Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

1. Организация сопровождения обучающихся;

2. Организация сопровождения педагогов образовательной организации;

3. Организация сопровождения родителей, как полноценных участниклв образовательных отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Организация психолого-педагогических условий в соответствии с требованиями ФГОС ДО

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики.  Ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  •  гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.

 Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:

  •  уважение личности ребенка;
  • использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • построение образовательной  деятельности        на      основе          взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • защита от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
  • мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Повышение уровня психолого-педагогической культуры и оказание психологической поддержки педагогам  и родителям  осуществляется через такие формы как семинары, консультации, круглые столы:  «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО», «Психолого-педагогические условия реализации программы», «Роль педагога в создании условий реализации программы». Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, тренинги, папки-передвижки, памятки, анкетирование, сайт учреждения, сайт Профильного информационно-консультативного пункта «ПроЗрение»,  персональные сайты педагогов, в том числе в рамках работы «Школы первоклассных родителей».

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных 

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми  имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных  процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых  занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей,  а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается  индивидуальный образовательный  маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются  адаптивные образовательные программы.

В  работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации  инновационной  деятельности  в ДОУ.

Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и  коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).

Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль);  познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.

 Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

 



Предварительный просмотр:

Приложение № 2.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

НА 2021-2022 ГОД

Задачи:

  1.  получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и возможных проблем у участников воспитательно-образовательного процесса и определения путей для их разрешения.
  2. создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
  3. оптимизация взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития
  4. предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, через создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей воспитанников.

Сроки проведения

Вид работы

Условия выполнения работы

Октябрь.

Выступления на общих родительских собраниях на тему…»

1.Адаптация ребенка к условиям детского сада.

2. «А вам пора в школу?»

3. «Семь звезд упрямства, кризис 3 лет»

4. «Как понять своего малыша?»

5.«Психологическая безопасность ребенка в семье».

6.«Скоро в школу. Результаты диагностики готовности к школе»

Выступление с демонстрацией презентации.

Удовлетворенность родителей работой детского сада

Анкетирование родителей

Ноябрь

Составление памяток, буклетов для родителей:

- «Как правильно вести себя с ребёнком»

Подготовка буклетов и памяток для родителей.

Декабрь

- «Критерии готовности ребёнка к школе»

Подготовка буклетов и памяток для родителей.

Февраль

- «Половозрастная идентификация в дошкольном возрасте»

Подготовка буклетов и памяток для родителей.

 Уровень осведомленности родителей о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста

Тестирование родителей

Март

- «Детские конфликты»

Подготовка буклетов и памяток для родителей.

Апрель

Степень адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ

Анкетирование родителей

Май

Оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Индивидуальные рекомендации родителям, педагогам.

Март

Уровень готовности детей подготовительных к школе групп к обучению в школе

Анкетирование родителей

Октябрь – май (по запросу)

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы детей (по результатам диагностики):

1.        уровня познавательного развития

2.        отклонения в эмоционально – волевой сфере

3.        готовность к обучению в школе

Составление индивидуальных заключений по результатам диагностики, заполнение диагностических протоколов.

Разработка индивидуальных рекомендаций.


Приложение № 3

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

НА 2021-2022 ГОД

  1. получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и возможных проблем у участников воспитательно-образовательного процесса и определения путей для их разрешения.
  2. создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
  3. оптимизация взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития
  4. предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, через создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей воспитанников.

Сроки проведения

Вид работы

Условия выполнения работы

Сентябрь

Игры с песком

Лекция

Октябрь

Диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива

Составление отчета и рекомендаций для администрации ДОУ

Ноябрь

Профилактика буллинга

Беседа-дискуссия        

Уровень осведомленности педагогов группы раннего возраста о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста

Составление рекомендаций для воспитателей групп ран-него возраста

Октябрь - май

Уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Составление рекомендаций для воспитателей групп ран-него возраста

Октябрь-февраль

Консультирование воспитателей и родителей по созданию условий для успешной адаптации детей в детском саду, преодоление дезадаптации.

Индивидуальные рекомендации педагогам (согласно результатам наблюдения и диагностики).

Октябрь - февраль

Индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы детей, по результатам диагностики:

  1. уровня познавательного развития
  2. отклонений в эмоционально-волевой сфере
  3. готовность к обучению в школе

Консультации по запросу

Февраль

Обучение чтению по методике Зайцева

Семинар-практикум        

Апрель

Профилактика профессионального выгорания

Практикум для воспитателей        

Октябрь – май

Составление памяток, буклетов для педагогов:

- «Правила речевого общения с ребенком»

- «Как разрешить конфликт среди дошкольников»

- «Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»

- «Игры с песком»

- «Адаптация к ДОУ»

- «Возрастные особенности детей!

- « Ребенок кусается! Что делать?»

-«Формируем навыки самообслуживания».

Памятки для воспитателей


Приложение № 4

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с «Островок»

_____________Завьялова. В.М

«____» «____________» 20___г.

Циклограмма работы

Педагога-психолога МЮДОУ детского сада «Островок»

Из расчета на 1 ставку

На 202__-202___учебный год

День недели

Время

Содержание деятельности

Направление работы

Общее количество времени

Понедельник

08.00-16.00

08.00-09.00

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

1 ч.

09.00-11.00

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

2 ч.

11.00-12.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

1 ч.

12.00-13.00

Обеденный перерыв

13.00-15.00

Работа с педагогами (проведение индивидуальных консультаций, семинаров, итд(

Консультирование, психологическая профилактика и просвещение

2 ч.

15.00-16.00

Диагностическая работа с детьми

Психологическая диагностика

1 ч.

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

6 ч.

Общее количество часов методической работы

1 ч.

Итого

7 ч.

День недели

Время

Содержание деятельности

Направление работы

Общее количество времени

Вторник

08.00-16.30

08.00-09.00

Индивидуальная работа с детьми

Коррекционно-развивающее

1 ч.

09.00-11.00

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

2 ч.

11.00-12.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

1 ч.

12.00-13.00

Обеденный перерыв

13.00-13.30

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

0,5 ч.

13.30-14.30

Работа с педагогами

Методический час, семинары, тренинги и. т.д

1 ч.

14.30-15.30

Работа с родителями (консультирование, проведение семинаров, тренингов и т.д)

Консультирование, психологическая профилактика и просвещение

1 ч.

15.30-16.30

Диагностическая работа с детьми

Психологическая диагностика

1 ч.

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

6 ч.

Общее количество часов методической работы

1.5 ч

Итого

7.5 ч.

День недели

Время

Содержание деятельности

Направление работы

Общее количество времени

Среда

08.00-16.30

08.00-10.00

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

2 ч.

10.00-12.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

2 ч.

12.00-13.00

Обеденный перерыв

13.00-15.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

2 ч.

15.00-16.30

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

1.5 ч.

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

3,5 ч.

Общее количество часов методической работы

4 ч.

Итого

7,5 Фч.

День недели

Время

Содержание деятельности

Направление работы

Общее количество времени

Четверг

08.00-17.00

08.00-12.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

4 ч.

12.00-13.00

Обеденный перерыв

13.00-17.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

4 ч.

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

0 ч.

Общее количество часов методической работы

8 ч.

Итого

8 ч.

День недели

Время

Содержание деятельности

Направление работы

Общее количество времени

Пятница

08.00-15.00

08.00-09.00

Консультирование родителей

Консультирование

1 ч.

09.00-11.00

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми

Коррекционно-развивающее

2 ч.

11.00-12.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

1 ч.

12.00-13.00

Выполнение организационно-методической работы

Работа с личным сайтом

1 ч.

13.00-15.00

Выполнение организационно-методической работы

Организационно-методическое

2 ч

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

3 ч.

Общее количество часов методической работы

3 ч.

Итого

6 ч.

Общие показатели распределения времени на неделю.

Общее количество часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса

18 ч.

Общее количество часов методической работы

18 ч.

Итого

36 ч.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

 Сахалинской области

План работы с детьми

на 2019-2020 учебный год

Педагог– психолог

Хохлова.К.Ю.

п.г.т. Смирных

2019 г.


п/п

Название работы

Условия

проведения

        

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с детьми

1.

Отслеживание прохождения адаптационного периода у детей младшего дошкольного возраста.

Наблюдение

Педагог-

психолог

Сентябрь - октябрь

Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Памятки

2.

Итоги процесса адаптации у детей младшего дошкольного возраста

Анализ

результатов

проведенных

диагностик

Педагог-

психолог

Октябрь

Ноябрь

Разработка плана совместной коррекционной работы педагога- психолога, воспитателей и проф. специалистов.

Заключение

3.

Диагностика познавательного развития детей подготовительных групп.

Индивидуальная

Диагностика по запросу

Педагог-

психолог

Сентябрь- октябрь Апрель - май

Планирование коррекционноразвивающей работы.

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Определение динамики развития детей, эффективности коррекционно-развивающей работы.

Заключение.

4.

Изучение и определение негативных факторов, влияющих на развитие детей в детском саду и семье

Анализ

Результатов проведенных диагностик

Педагог-

Психолог, профильные специалисты

Октябрь

ноябрь

Разработка плана совместной коррекционной работы профильных специалистов.

Заключение

5.

Диагностика эмоциональноличностных особенностей детей подготовительных групп (эмоциональная сфера, тревожность) - выборочно - по результатам опроса педагогов

Индивидуальная

диагностика

Педагог-

психолог

Декабрь

Определение наличия и причин эмоционально-личностных нарушений у детей. Планирование коррекционной работы с детьми. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Заключение.

6.

Диагностика познавательного и эмоционального развития одаренных детей подготовительных групп – выборочно по результатам опроса педагогов.

Индивидуальная

диагностика

Педагог-

психолог

В течение года

Выявление умственно одаренных детей, уровня познавательного развития и эмоциональной сферы для оказания им психологической поддержки. Разработка индивидуального маршрута развития ребенка, рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.

7

Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп (предварительная)

Фронтальная диагностика

Педагог-психолог

Октябрь-ноябрь

Определение уровня психологической подготовки детей к школе. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Заключение.

8

Диагностика

психологической готовности к школьному обучению детей подготовительных групп.

Индивидуальная Групповая диагностика

Педагог-

психолог

Апрель - май

Определение уровня психологической подготовки детей к школе, динамики за несколько лет (в рамках мониторинга МБДОУ). Информирование педагогов на итоговом педсовете. Заключение.

10

Индивидуальная и групповая психологическая диагностика в соответствии с запросом администрации и родителей

Групповая и индивидуальная диагностика, наблюдение

Педагог-

психолог

В течение года

Предупреждение отклонений в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития детей; Организация профилактической и развивающей работы на ранних этапах развития ребенка. Заключение.

11

Психологическая гостиная «Антистрессовое застолье»

Рисуночная техника «Обед»

Педагог-психолог,

По плану Психологической гостиной

(декабрь)

12.

Тренинг-решение «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Психологическая гостиная

педагог- психолог

По плану Психологической гостиной, март-апрель

Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми.

13

Идея толерантности в повседневной практике межличностного общения детей дошкольного возраста на основе использования средств анимации.

консультация

Педагог-

Психолог, Воспитатель ДОУ

Декабрь

Составление списка рекомендованных к просмотру детьми в ДОУ развивающих и мультипликационных фильмов и программ, определение регламента просмотра развивающих мультфильмов в ДОУ. Протокол.

14

Участие в заседаниях ПМПк ДОУ

Заседания

Зам. зав по ВМР, педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги

Плановые и внеплановые

Разработка маршрутов коррекционной работы, рекомендаций для педагогов и родителей по организации воспитательно- образовательного взаимодействия с детьми. Протокол

15.

1. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Антистрессовое застолье»

2. Самоанализ  «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Занятия Психологической гостиной

Педагог-психолог

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Профилактика профессиональных деформаций. Журнал групповых форм работы.

Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы

16

Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска»

Организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог,

профильные

специалисты

В течение года

Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы.

17

Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей»

Организованная совместная деятельность

Педагог-психолог, педагог дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию

По плану работы «Педагогического калейдоскопа

» октябрь

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы

18

Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений

Родительское

собрание

Педагог-

психолог

Октябрь - ноябрь, апрель - май

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы



Предварительный просмотр:

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами

1.

Анкетирование воспитатилей  подготовительных групп «Проявление признаков одаренности у дошкольников».

Анкетирование

Педагог-

психолог

Ноябрь

Выявление детей с признаками умственной одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы. Заключение.

2.

Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ «Психологический климат и психологическое здоровье в педагогическом коллективе»

Анкетирование

Педагог-

психолог

декабрь

Январь

Выработка рекомендаций по улучшению психологического климата, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов, улучшения условий психологического здоровья сотрудников.

Заключение.

3.

Опрос педагогов по выявлению детей «группы риска»

Заполнение

бланка

опросника

Педагог-

психолог

Декабрь - январь

Выявление детей с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами. Разработка совместного плана коррекционной работы профильных специалистов. Заключение

4.

Оценка уровня эффективности работы педагогического коллектива, компетентности педагогов (Диагностика педагогов по направлениям мониторинга качества образования МБДОУ)

Диагностика

Педагог-

психолог

Апрель - май

Выработка рекомендаций по повышению уровня профессионализма педагогов, оптимизации стилей межличностного взаимодействия педагогов с детьми.

Заключение.

5.

Анкетирование воспитателей «Трудности в работе воспитателей»

Заполнение бланка опросника

Педагог-психолог, Старший воспитатель

По запросу

Определение направлений помощи молодым специалистам, воспитателям со стажем работы в современных условиях работы ДОУ.

6.

Психологическая гостиная «Антистрессовое застолье»

Рисуночная техника «Обед»

Педагог-психолог,

По плану Психологической гостиной

(декабрь)

7

Тренинг-решение «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Психологическая гостиная

педагог- психолог

По плану Психологической гостиной, март-апрель

Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми.

8

Идея толерантности в повседневной практике межличностного общения детей дошкольного возраста на основе использования средств анимации.

консультация

Педагог-

Психолог, Воспитатель ДОУ

Декабрь

Составление списка рекомендованных к просмотру детьми в ДОУ развивающих и мультипликационных фильмов и программ, определение регламента просмотра развивающих мультфильмов в ДОУ. Протокол.

9

Участие в заседаниях ПМПк ДОУ

Заседания

Зам. зав по ВМР, педагог- психолог, профильные специалисты, педагоги

Плановые и внеплановые

Разработка маршрутов коррекционной работы, рекомендаций для педагогов и родителей по организации воспитательно- образовательного взаимодействия с детьми. Протокол

1.

1. Практикум для молодых специалистов «Я идеальный воспитатель» ко Дню воспитателя.

2. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Антистрессовое застолье»

3. Самоанализ  «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Занятия Психологической гостиной

Педагог-психолог

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Повышение психологических знаний педагогов. Отработка способов взаимодействия. Профилактика профессиональных деформаций. Журнал групповых форм работы.

Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы

2.

Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска»

Организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог,

профильные

специалисты

В течение года

Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы.

3.

Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей»

Организованная совместная деятельность

Педагог-психолог, педагог дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию

По плану работы «Педагогического калейдоскопа

» октябрь

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы

6.

Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений

Родительское

собрание

Педагог-

психолог

Октябрь - ноябрь, апрель - май

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы

1.

Индивидуальное и групповое консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей.

  1. Итоги обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению

Консультация

Педагог-

психолог

В течение года

май

Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций.

Журнал консультаций

Информирование родителей о направлениях подготовительной к школе работы в летне-оздоровительный период.

2.

Консультация для педагогов и родителей, анкетирование «Составляющие и особенности

психологической готовности к школе»

Консультация

Педагог-психолог

Апрель

Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников.

3.

Консультация и анкетирование  родителей «Первый раз в детский сад. Помощь ребенку в период адаптации». Собрание «Навстречу школе»

Консультация

Педагог-психолог

Сентябрь-ноябрь (по плану)

Повышение психологических знаний педагогов и родителей. Журнал групповых форм работы.

4.

Социо-игровая технология в развитии детской субкультуры в условиях современного ДОУ

Консультация

Педагог-психолог

Декабрь

Повышение психолого-педагогических знаний педагогов. Анонс литературы по социо-игровой педагогике. Журнал групповых форм работы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

 Сахалинской области

План работы с педагогами

на 2019-2020 учебный год

Педагог– психолог

Хохлова.К.Ю.

п.г.т. Смирных

2019 г.



Предварительный просмотр:

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей младших групп в рамках социологического обследования.

Анкетирование

Педагог-

психолог,

воспитатели

Сентябрь-октябрь-ноябрь

Определение запроса родителей в рамках организации единого подхода в воспитательно образовательном процессе ДОУ и семьи. Заключение.

2.

Анкетирование родителей по адаптации ребенка в детском саду

Анкетирование

Педагог-

психолог,

воспитатели

Октябрь

Профилактика дезадаптации детей в ДОУ. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Заключение - к концу прохождения адаптации.

3.

Анкетирование родителей по выявлению общего представления относительно данных ребенка

Анкетирование

Педагог-

психолог,

воспитатели

Декабрь

Выявление детей с признаками одаренности для дальнейшей диагностической и развивающей работы.

Заключение.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

4

 Самоанализ  «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Занятия Психологической гостиной

Педагог-психолог

Декабрь

Февраль

Анализ условий для организации и развития игр детьми разного возраста. Осознание роли педагога на развитие детской игры по принципу партнерского взаимодействия с детьми Журнал групповых форм работы

5.

Индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска»

Организованная

совместная

деятельность

Педагог-

психолог,

профильные

специалисты

В течение года

Профилактика педагогической запущенности, девиантного поведения. Психологическая поддержка детей. Журналы индивид. и групповой работы.

6.

Консультация «Профилактика экранной зависимости у детей»

Организованная совместная деятельность

Педагог-психологю

 октябрь

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития детей. Журнал групповых форм работы

6.

Выступления на групповых родительских собраниях с использованием психологических упражнений

Родительское

собрание

Педагог-

психолог

Октябрь - ноябрь, апрель - май

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка. Журнал групповых форм работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

п/п

Название работы

Условия

проведения

Ответственный

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Работа с  родителями

1.

Индивидуальное и групповое консультирование по запросу администрации, педагогов по результатам диагностик и вопросам возрастной психологии, нормы и отклонений развития и обучения детей.

Итоги обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению

Консультация

Педагог-

психолог

В течение года

май

Решение конкретных психологических проблем. Разработка индивидуальных рекомендаций.

Журнал консультаций

Информирование родителей о направлениях подготовительной к школе работы в летне-оздоровительный период.

2.

Консультация для педагогов и родителей, анкетирование «Составляющие и особенности

психологической готовности к школе»

Консультация

Педагог-психолог

Апрель

Информирование и стимулирование педагогов к созданию условий для формирования компонентов психологической школьной готовности у старших дошкольников.

3.

Консультация и анкетирование  родителей «Первый раз в детский сад. Помощь ребенку в период адаптации». Собрание «Навстречу школе»

Консультация

Педагог-психолог

Сентябрь-ноябрь (по плану)

Повышение психологических знаний педагогов и родителей. Журнал групповых форм работы.

4.

Социо-игровая технология в развитии детской субкультуры в условиях современного ДОУ

Консультация

Педагог-психолог

Декабрь

Повышение психолого-педагогических знаний педагогов. Анонс литературы по социо-игровой педагогике. Журнал групповых форм работы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «Островок » п.г.т.Смирных

муниципального образования городской округ «Смирныховский»

 Сахалинской области

План работы с родителями

на 2019-2020 учебный год

Педагог– психолог

Хохлова.К.Ю.

п.г.т. Смирных

2019 г.



Предварительный просмотр:

Отчет  о проделанной работе с родителями.

Педагог- психолог: Хохлова К. Ю.

Взаимодействие с родителями ДОУ проходит в нескольких направлениях, гармонично дополняющих друг друга.

  1. Консультирование (индивидуальное, групповое), беседы;
  2. Психологическое просвещение и профилактика.

Таблица 11.

Вид работ

Краткое содержание.

Темы консультаций.

Кол-во консультаций

Консультирование

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам познавательной и эмоциональной сферы.

  1. Адаптация ребенка к ДОУ;
  2. Готовность к школьному обучению;
  3. Кризис 3-х лет
  4. Маленькие почемучки
  5. Мультфильмы для детей.
  6. Безопасность ребенка в сети интернет.
  7. Агрессия и агрессивность. В чем разница?

95

Из запланированных мною консультаций выполнены все выше перечисленные в полном объеме.

Также помимо запланированных консультаций есть консультации по запросу родителей. Чаще всего эти вопросы касаются адаптации, когда родители высказывают свои переживания, если, по их мнению, ребенок недостаточно быстро привык к детскому саду, вопрос формирования культурно-гигиенических навыков, вопросы, связанные с подготовкой детей к школьному обучению, частые конфликты со сверстниками, или воспитателем.

Данные о количестве запросов представлены на диаграмме ниже.

Вывод: Родители продолжают интересоваться вопросами воспитания и развития детей. Чаще всего поднимаются вопросы адаптации ребёнка к ДОУ, что говорит о заинтересованности родителей в облегчении протекания процесса адаптации. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Необходимо отметить, что в последнее время отношение родителей к психологу в детском саду изменилось, его уже не ассоциируют с неким медицинским работником, призванным лечить детей. Кроме того, наметился рост заинтересованности родителей в помощи воспитателям и психологу, а характер их запросов стал более конкретным и обоснованным.

Таблица 12.

Вид работ

Краткое содержание

Тема

Охват родителей  

Просвещение и профилактика.

Выступление на родительских собраниях.

  1. Кризис 3 –х лет
  2. Агрессивность у детей
  3. Готовность к школе
  4. Кризис 3-х лет
  5. Игрушки, мультики. Агрессивность у детей
  6. Мультфильмы для детей 3-4 лет.
  7. Самостоятельность. Социализация. Обслуживание
  8. Агрессивность у детей.
  9. Кризис 3 –х лет

170

Подготовка информации для родительских уголков в группах:

  1. адаптация ребенка к условиям детского сада.

2.        А вам пора в школу?

3.        Семь звезд упрямства

4.        Как понять своего малыша?

5.        Психологическая безопасность ребенка в семье.

6.        Скоро в школу. Результаты диагностики готовности к школе.

200

Составление памяток и буклетов для родителей:

  1. Как правильно вести себя с ребенком?
  2. Критерии готовности ребенка к школе.
  3. Половозрастная идентификация в дошкольном возрасте.
  4. Детские конфликты

200

Вывод: в среднем охват родителей по психологическому просвещению и профилактике в 2021-2022 гг. составил 200 человек.

В 2020-2021 учебном году эта цифра составила 216. Связано с тем, что весь прошлый учебный год наш детский сад посещали воспитанники детского сада №17 «Солнышко», который был закрыт на ремонт.

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на родительских собраниях (дистанционных), и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, буклетов.

Отмечу, что многие родителя стали значительно грамотнее в вопросах воспитания и образования детей. Они понимают, что на них также лежит ответственность за воспитание и качество образование детей.

Также в новом учебном году у нас появилась возможность вновь проводить очные родительские собрания, круглые столы, мастер классы для родителей. Что в последующем благоприятно скажется на взаимоотношениях детского сада и семьи.



Предварительный просмотр:

Отчет о работе с педагогами.

Педагог-психолог: Хохлова К. Ю.

Тема.

Вид работы. Условия выполнения.

Охват педагогов.

Игры с песком

Семинар – практикум

20

Профилактика буллинга.

Беседа – дискуссия.

20

Уровень осведомленности педагогов группы раннего возраста о вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.

Составление рекомендаций для воспитателей.

7

Уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Составление рекомендаций

7

Консультирование педагогов по созданию условий для успешной адаптации детей в детском саду

Индивидуальные рекомендации педагогам (согласно результатам наблюдения и диагностики)

7

Индивидуальные консультации воспитателям по проблемам эмоциональной и познавательной сферы детей.

Консультации по запросу.

20

Обучение чтению по методике Зайцева

Семинар-практикум

20

Профилактика профессионального выгорания

Семинар-практикум

20

Составление памяток и буклетов для воспитателей.

- как разрешить конфликты среди дошкольников;

- развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр;

- игры с песком;

- адаптация к ДОУ;

- Возрастные особенности детей;

- ребенок кусается. Что делать?

- формируем навыки самообслуживания.

20

Вывод: план консультаций выполнен на 100%.

Также взаимодействие с педагогами происходит во время посещения групп в режимных моментах.

За 2021 - 2022 год я посетила все возрастные группы в разные режимные моменты. Так как одна из задач моей работы – это сопровождение образовательного процесса, анализ взаимодействия детей друг с другом и педагогами, оценка их эмоционального состояния.

Посещая группы, я увидела, как педагоги общаются с детьми, на кого больше ориентируется при проведении ООД, кто из детей занимает лидирующую позицию в коллективе, насколько комфортно их пребывание в группе в целом

Это дает возможность увидеть нуждается ли кто из детей в помощи психолога, пообщаться с педагогами на волнующие их темы в области развития детей, психологического климата в детском коллективе, поведения детей, их адаптации и др.

При посещении групп во время свободной от ООД деятельности хочется отметить, что у нас в учреждении огромный прогресс при организации игровой деятельности. Дети во многих группах умеют играть в настольные игры, способны самостоятельно организовать сюжетно ролевую игру, умеют играть парами и/или небольшими группами. В конфликты вступают редко.

Чаще всего педагоги обращаются ко мне по следующим ситуативным проблемам:

  1. Развитие детей (подготовка к школе, возрастные особенности и др)
  2. Взаимоотношения с родителями;
  3. Поведение детей;
  4. Вопросы информационной безопасности;
  5. Вопросы адаптации к ДОУ;

Обращения воспитателей также носят разный характер. Чаще это какие-либо ситуативные моменты, которые решаются порядком рекомендаций и бесед с педагогом, ребенком, родителями.

Есть обращения, требующие более длительной терапии. Для таких детей я разрабатываю комплекс терапевтических мероприятий, в зависимости от проблемы, и провожу индивидуальные занятия коррекционной направленности.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводитдиагностику по основным направлениям:

- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;

- индивидуальная диагностика по запросам родителей;

- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;

- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии.

Цель  моей икоррекционной работы - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ,направлена:

- на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;

- повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

- овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

1. Игровая терапия

2. Арт-терапия

3. Куклотерапия

4. Песочная терапия

5. Психогимнастика

6. Элементы нейропсихологической коррекции

7. Релаксационные упражнения

8. Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности

9. Упражнения для развития познавательных процессов.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе я опираюсь на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе ориентируюсь на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

В моем арсенале        находятся диагностические средства, позволяющие дать развернутую оценку  особенностям  психического  развития  ребенка,  на  основе которой, возможно конкретизировать его готовность к освоению содержания Про граммы, определить те методы и приемы, которые могут способствовать наиболее успешному достижению образовательных результатов.

Название методики

Автор

Диагностика уровня развития детей и готовности к обучению в школе

Диагностика уровня развития детей и готовности к обучению в школе

Ориентировочный тест школьной зрелости

Керн - Йерасик

«МЭДИС», исследование интеллектуальных

особенностей детей

Е.И. Щелбанова, И.С. Аверина,

Е.Н.Задорина

Экспресс-диагностика

Павлова, Руденко

«Графический диктант», умение действовать по

правилу и ориентироваться на образец

Д.Б. Эльконин

Диагностика дошкольной зрелости

М. Битянова,

Какие предметы спрятаны в рисунках?

Немов Р.С.

Нелепицы в картинках

М. Битянова, О.Барчук

Назови слова

Е.В.Доценко

Корректурная проба

Б. Бурдон

Сюжетные картинки

Барташникова И.А.,

Барташников А.А.);

Построй домик

Головина Т.Н.

Найди лишний предмет

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

16 предметов

Семаго М.М.

Проведи линии

Е.А. Горбунова

На что это похоже?

Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко

«Пирамидка», уровень восприятия отношений

предметов по величине и овладение предметными действиями

«Разрезанные картинки», степень овладения

зрительным синтезом – объединение элементов в целостный образ

«Фигуры», особенности восприятия формы

«Кружки», особенности восприятия предметов по

величине

«Нарисуй человека»

Ф. Гудинаф – Д. Харрис

Диагностика эмоционально-личностных и социальных

качеств личности( адаптационные возможности детей)

Стреляу

Корректурная проба

Тулуз-Пьерон

Цветные прогрессивные матрицы

Дж. Ровен

«Десять слов», изучение произвольной

непосредственной памяти.

А.Р. Лурия

«Эталоны»

умение ориентироваться на эталон

О.М.Дьяченко

«Шифровка», способность концентрироваться на выполнении задания и умение переходить от одного

задания к другому.

Д. Векслер

Мотивационная готовность к школе

А.Л.Венгер

«Дорисовывание фигур», определение уровня развитие

воображения ребенка.

О. М. Дьяченко

Исследование детско-родительских отношений

«Три дерева» выявление особенностей

внутрисемейных отношений (с 5 лет)

Э.Клессман

«Кинетический рисунок семьи» (КРС), выявление отношения ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое

место в семье

Р. Бернс, С. Кауфман, А.И.Захаров, Г.Т.Хоментаускас.

«Сказка» изучение взаимоотношений в семье

Л. Дюсс

«Волшебный мир» изучение потребностей, значимых

переживаний и проблем ребенка

Л. Д. Столяренко

Опросник Басса-Дарки

выявление степени агрессивности родителей

Б.Брайклин,

З.Пиотровский,Э.Вагнер

Изучение межличностных отношений

«Картинки» диагностика коммуникативного развития

дошкольников, изучение межличностных отношений дошкольников

О.Е.

Смирнова,В.М.Холмогорова

«Маски», исследования общения ребенка со

сверстниками, определение статусного места в группе

модификация метода

“Социометрия”

Рисунок «Я и мой друг в детском саду»

Исследование индивидуальных особенностей и качеств личности

«Кактус», выявление состояния эмоциональной сферы

ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

М. А. Панфилова

Тесты детской апперцепции (CAT, CAT-H)

Методика «Лесенка» самооценка

«Несуществующее животное» изучение уровня

тревожности и самооценки младшего школьника

М.3.Друкаревич

Методика «Диагностика самооценки»

Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн

Цветовой тест отношений

А. Эткинд

Карта наблюдений (КН)

диагностики трудностей адаптация ребенка

Л.Стотт

Рисуночный тест «Дом-дерево-человек»

Дж.Бук

Методика выявления детских страхов «Страхи в

домиках»

А. И. Захаров, М. Панфилова

Углубленное диагностическое  обследование детей старшего дошкольного возраста  позволило выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей  помощи.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы -  коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.

Коррекционную группу по развитию познавательной сферы посещали 32 ребенка с низким и ниже среднего уровнем развития познавательных процессов, на сентябрь – 30 детей, на январь – 3 выбыло из ДОУ, 2 зачислено в коррекционную группу (всего 29), на май 1 ребенок выбыл (28 всего).

Работа велась с октября 2021г.  Дети были распределены на 4 мини-коррекционных группы (2 подготовительные и 2 старшие группы). С детьми 1 раз в неделю проводились групповые занятия. С детьми старшей группы велись занятия  по авторской коррекционно-развивающей программе «Путешествия. Открытия. Увлечения». Проведено 28 занятия (по 14 для каждой подгруппы). С детьми подготовительной к школе группы – по программе «Год до школы». Всего проведено 30 занятий (по 15 для каждой подгруппы)

С 16 детьми, имеющими  сложные нарушения,  дополнительно 1 раз в неделю  проводились индивидуальные коррекционно-развивающиее занятия по программе Цветик-семицветик: Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой. Всего проведено 176 индивидуальных занятия.

На занятиях проводилась работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации.

Кроме того, велась работа с их родителями и педагогами.  Воспитателям давались рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Динамика развития высших психических функций была позитивной.

Сентябрь 2021г.

Уровень

развития

Психические процессы  

Общая оценка развития

Внимание

Восприятие

Ауд. пам.

Виз. пам.

Мышление

Моторика

Высокий

Выше ср.

Средний

12-40%

16-53%

6-20%

1-3%

4-13%

Ниже ср.

7-23%

9-30%

6-20%

4-13%

13-43%

9-30%

14-47%

Низкий

11-37%

5-17%

18-60%

25-84%

17-57%

17-57%

16-53%

Январь 2022 г.

Уровень

развития

Психические процессы  

Общая оценка развития

Внимание

Восприятие

Ауд. пам.

Виз. пам.

Мышление

Моторика мелкая

Высокий

Выше ср.

Средний

15-51%

21-72%

11-38%

1-4%

4-15%

1-4%

Ниже ср.

8-27%

8-27%

14-48%

23-79%

23-79%

17-58%

23-79%

Низкий

6-22%

4-14%

5-17%

6-22%

8-27%

5-17%

Май 2022 г.

Уровень

развития

Психические процессы  

Общая оценка развития

Внимание

Восприятие

 Виз. пам.

Ауд. пам.

Мышление

Моторика мелкая

Высокий

2-7%

7-25%

6-21%

3-10%

7-25%

Выше ср.

1-4%

1-4%

1-4%

3-10%

2-8%

Средний

21-75%

17-61%

14-50%

12-44%

18-65%

17-61%

20-71%

Ниже ср.

4-14%

3-10%

7-25%

10-35%

6-21%

4-14%

6-21%

Низкий

1-4%

2-7%

1-4%

Итак, по результатам диагностики можно заключить, что по сравнению с результатами обследования детей коррекционной группы в сентябре 2015 года уровень интеллектуально-познавательного развития у большинства детей повысился. 20 детей (71%)  вышли на средний уровень.  2 (8%) на уровень выше среднего.  У 6 (21%) детей наблюдаются частичные положительные изменения. Выявлена положительная динамика в развитии всех составляющих интеллектуально-познавательного развития у каждого ребенка.

Если рассматривать каждую психическую функцию в отдельности, можно  увидеть, что в ходе коррекционных занятий хорошую динамику обнаруживают   визуальная память, мышление. Немного меньшую - мелкая моторика и внимание. Труднее всех детьми осваиваются процессы аудиального запоминания. Поэтому при дальнейшей коррекционной работе следует учесть это, и уделить большее внимание таким психическим процессам, внимание и аудиальная память, а также мелкой  моторике. Воспитателям в индивидуальных и подгрупповых занятиях использовать упражнения на развития психических процессов.

Выписано из коррекционной группы всего 24 ребенка. 14 из них – будущие школьники, 11 детей выпускается в школу с соответствующим возрасту уровнем развития.

Рекомендовано продолжить занятия  с психологом в коррекционной группе: 2 детям . 2 детям -  диагностическое обследование в начале 2022-2023 уч.года.

 

Группу по коррекции личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей посещали  33 ребенка группы риска, с наличием более чем трех показателей неблагополучия (нарушение семейных отношений, двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, страхи, неадекватная самооценка, проблемы в общении и взаимодействии, неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции).

Групповые коррекционно-развивающие занятия посещали 30 детей. Дети были разделены на 4 мини-коррекционные группы. С детьми проводились 1 раз в неделю групповые  занятия по авторской коррекционно-развивающей программе «Удивляюсь злюсь боюсь хвастаюсь и радуюсь» авт. С. В. крюкова Н. П. Слободяник. Всего проведено 40 занятия (для каждой мини-коррекционной группы по 10).

Индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия посещали 9 детей, 5 детей проходившие и групповую коррекцию, 4 детей  – только индивидуальные занятия. . Занятия с ними проводились с использованием среды сенсорной комнаты, методов песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, психодрамы, арттерапии.

 Всего проведено   95 индивидуальных занятий.

Как можно увидеть по результатам диагностики эмоционально-личностной сферы детей, большинство детей справилось со своими проблемами.  На сентябрь - списочный состав - 28 детей, в январе – выписано 3 ребенка,  поведение, эмоционально-волевая сфера нормализовались. Зачислено 5 детей. На май 1 выбыл.

Сентябрь 2021 г.

Уровень

выраженности

Тревожность

Страхи

Агрессия

Проблемы в общении

Произвольность

Самооценка

Высокий

26-93%

17-61%

14-50%

28-100%

1-3%

4-1`4%

Средний

2-7%

2-7%

1-3%

6-22%

2-7%

Низкий

9-32%

13-47%

21-75%

22-79%

Январь 2022 г.

Уровень

выраженности

Тревожность

Страхи

Агрессия

Проблемы в общении

Произвольность

Самооценка

Высокий

15-50%

5-17%

6-20%

12-40%

2-7%

2-7%

Средний

11-37%

11-37%

8-27%

14-47%

16-53%

15-50%

Низкий

4-13%

14-48%

16-53%

4-13%

12-40%

13-43%

Май 2022 г.

Уровень

выраженности

Тревожность

Агрессия

Проблемы в общении

Произвольность

Самооценка

Высокий

10-34%

4-14%

6-20%

3-10%

Средний

11-38%

5-17%

13-46%

19-65%

23-80%

Низкий

8-28%

20-69%

10-34%

7-25%

6-20%

Таким образом, отмечены положительные изменения в поведении детей и  эмоционально-личностной сфере. Острота проблем у большинства детей снижена.

Выписаны из коррекционной группы без нарушений 14 детей.

Рекомендовано продолжить занятия с психологом 15 детям, 9 детям рекомендовано продолжить занятия с психологом на следующий год после дополнительной диагностики.