Модель организации совместного обучения детей по АООП и основной образовательной программе МАОУ СОШ № 28 Октябрьского района г.Екатеринбурга

Лоева Наталия Викторовна

В совместной работе со специалистами, педагогами и администрацией школы реализую инклюзию в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inklyuziya.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации

совместного обучения детей по АООП

 и основной образовательной программе

МАОУ СОШ № 28

Октябрьского района

г.Екатеринбурга

Составители:

Директор МАОУ СОШ № 28 Суворова О.С.

Ио завуча нач.классов, учитель нач.классов Некрасова С.А.

Руководитель группы: учитель английского языка Капранова Н.А.

Учитель-дефектолог Черясова Л.Г.

Учитель-логопед Лоева Н.В.

Педагог-психолог Айдогду П.С.

Социальный педагог, педагог-психолог Третьякова А.С.

2021

Школьная модель организации совместного обучения детей по АООП и основной образовательной программе (далее «Модель») представляет собой инклюзию с элементами интеграции. Модель основана на совокупности принципов, норм, функциональных структур, последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов, обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды и  интеграции, реализацию целей и задач совместного обучения нормотипичных детей и детей  с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

В описании модели используются следующие понятия:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ)-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Интеграция обучающихся с ОВЗ – возможность совместной жизни и учения нормотипичных детей и детей с ОВЗ при поддержке и сопровождении этого процесса мерами экономического, дидактического и методического характера.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию длявсех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей ииндивидуальных возможностей (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

Задачи инклюзивного образования:

  • создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному  развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
  • создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со сверстниками;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического

сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее направление деятельности, сетевое взаимодействие с социальными партнерами;

  • оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

Образовательная среда-подсистема исторически сложившейся социокультурной среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых осуществляется развитие личности ребенка.

Инклюзивная образовательная среда-вид образовательной среды, как совокупности педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:

  • включение детей с ОВЗ в образовательное пространство; обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ;
  • формирование и развитие личности каждого из обучающихся.

Нормативными основаниями для разработки модели инклюзивного образования ОО являются:

  • ФЗ- 273 от 21.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (ст.12,ст.34,ст.42,ст.58,ст.55,ст.79);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам"
  • приказ Минобрнауки Россииот19.12.2014№1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • приказ Минобрнауки России от19.12.2014№1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями)";
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 № 07818 "Онаправлении Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ";
  • приказ Минздрава от20.06.2016№436н «Об утверждении Перечня заболеваний, наличие которых является основанием для организации обучения на дому»;
  • Устав автономного общеобразовательного  учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28»(далее –МАОУ СОШ № 28);
  • Иные локальные нормативные акты.

При общих нормативных, концептуальных, теоретико-методологических, основаниях, дидактических подходах при разработке модели инклюзивного образования конкретной школы необходимо учесть специфику контингента обучающихся, особенности социальных факторов, кадрового потенциала, с тем, чтобы выявить имеющиеся дефициты, наиболее актуальные проблемы и разработать способы их решения.

Основная цель Модели инклюзивного образования Школы

МАОУ СОШ № 28 ведет образовательную деятельность по адресу г. Екатеринбург, ул. Луганская, 1.

В настоящее время в нашей школе с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными проблемами в здоровье, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), дети с инвалидностью.

Ежегодно количество учащихся с ОВЗ составляет 8% от общей численности обучающихся в школе. Инклюзивное образование осуществляется в общеобразовательных классах.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические        разработки,                которые бы        обеспечивали коррекционно-развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений. Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ).Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке модели организации совместного обучения детей по АООП и основной образовательной программе МАОУ СОШ № 28.

При создании модели мы учитывали и внешние условия успешного инклюзивного образования:

  • Выявление нарушений в развитии и обучающихся (с момента поступления ребенка в ОУ);
  • Желание родителей обучать ребенка с ОВЗ вместе со всеми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • Наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
  • Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения, а также внутренние условия успешного инклюзивного образования:
  • Уровень психического и речевого развития,  соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным  стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки.

Цель и задачи модели

Цель:

Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся с ОВЗ в условиях МАОУ СОШ №28 в рамках ФГОС.

Развивать различные формы альтернативного обучения для максимально успешной адаптации в социуме.

Задачи:

  1. Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме.
  2. Организовать        повышение        профессиональной         компетентности педагогов        и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
  3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
  4. Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное и методическое.

Комплексная модель сопровождения детей с ОВЗ

МАОУ СОШ№28

Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях полной и частичной инклюзии с элементами интеграции.

Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР(5.1) коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов на одного обучающегося на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (7.1) на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).

Для учащихся с ЗПР (7.2) по ФГОС НОО в учебном плане отведены часы на коррекционно-развивающую работу: Коррекционно-развивающие занятия на основании рекомендаций ТПМПК и решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).

Частичная инклюзия- форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети-инвалиды обучаются по адаптированным общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным планом в условиях массовой общеобразовательной школы. Для обучающихся по ФГОС СООдля учащихся с интеллектуальными нарушениями в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том числе часы коррекционных занятий:

  • С учителем-логопедом;
  • С педагогом-психологом.

Ресурсы, имеющиеся в учреждении.

  • кадровые: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники.
  • материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно со временным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы, кабинет для работы учителя-логопеда, учителя–дефектолога (совместно с кабинетом начальной школы), педагога-психолога.
  • нормативные: должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк и т.д.
  • учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии, дефектологии, логопедии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.
  • психолого-медико-педагогические: ТПМПК, школьный ППк. Специалисты и учителя работают с учащимися школы в индивидуальной, подгрупповой, классно-урочной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребностей учащихся с ОВЗ.

Преимущества инклюзивного образования:

Всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр дополнительных образовательных программ по направлениям:

- спортивно-оздоровительное;

- духовно-нравственное;

- общеинтеллектуальное;

- социальное;

- общекультурное

Кружки и секции дополнительного  образования:

-Студия танца «Альтера» (4-8 класс)

-Студия игры на гитаре «Соло» (4-11 класс)

-«Шахматный всеобуч» (2, 4-5 класс)

-«Баскет-компани» (баскетбол) (1-8 класс)

-«Олимп» (волейбол) (1 класс)

-Мир поделок (1 класс)

-«Время футбола» (1-9 класс)

Внеурочная деятельность:

-«Юные инспектора движения» (3-4 класс)

-Ансамбль песни «Тоника» (2-6 класс)

-Волейбол

-«28 Кадр» (медиастудия)

-«Юным умникам и умницам»

-«Занимательный русский язык»

-«Занимательная лингвистика»

-«Вспомогательные исторические дисциплины»

- «За страницами учебника»

- «Шаги моего исследования»

-«Устройство государства»

- "Я - человек"

-«Я-вожатый»

- «Школа безопасности»

-«Краеведение»

-«Быт и нравы русского народа»

-«Музейные уроки»

-«Этнография»

- «Народоведение»

В Школе создана система традиционных социально-значимых, культурно-досуговых и познавательных мероприятий: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, ученические конференции, спартакиады, социальные акции.

Наша модель включает механизмы и организационные условия, направленные на координацию субъектов: детей и их родителей (законных представителей), педагогов, специалистов, а также социальных партнеров: учреждения дополнительного образования, медицинские организации, Центры диагностики и консультирования.

Разработка моделей позволила выявить актуальные проблемы в формировании инклюзивной практики образовательного учреждения, среди которых недостаточная компетентность педагогов в дидактических подходах, технологиях и методах работы с обучающимися с ОВЗ.

Внедрение представленных выше моделей в инклюзивную практику образовательного учреждения позволило консолидировать усилия коллектива по проектированию и апробации эффективных способов решения выявленных проблем. В их числе:

  • разработка и актуализация локальных нормативных актов, определяющих функционал отдельных специалистов и коллегиальных органов;
  • целенаправленная систематическая деятельность по развитию и совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную практику через специально организованные семинары, действующий на постоянной основе, получение дополнительного профессионального образования, участие в НПК.

Инклюзивная среда требует поддержки всех участников образовательного процесса, следовательно, кроме создания специальных условий для ребенка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей:

-наличие большого количества обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, требует использования методов экспресс-диагностики, вариативных способов поддержки ребенка и контроля результатов; применение минимальных по затратам рабочего времени способов ведения документации;

-нестабильное состояние обучающихся и отсутствие индивидуальных тьюторов, некоторые учащиеся требуют наличия возможности мобильно подключать к работе с ребенком различных специалистов, что является особенно проблематичным в первой половине дня, на которую приходится максимальная педагогическая нагрузка.

Формирование инклюзивной культуры,как принимающего отношения к особым детям предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно-вспомогательного и технического персонала Школы.

Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения. Формирование заинтересованности родителей достигается за счет повышения информированности и осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и имеющихся условиях его реализации; оказания родителям психолого-педагогической консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей, вовлечение родителей в организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том числе организацию и проведение акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих мастерских, фестивалей и т.п.

В качестве актуальных задач по-прежнему остаются задачи обеспечения максимальной включенности родителей (законных представителей) в:

-работу коллегиальных органов управления: ППк, родительских комитетов, как эффективных организационно-управленческих механизмов для решения насущных образовательных проблем;

-деятельностьпо реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также предоставление возможности для дополнения и изменения образовательной траектории школьников с учетом особенностей здоровья и перспектив дальнейшего обучения.

Содержательно в пространственно-предметный компонент образовательной среды включены: архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций школьного дизайна, размер и пространственная структура помещений в здании школы.

При      разработке       пространственно-архитектурного       компонента инклюзивной образовательной среды приоритетной целью становится обеспечение «универсальной безбарьерной среды», обеспеченности современными средствами, системами, оборудованием, соответствующим образовательным потребностям детей.

Психодидактическийкомпонент инклюзивной образовательной среды предполагает разработку и реализацию содержания общего и дополнительного образования, внедрение современных образовательных технологий и их адаптацию с учетом образовательных потребностей обучающихся, организацию мероприятий по оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и их родителям, организацию воспитательной работы и т.д.

Успешность в решении обозначенных задач в значительной степени определяется кадровым ресурсом, готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, к овладению необходимыми профессиональными компетенциями, их развитию и совершенствованию. Координация деятельности педагогов, специалистов, командный подход в решении актуальных проблем, возникающих в образовательной практике являются необходимым условием достижения целей и задач инклюзивной практики.

Обеспечение координации деятельности достигается посредством:

  • четкого распределения функционала педагогических работников;
  • регламентации деятельности специалистов при поступлении в образовательную организацию ребенка с ОВЗ, переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу, реализации индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной ПМПК;

Необходимым организационным условием инклюзивного образования является проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволяют обеспечивать комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие проблемы.

Критерии( индикаторы)оценки результативности модели

В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:

  • привлечение дополнительных средств, для создания доступной среды (проекты,конкурсы);

-готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного образования, развивать и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции;

  • своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального образования по программам инклюзивной направленности;
  • увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в профессионально-направленных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности;
  • участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности, через коллегиальные органы управления, родительские объединения; увеличение количества мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных представителей);

Результаты:

  • Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации.
  • Организован учебный процесс, для данной категории учащихся с применением различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом,учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом в соответствии с заключением ТПМПК, программой коррекционных курсов, образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям ПМПК и психолого-педагогического консилиума МАОУ СОШ № 28.
  • Обучающиеся с ОВЗ получают документ об образовании установленного образца, успешно адаптируются в социуме.