные объекты помогут сверстникам из других стран понять культуру твоей страны).

22) квест (обучающиеся проходят цепочки заданий для достижения конечной цели).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы обучающимся было интересно и классный час достигал целей, поставленных педагогом.

Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации воспитательной работы возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов воспитания. Такой подход должен включать в себя учебную, внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, взаимодействие с системой дополнительного образования детей.

Приложения

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ИМИ ГОРДИТСЯ РЕСПУБЛИКА»

Цели занятия:

Познакомить обучающихся с выдающимися личностями Республики Башкортостан, их ролью в ее историческом развитии.

Сформировать чувство своей причастности к судьбе своей Республики, Страны, Планеты.

Задачи:

Создать образно-портретную галерею выдающихся личностей РБ.

Организовать процесс осмысления миссии личности и башкирского народа в целом в развитии общества, а также своего места в этом процессе.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Ребята, мы уже знаем с какими природными и рукотворными символами ассоциируется наша Родина. Но наша Республика богата выдающимися личностями, начиная со всем известного Салавата Юлаева. Давайте попробуем продолжить эту портретную галерею.

  1. Творческая работа «Мой след в истории»

Вопросы к учащимся:

  1. На каких этапах развития истории, и какие личности сыграли значительную роль для народов Башкирии?
  2. Кого из современников в Башкортостане (или выходцев из Башкортостана) с Вашей точки зрения можно назвать героем нашего времени?
  3. Какова на Ваш взгляд миссия башкирского народа на Земле?
  4. Каково мое предназначение на Земле:

А) для себя самого;

Б) для семьи и рода

В) народа, общества;

Г) для Планеты, Вселенной?

  1. Изобразите свой след на Земле графически (рисунок, схема, другое)

Способ выполнения: индивидуальный продукт – продукт группы – выступления групп.

3. Выводы. 

При подведении итогов группа принимает решение о подготовке экспонатов галереи (оформляется материал о той или иной личности или нескольких личностях).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Вводное слово педагога:

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами побеседуем на тему «Моя малая Родина», что это понятие означает для каждого из нас. Мы поделимся своими мыслями и попробуем выразить свое отношение к этому через творческую деятельность.

Технологическая карта для младшего возраста.

  1. Дети устно продолжают предложение «Моя малая Родина – это…».
  2. Выполнение рисунка на эту тему (индивидуально или коллективно).
  3. Обсуждение. Каждый комментирует работу.
  4. Заключительное слово педагога.

Технологическая карта для среднего и старшего возраста.

  1. Воспитанники письменно продолжают предложение «Моя малая Родина – это…».
  2. Объединение в малые группы (3-5 чел.).

Правила работы в группе:

А) запрет на спор – каждое мнение имеет право быть;

Б) правило экологии – все мнения должны войти в продукт группы.

Задание:

А) объединить все мнения в один текст;

Б) подготовить творческую презентацию этого текста, в которую желательно включить стихи, песни, инсценировки, пантомимы и т.п., отражающие смысл полученного текста.

  1. Творческая презентация групп. Подведение итогов игры.

  1. Предложения по оформлению результатов игры в творческой форме. Например, выполнение рисунков,  панно, аппликации, написание сочинений, подготовка программы концерта, мероприятия, посвященного этой теме, и так далее.

 

КЛАССНЫЙ ЧАС «МОЙ ВЫБОР – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

1 ВАРИАНТ

Эпиграф:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

                            Пушкин А.С.

Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь.

Ильин И.

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Под игом рабства находящиеся недостойны украшаться сим именем.

Радищев А.Н.

Цели:

  • помочь учащимся определить свое отношение к малой родине, почувствовать свою ответственность перед Родиной, малой родиной;
  • уточнить понятия «Родина», «малая родина», «Отечество», «долг перед Отечеством», «патриотизм», «патриот»;
  • обсудить различные варианты отношений к своей малой родине;
  • помочь учащимся увидеть свое место в будущем родины.

Вопросы:

  • Что такое Родина? Малая родина? Патриотизм? Кто такой патриот?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что такое ответственность перед Родиной, малой родиной?
  • В чем она проявляется?
  • Что такое историческая память? Почему она важна для человека?

Основные понятия: «Родина», «малая родина», «патриотизм», «патриот», «ответственность перед Родиной, малой родиной».

Структура занятия:

Этап

Методы и формы

Ожидаемые результаты

Мотивация

Обсуждение эпиграфа в малых группах.

Учащимся интересна тема урока, они сами предлагают перечень основных понятий и проблем урока

II этап: работа с понятиями

Проектная деятельность в малых группах (рисуем понятия);

Уточнение основных понятий урока.

III этап: выдвижение и обсуждение основной проблемы занятия

Организованная дискуссия.

Учащиеся формулируют проблему личной ответственности перед малой родиной. Иллюстрируют тезисы примерами из истории.

IV этап: подведение итогов дискуссии, рефлексия

Работа проводится в режиме: «один - вдвоем - в малых группах - все вместе».

Учащиеся подводят итоги: определяют последствия различных вариантов выбора.

Заключение

Фронтальная работа

Учащиеся понимают, что народная мудрость о….

Ход

I этап: мотивация.

Учитель предлагает учащимся выбрать эпиграф к занятию из трех высказываний, приведенных выше.

Вопрос: Как вы думаете, какой из этих эпиграфов мог бы стать лейтмотивом сегодняшнего занятия? Почему?

Учащиеся обсуждают эпиграфы в малых группах по 5-6 человек. По окончании обсуждения представители групп предлагают свой вариант эпиграфа и обоснование выбора.

После выступления каждой группы учитель просит выступающих выделить те проблемы, которые на их взгляд обозначены выбранным эпиграфом. Проблемы фиксируются на доске.

Предполагаемые результаты.

В ходе обсуждений учащиеся могут назвать следующие проблемы:

  • Что такое Родина? Что означает это понятие для каждого человека?
  • Почему для человека важно чувствовать свою сопричастность с родиной?
  • Почему человеку непросто остаться без родины?
  • Что такое «долг перед Отечеством», «долг перед Родиной/малой родиной»?
  • Кого можно назвать (считать) патриотом? Каковы значения понятия «патриотизм»?
  • Как сочетаются понятия «любовь к Родине/малой родине» и «историческая память»?

Учитель подводит итоги обсуждения. Обобщает все сказанное учащимися. Сообщает старшеклассникам о том, что данные проблемы обозначают основные вопросы для изучения темы на уроке.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в конце занятия они вновь вернутся к проблеме эпиграфа занятия. Задание учащимся: в ходе занятия (если уроки спаренный) и дома (если занятия проводятся с перерывом) накапливать материалы по теме занятия (высказывания известных людей, стихи, песни), которые также можно будет использовать в качестве эпиграфа к данной теме.

 

Работа с понятиями.

Учитель сообщает учащимся, что обсуждение будет выстраиваться в соответствии с тем планом, который они разработали в начале урока.

I этап. Предлагает нарисовать понятие «родина». Работа ведется в малых группах.

1-й вариант работы. Задание: подготовить рисунок сначала индивидуально в течение 3 мин., затем в малых группах в течение 5 мин. (причем, группы должны учесть мнение, идеи каждого своего члена, вписать их в общий рисунок; для этого альбомные листки с индивидуальными рисунками размещаются/приклеиваются вокруг общего рисунка, таким образом, что конечный вариант работы группы выглядит как ромашка с лепестками). Группы должны защитить свой коллективный рисунок, объяснить его смысл, сообщить о том, как использовались идеи каждого члена группы в общем рисунке. Дать определение понятию «родина», подобрать синонимичные слова и выражения.

Учитель выписывает ключевые слова и определения на доске.

2-й вариант работы. Каждая группа рисует понятие в течение 3 мин., затем рисунок передают другой группе. Работа ведется до тех пор, пока рисунок не вернется к своим первым авторам. Задача групп: защитить полученный вариант рисунка, объяснить его конечный смысл и тот смысл, который вкладывали авторы в свой рисунок первоначально. Отметить точки недопонимания с другими группами и совпадение мнений. Определить понятие «родина», подобрать слова и выражения, которые родственны данному понятию.

Учитель фиксирует ключевые слова, а также определения на доске.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся дают определения понятию «Родина». Предполагаемые варианты: «место, где ты родился и живешь», «родная страна (Россия)». Перечисляют синонимичные слова и выражения: Отечество, Отчизна, дом, семья, народ, родная страна, природа, родить, родители, род, родственники, родословная, память о прошлом и т.д. Учитель подводит итоги, совместно с учениками дает общее определение понятию «родина».

II этап.

Обсуждение в малых группах русских народных пословиц и поговорок, собранных В. Далем. Задание: из перечня пословиц и поговорок выберите те, которые, на ваш взгляд, лучше всего иллюстрируют полученное в ходе обсуждения определение. Обоснуйте свой выбор. Проиллюстрируйте выбранные пословицы ситуациями из жизни.

Пословицы (В. Даль)

Где родился - там и пригодился.

Плоха та птица, которой родное гнездо не мило.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Где жить, тем и слыть.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

Чужую сторону хвали, а сам ногою не ходи.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Мила та сторона, где пупок резан.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

Без корня и полынь не растет.

Горе в чужой земле безъязыкому.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

С родной (родительской) земли - умри, не сходи!

Дома сидеть - ничего не высидеть.

Под лежач камень и вода не течет.

Жить в деревне - не видать веселья.

В чужом доме побывать - в своем гнилое бревно увидать.

На людей поглядеть и себя показать.

Одиноку - где хлеб, там и угол. (Одинокому - везде дом.)

Нет пророка в своем отечестве.

Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.

Учитель подводит итоги обсуждению и отмечает родство и взаимосвязь, которые существуют между понятиями урока «родина», «патриотизм» («патриот»), «историческая память». Педагог отмечает, что в настоящее время понятие «родина» употребляется в двух смыслах: «малая родина» (конкретное место, где ты родился и вырос) и «Родина» (страна, в которой ты живешь).

Предполагаемые результаты.

Учащиеся уточняют понятие «родина» («малая родина», «Родина»), приходят к пониманию, что понятия урока взаимосвязаны.

Обсуждение проблемы.

Учитель говорит о том, что все мы часто слышим выражение «долг перед Родиной» или «долг перед Отечеством». Предлагает обсудить проблему долга и ответственности («Что я должен Родине?»). Рассказывает о том, что у различных народов существовала такая традиция: старший сын, рожденный в семье, остается на своей малой родине, поскольку он наследует главное имущество рода - землю.

Задание учащимся (работа в парах): приведите примеры, подтверждающие существование и в какой-то мере сохранение до наших дней такой традиции (примеры могут приводиться как из реальной жизни, так и из литературы, истории, права, кинофильмов и т.д.).

Предполагаемые варианты ответов:

  • из литературы: сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», русские народные сказки про младшего брата, Ивана-дурака;
  • из истории - институт рыцарства в средние века в Европе, введение майората в России в петровскую эпоху;
  • из права - наследственное право, принцип очередности в получении наследства;
  • из реальной жизни - дети (быть может, старшие в семье) берут на себя заботу о попечении (содержании) родителей.

Учитель предлагает обсудить следующую проблему (фронтально):

  • В чем еще смысл такого порядка вещей? Что еще, кроме материальных благ, обычно наследует человек?

Предполагаемый ответ учащихся:

  • ответственность за своих родителей: уход и содержание в старости, выплата родительских долгов. Ответственность за унаследованный дом, землю, хозяйство: сохранение порядка, поддержание, уход и т.д.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся приходят к выводу о том, что право жить на родине, на получение наследства всегда соседствует с ответственностью (долгом).

Работа с документом (Конституция РФ).

Учитель предлагает обсудить вопрос, в чем именно состоит долг каждого из нас перед Родиной - Отечеством? Как трактуется (конкретизируется) понятие долга гражданина России в законодательстве Российской Федерации?  (работа с Конституцией РФ статьи 38,43,44,57,58,59; учащимися проводится заполнение таблицы в рабочих тетрадях, образец таблицы см. в приложении).

Учитель может  предложить включить в данную таблицу трактовки понятия о «долге перед Родиной», существующие в традициях и обычаях народа? (защищать свою родную страну, заботиться о ее процветании, престиже, благе и т.д.).

Учитель просит учащихся привести из отечественной истории примеры служения Родине, выполнения долга перед Отечеством. Это задание можно сделать на региональном содержании, если ограничить выбор детей краеведческим материалом.

Учитель подводит итоги обсуждению вопроса о долге и ответственности перед Родиной. Резюмировать эту часть урока можно одним из высказываний, приведенных ниже:

 

Прошлое - родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы никогда не испытывали. Даже тоска по былой скорби.

Генрих Гейне

Прошлое запоминается, если оно настоящее.

Леонид Леонидов

Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать.

Жан Поль

Жизнь равняет людей; смерть выдвигает выдающихся.

Бернард Шоу

Учитель может предложить старшеклассникам выбрать из приведенных выше высказываний те, которые более всего созвучны прозвучавшим примерам служения Родине.

Педагог напоминает учащимся известное высказывание Г. Гейне: «Каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история». Просит прокомментировать это высказывание (как вы понимаете эту фразу, какой смысл в нее заложен).

Учитель озвучивает известные русские поговорки, связанные с преданиями и обычаями народа, с последующим комментарием со стороны учащихся:

- «И кости по родине плачут» (по преданию, в некоторых могилах слышен вой костей);

- «Своя земля и в горсти мила» (обычай привозить на могилу захороненного в чужой земле родственника землю с малой родины).

Предполагаемые результаты.

Учащиеся выходят на понимание того, что долг перед Отечеством, ответственность перед малой родиной – понятия не столько правовые, сколько моральные; что каждый человек генетически связан со своей родиной.

Учитель просит учащихся сказать, каким понятием мы обычно определяем беззаветное служение Родине, как называем людей, которые выполняют свой священный долг перед Отечеством.

Учащиеся выходят на понятие «патриот», «патриотизм».

Далее учитель может организовать обсуждение понятий «патриот» и «патриотизм», их традиционных и нынешних трактовок.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся на выбор:

  • подобрать музыкальный, стихотворный, литературный эпиграф к данной теме урока;
  • подобрать видеоряд (мультфильмы, кинофильмы, документальные ленты), который иллюстрировал бы тему урока;
  • найти пословицы и поговорки, которые характеризовали бы ваш родной край (город, поселок).

2 ВАРИАНТ

Учитель предлагает обсудить проблемный вопрос: «Что значит быть патриотом малой родины?» (работа может вестись как фронтально,  так и в парах, малых группах).

Итоги обсуждения в виде кратких тезисов учитель фиксирует на доске.

1-й вариант. Ролевая игра (в виде общественных слушаний при органе местного самоуправления: горсовете, поселковом совете, управлении по делам образования и т.д.): «Как добиться того, чтобы молодежь стремилась остаться на своей малой родине?» (разработка перспективного плана конкретных действий) или «Как воспитать патриота?» (разработка рекомендаций образовательным учреждениям города, региона).

Данный метод является имитацией общественных слушаний, которые проводятся с целью получения информации, поиска оснований для принятия законов или иных решений, затрагивающих интересы населения. Кроме того, общественные слушания позволят учащимся понять роли и обязанности государственных чиновников, а также роль общественности в управлении государством.

Порядок проведения:

  1. Формулирование темы слушаний (выбор темы из двух предложенных вариантов).
  2. Пригласите на общественные слушания представителей местных органов власти, общественных организаций, местной прессы.
  3. Подготовьте зал для обсуждений в своей аудитории. Приготовьте таблички с именами учеников и их должностями по роли, чтобы расставить их на столах.
  4. Приготовьте необходимый раздаточный материал (включая пояснения для различных ролей, описание их позиции по данному вопросу).

План проведения:

  1. Слушания проводятся органом власти … по проблеме …
  2. На слушания приглашены представители разных групп населения и организаций, выражающие свои особые интересы…
  3. Все представители высказывают свою позицию по проблеме, приводят аргументы и примеры.
  4. По итогам общественных слушаний принимается решение.

Алгоритм слушаний:

  • Председательствующий открывает заседание, объявляет тему слушаний и предоставляет слово представителям разных групп населения и организаций.
  • Представители высказывают свою позицию и аргументы (по 2 мин. каждому).
  • Члены органа власти задают вопросы после выступления каждого докладчика (по 1 мин. на каждого).
  • Затем орган власти обсуждает аргументы и принимает решение большинством голосов. Обсуждение проходит в открытой форме. Решение принимается при всех и объявляется приглашенным.
  • Назначьте нечетное число учащихся членами комиссии, проводящей слушание.
  • Разделите остальных участников на несколько групп (по 5 и менее человек), которые будут представлять общественность с различными интересами.
  • Для повышения активности выберите нескольких учащихся представителями прессы.
  • Раздайте и разъясните инструкции каждой группе.
  • Дайте время для подготовки к слушанию.

Образцы инструкций

Комиссия по слушанию

Общественные слушания проводятся органами власти с целью выяснить мнение различных общественных сил по проблеме, которая рассматривается этим органом власти.

Орган власти принимает решение, учитывая аргументы и информацию, прозвучавшие на общественных слушаниях.

В данном случае вы, как члены органа власти, организовавшего слушания, должны будете принять решение по проблеме.

При подготовке к слушаниям ваша задача состоит в том, чтобы:

- Определить не менее 10 вопросов к приглашенным представителям общественности, которые повлияли бы на справедливое решение проблемы.

  • Выбрать председателя и секретаря. Председатель ведет слушания, а секретарь ведет запись всех позиций, аргументов и предложений, а также следит за временем. Секретарь является членом комиссии и принимает участие в голосовании.
  • Распределить вопросы между остальными членами комиссии, которые будут задавать их во время слушаний.
  • Выбрать двух членов комиссии, один из которых объявит ее решение, а второй изложит те аргументы, на которых оно основано.

Во время слушания ваша задача состоит в том, чтобы:

  • Обеспечить соблюдение хода заседания.
  • Внимательно слушать выступления и задавать вопросы в любое время, подняв руку.
  • Обсудить дело с другими членами комиссии и высказать свое решение проблемы. При обсуждении учитывать, какое влияние будет иметь ваше решение для разных социальных слоев и общества в целом. Члены комиссии могут иметь особое мнение и не обязаны соглашаться с другими. Решение будет приниматься большинством голосов. Голосование проводит председательствующий.
  • Объявить свое решение и аргументы, на которых оно основано.
  • Объявить особые мнения отдельных членов комиссии (если они есть) и обосновать их.

Группы представителей общественности

Общественные слушания проводятся органами власти с целью выяснить мнение различных общественных сил по проблеме, которая рассматривается этим органом власти.

Орган власти принимает решение, учитывая аргументы и информацию, прозвучавшие на общественных слушаниях.

В данном случае вы, как представители общественности, участвующей в слушаниях, должны будете сформулировать свою позицию по проблеме, аргументировать и представить ее во время слушаний.

При подготовке к слушаниям ваша задача состоит в том, чтобы:

  • Определить позицию по проблеме, исходя из своей роли. Выработать не менее 3 аргументов, которые смогут убедить государственный орган в принятии необходимого вам решения.

  • При подготовке своей аргументации подумать над такими вопросами:

а) какое решение вам необходимо?

б) каковы аргументы в вашу пользу и против вас?

в) какие аргументы наиболее убедительны? Почему?

г) каковы могли бы быть последствия каждого из возможных решений (для общества, для каждой из участвующих в слушаниях сторон)?

д) есть ли какие-либо альтернативы тому, чего требует каждая из сторон?

е) какие вопросы может задать комиссия, чтобы дело было решено справедливо?

  • Выбрать одного или двух докладчиков для выступления (объявление своей позиции и аргументов), остальные будут отвечать на вопросы членов комиссии.

Во время слушания ваша задача состоит в том, чтобы:

  • Изложить свою аргументацию в отведенное для этого время.
  • Прежде чем отвечать на вопросы, попросить некоторое время для консультаций с другими членами своей группы.
  • Во время совещания членов комиссии внимательно слушать обсуждение, соблюдая тишину и не вмешиваясь.

По завершении слушаний учитель просит всех его участников отнестись к утверждению: «Мой выбор - остаться на малой родине». Каковы «плюсы» и «минусы» такого выбора?

Заполнение таблицы в малых группах.

«МОЙ ВЫБОР - ОСТАТЬСЯ НА МАЛОЙ РОДИНЕ»

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

4.

5.

2-й вариант. Работа в режиме организованной дискуссии с заданными альтернативами. Для организации этой работы весь класс делится на 2 большие группы, которые получают следующие задания:

Гр. № 1. В течение 10 мин. придумать все возможные аргументы в защиту позиции: «Мой выбор – остаться на малой родине». Продумать возможные контраргументы противников и способы их парирования.

Гр. № 2. В течение 10 мин. придумать все возможные аргументы в защиту позиции: «Мой выбор – покинуть свою малую родину». Продумать возможные контраргументы противников и способы их парирования.

По истечении времени на обсуждение учитель поочередно предлагает группам высказываться по предложенной позиции и задавать вопросы своим противникам.

В конце дискуссии (когда все аргументы сторон исчерпаны) учитель предлагает поработать по методике «Шкала мнений». Для этого предлагает учащимся определить свою позицию относительно проблемы «Мой выбор – остаться на малой родине» и занять место у шкалы мнений (шкала может быть вывешена, начерчена мелом на доске). 

ЗА            СКОРЕЕ ЗА              СКОРЕЕ ПРОТИВ            ПРОТИВ

Далее просит каждого привести по 1 самому главному, на их взгляд, аргументу в защиту своей позиции. Высказывание будет выстраиваться по следующему алгоритму:

- Я считаю, что…

- Потому что…

- Например…

- Таким образом, …

Подводятся общие итоги обсуждения.

Подведение итогов двух уроков.

Ведется обсуждение вопросов:

- Чем дорога вам малая родина?

- Что на ней должно измениться, чтобы всем вам захотелось остаться на малой родине?

- От кого зависят эти изменения?

Рефлексия: предложите свой эпиграф к данному занятию, обоснуйте свой выбор.

Домашнее задание. Написание эссе «Я хотел бы жить и работать на своей малой родине…»/ «Я хотел бы покинуть свою малую родину…»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Разработайте туристический проспект «Приглашение на малую родину».
  2. Подготовьте рекламный буклет, который мог бы издать орган местного самоуправления: «Остаться в родном городе (поселке, селе) - это престижно и перспективно!».
  3. Соберите материал о выпускниках вашей школы, оставшихся работать в вашем родном городе (поселке, селе). Выступите с этой информацией на классном собрании/родительском собрании (представьте этот материал в стенгазете).
  4. Соберите информацию о Почетных гражданах вашего родного города (поселка, села):
  • кто они;
  • за что получили это звание;
  • где находятся сейчас.

Представьте информацию в виде творческого отчета (форму выбирают сами обучающиеся).

КЛАССНЫЙ ЧАС - ВИКТОРИНА

«БАШКОРТОСТАН - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Цели: способствовать расширению знаний участников викторины о родном крае, воспитывать чувство патриотизма и любви к Отечеству.

Оборудование: портрет главы республики и символы Башкортостана: герб и флаг ит.д.

Ход викторины:1.Организационная часть.

Организатор читает стихотворение «Кайын япрагы турахында» (автор Мостай Карим)

2. Сообщение темы и цели мероприятия.

Выступление организатора о том, что викторина посвящена Республике Башкортостан.

Рассматривается карта Башкортостана. Она действительно похожа на листок березы.

Площадь её равна 143,6 тыс. кв. км. Проживает 4,089 млн. человек.

- Кто является главой Республики Башкортостан?

- Слева и справа от портрета главы что вы видите?

- Слева находится флаг, а справа – герб Республики Башкортостан.

3. Объяснение хода игры.

Группа делится на 2 команды. В первой команде играют: правый ряд, а во второй команде: левый ряд. Команды поочередно отвечают на вопросы. (После каждого вопроса имеется правильный ответ).

  1. Когда состоялось присоединение Башкортостана к Русскому государству? ( В 1557 году)
  2. В каком году образован город Уфа? ( в 1574году)
  3. В каком году РБ стала суверенной? (1990 год)
  4. Назовите первого президента РБ? (Рахимов Муртаза Губайдулович )
  5. «Плохая» гора Башкортостана (Ямантау)
  6. «Священная» гора Башкортостана ( Иремель)
  7. Ледяная пещера Башкортостана (Аскинская)
  8. Национальный духовой инструмент Башкирии. (Курай)
  9. Название этой горы переводится как «горящая гора». Расположена она в Салаватском районе Республики Башкортостан. Известна не только жителям Башкортостана, но и России. На горе действует курорт, носящий ее название. (Гора Янгантау)
  10. Водопад в Белорецком районе, на правом берегу р. Лемезы. Это самый необычный водопад России. Образован он подземной карстовой речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Название водопада переводится с башкирского как «стреляющий», «выстрел», «бьющий». (Водопад Атыш)

11.Это самое большое озеро республики. Для Башкортостана оно представляет такую же ценность, как Байкал для России. Вода в нем солоноватая, жесткая, что и определяет название самого озера – с башкирского переводится как «горькое озеро» (Озеро Аслыкуль) 

12. Какое животное играло важную роль в хозяйстве башкир? (лошадь)

13. Наивысшая точка Уральских гор на территории Башкортостана. (Гора Ямантау)

14.Эта река берет начало севернее истока р. Белой, между горными хребтами Аваляк и Уралтау. В переводе с башкирского – «лунная, светлая, красивая». (Река Ай)

15.Башкирский поэт-импровизатор, герой народно-освободительного движения. В 1967 году в Уфе ему открыт памятник, который является самой большой конной статуей в России. Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб. (Салават Юлаев)

16.Знаменитый танцовщик-премьер. Ему принадлежат слова: «Я хотел бы, что бы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным». (Рудольф Нуреев)

17.Художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России. Родился 12 сентября 1944 года в Уфе. (Владимир Спиваков)

18.Российская певица, музыкант, композитор и автор песен, родилась в городе Уфе. Окончила Уфимское училище искусств. Популярность молодой певицы началась с шокирующего хита про СПИД. (Земфира Рамазанова)

19.Поэт, композитор, певец, художник, лидер группы «ДДТ». (Юрий Шевчук)

20.Российский биатлонист, заслуженный мастер спорта России. Бронзовый призёр Олимпийских игр-2010 в Ванкувере в составе мужской эстафеты, трёхкратный чемпион мира: 2007 года в эстафете, 2008 года в спринте и эстафете. (Максим Чудов)

ИГРА «Города»

Задача команды – назвать как можно больше городов за определённое время.
21 город:
Агидель (основан в 1980, город с 1991);
Баймак (основан в 1913, город с 1938);
Белебей (основан в 1715, город 1781);
Белорецк (основан в 1762, город с 1923);
Бирск (основан в 1663, город с 1781);
Благовещенск (основан в 1756, город с 1941);
Давлеканово (основан в XVIII век, город с 1942);
Дюртюли (основан в 1795, город с 1989);
Ишимбай (основан в 1932, город с 1940);
Кумертау (основан в 1948, город с 1953);
Межгорье (основан в 1979, город с 1995);
Мелеуз (основан в XVIII век, город с 1958);
Нефтекамск (основан в 1957, город с 1963);
Октябрьский (основан в 1946);
Салават (основан в 1948, город с 1954);
Сибай (основан в 1913, город с 1955);
Стерлитамак (основан в 1766, город с 1781);
Туймазы (основан в 1912, город с 1960);
Уфа (основан в 1574, город с 1586);
Учалы (основан в 1963, город с 1963);
Янаул (основан в 1914, город с 1991)

2-вариант ВИКТОРИНЫ

1. В каком году была основана Уфа? (Уфа была основана в 1574) 
2. Эта пещера славится далеко за пределами Республики Башкортостан. Находится она в Бурзянском районе. Как она называется и чем она прославилась? (Капова пещера)
3. Что является символом Башкортостана? (Курай)
4. Какой праздник мы празднуем 11 октября ежегодно? (День Республики) 
5. Какими лесами славится Башкортостан? (липовыми лесами)
6. Какой национальный напиток изготовляют из молока кобылиц? (кумыс)
7. Этот продукт ароматен и его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана? (мед)
8. Уникальная гора в переводе с башкирского означает «горящая»? (Янгантау)
9. Сколько городов в Республике Башкортостан? (21)
10. В каком году РБ стала суверенной? (1990 год)
11. Назовите первого президента РБ? (Рахимов Муртаза Губайдулович)
12. Территория Башкортостана равна? 143,6 кв.м. (назвать примерно)
13. На каком материке находится РБ? (Евразия) 
14. Кто автор герба РБ? (Ислахов Фазлетдин Фаррахович)
15. Это самый сильный из зверей, недаром его называют хозяином леса? (Медведь)
16. Его именем названы проспект в Уфе, город, хоккейный клуб. (Салават Юлаев)
17. Эта гора отнесена к памятникам природы Башкортостана, в настоящее время решается вопрос о присвоении ей статуса природного парка (Иремель)
18. Основное жилище кочевников? (Юрта) 
19. Знаменитый танцовщик-премьер, балетмейстер XX века? (Рудольф Нуриев)
20. Народный поэт Башкирии, классик советской башкирской и татарской литературы, поэзии, фольклорист, драматург, в его честь названы улицы в городах Башкирии, в том числе и нашем (М.Гафури)

Составители:

Топольникова Н.Н.

Сапожникова В.А.

Железная Т.С.

Ижбулатова Э.А.

Искужина Н.Г.

Халикова Л.Р.