Модель организации совместного обучения детей по АООП и основной образовательной программе МАОУ СОШ № 28 Октябрьского района г.Екатеринбурга

Лоева Наталия Викторовна

Принимала участие в составлении Модели ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_ou.docx85.17 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации

совместного обучения детей по АООП

 и основной образовательной программе

МАОУ СОШ № 28

Октябрьского района

г.Екатеринбурга

Составители:

Директор МАОУ СОШ № 28 Суворова О.С.

Ио завуча нач.классов, учитель нач.классов Некрасова С.А.

Руководитель группы: учитель английского языка Капранова Н.А.

Учитель-дефектолог Черясова Л.Г.

Учитель-логопед Лоева Н.В.

Педагог-психолог Айдогду П.С.

Социальный педагог, педагог-психолог Третьякова А.С.

2021

  1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯИНТЕГРИРОВАННОГООБУЧЕНИЯ

Российскаясистемаобразованияпостоянно меняется.

Модернизируются административно-финансовые механизмы,реализуютсяразличные национальныепроекты,проходят профессиональную подготовку будущие выпускники образовательныхучреждений, учитывается личностно ориентированный подход к обучению ивоспитанию во всех образовательных учреждениях.Этопобуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организацииобразовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказаниииндивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования и впроцессеподготовкикдальнейшейсамостоятельнойжизнивобществе.

Интегрированноеобучениевпедагогическойпрактике– актуальная проблема. Это обусловлено усилением вобществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченнымивозможностями здоровья(ОВЗ) на совместное существование состальными членамисоциума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только кдетям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам. ПервоедесятилетиеXXI века в России ознаменовалось экономическим ростом, что создалоусловия для внедрения в образовательные учреждения разных типов и видоввсевозможных моделей и форм интегрированного обучения. Это затратная педагогическая технология, требующаясущественного этико-методологического обновления, крупных материальных вложений(безбарьернаясреда,созданиеновыхметодических,дидактическихпособий,учебниковиУМК, формирование общественного мнения,информирование населения),совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров и новой организацииучебно-воспитательнойработывобразовательныхучреждениях.

Определение социально-образовательной интеграцииспедагогическойточкизрения

Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей сотклоняющимсяразвитием.Иесливконце90-хвнашихобразовательныхучрежденияхпреобладала спонтанная интеграция детей, затем интеграция на уровне одногообразовательного учреждения, то сейчас система образования вплотную подошла корганизации различных моделей интегрированного обучения, функционирующих намуниципальном,городскомилирегиональномуровне.

Подсоциально-образовательнойинтеграцией,спедагогическойточкизрения, мыпонимаем особую педагогическую систему, характеризующуюся всемисвойствамиэтихсистем(открытость,гибкость,динамичностьидругие),которая:

  • принимаетнасебяответственностьзапроцессирезультатысовместногообучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпомпсихофизическогоразвития;
  • имеетадекватнуюпотребностям,возможностямиспособностямвоспитанникови обучающихся предметно-развивающую, материально-техническую иобразовательно-воспитательнуюсреду;
  • обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью командыспециалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и соспециалистамииногопрофиля,заинтересованныхвмаксимальноэффективнойсоциальнойиобразовательнойадаптациивоспитанниковиобучающихся;
  • имеетмощнуюорганизационнуюиметодическуюподдержкусостороны

органовобразованияиструктур,отвечающихзапрофессиональноестановлениеи повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционныепроцессы.

Педагогической системойв педагогике называется «целостноеединство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развитиячеловека».[СтоляренкоЛ.Д.,2003,с.103].Педагогическиесистемыбываютмалыми,средними, большими и супер большими. Но педагогическая система социально-образовательной интеграции имеет важное отличие, связанное не столько с ее размерами,сколько со степенью открытости. Опыт показывает, что социально-образовательнаяинтеграция будет успешна только в том образовательном учреждении,которое сумеетпостроитьсвоюдеятельностьнапринципахмаксимальнойоткрытостифункционированияитерриториальной принадлежности, создаст систему вертикальных и горизонтальных связей,обеспечивающих воспитанников/обучающихся богатством связей ивозможностей длясамореализациинамуниципальном,окружномилигородском/областномуровне.

Вобщейпедагогикеподоткрытостьюпонимается«способностьсистемыизменяться

подвлияниемвнешнихвоздействий,смягчать,усиливатьилинивелироватьих»[Тамже.

с.104].Мыжеимеемввидуоткрытостьсуществованиякакпринципдеятельностиучреждения,свидетельствующийовысокомуровнеразвитияконтактовисвязей,каквнешних,так и внутренних, проявляющихся в командном стиле взаимоотношений, тесном взаимодействии сотрудников при узкой специализации их профессиональной деятельности(учитель-логопед ведет работу по развитию речи, педагог-психолог отслеживает эмоционально-волевыекомпоненты и личностное развитие, социальный педагог выстраивает социальные связи,учитель-дефектолог курирует усвоение программного материала, выполнение индивидуальногообразовательного маршрута и т.п.) и в совместной работе на благо ребенка и членов егосемьи.

Отечественнаяконцепцияинтегрированногообучениястроитсянатрехосновных

принципах:

  • раннейдиагностикеикоррекции;
  • обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному вобщеобразовательноепространствовнезависимостиотформыинтеграции,которуюпредпочлиродителиребенка;
  • продуманномиобоснованномотборедетейдляинтегрированногообучения.

При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специальногообразования,авыступаеткакоднаизальтернативныхформвнутриобщегосударственнойсистемыобразования.

Современнаяроссийскаясистемаспециальногообразования        рассматриваетвсевозможныенаправленияинтеграциивобществелицсограниченнымивозможностями

здоровья и требует научной разработки интегративных подходов к образованию детей сособымиобразовательнымипотребностями,поэтомузадачамиспециальногообразованиявотношенииинтеграцииявляются:

  • определениесистемыпоказанийдляосуществленияинтеграцииребенкасразным уровнем психофизического развития в общеобразовательныеучреждения;
  • разработкасодержанияиформспециализированнойподдержкидетей,интегрированныхвобщеобразовательныеучреждения;
  • разработкаиапробациявариативныхиндивидуальныхпрограммвоспитания,обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями вобщеобразовательныхучреждениях.

Интеграцияв образовательном пространстве может выступать: как принцип, чтопроявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем; как средство,обеспечивающеецелостноепознаниемираиспособностичеловекасистемномыслитьприрешениипрактическихзадач;как        ведущая тенденция обновления содержанияобразования. Главной задачей при этом является выбор научных оснований дляинтеграции и совершенствование функционирования ее механизмов. Объектамиинтеграции могут выступать: виды знаний, система научных понятий, законы, теории,идеи,моделиобъективныхпроцессов.

Уже сейчас те учреждения, которые активно опираются на принцип открытости всвоей деятельности, тесно сотрудничают с районной (областной, городской) территориальной психолого-медико-педагогическойкомиссией(ТПМПК). МАОУ СОШ № 28  имеет договор сроком на 3 года о сотрудничестве с ТПМПК «Радуга» и «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», осуществляеттекущий мониторинг состояния детей,взаимодействует с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования,социальнымиструктурами.

Дифференциацияпонятий«интеграция»и«инклюзия»

Впсихолого-педагогическойлитературенаиболеечастоиспользуютсядвапонятия,близкие по содержанию, но различающиеся по глубине интеграционных процессов,которыеимихарактеризуются:

  • Интеграция–выборочноепомещениеучениковсограниченнымивозможностямиздоровьявобычныеобщеобразовательныешколыилисозданиеспециальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят сосвоимисверстникамиснормативнымтемпомразвития.
  • Инклюзия–глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательнуюсредуиоказаниеемуичленамегосемьиразличныхподдерживающихуслуг.

Главным отличием инклюзивного подхода от интегративного является качествоизменений социально-педагогической среды, основанное на полной перестройке учебно-воспитательногопроцесса,созданииполномасштабнойсоциально-образовательнойсредыи высокой готовности всех членов микро-и макросоциумов к личностным ипрофессиональнымизменениямвинтересахдетей.

ИдеиЛ.С.Выготскогоовоспитанииребенкаснарушениемразвития

Интегрированноеобучение опирается на идеи Л.С. Выготского.Веготрудахотмечалосьединствообщихиособенныхчертспециальнойимассовойшкол,чтопозволилоемуустановить«общность социальных целей и задач школ при разных формах и методах обучения»[Выготский Л.С., 1983, с. 34-49]. Он считал, что для преодоления «социального вывиха» иприобретения«социальнойполноценности»,необходимоиспользовать«обходныепути»сцелью компенсации дефекта и культурного развития ребенка. Выготский писал, что «привсех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, чтоона замыкает своего воспитанника–слепого, глухого, умственно отсталого ребенка–вузкийкругшкольногоколлектива,создаетзамкнутыймир,вкоторомвсеприспособленокдефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его внастоящую жизнь» [Там же.].Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка снарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий длякомпенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсация ученым понималасьне в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работесребенком,имеющимдефектыразвития,приходитсяиметьделонестолькосбиологическимифактами,сколькосихсоциальнымипоследствиями.

Одной из форм оптимального развития умственно отсталого ребенка, по мнениюученого, должен стать коллектив. Помнениюисследователя,втехслучаях,когдаколлективотсталыхдетейдостаточнооднороден,этонаноситущербкакнормальным,такианомальнымдетям–лишаетихвозможностиразвития.Интеллектуальноболееодаренныенемогутпроявитьсоциальнуюактивность,умственноотсталые дети лишаются возможности коллективного сотрудничества и общения с болееодареннымидетьми.Этоприводиткотягощениюинтеллектуальногодефекта.

Л.С.Выготскийподчеркивал,чтопроцесссоциализации,приспособленияребенкак требованиям окружающей среды оказывается трудным и болезненным и не всегдапроходит успешно. По результативности процесса приспособления им выделялось тритипа компенсации–реальная(заканчивается преодолением дефекта),фиктивная(заканчивается«бегствомвболезнь»)и средняя.

Веготрудахотмечалось,чтоширочайшаяориентировкананормальныхдетей

должнаслужитьисходнойточкойпересмотраспециальногообразования.

БазовыеположениятеорииинтегрированногообразованиявРоссии

Наиболее значимые теоретическиеположения,вскрытыеЛ.С.Выготским:

  • ролькультурно-историческогоопыта,накопленногочеловечествомивлияющегонаходразвития,воспитанияиобученияребенка;
  • положениеовозможностяхребенка,способногоподвоздействиемобучениясостороны взрослого интериоризировать опыт познавательной икоммуникативнойдеятельности;
  • теорияоединствебиологическогоисоциальноговразвитииребенка;
  • понятиеоструктуредефектаприумственнойотсталости:основноенарушениеивторичные(сопутствующие)отклонения;
  • положение о единстве законов развития нормальных и умственно отсталыхдетейприкачественномсвоеобразииразвитияумственноотсталогоребенка;
  • экспериментальнодоказанноеучениеовозможностяхкомпенсациидефектаиопреимущественнойкоррекциивторичныхотклоненийприцеленаправленномвоздействиисостороныспециальноподготовленноговзрослого;
  • понятиеокомплексномкоррекционно-педагогическомвоздействии;
  • учениеосенситивныхпериодах.

Все эти положения оказываются значимыми для разработки теорииинтегрированного образования в России. В отличие от теорий социальногонаучения,характерныхдлязападныхмоделейинтеграции,отечественныеученыестоятнапозициях деятельностного подхода. При его реализации объективно значимым длявключения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстниковявляетсяединстводеятельности(игровой или учебной, коммуникативной илипознавательной), объединяющей детей, ориентированных на достижение определеннойцели. При этом цели и мотивы деятельности детей с разным уровнем психофизическогоразвития,объединенныхобщимпространствомигрыилиучебы,могутбытьразными.

Опоранаведущуюдеятельностьвозраста,учетсенситивныхпериодоввстановлениивысшихпсихическихфункций,своевременноеформированиетипичныхвидовдетскойдеятельности и их связь с возрастными психическими новообразованиями служатосновой, позволяющей осуществлять целенаправленное воспитание и обучение состороныспециальноподготовленноговзрослого.Еслизападныетеоретикиговорято

«созревании поведения» по мере того, как формируется одна функция ине получаетподкрепления другая, отечественная школа опирается на системный деятельностныйподходкразвитиюличностиребенка,возможностикоторогопрактическинеограниченны.

  1. МОДЕЛИ,ВИДЫИФОРМЫСОВМЕСТНОГООБУЧЕНИЯДЕТЕЙСРАЗНЫМУРОВНЕМПСИХОФИЗИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ

Разработкамоделейинтеграции

Процессорганизациииосуществленияинтегрированногообучениядонастоящеговременинаходитсявстадиитеоретическогообоснованияипрактическогоизучения.

Однакороссийскимидефектологаминакопленбольшойопытэкспериментальнойработыс детьми, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников(Е.П.Кузмичева, Э.И.Леонгард, Г.Л.Зайцева, Н.Д.Шматко, Н.Н.Малофеев,А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, М.Л.Любимов, Е.А.Стребелева, Е.А.Екжанова,Е.А.Шкатова,Л.Е.Шевчук,Л.М.Кобрина,Е.В.Резникова,Д.В.Шамсутдиноваидругие).

Педагоги-новаторыопределилинаиболееэффективныемоделиинтеграции. Это интернальная интеграция (внутри системы специального образования) иэкстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования). Приинтернальнойинтеграции совместное обучение возможно для детей с нарушением слуха и снарушениеминтеллектаилидляслепыхдетейиихсверстниковснарушениеминтеллекта.Экстернальнаямодель интеграции была апробирована при совместном обучении детей снормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития.

Формыинтегрированногообучениядетейсотклонениямивразвитии

Определение моделей интеграции и особенности контингента обучающихся (в основном это дети с ТНР, ЗПР, обучающийся с интеллектуальными нарушениями и обучающийся с НОДА) позволило выделитьформыинтегрированногообучениядетейс ОВЗ в МАОУ СОШ № 28:

  1. комбинированное,когдаучениксОВЗспособенобучатьсявклассенормотипичныхдетей,получаяприэтомсистематическуюпомощьсостороныучителя-дефектолога,учителя-логопеда,педагога-психолога.
  2. полное,когда 1–2 ребенка с ОВЗ вливаются в обычные классы, эти дети по уровню психофизического, речевого развития более менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместномуобучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают поместуобученияилиееоказываютродителиподконтролемспециалистов.

  1. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯЭФФЕКТИВНОЙРЕАЛИЗАЦИИИНТЕГРАЦИИ

НАРАЗНЫХЭТАПАХОНТОГЕНЕЗА

Социально-образовательныеуслугиотличаютсянаразныхвозрастныхэтапах развития ребенка с ОВЗ, так же какивключенностьвихобеспечениеспециалистамиразличныхминистерствиведомств.Мывыделяем этапы, специфичные по ведущему и типичным видам детскойдеятельности, особенностям медико-социального сопровождения, спецификекоррекционно-педагогического процесса и отличающиеся по основной направленностиработы с семьей, включившейся в систему совместного обучения со сверстниками. Приэтом теоретической основой данного подхода является культурно-историческая теорияразвития высших психических функций и концепция возраста Л.С.Выготского, теориядеятельностиА.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуацииразвитияребенка(Л.И.Божович),методологическиепсихолого-педагогическиеоснованияА.А.Венгер(Катаевой)исформулированноенамиположениеонеобходимостиучета«смещенногосенситива»вонтогенезеикоррекционно-педагогическойработесребенком,имеющимограниченныевозможностиздоровья[ЕкжановаЕ.А.,2003].

Теорияипрактикапозволяетвыделитьспецифичныеэтапы,учеткоторыхзначимдля организации социально-образовательной интеграции в нашей образовательной организации:школьноеобучениеипрофессионально-трудоваяадаптация.Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместнойдеятельности родителей и специалистов, изменением функционала ведущихспециалистов, являющихся кураторами социально-образовательной интеграции,требованиями к организации охранительно-педагогической и предметно-развивающейсреды,особенностяминеобходимыхидостаточныхсоциальных«сетейвзаимодействия».

Периодшкольногообучения

Для реализации социально-образовательной интеграции в период школьногообучениянеобходимоналичиеследующихчетырёхструктурныхкомпонентов[РезниковаЕ.В.,2007]:

  • Обучениевусловияхобщеобразовательногокласса;
  • Обучениевусловияхклассакоррекционно-педагогическойподдержки;
  • Системапсихолого-педагогическогосопровождениявсехобучающихсявучреждении;
  • Развёрнутаясетьуслугдополнительногообразования.

Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как

Учителя начальных классов реализуют следующие программы:

-Основная образовательная программа начального  общего  образования

-Адаптированная основная образовательная программа начального общего  образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2)

-Адаптированная основная образовательная программа начального общего  образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (варианты 5.1, 5.2)

-Дополнительные общеобразовательные программы реализуемые за счет бюджета субъектов РФ 2021-2022 учебный год

Учителя средних классов реализуют программы:

-Основная образовательная программа среднего  общего  образования

-Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ 5-9 классы)

В классе находятся и нормотипичные дети, и дети с ОВЗ.

Психолого-педагогическоесопровождениеподдерживаетиндивидуальныеучебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учеников с ОВЗ в целяхобеспечения психологической, педагогической, социально-педагогическойи логопедической помощи; обеспечивает психологический комфорт и контроль зареализациейвнеурочной деятельности.

Составной частью социально-образовательной интеграции является развернутаясистемадополнительногообразования и внеурочной деятельности.

Направления очень разнообразны:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- общеинтеллектуальное;

- социальное;

- общекультурное

Кружки и секции дополнительного  образования:

-Студия танца «Альтера» (4-8 класс)

-Студия игры на гитаре «Соло» (4-11 класс)

-«Шахматный всеобуч» (2, 4-5 класс)

-«Баскет-компани» (баскетбол) (1-8 класс)

-«Олимп» (волейбол) (1 класс)

-Мир поделок (1 класс)

-«Время футбола» (1-9 класс)

Внеурочная деятельность:

-«Юные инспектора движения» (3-4 класс)

-Ансамбль песни «Тоника» (2-6 класс)

-Волейбол

-«28 Кадр» (медиастудия)

-«Юным умникам и умницам»

-«Занимательный русский язык»

-«Занимательная лингвистика»

-«Вспомогательные исторические дисциплины»

- «За страницами учебника»

- «Шаги моего исследования»

-«Устройство государства»

- "Я - человек"

-«Я-вожатый»

- «Школа безопасности»

-«Краеведение»

-«Быт и нравы русского народа»

-«Музейные уроки»

-«Этнография»

- «Народоведение»

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИИНТЕГРИРОВАННОГООБУЧЕНИЯВНАЧАЛЬНЫХКЛАССАХ

Дидактическиепринципы

Интегрированное/инклюзивноеобучениеосновываетсянадидактическихпринципахспециальногоиобщегообразования.

Интегрированное обучение должно носитьвоспитывающий и развивающийхарактер,чтовпервуюочередьсвязаносформированиемнравственныхпредставленийипонятий,воспитания адекватных способов поведения, включения всех учащихся вучебную деятельность, способствующую развитию их психических функций,самостоятельности.

В интегрированном обучении важнасистематичность и последовательностьрешениякоррекционно-образовательныхзадач,чтоважнодлядостиженияучебныхивоспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностейвзаимодействияшкольниковсразличнымиумственнымиспособностями.Систематичностьтребует,чтобыучительнетолькорешалзадачи,связанныесосвоениемпрограммного учебного материала, но и вовремя принимал меры по оптимизациивзаимоотношенийвдетскомколлективе,коррекцииотклоняющегосяповеденияучениковкласса,развитиюсильныхсторонличностикаждогоученика.

В классе интегрированного обучения необходима работа над созданиемблагоприятныхусловийдлянаиболееполнойреализациипотенциальныхпознавательныхвозможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая вовниманиеособенностиихразвития.Этообосновывает        реализациюпринципаиндивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихсяс разнымиобразовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплиневажно давать образование всему классу, при этом принимать во внимание способностикаждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальнуюработунауроке.

Не менее важносвязывать обучение с реальными жизненнымиусловиями. Приобучениимоделируютсяивоспроизводятсяусловия,трудныедляученика,новозможныев обыденной жизни, их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивныхсдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условияхинтегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психическихфункций, но и взаимоотношений.Это возможно только в рамках деятельности учеников,осуществляемой в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любаякоррекцияосновываетсянатомилииномвидедеятельности.Внейможносмоделироватьтрудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивноеразрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, котораяотвечаеттребованиямсоциальногоокружения.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучениипредполагаетобеспечениеэмоциональнойсопричастностиучащихсякучебномупроцессу,вызываниеушкольников переживаний, сочувствий в связи с учебной деятельностью черезиспользование различных приемов в процессе обучения. Переживания стимулируютразвитие интеллекта, эмоциональные побуждения более действенны, чеминтеллектуальные, так как они сохранны у детей с любыми отклонениями в умственномразвитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагаетсяусвоить, научиться его переносить в свою самостоятельную практическую деятельность,что невозможно сделать без положительного эмоционального отношения ребенка кобучению.

Составлениеиотбор

учебныхпланов,образовательныхпрограмм

иучебно-методическихидидактическихкомплексов

Позитивный результат во взаимоотношениях школьников в условияхинтегрированногообученияпредполагаетпродуманнуюсистемнуюработу,включающуюформирование положительного отношения к учащимся с особенностямипсихофизического развития, расширение опыта продуктивного общения с ними. Этизадачи могут быть реализованы в первую очередь через составление и грамотный отборучебныхпланов,образовательныхпрограммиучебно-методическихидидактическихкомплексовдляосуществленияучебныхикоррекционныхзанятий.

Вшкольном учебном планеопределен состав учебных предметов в рамкахобразовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, азначит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы какучреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическоеобеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей снормальнымразвитиемобъединяетпрограммные,учебно-методическиеидидактическиематериалы, как для общеобразовательной школы, так и для специального(коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраиваетсяучебно-воспитательныйпроцесс.

Выборпрограмм–основаобучения.Дляобученияучащихсясособенностямив

развитиивначальнойшколезаосновуберутся:

- УМК «Школа России»

- УМК «Гармония»

Интегрированноекалендарно-тематическоепланирование

На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляетсяинтегрированноекалендарно-тематическоепланированиепоучебнымдисциплинам.Всоставлении календарно-тематического планирования принимают участие учителяначальных классов, учителя-дефектологи. Это объясняется тем, что количество часов поучебным дисциплинам, содержание тем образовательной программы следуетраспределить для изучения в общеобразовательном классе и в классе коррекционно-педагогической поддержки. Программы образовательных учреждений изучаютсяучителями и сводятся совместно со специалистами коррекционного образования такимобразом в календарно-тематическое планирование, чтобы на одном уроке дети разныхуровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками потеме, должна быть адекватна его образовательной программе. Контрольные и творческиеработы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваютсясогласнотребованиямучебнойпрограммы.

Поурочноепланированиепедагогамишколысоставляетсяисходяизтребований

отобранныхобразовательныхпрограммдляобученияучащихсявинтегрированномобщеобразовательномклассе.

Поурочноепланированиебазируется на учебном плане образовательногоучреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантнаячасть учебного плана содержит в себе федеральный и национально-региональныйкомпоненты. Федеральный компонент обеспечивает удовлетворение образовательныхпотребностейврамкахгосударственногостандарта,гарантируетовладениевыпускникамизнаниями, умениями, навыками, обеспечивающими возможность продолженияобразования. Национально-региональный компонент обеспечивает включение всодержание образования вопросов, связанных со спецификой той или иной областистраны (географические, социальные, производственные, экономические, экологические,этнические, культурные и т.п.), которые органично входят в соответствующиеобразовательныеобластиврамкахчасовучебныхпредметов.

Спецификасоставленияшкольныхучебныхплановдлядетейсзадержкойпсихическогоразвития

Вариативнаячастьучебного планаобеспеченаучебно-методическимкомплексомвчасти дополнительных часов, предоставленных на предметы, которые усиливают,расширяют и углубляют знания учащихся. В качестве примера рассмотрим спецификусоставления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития,интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников, на начальнойступениобучения.

Учебныйпланначальногообщегообразованияобучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)(Iотделение)

Предметныеобласти

Учебныепредметы

Количествочасовв годпо классам

Всего

I

дополнительный

I

II

III

IV

+I

дополнительный

-I

дополнительный

+I

дополнительный

-I

дополнитель

ный

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

-

-

-

136

136

136

408

408

Обучениеграмоте

165

132

165

-

-

-

297

165

Литературноечтение

-

-

-

136

136

102

374

374

Математика        и

информатика

Математика

132

132

132

136

136

136

672

540

Обществознаниеи

естествознание

Окружающиймир

66

66

66

68

68

68

336

270

Основырелигиозныхкультур        и

светскойэтики

Основырелигиозныхкультурисветскойэтики.

-

-

-

-

-

34

34

34

Искусство

Изобразительная

деятельность

33

33

33

34

34

34

168

135

Музыка

33

33

33

34

34

34

168

135

Технология

Труд

33

33

33

34

34

34

168

135

Физическая

культура

Физическаякультура

99

99

99

102

102

102

504

405

Итого

561

528

561

680

680

680

3129

2601

Частьучебногоплана,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений(при5-

дневнойучебнойнеделе)

Роднойязык(русский)

16,5

16,5

16,5

17

17

17

84

67,5

Литературноечтениенародномязыке

(русском)

16,5

16,5

16,5

17

17

17

84

67,5

Русскийязык

99

132

99

-

-

-

231

99

Иностранныйязык(английский)

-

-

-

68

68

68

204

204

Итого

132

165

132

102

102

102

603

438

Предельно                допустимая        годоваянагрузка        (при        5-дневной        учебной

неделе)

693

693

693

782

782

782

3732

3039

Направления        внеурочной

деятельности        (исключаякоррекционно-развивающуюобласть)

99

99

99

102

102

102

504

405

Коррекционно

-развивающаяобласть

Коррекционныекурсы

Количество часовв годпо классам

Всего

I

дополнительный

I

II

III

IV

+I

дополнительный

-I

дополнительный

+I

дополните

льный

-I

дополнительный

Произношение

66

66

66

68

-

-

200

134

Развитиеречи

66

66

66

68

136

136

472

406

Логопедическаяритмика

33

33

33

34

34

34

168

135

Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическаяработа

66

66

66

68

68

68

336

270

Итого        (коррекционно-развивающая

область)

231

231

231

238

238

238

1176

945

Всего        (направления        внеурочной

деятельности)

330

330

330

340

340

340

1680

1350

Всегокфинансированию

1023

1023

1023

1122

1122

1122

5412

4389

Недельный учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант 5.2)

(Iотделение)

Предметныеобласти

Учебныепредметы

Количествочасов внеделюпоклассам

Всего

I

дополнительный

I

II

III

IV

+I

дополнительный

-I

дополнительный

+I

дополнительный

-I

дополнительный

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

-

-

-

4

4

4

12

12

Обучениеграмоте

5

4

5

-

-

-

9

5

Литературноечтение

-

-

-

4

4

3

11

11

Математика        иинформатика

Математика

4

4

4

4

4

4

20

16

Обществознание        и

естествознание

Окружающиймир

2

2

2

2

2

2

10

8

Основырелигиозныхкультур        исветскойэтики

Основы        религиозныхкультури светскойэтики.

-

-

-

-

1

1

1

Искусство

Изобразительнаядеятельность

1

1

1

1

1

1

5

4

Музыка

1

1

1

1

1

1

5

4

Технология

Труд

1

1

1

1

1

1

5

4

Физическаякультура

Физическаякультура

3

3

3

3

3

3

15

12

Итого

17

16

17

20

20

20

93

77

Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений

Роднойязык(русский)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

05

2,5

2

Литературноечтениенародномязыке

(русском)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

05

2,5

2

Русскийязык

3

4

3

-

-

-

7

3

Иностранныйязык(английский)

-

-

-

2

2

2

6

6

Частьучебногоплана,формируемаяучастниками        образовательныхотношений(при5-дневнойучебнойнеделе)

4

5

4

3

3

3

18

13

Предельнодопустимаянедельнаянагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе)

21

21

21

23

23

23

111

90

Направления        внеурочной

деятельности        (исключаякоррекционно-развивающуюобласть)

3

3

3

3

3

3

15

12

Коррекционно

-развивающаяобласть

Коррекционныекурсы

Количество        часов        в        неделю        поклассам

Всего

I

дополнительный

I

II

III

IV

+I

дополнительный

-I

дополнительный

+I

дополнительный

-I

дополнительный

Произношение

2

2

2

2

6

4

Развитиеречи

2

2

2

2

4

4

14

12

Логопедическаяритмика

1

1

1

1

1

1

5

4

Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическая работа

2

2

2

2

2

2

10

8

Итого        (коррекционно-развивающаяобласть)

7

7

7

7

7

7

35

28

Всего        (направления        внеурочнойдеятельности)

10

10

10

10

10

10

50

40

Всегокфинансированию

31

31

31

33

33

33

161

130

Годовой учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант5.2)(IIотделение)

Предметныеобласти

Учебныепредметы

Количество        часов        вклассам

год        по

Всего

I

II

III

IV

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

-

136

136

136

408

Обучениеграмоте

165

-

-

165

Литературное

чтение

-

136

136

102

374

Иностранныйязык

-

68

68

68

204

Математика        и

информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание        и

естествознание

Окружающиймир

66

68

68

68

270

Основы религиозныхкультурисветскойэтики.

Основырелигиозныхкультурисветской

этики.

-

-

-

34

34

Искусство

Изобразительная

деятельность

33

34

34

34

135

Музыка

33

34

34

34

135

Технология

Труд

33

34

34

34

135

Физическаякультура

Физическая

культура

99

102

102

68

374

Итого

561

748

748

748

2805

Частьучебногоплана,формируемогоучастниками        образовательныхотношений(при5-дневнойучебной

неделе)

132

34

34

34

234

Предельнодопустимаягодоваянагрузка

(при5-дневнойучебнойнеделе)

693

782

782

782

3039

Направления        внеурочнойдеятельности(исключая        коррекционно-развивающую

область)

99

102

102

102

405

Коррекционно-развивающаяобласть

Коррекционныекурсы

Количество часов в год поклассам

Всего

I

II

III

IV

Произношение

33

34

-

-

67

Развитиеречи

66

68

68

68

270

Логопедическая

ритмика

66

68

102

102

338

Индивидуальнаялогопедическаяработа

и

подгрупповая

66

68

68

68

270

Итого        (коррекционно-развивающаяобласть)

231

238

238

238

945

Всего        (направления        внеурочнойдеятельности)

330

340

340

340

1350

Всегокфинансированию

1023

1122

1122

1122

4389

Недельный учебный план начального общего образованияобучающихсястяжелыминарушениямиречи(вариант5.2)(IIотделение)

Предметныеобласти

Учебныепредметы

Количествочасоввнеделюпоклассам

Всего

I

II

III

IV

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

-

4

4

4

12

Обучениеграмоте

5

-

-

-

5

Литературноечтение

-

4

4

4

12

Иностранныйязык

-

1

1

1

3

Математика        и

информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание        и

естествознание

Окружающиймир

2

2

2

2

8

Основырелигиозных

культур        и        светскойэтики

Основы        религиозных

культур        и        светскойэтики

-

-

-

1

1

Искусство

Изобразительнаядеятельность

1

1

1

1

4

Музыка

1

1

1

1

4

Технология

Труд

2

2

2

2

8

Физическаякультура

Физическаякультура

3

3

3

3

11

Итого

18

22

22

22

84

Часть        учебного        плана,        формируемаяучастниками        образовательных        отношений

(при5-дневнойнеделе)

3

1

1

1

6

Предельнодопустимаянедельнаянагрузка

(при5-дневнойучебнойнеделе)

21

23

23

23

90

Направления        внеурочной        деятельности

(исключая        коррекционно-развивающуюобласть)

3

3

3

3

12

Коррекционно-развивающаяобласть

Коррекционныекурсы

Количество часов в неделюпоклассам

Всего

I

II

III

IV

Произношение

1

1

-

-

2

Развитиеречи

2

2

1

1

6

Логопедическаяритмика

2

2

4

4

12

Индивидуальнаяиподгрупповаялогопедическаяработа

2

2

2

2

8

Итого(коррекционно-развивающаяобласть)

7

7

7

7

28

Всего        (направления        внеурочной

деятельности)

10

10

10

10

40

Всегокфинансированию

31

33

33

33

130

ОсобыеобразовательныепотребностиобучающихсянаIIотделениивцеломявляютсясходнымисприведеннымивышедляобучающихся наIотделении.

Неспособностьобучающихсякполноценномуусвоениюотдельныхучебныхпредметовадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммынедолжнаслужитьпрепятствием дляпродолженияобучениявобразовательнойорганизации.

ИнаIинаIIотделенияхколичествочасов,отводимыхнаизучениеучебныхпредметов«Обучениеграмоте»,«Русскийязык»,«Литературноечтение»икоррекционныхкурсов«Развитиеречи»,«Произношение»,«Логопедическаяритмика»может варьироваться в рамках отведенных на них часов с учетом психофизических иречевыхособенностейобучающихсяс ТНР.

Входекоррекционнойработыучастиобучающихсянормализуетсяречеваядеятельность,ионимогутпродолжитьсвоеобучениевобщеобразовательнойорганизации. Перевод осуществляется в течение обучения или по окончанию начальногообразованиясучетомрекомендацийпсихолого-медико-педагогическихкомиссийисучетоммненияродителей(законныхпредставителей).

Примерныйгодовойучебныйпланначальногообщегообразования

обучающихсясзадержкойпсихическогоразвития(вариант7.2)

Предметныеобласти

Классы

Учебныепредметы

Количествочасов

вгод

Всего

1

1

доп.

2

3

4

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

165

165

170

136

136

772

Литературноечтение

132

132

136

136

102

638

Иностранныйязык

-

-

-

34

34

68

Математикаи

информатика

Математика

132

132

136

136

136

672

Обществознаниеи

естествознание

Окружающиймир

66

66

68

68

68

336

Основырелигиозныхкультури

светскойэтики

Основы религиозныхкультур и светскойэтики

-

34

34

Искусство

Музыка

33

33

34

34

34

168

Изобразительноеискусство

33

33

34

34

34

168

Технология

Технология

33

33

34

34

34

168

Физическаякультура

Физическаякультура

99

99

102

102

102

504

Итого

693

693

714

714

714

3528

Часть,        формируемая        участниками

образовательногопроцесса

-

-

68

68

68

204

Роднойязык(русский)илитературное

чтениенародномязыке(русском)

-

-

34

34

34

102

Иностранныйязык(английский)

34

34

34

102

Максимально        допустимая        годовая

нагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе)

693

693

782

782

782

3732

Внеурочная        деятельность        (включая

коррекционно-развивающуюобласть):

330

330

340

340

340

1680

коррекционно-развивающаяобласть

231

231

238

238

238

1176

коррекционно-развивающиезанятия

198

198

204

204

204

1008

ритмика

33

33

34

34

34

168

направлениявнеурочнойдеятельности

99

99

102

102

102

504

Всегокфинансированию

1023

1023

1122

1122

1122

5412

Примерныйнедельныйучебныйпланначальногообщего образования

обучающихсясзадержкойпсихическогоразвития(вариант7.2)

Предметныеобласти

Классы

Учебныепредметы

Количествочасов

внеделю

Всего

1

11

2

3

4

Обязательнаячасть

Филология

Русскийязык

5

5

5

4

4

23

Литературноечтение

4

4

4

4

3

19

Иностранныйязык

-

-

-

1

1

2

Математика

иинформатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание

иестествознание

Окружающиймир

2

2

2

2

2

10

Основырелигиозных

культур исветскойэтики

Основы религиозныхкультур и светскойэтики

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительноеискусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическаякультура

Физическаякультура

3

3

3

3

3

15

Итого

21

21

21

21

21

105

Часть,        формируемая        участниками

образовательногопроцесса

-

-

2

2

2

6

Роднойязыкилитературноечтениена

родномязыке(русском)

-

-

1

1

1

3

Иностранныйязык(английский)

1

1

1

3

Максимально        допустимая        недельнаянагрузка(при5-дневнойучебнойнеделе)

21

21

23

23

23

111

Внеурочная        деятельность        (включая

коррекционно-развивающуюобласть):

10

10

10

10

10

50

коррекционно-развивающаяобласть

7

7

7

7

7

35

коррекционно-развивающиезанятия

6

6

6

6

6

30

ритмика

1

1

1

1

1

5

направлениявнеурочнойдеятельности

3

3

3

3

3

15

Итого

31

31

33

33

33

161

Критерииэффективностиинтегрированногообучения

Взавершенииостановимсянакритерияхэффективностиинтегрированногообучения,которыенеобходимочеткоотслеживатьиучитывать.Срединихотметим:

  • успешностьовладенияобразовательнойпрограммойдетьмисОВЗ;
  • отсутствиепропусковзанятийбезуважительнойпричины;
  • положительнаядинамикапсихосоматическогоздоровьяиснижениезаболеваемостидетейсОВЗ;
  • наличиедрузейудетейсОВЗсредидетейгруппыиодноклассников;
  • активностьучастиядетейвсистемедополнительногообразования;
  • участиеродителейвсопровождениидетейсОВЗ;
  • участиедетейиподростковвколлективныхвидахдеятельностиидр.

Вцеломразрабатываемаянамиконцепцияифункционирующаянаееосновемодель позволяет совершенствовать социальную политику, в том числе и нарайонном/городском уровне, формировать единое образовательно-воспитательноепространствоиреализовывать        законные права детей с различным уровнемпсихофизическогоразвития,акцентируявниманиенаперспективахихдальнейшегоразвития,автономизацииисоциализации.